Защита прав потребителей услуг ЖКХ

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Защита прав потребителей услуг ЖКХ

Сообщение Toto (Admin) » Вт июл 10, 2007 12:37 pm

Плачу - не плачу

Депутаты готовят проект закона о защите прав потребителей услуг жилищно–коммунального хозяйства

О коммунальниках мы вспоминаем, как правило, лишь тогда, когда течет крыша, отсыревают стены, затягивается капремонт. К сожалению, случается это нередко. По словам Николая Куцко, заместителя председателя Постоянной комиссии по аграрным вопросам Палаты представителей Национального собрания, каждое третье обращение избирателей — жалоба на неуют и дискомфорт в доме или квартире.

Нынешней осенью Парламент будет рассматривать проект нового Жилищного кодекса. Документ, направленный на создание рациональных и удобных для человека условий проживания. Кроме того, год назад инициативная группа депутатов задалась целью найти оптимальный баланс интересов ЖЭСов и прав жильца и начала работу над законом о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг.

Кстати, точно измерить их объем до сих пор не получается. Например, меньше половины индивидуальных домов и квартир у нас оборудованы счетчиками воды, а приборами учета тепла так и вовсе единицы. Но экономия, к которой призывает страну Директива Президента № 3, начинается на каждой кухне, с бюджета каждой семьи. Только так, общими усилиями жилье станет комфортным и оптимальным по затратам на его содержание.

Нынче они слишком велики, и государство вынуждено брать более половины расходов на себя. Путь практически тупиковый. Хотите доказательства? На днях во время плановой учебы депутаты посетили некоторые объекты жилищно–коммунального хозяйства (ЖЭС, расчетно–справочный центр, водоканал) и, так сказать, воочию ознакомились с насущными проблемами отрасли.

По словам министра жилищно–коммунального хозяйства Владимира Белохвостова, основных — две. 80 процентов жилья в стране приватизировано, но собственники квартир не желают принимать активного участия в их обслуживании. Хотя товариществ собственников сейчас вдвое больше, чем ЖЭСов, но они предпочитают не столько работать, сколько по старинке — жаловаться. Не могут найти грамотного управляющего домом либо управу на недобросовестного. Не хватает законодательных рычагов и элементарных знаний. Вторая проблема — коммерческие структуры не идут в коммунальный бизнес как заведомо убыточный.

Между тем в Концепции развития жилищно–коммунального хозяйства до 2015 года сделана ставка на создание конкурентной среды и появление эффективного собственника дома. Это основа основ реформы отрасли, которая завязла в условиях дотационно–убыточной системы. К слову, соотношение государственного и частного сектора в ЖКХ нынче

99 : 1. Хотя, конечно, форма собственности в этом деле не главное, но все же, согласитесь, цифры весьма говорящие. О полном отсутствии конкуренции. Административный ресурс, на котором сейчас зиждется система ЖКХ, хорош в смысле наведения порядка и дисциплины. Но с точки зрения сокращения издержек и, как следствие, снижения цен — эффективность не на высоте.

«Жилищно–коммунальное хозяйство постепенно должно переводиться в режим безубыточного функционирования, — сказал, подводя итоги учебного дня депутатов, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Сергей Заболотец. — Одновременно следует обеспечить адресную поддержку малообеспеченных граждан».

Но кроме пряника, необходим еще и кнут... для должников. Ежемесячно работники коммунального хозяйства недосчитываются 50 миллиардов рублей за предоставленные услуги. Это почти треть их общей среднемесячной стоимости. Некоторые граждане умудряются не платить за воду, свет и газ годами. Министерство жилищно–коммунального хозяйства предлагает депутатам предусмотреть в новом Жилищном кодексе норму о выселении злостных неплательщиков. В том числе и выкупивших свои квартиры. Сегодня на них нет законодательной управы.

Что из увиденного и услышанного во время традиционной учебы возьмут на вооружение наши избранники, станет известно уже нынешней осенью.

СЮЛЬЖИНА Аэлита
Беларусь сегодня
28 июня 2006
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Ср май 15, 2013 1:47 pm, всего редактировалось 2 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

о проекте Закона о защите прав потребителей ЖКХ

Сообщение Toto (Admin) » Вт фев 05, 2008 6:14 pm

Конец монополии

Законопроект "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" внесен в повестку дня весенней сессии.

Это один из немногих законопроектов, который инициировали и разработали сами депутаты Палаты представителей. И его в какой-то степени можно назвать революционным. В авторской редакции документ не только регулирует все вопросы взаимоотношений граждан и жилищно-коммунальных служб, но и предлагает белорусам альтернативу: в случае принятия закона Совмин в шестимесячный срок должен будет определить перечень услуг ЖКХ, которые смогут оказывать коммерческие организации.

Возможно, именно поэтому законопроект долго не мог попасть в Овальный зал. Он уже включался в повестку дня осенней сессии прошлого года, однако не прошел процедуру согласований. А на прошлой неделе одна из авторов законопроекта депутат Анна Бурова сообщила журналистам, что все противоречия сняты и документ будет рассмотрен этой весной.

Законопроект дает точное определение понятия "жилищно-коммунальные услуги", чего ранее в белорусском законодательстве не было, и направлен на реализацию двух основных функций: информационной и материальной.

"Потребитель жилищно-коммунальных услуг должен точно знать, за что он платит, когда и в какой срок должны оказываться услуги, что делать, если они оказаны некачественно или несвоевременно. В законопроекте прописываются основные услуги, которые обязательно должны оказываться, и дополнительные, которые будут оказываться жильцу по его желанию", — прокомментировала А. Бурова информационную функцию.

Что же касается материальной составляющей, то в законопроекте определено, что в случае ненадлежащего оказания услуг организациями ЖКХ жилец сможет потребовать сделать перерасчет оплаты и устранить недостатки, а в случае получения ущерба — требовать его возмещения. Для установления точного размера ущерба предусмотрено проведение экспертизы, причем сделать ее смогут как представители организации ЖКХ, так и независимые эксперты. После проведения экспертизы организация ЖКХ будет обязана устранить все недочеты.

Кроме того, в законопроекте четко записано, что если организация ЖКХ не справляется со своими обязанностями, жильцы могут не только потребовать перерасчета оплаченных услуг, но и нанять по своему усмотрению другую организацию, которая будет лучше справляться с работой.

Принятием закона о защите прав потребителей услуг ЖКХ депутаты намерены покончить с монополией Минжилкомхоза и подтолкнуть развитие конкуренции в этой сфере. "Мы не будем полностью зависеть от монополистов отрасли, сможем выбирать тех, кто будет оказывать нам те или иные услуги. Приход коммерческих организаций создаст конкуренцию госструктурам", — так выразил задумку инициаторов законопроекта на одном из заседаний авторской группы депутат Анатолий Красуцкий.

Марина КУЛИКОВА
Белорусы и рынок
28 января 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

О проекте Закона "О защите прав потребителей ЖКУ"

Сообщение Toto (Admin) » Вт апр 15, 2008 1:51 pm

ЧТОБЫ ЖИЛЕЦ ЗНАЛ, ЗА ЧТО ПЛАТИТ

В Палату представителей Национального собрания РБ продолжают поступать предложения о внесении поправок в законопроект «О защите прав потребителей коммунальных услуг».

Поправки в проект закона «О защите прав потребителей коммунальных услуг» направило для рассмотрения в Палату представителей Городское общественное объединение «Правозащита потребителей».

В проекте предлагается предусмотреть пункт, согласно которому потребители жилищно-коммунальных услуг вправе направлять представителей домового совета или органа управления в состав комиссий, формируемых жилищно-эксплуатационными организациями (исполнителем) по приемке выполненных работ (оказанных услуг), в тендерные комиссии по выборам подрядчиков для выполнения работ (оказания услуг) в доме потребителя.

Также предлагается, чтобы исполнитель был обязан информировать потребителей о создании комиссий по приемке выполненных работ (оказанных услуг), тендерных комиссий по выборам подрядчиков для выполнения работ (оказания услуг) в доме потребителя и, при желании потребителей, включать в состав данных комиссий их представителей.

Насколько это важно?

"С точки зрения экономики и бизнеса на данный момент в сфере ЖКХ складываются очень интересные и нереальные для рынка взаимоотношения между жилищно-эксплуатационными организациями (ЖЭС) и жильцами (потребителями услуг ЖКХ)", - комментирует юрисконсульт объединения «Правозащита потребителей» Владимир Новосяд. Сегодняшняя практика такова, что жилец дома, являясь потребителем жилищно-коммунальных услуг, платит, а ЖЭС тратит. Но куда, когда, на что идут деньги потребителя и как качественно проводится работа, его подробно никто не информирует. Про жильца, как заметил В. Новосяд в беседе с корреспондентом "НБ", вспоминают в первых числах месяца и помнят до 25 числа, ожидая оплату за коммунальные услуги.

"Эксплуатирующие организации сами решат, что отремонтировать, когда, кому и насколько качественно. Сами перед собой отчитаются и сами себя похвалят, а для этого жилец не нужен! Внесенные поправки прекратят эту практику", - считает В.Новосяд. По мнению юриста, жилец, являясь заказчиком услуг ЖКХ, сможет эффективно контролировать их качество, а ЖЭС будет стремиться угодить не вышестоящему руководству, а в первую очередь жильцу.

Поправки, по мнению собеседника "НБ", приведут к более эффективному расходованию денежных средств, снизят количество жалоб в органы власти и позволят добиться более качественной работы исполнителей в сфере ЖКХ. Например, совместный контроль домовых счетчиков расходования тепловой энергии, участие жильцов в выборе подрядчика и последующей приемке выполненного ремонта кровли или подъезда позволит не только избежать недоразумений между потребителями и исполнителями, но и послужит зарождению у жильцов хозяйского отношения к своему дому и необходимости (целесообразности) экономии и бережного отношения к общему имуществу.

Появление у жильцов права через своих представителей влиять на результаты качество работ по обслуживанию дома может стать стимулом к созданию домовых советов в домах государственного фонда, а так как в основном в этих домах более 50% квартир находится в частной собственности, то и к дальнейшему созданию товариществ собственников.

В свою очередь появление у жильцов многоквартирного жилфонда желания участвовать в управлении своими домами создаст почву для создания конкурентной среды в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. А самоуправление и конкуренция - это то, на чем основывается Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года. Не будет у людей желания участвовать в управлении общим домом, не будет конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Это в свою очередь объясняет появление и самого законопроекта "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг".

Напомним, что инициаторами-разработчиками законопроекта стали сами депутаты Палаты представителей. Законопроект важный, внесен в план законопроектной деятельности на текущий год, но будет ли он принят - не известно. Практика показывает, что лишь очень ограниченная доля законопроектов, разработанных по инициативе депутатов парламента, в конечном итоге была принята. Но, учитывая актуальность принятия такого документа, есть вероятность, что его не постигнет участь законопроекта об оценочной деятельности, который так и остался проектом.

Напомним, что законопроект "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" определяет основные правовые, организационные и экономические основы защиты прав потребителей ЖКХ-услуг, регулирует общественные отношения, возникающие при предоставлении потребителю этих услуг на возмездной основе.

Кстати, на днях появилась информация о том, что проект редакции нового Жилищного кодекса (ЖК), который был принят в первом чтении несколько лет назад, уже почти готов к рассмотрению и принятию во втором чтении. Не исключается вероятность того, что новый ЖК будет принят на открывшейся 2 апреля очередной сессии парламента. Причем целесообразность принятия этого законопроекта объясняется тем, что в числе первых депутаты намерены принять втором чтении проект закона "Об ипотеке".

В планах весенней сессии - также принятие нового Кодекса о земле, изменений и дополнений в законы "Об особо охраняемых природных территориях" и "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним".

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
7 апреля 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проект Закона о защите прав потребителей услуг ЖКХ

Сообщение Toto (Admin) » Вт апр 15, 2008 2:17 pm

Проект

Внесен депутатами Абрамовой О.М., Буровой А.Н., Красуцким А.В., Чурсиным Н.У. и другими



ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг



Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики

Настоящий Закон направлен на определение правовых, организационных и экономических основ защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.


ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

жилищно-коммунальная услуга — деятельность, направленная на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности и комфортных условий для проживания граждан;

исполнитель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям жилищно-коммунальные услуги;

потребитель — физическое лицо, намеревающееся пользоваться или пользующееся жилищно-коммунальными услугами по месту жительства (пребывания);

качество жилищно-коммунальной услуги — совокупность характеристик жилищно-коммунальной услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности потребителя (функциональная пригодность, надежность, безопасность условий проживания и др.);

недостаток жилищно-коммунальной услуги — несоответствие жилищно-коммунальной услуги требованиям качества, предусмотренным законодательством или договором с потребителем, или целям, для которых услуга такого рода обычно оказывается, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора, а также несвоевременное оказание жилищно-коммунальной услуги.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг основывается на Конституции Республики Беларусь, международных договорах Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с гражданским и жилищным законодательством, настоящим Законом и другими актами законодательства.

К отношениям между исполнителем и потребителем, не урегулированным настоящим Законом, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Особенности регулирования отношений по оказанию отдельных жилищно-коммунальных услуг устанавливаются законодательством о газоснабжении, энергоснабжении, питьевом водоснабжении и иным специальным законодательством.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственное регулирование и управление в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Государственное регулирование и управление в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции и включают в себя:

- определение и реализацию государственной политики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- установление и обеспечение соблюдения государственных минимальных социальных стандартов в области жилищно-коммунального обслуживания, требований законодательства относительно количества и качества жилищно-коммунальных услуг;
- определение порядка оказания жилищно-коммунальных услуг;
- государственное регулирование тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги;
- содействие развитию конкуренции при оказании жилищно-коммунальных услуг, обеспечение контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в данной области;
- государственная поддержка населения в форме безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги;
- иные меры, предусмотренные законодательными актами.

Статья 4. Виды жилищно-коммунальных услуг

Жилищно-коммунальные услуги классифицируются на:

- основные жилищно-коммунальные услуги — жилищно-коммунальные услуги, которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилого помещения применительно к условиям данного населенного пункта, соответствие его установленным санитарным и техническим требованиям. Перечень основных жилищно-коммунальных услуг определяется Советом Министров Республики Беларусь;
- дополнительные жилищно-коммунальные услуги — жилищно-коммунальные услуги, которые могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по соглашению между исполнителем и потребителем.

В зависимости от особенностей содержания и целевого назначения жилищно-коммунальные услуги подразделяются на следующие виды:

- коммунальные услуги, включая горячее и холодное водоснабжение, услуги водоотведения (канализации), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов;
- техническое облуживание, включая эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями;
- капитальный ремонт жилого дома;
- услуги по управлению жилым домом или группой жилых домов.

Статья 5. Участники отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Участниками отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг являются потребитель и исполнитель, общественные объединения потребителей, государственные органы и иные организации в соответствии с их компетенцией.

Отношения между потребителем и исполнителем строятся на основе договора, заключенного в соответствии с настоящим Законом и другим законодательством.

ГЛАВА 2
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 6. Основные права потребителей жилищно-коммунальных услуг

Потребитель имеет право на:

- удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах;
- безопасность жилищно-коммунальных услуг;
- информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах, в том числе тарифах на них;
- выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг в случае, если они оказываются на конкурентной основе;
- просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг;
- возмещение убытков (вреда), причиненных исполнителем жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками;
- государственную, включая судебную, защиту своих прав.

Потребитель имеет также иные права, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

Статья 7. Право потребителя на удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах

Потребитель имеет право на удовлетворение потребностей в основных жилищно-коммунальных услугах в объеме не ниже норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами (далее – нормы (нормативы) потребления жилищно-коммунальных услуг).

Отказ исполнителя, являющегося коммерческой организацией, от заключения договора с потребителем на оказание основных жилищно-коммунальных услуг в границах обслуживаемой им территории не допускается, кроме случаев, когда оказание услуг технически невозможно.

Потребитель вправе отказаться от получения жилищно-коммунальных услуг, не отнесенных к категории основных.

Исполнитель, являющийся коммерческой организацией, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении предоставления жилищно-коммунальных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

Статья 8. Право потребителя на безопасность жилищно-коммунальных услуг

Потребитель имеет право на безопасность жилищно-коммунальных услуг, включая запрет на применение в процессе оказания таких услуг изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды, с учетом как повседневных, так и долгосрочных интересов потребителей.

Сокрытие исполнителем фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг, запрещается.

Исполнитель обязан возместить убытки (вред), причиненные им жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками, в том числе вследствие применения в процессе оказания жилищно-коммунальных услуг изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, окружающей среды.

Статья 9. Право потребителя на информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах

Потребитель вправе своевременно получать от исполнителя необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах.

Исполнитель – юридическое лицо обязан указать на вывеске, расположенной при входе в помещение по месту нахождения исполнителя, свое наименование и режим работы.

Исполнитель – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о своей фамилии, имени, отчестве, государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также режиме работы.

Исполнитель – юридическое лицо обязан разместить на информационных стендах (табло) и иных носителях информации в доступном для граждан месте по месту нахождения исполнителя информацию о (об):

- наименовании и руководителе исполнителя (фамилия, имя, отчество, должность, номера комнаты (кабинета) и служебного телефона);
- структурных подразделениях исполнителя и работниках исполнителя (фамилия, имя, отчество, должность, номера комнаты (кабинета) и служебного телефона), ответственных за заключение (изменение, расторжение) договоров с потребителями, организацию оказания жилищно-коммунальных услуг (исполнение договоров с потребителями), устранение недостатков таких услуг, а также режиме их работы и времени приема граждан;
- границах обслуживаемой исполнителем территории;
- документах, предоставляемых для заключения (изменения, расторжения) договоров с потребителями;
- перечне оказываемых исполнителем жилищно-коммунальных услуг, сроках (периодичности) их оказания;
- специальных разрешениях (лицензиях) на осуществление отдельных видов деятельности и иных разрешениях, сертификатах соответствия исполнителя, если необходимость их получения для оказания жилищно-коммунальных услуг предусмотрена законодательством;
- тарифах на жилищно-коммунальные услуги, правовых основаниях установления этих тарифов, способах оплаты за оказанные услуги;
- нормах (нормативах) потребления жилищно-коммунальных услуг;
- категориях потребителей, имеющих право на льготы при оказании жилищно-коммунальных услуг;
- документах, необходимых для начисления безналичных жилищных субсидий при оказании жилищно-коммунальных услуг;
- денежных средствах, начисленных и полученных исполнителем от потребителей на техническое обслуживание жилых домов, расположенных в границах обслуживаемой исполнителем территории, а также о бюджетных субсидиях и ежеквартальном расходовании полученных в совокупности денежных средств.

Работники исполнителя должны иметь нагрудные таблички (бэджи) с указанием на них наименования организации исполнителя, должности, фамилии, имени, отчества работника исполнителя.

Исполнитель обязан информировать потребителя о проведении систематических осмотров жилого помещения потребителя, о необходимости проведения профилактических и ремонтных работ, в том числе, не включенных в перечень жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых по договорам с потребителем, если их невыполнение может привести к авариям, несчастным случаям либо может нанести вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя либо негативно сказаться на качестве оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

В случаях, когда оказание жилищно-коммунальных услуг требует получения доступа в жилое помещение потребителя, исполнитель обязан, за исключением случаев ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, заблаговременно, но не позднее, чем за один день, проинформировать потребителя о дате и времени оказания жилищно-коммунальных услуг, фамилии, имени, отчестве и должности (профессии) работников исполнителя, которым поручено оказание жилищно-коммунальных услуг и лицах, осуществляющих контроль от имени исполнителя за ходом оказания таких услуг, предоставить по просьбе потребителя иные сведения, имеющие отношение к оказываемым жилищно-коммунальным услугам. При посещении потребителя работник исполнителя обязан предъявить документ (удостоверение), подтверждающий его право действовать от имени исполнителя.

Информация, указанная в частях второй – четвертой настоящей статьи, может быть также опубликована (распространена) через средства массовой информации, глобальную компьютерную сеть Интернет, размещена на информационных стендах (табло) и иных носителях информации в местах общего пользования жилых домов, расположенных в границах обслуживаемой исполнителем территории.

Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно не позднее второго квартала года следующего за отчетным публикуют в средствах массовой информации сведения о сумме средств, поступивших от потребителей на капитальный ремонт жилых домов, их фактическом использовании и планах по капитальному ремонту жилых домов на текущий год.

Статья 10. Право потребителя на выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе

Потребитель имеет право на выбор исполнителя в отношении жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе.

Перечень жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Решение о выборе исполнителя в отношении жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном жилом доме, подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д., простым большинством голосов потребителей и оформляется протоколом собрания потребителей либо опросным листом без проведения собрания потребителей.

Статья 11. Просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Министерство торговли Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерство энергетики Республики Беларусь организуют консультации потребителей и исполнителей по вопросам защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Исполнитель по требованию потребителя обязан обеспечить ему возможность ознакомления с техническими нормативными правовыми актами и иными актами законодательства, регулирующими оказание жилищно-коммунальных услуг.

Статья 12. Право потребителя на надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг

Оказываемые жилищно-коммунальные услуги должны быть надлежащего качества.

Качество жилищно-коммунальных услуг должно соответствовать условиям договора, обязательным для соблюдения требованиям законодательства, а при их отсутствии или неполноте – требованиям, обычно предъявляемым к жилищно-коммунальным услугам соответствующего вида.

ГЛАВА 3
ОКАЗАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 13. Правовые основы оказания жилищно-коммунальных услуг

Газо-, электро- и теплоснабжение потребителей осуществляется на основе договора энергоснабжения, заключенного в соответствии с гражданским законодательством. Иные жилищно-коммунальные услуги оказываются на основе договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг.

Оказание жилищно-коммунальных услуг может быть предусмотрено как одним, так и несколькими договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг.

Статья 14. Договор на оказание жилищно-коммунальных услуг, его форма и содержание

Существенными условиями договора на оказание жилищно-коммунальных услуг являются:

- наименование исполнителя и имя потребителя;
- предмет договора, перечень всех оказываемых по договору жилищно-коммунальных услуг (основных и (или) дополнительных);
- тариф (тарифы), стоимость жилищно-комунальных услуг либо указание на порядок установления тарифа (тарифов) и определения стоимости таких услуг за исключением случаев, когда тариф (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги установлены законодательством;
- порядок оплаты за оказываемые жилищно-коммунальные услуги;
- порядок пересчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками за исключением случаев, когда такой порядок установлен законодательством;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон за невыполнение условий договора, основания освобождения от ответственности;
- порядок разрешения споров;
- срок действия договора;
- условия и порядок изменения, продления и прекращения действия договора;
- срок, в течение которого работник исполнителя обязан прибыть на основе уведомления потребителя в случае неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками, – для договоров, регулирующих оказание коммунальных услуг и на техническое обслуживание;
- иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, заключаемый с исполнителем, являющимся коммерческой организацией, признается публичным.

Советом Министров Республики Беларусь могут утверждаться типовые формы публичных договоров на оказание соответствующего вида жилищно-коммунальных услуг.

Статья 15. Заключение договора на оказание жилищно-коммунальных услуг

Исполнитель, являющийся коммерческой организацией, обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг в отношении жилого помещения потребителя, расположенного в границах обслуживаемой исполнителем территории, при наличии технической возможности оказания соответствующих жилищно-коммунальных услуг и в объеме не ниже, предусмотренного нормами (нормативами) потребления жилищно-коммунальных услуг.

Если одна из сторон (исполнитель или потребитель), для которой в соответствии с настоящим Законом заключение договора обязательно и имеется техническая возможность для его заключения, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Статья 16. Перерывы в оказании коммунальных услуг

Коммунальные услуги оказываются исполнителем потребителю бесперебойно, за исключением перерывов, связанных с:

- проведением исполнителем плановых ремонтных и профилактических работ в соответствии с графиками (планами), согласованными с местными исполнительными и распорядительными органами, а также ремонтных и профилактических работ по заявкам потребителей;
- межотопительным периодом;
- приостановлением оказания жилищно-коммунальных услуг потребителю, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате;
- приостановлением оказания жилищно-коммунальных услуг на основании договора на оказание таких услуг;
- авариями, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями и ликвидацией последствий таких ситуаций;
- хищением, уничтожением или повреждением сетей и оборудования, делающим невозможным оказание жилищно-коммунальных услуг, либо создающим угрозу причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителей.

В случае планируемого перерыва в оказании коммунальных услуг исполнитель обязан сообщить о таком перерыве потребителю через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за три дня до начала перерыва, кроме перерывов, указанных в абзацах пятом – седьмом части первой настоящей статьи. В сообщении указывается причина и срок перерыва в оказании соответствующих коммунальных услуг.

Статья 17. Права и обязанности исполнителя по договору на оказание жилищно-коммунальных услуг

Исполнитель имеет право:

- требовать от потребителя соблюдения законодательства и условий договора на оказание жилищно-коммунальных услуг;
- доступа в жилые помещения, на земельные участки в порядке, определенном законодательством или договором, при условии заблаговременного информирования потребителя для проведения необходимых ремонтных работ, проверки показаний приборов учета, а также в целях осуществления контроля за соблюдением потребителем договорных обязательств;
- доступа в жилые помещения, на земельные участки для ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
- приостанавливать оказание жилищно-коммунальных услуг потребителю, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
- приостанавливать оказание жилищно-коммунальных услуг на основании договора на оказание таких услуг.

Исполнитель обязан:

- подготовить и заключить с потребителем договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, кроме случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и отказ от оказания соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможен;
- обеспечивать своевременное предоставление жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества;
- осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования жилых помещений;
- своевременно проводить подготовку жилого дома и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
- рассматривать в определенный настоящим Законом срок требования потребителей в связи с неоказанием жилищно-коммунальных услуг либо оказанием жилищно-коммунальных услуг с недостатками, вести их учет;
- поддерживать в надлежащем техническом состоянии внутридомовые сети, осуществлять их техническое обслуживание и ремонт, принимать меры по ликвидации аварий, устранению неполадок;
- своевременно за собственный счет производить работы по устранению выявленных неполадок, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его вине.

Исполнитель имеет также иные права и обязанности по договору на оказание жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 18. Права и обязанности потребителя по договору на оказание жилищно-коммунальных услуг

Потребитель имеет право:

- получать своевременно и в полном объеме жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества;
- требовать от исполнителя соблюдения законодательства и условий договора на оказание жилищно-коммунальных услуг;
- перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг в случае выезда потребителя и проживающих совместно с ним членов его семьи при соответствующем документальном подтверждении и за период перерывов в оказании коммунальных услуг в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

Потребитель обязан:

- заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, подготовленный и представленный исполнителем в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, кроме случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и отказ от оказания соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможен;
- своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по вине потребителя;
- обеспечивать целостность и сохранность приборов учета, находящихся в квартире, индивидуальном жилом доме;
- оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные законодательством и (или) договором;
- допускать в жилые помещения, на земельные участки работников исполнителя в порядке, определенном законодательством или договором, при условии заблаговременного информирования потребителя для проведения необходимых ремонтных работ, проверки показаний приборов учета, а также в целях осуществления контроля за соблюдением потребителем договорных обязательств;
- допускать в жилые помещения, на земельные участки работников исполнителя для ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать требования законодательства, не допускать нарушения законных прав и интересов других потребителей.

Потребитель имеет также иные права и обязанности по договору на оказание жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 19. Изменение и расторжение договора на оказание жилищно-коммунальных услуг

Изменение и расторжение договора на оказание жилищно-коммунальных услуг осуществляются в соответствии с настоящим Законом и гражданским законодательством.

Потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от договора на оказание жилищно-коммунальных услуг полностью или частично, если такой отказ технически возможен, предупредив исполнителя за три месяца.

ГЛАВА 4
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В Области ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 20. Порядок рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием жилищно-коммунальных услуг либо недостатками жилищно-коммунальных услуг

В случае неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками потребитель уведомляет об этом исполнителя либо аварийно-диспетчерскую службу, указанную в договоре с потребителем или указанную исполнителем потребителю иным способом. Соответствующее уведомление может быть сделано потребителем путем направления письменной претензии либо устного сообщения (заявки), в том числе по телефону, и подлежит обязательной регистрации исполнителем либо аварийно-диспетчерской службой. Работник исполнителя или аварийно-диспетчерской службы, принявший устное сообщение (заявку), обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение (заявку), и регистрационный номер сообщения (заявки).

Работник исполнителя должен прибыть на основе уведомления потребителя не позднее срока, определенного договором с потребителем. В случае необеспечения потребителем доступа в жилые помещения, на земельные участки в заранее согласованное время исполнитель не несет ответственности за нарушение указанного срока.

Работник исполнителя, прибывший на основе уведомления потребителя, устанавливает факт наличия и причины неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками, составляет претензионный акт и, при наличии технической возможности, с согласия потребителя незамедлительно обеспечивает оказание жилищно-коммунальных услуг либо устранение недостатков жилищно-коммунальных услуг.

Претензионный акт подписывается работником исполнителя и потребителем. Потребитель вправе подписать претензионный акт с оговорками. В случае отказа потребителя от подписания претензионного акта работник исполнителя делает об этом запись в таком акте.

На основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет требования потребителя либо направляет потребителю мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований. В случае отказа в удовлетворении требований потребитель вправе организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги либо обжаловать такой отказ в судебном порядке. Проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги не лишает потребителя права на судебное обжалование отказа исполнителя в удовлетворении требований потребителя.

В случае неоказания жилищно-коммунальной услуги потребитель вправе требовать оказания жилищно-коммунальной услуги и не оплачивает жилищно-коммунальную услугу за период с момента, указанного в претензионном акте (судебном постановлении), до момента начала (возобновления) оказания жилищно-коммунальной услуги. Потребитель вправе отказаться от жилищно-коммунальных услуг с недостатками, а если такие услуги уже оказаны, вправе по своему выбору требовать уменьшения размера платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги, либо безвозмездного устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, если это возможно, либо повторного оказания жилищно-коммунальной услуги, если это возможно.

Срок принятия решения по требованию потребителя об уменьшении размера платы за жилищно-коммунальные услуги, оказанные с недостатками, не может превышать семи календарных дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения проверки качества жилищно-коммунальной услуги – четырнадцати дней. Недостатки оказанной жилищно-коммунальной услуги должны быть устранены исполнителем в максимально короткий срок, технологический необходимый для устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, но не превышающий месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон. Оказание жилищно-коммунальной услуги, неоказанной потребителю, либо повторное оказание жилищно-коммунальной услуги, оказанной с недостатками, должно быть произведено в первоочередном порядке в срок, установленный для срочного оказания жилищно-коммунальной услуги, а в случае, если этот срок не установлен, - в срок, предусмотренный договором с потребителем, который был исполнен ненадлежащим образом.

В случае, если потребитель потребовал уменьшения размера платы в связи оказанием жилищно-коммунальных услуг с недостатками, а также в случае неоказания жилищно-коммунальных услуг, перерасчет платы в отношении основных жилищно-коммунальных услуг осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, а в отношении дополнительных жилищно-коммунальных услуг – в порядке, определяемом договором с потребителем.

Если исполнитель отказал в удовлетворении требований потребителя, связанных с неоказанием жилищно-коммунальной услуги либо оказанием жилищно-коммунальной услуги с недостатками, потребитель вправе при наличии технической возможности привлечь к оказанию жилищно-коммунальной услуги третьих лиц либо выполнить работы своими силами, проинформировав об этом исполнителя, и потребовать от исполнителя возмещения стоимости произведенных работ и дополнительных расходов.

Под дополнительными расходами понимаются расходы потребителя на привлечение другого исполнителя, которые в случае оказания исполнителем жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества не были бы необходимы потребителю, в том числе затраты на получение кредита для оплаты услуг третьих лиц, приобретение альтернативных источников энергии, наем другого жилого помещения на время оказания жилищно-коммунальных услуг или устранения недостатков жилищно-коммунальных услуг.

Статья 21. Проведение проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг

Исполнитель обязан по устному или письменному обращению потребителя проводить проверку качества жилищно-коммунальных услуг (соответствия фактических параметров жилищно-коммунальных услуг требованиям законодательства и (или) договора) за свой счет. По результатам проверки качества жилищно-коммунальной услуги составляется акт проверки качества.

Потребитель вправе за счет собственных средств организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги. Недостатки, указанные в акте независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги, подлежат устранению исполнителем в обязательном порядке. Исполнитель вправе оспорить результаты независимой проверки (экспертизы) в судебном порядке. В случае, если в результате независимой проверки (экспертизы) будет установлен факт недостатков жилищно-коммунальной услуги, исполнитель обязан возместить потребителю расходы на проведение такой проверки (экспертизы).

Порядок проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 22. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В случае нарушения прав потребителя жилищно-коммунальных услуг исполнитель возмещает причиненные убытки и уплачивает неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей и (или) договором, если не докажет, что нарушение прав потребителя произошло не по его вине.

Возмещение убытков, причиненных потребителю по вине исполнителя, производится исполнителем в полном объеме, включая дополнительные расходы, если иное не установлено законодательными актами.

В случае нарушения установленных сроков оказания жилищно-коммунальной услуги исполнитель несет ответственность перед потребителем в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Потребитель вправе требовать от исполнителя возмещения морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя жилищно-коммунальных услуг. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

ГЛАВА 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 23. Полномочия Министерства торговли Республики Беларусь в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Министерство торговли Республики Беларусь обеспечивает проведение государственной политики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг путем:

- рассмотрения обращений потребителей в связи с нарушеним их прав и, при необходимости, привлечения к рассмотрению таких обращений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, иных компетентных государственных органов, организаций;
- организации и (или) проведения контрольных мероприятий (проверок) по фактам обращений потребителей с привлечением, при необходимости, к таким мероприятиям (проверкам) Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, иных компетентных государственных органов, организаций;
- направления предписаний исполнителям о прекращении нарушений прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- направления предложений в компетентные государственные органы о привлечении исполнителей, нарушивших права потребителей, к ответственности в соответствии с законодательством, признании утратившими силу или об изменении принятых ими правовых актов, противоречащих законодательству о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- осуществления иных полномочий в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет координацию деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Государственные органы, иные организации обязаны по требованию Министерства торговли Республики Беларусь рассматривать обращения потребителей в связи с нарушением их прав, предоставлять информацию, необходимую для осуществления этим министерством полномочий, предусмотренных настоящим Законом.

Решения о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, принятые в пределах своей компетенции Министерством торговли Республики Беларусь, являются обязательными для всех государственных органов, физических и юридических лиц.

Статья 24. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции:

- информируют потребителей о государственной политике, проводимой в области жилищно-коммунального хозяйства;
- осуществляют мониторинг деятельности исполнителей по оказанию жилищно-коммунальных услуг;
- рассматривают обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан;
- при выявлении жилищно-коммунальных услуг, оказанных с недостатками, а также опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя и окружающей среды, незамедлительно извещают об этом государственные органы и иные организации, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью жилищно-коммунальных услуг;
- обращаются в суд с исками о защите прав неопределенного круга потребителей в случае нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- осуществляют иные полномочия в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

В случае несогласия с решениями местных исполнительных и распорядительных органов, связанными с применением настоящего Закона, исполнители и потребители могут обжаловать их в судебном порядке.

ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

- определить перечень основных жилищно-коммунальных услуг и перечень жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе;
- утвердить положение о порядке проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг и положение о порядке перерасчета платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в оказании коммунальных услуг;
- привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
- обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
- принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 26. Переходные положения

До приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникающим после вступления его в силу. К правоотношениям, возникшим до вступления настоящего Закона в силу, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

Договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, действуют в течение указанного в них срока и не подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего Закона.

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 25, которые вступают со дня официального опубликования настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь

По материалам портала pravo.by

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проект Закона о защите прав потребителей ЖКХ

Сообщение Toto (Admin) » Чт апр 17, 2008 2:02 pm

ГОТОВИТСЯ ЗАКОНОПРОЕКТ В СФЕРЕ ЖКХ

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси планируют рассмотреть на осенней сессии в первом чтении законопроект "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг".

Как сообщает БелаПАН, разработкой законопроекта занималась группа депутатов парламента (Ольга Абрамова, Анна Бурова и Анатолий Красуцкий) совместно с Центром законопроектной деятельности при Президенте Беларуси.

Перед заседанием рабочей группы по подготовке законопроекта, которое состоялось 28 августа, А.Красуцкий отметил, что "жилищно-коммунальная отрасль сегодня - одна из самых проблемных в Беларуси". По его словам, в рамках ее реформирования необходимо разработать правовую базу, закрепляющую взаимоотношения между субъектами жилищно-коммунальных услуг в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданами.

А.Красуцкий также отметил, что законопроект "позволит обеспечить определенную конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг". "Мы не будем полностью зависеть от монополистов отрасли, сможем осуществить право выбора тех, кто будет обеспечивать нам оказание тех или иных услуг. Приход коммерческих организаций создаст конкуренцию государственным структурам", - сказал депутат.

Он считает, что законопроект "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" - один из важнейших документов, которые рассмотрит Палата представителей третьего созыва. По его словам, в первом чтении законопроект планируется рассмотреть в 2007 году, во втором - на весенней сессии в 2008 году.

Депутат А.Бурова отметила, что благодаря законопроекту население будет точно знать, "за что оно платит, когда и в какой срок должны оказываться жилищно-коммунальные услуги, что делать, если они оказаны плохо и несвоевременно", пишет БелаПАН.

Недвижимость Белоруссии
3 сентября 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Закон о защите прав потребителей услуг ЖКХ

Сообщение Toto (Admin) » Вт июн 03, 2008 5:29 pm

«Коммуналку» причешут под гребенку закона

На этой неделе в Палате представителей Национального собрания в первом чтении принят проект Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Работа над документом велась около трех лет. Соавторами законопроекта выступили 26 депутатов нижней палаты парламента.

Качество коммунальных услуг не ругает только ленивый. Чуть что – жалуемся, пишем во все инстанции, портим нервы и себе, и коммунальникам. Но в результате все равно редко чего добиваемся. Пробиться через лес ведомственных предписаний, нормативов, положений в жилищно-коммунальной сфере трудно даже специалисту. Кардинальное решение всех этих проблем – закон. А инициировала его член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Ольга Абрамова. «Существует множество нормативных актов в этой сфере, – считает депутат Абрамова. – Причем некоторые из них работают еще со времен БССР. Эти документы в силу их разрозненности недоступны большинству граждан».

По мнению разработчиков, новый законопроект решает несколько важных задач. Пожалуй, самая главная из них – полное информирование потребителей жилищно-коммунальных услуг. Как потрачены средства на капитальный ремонт? Почему выросли тарифы? Где найти конкретного работника ЖЭСа? В случае, если законопроект приобретет статус закона, эта информация будет доступна всем и каждому.

Исходя из текста законопроекта, у каждого потребителя жилищно-коммунальных услуг появятся четко прописанные права. Так, ст.10 дает потребителю право выбора исполнителя услуги. Например, если жильцов дома не устраивает качество уборки подъезда, им достаточно будет договориться между собой и отказаться оплачивать эти услуги. Хотите – нанимайте другого специалиста, работа которого вас устроит. Но коммунальной службе придется за это заплатить. Впрочем, можно убирать и самим и получать за это деньги. Та же участь может ожидать и недобросовестного сантехника, и халтурного строителя.

Стоит отметить, что коснется это нововведение только услуг, оказываемых на конкурентной основе. Хотя говорить о конкуренции в коммунальном хозяйстве можно пока с большой натяжкой. Тем более что сам законопроект не содержит конкретного списка услуг, которые оказываются на конкурентной основе. Здесь нас отсылают к перечню, определяемому Советом Министров.

Тем не менее депутаты уверены, что с принятием нового закона качество жилищно-коммунальных услуг должно существенно повыситься. Чтобы не терпеть убытков и не ходить по судам, коммунальникам придется все делать вовремя и качественно. Ольга Абрамова верит в эффективность такого механизма: «Достаточно предупредить, что вы отказываетесь от оплаты услуг, и, поверьте, все изменится. Бить рублем – самый лучший вариант воспитания».

Екатерина КУЛЕШ
Беларускi час
30 мая 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Защита прав потребителей услуг ЖКХ

Сообщение Toto (Admin) » Пн июл 14, 2008 3:25 pm

И себе, и людям

Депутаты защитят потребителей услуг ЖКХ

Единственный законопроект, инициированный и подготовленный депутатами Палаты представителей третьего созыва, — "О защите прав потребителей услуг ЖКХ" — был принят в первом чтении 23 мая.

Под занавес своей деятельности действующий депутатский корпус все-таки произвел на свет собственный законопроект. На это ушел почти весь срок депутатских полномочий — практически четыре года.

Депутат Анатолий Красуцкий озвучил красноречивую статистику: депутаты первого созыва Палаты представителей инициировали и разработали 42 законопроекта, второго — 18. "За эти четыре года мы приняли сотни законопроектов, инициированных и разработанных другими субъектами законодательной инициативы. И, наконец, принимаем подготовленный нами проект, — заметил депутат. — А ведь разрабатывать законопроекты, которые защищали бы интересы избирателей, — не только наше право, но и обязанность. Только занимаясь законотворчеством, мы доказываем свое предназначение как народные избранники, показываем, что и мы можем готовить серьезные законопроекты".

Отметим, что "дитя" Палаты представителей третьего созыва рождалось на свет непросто. Несмотря на то, что инициативу 26 депутатов одобрили и в Минжилкомхозе, и в Администрации президента, во время разработки документа возникло множество разногласий и поправок. Текст статей переписывался по 10 и более раз, и все равно находилось ведомство, которое что-то не устраивало (даже во время рассмотрения в первом чтении одно разногласие так и повисло в воздухе: Совмин предлагает не считать капитальный ремонт услугой ЖКХ, а депутаты возражают). Только к концу декабря прошлого года документ был готов и направлен на рассмотрение во все постоянные комиссии Палаты представителей. Депутаты настолько трепетно подошли к своему детищу, что не допускали к обсуждению законопроекта даже лояльных журналистов.

Поэтому радость в Овальном зале во время обсуждения законопроекта в какой-то степени понять можно: отвыкли депутаты законы писать, поэтому и единственный "свой" законопроект — уже событие.

"Сегодня очень важный для третьего созыва депутатов день — мы рассматриваем единственный инициированный самими депутатами законопроект", "такое важное событие — мы сами разработали закон, начиная от концепции и заканчивая текстом статей", — разносилось по залу заседаний.

Депутаты настолько воодушевились собственным достижением, что начали сами себе аплодировать еще до начала голосования. Однако его итоги несколько удивили — 6 человек проголосовали "против", хотя ни одного слова критики в Овальном зале не раздалось.

Сам по себе проект закона по защите прав потребителей услуг ЖКХ можно назвать народным и по сути, и по манере изложения: все предельно просто и понятно. В 27 статьях и 6 главах содержится исчерпывающий перечень прав и обязанностей как потребителей услуг, так и их исполнителей. Многие статьи повторяют некоторые моменты закона о защите прав потребителей, но в то же время дают механизм их реальной реализации. Собственно, отдельный закон понадобился именно для того, чтобы дать потребителю реальные рычаги воздействия на исполнителя услуг.

Как объяснила журналистам Анна Бурова, если сейчас человек никак не может воздействовать на ЖЭС в случае предоставления некачественных услуг (к примеру, батареи в разгар зимы еле теплые), то с момента вступления закона в силу потребитель имеет право потребовать снижения оплаты за такую услугу, отказаться от оплаты и даже потребовать возмещения нанесенного морального вреда.

За каждый день просрочки устранения недостатков (законопроект дает на это от 7 до 14 дней) взимается неустойка. Потребитель вправе устранить недостатки самостоятельно или привлечь к этому третьих лиц. В таком случае исполнитель услуг (ЖЭС) будет обязан оплатить все расходы потребителя. Если исполнитель услуг не признает, что они были оказаны с недостатками или не были оказаны вообще, потребитель может за счет собственных средств организовать проведение экспертизы (ее порядок предстоит утвердить Совмину). В случае если эксперты признают правомочность претензий потребителя, исполнитель будет обязан не только устранить все недостатки, но и оплатить расходы на проведение экспертизы.

Среди других новаций законопроекта — обязанность исполнителей предоставлять потребителю полную и достоверную информацию об услугах и тарифах и ежегодно отчитываться о потраченных на оказание услуг (в том числе и на техобслуживание и капремонт) средствах.

Новым можно назвать и закрепленное за потребителем право выбирать исполнителя услуг ЖКХ по своему усмотрению (за исключением услуг, предоставляемых естественными монополистами: отопление, электро- и газоснабжение). Формально это право у потребителя есть и сейчас, выбирать просто не из кого, но депутаты надеются, что четко прописанная в законе норма даст толчок развитию конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Ожидается, что законопроект будет рассмотрен во втором чтении в течение ближайшего месяца. В силу он вступит через 6 месяцев после его официального опубликования. Если, конечно, пройдет второе чтение, Совет республики и получит одобрение президента.

Марина КУЛИКОВА
Белорусы и рынок
26 мая 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Закон о защите прав потребителей услуг ЖКХ

Сообщение Toto (Admin) » Ср авг 27, 2008 9:43 am

«ЖЭСы» теряют монополию

Со вступлением в силу Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» граждане получат возможность отказаться от некачественных услуг ЖКХ и выбрать другого их исполнителя. Документ подписан главой государства на прошлой неделе.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анна Бурова, отвечая на вопросы «ЭГ», сообщила, что главная цель Закона, проект которого разработан группой депутатов, — определить правовые основы защиты прав граждан в области жилищно-коммунальных услуг, достигнута. По ее словам, в документе закреплено понятие «жилищно-коммунальные услуги», он предполагает расширенное информирование населения о порядке их предоставления и стоимости и призван стимулировать развитие конкуренции в отрасли. По мнению А.Буровой, прогрессивные нормы документа помогут привлечь в сферу ЖКХ предприятия различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

Резюме другого разработчика Закона — депутата Ольги Абрамовой не столь оптимистично. По ее словам, изначально планировалось, что Закон решит сразу три задачи — даст людям право на информацию, просвещение в этой сфере и поставит под общественный контроль естественные монополии (речь идет о предприятии «Минскводоканал» и о поставщиках электроэнергии), которые пока формируют цены исходя прежде всего из собственных соображений. Первые две задачи успешно реализованы, а вот третью законодателям удалось решить лишь частично, поскольку для контроля над монополистами требуется, в первую очередь, рыночное реформирование всей сферы жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) с введением реальной конкурентности, что пока в Беларуси сделать сложно.

Впрочем, один шаг в этом направлении все же сделан. Функциями независимого органа, которому поручено «разруливать» конфликты между потребителями жилищно-коммунальных услуг и предприятиями отрасли, наделен Минторг. Правда, вначале планировалось по примеру России создать для этого соответствующую независимую службу, но средства на ее финансирование в бюджете не предусмотрены, и депутаты разработали «промежуточный» вариант.

Они справедливо посчитали, что специалисты Минторга лучше других ориентируются в общем законодательстве о защите прав потребителей, по аналогии с которым и будет работать новый Закон. Кстати, документ вполне заслуженно окрестили «народным», так как он, по крайней мере теоретически, дает потребителям гораздо больше возможностей и прав, чем они имели ранее.

Эдуард ТРОШИН

Остановимся на основных новшествах

Согласно Закону мы получаем право на информацию об услугах ЖКХ и их тарифах, а также можем выбирать исполнителя в том случае, если услуги оказываются на конкурентной основе (решение о выборе принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном жилом доме, подъезде или на этаже простым большинством голосов и оформляется протоколом собрания, либо опросным листом).

Граждане вправе не оплачивать коммунальную услугу, если она по каким-либо причинам не оказывается. Необходимо лишь составить претензионный акт, который должен подписать представитель исполнителя. И тогда деньги можно начать вносить после того, как все недостатки будут устранены.

Если исполнитель откажется их исправить, можно организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги или обжаловать отказ в судебном порядке (допускается и то, и другое одновременно).

Закон дает право отказаться от ЖКУ с недостатками, а если они уже оказаны, то можно по своему выбору требовать снижения размера оплаты за них либо безвозмездного устранения брака. Определен и порядок рассмотрения требований потребителя. Срок принятия решения о снижении размера платы за некачественные услуги ЖКХ составляет семь календарных дней со дня предъявления требования, или четырнадцать — если необходима экспертиза.

В документе закреплено еще несколько прогрессивных норм. Например, потребитель имеет право на возмещение вреда, причиненного нашей жизни, здоровью, имуществу «вследствие неоказания ЖКУ либо их низкого качества», право на безопасность услуг, а также на государственную и судебную защиту своих интересов.

Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

Экономическая газета
22 июля 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Toto (Admin) » Пн сен 08, 2008 12:02 pm

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ДОРОГАМ ЖКХ

Законопроект «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» в первом чтении принят Палатой представителей Национального собрания Беларуси. По словам инициатора его разработки, депутата нижней палаты парламента Ольги Абрамовой, он призван стать для жителей республики «путеводителем» по любым жизненным ситуациям, связанным с жилищно-коммунальным хозяйством.

Как известно, на сегодняшний день уже существует Закон «О защите прав потребителей», который регулирует правоотношения в том числе и в сфере ЖКХ. Но, вне всякого сомнения, давно назрела необходимость принять более узкий закон, касающийся этой области.

— В сфере жилищно-коммунальных услуг существует колоссальное количество различных нормативных актов. Речь идет если не о тысячах, то о многих сотнях документов, часть которых работает еще со времен существования БССР. И эти документы в силу их разрозненности и отсутствия систематизации недоступны большинству граждан, что создает множество проблем, — отмечает Ольга Абрамова. — Избиратели постоянно просят и меня, и моих коллег — дайте нам информацию, сведите все вместе, чтобы мы могли получить простой, понятный и доступный документ, которым можно пользоваться в повседневной жизни. Это мы и постарались сделать.

Работа над новым законопроектом продолжалась около трех лет. Помимо депутатов Палаты представителей, в рабочую группу вошли сотрудники Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, а также представители заинтересованных министерств и ведомств.

Прежде всего, законопроект «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» призван решить проблему «информационного голода» потребителей. В общем законе прописано, что потребители имеют право на информацию, но необходимые подробности не раскрываются. В новом законопроекте этому вопросу уделено самое пристальное внимание. Объясняется, какую именно информацию обязан довести до сведения потребителя исполнитель, где ее можно получить, в каком виде и т.д. Наверняка многие белорусы оценят появление в законе нормы, обязующей местные исполнительные и распорядительные органы публиковать в СМИ, в частности, графики капремонта жилых домов на текущий год. Эта практика уже начала складываться в столице и областных центрах, но с принятием закона она распространится по всей республике.

Ценен законопроект и тем, что дает четкий механизм разрешения споров в области жилищно-коммунальных услуг. Подробно расписано, что должен делать потребитель, если ему оказали некачественную услугу или не оказали ее вовсе; каким образом действовать, если исполнитель считает, что услуга оказывается качественно, а потребитель с ним не соглашается, и многое другое.

Кроме того, законопроект закрепляет право потребителя на просвещение в области защиты своих прав. Если в общем законе это право просто декларировалось, то в новом законопроекте конкретно определяются его организационные формы. Регулярные консультации потребителей и исполнителей поручено проводить министерствам торговли, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

В законопроекте оговаривается и право потребителя на выбор исполнителя в отношении услуг, оказываемых на конкурентной основе. Понятно, что эта норма коснется не всех услуг, некоторые придется оставить в компетенции естественных монополистов. Но отказаться, к примеру, от нерадивой уборщицы из государственного ЖЭСа и поручить уборку двора более достойной кандидатуре вполне возможно. И законопроект подскажет, каким образом жильцы дома могут принять подобные решения.

Второе чтение проекта Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» планируется провести до конца текущей сессии. Слишком важный это законопроект, чтобы откладывать его принятие на осень.

Оксана МЫТЬКО
7 дней

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Защита прав потребителей при капитальном ремонте

Сообщение Toto (Admin) » Чт ноя 20, 2008 12:39 pm

НЕДОСТАТКИ В КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

Госконтроль предложил Совету Министров разработать нормативный правовой акт, регулирующий взаимоотношения проектных организаций, заказчиков, подрядчиков и граждан, их права и обязанности при проведении капитального ремонта жилищного фонда.

Комитет государственного контроля Беларуси выявил многочисленные случаи нецелевого использования отчислений населения на капитальный ремонт жилищного фонда, завышения стоимости ремонтно-строительных работ и несоблюдение сроков проведения капитального ремонта жилых домов. Таковы результаты комплексной проверки целевого и эффективного использования средств, направленных на капитальный ремонт жилищного фонда, а также нормативных сроков его проведения, сообщил на состоявшемся неделю назад заседании коллегии КГК начальник главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства комитета Виталий Дерех.

Во многих случаях финансовые средства для проведения капитального ремонта и модернизации жилых домов (в основном, отчисления населения) используются не по целевому назначению, а на погашение кредитов, выплату заработной платы, оплату задолженности за потребленные энергоресурсы. К примеру, КУП "ЖКХ Минского района" использовало не по целевому назначению Br2,6 млрд. указанных отчислений, УП "Дзержинское ЖКХ" (Минская область) - Br618,8 млн., КУМПП "Лунинецкое ЖКХ" (Брестская область) - Br443 млн. Всего выявлено использование не по целевому назначению отчислений населения на капитальный ремонт жилищного фонда на сумму Br6,48 млрд., отметил Виталий Дерех.

Подрядчиками при попустительстве заказчиков завышается стоимость выполняемых ремонтно-строительных работ. Так, УП "ЖРЭО № 2 Фрунзенского района Минска", являясь заказчиком, допустило завышение стоимости выполненных работ по капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда на сумму Br115,6 млн. По 13 из 14 проверенных объектов капитального ремонта жилищного фонда, заказчиком которых выступало КУЖРЭП "ЖРЭТ Октябрьского района Витебска", выявлено завышение стоимости выполненных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ на общую сумму Br84,4 млн. Всего в ходе проверки выявлено завышение стоимости работ по капитальному ремонту и модернизации на общую сумму Br676,3 млн.

Кроме того, не соблюдаются сроки проведения капитального ремонта жилых домов, устанавливаемые в проектной документации и договорах строительного подряда, что в свою очередь способствует неэффективному использованию средств. По отдельным объектам фактическая продолжительность выполнения строительно-монтажных работ превышает нормативную в три и более раз.

Отсутствует обоснованная методика определения нормативной продолжительности капремонта конкретного объекта жилищного фонда. Исходные данные (продолжительность рабочего дня, численность рабочих в бригаде) для расчета нормативных сроков модернизации проектными организациями принимаются без достаточных оснований. При этом не учитывается возможность совмещения выполнения строительно-монтажных работ, что приводит к увеличению сроков капитального ремонта еще на стадии проектирования.

Фактические объемы производимого капитального ремонта жилищного фонда значительно меньше потребности. Многие жилые дома, особенно в районных центрах, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и требуют модернизации. Так, в Брестской области на 2007 год было запланировано проведение капитального ремонта 316 жилых домов, в то время как с учетом их технического состояния и сроков эксплуатации подлежало капитальному ремонту и модернизации 1500 жилых домов. В Минской области в 2007 году насчитывалось 54,8% жилых домов (4133 из 7536) со сроком эксплуатации свыше 25 лет, ни разу не подвергавшихся капитальному ремонту.

На коллегии было отмечено, что иногда запланированные объемы капитального ремонта жилых домов не обеспечиваются финансовыми средствами. Во многих случаях предпроектное обследование жилых домов и помещений в их составе осуществляется некачественно, из-за чего во время капремонта выявляется необходимость выполнения дополнительных работ, корректировки проектно-сметной документации, а это затягивает сроки модернизации и увеличивает его стоимость. Подрядчиками допускаются факты некачественного выполнения строительно-монтажных работ на объектах жилищного фонда. При приемке жилых домов в эксплуатацию после капитального ремонта и модернизации приемочными комиссиями нарушаются требования, установленные техническими нормативными правовыми актами.

Приведенные недостатки и упущения обусловлены в том числе и недостаточным контролем со стороны местных исполнительных и распорядительных органов за ходом проведения капитального ремонта жилищного фонда.

Как итог, коллегия КГК предложила облисполкомам и Минскому горисполкому провести до 1 октября текущего года инвентаризацию, детальное обследование и оценку технического состояния жилищного фонда, построенного ранее 1980 года, для определения жилых домов, подлежащих первоочередному капитальному ремонту и модернизации, а также обеспечить неизменность пообъектных списков жилых домов, подлежащих капитальному ремонту в конкретном году, и производить их корректировку только в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Кроме того, Госконтроль обратился в Совет Министров с целью разработать и утвердить научно обоснованную методику определения нормативной продолжительности капитального ремонта жилых домов, нормативный правовой акт, регулирующий взаимоотношения проектных организаций, заказчиков, подрядчиков и граждан, их права и обязанности при проведении капитального ремонта жилищного фонда, а также установить административную ответственность юридических и физических лиц за использование не по целевому назначению отчислений населения на капитальный ремонт жилищного фонда.

Владимир ВОЛКОВ.
Недвижимость Белоруссии
12 мая 2008


Вернуться в «Коммунальные услуги; капитальный ремонт»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей

cron

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by