Терминология в жилищной сфере

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Терминология в жилищной сфере

Сообщение Toto (Admin) » Вт апр 08, 2008 3:37 pm

ТЕРМИНОЛОГИЯ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ

Согласно части второй статьи 22 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму. Кроме того, частью первой пункта 48 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 года «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», установлено, что терминология проекта акта должна быть единообразной. Для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одинаковые термины.

Общеизвестно, что основная функция терминологии состоит в точном и однозначном определении сущности понятий, и это является исключительно важным для нормотворческой и правоприменительной деятельности.

В то же время, на практике не только различные источники информации, но и действующие нормативные документы используют разнообразные термины для определения одних и тех же понятий и по-разному трактуют сами понятия, относящиеся к жилищной сфере.

Для начала сравним два основополагающих нормативных документа, которые введены в действие в 1999 году – Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее ЖК) и Государственный стандарт Республики Беларусь «Жилище. Основные положения» (СТБ 1154 – 99). И в ЖК, и в СТБ дается одинаковое определение термина «жилое помещение социального пользования» как жилого помещения типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемого гражданам на условиях договора найма. Но при этом имеется текстовое различие в написании самого термина в СТБ по сравнению с ЖК (а именно – уточнение в скобках) – «жилое помещение социального пользования (социальное жилище)». Это дополнение в скобках является не только текстовым различием, оно еще вносит и неоднозначность в смысловое содержание данного термина.

Государственный стандарт Республики Беларусь «Социальное жилище. Основные положения» (СТБ 1589 – 2005), разработанный на основе СТБ 1154-99 и введенный в действие в 2006 году, идет еще дальше и вносит текстовое различие уже в само определение этого термина. Здесь «жилое помещение социального пользования» - это социальное жилище типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемого гражданам на условиях договора найма. Кроме того, данный стандарт, определяя область своего применения, относит к социальному жилищу в том числе и специальное жилище.

Причем, оба указанные СТБ используют термин «специальное жилище» игнорируя законодательно закрепленное в статье 99 ЖК название «жилые помещения в специальных домах». Соответственно нет однозначности и в определениях этих понятий. По СТБ «специальное жилище» - это жилые помещения и дома, предназначенные для проживания таких домохозяйств, для которых пользование жилыми помещениями общего типа невозможно либо существенно затруднено; к специальным жилым помещениям относятся: общежития, квартиры и жилые дома для инвалидов, престарелых, жилые дома маневренного фонда, жилые дома для экстренного заселения жертв стихийных, техногенных, социальных катастроф, приюты для бездомных и т.п. В статье 99 ЖК под специальными домами понимаются дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов и престарелых, дома на закрытых территориях и т.д.

Нельзя не обратить внимание и на отнесение в СТБ к «специальному жилищу» общежитий для инвалидов и престарелых. Согласно статье 97 ЖК общежития предназначаются для проживания граждан на период их работы или учебы. Такое же назначение общежитий закреплено и в пункте 79 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565). Как Кодекс, так и Положение под специальными домами (жилыми помещениями) для проживания инвалидов и престарелых понимают не общежития (как это записано в СТБ), а дома-интернаты, что, конечно же, не одно и то же по правовому статусу и регулированию жилищных правоотношений для проживающих.

Можно предположить, что из-за отсутствия однозначности указанных терминов и их определений, на практике, как в средствах массовой информации, так и в деловой переписке, нередко под «социальным жилищем» понимается и жилье типовых потребительских качеств, возводимое для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с использованием государственной поддержки (одноразовые безвозмездные субсидии, льготные кредиты и др.), тем более что при строительстве такого жилья нормируется общая площадь для оказания господдержки, а также регулируется стоимость строительства и ограничивается право распоряжения жилым помещением. Продажа жилых помещений, построенных (реконструированных, приобретенных) с привлечением льготного кредита: до полного его погашения не допускается; а в течение трех лет со дня погашения этого кредита может осуществляться только соответствующему районному, городскому, районному в городе исполнительному и распорядительному органу в порядке, установленном законодательством.

Так что же тогда означает или должен означать термин «социальное жилище», используемый в СТБ (кстати, в других нормативных документах, регулирующих отношения в жилищной сфере, он не встречается)? Если он необходим для определения совокупности всех видов жилых помещений, предназначенных для граждан, нуждающихся в социальной защите (жилые помещения социального пользования, специальные жилые помещения, дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и др.) и финансовой поддержке государства (жилые помещения типовых потребительских качеств и нормируемой площади, строящиеся и приобретаемые гражданами в собственность), то тогда нужно дать ему четкое и исчерпывающее определение для использования по необходимости во всех нормативных документах, регулирующих жилищные отношения, и в правоприменительной практике.

Сравниваемые нормативные документы содержат текстуальные и смысловые различия в терминологических определениях и ряда других используемых понятий: «жилая комната», «жилищный фонд», «жилое помещение», «подсобные помещения», что также не способствует однозначному пониманию и применению этих терминов на практике, и в принципе является неприемлемым для документов такого уровня.

Не достигается однозначность в передаче сущности понятий и при дублировании отдельных определений в СТБ 1154 – 99. Например, термин «жилое помещение (жилище в узком смысле слова)» определен как помещение, предназначенное и пригодное для проживания граждан; здание или его обособленная пространственная часть, предназначенная или практически используемая для проживания домохозяйства и признанная жилым помещением в установленном порядке. Наряду с этим дается и термин «помещение, пригодное для проживания» как помещение, отвечающее минимальным потребительским требованиям к безопасности и санитарно-гигиеническому комфорту, закрепленным действующими законодательными актами, нормативно-техническими документами.

По сути ведь ясно, что «помещение, пригодное для проживания» это и есть «жилое помещение». Поэтому задача состоит не в разъяснении каждого словосочетания в определении, а в выработке однозначного и четкого определения понятия «жилое помещение». В проекте новой редакции Жилищного кодекса (отработка которой в настоящее время осуществляется соответствующими республиканскими органами) предлагается, в частности, следующее определение термина «жилое помещение» - это помещение, предназначенное для проживания граждан, соответствующее санитарным и техническим требованиям и зарегистрированное в установленном порядке.

Вряд ли кто из специалистов (кроме принимавших участие в разработке СТБ 1154 – 99) сможет пояснить назначение добавления в скобках к термину «жилое помещение» - (жилище в узком смысле слова). В Жилищном кодексе – основном документе, регулирующим жилищные правоотношения, и в других подзаконных нормативных документах такой термин как «жилище» практически не используется. Не в узком, а в обобщенном смысле этот термин используется в Конституции Республики Беларусь (статья 48), где декларируется, что граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Возникает вопрос: не противоречит ли введение и использование в СТБ 1154 – 99 термина «жилище» в узком смысле слова требованиям статьи 22 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» о том, что одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму?

Думается, что вразрез с указанными требованиями Закона идет и использование в данном СТБ практически в одном и том же смысловом значении различных терминологических словосочетаний – «жилые дома», «благоустроенные жилые дома», «объекты жилищного назначения», «объекты жилищного строительства», «объекты жилой среды», «жилой объект общего типа».

В нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления финансовой поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений, допускается применение практически в одном и том же смысловом значении таких терминов как «кредит», «ссуда», «заем».

Например, в статье 9 Жилищного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, в частности, что граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений имеют право получать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке льготные кредиты, субсидии и иные формы государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения.

Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 установлено, что льготные кредиты предоставляются открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк" гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на получение государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений.

В постановлении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2006 года № 1807/23 «О мерах по выполнению заданий на 2007 год по строительству жилых домов» при определении расчетных показателей по финансированию строительства жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки (приложение 3) предусмотрены в виде источников финансирования, в частности, средства кредитных ресурсов банков (в том числе льготных кредитных ресурсов) и средства организаций, включая займы. Аналогичные источники предусмотрены и в постановлении Совета Министров от 31 декабря 2006 года № 1808 «Об утверждении плана проектирования, строительства и финансирования жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2006 – 2010 годы.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2000 года № 428 (пункт 1) рекомендовано руководителям организаций всех форм собственности обеспечивать выделение состоящим в штате этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

По Закону Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, имеют право на получение беспроцентной ссуды на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов с надворными постройками, кооперативное жилищное строительство с погашением 50 процентов размера ссуды за счет бюджета. Погашение ссуды осуществляется в течение 25 лет, начиная с третьего года после ее получения. Компенсация банкам потерь от предоставления указанных ссуд осуществляется за счет средств бюджета (пункт 20 статьи18).

Нормативными положениями Закона Республики Беларусь от 5 января 2006 года № 101-З «О внесении изменений и дополнений в Законы Республики Беларусь по вопросам обращения и использования именных приватизационных чеков «Жильё» предусмотрена возможность использования гражданами чеков «Жильё» для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, при приобретении жилья путем его покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.

В разделе «Жилищное строительство. Постановка на учет и распределение жилья. Компенсации, льготы» макета коллективного договора (см. Методические материалы Федерации профсоюзов Беларуси для разработки коллективных договоров в 2007 году) предусмотрено, что наниматель, в частности, обязуется выдавать беспроцентные ссуды индивидуальным застройщикам, членам жилищно-строительных кооперативов, коллективов индивидуальных застройщиков, а также работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность.

Вместе с тем, в Гражданском кодексе Республики Беларусь каждый из указанных терминов имеет свое особенное смысловое значение.

Так, согласно статье 771 ГК по кредитному договору банк или иная кредитно-финансовая организация (кредитодатель обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а последний обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить за нее проценты.

В соответствии со статьей 760 ГК по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Что касается ссуды, то в статье 643 ГК определено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Как видим, речь здесь идет не о деньгах, передаваемых на условиях возврата с выплатой процентов (как при предоставлении кредита), а о вещи, передаваемой в безвозмездное временное пользование.

Таким образом, если в финансовом законодательстве понятие ссуда по своему экономическому содержанию (как денежные средства, выданные временно для использования по целевому назначению) возможно и тождественно термину гражданского законодательства заем (статья 760 ГК), то оно в принципе не соответствует смысловому значению понятия ссуда, определенному в статье 643 ГК. А это уже можно расценивать как явное нарушение требования статьи 22 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» о том, что одни и те же термины в нормативных правовых актах, имея единую форму должны употребляться в одном значении.

Возникает вопрос о соответствии Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и в случае использования в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных бюджетных фондах» понятия бюджетная ссуда, как денежные средства, выданные временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению. По смысловому значению это также в принципе не соответствует содержанию понятия ссуды, определенному в статье 643 ГК.

Поэтому представляется, что при дальнейшем совершенствовании республиканского законодательства должны быть внесены в нормативные документы, регулирующие отношения в жилищной сфере, соответствующие изменения и дополнения, содержащие терминологию, предусмотренную Гражданским кодексом Республики Беларусь. Тем более что в статье 3 ГК установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать кодексу. В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с Гражданским кодексом или другим законом Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. В случае коллизии (расхождения) иных актов гражданского законодательства применяются правила, установленные законодательством Республики Беларусь о нормативных правовых актах.

В последнее время правоведами высказываются предложения о необходимости более тщательной научной экспертизы законопроектов и других нормативных правовых актов, а также выработки механизма реального осуществления независимой оценки проектов таких документов. При проведении такой экспертизы в проектах нормативных документов могли бы своевременно выявляться не только различия в терминологии, но и недоработки правового, социального, экономического характера, оперативное устранение которых обеспечило бы принятие юридически грамотных актов и способствовало бы эффективной их реализации в правоприменительной практике.


Ольга Зинкевич
Недвижимость Белоруссии
8 и 14 января 2008

Вернуться в «Недвижимость и право»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by