Где в Беларуси жить хорошо
В нашей стране до сих пор успешность в развитии городов зависит не от усилий местной власти, а от административной системы распределения средств, которая построена в стране. Таков один из выводов исследования «Рейтинг городов Беларуси — 2008: условия развития человеческого капитала», проведенного Центром социально-экономических исследований CASE-Belarus. Об этом в комментарии «ЭГ» рассказал сотрудник Центра Дмитрий Бабицкий.
«В городах — далеких спутниках Минска наблюдается только недоразвитость сферы образования и связанный с этим отток молодежи. Пока этот процесс не привел к значительному отставанию в развитии городов-спутников, — полагает Д.Бабицкий. — Тем не менее создаются условия для появления «поясов бедности» вокруг столичной агломерации в будущем. Сама агломерация характеризуется высоким уровнем миграционного прироста, но в дальних сателлитах этот показатель ниже среднего по стране (исключение — г. Узда). Вероятно, последствия оттока людских ресурсов из этих городов могут проявиться спустя время».
Одной из целей проведенного исследования было определение мест на карте Беларуси, где созданы лучшие возможности расширения экономической активности на основе человеческого капитала. Выяснилось, что из областных центров наименьший потенциал для развития человеческого капитала у Гомеля, занявшего 20-е место в рейтинге из 134. Более высокие позиции Бреста и Гродно объясняются сравнительно более высокой степенью диверсификации их экономики и лучшими условиями для развития малого и среднего бизнеса.
Сегодня в Беларуси насчитывается 112 городов и 94 поселка городского типа. В рейтинг, составленный Центром социально-экономических исследований CASE-Belarus, включены все города и 22 городских поселка, являющихся районными центрами. В них проживает 70,2% населения Беларуси (6,854 млн. человек). При построении рейтинга оценка велась по следующим показателям: темп роста населения в городах с 1989 по 2006 гг., его миграционный прирост за 2005-2006 гг., среднемесячная зарплата; доля занятых на малых предприятиях от общего количества занятых; доля экономически активного населения, экологическая ситуация, транспортная доступность.
По мнению авторов исследования, Минск имеет не самый высокий потенциал качества жизни, уступая в рейтинге Заславлю, занимающему 1-е место. За ними в первой десятке оказались Фаниполь, Смолевичи, Логойск, Дзержинск, Брест, Гродно, Жодино, Столбцы. Далее следуют Могилев, Витебск, Молодечно, Кобрин, Новополоцк, Гомель, Жабинка, Ветка, Узда. В аутсайдерах — Давид-Городок, Хойники, Хотимск, Чашники, Быхов, Костюковичи, Туров, Вилейка, Кричев.
Рейтинг выявил, что концентрация промышленности необязательно обеспечивает городу лучшие условия развития человеческого капитала. Так, 5 из 18 крупных промышленных центров оказались во второй половине рейтинга. Исследование свидетельствует, что уровень развития городов с монопроизводством напрямую зависит от конъюнктуры на зарубежных рынках градообразующего предприятия. Здесь в ряду успешных Жодино, Новополоцк, Солигорск, Жлобин, Мозырь.
Все 18 промышленных центров Беларуси характеризуются низкой долей занятых на малых и средних предприятиях, что говорит о недостаточной диверсификации экономики этих городов в сравнении с Минском и областными центрами. Здесь из общего ряда выделяются только Жодино и Молодечно, у которых риски диверсифицированы благодаря близости к столице и расположению на транспортных магистралях.
Для Беларуси характерен высокий уровень развития крупных административных центров: все 6 областных центров вошли в первую двадцатку рейтинга. Преимущество крупных административных центров объясняется прежде всего эффектом инерции советской региональной политики, направленной на создание территориальных точек роста. В таких городах находятся промышленные гиганты, крупные учреждения образования, органы территориального и отраслевого управления. Областные центры имеют приоритет при распределении финансовых потоков и формировании местных бюджетов.
«В Беларуси одна из самых больших в мире доля госбюджета в ВВП и доля занятых в госсекторе. Финансовые ресурсы распределяются административным путем по критерию территориальной иерархии (столица — областные центры — районные центры) и отраслевой (концерн — производитель конечной продукции — изготовитель комплектующих и материалов). Именно поэтому в первую двадцатку рейтинга вошли населенные пункты столичной агломерации, областные и крупные промышленные центры, где выпускается конечная продукция, ориентированная на экспорт», — рассказал Д.Бабицкий.
Позитивный эффект дает близкое расположение крупных промышленных и административных центров: Полоцк и Новополоцк, города-сателлиты Гомеля — Ветка, Буда-Кошелево, сателлиты Бреста — Жабинка и Кобрин, Ляховичи — спутник Барановичей, который даже опережает его в рейтинге (29-е и 46-е место соответственно).
Хорошую динамику развития демонстрируют города-спутники Минской агломерации, расположенные в радиусе до 100 км: Заславль, Фаниполь, Смолевичи, Логойск, Дзержинск. Далекие спутники Минска — Жодино, Столбцы, Узда, Молодечно, Марьина Горка, Червень, Борисов — также занимают высокие места в рейтинге.
Рейтинг позволяет очертить проблемные и потенциально проблемные группы городов, на которые следует обратить внимание при формировании государственной политики развития регионов, считает Д.Бабицкий. Среди них — промышленные центры с низкой конъюнктурой производимой продукции, плохим состоянием окружающей среды и недоразвитой социальной инфраструктурой.
Особого внимания требуют также города Чернобыльской зоны и близкие к ней, а также малые и средние города, которые занимают низкие позиции в рейтинге.
По мнению Д.Бабицкого, сопоставление результатов рейтинга и списка городов, которые Государственная программа развития регионов относит к проблемным, говорит о том, что есть возможности оптимизации расходов этой госпрограммы, так как в ней запланированы финансирование инвестиционных проектов и предоставление льгот городам, в которых условия развития значительно лучше, чем средние по стране (Дзержинск, Фаниполь, Смолевичи). Поэтому значимым элементом эффективной региональной политики в первую очередь должны стать система мониторинга социально-экономического развития регионов и городов, постоянный обмен информацией между органами центральной и местной власти, а также законодательные механизмы реагирования на возникшие региональные диспропорции.
Антон ПИЩИК
Экономическая газета
3 апреля 2009