Указ Президента РБ №615 "Об оценочной деятельности"

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Указ Президента РБ №615 "Об оценочной деятельности"

Сообщение Toto (Admin) » Ср окт 10, 2007 1:02 pm

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 16 октября 2006 г. N 1/7999
------------------------------------------------------------------

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
13 октября 2006 г. N 615

ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В целях регулирования оценочной деятельности, обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении оценки стоимости объектов гражданских прав, соблюдения экономических интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц:

1. Установить, что:

1.1. Президент Республики Беларусь определяет государственную политику в области оценочной деятельности в Республике Беларусь;

1.2. Совет Министров Республики Беларусь:

- реализует государственную политику в области оценочной деятельности, осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной сфере;
- определяет методы оценки стоимости объектов гражданских прав при осуществлении с ними определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий в соответствии с законодательными актами, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

1.3. Государственный комитет по имуществу:

- ведет государственный реестр оценщиков;
- представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав;
- осуществляет иные полномочия в области оценки стоимости объектов гражданских прав в соответствии с законодательством;

1.4. для проведения оценки стоимости объектов гражданских прав оценщики - индивидуальные предприниматели либо работники индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего оценочную деятельность, подлежат аттестации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

1.5. оценка стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов, осуществляющими оценочную деятельность, а также созданными Белорусской торгово-промышленной палатой организациями согласно приложению;

1.6. сделки с объектами гражданских прав, осуществленные без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, считаются недействительными;

------------------------------------------------------------------
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 N 116 подпункт 1.7 действовал до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 27.12.2007 N 304-З (до 8 января 2008 года), который внес изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года.
------------------------------------------------------------------

1.7. осуществление сделок с объектами гражданских прав без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 30 до 100 базовых величин, на физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, - от 10 до 30 базовых величин.

Осуществление деятельности по оценке стоимости объектов гражданских прав с нарушением требований, изложенных в настоящем Указе, - влечет наложение штрафа на должностных лиц юридических лиц в размере от 30 до 100 базовых величин, на иных физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, - от 10 до 30 базовых величин.

Предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями первой и второй настоящего подпункта, уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля, Государственного комитета по имуществу, Государственного комитета по науке и технологиям, а рассматривать дела об этих правонарушениях - хозяйственным судам, органам Комитета государственного контроля;

1.8. действие настоящего Указа не распространяется на:

- оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием;
- оценку имущества изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом;
- оценку государственного имущества в процессе приватизации;
- оценку имущества военного назначения, высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь, всех видов оружия и боеприпасов;
- оценку имущества, являющегося носителем государственных секретов;
- оценку стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей;
- оценку драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них;
- предварительную оценку таможенными органами изъятых, арестованных, задержанных, принятых на временное хранение товаров, а также товаров, в отношении которых выдано таможенное разрешение на использование в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства;
- оценку описанного либо арестованного имущества, переоценку имущества, осуществляемую судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским или хозяйственным процессуальным законодательством;
- оценку стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет;
- переоценку основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования;
- оценку имущества в иных случаях, определенных законодательными актами;

1.9. деятельность судебных экспертов, связанная с экспертизой достоверности оценки стоимости объектов гражданских прав, осуществляется в соответствии с законодательством о судебно-экспертной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Указом, техническими и иными нормативными правовыми актами об оценке стоимости объектов гражданских прав.

2. Утвердить прилагаемое Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь.

3. Признать утратившим силу пункт 5 Указа Президента Республики Беларусь от 20 июня 2005 г. N 287 "О некоторых мерах по защите прав на жилище" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 103, 1/6562).


4. Совету Министров Республики Беларусь:

4.1. в двухмесячный срок в установленном порядке внести Президенту Республики Беларусь на рассмотрение проект указа Президента Республики Беларусь, определяющего порядок оценки стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей;

4.2. в четырехмесячный срок определить порядок:

- ведения государственного реестра оценщиков;
- проведения аттестации оценщиков;

4.3. в семимесячный срок:

- обеспечить утверждение Государственным комитетом по стандартизации государственных стандартов Республики Беларусь по оценке стоимости объектов гражданских прав;
- обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом;
- принять иные меры по реализации данного Указа;

4.4. разъяснять вопросы применения настоящего Указа.

5. Настоящий Указ вступает в силу через семь месяцев после его официального опубликования, за исключением пункта 4 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования Указа.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО



Приложение
к Указу Президента
Республики Беларусь
13.10.2006 N 615

ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТОЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Унитарное предприятие по оказанию услуг "Брестское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"
Унитарное предприятие по оказанию услуг "Витебское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"
Унитарное предприятие по оказанию услуг "Гомельское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"
Унитарное предприятие по оказанию услуг "Гродненское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"
Унитарное предприятие по оказанию услуг "Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"
Унитарное предприятие по оказанию услуг "Могилевское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"



По вопросу, касающемуся методов оценки стоимости объектов гражданских прав при осуществлении с ними определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий, см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.2007 N 562.

По вопросу, касающемуся оценки капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений как объектов недвижимого имущества, см. постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 20.12.2007 N 67.

Виды стоимости, методы оценки и методы расчета стоимости, порядок оценки, требования к исходной информации, проведению расчетов, определению итоговой стоимости, составлению документов по результатам оценки капитальных строений (зданий, сооружений), не завершенных строительством объектов, изолированных помещений как объектов недвижимого имущества установлены государственным стандартом СТБ 52.3.01-2007 (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.03.2007 N 15.


ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь.

Объектами гражданских прав, подлежащими оценке в соответствии с данным Положением, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы, доли в уставном фонде юридического лица, ценные бумаги, имущественные права и другое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности (далее - объекты оценки).
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.10.2008 N 543)

2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия:

внутренняя оценка - оценка, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения, без привлечения исполнителя оценки;
дата оценки - календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки;
заказчик оценки - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заключившее гражданско-правовой договор с исполнителем оценки на проведение независимой оценки, либо суд, принявший постановление о необходимости проведения оценки;
исполнитель оценки - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие оценочную деятельность. Юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, признается организация, в штате которой состоит не менее двух оценщиков, для которых данная организация является основным местом работы;
метод оценки - способ расчета стоимости отдельного вида объекта оценки на дату оценки;
независимая оценка - оценка, проводимая исполнителями оценки на основании гражданско-правовых договоров либо судебных постановлений с соблюдением требований, определенных в настоящем Положении;
обязательная оценка - оценка, обязательность проведения которой установлена законодательством;
орган по аттестации - республиканский орган государственного управления, наделенный в соответствии с данным Положением полномочиями на проведение аттестации на право получения физическими лицами свидетельств об аттестации оценщика (далее - аттестация);
оценка - определение стоимости объекта оценки;
оценочная деятельность - предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг по оценке;
оценщик - физическое лицо, аттестованное в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, проводящее независимую оценку лично как индивидуальный предприниматель либо в качестве работника индивидуального предпринимателя или юридического лица - исполнителя оценки.

Глава 2
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

3. Стоимость объектов оценки в Республике Беларусь может определяться:

3.1. индексным методом путем применения коэффициентов к первоначальной (восстановительной) или остаточной стоимости имущества;

3.2. методом балансового накопления активов на основании данных бухгалтерского учета на дату оценки;

3.3. рыночным методом на основе:

- расчета доходов, ожидаемых от использования объекта оценки (доходный метод);
- определения затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа (затратный метод);
сравнения объекта оценки с аналогичными объектами, сходными с подлежащим оценке объектом по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом его индивидуальных особенностей (сравнительный метод).

Оценка объекта рыночным методом проводится с применением одного или нескольких методов. При применении нескольких методов итоговая величина стоимости объекта оценки устанавливается путем присвоения каждому методу весового коэффициента. Сумма весовых коэффициентов должна быть равна единице;

3.4. методом пересчета валютной стоимости путем определения стоимости объекта оценки в валюте по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком на дату оценки, если объект оценки приобретен за иностранную валюту либо его стоимость была определена в иностранной валюте в течение календарного года с применением рыночного метода;

3.5. методом кадастровой оценки с использованием сведений, содержащихся в государственных земельном и градостроительном кадастрах.

4. Оценка стоимости объектов оценки осуществляется в соответствии с техническими и иными нормативными правовыми актами об оценке стоимости объектов гражданских прав, которые являются обязательными для применения оценщиками и судебными экспертами.

Глава 3
ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА

5. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеют право на проведение внутренней оценки принадлежащих им объектов оценки, объектов, которые поступят им в будущем и которые на дату оценки не считаются созданными в соответствии с законодательством.

Результат внутренней оценки не может использоваться в случаях, если в соответствии с законодательством оценка должна быть только независимой.

6. Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании данных бухгалтерского учета, информации о стоимости приобретения, строительства объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным в настоящем Положении.

Глава 4
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА

7. Основанием для проведения независимой оценки объекта оценки является гражданско-правовой договор, заключаемый между исполнителем оценки и заказчиком оценки, либо судебное постановление.

По договору на проведение независимой оценки объекта оценки исполнитель оценки обязуется провести ее по заданию заказчика, а заказчик - оплатить эту услугу.

Оплата независимой оценки, проводимой на основании постановления суда, осуществляется в установленном порядке после ее проведения.

8. Договор на проведение независимой оценки заключается в простой письменной форме.

В договоре должны быть отражены:

- наименование объекта оценки, его индивидуальные признаки;
предмет договора;
- стоимость услуг исполнителя оценки, срок и порядок их оплаты;
срок представления результата независимой оценки;
- цель оценки;
- дата оценки;
- наименование валюты, в которой проводится оценка;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных в договоре.

9. Результат независимой оценки представляется заказчику в форме заключения об оценке. К этому заключению прилагается отчет об оценке.

10. Заключение об оценке должно содержать:

- полное наименование исполнителя оценки;
- фамилию, имя и отчество оценщика, ответственного за проведение независимой оценки, номер и срок действия свидетельства об аттестации оценщика по соответствующему виду объекта оценки;
- номер и дату заключения договора на проведение независимой оценки либо указание на судебное постановление;
- описание объекта оценки (техническое и иное, включая перечень ограничений (обременений) прав на объект оценки при их наличии);
- цель оценки;
- дату оценки;
- названия используемых методов оценки;
- итоговую величину стоимости объекта оценки. Такая величина определяется без учета налога на добавленную стоимость и должна быть выражена денежной суммой или в виде диапазона денежной суммы;
- иную информацию по соглашению сторон, а также по усмотрению исполнителя оценки.

11. Отчет об оценке должен включать:

- перечень данных, использованных для оценки, с указанием их источника;
- анализ данных, использованных для оценки;
- обоснование применения используемых методов оценки;
- описание процедуры расчета (определения) стоимости объекта оценки.

12. Заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, и скреплены его личной печатью, а также подписаны руководителем и скреплены печатью исполнителя оценки, если исполнителем оценки является юридическое лицо.

При проведении независимой оценки индивидуальным предпринимателем, выступающим одновременно оценщиком и исполнителем оценки, заключение и отчет об оценке должны быть подписаны им и скреплены личной печатью оценщика.

Если независимая оценка проводится оценщиком - работником индивидуального предпринимателя, то заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, индивидуальным предпринимателем и скреплены личной печатью оценщика.

13. Заключение и отчет об оценке должны содержать дату их подписания руководителем юридического лица, если исполнителем оценки является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем, если он является исполнителем оценки.

14. Стоимость объекта оценки, указанная в заключении об оценке, может использоваться только в соответствии с целью оценки.

15. В случаях, предусмотренных законодательством, стоимость объекта оценки, определенная в заключении об оценке, признается достоверной для цели оценки только после проведения экспертизы ее достоверности.

16. Стоимость объекта оценки, указанная в заключении об оценке, может быть признана недостоверной только судом по иску заказчика оценки, иного заинтересованного в оценке лица либо контролирующих органов по отношению к исполнителю оценки.

17. Независимая оценка не может проводиться:

- исполнителями оценки, являющимися учредителями (участниками), собственниками имущества юридических лиц - заказчиков оценки;
- с участием оценщиков, являющихся должностными лицами юридических лиц - заказчиков оценки, а также состоящих в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками), собственниками имущества, должностными лицами юридических лиц - заказчиков оценки;
- с участием оценщиков, состоящих в близком родстве или свойстве с физическими лицами - заказчиками оценки;
- с участием оценщиков, если в отношении объекта оценки они имеют вещные или обязательственные права;
- исполнителем оценки - юридическим лицом, учредителем (участником), собственником имущества которого является заказчик оценки;
- исполнителем оценки - юридическим лицом, руководитель которого состоит в близком родстве или свойстве с физическим лицом - заказчиком оценки либо с руководителем юридического лица - заказчика оценки;
- если в отношении объекта оценки исполнитель оценки имеет вещные или обязательственные права.

18. Исполнители оценки обязаны отказаться от проведения независимой оценки при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 17 настоящего Положения. Об этом исполнитель оценки обязан в пятидневный срок после обнаружения таких обстоятельств уведомить заказчика оценки.

19. Не допускается вмешательство заказчика оценки или иных заинтересованных лиц в деятельность исполнителей оценки, если это может повлиять на достоверность результата независимой оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении независимой оценки.

20. Споры между исполнителями оценки и ее заказчиками, связанные с осуществлением оценочной деятельности, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством.

Глава 5
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

21. Проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным:

21.1. при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах. Оценивается стоимость имущества, выставляемого на торги;

------------------------------------------------------------------
По вопросу, касающемуся оценки имущества, передаваемого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора), в том числе имущества, которое залогодатель приобретет в будущем см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 N 669.
------------------------------------------------------------------

21.2. при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств. Оценивается стоимость имущества, передаваемого в залог;

21.3. при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Оценивается стоимость вносимого в этот фонд неденежного вклада. Обязательная оценка стоимости данного вклада должна проводиться до внесения его в уставный фонд юридического лица;

21.4. при совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам государственных юридических лиц. Оценивается стоимость соответствующего имущества, подлежащего возмездному отчуждению;

21.5. при возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества. Оценивается стоимость приобретаемого имущества;

21.6. в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Обязательная оценка может быть внутренней и (или) независимой, если в акте законодательства, устанавливающем обязательное проведение оценки стоимости объектов оценки, прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть независимой.

22. В случаях, перечисленных в подпунктах 21.1, 21.2, 21.4 и 21.5 пункта 21 настоящего Положения, обязательная оценка должна проводиться до совершения соответствующих сделок.

Глава 6
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ

23. Исполнители оценки при проведении независимой оценки имеют право:

- требовать от заказчика оценки представления в полном объеме документации, необходимой для проведения независимой оценки;
- получать от третьих лиц (в том числе от государственных органов и иных организаций) информацию, необходимую для проведения независимой оценки, за исключением сведений, составляющих служебную, коммерческую тайну, государственные секреты, другой информации, предоставление которой ограничено или запрещено законодательством. Исполнитель оценки имеет право на получение в организациях, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, информации о ценах сделок с конкретными объектами;
- привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством специалистов либо организации к выполнению отдельных работ, необходимых для проведения независимой оценки;
- отказаться от проведения независимой оценки в случае, если заказчик оценки нарушил условия договора на ее проведение либо не представил необходимую информацию об объекте оценки.

Порядок представления исполнителю оценки информации, указанной в абзаце третьем части первой настоящего пункта, определяется в соответствии с законодательством.

В случае, если исполнителю оценки не представлена по его запросу третьими лицами информация, необходимая для проведения независимой оценки, и это существенным образом может повлиять на достоверность стоимости объекта оценки, исполнитель оценки обязан указать об этом в заключении об оценке.

24. Исполнители оценки при проведении независимой оценки обязаны:

- обеспечивать сохранность документов, полученных от заказчика оценки и третьих лиц;
- не разглашать конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
- хранить копии заключений и отчетов об оценке, обеспечить сохранность информации на бумажных носителях, содержащей перечень данных, использованных для оценки, с указанием их источника, а также описание процедуры расчета (определения) стоимости объекта оценки. Такие документы подлежат хранению не менее пяти лет с даты подписания соответствующих заключения и отчета об оценке руководителем юридического лица, если исполнителем оценки является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем, если он является исполнителем оценки. Законодательными актами может быть установлен более длительный срок хранения указанных в настоящем абзаце документов;
- представлять копии заключений и отчетов об оценке, иную информацию, полученную от заказчика оценки, по запросам государственных органов для выполнения возложенных на них функций.

Глава 7
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ ОЦЕНКИ

25. Исполнитель оценки несет ответственность в соответствии с законодательными актами за убытки, причиненные в результате осуществления оценочной деятельности Республике Беларусь, ее административно-территориальным единицам, гражданам и юридическим лицам. Убытки подлежат возмещению в соответствии с законодательством и условиями договора на проведение независимой оценки.

26. Исполнитель оценки не несет ответственности за убытки либо за признанную судом недостоверную стоимость объекта оценки, указанную в заключении об оценке, если они явились следствием представления заказчиком оценки или третьими лицами недостоверной информации.

Глава 8
АТТЕСТАЦИЯ ОЦЕНЩИКОВ

27. Аттестация оценщиков осуществляется республиканскими органами государственного управления по видам объектов оценки согласно приложению к настоящему Положению (далее - аттестующий орган) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

28. Аттестации подлежат физические лица.

Лица, претендующие на получение свидетельства об аттестации оценщика, должны иметь высшее экономическое, юридическое или техническое образование.

29. Свидетельство об аттестации оценщика (далее - свидетельство) выдается по результатам аттестационного экзамена сроком на три года. Срок действия свидетельства может быть продлен по его окончании на три года по заявлению оценщика.

30. Исключен с 1 января 2008 года. - Указ Президента Республики Беларусь от 21.01.2008 N 27.

31. Аттестующий орган осуществляет контроль за соблюдением оценщиками требований законодательства об оценке стоимости объектов оценки, а также требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по оценке стоимости объектов оценки в соответствии с настоящим Указом.

32. Аттестующий орган ведет учет выданных свидетельств с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, даты и места рождения, домашнего адреса и телефона, места работы их обладателей, даты выдачи и номера свидетельств, сведений о выдаче их дубликатов, внесении изменений и (или) дополнений, продлении срока действия, прекращении действия свидетельств.

Данные сведения отражаются в государственном реестре оценщиков, порядок ведения которого определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Приложение
к Положению об оценке
стоимости объектов гражданских
прав в Республике Беларусь

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ АТТЕСТАЦИЮ ОЦЕНЩИКОВ ПО ВИДАМ ОБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ

Государственный комитет по имуществу - предприятия как имущественные комплексы, доли в уставном фонде юридического лица, ценные бумаги и имущественные права на них капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, не завершенные строительством объекты и имущественные права на них земельные участки и имущественные права на них машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы и имущественные права на них, другое имущество (за исключением предприятий как имущественных комплексов, долей в уставном фонде юридического лица, ценных бумаг, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, не завершенных строительством объектов, объектов интеллектуальной собственности, земельных участков и имущественных прав на них)

Государственный комитет по науке и технологиям - объекты интеллектуальной собственности и имущественные права на них

По материалам правовой базы "Консультант Плюс"
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Пн дек 08, 2008 4:25 pm, всего редактировалось 1 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Профессионалы об Указе об оценке

Сообщение Toto (Admin) » Чт окт 11, 2007 12:30 pm

Указ по оценке получил "тройку"

Внесение изменений в Указ от 13.10.2006 г. № 615 намерено инициировать Белорусское общество оценщиков (БОО). О том, почему этот документ нуждается в существенной корректировке, рассказывает председатель совета БОО Николай ТРИФОНОВ.

— Николай Юрьевич, Указ № 615 действует менее года. Неужели в сфере оценки произошли столь существенные изменения, что сравнительно недавно принятые нормы оказались устаревшими?

— Необходимость изменений заложена, можно сказать, самим фактом принятия указа. Неплохо функционировавший рынок решено было перекроить и переделать буквально революционными методами, отойдя не только от ранее существовавшей практики, но и от мирового опыта оценочной деятельности.

Как правило, регулирование оценочной деятельности осуществляется комплексно: законодательно, стандартами и, главным образом, путем профессионального саморегулирования. У нас же государство смело вторглось в эту исключительно тонкую сферу. Например, везде, в том числе и в России, собственник имущества или любое другое заинтересованное лицо стремится получить независимую оценку, считая ее наиболее точной и объективной. А у нас, согласно указу, государственное имущество оценивают специалисты, работающие в государственных же организациях. Есть и другие не очень удачные новации.

Неудивительно, что рынок оценки в конце прошлого года испытал шок. Коммерческие банки больше месяца почти не выдавали кредитов, поскольку не знали, как оценить залог. К настоящему времени шок сменился затяжным кризисом, и без внесения изменений в указ преодолеть его невозможно.

— Но ни в одной развитой стране государство не является основным собственником имущества. Белорусское же государство, как собственник, имеет все основания получить ту оценку, которую считает нужным, в том числе "неправильную".

— Я бы не ставил так вопрос. Государство неоднородно, и наряду с чиновниками, считающими возможным использовать "свои" оценки, есть большое число компетентных государственных управленцев, которым для принятия решений необходима качественная оценка стоимости. На основе "заданных" оценок трудно проводить переговоры с иностранным инвестором. Он все равно закажет собственную оценку у специалиста, которому доверяет. А слишком разные оценки не станут основой для конструктивных переговоров, а значит, вряд ли будут содействовать привлечению в страну иностранных инвестиций.

Требование указа о госоценке создало и массу технических проблем. Если в столице и крупных городах оценщиков достаточно, то в некоторых районах их нет вовсе. Известно много случаев, когда из-за невозможности оперативно оценить неденежный вклад в уставный фонд предприятия с госсобственностью на месяцы задерживалось его создание. Такие же проблемы возникают при заключении сделок, отчуждении имущества.

— Указ № 615 критиковали за установленную им систему аттестации. Утверждалось даже, что в предложенном виде она не будет функционировать. Однако сегодня в стране около 200 аттестованных оценщиков и их число увеличивается.

— Неприятие вызвала прежде всего подмена понятий. Указ требует проведения аттестации, то есть подтверждения претендентом специальных знаний. Однако в Беларуси лишь в этом году в высшей школе появилась специальность "оценщик". А если нет государственных программ обучения оценщиков, какие же знания могут проверяться? Поэтому аттестация у нас оказалась фактически подменена сертификацией, и в ходе экзамена требуется дать ответы на вопросы, касающиеся стандартов оценки.

Со стандартами, к слову, свои недоразумения. Согласно закону о стандартизации, они не являются обязательными, но для стандартов оценочной деятельности в Указе № 615 сделано исключение.

В ситуации, когда аттестационный экзамен не соответствует своему назначению, к тому же процедура аттестации усложнена, многие опытные оценщики не хотят получать аттестат. Как следствие, значительная часть аттестованных — вчерашние студенты, имеющие минимальный опыт работы. В частности, из числа специалистов, занимавшихся оценкой автотранспортных средств до принятия Указа № 615, только трое получили аттестат.

Легко представить, насколько в результате такой "проверки знаний" снизилось качество оценки. Распространенной стала ситуация, когда реально оценку выполняет один специалист, а подписывает заключение другой, имеющий аттестат. Таким образом, вопреки желанию его авторов, указ спровоцировал расширение теневого рынка оценки. В то же время, например, вызывающая множество нареканий система оценки последствий дорожно-транспортных происшествий в указе вообще не затронута.

— Независимые эксперты отмечали, что от принятия Указа № 615 больше всего пострадали банки. Как они адаптировались к нововведениям?

— Банки получили фактически двойной удар. Нехватка аттестованных специалистов, в том числе имеющих право оценки имущества госорганизаций, довольно часто тормозит заключение кредитных договоров. Определенное облегчение вносит возможность внутренней оценки, выполняемой с привлечением специалистов-консультантов. Но даже когда оценка имеется, она далеко не всегда устраивает банк, а выполнить собственную, как это делалось до указа, он не вправе. Поэтому в случае несогласия с оценкой, предоставленной клиентом, банк просто находит повод для отказа в кредите.

— Получается, указ настолько неудачный, что его лучше всего вообще отменить?

— Зачем же повторять ошибки авторов этого документа, год назад уже шокировавших рынок? Для нормального регулирования оценочной деятельности такой путь абсолютно противопоказан, изменения должны быть только эволюционными. Тем более что указ не лишен позитивных моментов, которые в любом случае требуется сохранить. Сегодня правильнее всего вести речь пусть о существенных, но корректировках.

На прошедшем в Минске Международном конгрессе оценщиков СНГ одной из тем было совершенствование законодательства по оценке в Беларуси. Эта тема звучала в выступлениях представителей Госкомимущества, Высшего хозяйственного суда, Минфина. Банки готовят обоснование для исключения оценки для нужд банковской деятельности из сферы действия указа. В свою очередь Белорусское общество оценщиков, объединяющее около 200 членов, в пакете своих предложений акцентирует внимание на процедурных вопросах.

В частности, сегодня аттестат могут получить лишь лица с высшим техническим, юридическим либо экономическим образованием. А выпускник, допустим, матфака, изучавший актуарную математику, то есть наиболее близкую к оценочной деятельности дисциплину, не может быть допущен к экзамену. В области оценки интеллектуальных продуктов во всех развитых странах вполне успешно работает большое число гуманитариев. Очевидно, что спектр специальностей, "пригодных" для аттестации, должен быть существенно расширен.

Относительно самой больной проблемы — кому оценивать госимущество — позиция членов БОО неоднозначна. С одной стороны, в Беларуси имеется хорошо отработанная система продажи и передачи в залог по согласованию с главой государства или соответствующими госорганами особо ценного имущества. Такая же матрица вполне может быть использована и в оценочной деятельности. Пусть объекты, стоимость которых превышает некую заданную величину, оценивают только специалисты госорганизаций.

Но какие могут быть основания не доверять обычную оценку лицам, получившим аттестат установленного образца? Тем более что, подчеркну еще раз, от дефицита предложений на рынке государственной оценки страдают в первую очередь госорганизации. С другой стороны, многие считают, что решением может быть лишь полная отмена такой нормы.

Необходимо внести и другие коррективы, касающиеся процедуры оценки и селекции участников данного рынка. Нет сомнения, что, несмотря на специфичность белорусской экономической модели, нам нужно учитывать мировой опыт организации этой деятельности.

В Международных стандартах оценки — документе по оценочной деятельности, признанном во всем мире, — записано, что оценки "будут приемлемой нормой для конечных пользователей только тогда, когда они подготовлены прошедшим профессиональное обучение членом признанного национального оценочного объединения, которое само обеспечивает соблюдение стандартов квалификации, компетенции, опыта, этики и раскрытия данных при оценке".

Дмитрий ПЕТРОВ
Белорусы и рынок
8 октября 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Изменения в Указ №615 об оценочной деятельности

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 08, 2008 4:29 pm

Оценочную деятельность подкорректировали

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 6 октября 2008 года подписал Указ № 543 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 года № 615», сообщает пресс-служба Президента.

Документ направлен на совершенствование отношений в сфере оценочной деятельности в Беларуси.

Так, в перечень организаций, осуществляющих оценку стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридических действий, включены унитарные предприятия Белорусской торгово-промышленной палаты. Это позволяет оперативно и с минимальными затратами осуществлять услуги по оценке стоимости имущества по заказам государственных предприятий и организаций.

В целях создания единого правового механизма определения стоимости объектов гражданских прав как оценщиками, так и судебными экспертами Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденное Указом № 615, дополнено нормой, согласно которой оценка стоимости этих объектов осуществляется в соответствии с техническими и иными нормативными правовыми актами, обязательными для применения оценщиками и судебными экспертами.

Для урегулирования вопросов, связанных с оценкой имущества, которое должно поступить собственнику в будущем, названное Положение дополнено нормой о закреплении за юридическими и физическими лицами права проведения внутренней оценки такого имущества.

Недвижимость Белоруссии
20 октября 2008
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Пн дек 08, 2008 4:34 pm, всего редактировалось 1 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Изменения в Указ №615

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 08, 2008 4:31 pm

В опубликованный ранее текст Указа №615 внесены соответствующие изменения.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Порядок применения Указа №615 об оценочной деятельности

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 08, 2008 4:37 pm

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 28 мая 2007 г. N 5/25261
------------------------------------------------------------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 мая 2007 г. N 669

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 13 ОКТЯБРЯ 2006 Г. N 615

В соответствии с подпунктом 4.4 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. N 615 "Об оценочной деятельности в Республике Беларусь" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Разъяснить, что:

- оценка имущества, передаваемого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора), в том числе имущества, которое залогодатель приобретет в будущем (далее - имущество, передаваемое в залог), является обязательной и может быть внутренней либо независимой;
- имущественные права подлежат оценке в порядке, установленном Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. N 615 "Об оценочной деятельности в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 168, 1/7999);
- внутренняя оценка имущества, передаваемого в залог, проводится собственником этого имущества или лицом, которому это имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь;
банк не может выступать в качестве исполнителя независимой оценки передаваемого ему в залог имущества;
- изменение стоимости предмета залога, указанной в договоре о залоге, осуществляется после проведения обязательной оценки (внутренней либо независимой);
- в случае залога товаров в обороте, если с момента оценки до заключения договора произошло изменение состава или натуральной формы заложенных товаров, включая их переработку, общая стоимость предмета залога должна быть определена на основании вновь проведенной оценки (внутренней либо независимой), которая является обязательной.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый заместитель Премьер-министра
Республики Беларусь В.СЕМАШКО


Вернуться в «Оценка недвижимости; ценообразование в долевом строительстве и на рынке недвижимости»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей

cron

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by