ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ В 2007 ГОДУ

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ В 2007 ГОДУ

Сообщение Toto (Admin) » Вт июн 26, 2007 11:19 am

В конце мая текущего года в ООО «Белжилище» для специалистов жилищных и экономических служб местных исполнительных и распорядительных органов, руководителей и специалистов служб социального развития предприятий и организаций проведен семинар «Особенности приватизации жилых помещений в 2007 году».

На семинаре всесторонне рассмотрены вопросы применения новых нормативных документов по приватизации жилищного фонда и использования именных приватизационных чеков «Жилье», передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в домах сельскохозяйственных производственных кооперативов, особенности приватизации жилых помещений в одноэтажных жилых домах государственного жилищного фонда, а также вопросы судебной защиты при приватизации жилья.

В данной публикации излагается содержание рассмотренных на семинаре вопросов, которые могут представлять наибольший интерес для подписчиков и читателей газеты «Недвижимость Белоруссии».

Порядок приватизации жилых помещений после 1 января 2006 года

В соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» жилые помещения государственного жилищного фонда, заселенные гражданами по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, являются объектами приватизации.

Порядок приватизации жилых помещений после 1 января 2006 года установлен Законом Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 5 января 2006 года № 101-З «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам обращения и использования именных приватизационных чеков «Жильё» и Положением о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 года № 1399 с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с указанными нормативными актами при приватизации гражданами жилых помещений в домах государственного жилищного фонда жилищная квота (сумма квот членов семьи, жилищные квоты, подаренные супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуками, полученные по наследству либо по решению суда) засчитывается в счет погашения стоимости жилого помещения, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года.

Часть жилого помещения, которая не оплачена за счет жилищных квот (чеков «Жилье»), подлежит выкупу в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилья.

Определение стоимости жилых помещений, в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилья, осуществляется в соответствии с Положением об оценке стоимости жилья с учетом его потребительских качеств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 1992 года № 710. В соответствии с указанным Положением, действительная стоимость жилого помещения определяется в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения, за вычетом стоимости его износа.

Оценка стоимости жилых помещений в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения, производится в соответствии с Методическими указаниями по переоценке жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденными приказом Министерства статистики и анализа, с применением общих индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, ежемесячно утверждаемых в установленном порядке. Оценочная стоимость квартиры определяется путем умножения ее действительной стоимости на коэффициенты потребительских качеств квартиры согласно приложению 2 к вышеуказанному Положению и коэффициент качества жилой среды, который устанавливается решением соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Кроме того, граждане в соответствии с пунктом 24 Положения о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 года № 1399, оплату стоимости приватизируемых жилых помещений могут производить в рассрочку до 40 лет при условии внесения первоначального взноса в размере не менее 10 процентов остаточной подлежащей оплате стоимости этих жилых помещений.

С учетом изложенного, граждане, не начислившие в установленные законодательством сроки чеки «Жильё», при приватизации занимаемых жилых помещений вправе использовать полученные по наследству, по решению суда, а также по договорам дарения от вышеперечисленных близких родственников чеки «Жильё», а также оплатить часть стоимости жилого помещения, не погашенную чеками «Жильё», денежными средствами единовременно либо в рассрочку.

Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в домах сельскохозяйственных производственных кооперативов

Ст.7 Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» установлено, что передача в собственность граждан жилых помещений в домах колхозов либо других производственных или потребительских кооперативов производится по решению высшего органа управления колхоза либо кооператива.

Аналогичная норма содержится и в пункте 3 Положения о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 года № 1399.

В пункте 11 постановления Верховного Совета Республики Беларусь «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» говорится, что наниматели жилых помещений в домах колхозов и других предприятий и организаций, основанных на коллективных формах собственности, вправе приватизировать занимаемые жилые помещения при согласии собственника и на условиях, определяемых собственником.

Следовательно, условия и порядок передачи в собственность нанимателям жилых помещений в домах, принадлежащих сельскохозяйственным производственным кооперативам определяет собрание членов кооператива, которое является высшим органом управления кооператива.

При определении этих условий передачи (продажи) квартир, принадлежащих кооперативу, члены кооператива могут учитывать, например, стаж работы в указанном кооперативе, личный вклад, и т.д., могут устанавливать льготные основания для передачи (продажи) квартир, в том числе и передачу безвозмездно либо за 10-100 процентов стоимости.

Собрание также может установить, например, что передачу (продажу) вышеуказанных квартир осуществлять в том же порядке, который установлен Законом Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» для приватизации государственного жилищного фонда. При этом следует иметь в виду, что государство не компенсирует сельскохозяйственным производственным кооперативам стоимости чеков «Жильё» в случае, если кооператив примет решение об их зачете в счет погашения стоимости передаваемых жилых помещений.

Принятый решением собрания членов кооператива порядок передачи (продажи) квартир в собственность членам кооператива может быть отражен в уставе СПК и обязательно в протоколе собрания.

Собрание членов кооператива также устанавливает и порядок определения стоимости жилых помещений при их передаче (продаже) членам кооператива. Так, например, может быть использована методика определения стоимости, которая применяется при приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» стоимость объектов приватизации определяется с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации занимаемых помещений.

О результатах оценки общей стоимости жилого помещения составляется акт, установленной формы, который подписывается председателем и членами комиссии и под расписку предоставляется гражданину для ознакомления.

Определение стоимости жилых помещений, подлежащих приватизации в соответствии с Законом, осуществляется в соответствии с Положением об оценке стоимости жилья с учетом его потребительских качеств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 1992 года № 710.

В соответствии с указанным Положением, действительная стоимость жилого помещения определяется в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения, за вычетом стоимости его износа. Оценка стоимости жилых помещений в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения, производится в соответствии с Методическими указаниями по переоценке жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденными приказом Министерства статистики и анализа, с применением общих индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, ежемесячно утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с указанным Положением, действительная стоимость жилого помещения определяется в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения, за вычетом стоимости его износа. Оценка стоимости жилых помещений в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения, производится в соответствии с Методическими указаниями по переоценке жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденными приказом Министерства статистики и анализа, с применением общих индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, ежемесячно утверждаемых в установленном порядке. Оценочная стоимость квартиры определяется путем умножения ее действительной стоимости на коэффициенты потребительских качеств квартиры согласно приложению 2 к вышеуказанному Положению и коэффициент качества жилой среды, который устанавливается решением соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Можно применять также оценку по рыночной стоимости.

Произвести оценку данных жилых помещений по заявке СПК могут также территориальные органы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Особенности приватизации жилых помещений в одноэтажных жилых домах государственного жилищного фонда

Действующие нормативные документы по приватизации государственного жилищного фонда не содержат запрета на передачу гражданам в собственность занимаемых ими на условиях договора найма одноэтажных деревянных жилых домов с большим фактическим износом.

Более того, пунктом 13 постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 года № 1619–XII «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» определено, что занимаемые гражданами Республики Беларусь в одноэтажных жилых домах жилые помещения (независимо от размера) передаются им безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) при износе их на 60 процентов и выше.

Основные технические данные приватизируемого жилого помещения (в том числе и фактический износ дома) указываются в справке, выдаваемой территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества.

Необходимо отметить, что в одноэтажных деревянных жилых домах очень большой уровень амортизации и по расчетам при длительной эксплуатации таких домов их износ может составлять 100 процентов и выше. Но 100 - процентный износ одноэтажного жилого дома означает то, что дом полностью разрушен и дальнейшее его использование в качестве жилья недопустимо. Вместе с тем, очевидно, какие-то ремонтные работы (замена кровли, трубопроводов и др.) эксплуатирующая организация (балансодержатель), все же производила.

В соответствии с пунктом 7 Положения о переоценке государственного жилищного фонда в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2001 года (утверждено постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 9 января 2001 года № 3), если процент износа жилых домов, рассчитанного в соответствии с действующими нормами независимо от количества этажей в доме, составляет для каменных домов свыше 70 процентов, деревянных домов и домов со стенами из прочих материалов – свыше 65 процентов, процент их фактического износа определяется обследованием в натуре. После обследования в натуре и определения процента их фактического физического износа стоимость объектов приватизации определяется с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации, в порядке, установленном Положением об оценке стоимости жилья с учетом его потребительских качеств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 1992 года № 710.

В случае если процент фактического физического износа одноэтажных жилых домов после обследования в натуре будет 60 процентов или выше, то данный дом (жилое помещение) по заявлению нанимателя (члена его семьи) предоставляется ему в собственность безвозмездно с учетом жилищной квоты (суммы квот) либо нереализованного в установленные сроки права на ее начисление.

Отказ местного исполнительного и распорядительного органа, юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находятся жилые помещения, в приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда может быть обжалован гражданами в судебном порядке.

Споры, связанные с приватизацией жилых помещений, разрешаются вышестоящим в порядке подчиненности органом (в зависимости о принадлежности жилого дома) либо судом.

Льготные основания приватизации жилых помещений

Граждане имеют право на льготы по безвозмездному приобретению жилых помещений (с учетом жилищной квоты) в соответствии со статьями 18 и 19 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС»; при льготной приватизации (без учета жилищных квот) исключение составляют дети, родившиеся после 1 июля 1992 года, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также ставшие инвалидами, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, что разъяснено совместным письмом Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации от 28 декабря 2001 года № 12-3/627 и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27декабря 2001года № 02-01-08/815.

Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О ветеранах» от 17 апреля 1992 года имеют право на безвозмездную передачу в собственность (с учетом жилищной квоты, суммы квот) занимаемых жилых помещений в пределах 20 квадратных метров общей площади на инвалида войны и каждого проживающего вместе с ним нетрудоспособного неработающего члена его семьи с соблюдением принципа одноразовости использования данной льготы.

Аналогичная норма установлена статьей 13 вышеуказанного Закона для участников Великой Отечественной войны; статьей 23 – для членов семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы Великой Отечественной войны и при исполнении воинских (служебных) обязанностей; статьей 24 – для бывших узников фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывших несовершеннолетних узников иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны; статьей 25 – для инвалидов с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий.

В соответствии с пунктом 13 постановления Верховного Совета Республики Беларусь «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передаются жилые помещения при износе их на 60 % и выше, занимаемые гражданами Республики Беларусь в одноэтажных жилых домах, независимо от размера.

В соответствии со статьей 52 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республики Беларусь» судьям и прокурорским работникам, проработавшим на указанных должностях более 20 лет, занимаемые жилые помещения передаются в их собственность бесплатно с учетом жилищной квоты (суммы квот).
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 3 декабря 1992 года № 1998-ХП предусмотрена передача в собственность безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) квартир, занимаемых инвалидами с детства в размере 20 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 3 ноября 1992 года № 1906-ХП предусмотрена передача в собственность безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) квартир, занимаемых реабилитированными гражданами - жертвами политических репрессий, супругой погибшего в местах лишения свободы репрессированного и позже реабилитированного, которая не образовала новой семьи.

Судебная защита при приватизации жилых помещений

Правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных правоотношений является одной из основных задач жилищного законодательства Республики Беларусь. При этом важнейшую роль в обеспечении юридических гарантий реализации права граждан на жилище играет судебная защита прав граждан при приватизации жилых помещений, пользовании и распоряжении ими.

Согласно Закону о приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь отказ в приватизации занимаемых жилых помещений может быть обжалован в судебном порядке.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 декабря 1998 года № 9 споры о праве, возникающие в связи с приватизацией жилых помещений, рассматриваются судами в порядке искового производства. К ним, в частности, относятся споры:

о признании недействительными договоров приватизации жилых помещений;
о праве собственности на приватизированные жилые помещения, возникающие между собственниками жилых помещений и членами их семей, наследниками и другими лицами;
о признании недействительными договоров об отчуждении приватизированных жилых помещений;
о разделе приватизированных жилых помещений и определении порядка пользования жилой площадью;
о выселении из приватизированных жилых помещений;
о признании права собственности на жилое помещение, полученное собственником в связи со сносом принадлежавшего ему дома.

Непосредственно в суд может быть обжалован отказ местного исполнительного и распорядительного органа, а также органа управления юридического лица в приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. Жалобы по иным вопросам, связанным с приватизацией жилых помещений (неправильное начисление жилищной квоты, несогласие с оценкой стоимости квартиры и др.), рассматриваются судами по правилам, установленным для рассмотрения жалоб на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющие права граждан.

При разрешении споров о праве собственности на долю в жилом помещении суды руководствуются как нормами Закона о приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь, так и гражданским, жилищным и семейным законодательством. Жилое помещение (доля в жилом помещении), приватизированное совместно проживающими супругами, является их общей совместной собственностью, если оба супруга участвовали в приватизации, в том числе денежными средствами, принадлежащими им на праве общей совместной собственности. Другие члены семьи, вложившие в приватизацию свою жилищную квоту или денежные средства, вправе требовать признания за ними права собственности на соответствующую их участию долю в приватизированном жилом помещении.

Несовершеннолетние члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, имеют равные с нанимателем права по пользованию жилым помещением. Поэтому при приватизации жилья те из них, кто родился до 1 июля 19992 года (дата введения в действие Закона о приватизации жилищного фонда) и жилищная квота которых зачтена при приватизации, также являются участниками приватизации и имеют право на долю в жилом помещении. Отчуждение жилого помещения, приватизированного с зачетом жилищной квоты несовершеннолетних детей, без согласия органов опеки и попечительства не допускается. Отсутствие такого согласия является основанием для признания судом сделки недействительной.

Жилые помещения, приватизированные безвозмездно (с зачетом жилищной квоты, суммы квот) передаются участникам приватизации в равных долях и размер жилищной квоты каждого из участников приватизации не влияет на его долю в жилом помещении. Если размер приватизируемого жилого помещения превышает размер общей площади, передаваемой безвозмездно (20 кв. м на каждого члена семьи), то производится денежная доплата. Размеры денежных доплат каждого из участников приватизации определяются по соглашению между ними, указываются в договоре о приватизации и принимаются во внимание при разрешении споров об определении долей в жилом помещении. Споры между участниками приватизации жилого помещения о размерах вносимых ими денежных доплат не подлежат рассмотрению в судах.

По общему правилу право собственности на приватизированное жилое помещение возникает после регистрации договора о приватизации в организации регистрации и технической инвентаризации. Однако в случае, когда гражданином в установленном порядке было получено разрешение на приватизацию жилого помещения с зачислением жилищной квоты (чеков “Жилье”) или внесена необходимая денежная сумма в счет стоимости жилого помещения, но договор приватизации не был удостоверен в нотариальном порядке и зарегистрирован в организации регистрации и технической инвентаризации в связи со смертью гражданина, наступившей до истечения годичного срока со дня принятия решения о приватизации, суд вправе по иску наследников умершего гражданина признать сделку приватизации действительной.

Если между собственником приватизированного жилого помещения и членами его семьи не достигнуто соглашение о пользовании жилым помещением, то порядок пользования может быть установлен судом. Требование об этом вправе заявить не только собственник жилого помещения, но и члены его семьи, проживающие в приватизированном жилом помещении.

Требования о разделе приватизированного жилого помещения могут быть удовлетворены при наличии заключения соответствующего органа о возможности раздела с образованием самостоятельных объектов права собственности. Если выдел доли участника общей долевой собственности на жилое помещение невозможен, то с его согласия ему может быть выплачена денежная компенсация другими собственниками. В отдельных случаях суд вправе и при отсутствии согласия выделяющегося собственника взыскать в его пользу денежную компенсацию за принадлежащую долю в жилом помещении. В частности, выплата денежной компенсации может быть произведена, если доля в общей собственности является незначительной и не может быть реально выделена, а выделяющийся собственник в жилом помещении не проживает и обеспечен другой жилой площадью.

Мена принадлежащего на праве общей собственности приватизированного жилого помещения (дом в этом помещении) допускается только с согласия всех участников общей собственности. Отказ одного из собственников жилого помещения в согласии на заключение договора мены не может быть оспорен в судебном порядке как другими собственниками, так и членами его семьи.

Продажа доли в праве общей собственности на жилое помещение постороннему лицу возможна лишь при условии, если остальные собственники откажутся от осуществления права преимущественной покупки либо не осуществят это право в течение срока, установленного гражданским законодательством. При продаже доли в жилом помещении с нарушением этого порядка другие участники общей долевой собственности вправе заявить в суд требования о переводе на них прав и обязанностей покупателя.

Если при рассмотрении дел, связанных с приватизацией, затрагиваются права граждан, проживающих в жилом помещении до его приватизации, но не ставших участниками приватизации, будет установлено, что при приватизации были нарушены их жилищные права (введение в заблуждение, сокрытие факта приватизации, способность понимать значение своих действий и руководить ими и др.), суд разъясняет этим гражданам право на предъявление встречного иска о признании договора о приватизации жилого помещения недействительным.

Исковые требования о праве собственности на приватизированное жилое помещение, в том числе по основаниям принадлежности этого помещения наследодателю, о действительности сделок с жилыми помещениями, оплачиваются государственной пошлиной исходя из стоимости жилого помещения на день предъявления иска.

Единый перечень услуг по приватизации жилых помещений

В соответствии с предложением Конституционного Суда Республики Беларусь в Правительстве был рассмотрен вопрос о едином перечне услуг по приватизации жилищного фонда, по которому облисполкомы и Минский горисполком вправе устанавливать тарифы.

В связи с обращениями граждан Конституционный Суд Республики Беларусь установил, что рядом облисполкомов в перечни платных услуг по приватизации жилищного фонда включались услуги, не относящиеся к действиям по приватизации жилья. Содержание указанных перечней, утвержденных облисполкомами, отличалось как по наименованию платных услуг, так и по размерам тарифов, то есть платы, взимаемой за оказание этих услуг.

Такие услуги как разъединение жилищной квоты или переоформление на именные приватизационные чеки «Жильё», переоформление чеков «Имущество» на чеки «Жильё» (справочно: с 1 января 2007 года завершено выделение из чеков «Имущество» чеков «Жильё) по заключению Конституционного Суда не относятся к услугам по приватизации жилищного фонда, на которые облисполкомы и Минский горисполком обладают правом устанавливать тарифы. Эти услуги относятся к юридически значимым действиям, за совершение которых, как предусмотрено частью шестой статьи 10 Закона «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», может взиматься государственная пошлина.

В частности, в соответствии со статьей 10 Закона «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» при переоформлении приватизационных чеков «Жильё» в чеки «Имущество» взимается государственная пошлина в размере 2 процента базовой величины, как это и установлено постановлением Совета Министров от 26 марта 2003 года № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате».

Взимается также пошлина за удостоверение договоров отчуждения именных приватизационных чеков «Жильё», в том числе соглашений (договоров) о внесении в них изменений и дополнений (родителям, детям, супругам, родным братьям и сестрам, внукам, деду, бабке, усыновителям и усыновленным – 20 процентов базовой величины и другим гражданам – 1 базовая величина). Этим же постановлением освобождены от уплаты государственной пошлины граждане при выдаче им свидетельства о праве на наследство именных приватизационных чеков «Жильё».

Конституционный Суд Республики Беларусь обратил внимание и на применение облисполкомами различных тарифов за оказание одних и тех же услуг. Так, за разъединение жилищной квоты или переоформление на чеки «Жильё» в Брестской области был установлен тариф в размере 2400 руб., в Гомельской – 3390 руб., в Минской области – 560 руб. За переоформление чеков «Имущество» на чеки «Жильё» в Брестской области взималось 2500 руб., в Минской – 540 руб., а в Гомельской и Могилевской областях эти действия не были включены в перечень платных услуг по приватизации жилищного фонда. Таким образом, существовавшее различие подходов к определению перечней услуг в различных регионах республики ставило граждан в неравные условия.

По мнению Министерства экономики, дифференциация цен на указанные услуги по регионам республики обусловлена, в основном, различным уровнем затрат на их оказание, что вызвано рядом объективных причин (разный уровень оплаты труда в организациях, оказывающих услуги, различный уровень тарифов на коммунальные услуги для юридических лиц, разный уровень ставок арендной платы и др.) Формирование же тарифов на услуги по приватизации жилищного фонда осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики от 22 апреля 1999 года № 43, на основе плановой себестоимости и всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

В целях защиты прав и законных интересов граждан по поручению Совета Министров Минэкономики совместно с Минжилкомхозом, облисполкомами и Минским горисполкомом разработан Единый перечень услуг по приватизации жилых помещений. В него включены следующие услуги:

- выдача справок о поименном наделении именными чеками «Жильё» на основании ранее начисленной объединенной жилищной квоты или о размере начисленной жилищной квоты.
- предварительное определение стоимости занимаемых жилых помещений до приватизации.
- расчет стоимости дома (квартиры), составление акта оценки жилья в трех экземплярах.
- подготовка договора приватизации жилого помещения.
- консультация по приватизации жилого помещения, в том числе проверка предоставленных документов на приватизацию жилого помещения.
- заполнение заявления о приватизации жилого помещения за гражданина.
- определение остатка жилищной квоты после приватизации жилого помещения.
- оформление обязательств по погашению суммы задолженности за приватизируемую квартиру в рассрочку.
- оформление расторжения договора приватизации жилого помещения.
- выдача утраченных документов гражданам по приватизации жилого помещения.
- прием документов на приватизацию жилого помещения с выездом к гражданину на дом.
- исполнение поручения гражданина по выполнению полного объема его действий, необходимых при приватизации жилого помещения.

В данный унифицированный перечень включены только те определенные действия, связанные с приватизацией занимаемых гражданами жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь не входят в прямые функциональные обязанности государственных органов или государственных служащих.

Учитывая, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 года № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» полномочиями по регулированию тарифов на приватизацию жилищного фонда наделены облисполкомы и Минский горисполком, Совет Министров в целях установления единых подходов к определению перечня услуг по приватизации жилищного фонда рекомендовал облисполкомам и Минскому горисполкому принять к руководству разработанный Минэкономики примерный перечень таких услуг.

Использование именных приватизационных чеков «Жилье»

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» жилищная квота является государственным свидетельством о праве ее владельца на долю безвозмездно передаваемого жилья в стоимостном выражении.
Начисление жилищной квоты производилось с 1 июля 1992 года и было прекращено 1 июля 1999 года на основании статьи 38 указанного Закона. Следовательно, граждане имели возможность в течение семи лет начислить жилищные квоты (чеки «Жильё»). О предстоящем прекращении начисления жилищной квоты было объявлено в средствах массовой информации более чем за год.

Жилищные квоты (чеки «Жильё») начислялись гражданам по их личным заявлениям с приложением справок о стаже работы. Отказ в начислении чеков «Жильё» (в период их начисления) мог быть обжалован в судебном порядке. Возобновление начисления жилищных квот (чеков «Жильё») действующим законодательством не предусмотрено.

За указанный период, по статистическим данным, жилищная квота была начислена 5352 тыс. человек на сумму 1,8-1,9 млрд. рублей.
Подпунктом 1.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 года № 1 «О внесении изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 7 июня 2005 года № 6» установлено, что после 1 января 2006 года находятся в обращении и используются в соответствии с законодательством только перерегистрированные чеки «Жильё».

В республике завершена работа по перерегистрации чеков «Жильё». По состоянию на 1 января 2007 года с заявлениями о перерегистрации чеков «Жильё», по которым отделениями АСБ «Беларусбанк» были открыты специальные чековые счета, обратились 252548 человек. Перерегистрировано чеков «Жильё» на вышеуказанную дату на сумму 107 842 250 рублей. В обращении в настоящее время находится 4,7 процента от числа начисленных гражданам изначально чеков «Жильё».

Основное направление использования перерегистрированных чеков «Жильё» – приватизация занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда. При приватизации чеки «Жильё» засчитываются в счет погашения стоимости жилого помещения, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года.

Порядок использования перерегистрированных чеков «Жильё» на приватизацию жилых помещений установлен Законом Республики Беларусь от 5 января 2006 года № 101-З «О внесении изменений и дополнений в Законы Республики Беларусь по вопросам обращения и использования именных приватизационных чеков «Жильё» (государственный жилищный фонд, который может быть еще приватизирован, на 1 января 2006 года составлял 567 674 квартиры или 14,6 процента от всего жилищного фонда Республики Беларусь).

В случае невозможности использования чеков «Жильё» на приватизацию указанным Законом предусмотрена также возможность использования гражданами чеков «Жильё» для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, при приобретении жилья путем его покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.

Данная норма содержится также и в постановлении Совета Министров от 3 мая 2006 года «О внесении изменений в постановление Совета Министров от 21 сентября 2001 года № 1399».

Но если при приватизации жилья стоимость жилых помещений для зачета перерегистрированных чеков «Жильё» рассчитывается в ценах 1991 года, то есть в ценах, сопоставимых с номинальной стоимостью чеков «Жильё», то в случае использования перерегистрированных чеков «Жильё» на строительство, реконструкцию, покупку жилых помещений, а также на погашение кредитов, взятых и использованных на указанные цели, в соответствии с указанным Законом и прежней редакцией подпункта 1.13 Декрета Президента Республики Беларусь от 7 июня 2005 года № 6 «Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков «Жильё» стоимость жилья определяется на момент осуществления строительства, а стоимость чеков «Жильё» можно было зачесть только по их номинальной стоимости (так как они не подлежали индексации), т.е. в несопоставимых условиях.

В целях реализации прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на использование именных приватизационных чеков «Жильё» для финансирования строительства, реконструкции, покупки жилых помещений 28 августа 2006 года Президентом Республики Беларусь был подписан Декрет № 13 «О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 7 июня 2005 года № 6», которым была дана новая редакция подпункта 1.13 Декрета Президента Республики Беларусь от 7 июня 2005 года № 6 устанавливающая, что перерегистрированные чеки «Жильё» не подлежат индексации, за исключением случаев использования их гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для финансирования стоимости строительства (реконструкции) либо покупки жилых, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.

Граждане имеют право на индексацию чеков «Жильё», начисленных им в установленном порядке, полученных в результате дарения от лиц, перечисленных в абзаце третьем части первой указанного подпункта (чеков, начисленных дарителю в установленном порядке), полученных по наследству либо по решению суда, для погашения стоимости строительства, реконструкции или приобретения только одного жилого помещения при их использовании в соответствии с абзацем вторым части первой данного подпункта.

Декретом № 13 также установлено, что, начиная с 1 января 2007года, областные и Минский городской исполнительные комитеты ежегодно при формировании местных бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год должны предусматривать денежные средства на вышеуказанные цели. При этом расходная часть бюджета, предусматриваемая на указанные цели, будет формироваться в пределах сумм, выделяемых в предыдущие годы.

Порядок индексации именных приватизационных чеков «Жильё» в соответствии с вышеуказанным Декретом установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2006 года № 1529.

Индексация чеков «Жилье» граждан, начисленных им в установленном порядке, полученных в результате дарения от супруга (супруги), родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, деда, бабки, внуков (начисленных дарителю в установленном порядке), по наследству либо по решению суда, производится с учетом индекса роста стоимости строительства жилья:

действующего на дату обращения этих граждан с заявлением об индексации чеков «Жилье» – при строительстве, реконструкции жилых помещений;
действующего на дату заключения договора купли-продажи – при покупке жилых помещений;
действовавшего на дату ввода дома в эксплуатацию – при погашении задолженности по кредитам (ссудам), взятым и использованным на указанные цели, после ввода дома в эксплуатацию.

Для индексации чеков «Жилье» граждане и совершеннолетние члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и совместно осуществляющие жилищное строительство (реконструкцию) либо покупку жилых помещений и изъявившие желание использовать принадлежащие им чеки «Жилье» для финансирования строительства (реконструкции) либо покупки жилых помещений, а также для погашения задолженности по кредитам (ссудам), взятым и использованным на указанные цели, подают заявление об индексации чеков «Жилье» в местный исполнительный и распорядительный орган, в котором они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, или в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения государственных органов, других организаций, поставивших их на учет.

Заявление об индексации чеков «Жилье» подписывается данными гражданами. В этом заявлении должны быть указаны цели использования, банковские реквизиты получателей платежей и суммы чеков «Жилье», предъявленных к индексации каждым из этих граждан, а также суммы чеков «Жилье», принадлежащих несовершеннолетним членам семьи.

К заявлению об индексации чеков «Жилье» названные граждане прилагают:

чеки «Жилье», подлежащие индексации;
в случае если чеки «Жилье» были получены по наследству либо по решению суда, – свидетельство о праве на наследство либо решение суда;
в случае если чеки «Жилье» были получены по договорам дарения, – договор дарения чеков «Жилье», справку соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающую факт их начисления дарителям;
при строительстве жилых помещений в составе организации граждан-застройщиков, в порядке долевого участия в жилищном строительстве по договору с застройщиком или иному договору о строительстве жилья – справку о наличии задолженности по выполненным работам на момент обращения гражданина, которая выдается организацией граждан-застройщиков, застройщиком;
при строительстве (реконструкции) одноквартирных, блокированных жилых домов – копию проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) жилого дома, заключение об оценке не завершенных строительством жилых домов, выдаваемое территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, документы, подтверждающие стоимость закупленных материалов и изделий в ценах, действующих на момент обращения;
при приобретении жилых помещений путем покупки – копию договора купли-продажи.

Справка о начисленной жилищной квоте, справка о нуждаемости в улучшении жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий только по месту работы (службы) в государственных органах, других организациях, справка подразделения банка (юридического лица) о задолженности по возврату кредита (ссуды) на момент обращения гражданина (при погашении задолженности по кредитам (ссудам), взятым и использованным на указанные цели) и другие документы, необходимые для принятия решения по заявлению об индексации чеков «Жилье», запрашиваются и получаются местным исполнительным и распорядительным органом в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 года № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях».

Решение об индексации чеков «Жилье» принимается местным исполнительным и распорядительным органом и о принятом решении сообщается гражданину в письменной форме в месячный срок со дня подачи заявления. В решении об индексации чеков «Жилье» указываются все граждане, представившие чеки «Жилье» для индексации, сумма внесенных каждым из них чеков «Жилье», сумма с учетом индексации, реквизиты получателей платежа.

После принятия данного решения местный исполнительный и распорядительный орган изымает чеки «Жилье», погашает и обеспечивает их хранение, а также хранение документов, на основании которых производится использование чеков «Жилье», в течение сроков, установленных законодательством. Выписка из решения об индексации чеков «Жилье» направляется в открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк», которое в десятидневный срок со дня ее получения списывает со специальных (чековых) счетов граждан соответствующие суммы.

Индекс роста стоимости строительства жилья для индексации чеков «Жилье» гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежеквартально рассчитывается на основании данных государственной статистической отчетности о средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой для названных граждан, за предыдущий квартал по сравнению со стоимостью его строительства на 31 декабря 1991 года и утверждается облисполкомами и Минским горисполкомом.

Индексация чеков «Жилье» осуществляется путем умножения суммы представленных гражданином (гражданами) для индексации чеков «Жилье» на индекс роста стоимости строительства жилья, действующий по месту его строительства (реконструкции) либо приобретения.

Сумма проиндексированных гражданину (гражданам) чеков «Жилье» утверждается решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

В выписке из решения местного исполнительного и распорядительного органа об индексации чеков «Жилье» указываются: фамилия, имя, отчество владельца счета, данные документа, удостоверяющего или подтверждающего личность, код банка, номер специального (чекового) счета, сумма использованных чеков «Жилье», их серии, номера и номинальная стоимость, сумма изъятых и погашенных местным исполнительным и распорядительным органом чеков «Жилье», а также сумма остатка изъятых, но не использованных на индексацию чеков «Жилье» каждого гражданина, предоставившего свои чеки «Жилье» для индексации.

На основании указанной выписки АСБ «Беларусбанк» списывает со специальных (чековых) счетов соответствующие суммы, а на остаток возвращает гражданину неиспользованное количество чеков «Жилье».

Если на индексацию чеков «Жилье» были использованы все чеки граждан, их специальные (чековые) счета подлежат закрытию в установленном порядке.

Денежные средства, полученные в результате индексации чеков «Жилье», используются в безналичной форме в виде платежей, перечисляемых на текущий (расчетный) счет организации граждан-застройщиков, застройщика (подрядчика) – при строительстве жилых помещений долевым, подрядным способом; в банк, на счета по учету кредитов и займов физическим лицам, на текущий (расчетный) счет организации, выдавшей ссуду, – при погашении кредитов (ссуд); на текущий (расчетный) счет продавца – при приобретении жилых помещений путем покупки; на текущий (расчетный), вкладной счет, карт-счет гражданина – при осуществлении им строительства (реконструкции) одноквартирного, блокированного жилого дома собственными силами.

ОЛЬГА ЗИНКЕВИЧ
Недвижимость Белоруссии,
25 июня 2007, 2 июля 2007, 9 июля 2007
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Чт июл 12, 2007 10:01 am, всего редактировалось 2 раз.

Dimon
Сообщений: 2
Зарегистрирован: Сб ноя 14, 2009 6:33 pm

Приватизация жилья

Сообщение Dimon » Сб ноя 14, 2009 6:44 pm

Один из чиновников в декабре 2007 года приватизировал жилой дом, который ранее принадлежал местному ЖКХ и был выделен ему как служебное при назначении на должность.
Ворпрос:
Скажите, как необходимо было поступать государственным органам при оформлении документов по приватизации.
Имел ли право данный чиновник приватизировать указанное жилье, отработав на должности в местном райисполкоме 8 лет.
Спасибо.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Кто имел право на приватизацию служебного жилья?

Сообщение Toto (Admin) » Сб ноя 14, 2009 6:56 pm

Приватизировать служебное жилье имели право:.

• Граждане, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилье, не менее десяти лет;
• граждане, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, профессионального заболевания, полученных при исполнении производственных или служебных обязанностей;
• граждане, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников;
• семья умершего работника, а также погибшего военнослужащего, которому была предоставлена служебная квартира;
• граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную результатами катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
• инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие ими вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего СССР, Республики Беларусь или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
• участники ВОВ, пребывавшие в составе действующей армии;
• воины-интернационалисты, принимавшие участие в боевых действиях;
• семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите бывшего СССР. Республики Беларусь или при исполнении иных обязанностей военной службы;
• инвалиды I и II группы;
• граждане, имеющие право на трудовую пенсию по возрасту (в том числе на льготных условиях), а также за выслугу лет.

(Кривец, Наталья. Комсомольская правда в Белоруссии 5-11 апреля 2007 года)

Приватизировать служебное жилье можно было до 1 января 2008 года. При этом нужно было отработать не менее 10 лет не на определённой должности, а вообще в организации или в одной из её структур. Если же упоминаемый Вами чиновник проработал в райисполкоме или его структурах менее 10 лет, и не принадлежит ни к одной из упомянутых категорий, то возможно, нарушен порядок приватизации служебного жилья.

Теме служебного жилья и его приватизации посвящен отдельный раздел на нашем форуме. Почитайте - может, найдете ответ на свой вопрос.

Dimon
Сообщений: 2
Зарегистрирован: Сб ноя 14, 2009 6:33 pm

Сообщение Dimon » Сб ноя 14, 2009 7:08 pm

Спасибо за ответ. Но мне хотелось бы узнать еще:
Вопрос:
В каком нормативном документе сказано, что чиновник не имел право на приватизацию жилья не отработав 10 лет в организации или ее структуре.
Спасибо.


Вернуться в «Приватизация недвижимости; чеки Жилье»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

cron

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by