ЖИЛИЩНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государством обеспечиваются и охраняются гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Эти гарантии реализуются через установленные государством меры, направленные на защиту прав и законных интересов таких детей и служащие обеспечению условий для их полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Основания для приобретения и предоставления статуса детей-сирот и статуса детей, оставшихся без попечения родителей определены в главе 2 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В статье 1 этого Закона даны и следующие терминологические определения таких категорий детей:
- дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.
Важнейшими из социальных гарантий для перечисленных категорий лиц являются гарантии права на жилище. Основные из них предусмотрены в статье 12 вышеназванного Закона.
Указанным лицам гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, из которого они выбыли. Контроль за реализацией данной гарантии осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством.
Им гарантируется также право на получение во внеочередном порядке жилого помещения социального пользования, льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством, если за ними не сохранилось жилое помещений или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. При этом определено, что данные гарантии предоставляются местными исполнительными и распорядительными органами по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту их трудоустройства.
Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565) определено (пункт 2), что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до наступления совершеннолетия с даты их определения на воспитание, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, – с даты их постановки на учет в семье родителей, если они не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли.
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом, принявшим решение об определении их на воспитание, либо местным исполнительным и распорядительным органом – по месту предоставления им первого рабочего места.
Согласно подпункту 3.3 указанного Положения нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого они выбыли, или если при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 3.1.2–3.1.10 Положения, а также в иных случаях, если невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
Указанные дети и лица принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании документов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей, а также подтверждающих отсутствие у них в собственности или в пользовании жилых помещений либо невозможность вселения в жилое помещение, из которого они выбыли.
Документы, необходимые для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, запрашиваются у соответствующих организаций местным исполнительным и распорядительным органом, иным государственным органом, другой организацией, принимающими на такой учет, в трехдневный срок со дня поступления заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Организации, получившие запрос, обязаны в десятидневный срок представить истребуемые документы.
Необходимо также отметить, что при подаче заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане вправе и самостоятельно представлять необходимые документы, являющиеся основанием для принятия решения о постановке их на такой учет.
Право на получение указанными детьми и лицами жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда закреплено и в Указе Главы государства от 29 ноября 2005 года № 565. Согласно подпункту 62.3 утвержденного Указом Положения, такие жилые помещения в установленном порядке предоставляются состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют в собственности или в пользовании жилое помещение, либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, либо при вселении в такое жилое помещение станут нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 3.1.2–3.1.10 Положения, а также в иных случаях, если невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
Соответствующие гарантии для указанных категорий детей и лиц обеспечиваются при предоставлении льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Льготные кредиты на указанные цели предоставляются по спискам, составленным с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и утвержденным в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находившиеся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли, могут быть включены в указанные списки вне очереди.
Подпунктом 1.11 названного Указа им наряду с другими льготными категориями граждан также предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
В целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и пункта 1 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 года № 1728 утверждено Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Этот документ устанавливает порядок закрепления за указанными детьми жилого помещения (части жилого помещения в виде отдельной комнаты) государственного и частного жилищного фонда, собственниками или нанимателями которого являются их родители.
Закреплению подлежат жилые помещения, в которых дети проживали до их помещения на государственное обеспечение в качестве членов семьи нанимателя, собственника жилого помещения. Закрепление жилого помещения осуществляется решением местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения жилого помещения. Решение о закреплении жилого помещения принимается в отношении каждого ребенка, являющегося членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, одновременно с решением об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание независимо от выбора формы устройства и места проживания.
В случае если решение об устройстве детей на воспитание принимает местный исполнительный и распорядительный орган не по месту нахождения жилого помещения, копия (выписка) этого решения направляется в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения жилого помещения с уведомлением о необходимости закрепления за ребенком жилого помещения.
Проект решения о закреплении жилого помещения готовит управление (отдел) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее управление (отдел) образования) по месту нахождения жилого помещения.
Для подготовки проекта решения о закреплении жилого помещения управление (отдел) образования в 15-дневный срок со дня получения информации о детях запрашивает и получает от соответствующих органов и организаций справку о составе семьи нанимателя или собственника жилого помещения и при необходимости справку об участниках приватизации жилого помещения.
В решении о закреплении жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или занимаемого по договору найма лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица), указывается об их обязанности возмещать указанные расходы.
Копия решения о закреплении жилого помещения в течение дня, следующего за днем вынесения этого решения, направляется:
- в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него;
- в управление (отдел) образования по месту нахождения жилого помещения;
- в управление (отдел) образования или детское интернатное учреждение по месту жительства (нахождения) ребенка;
- в организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда, или сельский (поселковый) исполнительный комитет по месту нахождения жилого помещения.
Уполномоченное должностное лицо организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, либо сельского (поселкового) исполнительного комитета в пятидневный срок со дня получения решения о закреплении жилого помещения вносит в лицевой счет либо похозяйственную книгу сведения о закреплении жилого помещения за детьми, являющимися членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения, с указанием даты и номера соответствующего решения и информирует об этом управление (отдел) образования по месту нахождения жилого помещения.
В случае выселения обязанных лиц из занимаемых жилых помещений по решению суда или временного освобождения обязанными лицами жилого помещения по иным основаниям (нахождение лица в лечебно-трудовом профилактории, в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста и тому подобное) копия решения суда о выселении обязанного лица из занимаемого жилого помещения либо копия приговора суда об осуждении обязанного лица (копия постановления суда о направлении обязанного лица в лечебно-трудовой профилакторий, копия постановления органа уголовного преследования о заключении под стражу обязанного лица) направляется судом либо органом уголовного преследования в адрес местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения жилого помещения для решения вопроса о необходимости закрепления жилого помещения за детьми указанных лиц и сдаче временно свободного жилого помещения по договору найма (поднайма).
Местный исполнительный и распорядительный орган в пятидневный срок со дня получения копий решений суда либо органа уголовного преследования направляет их управлению (отделу) образования по месту нахождения жилого помещения. Управление (отдел) образования по месту нахождения жилого помещения проверяет факт закрепления права пользования жилым помещением в отношении каждого ребенка обязанного лица и осуществляет подготовку информации о планируемом сроке возврата в данное жилое помещение детей, находящихся на государственном обеспечении, с указанием сведений об органе, принявшем решение о закреплении жилого помещения в отношении каждого ребенка, даты принятия и номера этого решения.
В случае если право пользования жилым помещением не было ранее закреплено за ребенком (детьми), являющимся членом семьи обязанного лица, управление (отдел) образования осуществляет подготовку проекта решения местного исполнительного и распорядительного органа о закреплении жилого помещения в установленном порядке.
В случае усыновления (удочерения) (далее – усыновление) ребенка, за которым закреплено жилое помещение, управление (отдел) образования по месту жительства (нахождения) ребенка в пятнадцатидневный срок со дня вступления в силу решения суда об усыновлении информирует управление (отдел) образования по месту закрепления за данным ребенком жилого помещения о необходимости отмены решения о закреплении жилого помещения.
Решение об отмене закрепления жилого помещения принимается местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения жилого помещения в месячный срок со дня представления управлением (отделом) образования соответствующего проекта решения. Копия решения в пятидневный срок со дня его принятия направляется в соответствующие государственные органы (организации). Организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда, либо сельский (поселковый) исполнительный комитет в 5-дневный срок со дня получения указанного решения исключает сведения об усыновленном ребенке из лицевого счета либо похозяйственной книги и в 15-дневный срок информирует об этом управление (отдел) образования по месту нахождения жилого помещения.
В случае отмены усыновления управление (отдел) образования по месту жительства (нахождения) ребенка в пятнадцатидневный срок со дня вступления в силу решения суда об отмене усыновления направляет в управление (отдел) образования по месту нахождения жилого помещения информацию:
- о необходимости восстановления права пользования ребенком жилым помещением обязанных лиц;
- о планируемом сроке возврата ребенка в данное жилое помещение;
- о сохранении ребенку после отмены усыновления собственного имени, отчества или фамилии, присвоенных ему в связи с усыновлением (в случае, если после отмены усыновления они сохранены по желанию ребенка).
Закрепление жилого помещения за ребенком, в отношении которого отменено усыновление, осуществляется в порядке, установленном вышеуказанным Положением.
В соответствии со статьей 15 Закона «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» приватизация жилых помещений, в которых проживают без совершеннолетних членов семьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 14 лет, производится на имя детей по заявлению опекуна с предварительного согласия органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. В данном Законе под детьми понимаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, если по законодательству они раньше не приобрели гражданскую дееспособность в полном объеме.
Жилые помещения, в которых проживают без совершеннолетних членов семьи указанные категории детей, в возрасте от 14 до 18 лет, приватизируются на имя детей по их заявлению с согласия попечителя и органов опеки и попечительства.
При приватизации указанных жилых помещений учитываются неиспользованные жилищные квоты (именные приватизационные чеки «Жилье») умерших (безвестно отсутствующих) родителей (усыновителей).
В случае определения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунскую (приемную) семью, детский дом, в том числе семейного типа, школу-интернат, другие учебно-воспитательные учреждения на государственное обеспечение орган опеки и попечительства обязан в течение 6 месяцев рассмотреть вопрос о возможности приватизации на имя детей занимаемого исключительно ими жилого помещения, в случае необходимости принять меры по оформлению приватизации и распоряжению приватизированным жилым помещением в интересах детей.
В целях достижения полноты защиты жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуется решение ряда вопросов, связанных как с обеспечением реализации принятых нормативных документов, так и с усилением государственных гарантий права на жилище для данной категории детей.
По мнению облисполкомов, требует специального нормативного урегулирования порядок предоставления жилья детям после выбытия их из детских учреждений (окончания пребывания у опекунов, попечителей) в случаях, если за ними не сохранились жилые помещения или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение из которого выбыли ранее.
Например, Гомельский облисполком считает целесообразным нормативно определить, что органы опеки и попечительства должны официально подтверждать (оформлять соответствующее заключение) невозможность вселения детей в жилое помещение, где они проживали ранее до направления в детские интернатные учреждения (к опекунам, попечителям). Облисполком считает также необходимым нормативно закрепить обязанность органов опеки и попечительства по ведению банка данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отслеживать их нахождение в интернатных учреждениях, планировать возвращение таких детей в населенный пункт их постоянного проживания.
Минский облисполком полагает, что должен быть разработан отдельный нормативный акт, регламентирующий порядок и механизм признания невозможности вселения детей в прежнее жилое помещение. В таком нормативном документе может содержаться перечень или определение так называемых «других причин», по которым дети не могут занять жилое помещение, из которого они выбыли.
Немало вопросов на практике возникает в связи с отсутствием специального нормативного регулирования порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, за которыми вообще не было закреплено жилое помещение (или даже не могло быть закреплено, потому что родители не имели в постоянном пользовании или в собственности жилья, или по другим причинам).
Заслуживает внимания и мнение Министерства жилищно-коммунального хозяйства о том, что наряду с созданием банка данных о детях-сиротах местные исполнительные и распорядительные органы должны планировать выделение финансовых средств на целевое строительство для них жилых помещений социального пользования.
При улучшении жилищных условий по месту работы на предприятиях (в учреждениях, организациях) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с другими работниками, жилые помещения могут предоставляться и на условиях обычного договора найма (такое жилье в отличие от жилых помещений социального пользования может быть в установленном порядке приватизировано, оно также подлежит обмену и разделу при необходимости), если это предусмотрено в коллективных договорах. В коллективном договоре может быть также конкретизирован круг лиц, для которых предусмотрены дополнительные основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также указаны и конкретные критерии, по которым работники принимаются на квартирный учет. В частности, может быть предусмотрен более высокий уровень обеспеченности общей площадью занимаемого жилого помещения, чем установленный нормативными актами (более 15 кв. метров на одного человека). Право постановки на учет независимо от общей площади занимаемого жилого помещения может быть предоставлено работникам, проживающим в жилом помещении, не соответствующем уровню благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, и т.п.
По мнению Министерства образования, в целях защиты жилищных прав детей-сирот и для решения вопроса временного обеспечения жильем выпускников учреждений образования до выделения жилых помещений социального пользования необходимо предоставлять им места в общежитиях. Для этого потребуется либо создавать специальные общежития, либо в существующих общежитиях закреплять специально места с правом прописки лиц указанной категории. Предоставление выпускникам учреждений образования таких мест в общежитиях позволит им трудоустраиваться по специальности в соответствии с направлением на работу
Витебский, Гродненский и Минский облисполкомы, поддерживая предложение Минобразования об обеспечении детей-сирот местами в общежитиях (причем независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности), полагают, что в Государственной инвестиционной программе должно предусматриваться целевое выделение средств республиканского бюджета на строительство малогабаритных квартир для этой категории граждан.
Следует обратить внимание и на вопрос о возможности передачи жилых помещений социального пользования, в которых проживают граждане из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во владение и пользование по обычному бессрочному договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда. Предложения о такой передаче социального жилья после истечения 10 лет с момента его предоставления поддержаны в свое время Минжилкомхозом и Минобразования и должны быть рассмотрены при доработке новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь.
Для обеспечения реализации гарантированного законом права на получение во внеочередном порядке одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения должны быть внесены в установленном порядке соответствующие изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (например, в части предоставления таких кредитов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), а также в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2002 года № 555 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений».
По мнению специалистов, при разработке в текущем году законопроекта о жилищных строительных сбережениях (концепция которого одобрена Главой государства) необходимо проработать вопрос о введении более льготных условий предоставления жилищных кредитов и государственных субсидий для молодых семей (граждан) и детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В последние годы произошли большие изменения, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов детей. Меры, принятые Правительством по внедрению новых альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечивающих их право жить и воспитываться в семьях, способствовали уменьшению численности этих детей в интернатных учреждениях. По сравнению с 2000 годом их количество снизилось на 8 процентов. Усилены механизмы защиты прав усыновляемых детей.
Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых. В связи с этим на первый план выдвигается задача совершенствования условий для воспитания детей-сирот в приемных, опекунских, патронатных семьях, их усыновления. В рамках этой работы могут быть внесены в установленном порядке предложения о более льготных условиях кредитования и субсидирования семей-усыновителей при усыновлении следующего ребенка, при усыновлении двух и более детей одновременно.
В конечном счете, как дальнейшее совершенствование нормативных правовых документов в этой области, так и упорядочение жилищных льгот для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может значительно расширить их возможности в улучшении жилищных условий и обеспечить реализацию гарантированных государством жилищных прав, что несомненно будет способствовать и улучшению в целом демографической ситуации в стране.
Ольга Зинкевич
Недвижимость Белоруссии
9, 18 и 23 апреля 2007