Достать до небес
В Минске начались подготовительные работы к строительству первого небоскреба
Три огромных здания появятся через несколько лет в районе станции метро «Фрунзенская». В эти дни вокруг небольшого сквера в границах улиц Кальварийская, Клары Цеткин и Максима Танка вырос забор. Можно увидеть, как на самой площадке ворочают землю тракторы и бульдозеры. Пешеходы заглядываются на макеты: на них жилой дом в 30 этажей и гигантские башни бизнес-центра. В одной из них будет 43 этажа, в другой – 54!
В комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома пояснили, что строить высотки будет российский холдинг «Итера». Проект еще в прошлом году одобрен минским градостроительным советом.
— Как таковая стройка еще не началась. Рабочие ОАО «Трест № 15 «Спецстрой» подготавливают площадку 6,8 гектара, выносят старые инженерные сети, — рассказали «Р» в СООО «Итерабелстрой» (эта организация – заказчик строительства). – В августе—сентябре первый камень будет заложен в 30-этажный жилой дом, а потом уже начнется сооружение бизнес-центра. Закончатся все работы к 2012 году.
Бизнес-центр на Кальварийской станет, пожалуй, первым белорусским небоскребом. В 54-этажной башне разместятся пятизвездочная гостиница, апарт-отель, бизнес-центр и развлекательно-спортивная часть. В той, что поменьше, только офисные помещения. Под землей будет четырех-уровневый паркинг. Общая площадь трех зданий — 250 тысяч квадратных метров. Жилые площади — 23 тысячи «квадратов». Строить россияне собираются с размахом. На сайте международной группы компаний «Итера» сказано, что инвестиции в проект оценивается примерно в 500 миллионов долларов…
Полсотни этажей для Токио или Нью-Йорка — это, наверное, несерьезно. Но для Минска – высота головокружительная. До недавних пор потолком для минских строителей были здания в 25 этажей. Мешали самолеты аэропорта Минск-1 и устаревшее законодательство. Председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Виктор Никитин недавно заметил, что Минск будет расти вверх. Нормативная база уже меняется. На месте аэропорта через пару лет начнется строительство района «Минск-сити», где появится здание в 70—80 этажей...
Главное, правда, чтобы все эти проекты были доведены до конца. Чужие ошибки бывают очень поучительными. Недавно худшим зданием в истории архитектуры признали недостроенный небоскреб в Пхеньяне. По одной из версий, строительство 105-этажного гиганта прекратилось из-за инженерных ошибок. Что теперь делать со зданием-монстром, власти не знают...
На снимке: так выглядит проект бизнес-центра.
Николай ГРАДЮШКО, «Р»
Рэспублiка
8 февраля 2008
Добавлено:
Зарыли вопрос
«Уже давно всё решено»
Столица так активно и бурно расстраивается - в высоту, вширь и в стороны, что некоторые жители сильно расстраиваются и местами негодуют.
В Мингорисполкоме уже привыкли к тому, что ежегодно при согласовании сотен строительных проектов жители территорий, прилегающих к новым строительным площадкам, возмущаются, негодуют и кляузничают во всевозможные инстанции. Так было неоднократно в Уручье, в районе Юго-Запад, так было недавно на ул. К.Маркса, когда строительству помешали лишь массовые выступления жильцов.
На прошлой неделе газета «Звязда» подняла проблему одного из наиболее масштабных столичных строительств - на ул. Танка. «Напрыканцы мiнулага года па «Кiтайскай сцяне» папаўзлi чуткi, што спрытнюгi-дзялкi пад выглядам упрыгожвання горада «прабiлi» ў Мiнгарвыканкаме дазвол пабудаваць на месцы былога сквера нешта такое агромнiстае, высокае, шырокае i самае галоўнае - мала патрэбнае. А калi iх задума здзейснiцца, то жыцця не будзе ў цянi i шуме гэтых хмарачосаў, а экалагiчная абстаноўка рэзка пагоршыцца. А потым, як часта бывае, увогуле сталi распаўсюджвацца самыя неверагодныя «каментарыi» i плёткi. Перспектыва блiзкага суседства з велiзарнымi гмахамi, адсутнаць праўдзiвай iнфармацыi палохала людзей. Iм было цяжка ўявiць, што на месцы былога скверыка хутка пачнуць узводзiць гiганцкiя вежы да неба. Навошта, каму гэта патрэбна, з якой нагоды, гублялася ў здагадках насельнiцтва «Кiтайскай сцяны». Мiж iншым, гэта амаль пяць тысяч чалавек».
В районе, где планируют возвести бизнес-центр с двумя башнями, одна из которых достигнет 217 м, работы идут не прекращаясь: мощная техника гудит, красивые экскаваторы черпают, тарахтящие бульдозеры устраняют неровности, отечественные грузовики развозят почву.
Мнение простых граждан емко и доходчиво изложили в «Звязде»: «Няўжо ў Мiнску такое цьмянае, несвядомае, эгаiстычнае i надзвычай варожае прагрэсу насельнiцтва, якое далей свайго носа нiчога не хоча бачыць? Няўжо скандалы пасля няўдалай спробы выселiць жыхароў дома адной з цэнтральных вулiц горада - iмя К.Маркса, канфлiкты вакол будаўнiцтва аўтазаправак каля жылых дамоў цi са зносам вялiкай аўтастаянкi пад будаўнiцтва жылых дамоў непадалёк ад праспекта Газеты «Правда» ўзнiкаюць выключна па вiне мiнчан?»
В районе строительства на ул. Танка мало кто остается равнодушным, наблюдая за цветением столицы и участвуя в благоустройстве города. Один из занятых на стройке мужчин честно ответил на вопрос о целесообразности строительства: «Иди ты на х…, спрашивай у начальства». Прохожие на ул. Танка тоже были немногословны, в основном пожимали плечами и делали пространные заявления. Женщина в больших, на пол-лица, солнцезащитных очках призналась: «Страна строится, появляются новые здания, это ведь хорошо». Пожилой мужчина, опираясь на трость, также не разглядел на стройплощадке ничего чрезвычайного: «Везде строят сейчас. И здесь тоже строят».
Гораздо больше желающих более категорично высказаться по поводу строительства оказалось во дворах домов, объединенных когда-то в народе в «Китайскую стену» столицы. «Так нельзя, - взмахнул рукой с кожаным портфелем мужчина, достойный считаться потомственным владельцем элитного жилища, - требуется разрешение жильцов на застройку. Необходимо согласование с жителями домов, рядом с которыми планируется строительство…» По его глазам видно, что он знает тонкости действующего белорусского законодательства и понимает, что большая часть задумываемых им требований относится к дворовым участкам, а не к парковой территории. Но ему хочется поспорить, потому что вопрос касается не обычной пятиэтажки-хрущевки в трижды проклятом микрорайоне, а его потомственного дома. «Я считаю, что такие вопросы должны приравниваться к тем случаям, когда речь идет о равноценном переселении граждан», - умничает молодой человек и удаляется в свой подъезд с разбросанными по полу окурками с таким видом, словно устремился в сопровождении свиты в королевские покои.
Во дворе дома N10 по ул. Танка, входящего в комплекс красной стены, прозванной Китайской, предприимчивый мужчина прямо на бордюре у одного из подъездов торгует свежими овощами: зеленым луком, огурцами, помидорами, капустой и чесноком. Проходящие мимо бабушки не могут нарадоваться: «О-о-о, урожай молодой!» Бабушки останавливаются, прицениваются, дотошно ощупывают пальцами помидоры и капусту, удовлетворенно покачивают головами. И тут же меняются в лице, когда речь заходит о строительстве бизнес-центра: «А вы здесь и так уже понастроили! Уже из дома никуда не выйти. Кругом метро и троллейбусы! Раньше хоть можно было по скверу погулять, а теперь разровняли его, разутюжили тракторами. Строить они собрались! Мы вам здесь построим!»
…У одного из подъездов «Китайской стены» остановился автомобиль. Из машины, как всегда, задорно и быстро, как будто опять в атаке, призванной завершить острую передачу, выскочил Анатолий Байдачный, знаменитый футболист и бывший наставник национальной сборной по футболу: «Как я могу относиться к этому строительству? Естественно, когда дом загородят, как к этому относиться? Лучше бы сквер какой-нибудь сделали - было бы больше толку, чем от того, что здесь построят бизнес-центр или что-то еще». А может, народная справедливость восторжествует? Может, прислушаются к мнению жильцов и приостановят проект, оцененный в $220 млн.? «Кто будет к этому прислушиваться? - вопрошает футбольный мэтр. - Как строили, так и будут строить. Думаю, уже давно все решено и мнение жильцов вряд ли поможет».
Николай ВАЛУЕВ
БелГазета
19 мая 2008