Регулирование оценочной деятельности

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Регулирование оценочной деятельности

Сообщение Toto (Admin) » Ср окт 10, 2007 12:49 pm

О государственной политике в области оценочной деятельности

Прошло четыре месяца с момента вступления с силу указа президента № 615 об оценочной деятельности. А это значит, что все оценщики в нашей республике, которые смогли пройти аттестацию и получить аттестат на право заниматься оценкой объектов гражданских прав, работают сегодня в новых условиях. О государственной политике в оценочной деятельности, о том, что сделано с момента принятия данного указа и что предстоит еще сделать, рассказал на VI Международном конгрессе оценщиков СНГ, проходившем в Минске 6-7 сентября, заместитель директора Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Владимир Ковалевский.

До 2006 года в нашей стране вопросы оценочной деятельности комплексно не были урегулированы. Оценочная деятельность осуществлялась, как правило, на основании ведомственных актов. Чтобы заниматься оценочной деятельностью, юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям было достаточно заявить в своих учредительных документах, что одним из видов их деятельности является оценка, в том числе государственного имущества. Специальных требований к юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, занимающимся этим видом деятельности, не предъявлялось. Не было и надлежащего контроля со стороны государственных органов за деятельностью оценщиков. Поэтому профессиональный уровень многих оценщиков определять было сложно. Сложно было осуществлять и контроль за правильностью оценки имущества, производимой оценщиками. Все выше сказанное касалось в большей степени оценки различных видов объектов, кроме государственного имущества, потому что результаты оценки государственного имущества были урегулированы и контролировались соответствующими органами. Так, при оценке государственного имущества оценщики руководствовались положением об оценке государственного имущества, в котором были определены методы оценки, дата, на которую определялась стоимость государственного имущества, органы, проверяющие достоверность произведенной оценки.

С принятием 13 октября 2006 года указа президента об № 615 об оценочной деятельности ситуация в республике коренным образом поменялась. Указом установлено, что государственную политику в области оценочной деятельности определяет президент, правительство реализовывает данную государственную политику, осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной сфере, а также определяет методы оценки. Функции по ведению государственного реестра оценщиков, представлению интересов страны в международных организациях по вопросам оценки и осуществлению иных полномочий в области оценки возложены указом на Государственный комитет по имуществу.

Очень важным нововведением явилось то, что в указе содержится норма, согласно которой все оценщики – будь то индивидуальные предприниматели либо работники индивидуального предпринимателя, либо работники юридического лица, осуществляющие оценочную деятельность, подлежат аттестации. То есть, как пояснил заместитель директора Фонда государственного имущества, после 18 мая называть себя оценщиком смог лишь тот, кто в установленном порядке сдал аттестационный экзамен и получил аттестат оценщика.

В указе определены два республиканских органа - Государственный комитет по имуществу и Государственный комитет по науке и технологиям, которые осуществляют аттестацию оценщиков в зависимости от вида объекта оценки гражданских прав. Так, Государственный комитет по имуществу осуществляет аттестацию оценщиков на право проведения оценки предприятий как имущественных комплексов (бизнеса); капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, не завершенных строительством объектов; земельных участков; машин, оборудования, инвентаря, транспортных средств, материалов и иного имущества (за исключением предприятий как имущественных комплексов, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, не завершенных строительством объектов, объектов интеллектуальной собственности, земельных участков). То есть Госкомимущество выдает 4 вида аттестатов. Государственный комитет по науке и технологиям выдает аттестаты на право осуществления оценки объектов интеллектуальной собственности. На вышеназванные органы возложена обязанность контролировать работу аттестованных оценщиков.

Указом также определены методы оценки. Это индексный метод, метод балансового накопления активов, который применяется для оценки предприятий как имущественных комплексов, рыночные методы, метод кадастровой оценки, применяемый для оценки земельных участков, и метод учета валютной стоимости. В настоящее время с помощью этих методов производится оценка объектов гражданских прав.

Кроме того, в указе даны понятия внутренней и независимой оценки, определены случаи проведения обязательной оценки, ответственность исполнителей оценки, установлены требования к отчету и заключению оценщиков. В настоящее время все эти вопросы урегулированы.

В указе содержится норма, согласно которой оценка стоимости государственного имущества проводится только государственными организациями, осуществляющими оценочную деятельность, а также организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов. Почему принята такая норма? В.Ковалевский пояснил, неурегулированность оценочной деятельности и отсутствие высоких требований к профессиональной деятельности оценщиков явились причинами того, что при проверке отчетов проверяющие органы находили в них достаточно много ошибок. С целью исправить данное положение и была принята эта норма. Однако она, полагает выступающий, временная, но очень необходимая на первом этапе регулирования оценочной деятельности.

Несмотря на то, что указ об оценочной деятельности предполагает комплексное регулирование вопросов оценочной деятельности, документом установлен ряд объектов гражданских прав и ряд действий, на которые действие указа не распространяется. Это объясняется тем, что к моменту принятия указа об оценочной деятельности в республике уже сформировалось законодательство о страховой деятельности, таможенное законодательство, законодательство об изъятии имущества, о приватизации и т.д. Поэтому вопросы оценки имущества в этих сферах уже были урегулированы другими законодательными актами и не требовали дополнительного регулирования указом № 615.

Так, нормы указа не распространяются на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием; оценку изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом имущества; оценку государственного имущества в процессе приватизации; оценку имущества военного назначения, высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь, всех видов оружия и боеприпасов; оценку имущества, являющегося носителем государственных секретов; оценку стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей; оценку драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них и др.

Тем не менее, эта норма также является временной, сказал В.Ковалевский. В перспективе планируется по максимуму расширить перечень объектов гражданских прав, на которые будет распространяться указ № 615, а возможно, свести к нулю вообще все изъятия из данного указа.

По мнению В.Ковалевского, одной из самых важных в указе является норма, согласно которой оценка стоимости объектов гражданских прав осуществляется в соответствии с государственными стандартами Республики Беларусь, которые являются обязательными для применения при оценке имущества на всей территории республики.

До 2006 года оценщики также пользовались стандартами. Но это были в основном международные стандарты, которые не совсем учитывали специфику работы в наших условиях. Со стороны государственных органов в свое время также были разработаны и одобрены на коллегии Мингосимущества Методические рекомендации по рыночной оценке предприятий, зданий, сооружений. Ими также руководствовались в своей работе оценщики. Но этого было недостаточно. Поэтому было принято решение о создании национальных стандартов оценки. Только самодостаточное государство, которое серьезно относится к регулированию оценочной деятельности, к аттестации оценщиков может позволить себе разработку и принятие национальных стандартов оценки и работать по этим стандартам, сказал В.Ковалевский. Государственным комитетом по стандартизации в марте 2007 года утверждены 7 стандартов, которые вступили в силу в мае и которые являются обязательными для оценщиков при определении стоимости объектов гражданских прав.

Указ № 615 вступил в силу с 18 мая 2007 года. В течение 7 месяцев со дня подписания указа Государственным комитетом по имуществу проведена колоссальная работа в области принятия стандартов оценки, по утверждению положения о порядке проведения аттестации оценщиков, принятия положения о порядке ведения государственного реестра оценщиков. В настоящее время утверждено положение и осуществляется аттестация оценщиков по определенным видам объектов гражданских прав. Создана аттестационная комиссия, утверждены экзаменационные вопросы, варианты правильных ответов.

Начиная с апреля этого года под эгидой Госкомимущества проводится аттестация оценщиков по 4 видам объектов гражданских прав. На сегодняшний день уже аттестованы 10 человек на право проведения оценки предприятий как имущественных комплексов; 150 человек – на право проведения оценки капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, не завершенных строительством объектов; 7 человек – на право проведения оценки земельных участков и 78 человек – на право проведения оценки машин, оборудования, транспортных средств, материалов и иного оборудования. Все эти оценщики сегодня официально работают у нас в стране и производят оценку стоимости объектов гражданских прав по тем видам деятельности, по которым им выданы аттестаты.

Госкомимущество серьезно подходит к аттестации оценщиков. Как показала практика, около 30 % претендентов на получение аттестата с первого раза не могут пройти аттестацию. Экзамен проходит в форме тестов. Из 100 % установлен проходной балл 80. Решая тесты, претенденты набирают менее 80 баллов, а некоторые - не более 30-35 баллов. Учитывая это, Госкомимуществом организована предварительная учеба претендентов на право получения аттестата. Организованы 2-х, 3-недельные курсы, где рассматриваются не только теоретические вопросы, но и практические.

В указе содержится норма, в соответствии с которой претендент, не прошедший аттестацию на право заниматься оценкой того или иного вида объектов гражданских прав, повторно может подавать заявление на прохождение аттестации только через 5 месяцев, а при повторном непрохождении тестирования – через 2 года со дня подачи первого заявления. Сам аттестат выдается сроком на 3 года. По истечении этого срока оценщик не проходит повторной аттестации, а только предоставляет свои отчеты, на основании проверки которых срок действия аттестата продлевается еще на 3 года.

Учитывая то, что правоприменительная практика данного указа очень мала - всего лишь 3,5 месяца, это не позволяет делать какие-то глобальные выводы по применению данного указа. Тем не менее, отметил В.Ковалевский, в Госкомимуществе уже видят, в каком направлении надо работать дальше. Так, в частности, будет вестись работа по расширению сфер деятельности, на которые сегодня указ не распространяется.

Кроме того, Госкомимущество будет выступать с предложением о внесении изменений и дополнений в указ № 615. Так, в частности, требует пересмотра норма, в соответствии с которой претендовать на получение свидетельства об аттестации оценщика может только физическое лицо, имеющее высшее экономическое, юридическое или техническое образование. Как высказал предположение заместитель директора Фонда государственного имущества, пожалуй, тех оценщиков, которые работали в этой сфере деятельности до принятия указа, имеют большой опыт, не стоит отстранять от этой работы. Поэтому эта норма, возможно, будет пересмотрена. Однако процесс этот сложный, требующий согласования большого круга заинтересованных. Кроме того, Госкомимущество продолжит работу по аттестации оценщиков и разработку методических рекомендаций, указаний, которые будут приняты в развитие стандартов оценки.

Елена МАСЛОВСКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
24 сентября 2007
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Чт дек 04, 2008 4:08 pm, всего редактировалось 2 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Государственная политика в области оценки

Сообщение Toto (Admin) » Чт окт 25, 2007 9:42 am

Кто поставит оценку оценщику

Вчера депутаты Палаты представителей рассмотрели в первом чтении ряд законопроектов, касающихся регистрации и оценки недвижимости.

В последние годы в этой сфере государством уже многое сделано. О некоторых из очередных шагов в этом направлении вчера сообщил, представляя поправки в Закон “О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним”, председатель Госкомимущества Беларуси Георгий Кузнецов.

Прежде всего изменения касаются тех, кому приходится делить жилье с другими хозяевами. Если дом или квартира остаются детям по наследству и кто-то из них хочет продать свои “квадратные метры”, то по нынешним законам это сделать не проще, чем решить задачу по высшей математике. А суть в том, что свое согласие на такое элементарное с технической точки зрения действие должны дать соседи. Но “договориться по-дружески” — это еще полбеды. А если нужный дольщик не находится в приделах досягаемости, в том смысле что уехал бороздить просторы чужой страны? Тупик? Но в скором времени, как сообщил Георгий Кузнецов, подобные мытарства отойдут в прошлое. Хочет гражданин стать полноправным владельцем своей комнатки на общей кухне — нет проблем. И ни у кого ничего просить не понадобится.

Вообще, принцип “чем проще — тем лучше” является основным для нынешнего процесса дебюрократизации. Необходимость заполнять великое множество отчетов по самым пустяковым поводам, обязательность “проводить” через собрания чисто формальные решения — все это усложняет жизнь не только отдельных граждан, но и целых ведомств.

Вчера парламентариями были также рассмотрены дополнения в кодексы по вопросам об оценочной деятельности. Правовые новации (за нарушения в области оценочной деятельности предусматривается штраф до 100 базовых величин) особого интереса у депутатов не вызвали. Зато состояние “оценочной отрасли” породило бурную дискуссию в Овальном зале. Критике подвергалось главным образом то, что в государстве не выработаны четкие “оценки работы оценщиков”. Например, Галина Мазуркевич пыталась добиться у Георгия Кузнецова четкого ответа, что делать человеку, если ему предлагают выложить за помещение сумму, в 10 раз большую рыночной? А Лилия Кашенкова, наоборот, интересовалась, как быть многодетной семье, которая покупает квартиру за 70 миллионов рублей, а “специалисты оценивают ее в 20 миллионов и, следовательно, исходя из этого рассчитываются льготные субсидии”?

По мнению председателя Госкомимущества, корень проблемы заключается в недостаточном количестве высококвалифицированных кадров. Сегодня в стране аттестовано 280 оценщиков. Однако этого для республики явно мало. Георгий Кузнецов убежден, что белорусские вузы должны заняться подготовкой соответствующих специалистов. Одновременно в Госкомимуществе планируется создать группу, которая будет выборочно проверять оценочные отчеты. На что Председатель Палаты представителей Вадим Попов, ведший вчерашнее пленарное заседание, заметил, что у нас еще не изжита практика, когда на одного работающего приходится несколько проверяющих. Хотя нужно идти другим путем — совершенствовать законодательную и правоприменительную практику.

Палата представителей в первом чтении рассмотрела также законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Беларуси по вопросам жилищных отношений”. По словам министра жилищно-коммунального хозяйства Владимира Белохвостова, служебные жилые помещения будут предоставляться на период сохранения трудовых отношений с государственным органом или иной госорганизацией. А с гражданами, имевшими право приватизировать служебное жилое помещение, но не обратившимися по этому вопросу до 1 января 2008 года в соответствующие структуры, будут заключаться договоры найма на определенный срок, по истечении которого — выселение в судебном порядке без предоставления другого жилья.

Вчера депутатами был принят и ряд кадровых решений. Палата представителей большинством голосов проголосовала за кандидатуру Валентина Симирского на должность председателя Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ. Ранее эту комиссию возглавлял нынешний Председатель Палаты представителей Вадим Попов. А бывший глава Палаты представителей Владимир Коноплев переходит работать в Постоянную комиссию по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту.

Виктор ЛЕЩЕНКО
Народная газета
12 октября 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Ответственность за нарушения в области оценки недвижимости

Сообщение Toto (Admin) » Ср ноя 14, 2007 1:48 pm

Штраф для оценщика

Депутатский корпус поддержал в первом чтении поправки в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам оценочной деятельности, обусловленные принятием указов Президента от 13.10.2006 № 615 и от 1.03.2007 № 116.

Предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьями, предусматривающими, что осуществление сделок с объектами гражданских прав без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, влечет наложение штрафа.

После принятия и вступления в силу поправок за данное нарушение на физическое лицо и на индивидуального предпринимателя будет налагаться штраф от 10 до 30 базовых величин, на юридическое — от 30 до 100 БВ.

Оценщикам в случае нарушения ими требований по оценке, предусмотренных законодательством, также грозят штрафы: физлицам и ИП — от 10 до 30 БВ, должностному лицу юрлица — от 30 до 100 БВ.

По словам зампредседателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анны Буровой, обязательная оценка проводится при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного банкротом для определения начальной цены; при продаже госимущества или приобретении госорганизацией недвижимости; по кредитному договору залога; при внесении недежного вклада в уставный фонд юрлица.

Депутат отметила, что ответственность физлиц вводится для тех случаев, когда они сами являются оценщиками или в случае залога имущества.

В Процессуально-исполнительный кодекс вносятся поправки, в соответствии с которыми рассмотрение дел о правонарушениях по вопросам оценочной деятельности будет осуществляться на основании протоколов об административных правонарушениях, составляемых уполномоченными на то должностными лицами Комитета госконтроля, Госкомитета по имуществу, Госкомитета по науке и технологиям, а рассматривать такие дела будут хозяйственные суды и органы КГК.

Анна РАДЮК
Экономическая газета
16 октября 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Судебный эксперт или независимый оценщик?

Сообщение Toto (Admin) » Чт янв 10, 2008 3:36 pm

ЗАМЕНИТ ЛИ ОЦЕНЩИК СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА?

К вопросу о новых правовых условиях осуществления экспертной и оценочной деятельности в Республике Беларусь.

В настоящее время все большее значение для установления истины по уголовным, гражданским делам, делам о хозяйственных спорах имеет заключение эксперта. И немаловажный вес во всем объеме проводимых экспертиз занимают экспертизы, связанные с оценкой различного рода объектов: строительно-техническая, товароведческая и автотовароведческая. Основной их задачей является определение стоимости товара, строительного объекта, ремонтно-восстановительных работ, размера причиненного вреда, которые имеют огромное значение для установления точного размера похищенного, вреда, компенсации и так далее. Ведь в итоге именно стоимость играет решающую роль в юридической квалификации действий, фактов, составлении итогового решения по делу.

14 сентября 2003 года был принят Указ Президента Республики Беларусь №407 «О некоторых мерах по совершенствованию судебно-экспертной деятельности» (далее - Указ №407), установивший, что специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги - судебно-экспертной деятельности - организациям, не являющимся государственными судебно-экспертными учреждениями, выдаются Министерством юстиции Республики Беларусь.

Перечень государственных судебно-экспертных учреждений и подразделений, осуществляющих свою деятельность без получения специальных разрешений (лицензий), определен п. 2 Указа №407. Все организации, включенные в данный перечень, входят в систему государственных органов, у которых проведение судебных экспертиз является одним из основных видов деятельности.

Порядок лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг, в том числе судебно-экспертной деятельности, определен Положением о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. №1363.

В соответствии с данным Положением судебно-экспертная деятельность представляет собой возмездное оказание услуг судам (судьям), органам дознания, следователям, прокурорам, иным участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса в установлении фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию по уголовным, гражданским делам, делам, рассматриваемым в хозяйственном суде, делам об административных правонарушениях посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности.

Совместным письмом Прокуратуры Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. №03-36/70 «О некоторых вопросах судебно-экспертной деятельности» разъяснено, что органы уголовного преследования и суды вправе поручать производство экспертизы специалистам государственных или негосударственных учреждений и организаций, а также любому сведущему лицу, обладающему специальными познаниями в области науки, техники, искусства и иных сферах деятельности. Наличие специального разрешения (лицензии) не требуется, если поручение о проведении такой экспертизы носит разовый характер.

Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. №615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ №615) позволяет различным образом рассматривать деятельность организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих судебно-экспертную деятельность, связанную с оценкой различных объектов (товароведческая, автотовароведческая, строительно-техническая экспертизы). В соответствии с п. 1.4 Указа №615 для проведения оценки стоимости объектов гражданских прав оценщики должны быть аттестованы в установленном порядке. Закономерно возникает вопрос: должен ли эксперт, определяющий стоимость объекта, являться оценщиком, и обязательны ли для него порядок и условия проведения оценки, установленные Указом №615?

В пункте 1.8 Указа №615 перечислены случаи, на которые его действие не распространяется. К ним относится оценка: имущества (движимого и недвижимого) в связи со страхованием; имущества изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом; государственного имущества в процессе приватизации; имущества военного назначения, высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь, всех видов оружия и боеприпасов; имущества, являющегося носителем государственных секретов; стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей; драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них; таможенными органами изъятых, арестованных, задержанных, принятых на временное хранение товаров, а также товаров, в отношении которых выдано таможенное разрешение на использование в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства (предварительная); описанного либо арестованного имущества, переоценку имущества, осуществляемую судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским или хозяйственным процессуальным законодательством; имущества в иных случаях, определенных законодательными актами.

Отсутствие в данном перечне прямого указания на судебную экспертизу не исключает возможности поручения производства экспертизы специалисту, не имеющему свидетельства оценщика. Более того, по разовому поручению проведение такой экспертизы может быть поручено даже специалисту, не имеющему свидетельства эксперта и специального разрешения (лицензии) Министерства юстиции Республики Беларусь.

На первый взгляд, данное обстоятельство выглядит как противоречие требований законодательства в области оценки стоимости объектов гражданских прав и законодательства в области судебно-экспертной деятельности. Однако, по нашему мнению, этот случай полностью соответствует п. 1.8 Указа №615 и относится к «оценке имущества в иных случаях, определенных законодательными актами».

Ситуацию несколько усложняют требования Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь (далее - Положение), утвержденного Указом №615. Так, Положение допускает, что заказчиком независимой оценки может быть суд, принявший постановление о необходимости проведения оценки. Однако Положение не регламентирует условия и порядок исполнения постановления о назначении судебной экспертизы со всеми установленными законом юридическими последствиями (обязательная форма документа, требования к заключению, которое составляет эксперт, требования к порядку предупреждения об ответственности: уголовной или административной и т.д.). Кроме того, в Положении не учтено, что постановление о назначении экспертизы помимо общего суда может вынести хозяйственный суд, следователь, дознаватель, орган дознания, прокурор, орган, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что разработчик Указа №615 и Положения не имел в виду судебную экспертизу. Поэтому процессуальные требования к производству экспертиз в данном случае не были приняты во внимание.

Данный вывод подтверждается и требованиями п. 9 Положения к итоговому документу по результатам независимой оценки - заключению об оценке, а не заключению эксперта, как это предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее -(УПК), Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее -ГПК), Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК).

Так, результатом производства судебной экспертизы является заключение эксперта, отличающееся структурой, формой, наличием подписки о правах, обязанностях и уголовной ответственности эксперта, от документов, выдаваемых оценщиком. Более того, заключение эксперта подписывается исключительно экспертом, производящим экспертизу. В то же время оба обязательных документа, выдаваемых оценщиком, а именно заключение об оценке и отчет об оценке подписываются самим оценщиком и руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся исполнителем оценки.

На практике зачастую назначаются экспертизы, в которых на разрешение эксперту ставится несколько различных вопросов, в числе которых может присутствовать и вопрос относительно стоимости объекта. Эксперт, проводя исследование, готовит один документ с ответами на все вопросы по качеству и стоимости. Трудно представить себе, что эксперт составляет заключение по качеству объекта соответствующей формы, после чего готовит еще два документа о стоимости (заключение и отчет), которые не содержат подписки об уголовной ответственности эксперта и подписываются руководителем экспертного учреждения. И как поступать судье с заключением об оценке, полученным вместо заключения эксперта?

Экспертизы, связанные с оценкой стоимости товаров народного потребления, технологического оборудования, ювелирных изделий, строительных объектов и строительных материалов, классифицируют объекты исследования отлично от объектов оценки оценщиком.

Так, например, строительный материал исследуется экспертом-строителем. В то же время при его оценке в соответствии с Положением такой материал не относится к предметам, которые могут оценивать лица, получившие свидетельство об аттестации по оценке капитальных строений (зданий, сооружений), не завершенных строительством объектов, изолированных помещений как объектов недвижимого имущества. В данном случае необходимо наличие свидетельства об аттестации на оценку машин, оборудования, инвентаря, материалов и транспортных средств. Поэтому в случае, если судебная экспертиза не относится к п. 1.8 Указа №615, эксперту-строителю нужно получить несколько свидетельств об аттестации оценщика, а также обладать специальными познаниями в области строительства, товароведения, оценки оборудования, товаров народного потребления, автотранспорта, самолетов, поездов и водных транспортных средств. Сложно представить такого универсального эксперта с достаточными знаниями в каждой области, который мог бы давать грамотные и обоснованные заключения.

В заключении об оценке обязательно должна быть указана цель оценки. Причем согласно п. 14 Положения стоимость объекта оценки, указанная в заключении об оценке, может использоваться только в соответствии с целью оценки. Возможные цели оценки объекта для судов Указом №615 и Положением не названы.

Положение также предусматривает независимость оценщика от требований заказчика, в том числе и суда, который также может выступать заказчиком. Это противоречит требованиям УПК, ГПК, ХПК в части проведения экспертизы. Положением предусмотрено, что стоимость объекта оценки, указанная в заключении об оценке (отчете об оценке), имеет заранее установленную силу для суда - заказчика оценки.

В соответствии с п. 16 Положения для отклонения результата оценки суд - заказчик оценки должен подать иск и в судебном порядке в качестве истца добиваться признания недостоверности проведенной оценки. Сложно представить себе данную ситуацию даже гипотетически, так как, пожалуй, ни одна правовая система в мире, включая отечественную, не знает механизма рассмотрения дел, при котором судья одновременно выступает истцом и принимает по делу окончательное решение в вопросе оценки доказательств. Даже в бытность системы формальных доказательств суд всегда был вправе усомниться в их достоверности.

Еще раз подчеркнем, что абсурдность такого положения не является результатом противоречий Указа №615, Положения и действующего процессуального законодательства. Наоборот, это указывает на то, что оценочная и судебно-экспертная деятельность не совпадают. Производство экспертиз, связанных с определением стоимости объектов гражданских прав, является случаем, который указан в п. 1.8 Указа №615, когда его действие не распространяется на оценку объекта.

Что же имел в виду разработчик, предусматривая такую разновидность независимой оценки, как оценка на основании постановления суда о необходимости проведения оценки?

Процессуальное законодательство позволяет суду принимать постановления, не ограничивая круг решаемых им вопросов. До настоящего времени в судебной практике постановления о необходимости проведения оценки не встречались. По всей видимости, в этой части нужно иметь законодательную базу и судебную практику. Очевидно, что разработчик уже определил субъекта, который потенциально может быть выше суда. Им является независимый оценщик, результат оценки которого имеет высшую силу, обязателен для суда, не связан никакими условиями и требованиями, поставленными судом. Нормы процессуального законодательства на него пока не распространяются и нуждаются в соответствующих изменениях и дополнениях. Однако на сегодняшний день уже сформирован порядок оценки в области оценочной деятельности.

Но согласно новому порядку осуществления оценочной деятельности может ли оценщик полностью вытеснить судебного эксперта, который проводит исследования, связанные с оценкой стоимости объектов гражданских прав? Ответ очевиден: нет, не может.

Так, п. 16 Положения предусматривает судебный порядок оспаривания результатов оценки контролирующим органом, в том числе Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь. И здесь суду неизбежно потребуется помощь эксперта. Специалист, имеющий свидетельство Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь или Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, формально подлежит отводу по собственной инициативе или по ходатайству одной из сторон, так как находится в определенной зависимости от заинтересованной стороны (контролирующего органа-истца).

Следует указать и еще один момент: в п. 47 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г. №17 «Об утверждении Инструкции о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам» указано, что «для оценки жилого или иного строения в обязательном порядке назначается экспертная оценка рыночной стоимости данного имущества». В данном случае неясно значение понятия «экспертная оценка». Если имеется в виду, что экспертная оценка - это оценка, проводимая экспертом, то должно быть вынесено определение (постановление) о назначении судебной экспертизы. Если же это экспертная оценка, проводимая в соответствии с Указом №615, то она представляет собой оценку, которая приравнивается к составлению заключения специалиста, справки, не является экспертной и выполняется аттестованным оценщиком.

Таким образом, всестороннее изучение сложившейся ситуации подтверждает, что оценка при производстве судебных экспертиз подпадает под действие п. 1.8 Указа Президента №615.

Кроме того, практика показывает, что стоимость, определяемая оценщиком, и стоимость оценки объекта в ходе производства экспертизы значительно отличаются. К сожалению, порядок осуществления оценочной деятельности в меньшей степени гарантирует объективность оценки, нежели судебная экспертиза. Причиной этого выступает допустимый «беспредел» в выборе исходных данных и применения методов оценки оценщиком. От оценщика не требуется обоснование расчета. Наличие такой возможности приводит к тому, что ошибки оценщиков достигают как занижения стоимости на 80%, так и завышения стоимости на 100% и более. В абсолютных величинах названный диапазон может исчисляться десятками миллионов рублей. Нетрудно представить, как это может отразиться на юридической оценке действий обвиняемого.

В этой связи полагаем, что оценщик ни в коей мере не может заменить судебного эксперта. Более того, по уголовным, гражданским делам, делам о хозяйственных спорах, возбуждаемым на основе результатов оценки (оценка причиненного вреда, стоимость похищенного имущества и т.д.), нужна проверка достоверности оценки. И сделать это без проведения экспертизы практически невозможно.

Игорь МОРОЗ,
заместитель директора по научной работе (экспертная деятельность) государственного учреждения «Научно-исследовательский институт криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции»

Геннадий ИГНАТКОВИЧ,
заместитель директора,
начальник сектора судебной экспертизы Центра оценки

Юстиция Беларуси
Декабрь 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Регулирование оценочной деятельности в Беларуси

Сообщение Toto (Admin) » Чт дек 04, 2008 4:13 pm

Оценочную деятельность подкорректируют

С 17 мая 2007 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 года № 615 "Об оценочной деятельности в Республике Беларусь". И с этого времени все белорусские оценщики работают в новых условиях, руководствуясь в своей деятельности этим законодательным документом. Однако, практика применения данного Указа показала, что оценочная деятельность в Беларуси требует улучшения и упорядочения. Именно этим и обусловлено решение Госкомимущества о внесении изменений и дополнений в данный Указ.

В проект указа предлагается внести порядка 10 новых норм. Об этом сообщил 25 сентября на VII Международной конференции Белорусского общества оценщиков «Оценка и инвестиции в Беларуси» начальник отдела оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества Госкомимущества Владимир Науменко. В проекте учтены предложения государственных органов, экспертов, практиков, а также новшества, которые произошли в оценочной деятельности в мире.

В указе № 615 содержится норма, согласно которой оценка стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится только государственными организациями либо организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов. Теперь же предлагается наряду с государственными организациями, которые проводят оценку госимущества, разрешить осуществлять эту деятельность и унитарным предприятиям Белорусской торгово-промышленной палаты. Как отметил В.Наумов, это решение принято в связи с тем, что Белорусская торгово-промышленная палата является некоммерческой организацией и осуществляла оценочную деятельность еще до принятия указа практически во всех регионах республики. Кроме того, Белорусская торгово-промышленная палата наделена в соответствии с законодательством об этой организации рядом функций, которые характерны именно для государственной организации.

Несмотря на то, что указ об оценочной деятельности комплексно регулирует вопросы оценочной деятельности, документом установлен ряд объектов гражданских прав и ряд действий, на которые действие указа не распространяется. Это объясняется тем, что к моменту принятия указа об оценочной деятельности в республике уже сформировалось законодательство о страховой деятельности, таможенное законодательство, законодательство об изъятии имущества, о приватизации и т.д. Поэтому вопросы оценки имущества в этих сферах уже были урегулированы другими законодательными актами и не потребовали дополнительного регулирования указом № 615. Так, например, указ об оценочной деятельности не распространяется на: оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием; оценку изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом имущества; оценку государственного имущества в процессе приватизации; оценку имущества военного назначения, высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь, всех видов оружия и боеприпасов; оценку имущества, являющегося носителем государственных секретов; оценку стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей; оценку драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них и др.

Предполагается, что в новом документе вопросы переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, наряду с перечисленными и другими объектами, также не будут регулироваться указом об оценочной деятельности. Как пояснил В.Наумов, в настоящее время все эти вопросы регулируются отдельным указом № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», поэтому нет необходимости регулировать данные вопросы и указом об оценочной деятельности.

Следующие изменения в указ коснулись деятельности судебных экспертов в области проведения экспертизы достоверности оценки стоимости объектов гражданских прав. Они направлены на нормативное регулирование деятельности судебных экспертов в данной области, а также на закрепление методологического единства подходов к оценке, проводимой как оценщиками, так и судебными экспертами. То есть проект указа предусматривает, что деятельность судебных экспертов, связанная с экспертизой достоверности оценки стоимости объектов гражданских прав, будет осуществляться в соответствии с законодательством о судебно-экспертной деятельности, но с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об оценочной деятельности. Это позволит, по мнению В.Наумова, соединить судебно-экспертную деятельность с оценочной деятельностью.

Предлагается также дополнить перечень объектов гражданских прав, подлежащих оценке. Так, согласно Положению об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь объектами гражданских прав, подлежащих оценке, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы и другое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности. Данный перечень в проекте указа расширен еще такими видами объектов гражданских прав, как имущество юрлиц, ценные бумаги, имущественные товары (согласно Гражданскому кодексу РБ).

Следующие изменения коснулись деятельности юридических лиц, являющихся исполнителями оценки. На сегодняшний день оценочной организацией признается такая организация, в штате которой состоят не менее двух оценщиков. Но реалии таковы, что в настоящее время во многих организациях оценщики работают на полставки, на четверть ставки. И получается, что один и тот же человек работает в нескольких организациях, не имея возможности полностью сконцентрироваться на работе в одной организации и таким образом реализовать себя и применить в полном объеме свои знания и умения. Поэтому предлагается оценочной организацией считать такую организацию, в которой состоит не менее двух оценщиков, для которых данная организация является основным местом работы. По мнению В.Наумова, это логично, и Госкомимущество таким образом пытается регулировать деятельность юрлиц и добиться того, чтобы оценщик имел одно место работы, выполнял определенный норматив работы. Это поможет в конечном итоге повысить качество его работы как оценщика.

Изменения коснутся и проведения кадастровой оценки. Дело в том, что кадастровая оценка –это разновидность массовой оценки. Она производится в установленные законодательством сроки с определенной периодичностью и позволяет производить оценку множества объектов имущества с использованием модели оценки, статистических данных и т.д. Но если раньше законодательством было предусмотрено, что кадастровая оценка применяется только для определения стоимости земельных участков, то сейчас в новом проекте указа об оценочной деятельности предлагается применять кадастровую оценку и для определения стоимости других объектов недвижимости, например, для целей налогообложения, определения арендной платы и т.д.

Будут также более четко прописаны нормы в проведении внутренней оценки имущества. Изменения коснутся и обязательной оценки.

Каковы реалии

Как отметила в своём выступлении на конференции начальник управления экспертизы оценки имущества Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Нина Милошевич, начинать работать в новых условиях, после вступления в силу указа № 615, было достаточно сложно. В первую очередь потому, что потребовалась аттестация, к которой многие оценщики не были готовы. С другой стороны, и подготовиться к ней не просто. Организаций, которые могут заниматься подготовкой оценщиков к аттестации, крайне мало. Одной из них является учебный центр при Госимуществе, но на сегодняшний день его ресурсы также практически все задействованы. Это привело к тому, что на какой-то момент не хватало оценщиков. В настоящее время рынок уже пополнился оценщиками, но дефицит кадров все же еще ощущается.

Что касается оценщиков – членов Белорусского общества оценщиков, то некоторые из них, по словам Н.Милошевич, также успешно прошли аттестацию. Однако, к сожалению, многие оценщики до сих пор еще не смогли аттестоваться. Но не потому, что у них не хватает опыта. Опыт как раз есть, потому что многие из них уже достаточно давно работают на этом рынке. Но оценщикам не хватает теоретической подготовки, умения разобраться в нормативной базе, которая создана в развитие указа № 615.

А сегодня ситуация такова, что оценщики очень востребованы на рынке. В настоящее время предприятиям как никогда нужны специалисты, владеющие основами оценки. «Оценщик на самом деле должен обладать очень большим опытом и владеть юридическими вопросами, экономическими, разбираться в вопросах ведения бухучета, планирования и многих других, для того чтобы правильно сориентироваться, где, в каких случаях и как производить оценку», - подчеркнула Н.Милошевич.

Однако, если оценщик не работает в государственной организации, он не сможет производить оценку госимущества. Но есть много других видов оценки, которую могут производить оценщики, не работающие в госорганизациях. Например, производить переоценку имущества, которая регулируется отдельным указом.

Оценщики в своей работе должны руководствоваться стандартами оценки и инструкциями, которые уже разработаны. Так, например, в прошлом году утверждена инструкция по оценке объектов недвижимого имущества (зданий и сооружений). В настоящее уже принята инструкция по оценке бизнеса. В ближайшее время появятся инструкции по оценке объектов незавершенного строительства, оборудования, транспортных средств. Планы для развития данной сферы грандиозные, для того чтобы, с одной стороны, урегулировать методику и методологию оценки, а с другой, чтобы защитить оценщиков, сказала начальник управления.

А вот что касается отчетов оценщиков, то многие из них еще выполняются не на должном уровне. В отчетах, вроде, присутствует теоретическая часть, сделаны определенные расчеты, но на самом деле при их подготовке не учитываются новшества законодательства. То есть, они как выполнялись, к примеру, 5 лет назад, так выполняются и сегодня. В этой связи, считает Н.Милошевич, оценщик опять-таки должен изучать законодательство и знать нормативную базу.

Елена МАСЛОВСКАЯ
Недвижимость Белоруссии
6 октября 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Оценка местоположения объекта недвижимости

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 15, 2008 6:29 pm

Белорусское ноу-хау

Госкомимущество предложило оценщикам оценивать стоимость местоположения объекта, но не пояснило, как это делать.

Похоже, эволюция методики оценки рыночной стоимости объектов недвижимости в Беларуси зашла в тупик. Многочисленные предложения оценщиков-профессионалов сделать оценку оценкой, как во всем цивилизованном мире, не дают никаких результатов. Оценщики говорят: мы уже не знаем, что оцениваем. Причем с каждым новым дополнением в методику оценки становится все сложнее ее делать.

Заметим, что вначале оценка объекта недвижимости — здания, например, проводилась в комплексе с участком и со всеми улучшениями, произведенными на этом участке. Естественно, при оценке объекта учитывались такие факторы, как привлекательность местоположения, транспортная обеспеченность и прочее. Но кому-то это не понравилось, и было решено делать оценку здания отдельно, оценку земельного участка — отдельно. В результате появилась Инструкция по оценке капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений как объектов недвижимого имущества (постановление Госком-
имущества от 20.12.2007 г. № 67).

Правда, когда разобрались, поняли, что по новой методике стоимость земельного участка включается в общую стоимость объекта недвижимости дважды. Один раз — когда оценивается здание, потому что при оценке рыночной стоимости объекта к стоимости непосредственно строения надо было прибавлять рыночную стоимость участка. И второй раз — при оценке непосредственно стоимости самого земельного участка.

Решили внести изменения. Но лучше бы не вносили. Постановление Госкомимущества от 22.08.2008 г. № 68 повергло оценщиков в шок. С чьей-то легкой руки в Инструкцию по оценке капстроений попало весьма необычное понятие — "стоимость местоположения объекта", которую теперь придется определять при оценке рыночной стоимости капстроения вместо стоимости земельного участка.

При этом для оценки стоимости местоположения в документе указана ссылка на стандарт, в котором нет ни определения, что такое стоимость местоположения, ни пояснения, как ее считать. И вообще, в белорусском законодательстве нет таких юридических терминов, как "местоположение" и "стоимость местоположения".

Не имея понятия, как считать стоимость местоположения, оценщики вынуждены отказываться от затратного метода оценки, в который как раз и внесены указанные изменения.

Можно понять чиновников, радеющих за то, чтобы государство больше денег получило от продажи госсобственности. Но надо же все делать профессионально!

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Белорусы и рынок
15 сентября 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Регулирование ценообразования на оценочные услуги

Сообщение Toto (Admin) » Вт май 26, 2009 10:32 am

Услуги по оценке с ограниченной рентабельностью

Государственный комитет по имуществу своим постановлением от 16 марта 2009 года № 17 утвердил Инструкцию о порядке формирования тарифов на услуги по оценке недвижимого имущества.

Утвержденная Инструкция устанавливает порядок формирования и применения тарифов на услуги по оценке недвижимого имущества и подлежит применению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (субъектами предпринимательской деятельности), осуществляющими хозяйственную деятельность на территории РБ.

Тарифы, как написано в Инструкции, формируются с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли и особенностей, предусмотренных Инструкцией.

Плата за услуги по оценке определяется субъектами предпринимательской деятельности на основе утвержденных руководителем субъекта тарифов по каждому наименованию услуг или стоимости нормо-часов на выполнение работ (услуг) и времени, необходимого для выполнения объема работы, согласованного с заказчиком. Объем работы зависит от количества объектов, подлежащих оценке, от сложности, наличия технической документации, номенклатуры выполняемых работ, применяемых методов оценки и других факторов.

При формировании тарифов и стоимости нормо-часов на услуги по оценке недвижимого имущества субъекты предпринимательской деятельности в обязательном порядке составляют плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат.

Затраты включаются в плановую себестоимость в соответствии с законодательством, определяющим состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом могут использоваться отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости работ (услуг) с учетом принятой субъектом предпринимательской деятельности учетной политики.

Затраты, которые включаются в себестоимость услуг по оценке недвижимого имущества, рассчитываются по нормам и нормативам, утвержденным руководителем субъекта предпринимательской деятельности, если законодательством не установлен иной порядок.

При формировании тарифов и стоимости нормо-часа на услуги по оценке недвижимого имущества сумма прибыли определяется исходя из норматива рентабельности не более 30 %, исчисляемого к полной себестоимости услуг.

Тарифы и стоимость нормо-часов на услуги по оценке недвижимого имущества утверждаются руководителем субъекта предпринимательской деятельности в белорусских рублях, помещаются в прейскуранты и применяются для расчетов со всеми заказчиками.

В Инструкции приводятся примерные схемы для расчета тарифа и стоимости нормо-часа на услуги по оценке. Причем командировочные и транспортные расходы, связанные с выездом специалистов к объекту оценки, в тарифы и стоимость нормо-часов не включаются, а дополнительно оплачиваются заказчиком в соответствии с договором в случаях, когда субъект предпринимательской деятельности несет указанные расходы.

При этом плата за выезд специалистов к месту объектов оценки и обратно определяется исходя из фактически затраченного времени и стоимости нормо-часа на проведение оценки данного объекта, утвержденной субъектом предпринимательской деятельности.

Субъекты имеют право предоставлять заказчикам скидки с утвержденных тарифов и стоимости нормо-часов. Порядок применения скидок и их размеры субъекты предпринимательской деятельности разрабатывают и утверждают самостоятельно.

За выполнение по желанию заказчиков услуг по оценке недвижимого имущества в сокращенные сроки субъекты предпринимательской деятельности имеют право к утвержденным тарифам и стоимости нормо-часов применять надбавки в размере не более 30%. Конкретный размер надбавок определяется руководителями субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от степени сокращения сроков выполнения услуг по сравнению с нормативными сроками.

Нормативные сроки исполнения заказов на услуги по оценке недвижимого имущества утверждаются руководителем субъекта исходя из времени, требуемого для выполнения работ по оценке объекта, если не установлен иной порядок.

Тарифы на услуги, выполняемые для нерезидентов Республики Беларусь, определяются по договоренности сторон в соответствии с законодательством.

Марина СИРОТКО.
Недвижимость Белоруссии
6 апреля 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Инструкция о порядке ценообразования на оценку

Сообщение Toto (Admin) » Вт май 26, 2009 10:57 am

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ИМУЩЕСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

16 марта 2009 г. N 17

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ОЦЕНКЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

На основании статей 8 и 11 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 года "О ценообразовании" и Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" и в целях упорядочения ценообразования на услуги по оценке недвижимого имущества Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке формирования тарифов на услуги по оценке недвижимого имущества.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Председатель Г.И.КУЗНЕЦОВ


УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Государственного
комитета по имуществу
Республики Беларусь
16.03.2009 N 17

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ОЦЕНКЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

1. Инструкция о порядке формирования тарифов на услуги по оценке недвижимого имущества (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 года "О ценообразовании" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 37, 2/30), Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 40, 1/371) в целях упорядочения ценообразования на услуги по оценке недвижимого имущества, регулирования уровня тарифов и порядка их применения.

2. Настоящая Инструкция устанавливает порядок формирования и применения тарифов на услуги по оценке недвижимого имущества и подлежит применению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - субъекты предпринимательской деятельности), осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь.

3. Тарифы на услуги по оценке недвижимого имущества формируются с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли, а также особенностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.

4. Плату за услуги по оценке недвижимого имущества субъекты предпринимательской деятельности могут определять на основе утвержденных руководителем субъекта предпринимательской деятельности тарифов по каждому наименованию услуг или стоимости нормо-часов на выполнение работ (услуг) и времени, необходимого для выполнения объема работы, согласованного с заказчиком.

Объем работы по договору на оценку недвижимого имущества определяется исходя из количества объектов, подлежащих оценке, из сложности, наличия технической документации, номенклатуры выполняемых работ, применяемых методов оценки и других факторов.

5. При формировании тарифов и стоимости нормо-часов на услуги по оценке недвижимого имущества субъекты предпринимательской деятельности в обязательном порядке составляют плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат.

6. Затраты включаются в плановую себестоимость в соответствии с законодательством, определяющим состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом могут использоваться отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости работ (услуг) с учетом принятой субъектом предпринимательской деятельности учетной политики.

7. Затраты, включаемые в себестоимость услуг по оценке недвижимого имущества, рассчитываются по нормам и нормативам, утвержденным руководителем субъекта предпринимательской деятельности, если законодательством не установлен иной порядок.

8. При формировании тарифов и стоимости нормо-часа на услуги по оценке недвижимого имущества сумма прибыли определяется исходя из норматива рентабельности не более 30 процентов, исчисляемого к полной себестоимости услуг.

9. Тарифы и стоимость нормо-часов на услуги по оценке недвижимого имущества утверждаются руководителем субъекта предпринимательской деятельности в белорусских рублях, помещаются в прейскуранты и применяются для расчетов со всеми заказчиками.

Расчет тарифа на услуги по оценке недвижимого имущества осуществляется в соответствии с примерной схемой плановой калькуляции согласно приложению 1.

Расчет стоимости нормо-часа на услуги по оценке недвижимого имущества осуществляется в соответствии с примерной схемой согласно приложению 2.

10. Плата за выезд специалистов к месту объектов оценки и обратно определяется исходя из фактически затраченного времени и стоимости нормо-часа на проведение оценки данного объекта, утвержденной субъектом предпринимательской деятельности. Командировочные и транспортные расходы, связанные с выездом специалистов к объекту оценки, в тарифы и стоимость нормо-часов не включаются, а дополнительно оплачиваются заказчиком в соответствии с договором в случаях, когда субъект предпринимательской деятельности несет указанные расходы.

11. Субъекты предпринимательской деятельности имеют право предоставлять заказчикам скидки с утвержденных тарифов и стоимости нормо-часов. Порядок применения скидок и их размеры субъекты предпринимательской деятельности разрабатывают и утверждают самостоятельно.

12. За выполнение по желанию заказчиков услуг по оценке недвижимого имущества в сокращенные сроки субъекты предпринимательской деятельности имеют право к утвержденным тарифам и стоимости нормо-часов применять надбавки в размере не более 30 процентов. Конкретный размер надбавок определяется руководителями субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от степени сокращения сроков выполнения услуг по сравнению с нормативными сроками.

13. Нормативные сроки исполнения заказов на услуги по оценке недвижимого имущества утверждаются руководителями субъектов предпринимательской деятельности исходя из времени, требуемого для выполнения работ по оценке объекта, если не установлен иной порядок.

14. Тарифы на услуги, выполняемые для нерезидентов Республики Беларусь, определяются по договоренности сторон в соответствии с законодательством.

15. Действие пунктов 3, 5 - 8 настоящей Инструкции не распространяется на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог и применяющих упрощенную систему налогообложения.

Приложение 1
к Инструкции о порядке
формирования тарифов на услуги
по оценке недвижимого имущества

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНОВОЙ КАЛЬКУЛЯЦИИ ДЛЯ РАСЧЕТА ТАРИФА
НА УСЛУГИ ПО ОЦЕНКЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА


¦N п/п¦ Наименование статей затрат ¦ Сумма ¦
¦ 1 ¦Заработная плата
¦ 2 ¦Начисления на заработную плату
¦ 3 ¦Накладные расходы
¦ 4 ¦Услуги сторонних организаций
¦ 5 ¦Амортизация
¦ 6 ¦Прочие расходы
¦ 7 ¦Полная себестоимость
¦ 8 ¦Рентабельность к полной себестоимости, %
¦ 9 ¦Прибыль
¦ 10 ¦Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
¦ 11 ¦Тариф без налога на добавленную стоимость
¦ 12 ¦Налог на добавленную стоимость, ставка в %
¦ 13 ¦Сумма налога на добавленную стоимость
¦ 14 ¦Тариф с учетом налога на добавленную стоимость

Приложение 2
к Инструкции о порядке
формирования тарифов на услуги
по оценке недвижимого имущества

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РАСЧЕТА СТОИМОСТИ НОРМО-ЧАСА НА УСЛУГИ ПО ОЦЕНКЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

¦N п/п¦ Наименование статей затрат ¦ Сумма ¦
¦ 1 ¦Часовая тарифная ставка (определяется путем деления месячной тарифной ставки (оклада) на среднемесячное количество рабочих часов, установленное нормативными актами с учетом годового баланса рабочего времени)
¦ 2 ¦Премиальные доплаты и надбавки всех видов, предусмотренные законодательством
¦ 3 ¦Заработная плата (стр. 1 + стр. 2)
¦ 4 ¦Начисления на заработную плату
¦ 5 ¦Накладные расходы
¦ 6 ¦Услуги сторонних организаций
¦ 7 ¦Амортизация
¦ 8 ¦Прочие расходы
¦ 9 ¦Полная себестоимость
¦ 10 ¦Рентабельность к полной себестоимости, %
¦ 11 ¦Прибыль
¦ 12 ¦Сбор в республиканский фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
¦ 13 ¦Стоимость нормо-часа без налога на добавленную стоимость
¦ 14 ¦Налог на добавленную стоимость, ставка в %
¦ 15 ¦Сумма налога на добавленную стоимость
¦ 16 ¦Стоимость нормо-часа с учетом налога на добавленную стоимость

по материалам портала pravo.by


Вернуться в «Оценка недвижимости; ценообразование в долевом строительстве и на рынке недвижимости»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by