О государственной политике в области оценочной деятельности
Прошло четыре месяца с момента вступления с силу указа президента № 615 об оценочной деятельности. А это значит, что все оценщики в нашей республике, которые смогли пройти аттестацию и получить аттестат на право заниматься оценкой объектов гражданских прав, работают сегодня в новых условиях. О государственной политике в оценочной деятельности, о том, что сделано с момента принятия данного указа и что предстоит еще сделать, рассказал на VI Международном конгрессе оценщиков СНГ, проходившем в Минске 6-7 сентября, заместитель директора Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Владимир Ковалевский.
До 2006 года в нашей стране вопросы оценочной деятельности комплексно не были урегулированы. Оценочная деятельность осуществлялась, как правило, на основании ведомственных актов. Чтобы заниматься оценочной деятельностью, юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям было достаточно заявить в своих учредительных документах, что одним из видов их деятельности является оценка, в том числе государственного имущества. Специальных требований к юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, занимающимся этим видом деятельности, не предъявлялось. Не было и надлежащего контроля со стороны государственных органов за деятельностью оценщиков. Поэтому профессиональный уровень многих оценщиков определять было сложно. Сложно было осуществлять и контроль за правильностью оценки имущества, производимой оценщиками. Все выше сказанное касалось в большей степени оценки различных видов объектов, кроме государственного имущества, потому что результаты оценки государственного имущества были урегулированы и контролировались соответствующими органами. Так, при оценке государственного имущества оценщики руководствовались положением об оценке государственного имущества, в котором были определены методы оценки, дата, на которую определялась стоимость государственного имущества, органы, проверяющие достоверность произведенной оценки.
С принятием 13 октября 2006 года указа президента об № 615 об оценочной деятельности ситуация в республике коренным образом поменялась. Указом установлено, что государственную политику в области оценочной деятельности определяет президент, правительство реализовывает данную государственную политику, осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной сфере, а также определяет методы оценки. Функции по ведению государственного реестра оценщиков, представлению интересов страны в международных организациях по вопросам оценки и осуществлению иных полномочий в области оценки возложены указом на Государственный комитет по имуществу.
Очень важным нововведением явилось то, что в указе содержится норма, согласно которой все оценщики – будь то индивидуальные предприниматели либо работники индивидуального предпринимателя, либо работники юридического лица, осуществляющие оценочную деятельность, подлежат аттестации. То есть, как пояснил заместитель директора Фонда государственного имущества, после 18 мая называть себя оценщиком смог лишь тот, кто в установленном порядке сдал аттестационный экзамен и получил аттестат оценщика.
В указе определены два республиканских органа - Государственный комитет по имуществу и Государственный комитет по науке и технологиям, которые осуществляют аттестацию оценщиков в зависимости от вида объекта оценки гражданских прав. Так, Государственный комитет по имуществу осуществляет аттестацию оценщиков на право проведения оценки предприятий как имущественных комплексов (бизнеса); капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, не завершенных строительством объектов; земельных участков; машин, оборудования, инвентаря, транспортных средств, материалов и иного имущества (за исключением предприятий как имущественных комплексов, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, не завершенных строительством объектов, объектов интеллектуальной собственности, земельных участков). То есть Госкомимущество выдает 4 вида аттестатов. Государственный комитет по науке и технологиям выдает аттестаты на право осуществления оценки объектов интеллектуальной собственности. На вышеназванные органы возложена обязанность контролировать работу аттестованных оценщиков.
Указом также определены методы оценки. Это индексный метод, метод балансового накопления активов, который применяется для оценки предприятий как имущественных комплексов, рыночные методы, метод кадастровой оценки, применяемый для оценки земельных участков, и метод учета валютной стоимости. В настоящее время с помощью этих методов производится оценка объектов гражданских прав.
Кроме того, в указе даны понятия внутренней и независимой оценки, определены случаи проведения обязательной оценки, ответственность исполнителей оценки, установлены требования к отчету и заключению оценщиков. В настоящее время все эти вопросы урегулированы.
В указе содержится норма, согласно которой оценка стоимости государственного имущества проводится только государственными организациями, осуществляющими оценочную деятельность, а также организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов. Почему принята такая норма? В.Ковалевский пояснил, неурегулированность оценочной деятельности и отсутствие высоких требований к профессиональной деятельности оценщиков явились причинами того, что при проверке отчетов проверяющие органы находили в них достаточно много ошибок. С целью исправить данное положение и была принята эта норма. Однако она, полагает выступающий, временная, но очень необходимая на первом этапе регулирования оценочной деятельности.
Несмотря на то, что указ об оценочной деятельности предполагает комплексное регулирование вопросов оценочной деятельности, документом установлен ряд объектов гражданских прав и ряд действий, на которые действие указа не распространяется. Это объясняется тем, что к моменту принятия указа об оценочной деятельности в республике уже сформировалось законодательство о страховой деятельности, таможенное законодательство, законодательство об изъятии имущества, о приватизации и т.д. Поэтому вопросы оценки имущества в этих сферах уже были урегулированы другими законодательными актами и не требовали дополнительного регулирования указом № 615.
Так, нормы указа не распространяются на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием; оценку изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом имущества; оценку государственного имущества в процессе приватизации; оценку имущества военного назначения, высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь, всех видов оружия и боеприпасов; оценку имущества, являющегося носителем государственных секретов; оценку стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей; оценку драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них и др.
Тем не менее, эта норма также является временной, сказал В.Ковалевский. В перспективе планируется по максимуму расширить перечень объектов гражданских прав, на которые будет распространяться указ № 615, а возможно, свести к нулю вообще все изъятия из данного указа.
По мнению В.Ковалевского, одной из самых важных в указе является норма, согласно которой оценка стоимости объектов гражданских прав осуществляется в соответствии с государственными стандартами Республики Беларусь, которые являются обязательными для применения при оценке имущества на всей территории республики.
До 2006 года оценщики также пользовались стандартами. Но это были в основном международные стандарты, которые не совсем учитывали специфику работы в наших условиях. Со стороны государственных органов в свое время также были разработаны и одобрены на коллегии Мингосимущества Методические рекомендации по рыночной оценке предприятий, зданий, сооружений. Ими также руководствовались в своей работе оценщики. Но этого было недостаточно. Поэтому было принято решение о создании национальных стандартов оценки. Только самодостаточное государство, которое серьезно относится к регулированию оценочной деятельности, к аттестации оценщиков может позволить себе разработку и принятие национальных стандартов оценки и работать по этим стандартам, сказал В.Ковалевский. Государственным комитетом по стандартизации в марте 2007 года утверждены 7 стандартов, которые вступили в силу в мае и которые являются обязательными для оценщиков при определении стоимости объектов гражданских прав.
Указ № 615 вступил в силу с 18 мая 2007 года. В течение 7 месяцев со дня подписания указа Государственным комитетом по имуществу проведена колоссальная работа в области принятия стандартов оценки, по утверждению положения о порядке проведения аттестации оценщиков, принятия положения о порядке ведения государственного реестра оценщиков. В настоящее время утверждено положение и осуществляется аттестация оценщиков по определенным видам объектов гражданских прав. Создана аттестационная комиссия, утверждены экзаменационные вопросы, варианты правильных ответов.
Начиная с апреля этого года под эгидой Госкомимущества проводится аттестация оценщиков по 4 видам объектов гражданских прав. На сегодняшний день уже аттестованы 10 человек на право проведения оценки предприятий как имущественных комплексов; 150 человек – на право проведения оценки капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, не завершенных строительством объектов; 7 человек – на право проведения оценки земельных участков и 78 человек – на право проведения оценки машин, оборудования, транспортных средств, материалов и иного оборудования. Все эти оценщики сегодня официально работают у нас в стране и производят оценку стоимости объектов гражданских прав по тем видам деятельности, по которым им выданы аттестаты.
Госкомимущество серьезно подходит к аттестации оценщиков. Как показала практика, около 30 % претендентов на получение аттестата с первого раза не могут пройти аттестацию. Экзамен проходит в форме тестов. Из 100 % установлен проходной балл 80. Решая тесты, претенденты набирают менее 80 баллов, а некоторые - не более 30-35 баллов. Учитывая это, Госкомимуществом организована предварительная учеба претендентов на право получения аттестата. Организованы 2-х, 3-недельные курсы, где рассматриваются не только теоретические вопросы, но и практические.
В указе содержится норма, в соответствии с которой претендент, не прошедший аттестацию на право заниматься оценкой того или иного вида объектов гражданских прав, повторно может подавать заявление на прохождение аттестации только через 5 месяцев, а при повторном непрохождении тестирования – через 2 года со дня подачи первого заявления. Сам аттестат выдается сроком на 3 года. По истечении этого срока оценщик не проходит повторной аттестации, а только предоставляет свои отчеты, на основании проверки которых срок действия аттестата продлевается еще на 3 года.
Учитывая то, что правоприменительная практика данного указа очень мала - всего лишь 3,5 месяца, это не позволяет делать какие-то глобальные выводы по применению данного указа. Тем не менее, отметил В.Ковалевский, в Госкомимуществе уже видят, в каком направлении надо работать дальше. Так, в частности, будет вестись работа по расширению сфер деятельности, на которые сегодня указ не распространяется.
Кроме того, Госкомимущество будет выступать с предложением о внесении изменений и дополнений в указ № 615. Так, в частности, требует пересмотра норма, в соответствии с которой претендовать на получение свидетельства об аттестации оценщика может только физическое лицо, имеющее высшее экономическое, юридическое или техническое образование. Как высказал предположение заместитель директора Фонда государственного имущества, пожалуй, тех оценщиков, которые работали в этой сфере деятельности до принятия указа, имеют большой опыт, не стоит отстранять от этой работы. Поэтому эта норма, возможно, будет пересмотрена. Однако процесс этот сложный, требующий согласования большого круга заинтересованных. Кроме того, Госкомимущество продолжит работу по аттестации оценщиков и разработку методических рекомендаций, указаний, которые будут приняты в развитие стандартов оценки.
Елена МАСЛОВСКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
24 сентября 2007