Когда нужен оценщик?
Организация собирается произвести оценку стоимости своего имущества. Обязательно ли привлечение для этого аттестованного оценщика?
Основным документом, регулирующим проведение оценки стоимости имущества, является Указ Президента от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» и утвержденное им Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь (далее — Указ № 615, Положение).
Однако появление подобного вопроса, на мой взгляд, является закономерным следствием очевидных недостатков Указа № 615 и его запутанной терминологии. Поэтому необходимо провести системный анализ норм Указа, для того чтобы четко определить, в каких случаях оценка может быть осуществлена собственными силами, а в каких обязательно обращаться за услугами аттестованного оценщика.
Путаница начинается с самого начала. Как следует из преамбулы Указа, он был издан в целях регулирования оценочной деятельности, обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении оценки стоимости объектов гражданских прав. В свою очередь Положением регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь. Таким образом, Указ оперирует двумя терминами: оценочная деятельность и деятельность по оценке стоимости объектов гражданских прав.
Оценочная деятельность в Положении определяется как предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг по оценке.
Понятие «деятельность по оценке стоимости объектов гражданских прав» является более широким по своему содержанию. Помимо собственно оценочной деятельности оно включает в себя проведение юридическими и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, внутренней оценки, которая выполняется ими самостоятельно, на основании собственного решения, без привлечения исполнителя оценки (т. е. лица, осуществляющего оценочную деятельность) и по определению не относится к оценочной деятельности.
Кроме того, в Положении используется еще два термина:
независимая оценка — оценка, проводимая исполнителями оценки на основании гражданско-правовых договоров либо судебных постановлений с соблюдением требований, определенных в Положении;
обязательная оценка — оценка, обязательность проведения которой установлена законодательством.
Логический анализ данных определений позволяет сделать следующий вывод: внутренняя оценка проводится по решению самого предприятия собственными силами; независимая оценка проводится по инициативе предприятия либо по решению суда, но с привлечением аттестованного оценщика; обязательную оценку предприятие обязано провести в силу требований законодательства.
Случаи, в которых проведение оценки стоимости объектов гражданских прав является обязательным, перечислены в п. 21 Положения:
1) оценка стоимости выставляемого на торги имущества банкрота;
2) оценка стоимости имущества, передаваемого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
3) оценка стоимости неденежного вклада, вносимого в уставный фонд юридического лица;
4) оценка стоимости отчуждаемого государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам государственных юридических лиц;
5) оценка стоимости недвижимого имущества, приобретаемого на возмездной основе Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку обязательная оценка может проводиться и «в иных случаях, предусмотренных законодательством».
Вот только остается без ответа один вопрос — каким правилам должна подчиняться эта самая обязательная оценка и кто, собственно говоря, может ее осуществлять, ибо все сказанное в Положении в отношении прав и обязанностей исполнителя оценки, а также требования к договору с оценщиком и отчету о проведенной оценке относятся только к независимой оценке. Решая данную проблему, логично было бы предположить, что обязательная оценка является разновидностью независимой оценки. Однако в законодательстве этот вопрос решен иначе — в постановлении Совмина от 24.05.2007 № 669, которым разъяснялись отдельные вопросы применения Указа № 615 при оценке имущества, передаваемого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, сказано следующее: «оценка … является обязательной и может быть внутренней либо независимой». Согласно п. 4.4 Указа № 615 Совет Министров наделен полномочиями по разъяснению вопросов применения этого Указа. Значит, аналогичное правило необходимо применять и в отношении иных случаев, в которых проведение оценки является обязательным.
В тех случаях, когда проведение оценки не является обязательным, оценка также может быть внутренней или независимой.
Согласно п. 6 Положения внутренняя оценка проводится на основании данных бухучета, информации о стоимости приобретения объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным в главе 2 Положения. Они относятся ко всем случаям проведения оценки, в том числе и независимой.
Среди перечисленных в Положении методов, с помощью которых может определяться стоимость объектов оценки, лишь рыночный метод оценки может потребовать обращения к профессиональному оценщику. Использование индексного метода, методов балансового накопления и пересчета валютной стоимости предполагают получение единственно возможного результата и могут использоваться владельцами объектов гражданских прав самостоятельно.
В ряде случаев свобода усмотрения лица, осуществляющего оценку, в выборе метода оценки существенно ограничена при осуществлении определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий с объектами гражданских прав постановлением Совмина от 7.05.2007 № 562.
При проведении оценки стоимости объектов гражданских прав профессиональными оценщиками последние обязаны руководствоваться государственными стандартами Республики Беларусь, которые являются обязательными для применения. К ним относятся:
СТБ 52.0.01-07 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Общие положения»;
СТБ 52.1.01-07 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка предприятий как имущественных комплексов (бизнеса)»;
СТБ 52.2.01-07 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка земельных участков»;
СТБ 52.3.01-07 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), не завершенных строительством объектов, изолированных помещений как объектов недвижимого имущества»;
СТБ 52.4.01-07 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка стоимости машин, оборудования, инвентаря, материалов»;
СТБ 52.6.01-07 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка транспортных средств»;
СТБ 52.5.01-07 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка объектов интеллектуальной собственности».
Впрочем, вышеперечисленными стандартами могут пользоваться и субъекты, осуществляющие внутреннюю оценку.
Наиболее существенное различие между проведением внутренней оценки собственными силами и независимой с привлечением аттестованного оценщика состоит в том, что результат внутренней оценки имеет ограниченную сферу применения. Он не может использоваться в тех случаях, когда согласно законодательству оценка должна быть только независимой.
Сергей ЛОСЕВ,
кандидат юридических наук
Экономическая газета
5 февраля 2008