Быть ли турникетам в городском транспорте?
Уже довольно давно ходят разговоры о том, что в белорусской столице по примеру Москвы в коммунальном транспорте столицы на входе в салон появятся контролирующие оплату проезда устройства. Однако ясности в этом вопросе со временем больше не становится. Вот и наши читатели задают уточняющие вопросы. “Правда ли, что в городском автотранспорте скоро будут устанавливать турникеты?” — интересуется Николай Володько. Этот вопрос мы переадресовали директору ГУ “Столичный транспорт и связь” Валерию Шкуратову. Вот его мнение:
— Установка турникетной системы имеет ряд недостатков. Во-первых, из-за увеличения времени посадки пассажиров увеличится и время поездки на 10—20 процентов. Сохранить прежний интервал движения удастся только на отдельных маршрутах с малым пассажиропотоком. Для компенсации объемов перевозок потребуется дополнительное количество подвижного состава, а мы не можем это себе позволить — дорого. Во-вторых, каждый автобус и троллейбус необходимо оборудовать турникетной системой, которая будет регистрировать входящих и выходящих пассажиров и сообщать эти данные водителю. Стоимость установки 1 комплекта около 7500 долларов США. Кроме того, появится необходимость произвести замену существующих проездных документов, заменив их транспортной бесконтактной картой. Сейчас идет опытная эксплуатация таких карт в Минском метрополитене, и по ее результатам будет дано заключение о возможности такого перехода и ее экономической целесообразности.
Турникетная система в общественном транспорте внедрена в Москве. Реализация этого проекта позволила московским транспортникам увеличить сбор платы за проезд на 50 процентов при снижении объемов перевозок на 15—20 процентов, компенсировав это уменьшение перевозок за счет метрополитена и частного пассажирского транспорта.
Главное достоинство турникетов в том, что они дают 100 процентов сбора платы за проезд и никакая другая система не может быть столь эффективной. И все расходы по установке турникетов будут, конечно, оправданы.
Для всестороннего изучения опыта внедрения автоматизированной системы контроля и оплаты проезда в пассажирском общественном транспорте будет создана рабочая группа, которая и даст оценку опыта ее внедрения в СНГ и Европе.
Существующая ныне у нас система контроля оплаты проезда представлена в виде созданной в КУП “Минсктранс” контрольной службы, в состав которой входит 116 ревизоров. Кроме того, контроль осуществляют кондукторы и водители на конечных остановках маршрутов.
За январь—февраль этого года контрольной службой проверено 64 тыс. единиц подвижного состава. Оштрафовано на месте за безбилетный проезд 9222 пассажиров. Общая сумма штрафных санкций, наложенных на “зайцев”, составила 65,102 млн. руб.
Для увеличения сбора выручки и усиления контроля оплаты проезда продолжается работа по увеличению штата кондукторов на автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутах. В начале этого года в штате КУП “Минсктранс” работали 787 кондукторов. К слову, и этого количества людей недостаточно.
Известно, что не все пассажиры чтут закон и вовремя оплачивают проезд. Этот факт является прямым следствием недостаточного воспитания. Да и меры воздействия на безбилетников оставляют желать лучшего. В Германии, например, “зайцев” наказывают огромными штрафами, в Греции размер штрафа составляет 30 евро, а у нас штраф — всего лишь 7000 рублей. Размер этого денежного наказания вряд ли может заставить человека стать законопослушным.
Количество контролеров у нас пока не увеличено — не очень-то идут люди на эту работу, водителей и контролеров по-прежнему не хватает. Если бы контролеров было достаточно, возможно, необходимость внедрять турникеты отпала бы, работали бы по старому.
Однако, учитывая существующее положение дел, можно сделать вывод, что действующая система оплаты и контроля проезда все же требует доработки, поскольку она в основном связана с человеческим фактором, а значит далеко несовершенна.
Автор: Нина Прокопчик
Вечерний Минск
24 Июль 2008