"О друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул Базаров. - Об одном прошу тебя: не говори красиво"...
Иван Тургенев. Отцы и дети.
А почему, собственно, не говори красиво? Красивая, правильно построенная, интонационно окрашенная речь сама по себе необыкновенно убедительна. Ведь известно. что только на 7-8 процентов наше восприятие собеседника зависит от того, что он говорит. Остальные более чем 90% завися от того, как он говорит. Здесь мы публикуем небольшой обзор литературы, посвященной риторике - искусству говорить красиво. И не следует думать, что риторика это нечто далекое от жизни, пригодное только для актеров, политиков, дикторов радио и телевидения. Риторика - эффективнейший инструмент
любого продавца, в том числе и агента по недвижимости. Да и в повседневной жизни умение красиво говорить не только полезно, но и приятно для окружающих. Я был приятно удивлен тем обилием литературы по риторике, которую предлагают наши книжные магазины. Начну с книг по деловой риторике.
1. В книге
И.Кузнецова "Деловая риторика" анализируются проблемы ораторского искусства, делового общения, культуры и искусства речи. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог и полемику. На основе анализа и обобщения широкого круга российских и зарубежных источников излагаются основные теоретические положения, предлагаются практические рекомендации и советы, позволяющие более эффективно решать проблемы в области повышения уровня культуры и искусства делового общения. "Бизнес-риторику" можно с полным основанием считать учебным практическим пособием для каждого делового человека, а также она представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.
Перу этого же автора принадлежат еще две книги по риторике:
"Современная деловая риторика" и
"Практикум по риторике". В первой из них анализируются проблемы ораторского искусства, культуры и искусства речи. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов деловых выступлений, умению вести конструктивный диалог и полемику. В доступной форме описываются сложные проблемы выбора стратегии и тактики делового общения. Представлены основные разделы прикладной риторики, базирующиеся на материалах ведущих специалистов в этой области. На основе анализа и обобщения отечественных и зарубежных источников предлагаются рекомендации, советы, позволяющие решать реальные проблемы и задачи в сфере риторики делового общения. Предназначено для деловых людей. Может быть рекомендовано студентам, слушателям курсов повышения квалификации, изучающим дисциплины «Риторика», «Корпоративная культура», «Этика деловых отношений», «Деловое общение». Пособие
"Практикум по риторике" имеет целью обучение основам речевого общения путем совершенствования навыков всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и устной речи. Материал излагается в теоретико-описательном аспекте. Рассматриваются общие закономерности речевого общения, вопросы подготовки речевых произведений и общения в разных стилях. В каждом разделе излагается теоретический материал, даются практические советы и рекомендации, как подготовить свое выступление и овладеть всем тем, что входит в понятие "культура и искусство речи".
2. Гренвиль Н.Тугуд - один из ведущих специалистов по подготовке руководителей. В своей книге
Классный Boss. Искусство риторики для шефа он описывает принципы эффективного общения с людьми и на примере реальных начальников крупных компаний показывает, как применять их в деловой практике. В бизнесе от умения добиться понимания от подчиненных и партнеров зависит слишком многое, поэтому прислушайтесь к его советам и станьте по-настоящему красноречивым. "Классный босс" - ваш незаменимый помощник на пути овладения искусством быть хорошим шефом.
3. Пока еще ноутбук не стал повседневным инструментом для риэлтера (кстати, родилась мысль, подготовить материал о том. какие инструменты могут помочь риэлтеру в его повседневной деятельности). Но те, кто его приобрели, уже оценили, какие неоспоримые преимущества дает возможность продемонстрировать клиенту, скажем фотографии и планировки объекта, подкрепить свое мнение цитатой из нормативно-правового акта. Искусству презентации (в том числе компьютерной) посвящена обширная литература. Обзор этой литературы еще впереди. Сейчас же мне хочется рассказать только об одной книге на эту тему: книге Татьяны Елизаветиной
"Компьютерные презентации. От риторики до слайд-шоу". В ней рассматривается проблема подготовки и проведения презентаций. Успешное проведение презентаций требует определенных знаний в незаслуженно забытой области филологической науки - риторике, а также навыков психотехники делового общения и профессионального использования современных визуальных и технических средств. В качестве таких средств широко используется компьютер и соответствующие программные средства, прежде всего приложение, входящее в состав MS Office, PowerPoint.
4. Пособие
Введенской и Павлова "Риторика для юристов" посвящено рассмотрению теоретических и практических аспектов коммуникации в юридической практике. В нем описываются различные виды делового общения; излагаются основы ораторского искусства и полемического мастерства; говорится о вербальных и невербальных средствах общения. Особое внимание в работе уделяется коммуникативной стороне судебных прений, искусству доказывания в состязательном судебном процессе, характеристикам обвинительной речи прокурора и защитительной речи адвоката, а также реплики и напутственного слова председательствующего. В Приложении дается статья А.Ф.Кони `Нравственные начала в уголовном процессе` и приводятся материалы по делу Качки (1880) и по делу о краже сарматских фаларов (1871). Разумеется, хотелось бы (тьфу-тьфу-тьфу), чтобы риэлтеры и агенты по недвижимости как можно реже принимали участие в судебных процессах, но ведь и при переговорах с клиентами также имеет место быть состязательность сторон! Кроме того, книга "Психология в деятельности юриста" давно уже стала оной из моих настольных книг. Вы даже не представляете, насколько полезной оказалась... методика допросов. А именно. способы чтения невербальных сигналов допрашиваемого. Так что пусть слово "юристов" в названии вас, уважаемые коллеги, не отпугивает.
5. Следующая книга посвящена риторике для... журналистов. Казалось бы, что общего в профессии продавца и журналиста? О общее то, что правильно задавая вопросы, правильно строя интервью, и те и другие получают от собеседника важную информацию. Только продавцам эта информация нужна для того, чтобы сориентироваться в потребностях клиента и предложить ему именно то, что нужно на самом деде. а журналисту, чтобы грамотно преподнести собеседника аудитории. Приемы же при этом используются одни и те же. Цель книги И.Анненковой
Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты дать основные сведения о риторике как науке теоретические знания в области профессионально ориентированной риторики, а также сформировать практические умения, среди которых умение ориентироваться в речевой ситуации профессионального общения, определять коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения, умение гибко использовать систему риторических техник для достижения прогнозируемого результата.