Европейская столица с пока провинциальным имиджем
Даже при строительстве престижных зданий в центре Минска инвесторы руководствуются в первую очередь не соображениями значимости, эстетики, перспективности вложений, а принципом сиюминутной экономии. При таком подходе Минск очень не скоро станет европейской столицей. Отдельные вкрапления современных зданий не меняют общей довольно удручающей картины. Между тем именно затраты на эстетику и архитектурный облик способны принести существенную финансовую отдачу, убежден директор частного проектного унитарного предприятия "ТМ-7" А.З.ЦЕЙТЛИН.
- Анатолий Зиновьевич, сегодня довольно широко распространено мнение, что Минск становится современным европейским городом. Его разделяют не только чиновники, но и многие жители столицы. Однако архитекторы на эту тему, как правило, либо не высказываются, либо их точка зрения заметно отличается от официальной. Каково ваше отношение к этой проблеме?
- Попробую быть объективным, хотя там, где речь идет о творчестве, вкусах, стилях и т.д., - это весьма сложная задача. Тем не менее есть вещи, достаточно очевидные. Например, то, что современная архитектура - это симфония света и цвета, воплощенная прежде всего в стекле. В Нью-Йорке, Дубаи, Париже, Стокгольме, Москве - на любых широтах и в рамках любых национальных школ архитектуры фасады элитных зданий, как правило, реализуются в витражах. В облике Минска стекло по прежнему остается, скорее, исключением, чем правилом. Даже центр города застраивается огромными торговыми комплексами, административными зданиями с использованием самых дешевых отделочных материалов, и эту безликость, эту серость потом пытаются ярко раскрасить, словно архитектура - настенные рисунки. Но Мавзолей никогда не был бы Мавзолеем, если бы его построили из силикатного кирпича! Можно соблюсти пропорции, придать зданию современные формы, но если не заложены прогрессивные конструктивные материалы, объект все равно будет выглядеть убого.
Второй безусловный признак современного города - многоэтажные здания. В последнее время они появляются даже в исторических кварталах европейских городов и прекрасно в них вписываются. В Минске, согласно пожарным нормам, не могут возводиться общественные здания выше 16 этажей и жилые - выше 25. Правда, недавно мы получили разрешение на строительство 26-этажного жилого дома, где на последних этажах в двух уровнях разместятся пентхаузы. Насколько мне известно, недавно МЧС согласовало проекты двух административных зданий по 25 этажей, но при этом сделано столько оговорок, что инвестор может отказаться от идеи их строительства.
Позиция МЧС относительно ограничений высоты зданий абсолютно оправданна: у нас нет современной противопожарной инфраструктуры. Но если мы говорим о Минске как о европейской столице, то давайте ее создавать, пока же для этого ничего не делается. А современный европейский город без высотных зданий.., извините, не понимаю.
- И все же так ли мы богаты, чтобы гнаться за модой на небоскребы? Тем более, что незастроенных пятен хватает даже в центре Минска.
- А кто сказал, что построить одно здание в 50 этажей дороже, чем два по 25? У нас же нет опыта такого проектирования. Расчеты, которые мы делаем в базисных ценах, перемножаемых потом на индексы, не дают реального представления о цене вопроса. Поэтому и бизнес-планы у нас - чаще формальность, чем рабочий документ. Повторяю, рост города вверх сдерживает исключительно неразвитость противопожарной инфраструктуры. Да, ее создание - удовольствие не из дешевых, но пришло время либо решать эти проблемы, либо смириться с тем, что мы - европейская провинция.
- Фасады из стекла не проектируются, видимо, тоже по причине их высокой стоимости?
- Скорее, думаю, из-за неумения считать. Если здание оказывается архитектурным шедевром, то его рыночная цена может повыситься в разы, а то и на порядок. К сожалению, все устремления наших инвесторов сегодня сводятся к одному: построить большой объем, затем сдать в аренду или продать, получив несколько десятков процентов прибыли. Поэтому на тендерах выигрывает тот, кто предлагает низкую цену, никто не интересуется качеством. Недавно я побывал в Дубаи. Как ни странно, там нет главного архитектора города, но ни один инвестор не поставит в центре примитивную коробку, он же понимает, что нельзя уронить свой имидж. Когда я иду по минским улицам и вижу "достижения" современной архитектуры, мне очень хочется спросить авторов (разумеется, не архитекторов, а заказчиков): понимают ли они, что если через 5-10 лет на этом же пространстве появится несколько действительно приличных зданий, то их "саркофаг" утратит всякую привлекательность, станет почти ничего не стоящим памятником примитивизму и неразумной скаредности?
Как ни странно, интересные проекты сегодня чаще реализуются за бюджетные деньги. Помните, каким событием стало открытие нового физфака БГУ? Заказчик не поскупился на импортные отделочные материалы и здание буквально "заиграло". Можно привести и другие примеры. Видимо, чиновники, в отличие от частных инвесторов, все же умеют мыслить по-государственному. Хотя, конечно, появляются и частные инвесторы, для которых "престиж родного города" - не пустой звук. Мне очень нравится, например, здание Александр-пассажа напротив Национальной библиотеки. Его заказчики явно не разбрасывались деньгами, однако все необходимые вложения были сделаны, и это сразу чувствуется. Нашей мастерской на таких умных партнеров пока, к сожалению, не везло.
- Архитектурные достоинства, равно как и качество массового жилищного строительства, невысоки тоже по причине тотальной экономии средств?
- Экономия средств - один из факторов, причем я бы даже не сказал, что главный. На первое место, скорее, следует поставить кадровую проблему. Она существует на всех этапах строительства. В мастерской мы работаем в составе "я и молодежь", проектировщиков самого продуктивного, среднего возраста нет вообще. Вторая проблема - перегрузка и спешка. После того как стоимость проектных работ по объектам жилой недвижимости нормативно ограничили, их рентабельность упала до нескольких процентов. Чтобы получить прибыль, проектные организации вынуждены браться за объемы заказов, для них непосильные. Результат понятен. Наконец, есть одна "рукотворная" проблема, связанная с существующими у нас правилами сдачи объектов в эксплуатацию.
Во всем мире дома сдаются "под ключ" - т. е. полностью готовыми, заезжай и живи. Это правило мы хорошо усвоили. Но при этом забыли, что нигде нет штурмовщины, нет такой отчаянной борьбы за экономию, зато существуют очень гибкие отношения между заказчиком и проектировщиками. Поясню по пунктам.
Если покраску фасадов не откладывать до лета, а выполнять в декабре, то через полгода работу гарантированно нужно переделывать. Но больше всего бед, конечно, от нашей затратной экономии. Простой пример. На Западе для нужд строителей сбоку здания устанавливаются специальные грузовые лифты. У нас все возят на пассажирских, поэтому к моменту сдачи дома они уже разбиты и искорежены так, что нуждается в серьезном ремонте. Сэкономили.
Отделочные материалы в домах для очередников используются белорусского производства - как более дешевые. Но очередники - тоже люди, они хотят жить в комфортных условиях, современных интерьерах. Переделки при этом растягиваются на годы. А сколько работы выполняется впустую. Переделывают в кухне потолок - пожарную сигнализацию - долой. Меняют стальную ванну - отрывается и больше не восстанавливается заземление. Когда-то ломали и перегородки, теперь законодательно разрешено изменять планировку жилого помещения по желанию жильцов. Таким же образом надо подходить и к отделке, учитывать их пожелания уже на стадии проектирования. Те дополнительные затраты, которые при этом возникнут, будут на порядок меньше потерь, связанных с переделками.
Начать же надо хотя бы с упразднения при сдаче дома некоторых финальных операций. Какой смысл красить стены, если рядом строятся другие дома, по незаасфальтированным улицам и дворовым территориям ездят автомобили, поднимая облака пыли, покрывающей свежевыкрашенные стены? Зачем красить лестничные клетки и пролеты, если в квартирах продолжается отделка, носят мебель и стройматериалы?
Лозунг сделать Минск цивилизованным городом, по-настоящему европейской столицей - безусловно, правильный, притягательный, зовущий. Надо только понимать, что мало навести на улицах порядок, подстричь деревья, уложить тротуарную плитку. Даже несколько интересных в архитектурном отношении зданий не создадут современной городской среды. Европейскими должны стать правила градостроительной деятельности, поднимающие на необходимую высоту планку требований ко всем участникам строительства.
Цейтлин Анатолий Зиновьевич. ул. Дмитрова, 5. Тел.: 650 87 90
Директор
май 2007