ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ САДОВЫЙ ДОМИК СТАНЕТ МЕСТОМ "ВРЕМЕННОЙ ПРОПИСКИ"
В Беларуси с 1 января 2008 года упраздняется институт прописки и вводится единый порядок регистрации. А вместе с этим исчезает нарушающее конституционные права граждан ограничение на прописку в домах, подлежащих сносу. Одновременно повышается статус дачных и садовых домиков.
Указ № 413 "О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания" подписан Президентом Беларуси 7 сентября и вступает в силу с начала следующего года.
Согласно Указу с 1 января 2008 года упраздняется институт прописки, отличающийся множественностью правовых актов на уровне актов Совета Министров СССР, Министерства внутренних дел, местных исполнительных и распорядительных органов. Взамен этого института вводится единый на всей территории Беларуси порядок регистрации граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, по месту жительства и месту пребывания. За регистрацию по месту жительства (примерно, как постоянная прописка) или месту пребывания (временная прописка) взимается государственная пошлина в размере 0,2 базовой величины. Определены случаи, когда пошлину платить не придется - например, за регистрацию по месту пребывания в помещениях для временного проживания. При этом права и обязанности, возникшие у гражданина в связи с постоянной или временной пропиской, произведенной до 1 января 2008 года, сохраняются, перерегистрация по месту жительства или месту пребывания не предусматривается.
Место жительства - местонахождение (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, и в котором он постоянно либо преимущественно проживает. Место пребывания - местонахождение (адрес) жилого помещения или помещения для временного проживания, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, и в котором он временно пребывает. Помещение для временного проживания - садовый домик, дача.
По новым правилам, регистрация по месту жительства (постоянного) является обязанностью граждан, а регистрация по месту пребывания (временного) - правом (за исключением, в частности, граждан, прибывших из другого населенного пункта для обучения в учреждениях образования, научных организациях, которые обязаны зарегистрироваться на срок обучения).
В Указе определен порядок регистрации, в котором учтена также необходимость дебюрократизации этого процесса. Во-первых, гражданин для регистрации по месту жительства или месту пребывания должен обратиться к лицу, ответственному за регистрацию (например, руководителю ЖЭСа или уполномоченному им лицу), два раза: чтобы подать документы, необходимые для регистрации, и чтобы получить паспорт со штампом о регистрации по месту жительства либо свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Во-вторых, упраздняется обязанность гражданина сниматься с регистрационного учета перед выбытием на другое место жительства (как это имеет место при системе прописки-выписки). Согласно Указу орган регистрации (орган внутренних дел) по новому месту жительства гражданина обязан сообщить о его регистрации органу регистрации по прежнему месту жительства, который на основании этого сообщения самостоятельно снимает гражданина с регистрационного учета. Аналогичный механизм планируется внедрить в правоотношения в области воинского учета. В документе содержится поручение правительству обеспечить принятие соответствующего нормативного правового акта, согласно которому снятие военнообязанных (призывников) с воинского учета осуществлялось бы без обращения таких граждан в военные комиссариаты.
В-третьих, установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых для регистрации. При этом документы, имеющиеся в государственных организациях, по просьбе гражданина запрашиваются лицом, ответственным за регистрацию. Правда, в переходный период (до 2011 года) правительством могут быть определены иные документы, которые подтверждают права граждан на жилое помещение, в котором они регистрируются. Необходимость этой нормы обусловлена тем, что до настоящего времени многие граждане не оформили в собственность жилые помещения, в том числе в соответствии с требованиями законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно Указу регистрация граждан по месту жительства (примерно, как постоянная прописка) носит уведомительный характер с определенными ограничениями. Для Минска - одни ограничения, для всех остальных населенных пунктов Беларуси - другие. Так, в регистрации по месту жительства будет отказано, если после регистрации гражданина обеспеченность общей площадью такого жилого помещения станет менее 15 кв. метров на одного человека (в г.Минске - менее 20 кв. метров), а обеспеченность жилой площадью жилого помещения в общежитии - менее 6 кв. метров на одного человека. Данные ограничения не распространяются на регистрацию близких родственников. При этом в проекте предусмотрены особенности для регистрации близких родственников по месту жительства в г.Минске, учитывая статус столицы.
Например, во всех населенных пунктах, за исключением Минска, без учета площади квартиры можно регистрировать по месту жительства (на постоянно) совершеннолетних братьев и сестер, а также деда и бабку и соответственно внуков. Тогда как в столице для регистрации родственников этой категории нужно на каждого не менее 20 кв. метров общей площади квартиры. Кстати, напомним, что согласно все еще действующему (до 31 декабря 2007 года) положению граждане могут прописываться и перепрописываться в Минске, если в результате их вселения размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, не будет меньше 12 кв. метров, а с момента последней выписки нанимателей и поднанимателей прошло не менее 3-х лет.
Кроме того, в целях соблюдения конституционных прав граждан исключается такое существующее ограничение, как регистрация в домах, в отношении которых принято решение о сносе. В то же время, регистрация граждан по месту жительства в жилом помещении, приобретенном ими на основании гражданско-правового договора (купли-продажи, обмена (мены), дарения, ренты), а также по наследству, осуществляется после снятия с регистрационного учета бывших собственников этого помещения с членами семьи, если они не остаются проживать в ранее занимаемом жилом помещении на правах членов семьи нового собственника либо за ними не сохраняется право пользования жилым помещением в соответствии с законодательными актами или договором.
Регистрация граждан по месту пребывания (временная регистрация) осуществляется на срок до одного года и без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.
Между прочим, для граждан отдельных категорий установлены некоторые особенности регистрации по месту жительства и месту пребывания, которые не предусматривались институтом прописки. Например, по новому положению граждане, проживающие в помещениях, принадлежащих или переданных в пользование религиозным организациям, регистрируются по месту жительства в этих помещениях в общем порядке на основании ходатайств руководителей религиозных организаций, направленных в орган регистрации.
Новшеством является и то, что граждане без определенного места жительства (попросту - бомжи) получают право на временную регистрацию по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства путем внесения сведений о них в книгу регистрации лиц без определенного места жительства. Порядок такой регистрации и нахождение пункта регистрации поручено устанавливать местным исполнительным и распорядительным органам. Вероятно, такие граждане смогут получать, например, пенсию и еще какие-то социальные блага после регистрации по месту пребывания. А там, гляди, появится норма, позволяющая нарушителей правил проживания в жилых помещениях и злостных неплательщиков коммунальных услуг выселять без предоставления другого жилого помещения. Впрочем, это лишь предположение, хотя и не беспочвенное.
Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
17 сентября 2007