Защита прав собственности на недвижимость

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Защита прав собственности на недвижимость

Сообщение Toto (Admin) » Вт дек 02, 2008 1:04 pm

Судебная защита жилищных прав граждан

Как известно, согласно Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных правоотношений является одной из основных задач жилищного законодательства Республики Беларусь. При этом важнейшую роль в обеспечении юридических гарантий реализации конституционного права граждан на жилище играет судебная защита жилищных прав граждан.

Статьей 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (статья 62).

При разрешении жилищных споров суды руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных правоотношений», постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 3 «О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства» и другими законодательными актами, регулирующими жилищные отношения.

В соответствии со статьей 37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь дела, вытекающие из жилищных отношений, подведомственны общим судам, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению других государственных органов, а также иных организаций.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии с пунктом 15 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 с последующими изменениями и дополнениями) отказ местного исполнительного и распорядительного органа, иного государственного органа, другой организации в принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжалован в судебном порядке.

Согласно пункту 27 Положения в судебном порядке может быть обжаловано решение местного исполнительного и распорядительного органа, администрации иного государственного органа, другой организации и профсоюзного комитета, принявших гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, об изменении очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 32 Положения предусмотрено, что решение (местного исполнительного и распорядительного органа либо администрации иного государственного органа, другой организации совместно с профсоюзным комитетом) о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий также может быть обжаловано в судебном порядке.

Кроме того, контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений в государственных органах, других организациях осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, профсоюзным комитетом, а также уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством (пункт 38 Положения).

Согласно статье 25 Жилищного кодекса Республики Беларусь общественный контроль за учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется общественными комиссиями, созданными при местных исполнительных и распорядительных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов. Примерное положение об общественной комиссии по жилищным вопросам утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 429.

Необходимо также отметить, что соответствующий контроль за конституционностью нормативных актов в государстве на основании статьи 116 Конституции осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Так, в июне 2007 г. Конституционным Судом был рассмотрен вопрос о практике применения норм жилищного законодательства, касающихся постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как указывалось в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 4 июня 2007 г. № П-215/2007, на практике имели место случаи, когда отдельные исполнительные и распорядительные органы расценивали вселение нетрудоспособных родителей мужа, если на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит жена (невестка), как ухудшение жилищных условий и отказывали в постановке на учет или изменяли очередность. При этом они руководствовались пунктом 6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.

Согласно указанному пункту граждане не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности, в случае ухудшения ими своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения или его части, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров на одного человека, либо вселения в него других граждан (кроме супругов, несовершеннолетних, нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей). При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий.

Таким образом, если при вселении в жилое помещение нетрудоспособных родителей (лица, достигшие пенсионного возраста, а также лица, имеющие инвалидность) обеспеченность общей площадью жилого помещения станет менее 15 кв. метров на одного человека, то граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий и приобретают право на постановку на учет.

На практике отдельными исполнительными и распорядительными органами указанные нормы применялись только в отношении нетрудоспособных родителей того из супругов, на кого было официально оформлено учетное дело о постановке семьи на квартирный учет.

По мнению Конституционного Суда, применительно к жилищным отношениям по данному вопросу в пункте 6 Положения понимаются не только нетрудоспособные родители нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и нетрудоспособные родители его супруга (супруги). Такой вывод основывается на содержании статьи 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь, предусматривающей, что к членам семьи нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков относятся его супруг (супруга), их дети и родители.

Конституционный Суд также констатировал, что вселяя нетрудоспособных родителей в занимаемое жилое помещение, дети тем самым выполняют предусмотренную статьей 32 Конституции обязанность заботиться о родителях.

В то же время, признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в зависимости от того, родители кого из супругов вселяются в жилое помещение, Конституционный Суд счел необоснованным с правовой точки зрения, поскольку при этом нарушается не только декларированный в статье 22 Конституции принцип равенства всех перед законом, но и принцип социальной справедливости, присущий социальному правовому государству.

В итоге из заключения Конституционного Суда следует, что, если граждане (наниматель, собственник жилого помещения, член организации граждан-застройщиков) при вселении в их жилое помещение своих нетрудоспособных родителей или нетрудоспособных родителей супруга (супруги) стали нуждающимися в улучшении жилищных условий, то они имеют право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента их вселения, а не по истечении пяти лет со дня ухудшения своих жилищных условий независимо от того, нетрудоспособные родители кого из супругов были вселены в жилое помещение.

Приватизация жилищного фонда.

Согласно Закону о приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь отказ в приватизации занимаемых жилых помещений может быть обжалован в судебном порядке.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 декабря 1998 года № 9 споры о праве, возникающие в связи с приватизацией жилых помещений, рассматриваются судами в порядке искового производства. К ним, в частности, относятся споры: о признании недействительными договоров приватизации жилых помещений; о праве собственности на приватизированные жилые помещения, возникающие между собственниками жилых помещений и членами их семей, наследниками и другими лицами; о признании недействительными договоров об отчуждении приватизированных жилых помещений; о разделе приватизированных жилых помещений и определении порядка пользования жилой площадью; о выселении из приватизированных жилых помещений; о признании права собственности на жилое помещение, полученное собственником в связи со сносом принадлежавшего ему дома.

Непосредственно в суд может быть обжалован отказ местного исполнительного и распорядительного органа, а также органа управления юридического лица в приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. Жалобы по иным вопросам, связанным с приватизацией жилых помещений (неправильное начисление жилищной квоты, несогласие с оценкой стоимости квартиры и др.), рассматриваются судами по правилам, установленным для рассмотрения жалоб на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющие права граждан.

При разрешении споров о праве собственности на долю в жилом помещении суды руководствуются как нормами Закона о приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь, так и гражданским, жилищным и семейным законодательством. Жилое помещение (доля в жилом помещении), приватизированное совместно проживающими супругами, является их общей совместной собственностью, если оба супруга участвовали в приватизации, в том числе денежными средствами, принадлежащими им на праве общей совместной собственности. Другие члены семьи, вложившие в приватизацию свою жилищную квоту или денежные средства, вправе требовать признания за ними права собственности на соответствующую их участию долю в приватизированном жилом помещении.

Несовершеннолетние члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, имеют равные с нанимателем права по пользованию жилым помещением. Поэтому при приватизации жилья те из них, кто родился до 1 июля 19992 года (дата введения в действие Закона о приватизации жилищного фонда) и жилищная квота которых зачтена при приватизации, также являются участниками приватизации и имеют право на долю в жилом помещении. Отчуждение жилого помещения, приватизированного с зачетом жилищной квоты несовершеннолетних детей, без согласия органов опеки и попечительства не допускается. Отсутствие такого согласия является основанием для признания судом сделки недействительной.

Жилые помещения, приватизированные безвозмездно (с зачетом жилищной квоты, суммы квот) передаются участникам приватизации в равных долях и размер жилищной квоты каждого из участников приватизации не влияет на его долю в жилом помещении. Если размер приватизируемого жилого помещения превышает размер общей площади, передаваемой безвозмездно (20 кв. м на каждого члена семьи), то производится денежная доплата. Размеры денежных доплат каждого из участников приватизации определяются по соглашению между ними, указываются в договоре о приватизации и принимаются во внимание при разрешении споров об определении долей в жилом помещении. Споры между участниками приватизации жилого помещения о размерах вносимых ими денежных доплат не подлежат рассмотрению в судах.

По общему правилу право собственности на приватизированное жилое помещение возникает после регистрации договора о приватизации в организации регистрации и технической инвентаризации. Однако в случае, когда гражданином в установленном порядке было получено разрешение на приватизацию жилого помещения с зачислением жилищной квоты (чеков “Жилье”) или внесена необходимая денежная сумма в счет стоимости жилого помещения, но договор приватизации не был удостоверен в нотариальном порядке и зарегистрирован в организации регистрации и технической инвентаризации в связи со смертью гражданина, наступившей до истечения годичного срока со дня принятия решения о приватизации, суд вправе по иску наследников умершего гражданина признать сделку приватизации действительной.

Если между собственником приватизированного жилого помещения и членами его семьи не достигнуто соглашение о пользовании жилым помещением, то порядок пользования может быть установлен судом. Требование об этом вправе заявить не только собственник жилого помещения, но и члены его семьи, проживающие в приватизированном жилом помещении.

Требования о разделе приватизированного жилого помещения могут быть удовлетворены при наличии заключения соответствующего органа о возможности раздела с образованием самостоятельных объектов права собственности. Если выдел доли участника общей долевой собственности на жилое помещение невозможен, то с его согласия ему может быть выплачена денежная компенсация другими собственниками. В отдельных случаях суд вправе и при отсутствии согласия выделяющегося собственника взыскать в его пользу денежную компенсацию за принадлежащую долю в жилом помещении. В частности, выплата денежной компенсации может быть произведена, если доля в общей собственности является незначительной и не может быть реально выделена, а выделяющийся собственник в жилом помещении не проживает и обеспечен другой жилой площадью.

Мена принадлежащего на праве общей собственности приватизированного жилого помещения (дом в этом помещении) допускается только с согласия всех участников общей собственности. Отказ одного из собственников жилого помещения в согласии на заключение договора мены не может быть оспорен в судебном порядке как другими собственниками, так и членами его семьи.

Продажа доли в праве общей собственности на жилое помещение постороннему лицу возможна лишь при условии, если остальные собственники откажутся от осуществления права преимущественной покупки либо не осуществят это право в течение срока, установленного гражданским законодательством. При продаже доли в жилом помещении с нарушением этого порядка другие участники общей долевой собственности вправе заявить в суд требования о переводе на них прав и обязанностей покупателя.

Если при рассмотрении дел, связанных с приватизацией, затрагиваются права граждан, проживающих в жилом помещении до его приватизации, но не ставших участниками приватизации, будет установлено, что при приватизации были нарушены их жилищные права (введение в заблуждение, сокрытие факта приватизации, способность понимать значение своих действий и руководить ими и др.), суд разъясняет этим гражданам право на предъявление встречного иска о признании договора о приватизации жилого помещения недействительным.

Исковые требования о праве собственности на приватизированное жилое помещение, в том числе по основаниям принадлежности этого помещения наследодателю, о действительности сделок с жилыми помещениями, оплачиваются государственной пошлиной исходя из стоимости жилого помещения на день предъявления иска.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2005 г. № 6 «Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков «Жилье» предусмотрена судебная защита и при перерегистрации чеков «Жилье».

Согласно подпункту 1.1 Декрета именные приватизационные чеки «Жилье» подлежали перерегистрации в открытом акционерном обществе «Сберегательный банк «Беларусбанк» до 1 января 2007 г. Если перерегистрация чеков «Жилье» в установленный срок была невозможна из-за болезни их собственника или отсутствия его в Республике Беларусь, то этот срок продлевался на время болезни либо отсутствия. Лицам, не перерегистрировавшим принадлежащие им чеки «Жилье» по иным уважительным причинам, данный срок может быть продлен по решению суда, если иск об этом предъявлен в суд в течение общего срока исковой давности.

Собственность на жилые помещения.

В соответствии со ст.101 Жилищного кодекса Республики Беларусь граждане и юридические лица негосударственной формы собственности могут иметь на праве собственности жилые дома, квартиры и иные жилые помещения без ограничения их количества и размера. Согласно ст.44 (ч.1) Конституции Республики Беларусь, ст.210 (п.1) Гражданского кодекса Республики Беларусь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Неприкосновенность собственности, права ее наследования охраняются законом.

Гражданин – собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения в соответствии с назначением жилого помещения, то есть вправе использовать его для личного проживания и проживания членов своей семьи отдельно или вместе с семьей, сдавать для проживания на основании договора.

При разрешении споров, связанных с правом собственности на жилые помещения, суды руководствуются нормами Конституции Республики Беларусь, Гражданским и Жилищным кодексами, соответствующими Законами, а также постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 2 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с правом собственности на жилые помещения».

Пленум обратил внимание судов, что право собственности на возведенное жилое помещение возникает с момента его государственной регистрации (п.2 ст.220 ГК), а право собственности приобретателя жилого помещения по договору – с момента государственной регистрации договора (п.2 ст.224 ГК, п.2 ст.529 ГК).

Как отмечается в постановлении Пленума, разрешая спор о жилом доме, возникший до завершения строительства и государственной регистрации, если государственная регистрация незавершенного строительства не предусмотрена законодательством, суд в силу п.3 ст.220 ГК может признать право собственности на строительные материалы, из которых построен этот дом. Однако если с учетом степени готовности дома можно определить отдельно подлежащие выделу части строения, строительство которых технически возможно завершить после раздела, суд вправе по иску лиц, возводивших совместно с застройщиком жилой дом с целью создания общей собственности, а также по иску наследников произвести раздел неоконченного строительством дома.

Если сделка с жилым помещением совершена в надлежащей форме, но сторона в сделке уклоняется от ее государственной регистрации, то суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (п.3 ст. 166 ГК). В этом случае сделка с жилым помещением регистрируется в соответствии с решением суда.

Государственная регистрация жилых помещений, прав на них и сделок с ними производится в последовательности, определенной ст.10 Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Заинтересованное лицо, полагающее, что действиями (бездействием) регистратора нарушены его права, может подать жалобу на действия (бездействие) регистратора в суд или обратиться с заявлением в соответствующую территориальную или республиканскую организацию по государственной регистрации (ст.43 Закона). Обращение с заявлением в соответствующую организацию по государственной регистрации не препятствует гражданину обжаловать действия (бездействие) регистратора в судебном порядке.

Государственная регистрация права собственности на жилое помещение, как правило, производится на имя основного застройщика, приобретателя жилого помещения, если иное не установлено законодательством или договором. Участие в возведении, приобретении жилого помещения других членов семьи (кроме супругов), родственников и иных лиц может быть основанием для признания за ними права на долю в праве собственности на жилое помещении при доказанности, что между этими лицами и застройщиком, приобретателем имелась договоренность о создании общей собственности и в этих целях они вкладывали свой труд и средства на возведение, приобретение жилого помещения (ч.4 ст.102 ЖК).

Если на возведение, приобретение жилого помещения была использована безвозмездная субсидия, то члены семьи, с учетом которых начислялась субсидия, также могут требовать признания за ними права на долю в праве собственности на жилое помещение исходя из размера субсидии, приходящейся на долю каждого из них.

В соответствии со ст.220 ГК, п.2 ст.223 ГК лицо, осуществившее самовольную постройку жилого дома на не принадлежащем ему земельном участке, не приобретает права собственности на этот дом. Суд может признать за лицом, осуществившем самовольное строительство жилого дома на не принадлежащем ему земельном участке, право собственности на дом при условии, что компетентным органом в установленном порядке принято решение о предоставлении ему этого земельного участка, а сохранение возведенного дома не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан (п.3 ст.223 ГК). В то же время отсутствие решения компетентного органа о предоставлении земельного участка не влечет отказа в возбуждении дела, однако является основанием к отказу в иске о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом.

Возведенное или приобретенное супругами в период брака жилое помещение (кроме полученного в дар или в порядке наследования) является их общей совместной собственностью, если иное не установлено законом или договором. При разделе имущества супругов размер долей каждого из них в праве совместной собственности на жилое помещение определяется в соответствии с ст. 259 ГК и ст.24 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, а при наличии брачного договора суд исходит из его условий.

Если в период возведения, приобретения жилого помещения лица не состояли в браке, спор между ними о праве собственности и разделе жилого помещения разрешается в соответствии с нормами ГК, регулирующими вопросы общей собственности.

Жилое помещение, принадлежащее одному из супругов, может быть признано судом совместной собственностью. Если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга произведены, в частности, капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование жилого помещения (в результате чего его собственность значительно увеличилась) для выяснения этого вопроса суду необходимо получить заключение эксперта о стоимости жилого помещения до и после ремонта, реконструкции, переоборудования.

Участие супругов в возведении, приобретении, ремонте жилого помещения, принадлежащего другим лицам, не влечет признания за ними доли в праве собственности на это жилое помещение (если иное не было установлено соглашением между ними), но является основанием предъявления требований о взыскании денежной компенсации.

Если жилое помещение возводилось, приобреталось супругами не только за счет совместных средств, но и за счет средств, полученных ими в кредит в период совместного проживания и ведения ими общего хозяйства, суд вправе разделить жилое помещение между супругами, с согласия кредитора возложив на каждого из них обязанность по дальнейшему погашению кредита в соответствующих долях. Привлечение кредитора по таким делам в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, является обязательным.

Если же расчет за кредит и по другим денежным обязательствам за жилое помещение произвел один из супругов после распада семьи из собственных средств, суд вправе удовлетворить его требования об увеличении доли в праве собственности на жилое помещение лишь при наличии доказательств о том, что второй супруг умышленно уклонялся от расчетов по этим обязательствам.

Раздел жилого помещения по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.119 ЖК, влечет прекращение права долевой собственности на жилое помещение. После такого раздела каждый из участников долевой собственности признается собственником выделенной ему части жилого помещения, которой вправе пользоваться, владеть и распоряжаться по собственному усмотрению.

Требования участников долевой собственности о разделе жилого помещения, в том числе жилого дома, могут быть удовлетворены, если выделяемая доля составляет изолированную часть жилого помещения с отдельным входом либо имеется техническая возможность превратить эту часть жилого помещения в изолированную путем соответствующего переоборудования.

Если раздел жилого помещения технически возможен, но с отступлением от размера долей участников общей собственности, суд с учетом конкретных обстоятельств может увеличить или уменьшить размер выделяемой доли, взыскав денежную компенсацию за разницу в долях и изменив соответственно доли в общей собственности на жилое помещение.

Согласно ст. 44 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» после раздела жилого помещения производится его государственная регистрация в соответствии с данными (о размере долей собственников в жилых и подсобных помещениях), указанными в решении суда.

Ольга ЗИНКЕВИЧ
Недвижимость Белоруссии
11 августа, 1 и 8 сентября 2008
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Чт май 21, 2009 1:58 pm, всего редактировалось 2 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Количество жилищных споров растет

Сообщение Toto (Admin) » Ср дек 03, 2008 11:02 am

Общие суды: количество жилищных споров растет

Статья 48 Конституции РБ гласит о том, что никто не может быть произвольно лишен жилья. Это является важнейшей гарантией соблюдения прав граждан на жилище. Поэтому среди всех гражданских дел, рассматриваемых судами, жилищные дела являются достаточно сложными и актуальными и имеют большую общественную значимость. Итогам работы общих судов в первом полугодии 2008 года была посвящена пресс-конференция, которая прошла 9 сентября в Национальном пресс-центре РБ. О работе судов общей юрисдикции рассказал журналистам председатель Верховного Суда РБ Валентин Сукало.

Главная задача работы общих судов – повышение оперативности, улучшение качества работы и доступность правосудия. Эти 3 интегрирующие показателя являются основными для деятельности судов общей юрисдикции.

В целом в первом полугодии 2008 года объемы правосудия в судах общей юрисдикции значительно выросли. И в этом есть свои позитивные и не очень позитивные моменты, сказал в своем выступлении В.Сукало. К позитивным моментам председатель Верховного Суда (ВС) отнес некоторое снижение уголовного правосудия, связанного с сокращением преступности и судимости в нашей стране.

Приятным моментом явилось и то, что за отчетный период на 11 % выросли объемы гражданского правосудия. Что же касается граждан, которые обратились в суды за защитой своих гражданских прав, то их количество превысило 130 тыс. человек. «Это рекордная цифра, которой не было в прошлые годы. И это приятная тенденция, которая говорит о доверии наших граждан к правосудию», - сказал председатель ВС. Несмотря на увеличение количества гражданских дел, в 96 % случаев суды удовлетворяют иски в сфере гражданских правоотношений. Граждане получают квалифицированную судебную защиту, что предусмотрено ст. 60 Конституции РБ.

Среди гражданских дел, рассматриваемых в ВС, порядка 40 % и более составляют дела, касающиеся семейных споров, связанных с расторжением брака, взысканием алиментов, разделом имущества. Второе место занимают гражданские дела по жилищным спорам, спорам о праве собственности. В последнее время стали очень актуальны и земельные споры, которые достаточно сложны для рассмотрения в судах. На третьем месте - обращения о восстановлении на работу, выплате заработной платы, взыскании алиментов на детей.

В целом в первом полугодии трудовые споры были удовлетворены судами на 66 %, споры о восстановлении на работе – более чем на 30 %, споры о возмещении вреда, причиненного здоровью, - на 94 %, о взыскании алиментов – на 95 %.

Что касается жилищных правоотношений, то, как уточнил В.Сукало, отвечая на заданный вопрос, за первое полугодие этого года судами рассмотрено 910 исков о выселении граждан из жилых помещений, из которых 677 удовлетворено (процент удовлетворения составил 74,7). Принимая решение о выселении граждан, суды в первую очередь руководствуются Жилищным кодексом РБ. Так, в статье 67 ЖК предусмотрены случаи выселения граждан с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств. В свою очередь статья 39 предусматривает случаи выселения граждан без предоставления жилого помещения. Среди всех исков есть обращения как госорганов и других структур, так и самих граждан, когда возникают какие-либо споры о жилище. Есть иски о взыскании задолженности по уплате коммунальных платежей, а также иски о переселении граждан в менее приспособленные и менее благоустроенные жилые помещения. А вот что касается исков о выселении в связи с задолженностью по коммунальным платежам, то таковых пока нет, хотя в настоящее время в этой части готовятся изменения в ЖК. Жилищные споры достаточно сложны, актуальны и имеют общественную значимость. Потому что право на жилище – это одно из конституционных прав человека. И когда он теряет свое право на жилище – это очень существенное нарушение законодательства, сказал В.Сукало.

Для сравнения приведем некоторые данные статистики прошлого года в сфере жилищных правоотношений. Так, согласно официальным данным, размещенным на сайте ВС, в 2007 году судами рассмотрено 11 199 жилищных дел, в том числе: о выселении с предоставлением другого жилого помещения 367 дел (из них с удовлетворением иска – 273 дела); о выселении без предоставления другого жилого помещения – 1 177 дел (из них с удовлетворением иска – 876 дел); о расторжении договора найма жилого помещения – 1 611 дел (из них с удовлетворением иска – 1309); о признании права собственности на жилые дома и квартиры – 1 517 дел (из них с удовлетворением иска – 1 336 дел).

За первое полугодие 2008 года на 43 % увеличились и объемы административного правосудия. Так, объем административных дел за этот период составил 188 тыс. дел. И это не очень приятная цифра, которая настораживает, сказал председатель ВС. В связи с этим ВС внес некоторые предложения законодательного плана, касающиеся упрощения административного правосудия, а также упрощения некоторых процедур, не влияющих на качество административного правосудия. Кроме того, ВС внес предложения о сокращении видов административной ответственности по некоторым составам.

Рост объемов гражданского и административного правосудия привел к увеличению общей среднемесячной нагрузки на одного работающего судью, которая составила в этом году 76,2 дела (в прошлом году за такой же период – 63 дела).

Приятным моментом, по словам В.Сукало, стало и то, что за 1 полугодие этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года улучшилось и качество гражданского правосудия: из 130 тыс. гражданских дел было скорректировано вышестоящими судами только 843 решения (в процентном отношении это составило 0,6 %).

К позитивным изменениям председатель ВС отнес и улучшение оперативности правосудия. Основное количество поступающих от граждан жалоб связано с медлительностью правосудия, с неоднократными отложениями, переносами и приостановлениями судебных дел слушанием. В этом году по различным основаниям из 33 тыс. уголовных дел было отложено слушанием только 1012 дел (в прошлом году за аналогичный период – почти 1500 дел). Это серьезное снижение, уточнил В.Сукало, и говорит о том, что в этом направлении судами продела значительная работа. Еще лучше обстоят дела с показателями в оперативности гражданского правосудия. В течение 1 полугодия было отложено слушанием по различным причинам только 843 гражданских дела. В прошлом году за такой же период отложено 1766 дел.

Чем не совсем удовлетворен ВС, так это качеством уголовного правосудия. Так, вышестоящими судами в течение этого года отменены приговоры в отношении 351 осужденного (0,9 %). Основными причинами сложившейся ситуации явились низкое качество предварительного расследования, не совсем удовлетворительное качество поддержания государственного обвинения прокурорами в судах и, самое главное, – некачественный анализ данных предварительного расследования. Как результат – уголовное преследование в этом году прекращено в отношении 419 человек, оправдано – 79 человек, необоснованно осуждено судами первого уровня - 11 человек.

Что касается практики назначения мер уголовного наказания как одного из показателей эффективности правосудия, то здесь ВС продолжает работать над тенденцией сокращения такого вида наказания, как лишение свободы для лиц, совершивших неопасные преступления. В этой части удалось достигнуть определенных положительных изменений и в течение полугодия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в места лишения свободы было направлено на 500 человек меньше. В целом сегодня структура лишения свободы во всех видах уголовных наказаний составляет 24 %, а для несовершеннолетних – до 15 %. Примерно такая же структура уголовных наказаний и в других странах постсоветского пространства. Тем не менее, уточнил В.Сукало, остаются неиспользованные резервы, огромные возможности для дальнейшего снижения такого показателя, как лишение свободы лиц, совершивших неопасные и малозначительные преступления. Об этом говорит и структура преступности и судимости, где тяжкие и особо тяжкие преступления составляют менее 11 %, а более 88 % - это преступления, не представляющие повышенной общественной опасности. Практика наказания за тяжкие преступления, включая коррупционные, требует более осторожного и взвешенного подхода и недопущения осложнения криминогенной ситуации. Поэтому здесь серьезных изменений не будет.

В целом, если говорить о системе судов общей юрисдикции, то в первом полугодии 2008 года они достаточно оперативно обеспечили тот объем правосудия, который поступил в систему судов, – это 33 тыс. уголовных дел, 130 тыс. гражданских дел и 188 тыс. административных дел.

Елена МАСЛОВСКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
15 сентября 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Судебная защита прав на недвижимость

Сообщение Toto (Admin) » Чт дек 04, 2008 1:59 pm

Правильно составленный иск – половина успеха

Принятие в последние два года ряда законодательных актов, касающихся земельных отношений, вскрыло массу проблем, которые до этого никак не проявлялись. О некоторых из этих проблем и о способах их решения шла речь 18 сентября на форуме "Ипотека. Землепользование. Развитие лизинга недвижимости". О том, как правильно реагировать на бездействия или действия властей при предоставлении (непредоставлении) земельных участков для строительства объектов, рассказала участникам форума Татьяна Миколенко, судья Хозяйственного суда г. Минска.

Например, юридическое лицо обращается в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением о предоставлении земельного участка. Проходит 1, 2, 3 месяца и ответа никакого нет. Заявитель направляет в исполком повторное заявление. Спустя еще несколько месяцев, приходит, наконец, ответ в виде письма за подписью председателя либо первого заместителя исполкома, что мол предоставление участка нецелесообразно по каким-то причинам. В такой ситуации заявитель, как правило, обращается в суд с заявлением об оспаривании принятого решения исполкома. Но его постигает неудача, поскольку письмо местного распорядительного органа – это вовсе не решение.

Кроме того, пока заявитель ждет ответа 2-3 месяца, может измениться законодательство, и у местного органа власти появится вполне законное основание отказать в предоставлении земельного участка. Например, с 1 января 2009 года вступит в силу новый земельный кодекс, после чего у юрлиц может действительно не остаться законных оснований получить земельный участок в пользование. Поэтому нужно оперативно реагировать на действия или бездействия местных органов власти.

«Если, например, в течение 1 месяца исполком не дал никакого ответа - то это называется бездействием государственного органа, и вы должны обжаловать бездействие государственного органа. При рассмотрении данного заявления суд обяжет исполком в двухнедельный срок рассмотреть на заседании исполкома ваше обращение (заявление). По крайней мере, у вас будет на руках решение коллегиального органа», - объяснила Т. Миколенко. И решение это будет обосновано, с приложением документов, с докладом землеустроительной службы, с мнением архитектора. И уже имея такой обоснованный ответ (отказ) можно будет судить, стоит или нет обжаловать это решение исполкома в суде. То есть первый совет, который необходимо усвоить – это не ждать, а действовать оперативно.

Второй совет – внимательно читать документы, в том числе решения суда, и смотреть, какие обстоятельства установил суд и что можно сделать в дальнейшем. Потому что зачастую в мотивировочной части решения указываются обстоятельства, которые могут стать в последующем основанием для того, чтобы выиграть дело, подчеркнула судья.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, докладчик привела несколько примеров. По сегодняшнему законодательству, почти земельные участки предоставляются для строительства коммерческих объектов на основе аукциона. Для подготовки участка к торгам местным исполнительным и распорядительным органом создается специальная комиссия. Возглавляет такую комиссию первый зампред исполкома, который курирует земельные вопросы. В комиссию включаются представители комитета архитектуры, землеустроительной службы и многих других служб.

Кроме того, действующее законодательство требует, чтобы в комиссию был включен представитель проектной организации, которая будет осуществлять проектирование строительства данного объекта. Между тем все прекрасно понимают, что выполнить это требование проблематично. Потому что, как заметила докладчик, по результатам аукциона определяется победитель, с которым заключается договор аренды земельного участка, и это лицо будет выступать заказчиком по договору подряда на выполнение проектно-изыскательских работ. Причем законодательство, устанавливающее правила проведения подрядных торгов, требует, что при стоимости объекта свыше 50 тыс. базовых величин, также обязательно проведение подрядных торгов на проведение проектно-изыскательских работ (ПИР). То есть исполком в любом случае не может сам выбирать проектную организацию.

И что же получается в результате? Заказывается землеустроительное дело по отводу участка. Институт «Белгипрозем» готовит материалы предварительного согласования места размещения будущего объекта строительства. Все члены комиссии подписывают землеустроительное дело. Каждый смотрит на данное землеустроительное дело со своей стороны и в пределах своей компетенции. Принимается решение утвердить акт выбора, например, земельного участка для строительства магазина площадью 500 кв. метров в микрорайоне № 2 в г. Заславля. Следующий пункт этого решения - организовать и провести аукцион, с победителем заключить договор аренды и предоставить в аренду земельный участок.

Проводится аукцион. Победитель оплачивает большую сумму в местный бюджет. Заключает договор аренды, начинает ежемесячно платить арендную плату. Заключает договор с проектной организацией. А она делает заключение, что строительство именно такого объекта именно в этом месте и именно в г. Заславле невозможно в силу строительных норм и правил. Точнее, магазин можно построить на приобретенном на аукционе участке, но он должен быть в несколько раз меньше. А для того чтобы построить магазин площадью 500 кв.метров, понадобится в три раза больший участок.

Получается, что лицо выиграло аукцион в надежде, что оно построит 500 кв.метров. Лица, которые были в комиссии (они не проектная организация), не могли и не должны были знать, что такой магазин построить нельзя. В силу своей компетентности они установили, что участок свободен и что по проекту детальной планировки (ПДП) на нем может быть построен торговый объект. И в этом случае само решение исполкома законно и обосновано, отметила Т. Миколенко. «Но в последующем по результатам торгов лицо заключило договор аренды земельного участка, и этот договор был заключен под влиянием заблуждения. Заблуждалось лицо, что можно построить такой объект», - подчеркнула Т. Миколенко. Из слов выступающей следует, что если отказали в иске о признании решения исполкома необоснованным, это еще не конец света. Надо думать и смотреть дальше на перспективу и внимательно читать судебные решения. «Зачастую если в резолютивной части звучит «отказать», то это еще ничего не значит. В мотивировочной части суд может установить столько фактических обстоятельств, которые в последующем не будут подлежать доказыванию вами, что вы следующий или второй спор потом выиграете. Поэтому внимательно читайте решения и смотрите, какие обстоятельства установил суд и что можно сделать в дальнейшем», - посоветовала участникам форума Т. Миколенко.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Недвижимость Белоруссии
29 сентября 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Защита прав собственности на недвижимость в Беларуси

Сообщение Toto (Admin) » Чт май 21, 2009 2:01 pm

Беззащитная собственность

Право и провалы

Минувшей осенью президент изобличил в махинациях с недвижимостью оборотней в погонах, методом бригадного подряда обустроивших личные усадьбы на месте бывшего детского пансионата. Еще скандальнее участие в криминале руководителя национального агентства, занятого ресурсным обеспечением рыночных перспектив страны. Однако официальная версия о посягательстве преступной группы на присвоение 3 млн. евро прямых иностранных инвестиций не внушает доверия. Неужели к дерзкой афере, что неизбежно получит огласку, почти незаконспирированно присоединялись весьма публичные персоны?

Пусть юридически они были не безупречными, но не столь же безрассудными, чтобы лишить строительство бизнес-центра итальянских капиталовложений! Наверное, всего-навсего навязались в помощь инвестору, пообещав за вознаграждение оградить его от эндемических рисков (нигде более не распространенных). Ему самому, видимо, ничто непосредственно не угрожало; могло лишь гнести ощущение беззащитности перед опасностями, которым обычно подвержены только здешние собственники.

Так, воодушевленный первоначальным успехом земельных аукционов, чиновник столичной мэрии мечтательно рассуждал в телеинтервью, как вернутся государству купленные за эквивалент $0,45 млн. сотые доли гектара, если победитель торгов изловчится не использовать их по целевому назначению в течение трех лет. И будет считаться, предвкушал коммунальный доктринер, что означенная сумма подарена бюджету. Эта антиномия возникла в его сознании явно благодаря практике безвозмездного изъятия земель под предлогом необходимости ускорения темпов индивидуального жилищного строительства вкупе с архаичным запрещением отчуждения неосвоенных участков. Можно подумать, кому-то выгодно держать пустоши! Тогда нужны экономические стимулы (повышенный налог при неиспользовании земли, кроме ипотечных операций) вместо применения де-факто конфискации в отсутствие соразмерных такому наказанию правонарушений. Впрочем, лишиться находящегося в собственности фрагмента земной поверхности можно независимо от постановки властью перед собой каких-то сверхзадач.

Исполком предоставил земельный участок в пожизненное наследуемое владение, затем на аналогичных условиях переуступил его в пользу другого претендента. А в промежутке между этими транзакциями тот же объект передан в собственность гражданину, что засвидетельствовано гербовым актом. В течение нескольких лет участок дважды продан собственниками на вторичном рынке (до введения запрета), согласно облеченным в нотариальную форму письменным соглашениям. Нотариус проверил действительность имущественного права и остальные заслуживающие внимания обстоятельства.

Специализированная госорганизация зарегистрировала как юридические факты отдельные элементы обеих сделок, а именно договор купли-продажи, прекращение права собственности продавца, переход этого права к преемнику и, разумеется, возникновение у последнего вещного права. Соответственно, внесены записи в Единый госрегистр и в земельно-кадастровую книгу, т.е. в установленном порядке последовательно сменились три собственника. У третьего имеется титул права (удостоверение), на его имя заведено землеустроительное дело с привязкой к местности, он зарегистрирован в качестве плательщика земельного налога и перечислил деньги в бюджет, а также официально извещен об изменении указом президента административно-территориальной принадлежности участка.

Этими юридическо-техническими формальностями, посредством которых зафиксирован создавшийся порядок вещей и правоотношений, занималось множество госагентов разного рода, преисполненных значимостью своего труда. И ни у кого не обнаружилось данных, что кто-то номинирован на наследуемое землевладение. Стало быть, лауреат номинации «Собственность» определился на вполне законных основаниях. И если даже в цепи закономерностей не по вине покупателя присутствуют дефекты, то как добросовестный приобретатель он не отвечает за упущения других лиц (ст. 283 ГК).

А народ и его высший представительный орган законодательно предрешили устойчивость права собственности. Конституция провозглашает: «Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством»; закон о госрегистрации недвижимого имущества и сделок с ним определяет: «Регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством прав с целью их защиты»; ГК диктует: «Право собственности… охраняется законом и защищается государством, ее неприкосновенность гарантируется»; Кодекс о судоустройстве и статусе судей декларирует: «Суды призваны защищать гарантированные Конституцией и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические права граждан».

Существуют также вспомогательные средства закрепления предсказуемости цивилизованного гражданского оборота: защитные сроки (исковая давность), разграничение компетенции ветвей власти (подведомственность), «защита от дурака» (госпошлина) и прочее.

И все-таки эти нормативные напластования, словно ветхая кровля, не выдержали малой нагрузки («крышевания», надо полагать, не было). Несмотря на то, что отмена решений о землеотводе относится к ведению советов депутатов и органов исполнительной власти вплоть до президента, титульный собственник и его предшественники по суду признаны ошибочно наделенными этим статусом. Дескать, участок обещан пребывавшему доселе в тени имярек, хотя и обозначившему личный интерес позже вступления любого из собственников в свои права. Даже профильный орган госуправления, политически ответственный за обеспечение стабильности права собственности, остался безучастным к притеснениям правообладателей. Как после этих коллизий доверять институту частной собственности и общественному договору - государству?

Причем судебное разрешение имущественных споров отнюдь не означает торжества законности и справедливости. Напротив, случись суду оступиться, кассационная или надзорная инстанция не всегда отменит даже очевидно сомнительное постановление. Вроде бы как-то нелегко констатировать, что оно произведено в недрах ведомства. В этой системе координат все пребывают в состоянии методологической и корпоративной соподчиненности.

Между тем во многих странах, в том числе и в России, Конституционный суд, самый независимый орган правосудия, обязан по существу рассматривать жалобы граждан и юрлиц о нарушении их прав. Если после отката нынешней волны экономической либерализации в Беларуси нечто фундаментально подобное вдруг обнаружится и на ее правовом поле, здесь станет немного комфортнее иностранным и туземным инвесторам и труднее коррупционерам.

Александр СТУДЕНЦОВ
Белгазета
19 января 2009


Вернуться в «Недвижимость и право»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by