Променад “по Марксу”
В середине ХХ века, когда автомобили уже заполонили городские дороги, у архитекторов появилось такое понятие, как «пешеходная зона». В европейских столицах создание пешеходных улиц стало модным, актуальным и востребованным. Минские градостроители решили сделать и у нас нечто подобное — преобразовать в пешеходную улицу Карла Маркса.
Первоначальный проект глобальной реконструкции улицы Карла Маркса на макетах поражал размахом и красотой. Но, как оказалось, затрагивал интересы сотен минчан: чтобы модернизировать улицу, нужно было освободить несколько жилых домов. Чтобы не нарушать права жителей, проект дважды меняли и дополняли. Каким же он стал, чего можно ждать на Маркса в обозримом будущем? Выясняла и сравнивала журналист «ВМ».
По тихой улочке…
Особой атмосферы и колорита города можно добиться своеобразными дизайнерскими «фишками». А так как территория городов с солидным «возрастом» весьма ограничена, а центр, как правило, уже застроен, эти «фишки» должны быть максимально функциональными. Таким элементом вполне может стать пешеходный маршрут. Подглядеть примеры есть у кого — во Франции свой «Большой Париж» со специально запроектированным пешеходным пространством. Размахом в этом направлении поражают Барселона, Роттердам, Каунас, Вильнюс… Их пешеходные зоны неразрывно связаны с историей стран и городов, тем они оригинальнее и привлекательнее. Кроме всего прочего, на пешеходных улицах всегда много туристов, это хороший способ пополнения городской казны.
Условия выполнят
Очевидный принцип пешеходных зон — возможность совершать променады, не шарахаясь от автомобилей, — вовсе не значит, что он единственно важный. При создании пешеходных улиц нужно учитывать целый ряд условий. Во-первых, так как эти маршруты, как правило, прокладывают в исторической застройке города, вмешательство в структуру улицы, квартала должно происходить точно и осторожно. Во-вторых, стремясь сделать зону привлекательной для туристов, необходимо учитывать, что она выполняет не только коммерческую функцию, но и культурно-развлекательную, игровую, представляет собой практически музейно-выставочный комплекс. В-третьих, нужно думать о жителях домов, которые находятся на пешеходной улице. Вряд ли кому-то придется по душе ночной шум подгулявшей молодежи. Участок Карла Маркса от улиц Володарского до Комсомольской выбрали для реконструкции с преобразованием в пешеходную зону не случайно. Бывшая Подгорная связывает железнодорожный вокзал и центр города, отличается красивой старинной архитектурой. Как и предыдущий, новый проект предусматривает реставрацию фасадов и удовлетворяет всем перечисленным выше требованиям. Правда, ради достижения этой цели пришлось отказаться от нескольких весьма симпатичных зданий. Например, стеклянного пассажа. По задумке проектировщиков он должен был соединить дом № 17 и новое здание, построенное вместо гаражей. Оба дома собирались оформить в стиле 50-х годов. Внутри пассажа хотели разместить рестораны, кафе и магазины.
Три этапа совершенства
Согласно новому проекту реконструкция будет делиться на три пусковых комплекса. В первом архитекторы предлагают во дворе жилых домов № 12/13 по проспекту Независимости и № 15 на Володарского построить ограждение и устроить выставку-продажу художественных произведений. Старые боксовые гаражи во дворе домов № № 9, 19/7 на Карла Маркса и № № 17, 15, 12/13 по Володарского снесут. Проведут реконструкцию трансформаторной подстанции и построят новый подземный паркинг на 22 машино-места и открытую автостоянку. Встроенные помещения на первом этаже здания № 17, что на Маркса, перепрофилируют для мини-маркета, артгалереи и блинной. Перед Дворцом шашек запроектировано благоустройство и приспособление открытых площадок для летнего отдыха. Когда завершится полное благоустройство и озеленение территории первого пускового комплекса, начнутся работы по второму. В планах — обустроить первый этаж здания № 8/21 на Карла Маркса для размещения магазина картин и антиквариата, ювелирного салона, магазина косметики. Здесь также появятся отделение банка, кофейня и кондитерская. В доме № 21 на этой же улице на цокольном этаже будет находиться салон красоты и интернет-клуб, а на первом — молочный бар, детское кафе, пивной паб. Место здания Белорусского видеоцентра № 12а займет бар, рассчитанный на 106 посетителей, а здания гаражей КУП УКС Мингорисполкома — бар на 40 посадочных мест.
Третий пусковой комплекс завершит реконструкцию и модернизацию улицы, пройдет благоустройство территории домов № № 21 и 21а на Карла Маркса.
Пусть и не за счет новых грандиозных сооружений, а с помощью наружной отделки, но столичные архитекторы все-таки добавят столичной пешеходной улице шарма. Будет использован прием цветового зонирования при мощении дорожек, а также разноцветная вечерняя подсветка. Наружную и внутреннюю отделку выполнят с помощью современных материалов и технологий. Для людей с ограниченными возможностями построят специальные лифты, санузлы, пандусы. Для технического транспорта, пожарных машин и машин скорой помощи предусмотрены подъезды.
Автор: Ирина Санкевич.
Вечерний Минск
05 Июнь 2009