Куда завезет городская электричка?.
Специалисты УП "Минское отделение Белорусской железной дороги" рассказали корреспонденту TUT.BY о том, какие изменения уже в этом году ждут железнодорожную ветку на участке Минск-Пассажирский - Ждановичи и как они связаны с проектом городской электрички.
Для белорусов – финский вариант
Ежедневно, без остановок на станциях и без единого пассажира в вагонах в направлении Бреста и обратно проносится железнодорожный состав. Это не “поезд-фантом”, как вы могли подумать. Просто электричке Stadler нужно пройти обкатку, две с половиной тысячи километров "вхолостую", прежде чем приступить к перевозке пассажиров.
Слухи о том, что в Минске появится городская электричка, ходили несколько лет. В этом году даже скептикам стало очевидно: процесс пошел. В минском мотор-вагонном депо к настоящему времени уже стоят два состава для городских линий. Третий – на подходе. Всего белорусская железная дорога заключила со швейцарской фирмой Stadler Bussnang AG контракт на поставку десяти подобных электропоездов. Такие же трудятся на пассажирских перевозках в Финляндии и Венгрии.
- В этих электричках – современные надежные асинхронные тяговые двигатели мощностью 500 кВт. Разгон у них в два раза быстрее, чем у наших электричек. Надежное торможение. Кузов полностью сделан из алюминия, стоят современные стеклопакеты. Электричка адаптирована к условиям нашей зимы. В салоне - хороший дизайн. Предусмотрены подножки выдвижные для платформ разной высоты: и 550, и 200 миллиметров, – описывает приобретение Иван Грибанов, замначальника отделения по локомотивному и вагонному хозяйству УП "Минское отделение Белорусской железной дороги". – Пассажировместимость электричек, которые пойдут по городским линиям, – 578 человек, у межрегиональных – 536. В каждом поезде – туалет. Выдерживаются нормы безбарьерной среды.
Фото: Снежана Инанец
Заметим, что иные горожане уже, хотя бы визуально, новинку смогли оценить. Пару недель назад городская электричка стояла на 22-м пути станции "Минск - Пассажирский". Прибывавшие на соседнюю платформу пассажиры не уставали удивляться симпатичным вагонам.
Стоимость каждого состава – 6 млн евро. Плюс, затраты на обслуживание. Правда, первые два года сервисное и гарантийное обслуживание будет производить швейцарская сторона.
Необходимо отметить, что новые электропоезда в управлении не сложнее, чем те, с которыми наши железнодорожники знакомы давно.
- Управление Stadler можно сравнить с управлением автомобиля с автоматической коробкой передач: проще, чем с механической, но учиться тоже надо, - говорит Иван Грибанов. - Вот и учимся. Три наших машиниста недавно прошли обучение в Венгрии, сейчас, уже в Беларуси, еще 16 человек. Со следующей недели начнут приезжать зарубежные специалисты – будут учить наших ремонтников обслуживанию.
На ближней станции сойду
Железнодорожники обещают, что с 1 июня три новых состава будут обкатывать уже с пассажирами, по маршруту Минск - Заславль. А с августа они начнут работу в режиме городской электрички, до Ждановичей. К слову, остановки у нее будут следующие: ст. "Минск-Пассажирский" – ст. "Минск-Северный" (рабочее название) – о.п. "Масюковщина" – о.п. "Лебяжий" – "Ждановичи". Более 11 километров между крайними точками состав будет преодолевать за 15 минут.
Ранее в планах железнодорожников было устроить дополнительный остановочный пункт “Пушкинский”, однако градостроители от такого шага удержали – не время. Кроме того, уже в этом году закроется для всех электропоездов (в том числе не только электричек городских линий) остановочный пункт "Радиаторный". Геннадий Лебедев, главный инженер УП "Минское отделение Белорусской железной дороги" объясняет, почему:
- Там находится мотор-вагонное депо, стоит электрический подвижной состав. И людям, чтобы попасть на остановку с улицы Тимирязева, нужно идти через предприятие, что неправильно. К тому же городской транспорт от остановки расположен довольно далеко, да и пассажиропоток на "Радиаторном" невелик.
Зато станцию "Минск - Северный", остановочные пункты "Лебяжий" и "Масюковщина" железнодорожники намерены усилить.
С апреля на станции "Минск-Северный" начнутся работы по строительству подземного пешеходного перехода, а значит, придется снимать рельсы и закрывать для движения некоторые пути. К июню железнодорожники обещают открыть одну платформу из двух, другую – к августу. Предполагают, что станция должна иметь большое значение для города, потому что неподалеку – станция метро "Молодежная", торговый центр "Корона". Будет поблизости и проектируемая автостанция.
К концу нынешней недели планируют закончить работы на платформах "Масюковщины" и "Лебяжьего". В конце марта электрички на этих станциях пойдут по второму пути, а первый закроется, чтобы можно было продолжить строительство пешеходных тоннелей.
На остановке "Лебяжий" будут два тоннеля с выходами на платформы, на остановке "Масюковщина" – один, который пройдет под улицей Тимирязева и выйдет на улицу Лынькова, с выходом на платформу. Здесь, считают железнодорожники, охотников ездить на городской электричке тоже должно набраться. Тем более что в Масюковщине есть транспортное кольцо на улице Матусевича, а к остановочному пункту "Лебяжий" вскоре тоже подтянется ближайшее кольцо городского транспорта.
Идет большая стройка на станции "Ждановичи", где также построят подземный пешеходный тоннель. Он будет соединен с тоннелем, который идет под улицей Вокзальной, так что пассажиры смогут безопасно проходить под всеми путями. На станции уже построена и действует одна платформа, строятся еще две. Возводится и новое пассажирское здание.
Третий путь в помощь
Одним словом, небольшой отрезок "железки" захватили большие перемены. Кроме того, железнодорожники строят еще и третий путь. Полностью его строительство хотят завершить к концу года.
- Не сильно ли дорогое удовольствие: из-за городской электрички "перекраивать" станции, достраивать целый путь, реконструировать те два, что есть? – спрашиваем.
- Мы бы и так не обошлись без затрат. Контактная сеть, устройства сигнализации, железнодорожная автоматика отслужили свое, требуют замены. Ведь электрификация на участке Минск - Олехновичи когда-то стала самой первой в Беларуси и работает уже порядка сорока лет. Так что здесь просто сбежалось все: и плановая модернизация, и новый проект. Да и молодечненское направление само по себе напряженный участок: много поездов, плюс городская электричка. Два пути с такой загрузкой не справятся, – рассказывает Геннадий Лебедев. – К тому же сейчас у нас направление движения по этим путям строго одностороннее. После реконструкции автоблокировки по ним можно будет ездить в обоих направлениях на всем протяжении до Ждановичей. Значит, и пропускная способность значительно увеличится.
Интересный момент: в зависимости от особенностей рельефа и наличия места третий путь будет проходить то по левую, то по правую сторону от двух старых.
Целевая аудитория
- Городская электричка рассчитана прежде всего на тех людей, которые будут жить в районах Лебяжий, Масюковщина, Каменная горка. Надеемся с ее помощью разгрузить другие виды транспорта, например метро. Сам живу в Сухарево, и, когда попадаешь по утрам на станцию метро "Каменная горка", видишь море народу. Так что, я думаю, городская электричка будет востребована, - считает главный инженер. – И дачникам она поможет. Кстати, а ведь те пассажиры, которые едут на далекие расстояния, порой недовольны, мол, "электричка останавливается у каждого столба". И ведь это правда: под Минском расстояние между остановками порой полтора-два километра – не успел поезд разогнаться, сразу останавливаться. Внедрение нового формата пассажирских перевозок позволит решить такие проблемы.
Есть вопросы
Меж тем вопросов остается достаточно. Начиная от стоимости билета на городскую электричку, которая, по словам железнодорожников, сейчас "разрабатывается и согласовывается". Есть данные, что она будет сопоставима со стоимостью поездки в маршрутном такси.
Планируется, что купить билет на Stadler можно будет в кассах Белорусской железной дороги, а также в специальных автоматах. Их планируют разместить на остановочных пунктах по линии движения городской электрички. В каждом составе электрички проверять наличие проездных билетов будет ревизор.
Влиять на популярность городской электрички будет и интервал. Специалисты минского отделения железной дороги считают возможным сделать его порядка 10 минут. Но, говорят, "пока застройка в новых районах не продвинулась настолько сильно", хватит и двадцатиминутного интервала, чтобы электрички не ходили пустыми.
Осталось узнать, придутся ли такая цена и такой интервал по нраву горожанам.
18.03.2011
Снежана Инанец,
TUT.BY