Льготный кредит - вопросы и ответы

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Льготные кредиты для очередников вне очереди?

Сообщение Toto (Admin) » Чт май 21, 2009 11:07 am

Сказали "Б", забыв про "А"

Решение Мингорисполкома противоречит указу президента

Столичные власти продекларировали льготное кредитование дольщиков-очередников, но не предложили механизма реализации.

Льготный кредит на долевое строительство жилья минчане смогут получить без очереди. Эта новость на прошлой неделе облетела всех минчан-очередников. Наиболее мобильные тут же отправились штурмовать районные администрации. Но все оказалось далеко не так радужно.

"Счастливый" список.

Действительно, Мингорисполком решением № 101 от 15.01.2009 г. (см. предыдущий пост) обязал администрации районов включать в списки на льготное кредитование граждан, которые, находясь на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, заключили договоры долевого строительства жилого помещения в соответствии с Указом № 396 от 15.06.2006 г. Причем включение в списки на льготное кредитование должно, как следует из решения, осуществляться независимо от времени пребывания дольщиков на квартирном учете.

Впрочем, на льготный кредит могут претендовать только те очередники, которые заключили договоры долевого строительства квартир "в домах, включенных в график строительства (реконструкции) и финансирования жилых домов" на текущий год. С этим графиком, в котором около 140 домов, можно ознакомиться в любой районной администрации в жилищном отделе. И если дом не включен в указанный график, то очередник, заключивший договор долевого строительства квартиры в этом доме, не будет включен в список на получение льготного кредита. Это следует из решения № 101, пояснили корреспонденту "БР" в одной из районных администраций.

Справка "БР":

В январе 2009 года в Беларуси введено в эксплуатацию 294,5 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов, что составляет 4,9% к предусмотренному заданию на год - 6 млн. квадратных метров. В Брестской области введено в эксплуатацию 75,2 тыс. кв. м (4,9% годового задания), в Витебской - 24,8 тыс. кв. м (4,2%), в Гомельской - 13,1 тыс. кв. м (1,7%), в Гродненской - 56,2 тыс. кв. м (8,0%), в Минской - 105,3 тыс. кв. м (9,7%), в Могилевской - 17,5 тыс. кв. м (3,%). В Минске введено в эксплуатацию всего 2,4 тыс. кв. м, что составило 0,2% к заданию.

Не будет включен сегодня, но не исключено, что завтра этот дом власти могут внести в "счастливый" график. В решении № 101 содержится рекомендация Комитету строительства и инвестиций Мингорисполкома включать в график дома, строительство жилых помещений в которых осуществляют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из этого следует, что если фирма-застройщик заключит хотя бы пару договоров долевого строительства с очередниками, то ее дом может быть включен в указанный график, а сами дольщики автоматически становятся претендентами на льготное кредитование.

В нужное время в нужном месте.

Что же делать очереднику, который еще не заключил договор долевого строительства, но хочет это сделать, чтобы попасть в список на льготное кредитование? Для этого, как пояснили в жилищном отделе одного из райисполкомов, в вывешенном на всеобщее обозрение графике нужно выбрать дома, которые являются объектами долевого строительства. После этого следует обзвонить застройщиков и узнать, есть ли в выбранных домах свободные квартиры для заключения договора долевого строительства с очередниками.

После того как подходящий объект будет найден и договор долевого строительства заключен, можно снова идти в жилищный отдел райисполкома. По словам работников жилотдела, все необходимые справки для включения в списки на льготное кредитование, которые утверждает районная администрация, можно собрать за несколько дней.

Размер льготы ограничен.

Чтобы попасть непосредственно в список на льготное кредитование, необходимо иметь (кроме договора долевого строительства) доход на одного члена семьи в размере, не превышающем 3 минимальных потребительских бюджета. Сегодня это 1 млн. 89 тыс. BYR. По статистике Белстата, в

IV квартале 2008 года из общего количества обследованных минских домохозяйств 15,7% семей имели среднедушевой доход, превышающий 1 млн. BYR. То есть можно предположить, что почти все минчане-очередники теоретически имеют право на льготный кредит.

На какую же сумму льготного кредита следует рассчитывать?

Порядок предоставления льготных кредитов регулируется Указом президента от 14.04.2000 г. № 185, согласно которому максимальный размер льготного кредита, предоставляемого на общих основаниях (многодетные семьи, дети-сироты и другие льготники не в счет), не должен превышать 90% "стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств". Стоимость квартиры типовых потребительских качеств для Минска сегодня установлена в размере 1,6 млн. BYR/кв. м. Льготно кредитуемая площадь определяется из расчета 20 кв. м на одного члена семьи (для одинокого очередника допускается однокомнатная квартира площадью 36 кв. м) и с учетом жилья, которое очередник (члены его семьи) имеет в собственности.

Например, если семья из 4 человек имеет квартиру в Минске общей площадью 30 кв. м, то ей могут прокредитовать не более 45 кв. м строящейся квартиры. При этом максимальная сумма кредита составит: 1.600.000 х (20 х 4 - 30) х 0,9) = 72.000.000 BYR. Если у семьи нет жилья в собственности или эта собственность находится в другом населенном пункте, то максимальный размер льготного кредита составит 115.200.000 BYR. Это теория. На практике же размер кредита устанавливается еще и с учетом платежеспособности потенциального заемщика. В большинстве случаев до недавнего времени, во всяком случае, Беларусбанк - а именно он выдает горожанам льготные кредиты - требовал от кредитополучателя гарантий в виде поручителей. Их количество могло доходить до 8 человек.

Итак, предположим, семья из 4 человек состоит на учете нуждающихся и не имеет в собственности своей квартиры. Она заключила договор долевого строительства в нужном доме с нужным застройщиком, например с ОАО "Минскпромстрой", на строительство трехкомнатной квартиры площадью 91,01 кв. м по цене 3.294,272 тыс. BYR/кв. м, которая будет пересчитываться к моменту ввода дома в эксплуатацию с учетом изменения индекса цен строительно-монтажных работ. (Данные по объекту взяты из опубликованной проектной декларации, "Пятница" № 4 (21).)

Максимальная сумма льготного кредита, на которую может рассчитывать семья, - 115,2 млн. BYR. Вся квартира стоит без малого 300 млн. BYR. Следовательно, кроме льготного кредита, который Беларусбанк предоставит под 5% годовых на 20 лет, дольщику придется где-то изыскать еще 185 млн. BYR (около 60 тыс. USD).

На разницу между этой суммой и суммой льготного кредита, если его дадут, можно попробовать получить кредит на общих условиях, который для граждан-очередников в Беларусбанке предоставляется под 17% годовых.

При этом, по условиям договора, часть суммы - как правило, до 30% договорной стоимости - нужно перечислить на специальный счет застройщика в течение нескольких недель, а то и дней после его заключения.

Очередь пока не отменили.

В целом условия, которые город решил предложить дольщикам, довольно выгодные, даже с учетом того, что квартиру придется выкупать по коммерческой цене, которая у минских коммерческих застройщиков в новостройках колеблется в пределах от 1,1 до 4,5 тыс. USD/кв. м без чистовой отделки.

Но есть одно обстоятельство, которое не позволяет реализовать решение № 101. Согласно документу, как уже было отмечено, дольщики-очередники должны включаться в списки на получение льготного кредита независимо от даты постановки на квартирный учет. А это противоречит указу от 14.04.2000 г. № 185, который никто не отменял.

Указ гласит (пункт 1.10), что льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются "по спискам, составленным с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и утвержденным соответственно районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями" и другими госорганами. "Утвержденные списки представляются" в Беларусбанк "по полностью сформированным организациям застройщиков не позднее чем за месяц до начала кредитования".

Так что прежде чем районные администрации Минска начнут включать дольщиков в списки на получение льготных кредитов, неплохо было бы внести соответствующие изменения в Указ № 185.

Цена вопроса.

Отметим также, что, согласно все еще действующему Жилищному кодексу, льготные кредиты могут предоставляться малоимущим трудоспособным гражданам. К ним до нынешнего года относились граждане, чьи доходы из расчета на одного члена семьи не превышали 2 минимальных потребительских бюджетов (МПБ), с нынешнего года эта норма увеличена до 3 МПБ. Но даже при таких доходах приобрести квартиру при цене 1.500 USD за кв. м невозможно, не имея дополнительных источников.

Следовательно, те, кто вчера заключил договор долевого строительства, никак не может быть отнесен к малоимущим. А значит, нарушается продекларированный Жилищным кодексом принцип социальной справедливости. Ведь не надо забывать, что компенсация потерь Беларусбанка, "связанных с предоставлением льготных кредитов гражданам за счет собственных средств", осуществляется из средств республиканского бюджета ежемесячно в течение всего срока, на который данные кредиты предоставлены. То есть компенсация за эти кредиты будет осуществляться банку за счет налогоплательщиков. Это во-первых.

Во-вторых, общая сумма льготных кредитов, заявленных на текущий год, составляет около 3,5 трлн. BYR. То есть кредитные ресурсы небезграничны. А значит, банку придется отсеивать часть претендентов на льготные кредиты. Ведь окончательное решение о кредитовании будет принимать не Мингорисполком, а Беларусбанк.

Тот же Указ № 185 предоставил Беларусбанку право требовать от местных администраций представления дополнительных документов, подтверждающих законность включения граждан в списки для льготного кредитования (пункт 3.1). И в случае выявления нарушений законодательства при включении гражданина в указанный список банк также вправе отказать в заключении кредитного договора с этим гражданином (пункт 3.2).

Так что, надо полагать, далеко не все "малоимущие" смогут получить льготные кредиты на строительство квартир в минских элитных домах, коими являются многие коммерческие новостройки.

Поэтому гражданам, которые бросились заключать договоры долевого строительства, следует морально и финансово подготовиться к тому, что банк может отказать в предоставлении льготного кредита. Чтобы тем, кто штурмует сегодня исполкомы, завтра не пришлось штурмовать СМИ с жалобами на Мингорисполком, который якобы их обманул. Ведь, не получив льготный кредит, многие очередники вынуждены будут расторгать договоры с застройщиком. И суммы, которые они получат назад, могут успеть обесцениться из-за девальвации белорусского рубля, которую тоже никто еще не отменял.

Кому это выгодно.

Учитывая сказанное, невольно возникает вопрос: зачем минским властям понадобилось принимать столь неоднозначное решение, которое к тому же противоречит президентскому указу? И что в таком случае важнее для минских властей: выполнить свои обязательства перед 250-тысячной армией очередников или приостановить любыми способами падение цен на рынке и решить финансовые проблемы частных застройщиков? Последние, не в обиду им будет сказано, до кризиса в упор не видели очередников, даже готовых строить квартиры без льготного кредита. Потому что согласно Указу президента № 396 от 15.06.2006 г. при строительстве жилых помещений для граждан-очередников размер прибыли застройщика не должен превышать 5% от определяемой в текущих ценах сметной стоимости объекта долевого строительства. А при реализации неочередникам размер прибыли неограничен.

Сегодня застройщикам не до жиру. Цены-то на рынке падают. Отсюда и такой недюжинный интерес у них к долевому строительству и к очередникам в частности.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Белорусы и рынок
№9 (844), 2-8 марта 2009 г.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Будут ли льготные кредиты без очереди?

Сообщение Toto (Admin) » Чт май 21, 2009 11:11 am

Стороны медали

Новые обстоятельства открылись в "деле" о льготных кредитах, долевом строительстве и угрозе изъятия непроданных квартир.

К концу прошлой недели ажиотаж (подробности см. предыдущий пост), вызванный решением Мингорисполкома № 101 от 15.01.2009 г., заметно спал.

В среду в Мингорисполкоме была проведена пресс-конференция, и в тот же день на сайте minsk.gov.by появилось краткое разъяснение к решению Мингорисполкома от 15.01.2009 г. № 101, а также график минских новостроек, в которых возможно заключение договоров долевого строительства с целью получения льготного кредита. Эта же информация была вывешена, как утверждают в исполкоме, во всех районных администрациях на всеобщее обозрение.

Правда, в графике коммерческих новостроек, включенных в финансирование на текущий год, сначала было 143 объекта, а к концу недели осталось 142, из которых чуть более половины еще не начали строиться. Общая площадь уже строящихся домов - около 805 тыс. кв. м.

Надо сказать, что в графике приведена очень краткая информация об объектах: наименование и местоположение, фирма-застройщик без реквизитов, общая площадь дома, номер и дата решения Мингорисполкома о выдаче разрешения на строительство, нормативный срок строительства. Поэтому, чтобы выбрать нужный вариант, очереднику, претендующему на заключение договора долевого строительства и получение льготного кредита, необходимо приложить недюжинные усилия. Во всяком случае, справочные телефонов и операторы телефонной связи останутся довольны.

Кроме прочего, оказалось, что решение № 101, согласно которому дольщики-очередники должны включаться в списки на получение льготного кредита независимо от даты постановки на квартирный учет, вовсе не противоречит Указу президента № 185 от 14.04.2000 г.

"Да, действительно, в соответствии с Указом президента № 185 граждане включаются в списки льготного кредитования с учетом очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но надо брать за основу, что Минск - это столица, где самое большое число нуждающихся в улучшении жилищных условий. И необходимо было эту проблему разрешать. Поскольку имеются кредитные ресурсы на сегодняшний день, а площадки, формируемые под ЖСК, не могут обеспечить наибольшее количество нуждающихся возможностью улучшения жилищных условий с господдержкой, было принято решение о предоставлении льготных кредитов тем гражданам, которые самостоятельно заключили договоры долевого строительства с организациями-застройщиками", - сказала на пресс-конференции в Мингорисполкоме начальник отдела правового обеспечения управления жилищной политики Мингорисполкома Елена Лукашевич, отвечая на вопрос корреспондента "БР".

Кроме того, по словам Е. Лукашевич, "решение № 101 прошло в установленном порядке юридическую экспертизу, зарегистрировано и вступило в законную силу".

Е. Лукашевич также считает, что данное решение не ущемляет прав тех очередников, которые ранее были включены районными администрациями в списки претендентов на строительство квартир в коммерческих новостройках по ценам ниже рыночных. По ее словам, "в последнее время коренным образом изменилось действующее законодательство и, естественно, ранее существовавший механизм направления очередников на строительство жилья по коммерческим ценам".

По ранее действовавшему решению Мингорисполкома, часть квартир в коммерческих новостройках направлялась Мингорисполкомом районным администрациям города для распределения между очередниками "в порядке очередности и согласно поданным заявлениям на коммерческое строительство". Цены строительства таких квартир были выше, чем в домах ЖСК, но ниже рыночных цен, и это устраивало некоторых очередников, которые не могли претендовать на льготный кредит.

Но с принятием указа президента о долевом строительстве этот порядок пришлось отменить, поскольку в указе было отмечено, что организация-застройщик "не вправе отдавать предпочтение кому-либо из очередников". После опубликования проектной декларации фирма-застройщик обязана заключать договоры долевого строительства по обращениям граждан согласно поданным ими заявлениям, пояснила Е. Лукашевич.

"В общем-то, сегодняшнее законодательство немножечко либерализовано, и Минстройархитектуры было высказано мнение, что Мингорисполком может рассмотреть данный вопрос в целях оказания содействия гражданам в заключении таких договоров. Нами были внесены соответствующие предложения. Сейчас вопрос рассматривается. Может быть, возвратимся к прежней практике", - добавила Е. Лукашевич.

Что касается изъятия у коммерческих организаций построенных ими и не проданных до конца марта квартир, о чем заявил 24 февраля А. Лукашенко (подробности см. в "БР" № 9/2009), то на сегодня правовой основы для реализации этого заявления нет.

"Я могу сказать лишь то, что в комитете строительства и инвестиций Мингорисполкома создана комиссия с участием специалистов. Этот вопрос прорабатывается. Но, безусловно, говорить о том, что непроданные квартиры могут быть изъяты, невозможно. На это должно быть решение суда либо соответствующее решение высших органов власти. Я думаю, что этот вопрос будет решен посредством конструктивного диалога. Застройщики пойдут навстречу, и в, общем-то, никто не заинтересован в каких-то негативных последствиях. Тем более что таких квартир немного - порядка 250-300", - считает начальник отдела правового обеспечения.

"Официально поручения о разработке нормативно-правового акта, который касался бы данного заявления, нам не поступало. Если поступит - мы будем работать совместно с Министерством архитектуры и строительства", - сказал 4 марта министр юстиции Виктор Голованов, отвечая на вопрос корреспондента "БР" о существовании правовой основы для реализации заявления президента.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Белорусы и рынок
№10 (845), 9-15 марта 2009 г.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Снято трехлетнее ограничение на продажу "льготных"

Сообщение Toto (Admin) » Чт май 21, 2009 11:36 am

Льготы - через УКС

Снимается трехлетнее ограничение на продажу квартир, построенных с господдержкой.

Местные УКСы и иные "государственные" застройщики в Беларуси при строительстве жилья смогут воспользоваться частью льготных кредитов до их получения гражданами-очередниками. Такая норма содержится в Указе от 17.03.2009 г. № 131, которым внесены изменения и дополнения в Указ от 14.04.2000 г. № 185.

Согласно комментариям пресс-службы президента, в настоящее время выделение льготных кредитов организациям застройщиков (ЖСК, КИЗам) на строительство жилых домов может осуществляться только после открытия кредитной линии на каждого члена такой организации, что значительно затягивает сроки начала финансирования строительства объекта.

Эта практика отрицательно сказывается на финансовом положении генподрядной организации, с которой заключается договор строительства, а при отсутствии у данной организации оборотных средств ведет к задержке начала возведения объекта.

Теперь же, согласно Указу № 131, льготные кредиты на строительство (реконструкцию) жилья, предназначенные гражданам-застройщикам, будут предоставляться на строительство (реконструкцию) жилых помещений организациям этих застройщиков или организациям, выполняющим функции заказчиков, до заключения кредитных договоров с соответствующими гражданами.

К организациям, выполняющим функции заказчиков по строительству (реконструкции) жилых помещений с господдержкой, относятся не только УКСы, но и иные организации с долей государства в уставном фонде более 50%, выступающие заказчиками по строительству жилых домов для граждан-очередников с государственной поддержкой на основании решения местных органов власти.

Льготные кредиты будут предоставляться заказчику на 6 месяцев в размере не более 30% стоимости льготно кредитуемой общей площади жилых помещений строящегося (реконструируемого) объекта, определенной на основании сведений, имеющихся в списках льготного кредитования членов организаций застройщиков, представляемых в ОАО "АСБ "Беларусбанк".

Льготные кредиты в течение 6 месяцев с момента выдачи их заказчику должны быть переоформлены на членов организаций застройщиков. Напомним, что льготные кредиты предоставляются на срок до 20 лет под 5% годовых (многодетным семьям и жителям малых городов и деревень - до 40 лет под 3% годовых).

Кроме того, Указом № 131 перечень категорий граждан, имеющих право на внеочередное включение в списки на льготное кредитование, дополнен следующими категориями: граждане, проживающие в служебных квартирах на условиях найма и до 1 января 2008 г. не воспользовавшиеся правом на передачу этих квартир в собственность на возмездной основе; граждане, которым были назначены стипендии президента РБ талантливым молодым ученым.

Но самое главное новшество состоит в том, что указом предусматривается сокращение срока запрета на отчуждение помещений после погашения льготного кредита с 3 лет до 1 года. Также дополнен перечень оснований, по которым местный исполком может разрешить произвести это отчуждение в течение года после погашения льготного кредита. Таким основанием наряду с перечисленными в Указе от 14 апреля 2000 г. № 185 (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья и т. п.) может являться улучшение гражданами, желающими произвести отчуждение, жилищных условий (строительство, реконструкция, приобретение иного жилого помещения).

При этом "до погашения льготного кредита решение этого исполнительного и распорядительного органа, местной администрации о дарении или об обмене упомянутого жилого помещения (его частей, долей в праве собственности) может приниматься только с согласия открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" в порядке, установленном законодательством".

Дополнительных бюджетных средств для реализации документа не потребуется, отмечается в комментарии пресс-службы президента.

Указ № 131 вступает в силу со дня его официального опубликования. Совету министров отведено три месяца на приведение нормативных правовых актов в соответствие с Указом № 131.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Белорусы и рынок
№12 (847), 23-29 марта 2009 г.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Льготные кредиты должны стать доступнее

Сообщение Toto (Admin) » Ср май 27, 2009 2:45 pm

Сделать жилье доступным для населения

В Беларуси в ближайшее время будут улучшены условия льготного кредитования жилищного строительства. Соответствующие предложения в настоящее время готовит Национальный банк Беларуси. Об этом сообщил 30 апреля журналистам председатель правления Нацбанка Петр Прокопович.

Сегодня льготные кредиты на строительство жилья предоставляются гражданам, состоящим на квартирном учете, под 5% годовых на 20 лет. Многодетным семьям, а также жителям деревень и городов с населением до 20 тыс. человек льготные кредиты предоставляются под 3% годовых на 40 лет.

Национальный банк предлагает увеличить для жителей городов с населением более 20 тыс. человек срок кредитования с 20 до 30 лет. Что касается очередников, которые проживают в населенных пунктах численностью до 20 тыс. человек, то для них предлагается снизить процентную ставку по льготному кредиту с 3% до 1% годовых.

Соответствующие предложения в ближайшее время будут обсуждены в Правительстве, а затем переданы на рассмотрение Главе государства. Все эти меры принимаются в целях обеспечения большей доступности строительства жилья для граждан Беларуси.

П.Прокопович также сообщил, что за первый квартал текущего года в Беларуси в эксплуатацию было введено 1 млн. 327,4 тыс.кв.метров жилья, что на 100 тыс.кв.метров больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом выдача кредитов на строительство и приобретение жилья за первый квартал составила 995 млрд.рублей (примерно 360 млн.долл.США, если исходить из среднего курса по Нацбанку за январь - март). По сравнению с 1-м кварталом прошлого года объем кредитования увеличился на 40,9%. «Такого прироста в предыдущие годы у нас не было», - заметил П.Прокопович.

В вопросах кредитования жилья упор делается на льготном кредитовании. Населению в первом квартале текущего года выдано льготных кредитов на 575,2 млрд.рублей, или 58% от всего объема кредитования за I квартал. Около 23% (233 млрд.руб.) выданных кредитов пришлось на сельскохозяйственные предприятия. Таким образом, 81% всех кредитов, выданных на жилищное строительство, составили льготные кредиты, предоставленные гражданам и сельхозпредприятиям. 19% - это нельготные кредиты, предоставленные населению на общих условиях.

Выдача льготных кредитов населению выросла по сравнению с 1-м кварталом прошлого года на 76%. Объем кредитов, предоставленных сельхозорганизациям, вырос на 25,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Выдача кредитов на общих основаниях составила 188,3 млрд.рублей, что несколько ниже, чем в первом квартале прошлого года, когда было выдано 193,3 млрд.рублей. Но это фактор временный, и я думаю, что в целом по году кредитов на общих основаниях будет выдано значительно больше, чем было выдано за прошлый год», - считает П. Прокопович.

В соответствии с поручением Главы государства сейчас Нацбанк совместно с Правительством разрабатывают программу значительного увеличения жилищного строительства в 2010 году. «Мы прорабатываем возможность выхода на ввод в эксплуатацию в пределах 9 млн.кв.метров в год. При 6 млн.кв.метров в текущем году», - сказал глава Нацбанка. По мнению П. Прокоповича, в целом для реализации намеченных планов имеются ресурсы. Но для того чтобы исключить возможный дефицит средств механизации, включая башенные краны, бульдозеры и другую технику, принято решение и будут приняты дополнительные меры по организации собственного производства механизмов в полном объеме.

П. Прокопович отметил, что строительству жилья уделяется такое большое внимание в период всемирного кризиса, потому что строительство жилья являлось в Беларуси приоритетом во все времена. «Три приоритета - экспорт, жилье, продовольствие», - уточнил глава Нацбанка.

«А в это кризисное время строительство жилья приобретает особенное значение. Потому что оно увеличивает возможности для развития в целом экономики страны. В то же время возможности строить жилье в стране имеются. Наши граждане желают строить жилье. Строительство жилья решит многие социальные вопросы. Наконец-то резко сдвинется очередь в крупных городах. В отдельных городах люди до 20 лет стоят в очереди. Поэтому в этих условиях мы должны максимально напрячь все силы, чтобы обеспечить первоочередное первостепенное и ускоренное развитие жилья», - заявил П. Прокопович.

То есть строительство жилья, по мнению главы Нацбанка, и будет тем локомотивом, который сможет в это сложное время обеспечить экономический рост в целом страны, обеспечит занятость нескольких сот тысяч человек.

«Те люди, которые сегодня имеют проблемы с трудоустройством, которые имеют временные проблемы на работе на отдельных предприятиях, будут иметь возможность участвовать в строительстве жилья, и тем более в строительстве собственного жилья. Мы возвратимся к тому периоду времени, это советский период времени, когда предприятия создавали ЖСК, КИЗы и в целом строили жилье с участием своих работников, тех, кто будет получать жилье в этих домах», - подчеркнул П.Прокопович.

Один из журналистов задал вопрос П.Прокоповичу, не станут ли льготные кредиты в Беларуси порождением такого же ипотечного кризиса, который возник в США, где, как было сказано, «чуть ли не насильно давали кредиты на строительство»?

В ответ глава Нацбанка объяснил, что Беларуси ипотечный кризис не грозит. Потому что кризис в США наступил не потому, что там давали кредиты, а потому, что под эти кредиты выпускались ценные бумаги, которые в результате обращения на рынке значительно увеличивались в цене. Настолько же поднималась первоначальная стоимость жилых домов, под залог которых выдавались кредиты. Причем цены росли «не по объективным, а по спекулятивным правилам». «Мы никогда не допустим, чтобы цены на жилье по таким факторам росли, и в таких объемах», - заявил П. Прокопович.

«Есть вопросы спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то цена растет, особенно на вторичном рынке. Поэтому наша задача - обеспечить такое предложение, чтобы не было и этой спекулятивной цены», -сказал председатель правления Нацбанка.

П.Прокопович считает, что цена жилья должна быть объективной и складываться из тех затрат, которые нужны на строительство и на обслуживание кредита плюс та минимальная маржа, которую должен получить инвестор, продавая жилье.

«Не 200, 300 и не 400 % навара должен получить инвестор, а то, что получает нормальная экономика, - 10-15%. Если весь реальный сектор имеет рентабельность 9, 12%, почему на жилье перекупщики должны иметь больше? Вот эти вопросы мы должны отслеживать. Надо смотреть, следить, тем более имея такой наглядный опыт всемирного кризиса», - считает П. Прокопович.

А что касается потребности в жилье, то она есть. В Беларуси на сегодняшний день около 700 тыс. людей состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

«Если денег у кого-то нет, то те люди, у которых подошла очередь, пропускают, и идут те, которые берут кредит. Когда все пройдут и в очереди останутся только те, которые не могут взять, для этого есть другая программа - программа социального жилья. То есть людям, которые не могут построить и у которых низкие доходы, для этого исполкомы должны строить социальное жилье. Это тоже учтено. Но нам сегодня самое главное, это удовлетворить тех желающих, которые сегодня хотят и могут взять льготный кредит.

«С возвратом льготных кредитов пока никаких вопросов нет. Наиболее дисциплинированные граждане - это граждане, которые строят жилье. Случаев, когда заемщики не могут или отказываются вернуть кредит, взятый на длительный период, у нас нет, во всяком случае банки об этом не сообщали. Есть задержки по потребительским кредитам», - отметил П. Прокопович.

Что касается нельготных кредитов, то постепенно, как обещает глава Нацбанка, ставки по ним будут снижаться. На сегодня процентные ставки по нельготным кредитам для тех людей, которые не стоят на квартирном учете, составляют 25-27% и даже больше в некоторых банках. В Нацбанке полагают, что в ближайшее время это будет примерно 20%, а дальше ситуация будет еще улучшаться. То есть банки с учетом того, что ситуация меняется, будут постепенно снижать процентные ставки, надеется П. Прокопович.

С учетом того, что в конце прошлого года была поднята планка минимального дохода для получения льготного кредита до 3-х минимальных потребительских бюджета, доля очередников, которые имеют право на его получение, выросла до 80-85%.

П. Прокопович признал, что льготное кредитование в тех объемах, которые запланированы, - «это большая нагрузка на бюджет, на банковскую систему». «Но это должно решаться, потому что это соответствует нашей социальной политике, которая должна быть в интересах наших граждан», - считает руководитель Нацбанка.

При этом П.Прокопович отметил, что «государство сегодня имеет неограниченные возможности по набору рабочей силы на строительство в связи с условиями, которые сегодня есть. Поэтому теперь объемы жилищного строительства зависят только от местных органов управления. И если в г.Минске люди стоят по 20 лет в очереди, то вопросы надо задавать только горисполкому. В его руках - все ключи к решению жилищной программы города. Если сегодня в г.Гомеле 18 лет и даже больше люди стоят в очереди, то спрашивать нужно с руководства г.Гомеля. И так же по всем остальным городам.

Поэтому глава Нацбанка попросил журналистов почаще спрашивать, почему не решен вопрос в том или другом регионе с очередностью, почему не удовлетворяется вопрос по строительству жилья, почему люди так долго должны стоять в очереди и какие меры предпринимает тот или иной орган власти по решению этой задачи? «И тогда мы ускорим этот процесс, - сказал глава Нацбанка, обращаясь к представителям СМИ. - Показывайте, фотографируйте, рассказывайте, чтобы люди видели своих героев в полный рост. И мы вместе решим эту проблему. Решим эту проблему за 2-3 года. Если мы в течение 2-3 лет будем строить по 9, а с 2011 года – по 10 млн.кв.метров, то за 2-3 года у нас людей, которые стоят в очереди многие годы, не будет. Будет очередность в 2-3 года. Вот такую задачу мы должны решить с вами. Все вместе - решить эту задачу», - подытожил П.Прокопович.

Марина СИРОТКО
Недвижимость Белоруссии
11 мая 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Имеем ли мы право на льготный кредит?

Сообщение Toto (Admin) » Пт июн 05, 2009 1:05 pm

Зависит от уровня доходов

В редакцию «Вечернего Минска» пришло письмо Николая Журавлева. Наш читатель задает весьма важный вопрос, касающийся кредита на строительство жилья.

«Наша семья (моя супруга, дочь с зятем и двумя внуками) живет в двухкомнатной квартире площадью 29,81 квадратных метра, — пишет нам Николай Степанович. — В 1994 году я стал в очередь на расширение жилплощади по месту работы. И вот сейчас мне предложили строить однокомнатную квартиру в ЖСК стоимостью 1 млн. 850 тыс. рублей за один квадратный метр без учета инженерных сетей. Мы обратились в банк за получением кредита на строительство, где нам предложили кредит на 15 лет под 17% годовых. Я стану основным пайщиком, а дочь и зять — сопайщиками. Расскажу о наших доходах. Моя зарплата и пенсия составляют 936 тысяч рублей, пенсия жены — 380 тысяч, зарплата дочери — 700 тысяч рублей, зять зарабатывает 1 млн. 750 тысяч. Таким образом, совокупный доход нашей семьи составляет 3 млн. 766 тыс. Следовательно, у нас нет трех МПБ на члена семьи. Подскажите, имеем ли мы право на получение льготного кредита под 5% годовых?»

Этот вопрос мы адресовали в управление жилищной политики Мингорисполкома. Вот какой ответ прислали нам специалисты.

«В соответствии с пп. 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 № 185 льготные кредиты предоставляются по утверждаемым местными исполнительными и распорядительными органами спискам, составленным с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На включение в данные списки вправе претендовать граждане, направленные на строительство жилья (по месту работы или месту жительства) в порядке установленной для этого очередности, при условии отнесения их по уровню дохода к категории малообеспеченных (в настоящее время менее 1 089 540 рублей на человека).

Таким образом, если вы удовлетворяете вышеназванным условиям, то вправе по вопросу включения вас в указанные списки обратиться в администрацию Партизанского района Минска по месту нахождения организации, направившей вас на строительство жилья».

Автор: Ольга Тишкевич.
Вечерний Минск
05 Май 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Льготные кредиты жителям сельской местности

Сообщение Toto (Admin) » Чт июл 02, 2009 12:42 pm

Расширен перечень лиц на получение льготных кредитов на строительство жилья на селе

Это предусмотрено Указом главы государства № 256 от 21 мая «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам жилищного строительства на селе».

Так, в частности, Указом предусматривается предоставление юридическим лицам, имеющим филиалы (обособленные подразделения), осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от ее реализации составляет не менее 50% общей суммы выручки каждого из этих филиалов (обособленных подразделений), и находящиеся в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, льготных кредитов на строительство жилья для работников этих филиалов (обособленных подразделений) в таких населенных пунктах.



В случае перевода долга по таким кредитам на граждан предоставленные им служебные жилые помещения подлежат исключению из состава служебных жилых помещений по решению соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.



В настоящее время, комментирует пресс-служба Президента, у юридических лиц, являвшихся сельскохозяйственными организациями до реорганизации в соответствии с Указом от 19 марта 2004 года № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» и присоединенных к организациям, не относящимся к категории сельскохозяйственных, расположенных и ведущих строительство жилья для своих сотрудников не в сельской местности, а в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, отсутствует возможность получения льготных кредитов на условиях, предусмотренных Указом от 2 сентября 1996 года № 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе». Предлагаемая норма, как сообщается в комментарии пресс-службы Президента, направлена на улучшение жилищных условий работников указанных юридических лиц, по сути, оставшихся сельскохозяйственными организациями.



Кроме того, Указом предлагается исключить действующую норму подпункта 6.1 пункта 6 Указа от 30 августа 2005 года № 405 «О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях» об установлении государственного заказа на производство строительных материалов, изделий и конструкций в связи с тем, что существующие в республике мощности по их выпуску позволяют в настоящее время полностью удовлетворить потребности в этой продукции.

Указ вступил в силу со дня его официального опубликования.

Светлана ПЛЕТНЕВА.
Недвижимость Белоруссии
1 июня 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Можно ли взять льготный кредит на строительство нового дома

Сообщение Toto (Admin) » Чт июл 02, 2009 2:50 pm

Мы с супругом и двумя детьми приехали в Минск в 2004 году и снимали квартиру до 2009 года. В 2005 году приобрели участок в Минском районе. По месту работы в Минске в 2005 году меня поставили на квартирный учет. В феврале 2009 года отец супруга приобрел для себя квартиру в Минске и нас туда прописал.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 с изменениями и дополнениями от 3 июня 2008 г. (п.6) администрация района в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий нам отказала.

Могу ли я взять льготный кредит на строительство жилого дома и куда мне нужно обращаться, ведь участок у нас есть и на квартирном учете я состою по месту работы?

(Костюкевич Е.В., г.Минск)


При рассмотрении данного вопроса необходимо руководствоваться положениями Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений». Согласно подпункту 1.1 этого Указа льготные кредиты предоставляются открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк" гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на получение государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах).

В соответствии с подпунктом 1.10 данного Указа граждане состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы включаются в списки на получение льготных кредитов районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями в населенном пункте по месту нахождения организации, принявшей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (эта норма введена Указом Президента Республики Беларусь от 10 июля 2008 г. № 382; в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 октября 2008 г. № 545).

Граждане, проживающие в городах областного подчинения и в г. Минске, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по их постоянному месту жительства, желающие улучшить свои жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения одноквартирных либо блокированных жилых домов в сельских населенных пунктах, включаются по их заявлениям в списки на получение льготных кредитов соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ольга ЗИНКЕВИЧ
Недвижимость Белоруссии
1 июня 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Деньги на льготное кредитование заканчиваются

Сообщение Toto (Admin) » Пт июл 24, 2009 12:58 pm

Деньги на строительство заканчиваются

Несмотря на нынешние сложности, в этом году льготное кредитование граждан на приобретение либо строительство жилья увеличено более чем в два раза. Относительно незначительно сократилось выделение заемных средств на общих основаниях. Правда, возможность дальнейшего сохранения высоких объемов кредитования сегодня у многих, включая банкиров, вызывает сомнение. Один из альтернативных путей здесь — система жилищных строительных сбережений, однако обсуждение этой темы, похоже, зашло в тупик.

Проблему финансирования жилья на днях рассматривали на заседании постоянной комиссии Палаты представителей, куда также были приглашены представители Нацбанка. Так, замначальника главного управления регулирования банковских операций Нацбанка Сергей Кисель напомнил, что льготное кредитование жилья осуществляется в соответствии с указами №№185 и 346 Беларусбанком и Белагропромбанком. Причем первый по состоянию на конец июня на эти цели выделил 1,37 млрд. Br, или 57,8% годового задания, что значительно больше аналогичного периода 2008 г. (620 млрд. Br).

Правда, С.Кисель признал, что без внешней поддержки Нацбанка столь высокий темп роста льготного кредитования был бы невозможен. На эти цели приходится изыскивать дополнительные ресурсы, а с этим в системе проблемы: упала валютная выручка предприятий, на их счета поступает меньше средств. Образующийся дефицит приходится покрывать за счет рефинансирования со стороны Нацбанка, которое за 5 месяцев увеличилось на 2 трлн. Br. Благодаря этому поддерживается способность банков по обеспечению своих обязательств, а также по льготному кредитованию жилья.

Похоже, не удастся также избежать усиления дифференциации процентных ставок между льготниками и теми, кто получает кредит на общих основаниях. И до кризиса у многих это вызывало справедливое негодование. Подпадаешь под льготу — получи деньги под 3-5% годовых, нет — 17-18%. Теперь же для многодетных заемные средства подешевели до 1%, притом что для всех остальных процентная ставка превысила 20%.

Сейчас удорожание кредитов, выдаваемых на общих основаниях, продолжается. Это связано с ростом ставок по депозитам в национальной валюте, в мае для физлиц они в среднем составили 20,3% (полная ставка по кредитам для физлиц — 21,5%). При этом доходность банков по таким операциям упала до предельно низкого уровня: маржа составила лишь 1,3 процентных пункта. Рост процентов по вкладам был не только желанием банкиров, но и выполнением подписанного меморандума с МВФ, который настаивал на таком повышении, уточнил представитель Нацбанка. На майских переговорах эксперты фонда требовали среднюю ставку 22%.

На фоне дорогих кредитов с высокой долей вероятности можно предположить, что в последующие месяцы продолжится сокращение финансирования жилья, осуществляемого на общих основаниях. К сожалению, платежеспособность белорусов невелика, а рост реальных доходов весьма туманен. К тому же в последние годы население уже успело взять достаточно большое количество кредитов, в результате чего сейчас задолженность по ним приблизилась к 14 трлн. Br (8,2 трлн. Br — по кредитам на недвижимость).

Ограниченная платежеспособность населения и недостаточная ресурсная база банков вызвали у депутатов закономерное сомнение: реально ли найти средства для обеспечения амбициозных планов по доведению объемов строительства в стране до 9 млн. м2 в год? На этот вопрос С.Кисель дал дипломатичный ответ: ресурсы в рублях есть, но они ограничены размером эмиссии, которую Нацбанк сможет позволить, чтобы девальвация не вышла за допустимые пределы.

Пока же у главного банка страны есть вопросы по тем средствам, которые уже выделены на возведение жилья. Речь идет о домиках на селе. По информации Нацбанка, сейчас более 1000 из них пустуют, поскольку были построены не под реальные потребности сельских жителей, а скорее для выполнения плана.

Механизм, которого нет

Как было заявлено в ходе заседания парламентской комиссии, нынешняя система финансирования недвижимости, включая льготную, практически исчерпала свои возможности для дальнейшего роста объемов. Об этом, в частности, свидетельствует недавнее исследование Мингорисполкома, который провел опрос среди очередников на предмет: могут ли они позволить себе строить коммерческое жилье, частично пользуясь льготным кредитом, частично собственными средствами — 95% опрошенных заявили, что не имеют для этого достаточных доходов. А это значит: либо государство продолжит изыскивать средства на льготное финансирование, либо о 9 млн. м2 жилья можно забыть.

На этом фоне стоило бы вновь вернуться к вопросу создания системы строительных сбережений, которая может стать реальной альтернативой либо хотя бы подспорьем нынешнему механизму финансирования жилья. Правда, пока эта тема безрезультатно обсуждается с 2000 г. Подготовлена уже не одна редакция соответствующего проекта закона, однако воз и ныне там.

Между различными органами госуправления существуют принципиальные разногласия относительно этого документа, пояснила начальник управления правового обеспечения банковской деятельности Нацбанка Татьяна Павловская. Главный банк страны настаивает на том, чтобы сумма, которую гражданин вложит в свои стройсбережения, была дополнена государственной премией за счет бюджета либо налоговыми льготами. Соответствующая норма должна содержаться в законе о строительных сбережениях. Об эффективности такого механизма свидетельствует опыт других стран. Это позволяет, с одной стороны, удешевить кредиты на жилье, с другой — повысить платежеспособность населения.

Однако позиция Нацбанка не находит поддержки в Минфине, где утверждают, что в бюджете попросту нет средств на эти цели, и рекомендуют банковской системе самостоятельно искать пути по наращиванию и удешевлению жилищного финансирования.

При таком подходе принятие закона о строительных сбережениях не имеет никакого смысла, подчеркнула Т.Павловская. Он лишь повторит нормы Банковского кодекса, ничего по сути не изменив.

Александр ГЕРАСИМЕНКО
Экономическая газета
30 июня 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Судьба льготного кредита на строительство при переезде

Сообщение Toto (Admin) » Ср авг 05, 2009 9:49 am

Мы – молодая семья, живем и работаем в сельской местности. Получили льготный кредит на строительство усадебного дома. Мужа хотят перевести на работу в районный центр. Нас интересует, сохранятся ли в этом случае сельские условия кредитования? (Р.Забелло, Витебская обл.)

Ответ на данный вопрос содержится в пункте 4 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров от 24 июля 2002 г. № 992).

Постоянно проживающими и работающими в сельских населенных пунктах и населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (для них применяются одинаковые сельские льготные условия кредитования) считаются граждане, постоянно в них проживающие и работающие в организациях, расположенных в таких населенных пунктах.

В случаях трудоустройства постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах в период осуществления строительства жилья в организации, находящиеся в городах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, производится перерасчет размера льготного кредита и изменение условий кредитования.

Ольга ЗИНКЕВИЧ.
Недвижимость Белоруссии
15 июня 2009

Гопалюк ЕН
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Пт авг 14, 2009 8:09 pm

Сообщение Гопалюк ЕН » Пт авг 14, 2009 8:24 pm

Мы семья молодая 4 человека 2 несовершеннолетних детей строим квартиру в кооперативе имеем участок под строительство одноквартирного дома на что нам дадут льготный кредит и какие будут условия


Вернуться в «Льготы; субсидии; господдержка строительства и покупки жилья; социальное жилье»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

cron

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by