Сколько будет центров Минска?
Уже практически два года идет работа над корректурой генерального плана развития столицы до 2030 года. С 2003-го, когда Президентом страны был утвержден действующий генеральный план, произошли большие изменения в экономике страны, в стратегии социально-экономического развития. В итоге, потребовалась разработка нового генерального плана. Каким же будет этот документ? И какой в его свете станет наша столица в предстоящие два десятилетия? Об этом нам рассказал руководитель творческого коллектива разработчиков корректуры генерального плана Александр Акентьев (КУП «Минскградо»).
Прежде чем говорить о дне завтрашнем, сделаем маленький экскурс в историю города. До войны в Минске проживали всего 270 тысяч человек. После Великой Отечественной в столице оставалось намного меньше жителей. А уже в 1972 году город преодолел миллионный рубеж! То есть за 30 лет население столицы увеличилось в четыре раза. Такое явление можно назвать феноменом.
И еще одна цифра — за послевоенные годы в городе построено 30,5 млн. кв. метров жилья (весь жилой фонд сейчас составляет 35 млн. кв. метров). А теперь представьте, что к 2030 году его планируется удвоить! И на это отводится немногим более 20 лет. Сверхзадача!
Расширяем городскую черту
Очевидно, что запланированный рост объемов жилищного строительства потребует новых территорий для размещения городской застройки. А надо сказать, что Минск — очень компактный город. По площади он занимает совсем небольшую территорию — всего 306 квадратных километров, что в расчете на одного жителя почти вдвое меньше, чем в Киеве и Риге, в 2,5 раза меньше Варшавы и в 4,3 раза меньше Вильнюса. Так вот, к 2030-му планируется, что наша столица расширится до 542 кв. километров за счет земель Минского района и перспективная городская черта пройдет по границам 16 пригородных населенных пунктов: Лесковка и Колодищи, Привольный и Обчак, Гатово и Мачулищи, Прилуки и Богатырево, Озерцо и Волчковичи, Таборы и Хатежино, Ратомка и Семков Городок, Большевик и Дроздово. По словам Александра Акентьева, эти границы станут предельными для компактного территориального развития Минска, поскольку располагаются в оптимальной часовой доступности центра горожанам, если ехать общественным транспортом. То есть дальше расширяться столице уже нецелесообразно, ибо это будет некомфортно для жителей, а более эффективным станет развитие городов-спутников. Но это дело более далекой перспективы.
Европейская столица
Чтобы обеспечить достижение европейского уровня развития, в белорусской столице потребуется существенное наращивание потенциала центров политики и бизнеса, науки и культуры, спорта «высших» достижений и медицины. Не менее важным является развитие двух трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров: реконструкции и модернизации «коридора №9» на направлении автомагистрали Берлин — Москва и строительству «коридора №9Б» на направлении Украина — страны Балтии, проходящих с южной стороны г. Минска. Благодаря этим транспортным коридорам, с одной стороны, будет значительно увеличен масштаб международных связей города, а с другой — исключена угроза появления в городе огромных транзитных потоков всех видов транспорта. Кроме того, это позволило запланировать на въездах в город со стороны трансъевропейских магистралей строительство трех крупных логистических центров, что защитит уличную сеть Минска от движения крупнотоннажного грузового транспорта.
Новые магистрали
Чтобы Минск эффективно функционировал как центр расселения республики, количество радиальных городских проспектов на связях «столица — города республики» увеличится до 10. Сейчас эти функции выполняют 8 магистральных улиц в направлении четырех областных центров — Бреста, Витебска, Гродно и Могилева и четырех районных городов — Борисова, Молодечно, Мяделя и Слуцка. По скорректированному генплану к ним добавятся еще два. Одна магистраль пройдет по ул. Маяковского через Лошицу и свяжет столицу с Гомельским направлением. Пока оба потока движения на Гомель и Могилев с перегрузкой обслуживаются Партизанским проспектом и разделяются далеко за пределами Минска. Другая новая столичная магистраль запланирована на восточном продолжении ул. Ваупшасова напрямую к Национальному аэропорту «Минск-2» с пересечением трансъевропейской магистрали на Москву. Сюда направится большая часть московского потока движения, что позволит снизить загрузку проспекта Независимости.
Значительная часть зарубежного потока пойдет в столицу по ул. Кижеватова, поскольку пересечение трансъевропейских автомагистралей на подходах к Минску совпадает со Слуцким направлением.
Чтобы обеспечить жителям всех районов города прямые связи с центром, в дополнение к 10 главным проспектам генеральным планом запланирована реконструкция и новое строительство 13 радиальных общегородских магистралей.
Достижение равномерной нагрузки всех радиальных улиц и защита центра от транзитного движения невозможны без создания распределительной кольцевой магистральной сети города. Сегодня такие функции в полном объеме выполняются только Минской автомобильной кольцевой дорогой (МКАД).
Согласно генеральному плану в городе предстоит достроить первое и второе транспортные кольца, фактически построить третье и в полном объеме обустроить четвертое — МКАД.
Если расширить тему транспортного развития города, то можно привести такие цифры: к 2015 году потребуется строительство и реконструкция 95 километров городских улиц и около 25 транспортных путепроводов и развязок. Дальнейшее развитие получат все виды общественного транспорта, а протяженность метро к 2030 году составит 56 километров.
Наряду с освобождением в скором будущем города от воздушного транспорта (вынос аэропорта «Минск-1» и авиаремонтного завода) запланирован вынос на периферию города объектов грузового железнодорожного транспорта, в т.ч. сортировочных станций и вагоноремонтного завода. Освободившийся потенциал железнодорожных объектов и коммуникаций будет использован для организации внутригородского и пригородного пассажирского движения, для формирования общественных транспортно-обслуживающих комплексов и сооружения европейской высокоскоростной железнодорожной магистрали «Восток-Запад».
Столице нужна зеленая защита
Так сложилось, что основные лесные массивы подходят к городу с восточной и северо-восточной сторон. Между тем у нас преобладают северо-западные и юго-западные ветры. Поэтому именно с этих направлений и поступает в Минск воздух. И чтобы он был чистым, обогащенным кислородом, за пределами городской черты столице необходимо иметь хорошую защитную зону в виде лесов. Конечно, это задача для будущих поколений. Но разработчики генплана заложили в модели развития города такие экологические параметры уже сейчас. И надо сказать, что это также новый подход, которого не было в предшествующих генпланах.
А вот про что можно сказать с уверенностью, так это про то, что дальнейшее развитие получит водно-зеленый диаметр города, Лошицкая и Слепянская водно-зеленые системы со строительством новых городских и районных парков, которые появятся на площади более 2500 гектаров. В итоге доля территорий городского природного комплекса увеличится в Минске с нынешних 18 до 29 процентов.
Здесь, обращаясь к будущему, всем минчанам важно помнить, что мы живем на Минской возвышенности с малым водосборным потенциалом и что город наш стоит на берегах малой речки Свислочи, а живет у большой воды реки-донора Вилии. Поэтому только от нашей культуры и бережливости будет зависеть сохранение уникальной природной красоты Минска и его экологического богатства.
Другие новые подходы
Предполагается, что многие производственные предприятия, находящиеся в городе, особенно в центральной его части, сменят адрес. А те, которые останутся, должны иметь минимальную санитарно-защитную зону, то есть минимальное воздействие на окружающую среду. Как это будет реализовано в деталях, сказать трудно, но первые шаги в этом направлении уже делаются, и в ближайшее время ряд городских предприятий поменяют свое местонахождение.
Поскольку предстоит активно застраивать новые территории, то и в самом городе под жилую и гражданскую застройку будут максимально востребованы все площади, которые пока используются неэффективно. Если по действующему генплану в границах МКАД предусматривалось частичное сохранение и даже небольшие объемы нового усадебного строительства, то по корректуре принят другой подход — максимальная реконструкция территорий усадебной застройки. Это значит, что часть такой застройки пойдет под снос и на ее месте появится многоэтажное жилье. Однако если в пределах кварталов преобладают хорошие современные коттеджи, а не старые дома, то такие кварталы могут сохраняться. Если же в квартальной застройке расположено в основном ветхое жилье, его судьба предрешена. Градостроительная реконструкция также затронет территории малоэтажной и низкоплотной многоэтажной жилой застройки, а также освободившиеся производственные территории.
В будущем в Минске планируется формирование трех столичных подцентров: спортивно-развлекательного — в районе комплекса «Минск-Арена» по пр. Победителей, где будет много объектов такого профиля, культурно-развлекательного — в районе Национальной библиотеки по пр. Независимости и делового центра «Минск-Сити» — в районе бывшего аэропорта «Минск-1». Наращивание столичных функций создаст надежный фундамент развития Минска как центра туризма европейского уровня.
Пространственное развитие Минска, формирование его градостроительного и архитектурного образа и в будущем будет строиться на принципах преемственности и сохранения историко-культурного наследия города.
Автор: Ольга Жарина
Вечерний Минск
03 Март 2009