Административная ответственность в жилищной сфере

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Административная ответственность в жилищной сфере

Сообщение Toto (Admin) » Ср авг 01, 2007 4:12 pm

Административная ответственность в жилищной сфере

Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2006 года № 208-З с 1 марта 2007 года введен в действие Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях с учетом изменений и дополнений, внесенных в 2003 – 2007 годах

Законодательство об административной ответственности служит важным средством охраны правопорядка. Как известно, цель административной ответственности состоит не только в том, чтобы подвергнуть нарушителя административному взысканию, но и воспитать правомерное поведение, удержать других от совершения правонарушений.

Задачами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях являются защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений.

В последние годы в законодательство об административных правонарушениях внесены существенные изменения и дополнения. В данной публикации приводятся действующие нормы законодательства об административной ответственности за правонарушения в области жилищных прав граждан, строительства (реконструкции) жилья, пользования и содержания жилых помещений, благоустройства и содержания населенных мест.

Виды правонарушений, за которые в области жилищных отношений предусматривается ответственность, предусмотрены статьей 126 Жилищного кодекса Республики Беларусь. К таким правонарушениям отнесены:

- нарушение порядка принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления жилых помещений;
- нарушение правил выделения земельных участков под жилищное строительство;
- нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых помещений и вспомогательных помещений жилого дома, пожарной безопасности и иных правил;
- самовольное переустройство и перепланировка жилых помещений и использование их не по назначению;
- самовольное строительство жилых помещений;
- нарушение правил регистрации организаций граждан-застройщиков;
- нарушение правил эксплуатации жилых помещений, инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание;
- порча жилых помещений, инженерного и иного оборудования, конструктивных элементов жилого дома, объектов благоустройства;
- нарушение права на неприкосновенность жилища;
- самоуправство в реализации своих интересов и ущемление законных прав и интересов других граждан и их организаций;
- другие правонарушения, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

Виды и размеры ответственности за административные правонарушения в области жилищных прав граждан, строительства (реконструкции) жилья, пользования и содержания жилых помещений, благоустройства и содержания населенных пунктов установлены соответствующими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).

Пользование жилыми помещениями

В соответствии со статьей 21.16 КоАП нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома, конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переоборудование или перепланировка жилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – от тридцати до пятидесяти базовых величин.

Самовольные переоборудование или перепланировка жилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до семидесяти базовых величин.

Статьей 21.13 предусмотрена также ответственность за нарушение архитектурного решения фасада здания или сооружения. Так, самовольные переоборудование, перекрашивание или иное изменение балконов, лоджий и других архитектурных и конструктивных элементов фасадов жилых домов, иных зданий и сооружений, установка на фасадах, балконах, лоджиях, крышах спутниковых и иных антенн, а равно непринятие мер по поддержанию в надлежащем состоянии внешнего вида жилых домов, иных зданий, сооружений и ограждений влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин.

Благоустройство и содержание населенных пунктов

Согласно статье 21.14 КоАП нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати пяти базовых величин.

Проведение без специального разрешения раскопок улиц, площадей, дворов или других мест общественного пользования, а равно непринятие мер по приведению в установленные сроки в порядок мест раскопок влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин, а отсутствие ограждений или ненадлежащее содержание мест проведения раскопок влекут наложение штрафа в размере от восьми до двадцати базовых величин (статья 21.15).

Кроме того, статьей 15.47 установлена ответственность за нарушение правил содержания домашних и (или) хищных животных. Так, нарушение правил содержания собак, кошек и (или) хищных животных влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин. То же нарушение, повлекшее причинение вреда здоровью людей или имуществу, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

Строительство (реконструкция) жилых помещений

В области строительства Кодекс об административных правонарушениях содержит следующие нормы.

Самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений в соответствии со статьей 21.12 влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

Выдача разрешения должностным лицом на строительство или занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования этим участком или собственности на землю, влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Самовольное занятие земельного участка согласно статье 23.41 влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин.

Статьей 12.10 предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка заключения и исполнения договоров на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений.

Нарушение установленного порядка заключения с гражданами договоров на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от сорока до ста базовых величин.

Неисполнение должностными лицами юридического лица или индивидуальными предпринимателями обязательств перед гражданами по договорам на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений в сроки, предусмотренные указанными договорами, либо невозврат им денежных средств, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

Расторжение по инициативе должностного лица юридического лица, индивидуальных предпринимателей договоров на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений ранее срока, указанного в них, при использовании денежных средств граждан по основаниям, не предусмотренным в этих договорах, влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

Привлечение денежных средств дольщиков застройщиком, имеющим задолженность по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в республиканский и (или) местные бюджеты (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды), в государственные внебюджетные фонды, без наличия документов, требуемых для этого законодательными актами о долевом строительстве многоквартирных жилых домов, или при наличии в данных документах недостоверных сведений либо изменение определенной в результате подрядных торгов договорной (контрактной) цены без предварительного изменения стоимости объекта долевого строительства в договорах создания объектов долевого строительства с дольщиками-гражданами, а равно неустранение в установленном порядке недостатков объекта долевого строительства, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до ста базовых величин.

Невыполнение застройщиком обязанностей по размещению до начала строительства проектной декларации в соответствующем государственном печатном издании, в местах, доступных для ознакомления лиц, заинтересованных в строительстве жилых и (или) нежилых помещений, направлению указанной декларации в местный исполнительный и распорядительный орган, выдавший застройщику разрешительную документацию на долевое строительство многоквартирного жилого дома и иных объектов недвижимости, указанию в данной декларации достоверных и соответствующих требованиям законодательства сведений, либо заключению договора создания объекта долевого строительства при наличии у застройщика возможности выполнить условия такого договора, либо заключению договора создания объекта долевого строительства в простой письменной форме в двух экземплярах по форме типового договора создания объекта долевого строительства, либо соблюдению порядка формирования состава дольщиков, предусмотренного законодательными актами о долевом строительстве многоквартирных жилых домов, либо соблюдению порядка продажи и обременения залогом объектов долевого строительства, либо сохранению неизменности цены объекта долевого строительства, кроме случаев, установленных Президентом Республики Беларусь, либо своевременному исполнению обязательств по договору, в том числе передаче застройщиком объекта долевого строительства надлежащего качества по акту приемки-передачи дольщику, представителю товарищества собственников, а равно заключению с наследниками дольщика договора создания объекта долевого строительства на прежних условиях вместо выбывшего дольщика, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере трехсот базовых величин.

Ненадлежащее осуществление инженером (инженерной организацией) функций технического надзора за строительством жилого дома по договору с организацией граждан-застройщиков, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат, влечет наложение штрафа в размере тридцати пяти процентов суммы завышения, а на юридическое лицо – в размере тридцати пяти процентов суммы завышения (статья 21.8).

Соответствующая ответственность предусмотрена статьей 21.6 и за нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства. Нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка или правил приемки в эксплуатацию объектов строительства влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от шести до пятнадцати базовых величин.

Эксплуатация или передача в эксплуатацию застройщиком (инвестором, субинвестором) объекта строительства без его приемки в установленном порядке влекут наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.

Нарушение установленных сроков отделки фасадов, благоустройства или других работ, выполнение которых было перенесено при приемке объектов в эксплуатацию, влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.

Вопросы, связанные с реализацией жилищных прав граждан

При реализации гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на жилище в системе средств, обеспечивающих осуществление этого права, немаловажное значение имеют соблюдение паспортного режима и прописка, как официальное оформление места проживания гражданина. Проживание лица без паспорта, либо по недействительному паспорту, либо без прописки или регистрации в соответствии со статьей 23.53 КоАП влечет наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин.

Право граждан на получение государственной поддержки для улучшения жилищных условий также осуществляется по административно-территориальному принципу с учетом прописки граждан и других требований законодательства.

Статьей 23.7 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка льготного кредитования граждан при строительстве (реконструкции) или приобретении ими жилых помещений.

В частности, установлено, что включение в списки для льготного кредитования лиц, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо принятых на такой учет с нарушением законодательства, либо подлежащих снятию с учета, влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

Уклонение от представления дополнительных документов, подтверждающих законность включения граждан в списки для льготного кредитования, а также непредставление их в десятидневный срок без уважительных причин влекут наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

Специальные нормы административной ответственности предусмотрены в КоАП и за нарушение иностранными гражданами или лицами без гражданства правил пребывания в Республике Беларусь (в том числе и по вопросам, связанным с жилищными правоотношениями).

Статьей 23.55 установлено, что непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица, принимающими иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, получению ими разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, выезду этих лиц из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания в Республике Беларусь влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Непринятие физическим лицом, пригласившим в Республику Беларусь иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, выезду из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания в Республике Беларусь влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

Предоставление жилого или иного помещения для проживания, транспортного средства иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Республике Беларусь с нарушением правил пребывания в Республике Беларусь и правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь, либо использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Указанные деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Отдельные нормы административной ответственности за правонарушения в области жилищных правоотношений содержатся в Указе Главы государства от 29 ноября 2005 года № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений». В частности, предусмотрено (пункт 6), что нарушение должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и других организаций требований законодательства в части государственного учета жилищного фонда, заполнения лицевых счетов, постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений, заключения и регистрации договоров найма жилых помещений влечет наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин. Предоставление гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий влечет наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин.

Несоблюдение должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и других государственных организаций месячного срока заселения жилых помещений государственного жилищного фонда влечет наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин.

Применение на практике приведенных и других норм административной ответственности за правонарушения в области жилищных и связанных с ними правоотношений призвано служить не только мерой воздействия на физических или юридических лиц, допустивших такие правонарушения, но и будет способствовать осуществлению в целом правоприменительной деятельности в этой сфере на более высоком правовом уровне.

Ольга ЗИНКЕВИЧ.
Недвижимость Белоруссии
30 июля 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

ответственность за отчуждение недвижимости без оценки

Сообщение Toto (Admin) » Вт окт 16, 2007 1:39 pm

Важные акценты

Вчера депутаты рассмотрели сразу несколько вопросов о недвижимости

Сначала на очередном пленарном заседании парламентарии обсуждали поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они касаются оценки недвижимого имущества. А затем перешли к вопросу о служебном жилье.

Начну с последнего. Поправки в законодательство о предоставлении и приватизации служебного жилья были приняты парламентариями в первом чтении. Их достаточно много. Но в первую очередь обращают на себя внимание два момента. Во–первых, служебное жилье государственного жилфонда в соответствии с законопроектом может предоставляться только на время работы в государственной организации. Во–вторых, если человек, имевший право приватизировать служебное жилье, не обратится за этим до 1 января 2008 года, то с ним будет заключаться договор найма служебной квартиры на определенный срок. Именно до этой даты Минжилкомхоз предлагает завершить приватизацию служебного жилья.

Председатель Госкомитета по имуществу Георгий Кузнецов убеждал вчера депутатов в том, что нормы Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся оценочной деятельности, нуждаются в некоторых уточнениях. Поправки предусматривают, что проведение сделок с недвижимостью без оценки ее стоимости влечет наложение штрафа (частных операций купли–продажи жилья эта норма не касается). Обязательность такой процедуры была установлена законом ранее. Но санкции не предусматривались. По проекту же нарушение нормы повлечет штраф: от 10 до 30 базовых величин — для индивидуальных предпринимателей и от 30 до 100 — для юридических лиц. Документ был принят депутатами в первом чтении.

Под занавес же заседания парламентарии рассмотрели кадровый вопрос. Новым председателем Комиссии по международным делам и связям с СНГ стал депутат Валентин Симирский. Его кандидатура была поддержана большинством голосов. Напомню, что ранее эту комиссию возглавлял нынешний спикер Палаты представителей Вадим Попов. А вот бывший председатель Владимир Коноплев будет работать в Комиссии по госстроительству, местному самоуправлению и регламенту. На заседании депутаты поддержали заявление своего коллеги.

НЕЗВАНОВ Анатолий
Беларусь сегодня
12 октября 2007


Вернуться в «Недвижимость и право»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостей

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by