Площадь жилых помещений - вопросы и ответы

Lenaan
Сообщений: 4
Зарегистрирован: Пт дек 21, 2007 12:57 pm

Площадь жилых помещений - вопросы и ответы

Сообщение Lenaan » Пт дек 21, 2007 1:01 pm

Здравствуйте. Может кто может подсказать входит ли в общую площадь одноквартирного жилого дома подвал и чердак, если можно, то с сылкой на законы или указы. В Жилищном кодексе Республики Беларусь сказано:
гл. 1 ст 1
общая площадь жилого помещения - суммарная площадь пола жилых и
подсобных помещений квартиры (одноквартирного жилого дома);
одноквартирный жилой дом - жилой дом, состоящий из одной
квартиры, вход в которую организован с придомовой территории;
подсобные помещения - помещения, находящиеся внутри квартиры
(одноквартирного жилого дома) и предназначенные для
хозяйственно-бытовых нужд проживающих (коридоры, санузлы, кладовые,
прихожие, кухни и другие нежилые помещения);

а что это за другие помещения?
Спасибо.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4128
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Площадь жилых помещений - вопросы и ответы

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 08, 2008 2:50 pm

Площадь жилых помещений: правовые и технические аспекты нормирования

Одним из первостепенных условий обеспечения принципов социальной справедливости при распределении жилья, оказании государственной поддержки гражданам при его строительстве, определении размера жилищно-коммунальных платежей, решении других вопросов, связанных с пользованием жильем является нормирование площади жилых помещений. При этом в качестве предмета нормирования выступают как жилая, так и общая площадь жилых помещений.

Соответствующие терминологические определения, используемые в области жилищных отношений, содержатся в статье 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Жилое помещение – это помещение, предназначенное и пригодное для проживания граждан;

Квартира – это жилое помещение, состоящее из одной либо нескольких жилых комнат, кухни и других подсобных помещений, вход в которое организован с придомовой территории или из вспомогательных помещений жилого дома.

Общая площадь жилого помещения – это суммарная площадь пола жилых и подсобных помещений квартиры (одноквартирного жилого дома).

Подсобные помещения – помещения, находящиеся внутри квартиры (одноквартирного жилого дома) и предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд проживающих (коридоры, санузлы, кладовые, прихожие, кухни и другие нежилые помещения).

Кроме того, по методологии Министерства статистики и анализа при составлении отчетности по жилищному фонду учитываются следующие терминологические определения.

Жилая комната - отдельное помещение для проживания в квартире (одноквартирном жилом доме, общежитии и других жилых домах), комната в жилом помещении, предназначенная для сна, отдыха, досуга, приема пищи, К жилым комнатам не относятся санитарные узлы, кухни, прихожие, гардеробные и тому подобные помещения, а также производственные помещения для индивидуальной трудовой деятельности или надомного труда, если выполняемые в этих помещениях процессы не могут быть совмещены с функциями жилых комнат.

Общая площадь квартир определяется как сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений (кухонь, коридоров, ванных (душевых), санузлов, кладовых, встроенных шкафов), а также мансард, мезонинов, террас, веранд, отапливаемых и пригодных для проживания. В общую площадь не включается площадь: чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных маршей и площадок, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц, балконов, лоджий, террас, мансард и мезонинов (не отапливаемых); отдельно стоящих летних кухонь, бань, сараев, беседок; а также площадь, занятая жилищно-эксплуатационными организациями, магазинами, поликлиниками, аптеками, отделениями связи, детскими учреждениями, организациями службы быта и так далее.

Нормирование жилой площади

Нормирование жилой площади имеет свою историю. Известно, что еще в 1919 году Наркомздравом были изданы Временные правила устройства жилых помещений. Этим документом было определено, что жилая площадь должна составлять не менее 8,25 кв.метра на одного человека. При этом минимальный объем воздуха жилых помещений должен был соответствовать следующим параметрам: 30 куб. метров на одного взрослого и 20 куб. метров – на одного ребенка до 14 лет.

Установленная Жилищным кодексом БССР (далее - ЖК) 1983 г. норма жилой площади в размере 12 кв. метров на одного человека (ст. 46) являлась по существу нормой пользования жилой площадью, обеспечивающей необходимые санитарно-гигиенические условия проживания (по санитарным правилам высота жилых помещений от пола до потолка должна быть не менее 2,5 м). Данная норма применялась при определении размера квартирной платы и излишней жилой площади, прописке временных жильцов и нанимателей, предоставлении жилых помещений в связи с капитальным ремонтом дома и собственникам сносимых домов и в ряде других случаев.

Основным критерием признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий был уровень обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи (так называемая учетная норма), определяемый облисполкомами, Минским горисполкомом совместно с советами профсоюзов. В Минске учетная норма была 6 кв. метров, в Солигорске и Молодечно - 6,5 кв. метров, в городах и поселках Брестской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областей - 7 кв. метров, в Витебске, Орше, Полоцке, Лепеле и других городах Витебской области - 7.1 кв. метров (в колхозах и совхозах этой области - 7.5 кв. метров), в сельской местности Гродненской области - 8 кв. метров. При установлении учетных норм принималось во внимание наличие жилищного фонда, объемы жилищного строительства, категории и перспективы развития как отдельных населенных пунктов, так и регионов, обеспеченность их трудовыми ресурсами и так далее. Был и еще один законный путь изменения учетной нормы, который зависел от отношения человека к труду.

По решению трудовых коллективов предприятий и организаций в коллективных договорах предусматривались для рабочих и служащих, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений, а также новаторов и передовиков производства, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в общественной жизни, льготные основания признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий (в том числе и увеличение учетной нормы) при обеспечении жильем по месту работы, а также количество жилой площади, выделяемой для этих целей. Увеличение учетной нормы могло осуществляться в пределах с 6 до 8 кв. метров, то есть не выше минимальной нормы предоставления жилых помещений. Достижение указанного предельного уровня, то есть улучшение жилищных условий, если в результате этого обеспеченность жилой площадью достигала 8 кв. метров на одного человека, а занимаемое жилое помещение отвечало установленным требованиям, являлось основанием для снятия граждан с квартирного учета как по месту работы, так и по месту жительства.

В жилищном законодательстве использовалась и норма предоставления жилых помещений, определяющая нижний и верхний пределы размера жилой площади в расчете на одного человека при предоставлении гражданам жилья. Ясно, что между нормой предоставления жилых помещений и учетной нормой должен был быть определенный разрыв, иначе могло случиться так, что семья, только получившая квартиру, сразу же вновь приобретала право для постановки на квартирный учет. Поэтому правилами предоставления жилых помещений эта норма была установлена в пределах от 8 до 12 кв. метров на одного человека. Существовала и норма дополнительной жилой площади, предоставляемой отдельным категориям граждан, имеющим особые заслуги перед обществом, или которым по состоянию здоровья была необходима дополнительная площадь или изолированное жилое помещение, а также, если эта площадь необходима по условиям и характеру выполнения основной работы. Дополнительная площадь предоставлялась в виде комнаты или в размере 10 кв. метров. Законодательством был установлен порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади, перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, и которым размер дополнительной жилой площади мог быть увеличен.

Соответствующее нормирование площади жилых помещений производилось и при обеспечении граждан жильем в домах жилищно-строительных кооперативов и в индивидуальном жилищном фонде. Если при постановке на квартирный учет в качестве критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий использовались практически те же учетные нормы, что и для проживания в домах государственного и общественного жилищного фонда, то при предоставлении и пользовании жилых помещений в домах ЖСК и индивидуальных домах применялись иные нормы. При постановке на учет желающих вступить в жилищно-строительный кооператив не применялись указанные учетные нормы к инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших или пропавших без вести в Великую Отечественную войну воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам, если они проживали в квартирах, находящихся в пользовании нескольких нанимателей либо членов жилищно-строительных кооперативов (так называемых коммунальных квартирах), или в жилых помещениях. неблагоустроенных применительно к условиям данного населенного пункта. Квартира члену жилищно-строительного кооператива предоставлялась в соответствии с количеством членов семьи и суммой его паевого взноса в размере от 8 до 15 кв. метров жилой площади на одного человека. Квартира могла быть предоставлена с превышением указанного предельного размера, если она была однокомнатной либо предназначалась для лиц разного пола старше 9 лет, кроме супругов.

При предоставлении квартиры учитывалось также право членов кооператива или членов его семьи на дополнительную жилую площадь.

Свои особенности имеет нормирование жилой площади в служебных жилых помещениях и общежитиях. Под служебные жилые помещения (предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него) выделяются, как правило, отдельные квартиры. Не допускается предоставление служебных жилых помещений в заселенных несколькими нанимателями квартирах, в которых хотя бы одно из помещений не является служебным. По прежним правилам предоставления жилых помещений (утверждены постановлением Совета Министров БССР и Белсовпрофа от 25 апреля 1984 г. № 135) размер предоставляемых гражданам служебных жилых помещений определялся облисполкомами. Минским горисполкомом совместно с советами профсоюзов. В городах, городских и рабочих поселках Брестской и Гомельской областей этот норматив составлял от 8 до 12 кв. метров жилой площади на одного члена семьи, в Гродненской области - не ниже 7 кв. метров, а Могилевской области - не менее 6 кв. метров, в Минской области -от 6 до 8 кв. метров и в Витебской области - не менее 5.5 кв. метров и не более 9 кв. метров жилой площади на каждого члена семьи.

В домах, принадлежащих колхозам и совхозам, служебные жилые помещения предоставлялись по норме от 8 до 12 кв. метров на одного человека. Более низкий уровень норм площади предоставления служебного жилья обусловливался более низким уровнем требований, предъявляемых к таким помещениям, по сравнению с требованиями, которым должны соответствовать обычные жилые помещения. Ведь служебное жилье рассматривалось, прежде всего как одно из главных средств для обеспечения надлежащего выполнения работниками своих трудовых обязанностей, а улучшение их жилищных условий расценивалось при этом как важная, но не основная цель предоставления таких помещений. В домах же колхозов и совхозов в соответствии с действовавшими нормами практически все жилые помещения являлись служебными и поэтому их предоставление осуществлялось по правилам, действовавшим в отношении обычного жилья.

Что касается общежитий, предназначенных для проживания рабочих и служащих, а также других граждан в период работы на данном предприятии, в учреждении, организации, то жилая площадь в них предоставлялась, как правило, в размере не менее 6 кв. метров на одного человека.

Социальным итогом нормирования использования жилой площади во всех разновидностях жилищного фонда в БССР в течение десятилетий стало в основном воспроизводство относительной однородности жилищных условий всего населения, что явилось важным вкладом в обеспечение социальной однородности советского общества, обеспечивало равенство в пользовании жилой площадью, не позволяло иметь площадь, превышающую потребительские цели ее использования, капитализировать жилье.

Нормирование общей площади

Согласно Гражданскому кодексу (далее - ГК) БССР 1964 г. в личной собственности гражданина мог находиться только один жилой дом (или часть его). Причем предельный размер дома или его части, находящихся в личной собственности гражданина, у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей, ограничивался 60 кв. метрами общей площади. В целях дальнейшего развития индивидуального жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан Указом Президиума Верховного Совета БССР от 14 января 1988 г. предельный размер индивидуального жилого дома (части дома) был увеличен до 130 кв. метров обшей площади. По ходатайству гражданина, имевшего большую семью либо право на дополнительную жилую площадь, исполком районного, городского, районного в городе Совета депутатов мог разрешить строительство либо приобретение жилого дома (или части его), общая площадь которого превышала 130 кв. метров. Действие данного Указа распространялось также на строительство либо приобретение квартиры в многоквартирном доме товарищества индивидуальных застройщиков.

Если в личной собственности гражданина или у совместно проживающих супругов оказывалось по основаниям, допускаемым законом, более одного жилого дома, собственник был вправе по своему выбору оставить в своей собственности любой из этих домов. Другой дом (дома) должен был быть собственником отчужден в течение одного года со дня возникновения права собственности на другой дом (дома).

Если гражданину, имеющему в собственности жилой дом (часть дома), предоставлялось жилое помещение в доме государственного или общественного жилищного фонда либо в доме ЖСК, собственник дома (части дома) также был обязан произвести его отчуждение в течение одного года со дня выдачи ордера на жилое помещение. В случаях, когда собственник не производил в установленный срок отчуждение излишнего дома, этот дом по решению исполкома соответствующего Совета депутатов подлежал принудительной продаже в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом БССР для исполнения судебных решений. Вырученные от продажи суммы после возмещения расходов, связанных с осуществлением принудительной продажи, передавались бывшему собственнику дома. Если продажа дома в принудительном порядке не могла состояться из-за отсутствия покупателей, дом по решению исполкома безвозмездно переходил в собственность государства.

Указанные правила действовали до 1 июля 1990 г., и в дальнейшем они применялись только при решении вопросов о законности приобретения гражданином в собственность другого жилого дома или сохранения в собственности гражданина жилого дома после приобретения квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в доме ЖСК до этой даты.

После 1 июля 1990 г. состав и стоимость имущества, приобретенного гражданином за счет его трудовых доходов и сбережений и по другим основаниям, допускаемым законом, уже не ограничивались. Жилые дома и квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в доме ЖСК перестали относиться к видам имущества, которое не могло находиться в собственности граждан. На законодательном уровне эти новые нормы были закреплены в статьях 17, 18, 19 Закона “О собственности в Белорусской ССР” (введен в действие с 1 января 1991 г.). Нормирование площади жилых помещений применялось в респуб­лике и при продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда. Правовые основы такой продажи были заложены постановлением Совета Министров СССР от 2 декаб­ря 1988 г. № 1400, а впоследствии закреплены законодательно с принятием Закона “О собственности в Республике Беларусь” (II декабря 1990 г.).

Положением “О продаже гражданам квартир в личную собственность” (утверждено постановлением Совета Министров БССР и Белсовпрофа от 6 июня 1989 г. №184 с изменениями и дополнениями а редакции постановления Совета Министров БССР от 22 февраля 1991 г. № 67) предусматривалось, что подлежат продаже гражданам занимаемые ими квартиры в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также незаселенные квартиры в домах, требующих реконструкции или капитального ремонта. Предельный размер продаваемых незаселенных квартир ограничивался 130 кв. метрами общей площади, по аналогии с тем, как это было установлено ГК Республики Беларусь для владельцев индивидуальных жилых домов. Исполкомам местных Советов депутатов, предприятиям, объединениям и организациям разрешалось передавать в собственность безвозмездно занимаемые инвалидами Великой Отечественной войны, семьями погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам, участниками Великой Отечественной войны, семьями лиц, погибших при исполнении государственных и общественных обязанностей, и воинами-интернационалистами квартиры в пределах 20 кв. метров обшей площади на каждого члена семьи. Площадь квартиры сверх указанной нормы выкупалась на общих основаниях.

Безвозмездно передавались в собственность граждан жилые помещения в неблагоустроенных одноэтажных жилых домах независимо от их размера, а также квартиры, полученные гражданами в домах государственного и общественного жилищного фонда в результате сноса жилых домов, принадлежащих им на праве собственности, в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд, если они не получили за эти дома денежной компенсации (касалось граждан, дома которых были снесены до 1 января 1982 г., то есть до момента вступления в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, устанавливающих обязательность выплаты денежной компенсации). Кроме занимаемых гражданами квартир и незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, разрешалась также продажа освобождаемых квартир в домах с пониженным качеством жилищ (с проходными комнатами, совмещенными санузлами, малогабаритными кухнями, с недостаточной освещенностью, повышенным шумом и т.п.) и освобождаемых гражданами квартир в результате замены на меньшую площадь. Причем гражданам, переселяющимся из больших квартир в меньшие, за счет средств, вырученных от продажи освобождаемых ими квартир, предусматривалась выплата разницы в стоимости этих жилых помещений. Граждане, проживавшие в квартире, заселенной несколькими нанимателями, в случае освобождения в ней жилых помещений другими нанимателями, имели право на приобретение в собственность всей квартиры.

После введения в действие Закона “О приватизации жилищного фонда” (1 июля 1992 г.) норма о безвозмездной передаче в собственность отдельным категориям граждан занимаемых жилых помещений в пределах 20 кв. метров общей площади на одного члена семьи была закреплена и в Положении “О приватизации жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда, их обслуживании и ремонте” (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 1992 г. № 398).

Нормирование площади жилых помещений в новых социально-экономических условиях сохраняет свое значение как инструмент реализации конституционных гарантий прав граждан на жилище. Вместе с тем, с изменением жилищной политики Республики Беларусь в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики введены совершенно новые институты и механизмы реализации этого права.

Концептуальные положения новой жилищной политики определены в Национальной жилищной программе, принятой Верховным Советом Республики Беларусь 24 февраля 1994 г. (уточненная редакция Программы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 мая 1999 г. № 640). В соответствии с Национальной жилищной программой Правительство республики в 1996 году принципиально изменило систему финансирования жилищного строительства.

При этом сохранены обязательства государства по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в социальной защите и имеющих в соответствии с законодательством льготы на получение жилья. Другая часть населения, состоящая на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, строит или покупает квартиры (индивидуальные дома) за счет собственных средств при финансовой поддержке государства в виде одноразовых безвозмездных субсидий либо льготных кредитов. Соответствующими указами Президента Республики Беларусь по вопросам жилищного строительства в 1996-1997 годах введена новая система льготного кредитования жилищно-строительных кооперативов, коллективов индивидуальных застройщиков, граждан, осуществляющих строительство индивидуального жилья, в порядке долевого участия и приобретающих жилые помещения по договорам купли-продажи. В новых условиях не только возросла роль нормирования площади жилых помещений как инструмента контроля государства за соблюдением принципов социальной справедливости, но и значительно расширена сфера применения данного нормирования.

При этом наряду с изменением количественных параметров применявшихся ранее норм, введены специальные нормы и требования при предоставлении жилых помещений социального пользования, при предоставлении одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов на строительство (реконструкцию) жилья и даже при покупке жилых помещений. Законодательно новые нормы закреплены в Жилищном кодексе Республики Беларусь (введен в действие с 1 июля 1999 г.), некоторые из них установлены соответствующими подзаконными нормативными актами. Так, новый институт найма жилых помещений социального пользования потребовал введения нового порядка предоставления и пользования таким жильем.

Такое жилье (квартира государственного жилищного фонда с типовыми потребительскими качествами) предоставляется в установленном порядке малообеспеченным нетрудоспособным гражданам (статья 12 ЖК) по норме в пределах 15-20 кв. метров обшей площади на одного человека (статья 81 ЖК). Превышение этой нормы возможно в случаях предоставления однокомнатной квартиры, предоставления жилья с учетом права на дополнительную, площадь и если жилье предназначено для лиц разного пола, кроме супругов. Дополнительная площадь сверх минимальной нормы предоставления обшей площади жилого помещения социального пользования (15 кв. метров) предоставляется только гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний согласно утверждаемому Министерством здравоохранения Перечню заболеваний в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади. Весьма важной мерой, направленной на обеспечение реализации принципов социальной справедливости, является сохранение в действующем ЖК института учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Наряду с существенным изменением и расширением оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий Кодекс изменил и так называемую учетную норму (статья 43 ЖК). Теперь на квартирный учет принимаются граждане, обеспеченность которых общей площадью жилого помещения, где они проживают (независимо от того, являются они нанимателями жилых помещений в государственном фонде или собственниками в частном), на одного члена семьи составляет менее 15 кв. метров (то есть менее минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования)

С введением в действие Жилищного кодекса Республики Беларусь всем гражданам, проживающим в коммунальных квартирах (то есть заселенных несколькими нанимателями), впервые предоставлена возможность стать на квартирный учет независимо от уровня обеспеченности жильем. По прежнему Кодексу таким правом пользовались только семьи, если в их составе имелись больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире или одной комнате было невозможным.

Данное нововведение наряду с разрешением приватизировать жилые помещения в коммунальных квартирах открыло дополнительные возможности улучшения жилищных условий проживающим там семьям (на 1 января 2008 г. в республике насчитывалось более 9,9 тыс. таких квартир). Такое же право предоставлено Указом Главы государства от 29 ноября 2005 г. № 565 (с последующими изменениями и дополнениями) и проживающим в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в пользование изолированных жилых комнат).

Не нормируется также уровень обеспеченности общей площадью жилья при постановке на квартирный учет и ряда других категорий граждан (проживающих в общежитиях и служебных жилых помещениях, по договору поднайма жилья в домах государственного жилищного фонда или по договору найма в домах частного жилищного фонда, в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, впервые вступивших в брак и не имеющих отдельной квартиры и других).

В действующем Жилищном кодексе законодательно закреплено и получившее на практике в последние годы универсальное назначение нормирование общей площади жилых помещений при субсидировании и льготном кредитовании граждан для строительства (реконструкции) или приобретения жилья.

Согласно статье 13 ЖК размеры субсидий и льготных кредитов определяются исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования (20 кв. метров.) В связи с этим пересмотрены применявшиеся ранее нормативы общей площади для начисления субсидий, которые были установлены Положением “О предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений” (утверждено постановлением Совета Министров от 11 августа 1998 г. № 1266), в следующих размерах: для одного человека - 28 кв. метров в городах и 38 кв. метров - в сельской местности; для двух человек - соответственно 36 и 52 кв. метра; для трех человек - 48 и 66 кв. метров; для четырех человек - 60 и 80 кв. метров; для пяти человек - 70 и 94 кв. метра.

В соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров от 30 апреля 2002 г. № 52, при начислении гражданам суммы базовой доли субсидии в расчет принимается максимальная норма предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, равная 20 кв. метрам общей площади жилого помещения на одного человека (при строительстве однокомнатной квартиры для одного человека - 36 кв. метров).

Для граждан, имеющих в соответствии с законодательством Республики Беларусь право на дополнительную жилую площадь по состоянию здоровья, норматив общей площади для начисления субсидии увеличивается на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего такое право. Следует отметить, что принимаемый в расчет норматив общей площади жилого помещения при начислении субсидии уменьшается на величину, представляющую собой разность между общей площадью жилого помещения, занимаемого претендентом и членами его семьи по договору найма в доме государственного жилищного фонда или в домах юридических лиц негосударственной формы собственности либо находящегося у него или членов его семьи на праве собственности, и установленной законодательством нормой предоставления жилой площади, причитающейся остающимся проживать в этом жилом помещении членам семьи.

Уменьшение нормативов общей площади при начислении субсидий в таком же порядке производится и в случаях отчуждения претендентом на получение субсидии или членами его семьи в течение 3 лет до подачи заявления на получение субсидии находившегося у них в собственности жилого помещения проживающим в нем членам семьи. В случае отчуждения жилого помещения другим гражданам в течение 5 лет до подачи заявления на получение субсидии уменьшение производится на всю площадь этого помещения. Не вычитается при начислении суммы базовой доли субсидии занимаемая общая площадь жилых помещений, не подлежащих приватизации, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, а также занимаемых по договору найма, при условии освобождения и передачи этих жилых помещений местному исполнительному и распорядительному органу по нотариально удостоверенному обязательству, а также общая площадь однокомнатных квартир, где остаются проживать члены семьи претендента на получение субсидии.

Нормируемые размеры общей площади строящегося жилого помещения из расчета на одного члена семьи для определения величины льготного кредита установлены Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 “О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений”. Для граждан, строящих жилые помещения в городах и поселках городского типа, а также в многоквартирных жилых домах в сельских населенных пунктах, - 20 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры - 36 кв. метров). Для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих в них одноквартирные жилые дома, а также блокированные жилые дома - 30 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме - 44 кв. метра).

Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормируемые размеры общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего право на дополнительную площадь жилого помещения по перечисленным основаниям.

Гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв. метров на одного человека, льготный кредит предоставляется при условии добровольного волеизъявления этих граждан и членов их семей, включенных в списки на получение льготных кредитов, на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Принимаемые в расчет нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются с учетом общей площади жилого помещения, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи в населенном пункте по месту их проживания (за исключением молодых и многодетных семей, проживающих совместно с родителями в жилом помещении, находящемся в собственности родителей), а также жилого помещения, находившегося в собственности и отчужденного кредитополучателем или членами его семьи в течение 3 лет до заключения кредитного договора.

В случае строительства (реконструкции) или приобретения гражданами, в том числе военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, включая уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов, жилых помещений не по их постоянному месту жительства принимаемые в расчет нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются с учетом общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и членов его семьи в населенном пункте по их постоянному месту жительства и в населенном пункте по месту строительства (реконструкции) или приобретения гражданами жилых помещений.

В случае отчуждения кредитополучателем и (или) членами его семьи находившегося в их собственности жилого помещения в течение 3 лет до заключения кредитного договора и приобретения в собственность другого жилого помещения из указанных жилых помещений учитывается жилое помещение большей площадью.

Для военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, включая уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов, нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются с учетом общей площади жилого помещения, находящегося в собственности военно­служащего и членов его семьи и расположенного в населенном пункте по месту их проживания, а также в иных населенных пунктах, если жилые помещения в иных населенных пунктах были предоставлены Министерством обороны, другими государственными органами, имеющими воинские формирования и военизированные организации, и впоследствии приобретены военно­служащим и (или) членами его семьи в собственность в установленном законодательством порядке.

Для лиц, уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов и проживающих после изменения места жительства совместно с родителями в жилом помещении, находящемся в собственности родителей, нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются без учета находящегося в собственности родителей жилого помещения.

Принимаемые в расчет нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются с учетом общей площади жилых помещений организаций застройщиков, по которым полностью выплачены паевые взносы гражданином или членами его семьи, в том числе военно­служащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, включая уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов, и членами их семей.

В случае безвозмездной передачи по договору дарения гражданами жилых помещений местным исполнительным и распорядительным органам, а военнослужащими – Министерству обороны и другим республиканским органам государственного управления, имеющим воинские формирования, нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита принимаются в установленном порядке без учета переданных жилых помещений

Нормирование общей площади жилых помещений имеет место при льготной приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда. В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 15 июля 2008 г. № 408-З) при льготной приватизации жилых помещений гражданам, указанным в абзацах втором–девятом части первой данной статьи, жилые помещения передаются в собственность безвозмездно в пределах 20 квадратных метров общей площади, а также 20 квадратных метров общей площади на каждого проживающего вместе с ними нетрудоспособного неработающего члена семьи с учетом полностью начисленной им жилищной квоты, суммы квот. Под нетрудоспособными неработающими членами семьи понимаются не работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, и не занимающиеся предпринимательской деятельностью: родители, супруг (супруга), достигшие возраста 60 лет (мужчины), 55 лет (женщины) либо не достигшие этого возраста, но являющиеся инвалидами I или II группы; несовершеннолетние дети или совершеннолетние дети, являющиеся инвалидами с детства I или II группы.

На таких условиях безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передаются в собственность занимаемые жилые помещения следующим категориям граждан Республики Беларусь: Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы; лицам из числа категорий, определенных в пункте 1, подпункте 3.3 пункта 3 части второй статьи 2, пунктах 1–3 части первой статьи 3, статьях 4, 22, 24 и 25 Закона Респуб­лики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах»; реабилитированным гражданам – жертвам политических репрессий, детям, которые находились вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении в связи с репрессированием их родителей, детям, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без опеки родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, а также детям и не образовавшему (не образовавшей) новой семьи супругу (супруге) лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно; инвалидам с детства; гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, в том числе детям-инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; гражданам, принимавшим в 1986–1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы; гражданам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере или под водой, боевых радиоактивных веществ, учениях с применением таких оружия, веществ до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; в подземных испытаниях ядерного оружия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действий других поражающих факторов ядерного оружия; в ликвидации радиационных аварий на ядерных энергетических установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также на производственном объединении «Маяк» в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года; в проведении защитных мероприятий и реабилитации загрязненных радионуклидами территорий вдоль реки Теча в период с 1 января 1949 года по 31 декабря 1956 года; специалистам из числа отдельных подразделений по сборке (разборке) ядерных зарядов, выполнявшим эти работы до 31 декабря 1961 года.

Указанные граждане имеют право на одноразовое использование льготы, предусмотренной частью первой настоящей статьи. Лицам, занимающим жилые помещения в одноквартирных, блокированных жилых домах, имеющих не более одного надземного этажа, при их износе на 60 процентов и выше, жилые помещения передаются в собственность безвозмездно независимо от размера их общей площади с учетом полностью начисленной жилищной квоты, суммы квот лиц, участвующих в приватизации.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 1332 (с последующими дополнениями и изменениями) наниматели, собственники жилых помещений, члены организации застройщиков обязаны ежемесячно участвовать в финансировании в многоквартирных жилых домах соразмерно занимаемой ими общей площади жилых помещений доли затрат по фактическим расходам, связанных с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий (плата за техническое обслуживание).

Потребители жилищно-коммунальных услуг производят оплату за техническое обслуживание по установленным ставкам и (или) по нормативной себестоимости содержания 1 кв. метра общей площади жилых помещений. По установленным ставкам производится плата за техническое обслуживание: в пределах 20 кв. метров общей площади на каждого проживающего (зарегистрированного по месту жительства) в жилом помещении члена семьи нанимателя, собственника жилых помещений, члена организации застройщиков, в том числе временно отсутствующего по законным основаниям, и 10 кв. метров общей площади на всю семью, а также полученной в соответствии с законодательством дополнительной площади жилых помещений в размере до 20 кв. метров; в однокомнатных квартирах (за исключением перестроенных и построенных по индивидуальным проектам); в квартирах, заселенных несколькими потребителями жилищно-коммунальных услуг (нанимателями, собственниками, членами организации застройщиков), расположенных в многоквартирных жилых домах; неработающими пенсионерами при достижении женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет, инвалидами I и II группы, проживающими отдельно от трудоспособных членов семьи, независимо от размера занимаемых жилых помещений. Плата за техническое обслуживание остальной площади жилых помещений, в том числе в перестроенных и построенных по индивидуальным проектам однокомнатных квартирах, взимается по нормативной себестоимости, утверждаемой облисполкомами и Минским горисполкомом. В таких же размерах (100 % от суммы платы за техническое обслуживание) производятся обязательные ежемесячные отчисления на капитальный ремонт жилых домов, которые в установленном порядке и направляются на финансирование ремонтных работ.

Таким образом, размер указанных платежей зависит от общей площади каждого конкретного жилого помещения, которая указана в техническом паспорте и лицевом счете на каждую квартиру жилого дома.

Нормирование общей площади жилых помещений используется (имеет место) и при регистрации граждан по месту жительства. Так, пунктом 8 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413) предусмот­рено, что регистрация граждан по месту жительства ограничивается в жилом помещении, если после регистрации гражданина обеспеченность общей площадью такого жилого помещения станет менее 15 кв. метров на одного человека (в Минске – менее 20 кв. метров на одного человека), а обеспеченность жилой площадью жилого помещения в общежитии – менее 6 кв. метров на одного человека.

По ранее действовавшим правилам прописка граждан разрешалась, если в результате вселения в жилое помещение размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, не становился меньше 12 кв. метров.

По методологии Минстата, общая площадь квартир определяется как сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений (кухонь, коридоров, ванных, душевых, санузлов, кладовых, встроенных шкафов), а также мансард, мезонинов, террас, веранд, отапливаемых и пригодных для проживания. В общую площадь не включается площадь: чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных маршей и площадок, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, балконов, лоджий, террас, мансард и мезонинов (не отапливаемых).

Ольга ЗИНКЕВИЧ
Недвижимость Белоруссии
20 и 27 октября, 3 и 10 ноября 2008
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Вт дек 09, 2008 3:36 pm, всего редактировалось 4 раз.

Lenaan
Сообщений: 4
Зарегистрирован: Пт дек 21, 2007 12:57 pm

Сообщение Lenaan » Пн дек 08, 2008 4:01 pm

Спасибо. Но все-таки подвал ,если там стоит газовый котел, входит в общую площадь в одноквартирном жилом доме ?

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4128
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Ответ

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 08, 2008 5:31 pm

Площадь подвала, в котором установлен отопительный котел, входит в общую площадь жилого дома.

Wisento
Сообщений: 2
Зарегистрирован: Пн ноя 21, 2011 3:49 pm

Площадь жилых помещений - вопросы и ответы

Сообщение Wisento » Пн ноя 21, 2011 3:55 pm

У меня также вопрос. Можно ли уменьшить общую площадь жилых помещений одноквартирного дома, сделав неотапливаемой мансарду??? Дом ещё строится, как это обозначить при регистрации??? Строить начал раньше выхода постановления Совмина №639 и чуть чуть переборщил с площадью. И попутно второй вопрос, можно ли сделать дом 2-х квартирным??? Что для этого надо, как регистрировать?? Заранее спасибо.

Lenaan
Сообщений: 4
Зарегистрирован: Пт дек 21, 2007 12:57 pm

Re: Площадь жилых помещений - вопросы и ответы

Сообщение Lenaan » Пн ноя 21, 2011 4:05 pm

Wisento писал(а):У меня также вопрос. Можно ли уменьшить общую площадь жилых помещений одноквартирного дома, сделав неотапливаемой мансарду??? Дом ещё строится, как это обозначить при регистрации???

Я не спец в этой области, но возможно это вам поможет, неотапливаемые помещения мансарда, терасса , подвал и т.п. тоже входят в общую площадь с понижающим коэффициентом. Впрочем даже балконы входят в общую площадь, просто у нас пока нет особо грамотных специалистов которые все это учитывают. Мы тоже строим дом с мансардой, но мансарду пока вводить в эксплуатацию не планируем, по проекту у нас значится одноэтажный одноквартирный дом с ВОЗМОЖНОСТЬЮ ОБУСТРОЙСТВА мансарды, но пока там даже не будет электричества-отопления и утепления, ничего не будет, типа чердак без всяких коммуникаций.

Wisento
Сообщений: 2
Зарегистрирован: Пн ноя 21, 2011 3:49 pm

Сообщение Wisento » Ср ноя 23, 2011 9:18 am

Cпасибо за ответ. Может у кого-нить есть ещё какие мнения, вопрос стоит очень остро, надо двигатся дальше со стройкой


Вернуться в «Недвижимость и право»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by