Сообщение Toto (Admin) » Пн май 20, 2013 12:49 pm
Сколько строить в Минске жилья?
Национальный банк написал в Мингорисполком письмо, в котором высказал следующие идеи. Во–первых, предложенные Минским горисполкомом темпы жилищного строительства в размере 0,66 кв. метра на одного жителя названы относительно низкими по сравнению с развитыми европейскими государствами. Во-вторых, запланированное в Минске достижение комфортного обеспечения жильем в размере 24,2 кв. метра на человека, специалисты Национального банка Республики Беларусь считают недостаточным. В качестве нормы ими предлагается установить величину обеспеченности жильем, достигнутую во Франции и Швеции (28 кв. метров на человека). В-третьих, ими декларируется, что по европейским стандартам строительная активность должна быть не меньше 1 кв. метра на душу населения в год. Поэтому в Минскому горисполкому предложено увеличить темпы жилищного строительства до 1,0 кв. метра на одного жителя в год.
В целом разделяя желание Национального банка Республики Беларусь в максимальной степени обеспечить жителей столицы жильем, вынуждены отметить, что возможности строительства жилья зависят в первую очередь от уровня экономического развития страны. В 2009 г. валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения по паритету покупательной способности составлял в Беларуси 10841 долл. США. В рекомендованных в качестве образца Швеции этот показатель достиг 36712 долл. (3,4 раза больше белорусского), Франции – 33674 долл. (в 3,1 раза больше). Это означает, что указанные высокоразвитые государства имеют минимум в три раза больше экономических возможностей для жилищного строительства по сравнению с нашей страной и они могут себе позволить в год строить 1 кв. метр жилья на одного жителя. Дело в том, что наряду с непосредственным строительством жилья необходимо вкладывать значительные средства в создание инженерной и социальной инфраструктуры на застраиваемых территориях. На эти цели даже при нынешних темпах жилищного строительства в Минске в течение ближайшего десятилетия необходимо дополнительное привлечение не менее 22 трлн. рублей средств государственного бюджета, 5 трлн. рублей средств инновационных фондов.
Учитывая необходимость значительного вложения дополнительных бюджетных средств, многие государства, имеющие на душу населения ВВП выше белорусского, подходят взвешенно к наращиванию жилищного строительства. Так, Литва и Латвия по уровню ВВП опережают Беларусь соответственно в 1,6 и 1,5 раза, но по обеспеченности жильем находятся на примерно белорусском уровне (Беларусь – 23,2 кв. метров, Литва – 23,0, Латвия – 23,9 кв. метров). (Источник: Доклад ООН о развитии человека, 2009, с. 171-172). В этих странах руководствуются экономической логикой и не пытаются решить посткризисные проблемы путем чрезмерного стимулирования жилищного строительства.
Еще сложнее ситуация для Беларуси ситуация с доходами населения, за счет которых и должно строиться жилье. В рекомендованной в качестве образца для строительства Франции среднемесячная номинальная заработная плата наемных работников в 2006 г. составляла 2614 евро, в то время как в Беларуси – всего 207 евро (по курсу Национального банка на конец 2006 г.). То есть доходы белорусского населения в 12,6 раза ниже, чем во Франции, что свидетельствует о слабых возможностях белорусских домашних хозяйств в финансировании жилищного строительства. (Источник: Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - М., 2009 и данные Национального банка Республики Беларусь). Во второй рекомендуемой стране – Швеции минимальная недельная заработная на начало 2010 г. составляла 370 евро, в то время как в Беларуси не недельная, а месячная минимальная заработная плата равна всего 64 евро. Это также характеризует серьезное отставание доходов белорусского населения от финансовых возможностей ведущих европейских стран.
Жилищное строительство сверх реальных финансовых возможностей вынуждает домашние хозяйства осуществлять жилищное строительство в ущерб другими своим потребностям или вообще ведет к их неплатежеспособности. В результате в Беларуси увеличиваются неплатежи по банковским ссудам. На 1 февраля 2010 г. сумма проблемных кредитов населению Беларуси выросла по сравнению с началом 2009 г. в 4,3 раза. Поэтому в зарубежных странах с относительно невысоким уровнем ВВП на душу населения не форсируют жилищное строительство за счет его чрезмерного кредитования. В Польше, например, среднемесячная номинальная заработная плата наемных работников в 2008 году составляла 2944 злотых или 718 евро (в 3,5 раза выше белорусской), а обеспеченность жильем ниже, чем в нашей стране (22,2 кв. метра).
При этом льготирование процентных ставок создает чрезмерную нагрузку на государственный бюджет, ограничивает возможности для инновационного развития страны, тормозит выполнение других социальных программ.
Постановка заведомо невыполнимых при нынешнем уровне доходов населения задач означает, что вместо увеличения размеров приходящейся на одного жителя Минска жилой площади, будет происходить приток жителей из других местностей, что приведет к несоблюдению установленных ограничений на рост числа жителей в столице Беларуси.
Таким образом, при установлении заданий по развитию жилищного строительства в Минске, необходимо исходить из реальных возможностей экономики страны и города, а также учитывать финансовые возможности населения в финансировании жилищного строительства.
Источник: luchecon.livejournal.com.