Сообщение Toto (Admin) » Пт фев 01, 2008 5:15 pm
Агентства "за стеклом"
Плату за риэлтерские услуги снова предложено установить в процентах от суммы сделки
Из-за сокрытия выручки, получаемой риэлтерскими фирмами, страдает бюджет. Такой вывод сделан специалистами Комитета государственного контроля (КГК) после проверки 18 риэлтерских организаций.
Частники преобладают.
Проверка, как отмечается в сообщении КГК, опубликованном на официальном сайте комитета, проводилась во второй половине 2007 года. Несмотря на принимаемые правительством меры по упорядочению рынка риэлтерских услуг, "основные проблемы в этой сфере (небольшой размер отражаемой выручки от оказания риэлтерской услуги, низкий уровень заработной платы работников риэлтерских организаций) до настоящего времени не решены", — говорится в сообщении.
Один из факторов, сдерживающих оздоровление рынка риэлтерских услуг, проверяющие видят в слабом развитии государственных риэлтерских организаций. Так, по состоянию на середину декабря 2007 года лицензии на оказание риэлтерских услуг имели 127 организаций, из них только 6 — государственные агентства.
Согласно статистическим данным, на которые ссылается КГК, основной объем риэлтерских услуг в Беларуси в настоящее время осуществляют организации частной формы собственности (за январь — сентябрь 2007 г. — 92,6%). Удельный вес организаций государственной формы собственности в общем объеме оказанных риэлтерских услуг незначителен и не превышает 8%.
В КГК считают, что такие показатели обусловлены тем, что "предприятия государственной формы собственности не уделяют должного внимания оказанию риэлтерских услуг населению, а занимаются в основном услугами по государственной регистрации права собственности и услугами по оценке объектов недвижимости".
В качестве примера приводится РУП "Агентство по оказанию риэлтерских услуг" (предприятие государственной формы собственности), у которого удельный вес выручки от оказания риэлтерских услуг в общем объеме оказанных услуг составил в 2006 году только 4,8%, за январь — октябрь 2007 г. — 10,6%. В то же время риэлтерские организации частной формы собственности основное внимание уделяют работе с физическими лицами. Выручка этих агентств от оказания риэлтерских услуг, по данным Минстата, в январе — сентябре 2007 г. составила 12,2 млрд. BYR, в том числе 10,3 млрд. BYR (84,7% от общей выручки) — от оказания риэлтерских услуг населению. Но эти суммы занижены, предполагают специалисты КГК.
Загадки бухгалтерии.
Изучив ситуацию в столице, проверяющие отмечают, что в Минске реальная стоимость риэлтерских услуг при совершении сделки купли-продажи объекта недвижимости для физических лиц у частных риэлтерских организаций в настоящее время составляет от 1.500 до 2.000 USD, а по отдельным сделкам и выше. Однако в регистрах бухгалтерского учета организации (надо полагать, что речь идет о тех, которые подверглись проверке) отражают суммы в среднем 1-1,5 млн. BYR за подобную сделку (с учетом сумм, уплаченных продавцом и покупателем). В эквиваленте получается 500-700 USD, говорится в сообщении КГК.
Предварительные расчеты позволили проверяющим предположить, что из-за сокрытия риэлтерскими организациями реально получаемой ими выручки бюджет республики ежегодно недополучает не менее 10 млн. USD доходов.
Фактически выручка от оказания риэлтерских услуг отражается в учете и поступает на расчетные счета риэлтерских организаций только в размере, необходимом для выплаты заработной платы работникам на уровне установленного законодательством прожиточного минимума, уплаты минимального размера налогов, оплаты счетов за рекламу и иных платежей в целях создания имиджа "прозрачно" работающего предприятия. Вместе с тем часть затрат, необходимых для совершения сделок с объектами недвижимости (оплата услуг нотариуса, агентств по государственной регистрации и земельному кадастру, плата за получение различных справок), не отражаются в договорах на оказание риэлтерских услуг и, как правило, осуществляются риэлтерскими организациями из сумм выручки, скрываемой от налогообложения, говорится в сообщении КГК.
При этом начисленная среднемесячная заработная плата риэлтеров и агентов за январь — сентябрь 2007 г. в риэлтерских организациях с государственной формой собственности составила 667,9 тыс. BYR, в риэлтерских организациях с частной формой собственности — 265,5 тыс. BYR. В связи с этим проверяющие обращают внимание на то, что аттестованные риэлтеры являются высококвалифицированными специалистами с высшим образованием, работают в частных риэлтерских организациях более десятка лет. При этом большинство руководителей, риэлтеров и агентов по недвижимости имеют в собственности благоустроенные квартиры, отдельные из них за последние 10 лет смогли совершить по 4-5 сделок купли-продажи собственных квартир и имеют в собственности по 2-3 квартиры.
Все это, как говорится в сообщении КГК, дает основания полагать, что выплата основной части заработной платы работникам негосударственных риэлтерских организаций производится в "конвертах".
В ходе проверок выявлены и другие негативные моменты. Например, зафиксированы случаи несоблюдения требований, предъявляемых к оформлению договоров на оказание риэлтерских услуг и порядка их регистрации; размещение в рекламно-информационных изданиях информации об объектах недвижимости при отсутствии заключенных с потребителями договоров на оказание риэлтерских услуг. В некоторых агентствах не соблюдена установленная минимальная численность риэлтеров (то есть аттестованных специалистов) в штате организации. Не каждый риэлтер обеспечен идентификационной пластиковой карточкой.
Нет предела совершенству.
По итогам проверки за допущенные нарушения законодательства субъекты предпринимательской деятельности и виновные должностные лица привлечены к административной ответственности на общую сумму 28,1 млн. BYR, возбуждено 6 уголовных дел. У 5 фирм аннулированы лицензии на осуществление деятельности по оказанию риэлтерских услуг — УП "Буг-недвижимость", ООО "Элтис-плюс", ОДО "Уют", ОДО "Альянс-бизнес", ЧУП "Риэлтерское бюро "Ваш новый дом". Восемь агентств получили предписания Минюста об устранении выявленных нарушений.
Кроме прочего, в Совмин внесены предложения по совершенствованию законодательства в сфере риэлтерской деятельности. В частности, речь идет о том, чтобы предусмотреть увеличение минимального количества аттестованных риэлтеров, в обязательном порядке работающих на полную ставку. Также предполагается установить для риэлтерской организации минимальный размер собственного капитала (чистых активов).
Но самое главное — это изменение правил ценообразования. Размер платы за риэлтерские услуги при совершении сделок купли-продажи объектов недвижимости предложено установить в процентах от суммы (цены) сделки с дифференциацией размера платы в зависимости от суммы сделки и вида объекта. Данные меры позволят сделать рынок риэлтерских услуг более прозрачным, считают в КГК.
Правда, скептики уверены, что идея по поводу "гонораров" не пройдет. Она витает в министерских кабинетах уже не первый год, но чиновники, от которых зависит принятие решения, никак не могут прийти к консенсусу. По мнению одних, установление размера гонораров в процентах от суммы сделки приведет к росту стоимости риэлтерских услуг. По мнению других, это ничего не даст: просто в договорах купли-продажи будут указывать заниженные суммы сделок. Сторонники такого мнения также уверены, что нужно воспитывать потребителя.
В итоге — как всегда.
Хотя, как показывает практика, большая часть мер, которые предлагает Комитет государственного контроля, рано или поздно находит отражение в законодательных актах. С одной лишь оговоркой: в процессе разработки и согласования документов многие, в том числе и весьма прогрессивные, идеи искажаются до неузнаваемости, превращаясь из позитива в негатив.
Пример — недавний Указ от 27.12.2007 г. № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков". Разработчики так увлеклись желанием обогатить государственный бюджет за счет продажи прав аренды земельных участков, что стоимость этого права уравняли со стоимостью самого земельного участка, как если бы он приобретался покупателем в собственность. Плюс ко всему прочему центры недвижимости, созданные при местных администрациях, в одночасье лишились права продажи на аукционах объектов коммунальной собственности. Теперь это могут делать только территориальные фонды госимущества. Впрочем, указ и возможные последствия его принятия — это тема для отдельного разговора.
А вот у проблем, которые породил указ о долевом строительстве многоквартирных жилых домов, уже, можно сказать, выросла борода. Защитив права потребителей, он сделал совершенно невыигрышной позицию застройщиков. В итоге с середины 2006 года, когда указ вступил в силу, застройщики просто ушли с рынка долевого строительства жилья. Осенью прошлого года прозвучала информация о возможной отмене указа. Но наверху решили, что отменить — значит признать свою некомпетентность, и остановились на том, что нужно просто внести изменения. Вот и "летает" проект с этими изменениями по кабинетам уже несколько месяцев.
Кому от всего этого польза? И не постигнет ли вскоре аналогичная участь рынок риэлтерских услуг?
Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Белорусы и рынок
14 января 2008