Жилищные права иногородних работников

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Жилищные права иногородних работников

Сообщение Toto (Admin) » Ср май 23, 2007 1:21 pm

Жилищные права иногородних работников

Основным законом нашего государства предусмотрено (статья 30 Конституции Республики Беларусь), что граждане имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в любом населенном пункте республики. Статьей 41 Конституции гарантируется право гражданам на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Необходимость трудоустройства граждан не по месту постоянного жительства (то есть в других населенных пунктах) нередко возникала в условиях плановой экономики, а в нынешних социально-экономических условиях это становится широко распространенным явлением.

При реализации права на трудоустройство в других населенных пунктах должны обеспечиваться и конституционно гарантированные каждому гражданину другие важнейшие социально-экономические права – в частности, право на жилище ( ст.21, 29, 48 ) и право собственности (ст.44 Конституции).

Вопросы, связанные с реализацией иногородними гражданами жилищных и других, связанных с ними прав (принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, получение в пользование жилых помещений, поднаем (наем) и приобретение в собственность жилья и др.) достаточно часто возникают в правоприменительной практике.

В данной публикации рассматриваются некоторые особенности решения указанных вопросов при реализации иногородними гражданами своих жилищных прав.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565) квартирный учет по месту работы (службы) ведется в государственных органах, других организациях, имеющих во владении, пользовании жилые помещения и (или) осуществляющих жилищное строительство либо принимающих в нем долевое участие.

На квартирном учете по месту работы могут находиться иногородние работники (с членами своих семей), состоящие в штате соответствующей организации. Принятие на квартирный учет работников предприятий, учреждений, организаций (в том числе и иногородних) независимо от форм собственности производится в установленном порядке по совместному решению администрации и профсоюзного комитета (при его наличии) при участии общественной комиссии по жилищным вопросам. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами проверяет правомерность принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в необходимых случаях проводит обследование их жилищных условий, оформляет результаты обследования актом.

На квартирный учет граждане принимаются по основаниям, определенным пунктом 3 указанного Положения. В частности, на такой учет принимаются граждане, не имеющие в собственности или в пользовании жилых помещений в данном населенном пункте. В соответствии с подпунктом 3.2 Положения (с учетом изменений, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 года. № 128) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях.

Организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.

Необходимо отметить, что наличие у организаций жилых помещений (что дает право вести квартирный учет по месту работы) должно рассматриваться в широком плане, то есть не только когда у организации на балансе находятся жилые дома, но и в случаях, когда организации, не имея на своем балансе домов, имеют право распоряжаться соответствующими жилыми помещениями, заселять их. Например, в соответствии с пунктом 3 упомянутого Указа Главы государства государственные органы, другие государственные организации имеют право повторного заселения высвобождаемых жилых помещений, ранее предоставленных их работникам в домах, переданных этими органами и организациями местным исполнительным и распорядительным органам, независимо от времени передачи таких помещений.

Что касается организаций, которые на законных основаниях осуществляли ведение квартирного учета по месту работы до вступления в силу Указа № 565 (с 8 апреля 2006 года), а сейчас утратили это право, то все работники таких организаций (принятые на учет до изменения законодательства) должны иметь возможность реализовать в установленном порядке свое право на улучшение жилищных условий.

По правилам, действовавшим до вступления в силу Жилищного кодекса Республики Беларусь (с 1 июля 1999 года), срок работы на предприятии, в учреждении, организации имел важное значение при решении вопроса о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы. Продолжительность работы, необходимая для принятия граждан на учет по месту работы, определялась облисполкомами и Минским горисполкомом совместно с областными советами профсоюзов и не могла превышать 5 лет. В настоящее время решение вопроса о приеме граждан на квартирный учет не связывается с продолжительностью работы на данном предприятии, в учреждении, организации.

Более того, трудовое законодательство республики не предусматривает зависимости приема на работу иногороднего гражданина от наличия либо отсутствия прописки в населенном пункте, на территории которого расположено предприятие, учреждение, организация. Действовавшие же ранее нормы статьи 182 Кодекса об административных правонарушениях, по которым руководитель организации мог быть оштрафован, в частности, за прием на работу иногородних граждан, не имеющих прописки в данном населенном пункте, признаны Конституционным Судом Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь и не имеющими юридической силы с 14 апреля 1999 года.

Иногородние работники могут быть также приняты на предприятии, в учреждении, организации на отдельный учет желающих получить жилое помещение в общежитии на время работы. Принятие работников на такой учет осуществляется в соответствии с Положением об общежитиях (утверждено постановлением Совета Министров от 15 сентября 1999 года № 1437, в редакции постановления от 14 декабря 2005 года № 1441). Действующее законодательство предусматривает еще и возможность предоставления в установленном порядке работникам организаций служебных жилых помещений. При этом проживание в общежитиях (за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников) и в служебных жилых помещениях является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты 3.1.4 и 3.1.6 Положения) и нахождения их на квартирный учет по месту работы.

Заявления иногородних работников о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы регистрируются организацией в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются и о принятом решении сообщается гражданам в письменной форме в течение одного месяца со дня подачи заявления после получения всех необходимых документов. В решении о принятии на учет указываются дата принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, основания для принятия его на учет, общий или отдельный список учета, состав семьи, номер очереди, а в решении об отказе в принятии на учет – основания для отказа.

Отказ в принятии иногороднего работника на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы может быть обжалован в судебном порядке.

Ежегодно в период с 1 февраля до 1 мая организации проводят уточнение данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, в порядке, предусмотренном для получения документов, являющихся основанием для постановки граждан на учет. При этом уточнение указанных данных, касающихся конкретного гражданина, состоящего на таком учете, осуществляется регулярно по истечении 5 лет с даты постановки этого гражданина на учет в период с 1 февраля до 1 мая.

Уточнение данных, подтверждающих право иногородних работников находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, производится организациями, ведущими такой учет, и перед принятием ими решения о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном для получения документов при постановке граждан на этот учет.

Предоставление жилых помещений

Согласно статье 54 Жилищного кодекса Республики Беларусь государственные предприятия, учреждения, организации, имеющие жилищный фонд и осуществляющие жилищное строительство, предоставляют своим работникам (включая и иногородних), состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с кодексом и коллективными договорами. Пунктом 40 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565) предусмотрено, что государственные органы и другие государственные организации, имеющие жилые помещения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставляют своим работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с данным Положением, а также коллективными договорами. Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда (как республиканского, так и коммунального) предоставляются работникам и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как правило, в виде отдельной квартиры или жилого дома на условиях соответствующего договора найма по совместному решению администрации государственного органа или другой государственной организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и профсоюзного комитета (в домах республиканского жилищного фонда - с последующим сообщением о принятом решении в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения предоставляемого жилого помещения государственного жилищного фонда). Традиционно, в целях справедливого распределения жилья, при предоставлении гражданам жилых помещений (в том числе и иногородним работникам) устанавливается очередность.

Согласно пункту 42 Положения жилые помещения государственного жилищного фонда (за исключением специальных жилых помещений) предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Жилые помещения государственного жилищного фонда, в том числе служебные жилые помещения, могут быть предоставлены гражданам вне очереди или в первоочередном порядке в случаях, установленных законодательными актами. Соответствующие рекомендации по созданию условий для обеспечения работников предприятий и организаций (любых организационно-правовых форм) жильем даны в Методических материалах Федерации профсоюзов Беларуси по разработке коллективных договоров в 2007 году. Они разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов. В соответствии с указанными Методическими материалами, содержащими макет коллективного договора, к коллективному договору должно быть разработано отдельное Положение по обеспечению жилой площадью работников данной организации. В этом Положении предусматривается порядок принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, а также определяются виды учета (списков очередности), которые будут вестись в данной организации (общие, на получение жилых помещений). Конкретно определяются категории работников, которые будут иметь льготы на получение жилья в первую очередь или вне очереди, порядок и условия предоставления жилых помещений работникам организации (по договору найма, с частичной или полной оплатой и т.д.). Здесь же устанавливаются размеры (в процентах) распределения общей площади жилых помещений на общую и льготные очереди.

Государственными предприятиями, учреждениями, организациями при заключении коллективных договоров могут быть, в частности, предусмотрены как льготные основания принятия работников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и порядок предоставления им жилых помещений, включая и установление либо перенос очередности. Очередность на получение жилого помещения по месту работы совместным решением администрации и профкома может быть перенесена, как это было и ранее, на более поздние сроки злостным нарушителям трудовой дисциплины, лицам, к которым в течение года неоднократно применялись меры административного взыскания или общественного воздействия за пьянство, совершившим мелкое хищение государственного или общественного имущества, либо мелкое хулиганство, а также осужденным за совершение преступления. В решении о перенесении гражданам очередности на получение жилого помещения указываются мотивы и срок, на который переносится очередность. Законодательством не определен перечень случаев злостного нарушения трудовой дисциплины. В каждом конкретном случае этот вопрос решается администрацией совместно с профсоюзным комитетом с учетом мнения трудового коллектива. Иногда очередность не переносится, если в семье лица, совершившего правонарушение или антиобщественный поступок, имеются малолетние дети или больные либо если семья проживает в крайне тяжелых жилищных условиях. Очередность может быть перенесена и гражданам в связи с безосновательным отказом от получения жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и размеру. Безосновательным считается отказ от получения жилого помещения по мотиву отдаленности его расположения от центра города, размещения на менее удобном этаже, отсутствия балкона и т.п.

На практике отступления от принципа очередности при предоставлении жилья иногда имеют место в связи с отсутствием жилых помещений необходимого размера. Так, если первой на очереди состоит семья из 5 – 6 человек, а предприятие в текущем году построило (или имеет в наличии) только двухкомнатные и однокомнатные квартиры, то они предоставляются другим семьям, состоящим на очереди вторыми, третьими и т.д. Во избежание подобных случаев местные исполнительные и распорядительные органы, являющиеся традиционно и сейчас основными заказчиками при долевом строительстве, при распределении жилья должны учитывать потребность предприятий и организаций в квартирах того или иного типа. Кроме того, при отсутствии квартир необходимых типов по решению администрации и профсоюзного комитета, с ведома местного исполнительного и распорядительного органа, допустим взаимообразный обмен квартирами между предприятиями, организациями, находящимися в данном населенном пункте. Вопросы, связанные с определением очередности предоставления жилых помещений могут возникать и при заключении контрактов с работниками.

Пунктом 11 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками (утверждено постановлением Совета Министров от 25 сентября 1999 года № 1476) определено, что стороны могут предусмотреть в контракте дополнительные по сравнению с законодательством социально-бытовые льготы и гарантии для работника. Эти льготы могут касаться сроков предоставления жилья или оказания материальной помощи для приобретения жилья в собственность и т.д. Вместе с тем наличие записи в контракте о предоставлении такой льготы не освобождает администрацию организации и профсоюзный комитет от включения соответствующих мер, обеспечивающих реализацию этой льготы в коллективный договор.

Трудовые коллективы имеют широкие полномочия при решении вопросов социального развития. В частности, трудовой коллектив самостоятельно устанавливает для своих работников социальные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение, и предприятие самостоятельно определяет направления использования этих средств. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения не только об условиях труда и его оплаты, но и о социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, представляемые нанимателем. В разделе макета коллективного договора «Жилищное строительство. Постановка на учет и распределение жилья. Компенсации, льготы» рекомендовано предусматривать конкретные объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья, в том числе через УКС местного исполкома, хозяйственным способом, в ЖСК, КИЗ и по долевому участию с другими организациями. Предусматривается также предоставление работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, одноразовых безвозмездных субсидий, займов на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений, предоставление беспроцентных ссуд индивидуальным застройщикам, членам жилищно-строительных кооперативов, коллективов индивидуальных застройщиков, а также работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность. Кроме того, может быть предусмотрено оказание индивидуальным застройщикам помощи стройматериалами, машинами, механизмами, а также выделение средств для установки приборов учета расхода газа, воды и регулирования расхода тепловой энергии в ведомственном жилищном фонде, компенсации затрат работникам организации, установившим указанные приборы за счет собственных средств. Из числа работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляются списки кандидатов в члены жилищно-строительных кооперативов, организуемых по месту работы. Федерацией профсоюзов Беларуси направлены профсоюзным органам соответствующие рекомендации (от 26 декабря 2005 года № 07-10/216) для использования при решении вопросов строительства работниками организаций жилых помещений в составе ЖСК.

Подготовка вопросов принятия на учет иногородних работников, желающих вступить в ЖСК, определения очередности вступления в кооператив осуществляется общественными комиссиями по жилищным вопросам при предприятиях, учреждениях, организациях, при которых организуются жилищно-строительные кооперативы. Общественный контроль за учетом работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилых помещений, их предоставлением и соблюдением порядка приобретения гражданами в собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, правильностью отнесения граждан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетрудоспособных граждан осуществляется общественными комиссиями, созданными на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов

Обмен жилых помещений

Обмен жилыми помещениями традиционно является одной из форм улучшения жилищных условий. Необходимость таких гражданско-правовых сделок может быть вызвана различными причинами: приближение места жительства к месту работы, к месту жительства родственников, к месту нахождения школы, детского сада, переезд на новое место жительства в другой населенный пункт и т.д.

При обмене жилыми помещениями могут быть реализованы различные варианты: получение вместо одной большой квартиры двух или трех с меньшей площадью и расселение больших семей, получение вместо небольшой квартиры или комнаты, находящейся в коммунальной квартире, жилого помещения с достаточной площадью для данной семьи. Не исключена и замена больших квартир на меньшие в связи с уменьшением состава семьи и образованием излишков площади в жилых помещениях, за которые в настоящее время, как известно, нужно платить по себестоимости обслуживания жилищного фонда, то есть в повышенном размере.

Иногородние работники предприятий также вправе воспользоваться этой распространенной формой улучшения жилищных условий. Причем сторонами в сделках по обмену жилыми помещениями могут выступать не только наниматели жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, но и собственники индивидуальных жилых домов или квартир в многоквартирных жилых домах.

Порядок обмена жилых помещений государственного жилищного фонда на жилые помещения государственного или частного жилищного фонда установлен Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 года № 1191 (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно этим Правилам предметом обмена могут быть:

- отдельная квартира или другое изолированное жилое помещение, состоящее из одной или нескольких комнат, одноквартирный жилой дом;
- часть жилого помещения, приходящаяся на долю нанимателя жилого помещения или совершеннолетнего члена его семьи, в том числе неизолированная жилая комната или часть комнаты, при наличии соответствующих оснований.

Наниматель или совершеннолетний член семьи нанимателя вправе с соблюдением требований указанных Правил обменять приходящуюся на его долю часть жилого помещения с другим гражданином при условии, что этот гражданин в порядке обмена вселяется в качестве члена семьи лиц, оставшихся проживать в помещении.

Несовершеннолетний член семьи нанимателя жилого помещения вправе обменять приходящуюся на его долю часть этого жилого помещения с целью раздельного проживания с момента приобретения им полной дееспособности.

Для обмена жилых помещений, занимаемых гражданами, над которыми установлена опека (попечительство), и жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены семьи нанимателя, требуется согласие органа опеки и попечительства. Отказ этого органа в даче согласия на обмен может быть обжалован в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в судебном порядке.

Обмен жилыми помещениями, находящимися в разных населенных пунктах, оформляется соответствующим исполнительным и распорядительным органом (органом по обмену жилых помещений) в одном из населенных пунктов по выбору участников обмена.

В случае, когда одно из обмениваемых жилых помещений находится в Минске, а другое – в пределах Республики Беларусь, обмен оформляется органом по обмену жилых помещений Минского горисполкома.

Если одно из обмениваемых жилых помещений находится на территории Республики Беларусь, а другое – на территории другого государства, обмен производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь и в порядке, предусмотренном международными договорами.

Так, решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 5 установлено, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств. Обмен жилыми помещениями между указанными лицами является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство в Республике Беларусь или Российской Федерации.

Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины от 17 июля 1995 г. установлен порядок обмена жилых помещений между гражданами Республики Беларусь и Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территориях обоих государств и переселяющимися из одного государства-участника данного соглашения в другое.

Согласно этому порядку обмен жилых помещений производится на условиях, которые установлены действующим законодательством каждого из государств и положениями указанного Соглашения. В частности, допускается обмен жилых помещений, относящихся к любым видам собственности.

Если одно из обмениваемых жилых помещений находится в Киеве, а другое – в одном из населенных пунктов Республики Беларусь, обменные документы выдаются в Киеве. И, наоборот, если одно из обмениваемых жилых помещений находится в Минске, а другое – в одном из населенных пунктов Украины, обменные документы выдаются в Минске. Во всех других случаях обмен оформляется компетентными органами по обмену жилых помещений по месту нахождения одного из обмениваемых помещений. Выбор места оформления обмена определяется по взаимному соглашению лиц, участвующих в обмене. Выданные обменные документы признаются обеими сторонами, подписавшими Соглашение.

Компетентный орган по обмену жилых помещений одного государства обязан содействовать заинтересованным лицам в получении информации о наличии жилых помещений для обмена на территории другого государства, а также предоставлять информацию об условиях и порядке получения разрешения на постоянное жительство, гражданство, образование, возможности пенсионного обеспечения и трудоустройства в государстве, избранном для постоянного проживания.

Граждане Республики Беларусь и Украины, иностранные граждане, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории обоих государств и переселяющиеся из одного государства в другое в связи с обменом жилыми помещениями, обязаны получить разрешение на постоянное жительство.

Документы на оформление обмена жилыми помещениями могут быть выданы только после получения разрешения на постоянное жительство в порядке, установленном жилищным законодательством каждого из государств и положениями указанного Соглашения.

Если после вступления в силу Соглашения об обмене жилыми помещениями (до вселения хотя бы одной из сторон в жилое помещение) стороны отказываются от обмена, обмен по их письменному заявлению (при условии расторжения договоров найма жилого помещения либо признания недействительным регистрационного удостоверения о праве собственности на жилое помещение) аннулируется соответствующим исполнительным и распорядительным органом (органом по обмену жилых помещений). При отказе от обмена одной из сторон вопрос о принудительном исполнении соглашения об обмене разрешается судом.

Следует иметь также в виду, что согласно действующему законодательству в ряде случаев обмен жилыми помещениями вообще не допускается. Так, не может быть осуществлен обмен жилыми помещениями, если к нанимателю предъявлен иск о расторжении или об изменении договора найма жилого помещения либо о признании его недействительным и если в отношении члена организации граждан-застройщиков (ЖСК, КИЗ, МЖСК) рассматривается вопрос об исключении его из этой организации.

Не разрешается обмен жилыми помещениями, если дом, в котором находится обмениваемое жилое помещение, является аварийным, подлежит сносу или переоборудованию в нежилой, грозит обвалом, передается для государственных нужд и если дом, в котором находится обмениваемое жилое помещение, подлежит капитальному ремонту с перепланировкой этого жилого помещения.

Не допускается обмен жилыми помещениями, если в связи с обменом в квартиру, в которой проживают два и более нанимателя (члена организации граждан-застройщиков), вселяется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Запрещается также обмен жилыми помещениями, если он носит корыстный или фиктивный характер или если на жилое помещение в соответствии с законодательством наложен арест или запрет на отчуждение. Не подлежат обмену жилые помещения, которые являются служебными, находятся в специальном доме или относятся к жилым помещениям социального пользования.

Ольга ЗИНКЕВИЧ.
Недвижимость Белоруссии.
21 мая 2007, 28 мая 2007, 4 июня 2007
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Ср сен 26, 2007 10:03 am, всего редактировалось 5 раз.

Сергей Рожков
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Вт авг 07, 2007 11:29 am

Re: ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ИНОГОРОДНИХ РАБОТНИКОВ

Сообщение Сергей Рожков » Вт авг 07, 2007 11:34 am

Так подскажите мне пожалуйста, какие я могу взять с собой нормативные документы, если я иногородний, что бы показать их работодателю, что бы не возникало лишних вопросов.

Rufina
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Вт сен 11, 2007 12:10 pm

Сообщение Rufina » Вт сен 11, 2007 12:14 pm

А что теперь делать в связи с указом №413? Именно до 01.01.2008г?

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Трудоустройство иногородних в Минске

Сообщение Toto (Admin) » Вт дек 04, 2007 2:32 pm

Работа в столице для иногородних

Хотя с 1 января 2008 г. признаются утратившими силу некоторые решения Минского городского исполнительного комитета, регулирующие вопросы приглашения в столицу на работу иногородних граждан (решение Мингорисполкома от 15.11.2006 № 2631, рег. № 9/11901 от 21.11.2007), жителю села или малого населенного пункта приехать в город, предоставляющий гораздо большие возможности для работы и профессионального роста, все так же проблематично.

Напомним, что ранее иногородних специалистов и рабочих можно было приглашать для работы в г. Минск лишь при выполнении определенных условий. Так, в частности, предприятия, организации, учреждения и другие субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, могли производить прием на работу в столицу иногородних специалистов и рабочих, включая выпускников высших, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ и колледжей только по согласованию с Мингорисполкомом. С учетом затрат на развитие инфраструктуры города и необходимости компенсации бюджетных расходов на социальную сферу для всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, приглашающих для работы и жительства в Минске иногородних граждан нашей страны, была установлена плата в размере 500 МЗП (сейчас базовых величин) за каждого приглашаемого работника, включая выпускников высших, средних специальных, профессионально-технических и других учебных заведений. В случае когда прием на работу уже состоялся, наниматель по согласованию с работником должен был решить вопрос о проживании специалиста.

В исключительных случаях предприятия, организации, учреждения и другие субъекты хозяйствования по решению горисполкома освобождались от таких компенсаций. Так, наниматель мог принимать на работу лиц, которые в Минске не прописаны и имеют возможность ежедневно возвращаться к своему месту жительства. И компенсация в таких случаях не вносилась.

Признание ряда решений утратившими силу вовсе не означает, что теперь процесс трудоустройства иногородних в столице приобретет массовый характер и будет бесконтрольным.

В соответствии Указом Президента от 7.09.2007 № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» с 1.01.2008 г. в нашей стране упраздняется система прописки граждан и вводится регистрация по месту жительства либо месту пребывания в пределах республики.

В соответствии с п.29 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утв. Указом № 413, граждане, прибывшие в Минск из другого населенного пункта для работы по приглашению организаций с разрешения Минского горисполкома, регистрируются по месту жительства, в т.ч. в предоставленных им в соответствии с законодательством жилых помещениях общежитий, в порядке, установленном в главе 2 Положения. Значит, приглашение нанимателя и разрешение Мингорисполкома, по-прежнему требуются. Что касается регистрации, то этот вопрос, похоже, должен решать сам работник.

Отметим только, что местным Советам депутатов и исполкомам поручено (п. 4 Указа № 413) в срок до 1.12.2007 г. обеспечить приведение своих решений в соответствие с Указом и принять иные меры, необходимые для его реализации. Поэтому весьма вероятно, что в ближайшее время будет принят документ, регулирующий вопросы, связанные с трудоустройством иногородних граждан в столице. Каким он будет — неизвестно.

Татьяна АБРАМОВИЧ
Экономическая газета
27 ноября 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Прием иногородних на работу в Минске

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 10, 2007 12:51 pm

СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ... ПРОПИСКА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА

С 1 января 2008 года иногородние граждане смогут легально работать в Минске без прописки. Как известно, уже полтора десятилетия прием на работу жителей других регионов страны возможен только с разрешения Мингорисполкома. На сессии Минского городского совета на минувшей неделе эта норма отменена.

В какой степени Минск нуждается в притоке иногородних специалистов и как это изменит ситуацию на рынке труда столицы, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома — начальник управления занятости населения Чеслав Ровба.

— Чеслав Иосифович, как развивается сегодня столичный рынок труда? Сколько вакансий предлагают службы занятости города?

— Динамичное развитие экономики города и довольно успешная реализация мероприятий по обеспечению занятости позволяют сохранять самый низкий уровень безработицы среди регионов страны: в Минске этот показатель составляет 0,4% к численности экономически активного населения (в республике — 1%). При этом в столице растет число занятых в экономике. По итогам года данный показатель достигнет 1 млн. 17 тыс. человек (прирост за текущий год составит около 17 тыс.). Это обеспечивается за счет создания рабочих мест и заполнения имеющихся вакансий.

По прогнозу, в нынешнем году в Минске появится почти 22,7 тыс. новых рабочих мест. Около 1,8 тыс. предприятий ежемесячно подают информацию в службу занятости об имеющихся вакансиях — их в банке данных насчитывается более 20 тыс. (37% от общего числа незанятых рабочих мест в Беларуси). Получается, каждая третья вакансия в стране — с минской «пропиской». Закономерно, что актуальным является вопрос об их заполнении, а это нереально без привлечения рабочей силы извне. Кстати, 25% вакансий — по строительным специальностям, много незанятых рабочих мест в машиностроении, сфере услуг. Сегодня город остро нуждается в водителях автомобилей (961 вакансия), каменщиках (560), наладчиках, сварщиках, слесарях, штукатурах...

— Какие нормативные акты регулировали порядок приема на работу иногородних? Сколько специалистов из других областей страны принимал Минск?

— Такие нормативные правовые акты были приняты Мингорисполкомом и Мингорсоветом в 1992 и 1999 годах, они разрабатывались "под диктовку" того времени. С тех пор действовала определенная процедура решения вопроса о трудоустройстве иногородних. А принимала столица ежегодно около 1,7 тыс. человек из регионов.

Основную часть таких работников составляли молодые специалисты, которых по распределению направляли на предприятия строительной и машиностроительной отраслей, а также высококвалифицированные специалисты, которых принимали на работу по решению министерств и других органов госуправления (в первую очередь, речь идет о квалифицированных рабочих). Кроме того, около 6 тыс. человек приезжали на работу из расположенных вблизи от столицы населенных пунктов. Они трудились преимущественно на таких крупных предприятиях, как МАЗ, МЗКТ, МЫТЗ, а также в транспортных организациях.

Процедура получения разрешения Мингорисполкома в среднем длилась около 1 месяца. Если предприятие не могло обосновать должным образом необходимость приема на работу своего «кандидата», то ему отказывали. Как правило, это касалось обладателей специальностей, которых и в Минске было в избытке.
С принятием указа №413 от 7 сентября 2007 года «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» решения городских властей, ограничивающие прием на работу иногородних, признаны утратившими силу — они противоречат реалиям сегодняшнего дня.

Изменения в правовом регулировании отношений в сфере миграции населения принесут двойной эффект: во-первых, это позволит удовлетворить потребности столичных организаций в рабочей силе, во-вторых, удовлетворить потребности иногородних граждан в трудоустройстве.

С 1 января 2008 года нанимателям предоставлено право принимать на работу иногородних людей без процедуры согласований. Но при этом необходимо четко соблюдать требования указа. Работники, которые прибывают в столицу из другого населенного пункта, должны зарегистрироваться по месту жительства. Для этого в Минске определена норма в 20 кв.м на одного человека, в общежитии — 6 кв.м. Существует и норма временной регистрации людей сроком до 1 года (для временной регистрации необходимо иметь место проживания).

Если наниматели при приеме на работу иногородних не будут соблюдать требования указа, неминуемо встанет вопрос об ужесточении данных требований. Вполне вероятным в этом случае станет введение квот для приглашения специалистов на работу в Минск.

На мой взгляд, в связи с введением новой нормы целесообразно создание специальной структуры, которая будет выступать посредником между нанимателем и регионами, сопровождать процесс временной регистрации.

— Не приведет ли отмена ограничений к определенному напряжению, когда наниматель встанет перед выбором: кого принимать на работу — минчанина или иногороднего?

— Это, скорее, приведет к здоровой конкуренции на рынке труда.
Кстати, в столичную госслужбу занятости поступает много звонков от иногородних, которые интересуются вакансиями в Минске. Мы предлагаем им разместить свои резюме на сайте Мингорисполкома на страничке службы занятости, чтобы с ними могли ознакомиться потенциальные работодатели. Открытый рынок труда предоставит большую свободу выбора — и нанимателям, и работникам.

Предоставление права организациям самостоятельно принимать решение о приеме на работу иногородних создаст благоприятные условия для развития рынка труда Минска.

Оксана ШИКУТЬ
7 дней
6 декабря 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Трудоустройство иногородних в Минске

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 10, 2007 1:56 pm

На работу в Минск из Бреста? Пожалуйте!

С 1 января 2008 года столичные наниматели будут иметь право самостоятельно принимать на работу иногородних граждан.

Существовавшие ранее ограничения, в частности разрешение городских властей на трудоустройство, уплата в бюджет государственной пошлины до 500 базовых величин, отменены. К тому же порядок приема предприятиями и организациями жителей других регионов на работу регулировали решения минских городского Совета и исполнительного комитета, принятые в 1992 и 1999 годах. На очередной 7-й сессии Мингорсовета депутаты признали эти документы утратившими силу.

По словам заместителя председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, начальника управления занятости Чеслава Ровбы, данные решения противоречили требованиям времени. Их отмена позволит удовлетворить спрос на рабочую силу, заполнить дефицитные вакансии. Например, строителей, токарей, слесарей, электриков, сварщиков, монтажников, поваров... Но граждане, прибывшие на работу, должны будут зарегистрироваться по месту жительства. Для этого установлена норма: 20 кв. метров на одного человека, а в общежитии – 6 кв. метров. Кроме постоянной регистрации, существует и временная – сроком до одного года. После его истечения иногородний гражданин имеет право продлить регистрацию.

Татьяна ЛАЗОВСКАЯ
Беларускi час
7 декабря 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Прием на работу в Минске иногородних

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 10, 2007 2:09 pm

Иногородних больше нет

С 1 января в Минске можно будет легально работать без прописки

Заполучить штамп в паспорте о столичной прописке для многих провинциалов когда–то было все равно что вытянуть счастливый билет. Без него человек не мог устроиться на работу в Минске, где и зарплата, как известно, повыше, и других возможностей побольше. Обеспечивать рабочими местами жителей других регионов предприятия и организации могли только с разрешения горисполкома. Руководитель завода обязан был написать ходатайство с обоснованием необходимости приема иногороднего, заплатить за него 500 базовых величин и предоставить ему жилплощадь.

Решение по каждой кандидатуре соискателя рабочего места принимала специальная комиссия. И если у строителей или водителей автобусов был шанс получить «добро» городских властей на трудоустройство, то юристы или экономисты, как правило, оставались не у дел. В Минске своих «белых воротничков» в избытке! Надо ли говорить, что этот порядок, действовавший последние пятнадцать лет, кому–то изрядно потрепал нервы.

В минувшую пятницу его отменил Минский горсовет. Прежние решения городских властей признаны утратившими силу в связи с выходом в сентябре президентского указа, отменившего прописку.

— Действовавший порядок приглашения иногородних граждан на работу в Минск противоречил требованиям времени, — считает заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Чеслав Ровба. — Его отмена позволит удовлетворить потребности минских организаций в специалистах, а также спрос иногородних граждан на трудоустройство в Минске.

Потребности Минска в рабочих руках с каждым годом растут. В результате строительного бума, развития производства и социальной сферы только в этом году здесь появится около 23 тысяч новых вакансий. Не факт, что их закроют минчане. Сейчас в банке данных городской службы занятости – более 20 тысяч вакансий, более трети от всех по стране. Городу нужны каменщики, сварщики, водители, штукатуры...

До последнего времени Минск принимал из регионов около 1.700 человек в год. Предприятия брали в основном холостяков, предоставляя им койко–место в общежитии. Учитывая дефицит рабочих рук, комиссия горисполкома в большинстве случаев освобождала нанимателей от платы за каждого иногороднего. В этом году из принятых на работу 1,5 тысячи иногородних 500 базовых величин предприятия заплатили только за троих.

Насколько увеличится сейчас поток рабочей силы из регионов? Однозначного ответа специалисты рынка труда пока не дают. С одной стороны, отмена процедуры согласования развязывает руки нанимателям. С другой — есть четкое требование: работники, прибывающие в Минск из другого населенного пункта, должны зарегистрироваться по новому месту жительства. То есть найти 20 квадратных метров свободной жилплощади. При предоставлении общежития эта норма составляет 6 «квадратов». Для многих приезжих это может стать серьезным препятствием при устройстве на работу. Впрочем, есть еще вариант — временная регистрация, условия которой мягче. В любом случае, считают в комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, найти работу в Минске сейчас будет проще. Хотя бы потому, что препятствий в приеме у предприятий стало меньше.

У телефона начальник отдела кадров ОАО «МАПИД» Александр АДЕРИХО:

— Александр Александрович, готовы ли вы сегодня принимать на работу иногородних?

— Если это квалифицированный специалист — к примеру, монтажник 4–го разряда, электросварщик с опытом работы, то милости просим. До 100 человек сегодня готовы принять. Единственное пожелание — чтобы был холост... Одиноким мы можем предоставить общежитие. Для семейных жилья на предприятии нет.

— А что изменится в связи с отменой прежнего порядка приема на работу иногородних?

— Думаю, что для нас ничего. Мы и прежде принимали людей из провинции. Мингорисполком всегда удовлетворял наши ходатайства и в последние годы в связи с наращиванием объемов жилищного строительства никогда не требовал плату...

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".


Ваше мнение:

Кум (2007-12-07 15:11:17)
Ужас какой, дискриминация по оседлости

KOTYA KIRSANOVA (2007-12-07 14:11:04)
Решение-то оно разумное, а вот как оно будет действовать - неизвестно. еще не факт, что тут же работодатели начнут принимать иногородних с распростертыми объятиями. Например мой знакомый. месяц ходил, искал работу. Вроде устроился. Пообещали общежитие, питание со скидкой и еще кучу всяких привилегий. Прошел месяц, а он как ездил из Осипович в Минск на работу, так и ездит. Посмотрим, что изменится после принятия чудесного об отмене прописки. и еще: хватит относиться к нам, провинциалам, с пренебрежением. мы тоже люди!!!

Виталь (2007-12-07 13:09:53)
Вот это действительно новость № 1. Мысленно перечислил в памяти всех своих друзей, которые так или иначе испытывали проблемы с трудоустройством в Минске из-за отсутствия столичной прописки. Доходило до абсурда. Например, один друг уже 3 года работает в одной из минских фирм, отлично себя зарекомендовал, начальство довольно... Но, каждый год, для того, чтобы с ним продлили контракт ему приходилось заново покупать "прописку". То есть 300 долларов вынь, да выбрось фактически ни за что. Другие искали возможность прописаться у знакомых. Но везло не всем: кто ж это просто так своей жилплощадью рисковать будет и прописывать на нее посторонних... или даже родных людей. Никому суды не нужны. Так что проблема действительно для многих стояла очень остро. Дай Бог, чтобы она вот так, одним росчерком пера, решилась.

Волковычанин (2007-12-06 19:07:16)
Это очень разумное решение. Раньше многие минские наниматели и рады были бы принять на работу иногороднего, да только возникали вопросы по поводу прописки. Хочется надеяться, что с введением 1 января института регистрации (заменяющего институт прописки), бумажной волокиты и проблем с трудоустройством в столице для иногородних будет гораздо меньше.

ХЛЫСТУН Лилия
Беларусь сегодня
6 декабря 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Как устроиться на работу в Минске иногородним

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 10, 2007 5:35 pm

В столицу на работу? Без проблем

Трудоустроиться в Минске иногородним гражданам с 1 января 2008 года станет проще

С нового года вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания». Согласно этому документу, чтобы работать в столице, иногородние специалисты должны получить временную регистрацию (она выдается сроком на один год, при этом площадь жилого помещения не учитывается) или постоянную регистрацию в Минске (здесь действует норматив: 20 квадратных метров на одного человека в отдельной квартире и шесть - в общежитии). - Принятые меры позволят сократить существующий в городе дефицит рабочей силы, решить кадровые проблемы нанимателей, - отметил на пресс-конференции в мэрии заместитель председателя Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, начальник управления занятости населения Чеслав Ровба. - Сегодня в столице не хватает около 560 каменщиков, 500 сварщиков, 900 водителей и 1.600 слесарей. Банк данных службы занятости столицы насчитывает более 20 тысяч вакансий, из которых свыше 80 процентов - рабочие специальности. При этом на столичном рынке труда наблюдается переизбыток экономистов, юристов, техников-технологов, учителей, библиотекарей-библиографов, секретарей, товароведов. Чеслав Ровба также отметил, что уровень безработицы в городе - 0,4 процента к численности экономически активного населения, а в целом по Беларуси - 1 процент. Сегодня на учете в службе занятости состоит 3.700 безработных, тогда как в 2003 году было 16.400. Среди безработных 58 процентов - женщины, около 50 процентов - молодежь до 30 лет. Каждый третий ищет работу впервые, каждый пятый не имеет профессиональной подготовки. За январь-октябрь этого года постоянную и временную работу с помощью службы занятости нашли 16 тысяч минчан.

Минский курьер
6 декабря 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Работа для иногородних в Минске

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 10, 2007 6:17 pm

«Срочно требуются...»

С 1 января 2008 года иногородние граждане смогут легально работать в Минске без прописки. Отмена ограничений для приема на работу иногородних благоприятно повлияет на столичный рынок труда

Как известно, уже полтора десятилетия прием на работу жителей других регионов страны возможен только с разрешения Мингорисполкома. На сессии Минского городского Совета на минувшей неделе принято решение об отмене этой нормы. В какой степени Минск нуждается в притоке иногородних специалистов, как изменится ситуация на рынке труда столицы в ближайшее время - об этом в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель председателя Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома - начальник управления занятости населения Чеслав Ровба.

- Чеслав Иосифович, как развивается сегодня столичный рынок труда? Сколько вакансий предлагают службы занятости города?

- Динамичное развитие экономики города и довольно успешная реализация мероприятий по обеспечению занятости позволяют сохранять самый низкий уровень безработицы среди регионов страны: в Минске этот показатель составляет 0,4 процента к численности экономически активного населения (в стране - один процент). При этом в столице растет число занятых в экономике. По итогам года данный показатель, я полагаю, достигнет 1 миллиона 17 тысяч человек (прирост за текущий год составит около 17 тысяч). Это обеспечивается за счет создания рабочих мест и заполнения имеющихся вакансий.

Около 1,8 тысячи предприятий ежемесячно подают информацию в службу занятости об имеющихся вакансиях - их в банке данных насчитывается более 20 тысяч (37 процентов от общего числа незанятых рабочих мест в Беларуси). Получается, каждая третья вакансия в стране - с минской пропиской. Закономерно, что актуальна проблема их заполнения, а это нереально без привлечения рабочей силы извне. Кстати, 25 процентов вакансий - по строительным специальностям, много незанятых рабочих мест в машиностроении, сфере услуг. Сегодня город остро нуждается в водителях автомобилей (961 вакансия), каменщиках (560), наладчиках, сварщиках, слесарях, штукатурах...

Какие нормативные акты регулировали порядок приема на работу иногородних? Сколько специалистов из других областей страны принимал Минск?

- Такие нормативные правовые акты были приняты Мингорисполкомом и Мингорсоветом в 1992 и 1999 годах, они разрабатывались «под диктовку» своего времени. Действовала определенная процедура решения проблемы трудоустройства иногородних. А принимала столица ежегодно около 1,7 тысячи человек из регионов. Основную часть таких работников составляли молодые специалисты, которых по распределению направляли на предприятия строительной и машиностроительной отраслей, а также высококвалифицированные специалисты - их принимали на работу по решению министерств и других органов госуправления (в первую очередь, речь идет о квалифицированных рабочих). Кроме того, около шести тысяч человек приезжали на работу из населенных пунктов, расположенных вблизи столицы. Они трудились преимущественно на таких крупных предприятиях, как МАЗ, МЗКТ, МТЗ, а также в транспортных организациях. Сама процедура получения разрешения Мингорисполкома о приеме на работу длилась в среднем около месяца. Если предприятие не могло обосновать необходимость приема на работу своего кандидата, то ему отказывали. Как правило, это касалось специалистов, которых в Минске было в избытке.

С принятием указа № 413 от 7 сентября 2007 года «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» решения городских властей, ограничивающие прием на работу иногородних, признаны утратившими силу - они противоречат реалиям сегодняшнего дня.

Изменения в правовом регулировании отношений в сфере миграции населения принесут двойной эффект: во-первых, это позволит удовлетворить потребности столичных организаций в рабочей силе, во-вторых, удовлетворить потребности иногородних граждан в трудоустройстве.

С 1 января 2008 года нанимателям предоставлено право принимать на работу иногородних людей без процедуры согласования. Но при этом необходимо четко соблюдать требования указа. Работники, которые прибывают в столицу из другого населенного пункта, должны зарегистрироваться по месту жительства. Для этого в Минске определена норма в 20 квадратных метров на одного человека, в общежитии - 6 квадратных метров. Существует и норма временной регистрации людей сроком до одного года (для временной регистрации необходимо иметь место проживания).

Если наниматели при приеме на работу иногородних не будут соблюдать требования указа, неминуемо возникнет проблема об ужесточении данных требований. И тогда вполне вероятным станет введение квот для приглашения специалистов на работу в Минск.

На мой взгляд, в связи с введением новой нормы целесообразно создание специальной структуры, которая будет выступать посредником между нанимателем и регионами, сопровождать ход временной регистрации.

Не приведет ли отмена ограничений к определенному напряжению, когда наниматель встанет перед выбором: кого принимать на работу - минчанина или иногороднего?

- Это, скорее, приведет к здоровой конкуренции на рынке труда. Кстати, в столичную госслужбу занятости поступает много звонков от иногородних, которые интересуются вакансиями в Минске. Мы предлагаем им разместить свои резюме на сайте Мингорисполкома на страничке службы занятости, чтобы с ними могли ознакомиться потенциальные работодатели. Открытый рынок труда предоставит большую свободу выбора - и нанимателям, и работникам.

Предоставление организациям права самостоятельно принимать решение о приеме на работу иногородних создаст благоприятные условия для развития рынка труда Минска.

Минский курьер
Оксана ШИКУТЬ
7 декабря 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Жилье для иногородних работников

Сообщение Toto (Admin) » Чт май 28, 2009 2:46 pm

Жилье для иногородних работников

Статьей 30 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что граждане имеют право на свободное передвижение и выбор своего места жительства в любом населенном пункте республики. Статьей 41 Конституции также гарантируется право гражданам на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Необходимость трудоустройства граждан не по месту постоянного жительства (то есть в других населенных пунктах) нередко возникала в условиях плановой экономики, а в нынешних социально-экономических условиях это стало широко распространенным явлением.

При реализации права на трудоустройство в других населенных пунктах должны обеспечиваться и конституционно гарантированные каждому гражданину другие важнейшие социально-экономические права – в частности, право на жилище (ст.21, 29, 48) и право собственности (ст.44 Конституции).

Вопросы, связанные с реализацией иногородними гражданами жилищных и других, связанных с ними прав (принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, получение в пользование жилых помещений, поднаем (наем) и приобретение в собственность жилья и др.) достаточно часто возникают в правоприменительной практике.

В данной публикации рассматриваются некоторые особенности решения указанных вопросов при реализации иногородними гражданами своих жилищных прав.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565 (далее - Положение) квартирный учет по месту работы (службы) ведется в государственных органах, других организациях, имеющих во владении, пользовании жилые помещения и (или) осуществляющих жилищное строительство либо принимающих в нем долевое участие.

На квартирном учете по месту работы могут находиться иногородние работники (с членами своих семей), состоящие в штате соответствующей организации. Принятие на квартирный учет работников предприятий, учреждений, организаций (в том числе и иногородних) независимо от форм собственности производится в установленном порядке по совместному решению администрации и профсоюзного комитета (при его наличии) при участии общественной комиссии по жилищным вопросам. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами проверяет правомерность принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в необходимых случаях проводит обследование их жилищных условий, оформляет результаты обследования актом.

На квартирный учет граждане принимаются по основаниям, определенным пунктом 3 указанного Положения. В частности, на такой учет принимаются граждане, не имеющие в собственности или в пользовании жилых помещений в данном населенном пункте. В соответствии с подпунктом 3.2 Положения (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. №128) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях.

Организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.

По действующему в жилищном законодательстве общему правилу, решение вопросов о приеме граждан на квартирный учет по месту работы не связывается с продолжительностью работы в данной организации и продолжительностью проживания в данном населенном пункте. Более того, трудовое законодательство республики не предусматривает зависимость приема на работу от наличия либо отсутствия регистрации (прописки) в населенном пункте, где находится данная организация. Действовавшие же ранее нормы статьи 182 Кодекса об административных правонарушениях, по которым руководитель организации мог быть оштрафован, в частности, за прием на работу иногородних граждан, не имеющих прописки в данном населенном пункте, признаны Конституционным Судом Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь и не имеющими юридической силы с 14 апреля 1999 года.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на ряд особенностей, установленных нормативными документами. Так, Указом Главы Государства от 3 июня 2008 г. № 292 внесены существенные изменения и дополнения в Указ от 29 ноября 2005 года № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» и в утвержденное этим Указом Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Значительная часть внесенных изменений и дополнений касается порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В частности, согласно пункту 6 Положения не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, прибывшие в Минск из других населенных пунктов, в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в Минске. Указом Главы государства от 3 июня 2008 г. № 292 из общего правила о том, что в Минске не принимаются в течение 5 лет на квартирный учет граждане, прибывшие из других населенных пунктов, сделано исключение.

При сохранении общего правила о 5-летнем сроке постоянного проживания, это ограничение не распространяется на вселенных в установленном порядке и проживающих в жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи гражданина, имеющего постоянное место жительства в Минске, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, получивших образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, граждан, приглашенных (назначенных на должности), в том числе в порядке перевода в Минск, на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию из других населенных пунктов, а также уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и проживавших в Минске до призыва (поступления) на военную службу либо в случае проживания в Минске их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков.

Нововведением является и установление 5-летнего срока работы граждан, прибывших в Минск из других населенных пунктов, для получения права быть принятым на квартирный учет по месту работы (службы) в организациях, расположенных в Минске. Это требование не распространяется на вышеуказанных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, а также граждан, приглашенных (назначенных на должности) на работу в государственный орган либо иную организацию.

Иногородние работники могут быть также приняты на предприятии, в учреждении, организации на отдельный учет желающих получить жилое помещение в общежитии на время работы. Принятие работников на такой учет осуществляется в соответствии с Положением об общежитиях (утверждено постановлением Совета Министров от 15 сентября 1999 г. № 1437, в редакции постановления от 14 декабря 2005 г. № 1441). Действующее законодательство предусматривает еще и возможность предоставления в установленном порядке работникам организаций служебных жилых помещений. При этом проживание в общежитиях (за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников) и в служебных жилых помещениях является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты 3.1.4 и 3.1.6 Положения) и принятия их на квартирный учет по месту работы. Заявления иногородних работников о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы регистрируются организацией в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются и о принятом решении сообщается гражданам в письменной форме в течение одного месяца со дня подачи заявления после получения всех необходимых документов. В решении о принятии на учет указываются дата принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, основания для принятия его на учет, общий или отдельный список учета, состав семьи, номер очереди, а в решении об отказе в принятии на учет – основания для отказа.

Отказ в принятии иногороднего работника на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы может быть обжалован в судебном порядке.

Ежегодно в период с 1 февраля до 1 мая организации проводят уточнение данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, в порядке, предусмотренном для получения документов, являющихся основанием для постановки граждан на учет. При этом уточнение указанных данных, касающихся конкретного гражданина, состоящего на таком учете, осуществляется регулярно по истечении 5 лет с даты постановки этого гражданина на учет в период с 1 февраля до 1 мая.

Уточнение данных, подтверждающих право иногородних работников находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, производится организациями, ведущими такой учет, и перед принятием ими решения о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном для получения документов при постановке граждан на этот учет.

Предоставление жилых помещений

Согласно статье 54 Жилищного кодекса государственные предприятия, учреждения, организации, имеющие жилищный фонд и осуществляющие жилищное строительство, предоставляют своим работникам (включая и иногородних), состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с Кодексом и коллективными договорами.

Пунктом 40 Положения предусмотрено, что государственные органы и другие государственные организации, имеющие жилые помещения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставляют своим работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с данным Положением, а также коллективными договорами.

Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда (как республиканского, так и коммунального) предоставляются работникам и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности (исходя из времени принятия их на учет), как правило, в виде отдельной квартиры на условиях соответствующего договора найма по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета (в домах республиканского жилищного фонда – с последующим сообщением о принятом решении в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения предоставляемого жилого помещения государственного жилищного фонда).

Традиционно, в целях справедливого распределения жилья, при предоставлении гражданам жилых помещений (в том числе и иногородним работникам) устанавливается очередность. Согласно пункту 42 Положения жилые помещения государственного жилищного фонда (за исключением специальных жилых помещений) предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Жилые помещения государственного жилищного фонда, в том числе служебные жилые помещения, могут быть предоставлены гражданам вне очереди или в первоочередном порядке в случаях, установленных законодательными актами.

Соответствующие рекомендации по созданию условий для обеспечения работников предприятий и организаций (любых организационно-правовых форм) жильем даны в Методических материалах Федерации профсоюзов Беларуси по разработке коллективных договоров. Они разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов.

В соответствии с указанными Методическими материалами, содержащими макет коллективного договора, к коллективному договору должно быть разработано отдельное Положение по обеспечению жилой площадью работников данной организации. В этом Положении конкретно определяются категории работников, которые будут иметь льготы на получение жилья в первую очередь или вне очереди, порядок и условия предоставления жилых помещений работникам организации (по договору найма, с частичной или полной оплатой и т.д.). Здесь же устанавливаются размеры (в процентах) распределения общей площади жилых помещений на общую и льготные очереди.

Государственными предприятиями, учреждениями, организациями при заключении коллективных договоров могут быть, в частности, предусмотрены как льготные основания принятия работников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и порядок предоставления им жилых помещений, включая и установление либо перенос очередности.

Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения не только об условиях труда и его оплаты, но и о социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, представляемые нанимателем.

В разделе макета коллективного договора «Жилищное строительство. Постановка на учет и распределение жилья. Компенсации, льготы» рекомендовано предусматривать конкретные объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья, в том числе через УКС местного исполкома, хозяйственным способом, в ЖСК, и по долевому участию с другими организациями. Предусматривается также предоставление работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, одноразовых безвозмездных субсидий, займов на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений, предоставление беспроцентных ссуд индивидуальным застройщикам, членам жилищно-строительных кооперативов, коллективов индивидуальных застройщиков, а также работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность.

Кроме того, может быть предусмотрено оказание индивидуальным застройщикам помощи стройматериалами, машинами, механизмами, а также выделение средств для установки приборов учета расхода газа, воды и регулирования расхода тепловой энергии в ведомственном жилищном фонде, компенсации затрат работникам организации, установившим указанные приборы за счет собственных средств.

Из числа работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляются списки кандидатов в члены жилищно-строительных кооперативов, организуемых по месту работы. Федерацией профсоюзов Беларуси направлены профсоюзным органам соответствующие Методические рекомендации (от 26 декабря 2005 г. № 07-10/216) для использования при решении вопросов строительства работниками организаций жилых помещений в составе ЖСК. Подготовка вопросов принятия на учет иногородних работников, желающих вступить в ЖСК, определения очередности вступления в кооператив осуществляется общественными комиссиями по жилищным вопросам при предприятиях, учреждениях, организациях, при которых организуются жилищно-строительные кооперативы.

Общественный контроль за учетом работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилых помещений, их предоставлением и соблюдением порядка приобретения гражданами в собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, правильностью отнесения граждан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетрудоспособных граждан осуществляется общественными комиссиями, созданными на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.

Обмен жилых помещений

Обмен жилыми помещениями традиционно является одной из форм улучшения жилищных условий. Необходимость таких гражданско-правовых сделок может быть вызвана различными причинами: приближение места жительства к месту работы, к месту жительства родственников, к месту нахождения школы, детского сада, переезд на новое место жительства в другой населенный пункт и т.д.

При обмене жилыми помещениями могут быть реализованы различные варианты: получение вместо одной большой квартиры двух или трех с меньшей площадью и расселение больших семей, получение вместо небольшой квартиры или комнаты, находящейся в коммунальной квартире, жилого помещения с достаточной площадью для данной семьи. Не исключена и замена больших квартир на меньшие в связи с уменьшением состава семьи и образованием излишков площади в жилых помещениях, за которые в настоящее время, как известно, нужно платить по себестоимости обслуживания жилищного фонда, то есть в повышенном размере.

Иногородние работники предприятий также вправе воспользоваться этой распространенной формой улучшения жилищных условий. Причем сторонами в сделках по обмену жилыми помещениями могут выступать не только наниматели жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, но и собственники индивидуальных жилых домов или квартир в многоквартирных жилых домах.

Порядок обмена жилых помещений государственного жилищного фонда на жилые помещения государственного или частного жилищного фонда установлен Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1191 (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно этим Правилам предметом обмена могут быть:

- отдельная квартира или другое изолированное жилое помещение, состоящее из одной или нескольких комнат, одноквартирный жилой дом;
- часть жилого помещения, приходящаяся на долю нанимателя жилого помещения или совершеннолетнего члена его семьи, в том числе неизолированная жилая комната или часть комнаты, при наличии соответствующих оснований.

Наниматель или совершеннолетний член семьи нанимателя вправе с соблюдением требований указанных Правил обменять приходящуюся на его долю часть жилого помещения с другим гражданином при условии, что этот гражданин в порядке обмена вселяется в качестве члена семьи лиц, оставшихся проживать в помещении. Несовершеннолетний член семьи нанимателя жилого помещения вправе обменять приходящуюся на его долю часть этого жилого помещения с целью раздельного проживания с момента приобретения им полной дееспособности.

Для обмена жилых помещений, занимаемых гражданами, над которыми установлена опека (попечительство), и жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены семьи нанимателя, требуется согласие органа опеки и попечительства. Отказ этого органа в даче согласия на обмен может быть обжалован в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в судебном порядке.

Следует иметь также в виду, что согласно действующему законодательству в ряде случаев обмен жилыми помещениями вообще не допускается. Так, не может быть осуществлен обмен жилыми помещениями, если к нанимателю предъявлен иск о расторжении или об изменении договора найма жилого помещения, либо о признании его недействительным и если в отношении члена организации застройщиков (ЖСК, ЖК) рассматривается вопрос об исключении его из этой организации.

Не разрешается обмен жилыми помещениями, если дом, в котором находится обмениваемое жилое помещение, является аварийным, подлежит сносу или переоборудованию в нежилой, грозит обвалом, передается для государственных нужд и если дом, в котором находится обмениваемое жилое помещение, подлежит капитальному ремонту с перепланировкой этого жилого помещения.

Не допускается обмен жилыми помещениями, если в связи с обменом в квартиру, в которой проживают два и более нанимателя (члена организации граждан-застройщиков), вселяется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Запрещается также обмен жилыми помещениями, если он носит корыстный или фиктивный характер или если на жилое помещение в соответствии с законодательством наложен арест или запрет на отчуждение. Не подлежат обмену жилые помещения, которые являются служебными, находятся в специальном доме или относятся к жилым помещениям социального пользования.

Ольга ЗИНКЕВИЧ
Недвижимость Белоруссии
27 апреля и 4 мая 2009


Вернуться в «Недвижимость и право»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by