Регулирование ценообразования на риэлтерские услуги

Здесь можно обсудить законодательные и нормативные акты, регулирующие риэлтерскую деятельность в Республике Беларусь
Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4128
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Регулирование ценообразования на риэлтерские услуги

Сообщение Toto (Admin) » Чт июн 21, 2007 2:35 pm

ПРОЦЕНТ ОТ СДЕЛКИ

Минэкономики и Минфин против введения оплаты услуг риэлтеров в зависимости от стоимости недвижимости. Об этом сообщила на прошлой неделе БелТА со ссылкой на Министерство юстиции.

Как отмечается в сообщении, в настоящее время рассматривается вопрос о подготовке соответствующего проекта нормативного правового акта, предусматривающего определение размера оплаты услуг риэлтерской организации (в процентном отношении) исходя из стоимости объекта недвижимости. Такая практика существует во всех развитых странах.

В Минюсте отметили, что не все госорганы поддерживают такую идею, но их в принципе можно понять, потому что "введение новой системы оплаты услуг риэлтеров влечет изменение всей системы ценообразования в стране". Кроме того, нововведение может привести к удорожанию услуг риэлтеров. "Вместе с тем новый принцип оплаты услуг позволит установить "прозрачный" и доступный для потребителя способ определения стоимости услуг, гражданин сможет самостоятельно высчитать ее размер", - сказали корреспонденту БелТА в Министерстве юстиции.

Так же сообщается, что в проекте нормативного акта заложен дифференцированный подход - в зависимости от стоимости объекта недвижимости процент за услуги риэлтеров варьируется от 1 до 3%. Но предметно о проекте можно будет говорить лишь после того, как он будет внесен в правительство, что произойдет нескоро.

Сегодня же стоимость услуг риэлтеров может определяться как по соглашению сторон, так и по тарифам. Размер тарифов определяется законом о ценообразовании, указом, постановлением Министерства экономики. Минэкономики утвердило систему тарифов, которые в свою очередь определены на основе калькуляции стоимости услуг риэлтеров. В Министерстве юстиции пояснили, что фиксированной ставки услуг как таковой не существует, ее размер формируется, в том числе в зависимости от затраченного риэлтерскими организациями времени на заключение сделки. "Это может быть простая продажа, которая происходит за неделю, а может и подбор квартиры, идущий годами. В зависимости от этого определяется и стоимость услуг риэлтеров", - пояснили корреспонденту БелТА специалисты Минюста.

Недвижимость Белоруссии,
18 июня 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4128
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проблемы с ценообразованием на ритэлтерские услуги

Сообщение Toto (Admin) » Пт фев 01, 2008 5:01 pm

У маклеров нашли «непрозрачность»

Госконтроль прошёлся по риэлторам

На прошлой неделе Комитет госконтроля опубликовал данные о выявленных в агентствах недвижимости нарушениях. Оказывается, из-за сокрытия выручки бюджет ежегодно недополучает $10 млн., а зарплата у агентов чуть больше прожиточного минимума. Риэлторы поддерживают суть претензий, но отмечают, что вынуждены работать в соответствии с законодательством.

Пресс-служба КГК сообщает: несмотря на принимаемые правительством меры по упорядочению рынка риэлтерских услуг, основные проблемы в этой сфере - небольшой размер отражаемой выручки от оказания риэлтерской услуги и низкий уровень зарплаты работников риэлтерских организаций - до настоящего времени не решены. В частности, по данным КГК, реальная стоимость сделки по купле-продаже объекта недвижимости для физлиц у частных риэлтерских организаций в настоящее время составляет от $1,5 до $2 тыс., а в регистрах бухгалтерского учета эти организации отражают в среднем Br1-1,5 млн. за подобную сделку ($500-700). Этот факт позволяет контролерам сделать вывод, что «выручка от оказания риэлтерских услуг отражается в учете и поступает на расчетные счета риэлтерских организаций только в размере, необходимом для выплаты зарплаты работникам на уровне установленного законодательством прожиточного минимума, уплаты минимального размера налогов, оплаты счетов за рекламу и других платежей в целях создания имиджа «прозрачно» работающего предприятия».

Однако этот вывод верен в отношении не причины реального положения дел в сфере риэлтерских услуг, а лишь ее следствий. Действительно, средняя начисленная зарплата у агентов недвижимости за январь-сентябрь 2007г. составила Br265 тыс., и, зная среднюю ставку за риэлтерские услуги, любой здравомыслящий человек может предположить, что определенную часть вознаграждения риэлтор получает в конверте. Госконтроль беспокоится, что в связи с этим в большинстве негосударственных риэлтерских организаций не обеспечивается соцзащита интересов наемных работников, нарушаются их права на получение достойных размеров пособий по государственному социальному страхованию, пенсионному обеспечению. Вот только установлена такая зарплата агентам в соответствии с тарифной сеткой Минтруда, и некоторые директора хотели бы, но не вправе повысить зарплату своим сотрудникам. «Мы уже неоднократно обращались в наш регулирующий орган - Минюст - с просьбой разрешить расчет вознаграждения организации в проценте от суммы проведенной сделки, а агентам - сдельно-премиальную оплату, но соответствующее решение до сих пор не принято», - отметил в интервью «БелГазете» руководитель одного из минских агентств недвижимости.

Ныне стоимость риэлтерских услуг рассчитывается из фиксированных почасовых тарифов: в минских агентствах тариф колеблется в среднем в пределах Br10-15 тыс. в час. В отчетности агентство может указать одно количество рабочих часов по предоставленной услуге, а гонорар получить больший. «Часть вознаграждения берет агентство, часть - непосредственно агент», - подтвердил наш собеседник. Но, по его словам, $10 млн., сокрытых риэлторами от налоговых органов, - преувеличенная сумма. Как рассказывают агенты по недвижимости, на подбор вариантов по одной сделке может уйти две-три недели, а по другой - несколько месяцев.

«Лучше бы Госконтроль задался вопросом, почему риэлторы вынуждены так поступать», - сказал собеседник газеты. Риэлтерские организации исключены из перечня предприятий, где разрешена упрощенная система налогообложения. Раньше агентства уплачивали 10% от валовой выручки, теперь вынуждены проводить более сложные расчеты.

Несмотря на то, что рекламная деятельность является одной из основополагающих в деле предоставления качественной риэлтерской услуги, агентствам недвижимости разрешено относить на себестоимость лишь 7% затрат на рекламу, остальное - из чистой прибыли.

Между тем риэлтерская среда одной из первых в белорусском бизнес-сообществе начала самостоятельно вырабатывать прозрачные условия работы на рынке и отсеивать «черных маклеров». Лишь потом регламентацией риэлтерской деятельности занялись госорганы. А с 2005г., когда этот вид услуг был отнесен к разряду юридических и регулятором стал Минюст, риэлтерские организации находятся под самым пристальным контролем. Как отмечают в ведомстве, именно по деятельности агентств недвижимости принимается наибольшее количество новых положений и документов. По мнению участников рынка, эта сфера нуждается не в усилении контроля, а в применении опробованных в цивилизованных странах схем расчета вознаграждения риэлторов и упрощении системы налогообложения.

Ольга МИКША
БелГазета
14 января 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4128
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Toto (Admin) » Пт фев 01, 2008 5:15 pm

Агентства "за стеклом"

Плату за риэлтерские услуги снова предложено установить в процентах от суммы сделки

Из-за сокрытия выручки, получаемой риэлтерскими фирмами, страдает бюджет. Такой вывод сделан специалистами Комитета государственного контроля (КГК) после проверки 18 риэлтерских организаций.

Частники преобладают.

Проверка, как отмечается в сообщении КГК, опубликованном на официальном сайте комитета, проводилась во второй половине 2007 года. Несмотря на принимаемые правительством меры по упорядочению рынка риэлтерских услуг, "основные проблемы в этой сфере (небольшой размер отражаемой выручки от оказания риэлтерской услуги, низкий уровень заработной платы работников риэлтерских организаций) до настоящего времени не решены", — говорится в сообщении.

Один из факторов, сдерживающих оздоровление рынка риэлтерских услуг, проверяющие видят в слабом развитии государственных риэлтерских организаций. Так, по состоянию на середину декабря 2007 года лицензии на оказание риэлтерских услуг имели 127 организаций, из них только 6 — государственные агентства.

Согласно статистическим данным, на которые ссылается КГК, основной объем риэлтерских услуг в Беларуси в настоящее время осуществляют организации частной формы собственности (за январь — сентябрь 2007 г. — 92,6%). Удельный вес организаций государственной формы собственности в общем объеме оказанных риэлтерских услуг незначителен и не превышает 8%.

В КГК считают, что такие показатели обусловлены тем, что "предприятия государственной формы собственности не уделяют должного внимания оказанию риэлтерских услуг населению, а занимаются в основном услугами по государственной регистрации права собственности и услугами по оценке объектов недвижимости".

В качестве примера приводится РУП "Агентство по оказанию риэлтерских услуг" (предприятие государственной формы собственности), у которого удельный вес выручки от оказания риэлтерских услуг в общем объеме оказанных услуг составил в 2006 году только 4,8%, за январь — октябрь 2007 г. — 10,6%. В то же время риэлтерские организации частной формы собственности основное внимание уделяют работе с физическими лицами. Выручка этих агентств от оказания риэлтерских услуг, по данным Минстата, в январе — сентябре 2007 г. составила 12,2 млрд. BYR, в том числе 10,3 млрд. BYR (84,7% от общей выручки) — от оказания риэлтерских услуг населению. Но эти суммы занижены, предполагают специалисты КГК.

Загадки бухгалтерии.

Изучив ситуацию в столице, проверяющие отмечают, что в Минске реальная стоимость риэлтерских услуг при совершении сделки купли-продажи объекта недвижимости для физических лиц у частных риэлтерских организаций в настоящее время составляет от 1.500 до 2.000 USD, а по отдельным сделкам и выше. Однако в регистрах бухгалтерского учета организации (надо полагать, что речь идет о тех, которые подверглись проверке) отражают суммы в среднем 1-1,5 млн. BYR за подобную сделку (с учетом сумм, уплаченных продавцом и покупателем). В эквиваленте получается 500-700 USD, говорится в сообщении КГК.

Предварительные расчеты позволили проверяющим предположить, что из-за сокрытия риэлтерскими организациями реально получаемой ими выручки бюджет республики ежегодно недополучает не менее 10 млн. USD доходов.

Фактически выручка от оказания риэлтерских услуг отражается в учете и поступает на расчетные счета риэлтерских организаций только в размере, необходимом для выплаты заработной платы работникам на уровне установленного законодательством прожиточного минимума, уплаты минимального размера налогов, оплаты счетов за рекламу и иных платежей в целях создания имиджа "прозрачно" работающего предприятия. Вместе с тем часть затрат, необходимых для совершения сделок с объектами недвижимости (оплата услуг нотариуса, агентств по государственной регистрации и земельному кадастру, плата за получение различных справок), не отражаются в договорах на оказание риэлтерских услуг и, как правило, осуществляются риэлтерскими организациями из сумм выручки, скрываемой от налогообложения, говорится в сообщении КГК.

При этом начисленная среднемесячная заработная плата риэлтеров и агентов за январь — сентябрь 2007 г. в риэлтерских организациях с государственной формой собственности составила 667,9 тыс. BYR, в риэлтерских организациях с частной формой собственности — 265,5 тыс. BYR. В связи с этим проверяющие обращают внимание на то, что аттестованные риэлтеры являются высококвалифицированными специалистами с высшим образованием, работают в частных риэлтерских организациях более десятка лет. При этом большинство руководителей, риэлтеров и агентов по недвижимости имеют в собственности благоустроенные квартиры, отдельные из них за последние 10 лет смогли совершить по 4-5 сделок купли-продажи собственных квартир и имеют в собственности по 2-3 квартиры.

Все это, как говорится в сообщении КГК, дает основания полагать, что выплата основной части заработной платы работникам негосударственных риэлтерских организаций производится в "конвертах".

В ходе проверок выявлены и другие негативные моменты. Например, зафиксированы случаи несоблюдения требований, предъявляемых к оформлению договоров на оказание риэлтерских услуг и порядка их регистрации; размещение в рекламно-информационных изданиях информации об объектах недвижимости при отсутствии заключенных с потребителями договоров на оказание риэлтерских услуг. В некоторых агентствах не соблюдена установленная минимальная численность риэлтеров (то есть аттестованных специалистов) в штате организации. Не каждый риэлтер обеспечен идентификационной пластиковой карточкой.

Нет предела совершенству.

По итогам проверки за допущенные нарушения законодательства субъекты предпринимательской деятельности и виновные должностные лица привлечены к административной ответственности на общую сумму 28,1 млн. BYR, возбуждено 6 уголовных дел. У 5 фирм аннулированы лицензии на осуществление деятельности по оказанию риэлтерских услуг — УП "Буг-недвижимость", ООО "Элтис-плюс", ОДО "Уют", ОДО "Альянс-бизнес", ЧУП "Риэлтерское бюро "Ваш новый дом". Восемь агентств получили предписания Минюста об устранении выявленных нарушений.

Кроме прочего, в Совмин внесены предложения по совершенствованию законодательства в сфере риэлтерской деятельности. В частности, речь идет о том, чтобы предусмотреть увеличение минимального количества аттестованных риэлтеров, в обязательном порядке работающих на полную ставку. Также предполагается установить для риэлтерской организации минимальный размер собственного капитала (чистых активов).

Но самое главное — это изменение правил ценообразования. Размер платы за риэлтерские услуги при совершении сделок купли-продажи объектов недвижимости предложено установить в процентах от суммы (цены) сделки с дифференциацией размера платы в зависимости от суммы сделки и вида объекта. Данные меры позволят сделать рынок риэлтерских услуг более прозрачным, считают в КГК.

Правда, скептики уверены, что идея по поводу "гонораров" не пройдет. Она витает в министерских кабинетах уже не первый год, но чиновники, от которых зависит принятие решения, никак не могут прийти к консенсусу. По мнению одних, установление размера гонораров в процентах от суммы сделки приведет к росту стоимости риэлтерских услуг. По мнению других, это ничего не даст: просто в договорах купли-продажи будут указывать заниженные суммы сделок. Сторонники такого мнения также уверены, что нужно воспитывать потребителя.

В итоге — как всегда.

Хотя, как показывает практика, большая часть мер, которые предлагает Комитет государственного контроля, рано или поздно находит отражение в законодательных актах. С одной лишь оговоркой: в процессе разработки и согласования документов многие, в том числе и весьма прогрессивные, идеи искажаются до неузнаваемости, превращаясь из позитива в негатив.

Пример — недавний Указ от 27.12.2007 г. № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков". Разработчики так увлеклись желанием обогатить государственный бюджет за счет продажи прав аренды земельных участков, что стоимость этого права уравняли со стоимостью самого земельного участка, как если бы он приобретался покупателем в собственность. Плюс ко всему прочему центры недвижимости, созданные при местных администрациях, в одночасье лишились права продажи на аукционах объектов коммунальной собственности. Теперь это могут делать только территориальные фонды госимущества. Впрочем, указ и возможные последствия его принятия — это тема для отдельного разговора.

А вот у проблем, которые породил указ о долевом строительстве многоквартирных жилых домов, уже, можно сказать, выросла борода. Защитив права потребителей, он сделал совершенно невыигрышной позицию застройщиков. В итоге с середины 2006 года, когда указ вступил в силу, застройщики просто ушли с рынка долевого строительства жилья. Осенью прошлого года прозвучала информация о возможной отмене указа. Но наверху решили, что отменить — значит признать свою некомпетентность, и остановились на том, что нужно просто внести изменения. Вот и "летает" проект с этими изменениями по кабинетам уже несколько месяцев.

Кому от всего этого польза? И не постигнет ли вскоре аналогичная участь рынок риэлтерских услуг?

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Белорусы и рынок
14 января 2008

Аватар пользователя
ArkadiuS
Сообщений: 7
Зарегистрирован: Чт апр 12, 2007 9:08 am
Контактная информация:

Сообщение ArkadiuS » Пн апр 07, 2008 4:21 pm

Интересно существуют ли более менее реалистичные прогнозы поведения "Потребителя" риэлтерских услуг с учетом изменения ценовой политики АН навязанной нам указом N140 Президента?
И как это отразится на оплате труда агентов и риэлтеров, при том, что итоговая стоимость услуг агентства недвижимости выросла?


Вернуться в «Регулирование риэлтерской деятельности»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by