ГРАНИ КАЧЕСТВА: КАК ВЫБРАТЬ РИЭЛТЕРА
В условиях серьезного подорожания недвижимости потребители риэлтерских компаний стараются на многом сэкономить. При этом люди часто задаются вопросом: за что они должны платить риэлтерам и как не ошибиться в выборе грамотного специалиста.
Не секрет, что зачастую покупатели недвижимости часто склонны к «самообслуживанию» - они начинают самостоятельно выискивать наиболее подходящие (в первую очередь, самые дешевые) варианты в газетах и Интернете, не всегда представляя, а откуда они берутся и на каких условиях предлагаются. Порой люди обращаются к агенту, “присоветованному” друзьями или родственниками. Но сколько бы не говорили о профессионализме того или иного риэлтера и о чем бы не думал и покупатель, и продавец недвижимости, за объектом недвижимости и за конкретным специалистом стоит главный партнер клиента по сделке - агентство недвижимости. И именно с ним продавцы и покупатели вступают в договорные отношения, и именно оно в дальнейшем будет отвечать за соблюдение безопасности их интересов и обеспечение успеха сделки.
Приступая к решению наболевшей жилищной проблемы, потребители часто бывают в затруднении: по каким признакам определить надежного и квалифицированного партнера-организатора успешной сделки? Каким требованиям должна отвечать компания, чтобы клиенты остались довольны качеством предоставляемых ею услуг? Ведь очевидно, что следует обдуманно решать жизненно важные вопросы, связанные с недвижимостью. Тем более что сегодня на рынке недвижимости в республике работает 129 агентств недвижимости, из них только в Минске – 86 (по состоянию на 10 октября 2007 года), имеющих лицензии на осуществление риэлтерской деятельности.
Грань первая: качество услуг. Сегодня на 86 агентств недвижимости в Минске приходится порядка десяти фирм, которые являются старожилами рынка, чья структура формировалась еще на заре риэлтерского бизнеса. Тогда еще не существовало отработанных технологий межагентского информационного обмена, и благополучие агентства напрямую зависело от численности его сотрудников. Сегодня "количественный фактор" для агентства недвижимости также немаловажен, хотя главным в работе специалистов по недвижимости является качество предоставляемых услуг.
После введения в Беларуси повторного лицензирования риэлтерской деятельности произошло четкое разграничение риэлтеров и агентов. Раньше человек приходил в агентство и, отработав некоторое время агентом и накопив соответствующий опыт, мог при желании стать менеджером. Как показала практика, из многих агентов получились хорошие менеджеры – руководители групп. При этом к образованию агента не предъявлялись никакие особые требования – он мог быть по специальности и педагогом, и инженером, и психологом и т.д. Теперь же, согласно действующему законодательству, риэлтер должен иметь соответствующее высшее образование – юридическое, экономическое или образование по строительной специальности, стаж работы не менее одного года по специальности, соответствующей образованию, либо в качестве агента по операциям с недвижимостью, иметь свидетельство об аттестации. В свою очередь чтобы работать агентом по операциям с недвижимостью, не нужно сдавать аттестационный экзамен и получать аттестат. Но агенту в отличие от риэлтера разрешается только предоставлять информацию о спросе и предложении на рынке недвижимости, подбирать варианты сделки с объектом недвижимости, помогать риэлтеру в подготовке и оформлении документов для сделки.
Поэтому, придя в агентство, не лишним будет поинтересоваться и попросить ознакомиться не только с лицензией агентства недвижимости, выдаваемой Министерством юстиции (в солидных фирмах как сама лицензия, так и дипломы за победу в различных конкурсах и пр., как правило, вывешены на стене), но и количеством аттестованных риэлтеров (как минимум их должно быть в агентстве 3).
Деятельность риэлтерской организации по разным причинам может быть приостановлена. И тогда агентство недвижимости не вправе оказывать потребителям услуги: заключать договоры, размещать рекламу объектов недвижимости, осуществлять подбор и показ объектов недвижимости и т.д. Об этом, по правилам, риэлтерская организация должна уведомить потребителя.
В связи с тем, что в настоящее время на Министерство юстиции возложены не только функции лицензирования риэлтерской деятельности, но и осуществления контроля за соблюдением норм, установленных законодательством, риэлтерскими компаниями, министерство проводит работу по сбору и обобщению информации о деятельности риэлтерских организаций. Так, например, по итогам работы 2006 года министерством была определена лучшая риэлтерская организация. Сейчас Минюст проводит работу по определению лучшей риэлтерской организации в 2007 году. Основными требованиями, предъявляемыми к победителю, являются: неукоснительное соблюдение действующего законодательства, стремление обеспечить и защитить имущественные права граждан, положительные заключения по результатам проверок контролирующих органов, активное участие в разъяснении вопросов грамотного заключения сделок с недвижимостью и оказания риэлтерских услуг через средства массовой информации, отсутствие обоснованных жалоб граждан на работу организаций, соблюдение Правил профессиональной этики, стабильный кадровый состав, количество квалифицированных специалистов в штате организации. При определении победителя будет учитываться размер налоговых поступлений в бюджет относительно количественного показателя штатных сотрудников и совершенных сделок, также будут учитываться предложения и замечания потребителей.
Ранее обобщением работы риэлтерских компаний занималось РУП «Институт недвижимости и оценки». Кроме того, ежегодно подобные конкурсы среди агентств недвижимости, входящих в общественное объединение «Белорусская ассоциация «Недвижимость» (БелАН), которое объединяет в своих рядах лучшие столичные агентства недвижимости, проводит БелАН.
Грань вторая: информационные технологии. Современные специалисты по операциям с недвижимостью не похожи на маклеров минувшей поры. Сегодня к их услугам - специализированные межагентские компьютерные базы данных, позволяющие сводить воедино сотни предложений, подбирать требуемые варианты с учетом множества параметров, определять конкурентоспособную цену объекта. Современный агент черпает полноценную информацию о рынке недвижимости не из разговоров с коллегами или случайно попавших под руку публикаций, а регулярно посещая тематические сайты.
Поэтому, становясь клиентом одной фирмы, активно использующей современные технологии, продавец может рассчитывать на то, что информация об его объекте оперативно распространится среди цивилизованных профессионалов всего города, а покупатель - что у него появится широкий спектр предложений. Такой подход - результат осознания передовыми практиками рынка конкурентных преимуществ использования информтехнологий в обеспечении качественной и оперативной услуги.
Естественно, участие в информационном обмене предполагает вложение серьезных средств в техническое оснащение и подготовку специалистов. Это стратегия фирм, стремящихся к завоеванию ведущего положения на рынке и упрочению своей деловой репутации. Так что при первом контакте с той или иной компанией клиенту не мешает поинтересоваться, насколько ее офис обеспечен доступными для агентов компьютеризированными рабочими местами, подключенными к межагентским базам данных и иным Интернет-ресурсам, является ли фирма равноправным и ответственным участником информационного обмена.
Грань третья: общественная позиция. Руководители многих солидных фирм входят в ОО «Белорусская ассоциация «Недвижимость». Как правило, участие фирмы в деятельности общественной организации означает, что она приняла на себя "повышенные обязательства" перед потребителями по предоставлению риэлтерских услуг и своими коллегами по соблюдению принципов ведения цивилизованного бизнеса. Так, в частности, при возникновении разногласий между клиентом и агентством недвижимости, входящим в БелАН, клиент может обратиться в независимую примирительную комиссию. Ее члены - авторитетные, опытные директора агентств и юристы рассмотрят это обращение и вынесут свое решение. Три члена БелАН входят в Совет риэлтеров, работающий при Министерстве юстиции. Члены Белорусской ассоциации «Недвижимость» активно сотрудничают с государственными организациями, средствами массовой информации, предоставляя им информацию о развитии рынка недвижимости, коллегами из зарубежных стран и др.
Грань четвертая: развитая инфраструктура. Как правило, ситуация, когда риэлтер - и швец, и жнец, и на дуде игрец, не характеризует фирму с лучшей стороны, даже если непосредственный представитель ваших интересов - опытный специалист. С самого начала сотрудничества компания обязана обеспечить потребителя возможностью подробно проконсультироваться у юриста и нотариуса. Организацией такого ответственного этапа, как взаиморасчеты, должен заниматься высококвалифицированный специалист.
Грань пятая: сопутствующие услуги. Если потребитель хочет воспользоваться ипотекой, к его услугам должен прийти специалист, способный помочь выбрать среди программ нескольких банков наиболее подходящую и помочь оформить кредит. Кроме того, многие риэлтеры могут устроить экспертизу инженерно-технического состояния недвижимости, организовать составление и утверждение проекта перепланировки, перевести объект в нежилой фонд, помочь приватизировать квартиру, произвести оценочные работы и т.д. Настоящие профессионалы решают проблемы своих клиентов в комплексе, так что спектр дополнительных услуг риэлтерской фирмы - также хорошая визитная карточка.
Грань шестая: доброжелательность сотрудников и внимательное отношение к потребителям.
Мы перечислили основные критерии, по которым можно составить представление о том, насколько надежную и профессиональную фирму-партнера вы выбрали. Впрочем, "комплект" был бы неполным без внимательного отношения и доброжелательности сотрудников. Важно, чтобы профессиональный уровень и человеческие качества специалистов гармонично дополняли друг друга во благо клиентов любой компании - большой или маленькой.
А теперь немного о том, за что же мы платим риэлтеру. Продавец, обратившийся в агентство недвижимости, вправе рассчитывать на получение следующих услуг:
- адекватная оценка рыночной стоимости выставляемой на продажу квартиры;
- организация эффективной рекламной кампании и регулярный отчет о ее проведении;
- грамотная организация переговоров с потенциальными покупателями и показов;
- сбор всех необходимых для сделки документов;
- организация нотариального удостоверения сделки, обеспечения безопасных расчетов через банк, помощь в государственной регистрации, контроль за завершением сделки.
В случае если вы покупаете квартиру, может создаться иллюзия, что здесь риэлтер не очень-то и нужен. На самом деле агент должен будет проработать огромную массу информации, совершить десятки звонков, в итоге организовать наиболее подходящие просмотры. Не сомневайтесь, эта работа требует высокой квалификации, времени и сил, дабы клиент не тратил время на бесплодные экскурсии и разговоры по квартирам, которые заведомо ему не подойдут. После подбора подходящего варианта ваш риэлтер соберет и проверит все нужные справки, оценит имеющиеся риски и подготовит все к заключению сделки. При этом не стоит забывать, что все услуги агенства недвижимости оплачиваются после успешного завершения всей операции.
Елена МАСЛОВСКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
17 декабря 2007