ИЗ ПУНКТА А В ПУНКТ В. 35-ЛЕТНИЙ МАРШРУТ
2 июля на КУП «Белкоммунмаш» царила непривычная для производства атмосфера: в цехах — тишина, зато в зале заседаний яблоку негде было упасть. В этот день заводчане принимали высоких гостей — на торжества в честь 35-летия со дня образования предприятия съехались деловые партнеры из ближнего и дальнего зарубежья. Это и руководство предприятий «Мосгортранс», и питерского «Горэлектротранс», которые являются основными заказчиками белорусской техники. Поздравить заводчан приехали также из Украины, Польши и областей Беларуси. Даже коллеги— конкуренты (вологодский троллейбусный завод «Транс-Альфа») не упустили возможности узнать, чем живут сегодня их белорусские оппоненты по бизнесу. Но, пожалуй, самой представительной была делегация из Германии. Компании этой страны участвуют в создании на «Белкоммунмаше» скоростного трамвая. Но об этом чуть ниже.
Сегодня минское предприятие переживает новый этап своей истории. Пройдя путь становления и развития, на котором порой встречалось недоверие скептиков, белкоммунмашевцы своим упорным трудом доказали не только стране, но и всему миру качество и успех бренда БКМ.
35 лет в строю
Первая очередь троллейбусной линии была сдана в эксплуатацию в Минске в сентябре 1952 года. Она связывала пассажирский вокзал с Круглой площадью. Тогда единственным в СССР изготовителем троллейбусов был российский завод имени Урицкого (ЗиУ, в настоящее время — АО «Тролза»). Для поддержания подвижного состава 1 июля 1973 года в столице начинает работу Ремонтный трамвайно-троллейбусный завод — предшественник «Белкоммунмаша».
Однако экономическая ситуация, сложившаяся после распада Союза, поставила троллейбусное хозяйство в тяжелые условия. Подвижной состав быстро старел как физически, так и морально. Освободившуюся на рынке производства троллейбусов нишу попытались занять новые игроки. Однако многим проектам так и не суждено было жить. Причина — низкое качество техники. На плаву же остались предприятия, имевшие опыт капитально-восстановительных ремонтов (КВР) машин ЗиУ. Ведь технология КВР практически идентична сборке новой машины. В их числе и минский завод «Белкоммунмаш», специализировавшийся тогда исключительно на ремонте троллейбусов и трамваев.
Интенсивное развитие производства, расширение сферы деятельности в 1988 году привело к созданию производственного объединения «Белкоммунмаш». А в 1993 году постановлением Совета Министров была одобрена программа развития производственной базы городского электрического транспорта, одним из пунктов которой были предусмотрены разработка и освоение производства троллейбусов в Беларуси. Реализация программы поручена УП «Белкоммунмаш».
История минского троллейбуса началась в 1995 году — на заводе освоен выпуск первого поколения белорусских троллейбусов модели 101 с традиционным реостатным управлением тяговым двигателем. В конструкции этого троллейбуса были использованы комплектующие, применяемые в троллейбусах ЗиУ.
В ходе реализации Государственной научно-технической программы «Городской электрический транспорт» КУП «Белкоммунмаш» разработало и поставило на производство 4 базовые модели троллейбусов с различными техническими параметрами, каждая из которых имеет модификации. Многие технические решения при разработке троллейбусов заводчане воплотили впервые в СНГ, защитив ноу-хау патентами Республики Беларусь и Российской Федерации.
2000 год становится новой вехой в истории завода — выпущен первый белорусский трамвай. Многие узлы и агрегаты вагона унифицированы с троллейбусными 201-й модели. Использовано много оригинальных отечественных разработок. Например, специальная конструкция дверей, которые при открытии выезжают наружу и сдвигаются в стороны.
Сегодня минский производитель может поставить заказчикам по их желанию троллейбусы десяти моделей и трамвайные вагоны двух моделей.
Достойный транспорт для столицы
«Сегодня наше предприятие полностью удовлетворяет потребности республики в современном городском электротранспорте, — говорит генеральный директор КУП «Белкоммунмаш» Владимир Король. — Кроме того, продукция завода относится к категории импортозамещающей, что в значительной мере экономит валютные средства республики, которые потребовались бы на покупку такого транспорта».
Понимая ту роль, которая отводится транспортным перевозкам, на заводе постоянно развивают производство новых моделей машин, повышают их экономичность, безопасность и комфорт. Апофеозом конструкторских идей стал троллейбус четвертого поколения, впервые представленный на суд в августе прошлого года. Первая демонстрация этой супермашины вызвала большой интерес профессионалов и нескрываемое любопытство обычных людей.
Троллейбус модели 42003А низкопольный, оборудован электронной системой управления на IGBT-модулях и тяговым электродвигателем переменного тока чешской фирмы SKODA мощностью 185 кВт. Автономным источником энергии новой машины являются установленные в ней аккумуляторные батареи. Они способны накапливать энергию, поставляемую генератором, а также заряжаться от контактной сети во время движения троллейбуса. То есть новая пассажирская машина может двигаться в режиме троллейбуса, потребляя ток от контактной сети или в автономном режиме, используя электроэнергию от батарей.
Управлять такой техникой одно удовольствие. Здесь на помощь приходит электроника — почти два десятка электронных блоков и узлов, установленных на модели 42003А. Эта «умная» машина самостоятельно может определять проблемы и пути их решения. А датчики фотоэлементов среагируют в автоматическом режиме и включат или выключат освещение внутри машины. Таким же образом сработает автоматика системы поддержания заданной температуры в салоне.
Сейчас «Белкоммунмаш» осваивает серийное производство ультрасовременных троллейбусов. Планируется, что в четвертом квартале текущего года улицы Минска уже украсят 5 таких машин. В целом же БКМ активно участвует в городской программе обновления пассажирского транспорта. В этом году будет поставлено рекордное число новеньких троллейбусов — более 300.
А с 2009 года в столице не останется ни одного «иногороднего» троллейбуса — в этом году КУП «Минсктранс» выведет из эксплуатации все старые модели троллейбусов ЗИУ — всего 180 единиц.
От Минска до Логойска — на трамвае?
2008 год останется в летописи БКМ как время значительных перемен в жизни предприятия. Без сомнения, главное событие — выпуск скоростного трамвая. Читатели нашей газеты первыми на ее страницах увидят, как будет выглядеть это чудо техники.
Сейчас на заводе завершается сборка первого экземпляра трамвая, который воплотил все передовые наработки европейских производителей. Для комплектации машины на предприятии организуется выпуск трамвайных тележек — самого важного элемента, на который приходится значительная часть стоимости машины. Создавали тележку конструкторы столичного предприятия при участии германских и венгерских производителей, причем ранее конкурировавших между собой. Колесная пара, тормозная система, рама, двигатели для тележки и другие ее составляющие — от семи германских фирм.
«Участие в создании скоростного трамвая — наш первый опыт с КУП «Белкоммунмаш». Хотя на белорусском рынке наша компания уже 15 лет успешно сотрудничает с МАЗ, МТЗ», — говорит Дитер Отто — президент ON`S Industry Germany — компании-координатора проекта от германской стороны.
Минское предприятие создало бесшумный и скоростной трамвай за короткий срок. От первых переговоров до конечного продукта не прошло и года. Первый экземпляр выпущен низкопольным и может развивать скорость до 100 км/ч.
Машина длиной в 26 метров имеет три секции и две управляющие кабины (первая и последняя). Тем самым трамвай становится универсальным пассажирским транспортом — на обратном пути нет необходимости делать разворотные круги, водитель лишь из одной кабины переходит в другую.
Чтобы войти в трамвай, пассажиру нужно поднять ногу всего лишь на высоту 35 см. Таким образом, эта модель БКМ одна из первых в СНГ имеет на 80% низкий пол. Для удобного обслуживания все элементы машины управляются с помощью CAN-технологий. Они позволяют вести мониторинг за работой всех систем трамвая, выводить любую информацию о неисправностях на монитор в кабине водителя. А для нашего с вами комфорта — климат-контроль. Согласитесь, для пассажирского транспорта — вещь актуальная.
«На сегодня это самая современная версия, — с нескрываемой гордостью отмечает генеральный директор КУП «Белкоммунмаш» Владимир Король. — Такой трамвай может совмещать несколько функций: легкого метро и легкого скоростного трамвая, соединяя города с малыми населенными пунктами. Это согласуется и с Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы».
Сейчас во многих странах мира все более активно развивается скоростной трамвай, выполняя свою роль как внутри города, так и пригорода. Этот вид транспорта переживает «второе рождение». В Европе трамвайные системы перевозят до 80% пассажиров. Кто знает, может, в ближайшем будущем эту задачу и возьмет на себя минский трамвай. Ведь основная идея его создания именно в том, чтобы заменить электропоезда на тех небольших участках, где железнодорожные пути не проложены. Так, трамвай БКМ способен соединять, например, Минск с городами-спутниками, которые находятся на расстоянии до 35 км от столицы.
Первыми проедут в скоростном и бесшумном трамвае москвичи, поскольку проект реализовывался именно по техническому заданию российской столицы. Не будут обижены и минчане. Сейчас КУП «Минсктранс» рассматривает возможность закупки для нашей столицы такой машины.
Уверен в успешных продажах и германский партнер. «Исследование рынка в Западной Европе показало, что в настоящее время в этом регионе отмечается большая потребность в таком виде пассажирского транспорта. Сейчас самое подходящее время для продаж трамвая КУП «Белкоммунмаш», поскольку страны ЕС отдают предпочтение электротранспорту как более экологически чистому виду общественного транспорта», — прогнозирует востребованность минского трамвая в дальнем зарубежье глава ON`S Industry Germany. Эта компания намерена начать продажи минских трамваев в ЕС уже с 2009 года.
По труду — и честь
Являясь в Минске лидером среди предприятий по росту объемов промышленного производства (по итогам работы народного хозяйства столицы в первом полугодии текущего года этот экономический показатель у КУП «Белкоммунмаш» в сопоставимых ценах составил 195% к уровню аналогичного периода прошлого года), а также сильно удивив общество своими новинками, завод не намерен почивать на лаврах. В целом в 2008 году предприятие планирует увеличить выпуск товаров по сравнению с 2006 годом не менее, чем в 3,5 раза.
Чтобы достичь таких высот, на БКМ принят комплексный бизнес-план развития, в котором значатся 16 программ. В течение ближайших трех лет «Белкоммунмаш» намерен кардинально изменить весь свой производственный цикл, поменяв, по сути, всю идеологию производства. Цель таких перемен — выход на качественно новый уровень развития. Так, в текущем году на предприятии заработала новая покрасочная камера европейского уровня, современный лазерный комплекс для резки металла (он способен на несколько порядков увеличить производительность и качество), завершен тендер на поставку токарно-револьверных станков с числовым программным управлением.
Кардинальные перемены произойдут и во всей системе управления производством «Белкоммунмаша». Автоматизированную информационную систему управления на базе ИС «Галактика» завод внедрит уже в текущем году, став первым в Беларуси продвинутым предприятием. Проще говоря, машина будет ежесекундно отслеживать движение всех производственных процессов, начиная от учета потребленных продуктов в столовой до ведения различных финансовых схем и планирования поставок.
Обычному же пассажиру, думается, будет более интересным узнать об очередной новинке от бренда БКМ. «Белкоммунмаш» движется в ногу и с мировыми производителями городских автобусов. В планах — создание автобуса с гибридным приводом, а также автобуса на водородном топливе. Эффективность новой модели очевидна: гибридная техника при возможности перехода с одного вида энергии на другой позволит сократить долю выхлопов от двигателей внутреннего сгорания и до 40% снизить потребление топлива. Сегодня специалисты завода активно работают над этой задачей. Первый образец планируется выпустить к 2010 году.
Оксана ШИКУТЬ
7 дней №28 2008