Сообщение Подсолнух » Пн июн 16, 2008 2:13 pm
Асенова крепость
Асенова крепость - средневековая крепость династии Асень, расположенная в Родопских горах, в 2 километрах от Асеновград (Асеновград находится в 20 км от Пловдива). Асенова крепость - символ Асеновграда. Первое упоминание о крепости - 11 век, но люди жили тут и во времена Древнего Рима. Свою значимость Асенова крепость приобрела именно в Средние века и была захвачена во время Третьего крестового похода.
Кстати, именно династия Асенов, основавшая крепость, основала и Второе Болгарское царство (1187—1396).
Самая известная часть Асеновой крепости - церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот известен с очень давнего времени. Она был разрушен крестоносцами Фридриха Барбароссы в 1189 году, восстановили его при царе Иване Асене II десять лет спустя, вместе с постройкой самой крепости. Надпись на стене сообщает, что это было сделано для обороны Болгарии от Латинской империи. Стены имели 3-х метровую ширину и 12-ти метровую высоту. Фактически это была вовсе и не церковь, а полноценный феодальный замок. До наших дней сохранились 30 комнат и 3 водохранилища.
В настоящее время лучше всего сохранилась церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы XII-XIII веков. Это двухэтажное крестово-купольное здание с одним нефом. Притвор церкви велик, как и высокая прямоугольная башня. Церковь украшена фресками XIV века. Ныне она принадлежит Болгарской православной церкви.
Но после установления в Константинополе Латинской империи храм вновь подвергся разрушению. И вновь отстроил его Иван Асен П. Этот обновленный храм просуществовал до 1600 г., когда его уничтожил турецкий воинский отряд во главе с Хасан-хаджой.
Более 150 лет спустя, в 1765 г., отец и сын Георгий Димов и Димо Георгиев, придя в праздник Успения из соседнего города Костура, увидели, что местные жители ставили свечи на развалинах, где некогда стояла церковь. Они отправились в Константинополь и выхлопотали разрешение на восстановление храма. Отстроили храм в том же году. Антиминс и два образа - Пресвятой Богородицы Элсусы (Милующей) и Христа Спасителя — принесены были со Святой Горы Афон, из Ватонедского монастыря. Освятил антиминс последний архиепископ Охридский Арсений, находившийся в заключении в Ватопеде. Он же рукоположил во пресвитера Димо Георгиева. Но вскоре греческий митрополит Пловдивский Самуил запретил славянское богослужение в храме и лишил сана болгарского священника. Викарий митрополита Самуила епископ Ликийский Каллиник заново освятил храм и новый антиминс. Следует отметить, что, как мы увидим в дальнейшем, даже на количестве храмов в городе и их расположении сказалась долгая церковно-этническая борьба между утверждавшими панэллинизм фанариотами и болгарами, изо всех сил отстаивавшими национальную самостоятельность,— борьба, закончившаяся провозглашением автокефалии Болгарской Церкви, признанной Константинополем лишь после Второй мировой войны.
В 1811 г. происходили работы по обновлению иконостаса храма. Мастера — резчики по дереву Коста Колев и Коста Масиков работали над ним в течение десяти лет. На царских вратах мастера вырезали древний болгарский герб — льва со скипетром. Над северными вратами алтаря — пробуждающийся лев с секирой. Над южными, над Ватопедской иконой Божией Матери — лев, сокрушающий гроб и выводящий из него мертвеца. Иконы в иконостасе принадлежат кисти Христо Димитрова Самоковца и сыновей его Димитрия и Захарии Зографа.
Над храмовым образом письма Захария Зоографа изображено возвращение соглядатаев из земли Обетованной, над чудотворным об разом Ватопедской Божией Матери — образ Богоматери «Ширшей небес». Под иконой Спасителя — изображение изгнания прародителей из рая, а под образом Предтечи и Крестителя Иоанна — усекновение главы его. Весь иконостас покрыт сплошной резьбой, в которой искусно переплетаются мотивы, заимствованные из растительного и животного мира.
Из дальнейшей истории храма известно, что в нем служил иеродиакон Игнатий — Васил Левский, борец за освобождение болгарского народа от османского владычества. Будучи насельником обители св. Параскевы-Пятницы, отец Игнатий организовал там тайный народно-освободительный комитет. Во время воины за освобождение Болгарии на чердаке «женской церкви» храма (раньше в болгарских церквах были особые отделения для женщин) укрывалась женская часть населения города. Отсюда жительницы Асеновграда следили за отступлением турецкого гарнизона и подходом русских войск к городу.
Северный престол Успенского храма освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, южный — во имя св. великомученика Мины. Старый, освященный в 1766 г. епископом Каллиником антиминс главного — Успенского — престола заменен на новый в 1939 г. митрополитом Пловдивским Кириллом, впоследствии Патриархом Болгарским. Вскоре после своей патриаршей интронизации в 1953 г. Святейший Кирилл посетил храм. По его предложению в притворе храма был создан параклис (часовня) во имя всех святых Болгарских. Внутри храма есть и другой параклис — во имя Архангела Гавриила.
При храме устроен музей, где хранятся старинные иконы, богослужебные сосуды и церковная утварь, а также старопечатные книги, в том числе Ирмологий 1825 г., много гравюр с Афона и из Рильского монастыря.
По материалам официального сайта ЕООД "Мирела"