Над берегом водохранилища Дрозды возвышается морское судно, словно приплывшее из эпохи знаменитого адмирала Нельсона. Имя корабля — “Виктория”. Сгущаются сумерки, и над палубой зажигаются разноцветные огни. Съезжаются гости, идут по трапу на корабль и заполняют кают-компании, кубрики, казино... В ресторане, в кофейне царит оживление. Официанты в старинной моряцкой форме едва успевают принимать заказы. Слышны звуки гитары и виолончели. Кто-то, поднявшись на одну из мачт, глядит в телескоп — любуется видами вечернего Минска. Кто-то увлеченно изучает детали судового интерьера. Кто-то заводит разговор про своего сынишку — мол, днем он ходит сюда в кружок обучаться морскому делу...
Эта картинка может оказаться вполне реальной — минский предприниматель Ашот Погосян задумал уникальный для города проект: построить трехпалубный двухмачтовый парусник и превратить его в яркую достопримечательность Минска. Почти три года назад его “Виктория” вышла из порта Мечты и поплыла по необъятному Бумажному морю... Капитан корабля и предположить не мог, как много подводных рифов окажется на пути, какие сильные шторма придется выдержать. Блуждает судно в этом море до сих пор. Когда и куда причалит?
Про акваторию и территорию
Ашот Погосян — заместитель директора столичной фирмы “Белкомспецремонт” — вместе со своим единомышленником Борисом Малеевым, который эту фирму возглавляет, предлагает создать большой, в натуральную величину (около 60 м длиной), трехпалубный корабль-парусник. Поставить (заякорить) его на глади водохранилища Дрозды, неподалеку от места пересечения проспекта Победителей и 4-го кольца. Почему именно это место? Здесь берег совсем невысокий, и парусник будет виден практически полностью даже с большого расстояния.
Планируется устраивать на судне развлекательные мероприятия. В определенные дни и часы сюда могли бы ходить на “морские уроки” дети и погружаться в волшебно-романтическую атмосферу. Конечно же, нужен и необходимый антураж. К примеру, на мачтах сделать марсовые площадки и разместить там телескопы, чтоб можно было обозревать окрестности. Одна из мачт будет закамуфлирована под дымоход. Предусмотрены объекты для фотографирования. Интересно будет запечатлеть себя, к примеру, возле пиратского сундука с драгоценностями...
Ашот Погосян с кораблем своей мечты
Подобные корабли, превращенные в питейные заведения, стоят в Амстердаме, в Санкт-Петербурге, Киеве и других городах. Их доставляли на место водными путями. Но чтоб из привезенных готовых частей собрать “Викторию” на упомянутом водоеме (на это, по расчетам Погосяна, уйдет не менее полугода), понадобится кусок суши. Да и после сборки не обойтись без арендованного причала: как обслуживать на корабле полторы сотни посадочных мест? Нужна, в частности, автостоянка...
Даешь аукцион!
Городские службы, от которых зависит воплощение в жизнь этого уникального проекта, возражать не стали. И подписи, несущие смысл “одобряем”, стали появляться на разных документах еще в начале 2005 года. В частности, за проект стали ратовать глава администрации Центрального района Олег Попков, руководитель Комитета архитектуры и градостроительства Виктор Никитин. А в институтах “Минскградо” и “Минскпроект” даже предложили подобный парусник поставить также на Комсомольском озере в парке Победы. И разработали и утвердили необходимые паспорта на оба объекта. Так в документах, кроме “Виктории”, стала фигурировать еще и “Каравелла” с ее будущим Музеем морской славы.
Оба корабля согласились создать отечественные специалисты — гомельские конструкторы и петриковские судостроители. Причем парусники не будут загрязнять окружающую среду, пройдут проверку на водоустойчивость и безопасность нахождения на воде. В соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта судна зарегистрируют в реестре.
Прообразом судна, которое предприниматель собирается установить в Минске, послужил корабль легендарного флотоводца Нельсона
Но вот 28 января 2006 года вышел Указ Президента Республики Беларусь номер 58 “О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков”. Он обязывает предоставлять их для строительства в Минске только через аукционы на право заключения договоров аренды этих участков. То есть все должно быть на конкурсной основе.
Не все оказались готовы к такому повороту дел. Инициаторам проекта пришлось информировать самые высокие инстанции по поводу отписок в ответ на свое предложение участвовать в конкурсе — его никто так и не объявил...
— Упомянутый участок у водохранилища Дрозды, который мы хотим получить, еще год назад внесен в разрешительный список для использования. Нас призвали участвовать в аукционе. Мы согласны. Так объявляйте его! Когда, где конкретно? Но такого аукциона по нашей позиции нет до сих пор, — сокрушается Ашот Арташесович. — В нашем понимании этот вопрос должно регулировать городское Управление потребительского рынка. Именно оно определяет, нужна ли в том месте точка общепита, и дать поручение соответствующим службам выставить участок на аукцион...
Убить цифрой
Самый “атомный” документ в этой почти трехлетней волоките, который мне довелось прочесть, подписан заместителем председателя Госкомитета по имуществу Республики Беларусь Александром Литреевым. Там сказано, что “начальная цена земельного участка, выставляемого на аукцион на право заключения договора аренды... ориентировочно составит 7 187 824 182 рубля (срок аренды от 50 до 99 лет)”. В документе значится территория в 0,9101 га, в том числе и 0,1634 га водной глади Дроздов. Словом, отдать в аренду решили и кусок земли (в несколько раз больший, чем надо для обслуживания “Виктории”), и дно под кораблем.
Но ведь в этой охраняемой зоне намечается не многоэтажный бизнес-центр возводить, а лишь благоустраивать территорию — делать дорожки, парковку... За что ж платить такие бешеные деньги? Инициаторы проекта предполагали, что внеплановые расходы по смете составят около 100 тысяч долларов при стоимости всего проекта 500—600 тысяч долларов.
— Такой ставки, которую нам определяют за всего лишь право аренды, я в мировой практике не знаю, — сокрушается Погосян. — Думаю, это тот случай, когда вместе с водой выплеснули и ребенка. Сумма, эквивалентная 3,5 миллиона долларов, абсурдна. Ведь простой расчет показывает: если срок службы нашего корабля — 50 лет, то получается, что ежемесячная оплата права аренды превысит 5 тысяч долларов. Какой инвестор пойдет на то, чтоб начать проект с таких затрат?..
В случае с “Викторией” ее будущему владельцу придется оплачивать также саму аренду, проектирование и изготовление корабля, который будут обслуживать около 40 человек...
Я позвонил в Госкомитет по имуществу специалисту Виктору Грищенко, который готовил документ с той “космической” цифрой, и он сказал, что все сделано в соответствии с кадастровой стоимостью земли. Вот только зря, мол, включили в выносимый на аукцион участок подводную часть...
Как бы там ни было, но Погосян и Малеев пробуют добиться пересмотра этой стоимости и более реальной, не столь убийственной, цифры...
И корабль плывет...
Предприниматель Ашот Погосян в Минске с 1982 года, и за все это время ему не приходилось сталкиваться с такой странной ситуацией. Вопросы и контраргументы, которые он слышал в ответ на свою инициативу, были иногда неожиданными. Один из них такой: из-за вашего корабля не нарушится ли миграция комаров и земноводных? Оставалось лишь сказать спасибо за столь теплую заботу о брюшках лягушек — квакушки действительно не должны страдать от недоедания... Кто-то из госслужащих также допытывался, какой флаг будет развеваться на корабле. А какой надо?
Погосян все же не теряет надежды. И поделился со мной заветной мечтой: не просто построить корабль, а оборудовать целую гавань — с таверной, маяком и другими сооружениями. Чтоб это можно было называть “Морским причалом города Минска”. По сути это был бы парковый многофункциональный комплекс. Но на фоне всевозможных инструкций и требований эта мечта пока кажется неосуществимой...
В Минске сложилась хорошая традиция — устраивать общественные обсуждения по поводу строительства того или иного значимого объекта. Быть может, заинтересованный читатель выскажет на страницах “Вечерки” свое мнение? Нужен или не нужен такой корабль в нашем городе? И под что его следует оборудовать?
Константин Столярчук.
Вечерний Минск
17 декабря 2007
