Сообщение Toto (Admin) » Вт апр 15, 2008 2:17 pm
Проект
Внесен депутатами Абрамовой О.М., Буровой А.Н., Красуцким А.В., Чурсиным Н.У. и другими
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики
Настоящий Закон направлен на определение правовых, организационных и экономических основ защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
жилищно-коммунальная услуга — деятельность, направленная на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности и комфортных условий для проживания граждан;
исполнитель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям жилищно-коммунальные услуги;
потребитель — физическое лицо, намеревающееся пользоваться или пользующееся жилищно-коммунальными услугами по месту жительства (пребывания);
качество жилищно-коммунальной услуги — совокупность характеристик жилищно-коммунальной услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности потребителя (функциональная пригодность, надежность, безопасность условий проживания и др.);
недостаток жилищно-коммунальной услуги — несоответствие жилищно-коммунальной услуги требованиям качества, предусмотренным законодательством или договором с потребителем, или целям, для которых услуга такого рода обычно оказывается, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора, а также несвоевременное оказание жилищно-коммунальной услуги.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг основывается на Конституции Республики Беларусь, международных договорах Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с гражданским и жилищным законодательством, настоящим Законом и другими актами законодательства.
К отношениям между исполнителем и потребителем, не урегулированным настоящим Законом, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Особенности регулирования отношений по оказанию отдельных жилищно-коммунальных услуг устанавливаются законодательством о газоснабжении, энергоснабжении, питьевом водоснабжении и иным специальным законодательством.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Государственное регулирование и управление в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
Государственное регулирование и управление в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции и включают в себя:
- определение и реализацию государственной политики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- установление и обеспечение соблюдения государственных минимальных социальных стандартов в области жилищно-коммунального обслуживания, требований законодательства относительно количества и качества жилищно-коммунальных услуг;
- определение порядка оказания жилищно-коммунальных услуг;
- государственное регулирование тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги;
- содействие развитию конкуренции при оказании жилищно-коммунальных услуг, обеспечение контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в данной области;
- государственная поддержка населения в форме безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги;
- иные меры, предусмотренные законодательными актами.
Статья 4. Виды жилищно-коммунальных услуг
Жилищно-коммунальные услуги классифицируются на:
- основные жилищно-коммунальные услуги — жилищно-коммунальные услуги, которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилого помещения применительно к условиям данного населенного пункта, соответствие его установленным санитарным и техническим требованиям. Перечень основных жилищно-коммунальных услуг определяется Советом Министров Республики Беларусь;
- дополнительные жилищно-коммунальные услуги — жилищно-коммунальные услуги, которые могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по соглашению между исполнителем и потребителем.
В зависимости от особенностей содержания и целевого назначения жилищно-коммунальные услуги подразделяются на следующие виды:
- коммунальные услуги, включая горячее и холодное водоснабжение, услуги водоотведения (канализации), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов;
- техническое облуживание, включая эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями;
- капитальный ремонт жилого дома;
- услуги по управлению жилым домом или группой жилых домов.
Статья 5. Участники отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
Участниками отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг являются потребитель и исполнитель, общественные объединения потребителей, государственные органы и иные организации в соответствии с их компетенцией.
Отношения между потребителем и исполнителем строятся на основе договора, заключенного в соответствии с настоящим Законом и другим законодательством.
ГЛАВА 2
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 6. Основные права потребителей жилищно-коммунальных услуг
Потребитель имеет право на:
- удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах;
- безопасность жилищно-коммунальных услуг;
- информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах, в том числе тарифах на них;
- выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг в случае, если они оказываются на конкурентной основе;
- просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг;
- возмещение убытков (вреда), причиненных исполнителем жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками;
- государственную, включая судебную, защиту своих прав.
Потребитель имеет также иные права, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.
Статья 7. Право потребителя на удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах
Потребитель имеет право на удовлетворение потребностей в основных жилищно-коммунальных услугах в объеме не ниже норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами (далее – нормы (нормативы) потребления жилищно-коммунальных услуг).
Отказ исполнителя, являющегося коммерческой организацией, от заключения договора с потребителем на оказание основных жилищно-коммунальных услуг в границах обслуживаемой им территории не допускается, кроме случаев, когда оказание услуг технически невозможно.
Потребитель вправе отказаться от получения жилищно-коммунальных услуг, не отнесенных к категории основных.
Исполнитель, являющийся коммерческой организацией, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении предоставления жилищно-коммунальных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Статья 8. Право потребителя на безопасность жилищно-коммунальных услуг
Потребитель имеет право на безопасность жилищно-коммунальных услуг, включая запрет на применение в процессе оказания таких услуг изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды, с учетом как повседневных, так и долгосрочных интересов потребителей.
Сокрытие исполнителем фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг, запрещается.
Исполнитель обязан возместить убытки (вред), причиненные им жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками, в том числе вследствие применения в процессе оказания жилищно-коммунальных услуг изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, окружающей среды.
Статья 9. Право потребителя на информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах
Потребитель вправе своевременно получать от исполнителя необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах.
Исполнитель – юридическое лицо обязан указать на вывеске, расположенной при входе в помещение по месту нахождения исполнителя, свое наименование и режим работы.
Исполнитель – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о своей фамилии, имени, отчестве, государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также режиме работы.
Исполнитель – юридическое лицо обязан разместить на информационных стендах (табло) и иных носителях информации в доступном для граждан месте по месту нахождения исполнителя информацию о (об):
- наименовании и руководителе исполнителя (фамилия, имя, отчество, должность, номера комнаты (кабинета) и служебного телефона);
- структурных подразделениях исполнителя и работниках исполнителя (фамилия, имя, отчество, должность, номера комнаты (кабинета) и служебного телефона), ответственных за заключение (изменение, расторжение) договоров с потребителями, организацию оказания жилищно-коммунальных услуг (исполнение договоров с потребителями), устранение недостатков таких услуг, а также режиме их работы и времени приема граждан;
- границах обслуживаемой исполнителем территории;
- документах, предоставляемых для заключения (изменения, расторжения) договоров с потребителями;
- перечне оказываемых исполнителем жилищно-коммунальных услуг, сроках (периодичности) их оказания;
- специальных разрешениях (лицензиях) на осуществление отдельных видов деятельности и иных разрешениях, сертификатах соответствия исполнителя, если необходимость их получения для оказания жилищно-коммунальных услуг предусмотрена законодательством;
- тарифах на жилищно-коммунальные услуги, правовых основаниях установления этих тарифов, способах оплаты за оказанные услуги;
- нормах (нормативах) потребления жилищно-коммунальных услуг;
- категориях потребителей, имеющих право на льготы при оказании жилищно-коммунальных услуг;
- документах, необходимых для начисления безналичных жилищных субсидий при оказании жилищно-коммунальных услуг;
- денежных средствах, начисленных и полученных исполнителем от потребителей на техническое обслуживание жилых домов, расположенных в границах обслуживаемой исполнителем территории, а также о бюджетных субсидиях и ежеквартальном расходовании полученных в совокупности денежных средств.
Работники исполнителя должны иметь нагрудные таблички (бэджи) с указанием на них наименования организации исполнителя, должности, фамилии, имени, отчества работника исполнителя.
Исполнитель обязан информировать потребителя о проведении систематических осмотров жилого помещения потребителя, о необходимости проведения профилактических и ремонтных работ, в том числе, не включенных в перечень жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых по договорам с потребителем, если их невыполнение может привести к авариям, несчастным случаям либо может нанести вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя либо негативно сказаться на качестве оказываемых жилищно-коммунальных услуг.
В случаях, когда оказание жилищно-коммунальных услуг требует получения доступа в жилое помещение потребителя, исполнитель обязан, за исключением случаев ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, заблаговременно, но не позднее, чем за один день, проинформировать потребителя о дате и времени оказания жилищно-коммунальных услуг, фамилии, имени, отчестве и должности (профессии) работников исполнителя, которым поручено оказание жилищно-коммунальных услуг и лицах, осуществляющих контроль от имени исполнителя за ходом оказания таких услуг, предоставить по просьбе потребителя иные сведения, имеющие отношение к оказываемым жилищно-коммунальным услугам. При посещении потребителя работник исполнителя обязан предъявить документ (удостоверение), подтверждающий его право действовать от имени исполнителя.
Информация, указанная в частях второй – четвертой настоящей статьи, может быть также опубликована (распространена) через средства массовой информации, глобальную компьютерную сеть Интернет, размещена на информационных стендах (табло) и иных носителях информации в местах общего пользования жилых домов, расположенных в границах обслуживаемой исполнителем территории.
Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно не позднее второго квартала года следующего за отчетным публикуют в средствах массовой информации сведения о сумме средств, поступивших от потребителей на капитальный ремонт жилых домов, их фактическом использовании и планах по капитальному ремонту жилых домов на текущий год.
Статья 10. Право потребителя на выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе
Потребитель имеет право на выбор исполнителя в отношении жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе.
Перечень жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Решение о выборе исполнителя в отношении жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном жилом доме, подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д., простым большинством голосов потребителей и оформляется протоколом собрания потребителей либо опросным листом без проведения собрания потребителей.
Статья 11. Просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
Потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Министерство торговли Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерство энергетики Республики Беларусь организуют консультации потребителей и исполнителей по вопросам защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Исполнитель по требованию потребителя обязан обеспечить ему возможность ознакомления с техническими нормативными правовыми актами и иными актами законодательства, регулирующими оказание жилищно-коммунальных услуг.
Статья 12. Право потребителя на надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг
Оказываемые жилищно-коммунальные услуги должны быть надлежащего качества.
Качество жилищно-коммунальных услуг должно соответствовать условиям договора, обязательным для соблюдения требованиям законодательства, а при их отсутствии или неполноте – требованиям, обычно предъявляемым к жилищно-коммунальным услугам соответствующего вида.
ГЛАВА 3
ОКАЗАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 13. Правовые основы оказания жилищно-коммунальных услуг
Газо-, электро- и теплоснабжение потребителей осуществляется на основе договора энергоснабжения, заключенного в соответствии с гражданским законодательством. Иные жилищно-коммунальные услуги оказываются на основе договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг.
Оказание жилищно-коммунальных услуг может быть предусмотрено как одним, так и несколькими договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг.
Статья 14. Договор на оказание жилищно-коммунальных услуг, его форма и содержание
Существенными условиями договора на оказание жилищно-коммунальных услуг являются:
- наименование исполнителя и имя потребителя;
- предмет договора, перечень всех оказываемых по договору жилищно-коммунальных услуг (основных и (или) дополнительных);
- тариф (тарифы), стоимость жилищно-комунальных услуг либо указание на порядок установления тарифа (тарифов) и определения стоимости таких услуг за исключением случаев, когда тариф (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги установлены законодательством;
- порядок оплаты за оказываемые жилищно-коммунальные услуги;
- порядок пересчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками за исключением случаев, когда такой порядок установлен законодательством;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон за невыполнение условий договора, основания освобождения от ответственности;
- порядок разрешения споров;
- срок действия договора;
- условия и порядок изменения, продления и прекращения действия договора;
- срок, в течение которого работник исполнителя обязан прибыть на основе уведомления потребителя в случае неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками, – для договоров, регулирующих оказание коммунальных услуг и на техническое обслуживание;
- иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, заключаемый с исполнителем, являющимся коммерческой организацией, признается публичным.
Советом Министров Республики Беларусь могут утверждаться типовые формы публичных договоров на оказание соответствующего вида жилищно-коммунальных услуг.
Статья 15. Заключение договора на оказание жилищно-коммунальных услуг
Исполнитель, являющийся коммерческой организацией, обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг в отношении жилого помещения потребителя, расположенного в границах обслуживаемой исполнителем территории, при наличии технической возможности оказания соответствующих жилищно-коммунальных услуг и в объеме не ниже, предусмотренного нормами (нормативами) потребления жилищно-коммунальных услуг.
Если одна из сторон (исполнитель или потребитель), для которой в соответствии с настоящим Законом заключение договора обязательно и имеется техническая возможность для его заключения, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Статья 16. Перерывы в оказании коммунальных услуг
Коммунальные услуги оказываются исполнителем потребителю бесперебойно, за исключением перерывов, связанных с:
- проведением исполнителем плановых ремонтных и профилактических работ в соответствии с графиками (планами), согласованными с местными исполнительными и распорядительными органами, а также ремонтных и профилактических работ по заявкам потребителей;
- межотопительным периодом;
- приостановлением оказания жилищно-коммунальных услуг потребителю, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате;
- приостановлением оказания жилищно-коммунальных услуг на основании договора на оказание таких услуг;
- авариями, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями и ликвидацией последствий таких ситуаций;
- хищением, уничтожением или повреждением сетей и оборудования, делающим невозможным оказание жилищно-коммунальных услуг, либо создающим угрозу причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителей.
В случае планируемого перерыва в оказании коммунальных услуг исполнитель обязан сообщить о таком перерыве потребителю через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за три дня до начала перерыва, кроме перерывов, указанных в абзацах пятом – седьмом части первой настоящей статьи. В сообщении указывается причина и срок перерыва в оказании соответствующих коммунальных услуг.
Статья 17. Права и обязанности исполнителя по договору на оказание жилищно-коммунальных услуг
Исполнитель имеет право:
- требовать от потребителя соблюдения законодательства и условий договора на оказание жилищно-коммунальных услуг;
- доступа в жилые помещения, на земельные участки в порядке, определенном законодательством или договором, при условии заблаговременного информирования потребителя для проведения необходимых ремонтных работ, проверки показаний приборов учета, а также в целях осуществления контроля за соблюдением потребителем договорных обязательств;
- доступа в жилые помещения, на земельные участки для ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
- приостанавливать оказание жилищно-коммунальных услуг потребителю, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
- приостанавливать оказание жилищно-коммунальных услуг на основании договора на оказание таких услуг.
Исполнитель обязан:
- подготовить и заключить с потребителем договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, кроме случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и отказ от оказания соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможен;
- обеспечивать своевременное предоставление жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества;
- осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования жилых помещений;
- своевременно проводить подготовку жилого дома и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
- рассматривать в определенный настоящим Законом срок требования потребителей в связи с неоказанием жилищно-коммунальных услуг либо оказанием жилищно-коммунальных услуг с недостатками, вести их учет;
- поддерживать в надлежащем техническом состоянии внутридомовые сети, осуществлять их техническое обслуживание и ремонт, принимать меры по ликвидации аварий, устранению неполадок;
- своевременно за собственный счет производить работы по устранению выявленных неполадок, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его вине.
Исполнитель имеет также иные права и обязанности по договору на оказание жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 18. Права и обязанности потребителя по договору на оказание жилищно-коммунальных услуг
Потребитель имеет право:
- получать своевременно и в полном объеме жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества;
- требовать от исполнителя соблюдения законодательства и условий договора на оказание жилищно-коммунальных услуг;
- перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг в случае выезда потребителя и проживающих совместно с ним членов его семьи при соответствующем документальном подтверждении и за период перерывов в оказании коммунальных услуг в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
Потребитель обязан:
- заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, подготовленный и представленный исполнителем в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, кроме случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и отказ от оказания соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможен;
- своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по вине потребителя;
- обеспечивать целостность и сохранность приборов учета, находящихся в квартире, индивидуальном жилом доме;
- оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные законодательством и (или) договором;
- допускать в жилые помещения, на земельные участки работников исполнителя в порядке, определенном законодательством или договором, при условии заблаговременного информирования потребителя для проведения необходимых ремонтных работ, проверки показаний приборов учета, а также в целях осуществления контроля за соблюдением потребителем договорных обязательств;
- допускать в жилые помещения, на земельные участки работников исполнителя для ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать требования законодательства, не допускать нарушения законных прав и интересов других потребителей.
Потребитель имеет также иные права и обязанности по договору на оказание жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 19. Изменение и расторжение договора на оказание жилищно-коммунальных услуг
Изменение и расторжение договора на оказание жилищно-коммунальных услуг осуществляются в соответствии с настоящим Законом и гражданским законодательством.
Потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от договора на оказание жилищно-коммунальных услуг полностью или частично, если такой отказ технически возможен, предупредив исполнителя за три месяца.
ГЛАВА 4
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В Области ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 20. Порядок рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием жилищно-коммунальных услуг либо недостатками жилищно-коммунальных услуг
В случае неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками потребитель уведомляет об этом исполнителя либо аварийно-диспетчерскую службу, указанную в договоре с потребителем или указанную исполнителем потребителю иным способом. Соответствующее уведомление может быть сделано потребителем путем направления письменной претензии либо устного сообщения (заявки), в том числе по телефону, и подлежит обязательной регистрации исполнителем либо аварийно-диспетчерской службой. Работник исполнителя или аварийно-диспетчерской службы, принявший устное сообщение (заявку), обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение (заявку), и регистрационный номер сообщения (заявки).
Работник исполнителя должен прибыть на основе уведомления потребителя не позднее срока, определенного договором с потребителем. В случае необеспечения потребителем доступа в жилые помещения, на земельные участки в заранее согласованное время исполнитель не несет ответственности за нарушение указанного срока.
Работник исполнителя, прибывший на основе уведомления потребителя, устанавливает факт наличия и причины неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками, составляет претензионный акт и, при наличии технической возможности, с согласия потребителя незамедлительно обеспечивает оказание жилищно-коммунальных услуг либо устранение недостатков жилищно-коммунальных услуг.
Претензионный акт подписывается работником исполнителя и потребителем. Потребитель вправе подписать претензионный акт с оговорками. В случае отказа потребителя от подписания претензионного акта работник исполнителя делает об этом запись в таком акте.
На основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет требования потребителя либо направляет потребителю мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований. В случае отказа в удовлетворении требований потребитель вправе организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги либо обжаловать такой отказ в судебном порядке. Проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги не лишает потребителя права на судебное обжалование отказа исполнителя в удовлетворении требований потребителя.
В случае неоказания жилищно-коммунальной услуги потребитель вправе требовать оказания жилищно-коммунальной услуги и не оплачивает жилищно-коммунальную услугу за период с момента, указанного в претензионном акте (судебном постановлении), до момента начала (возобновления) оказания жилищно-коммунальной услуги. Потребитель вправе отказаться от жилищно-коммунальных услуг с недостатками, а если такие услуги уже оказаны, вправе по своему выбору требовать уменьшения размера платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги, либо безвозмездного устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, если это возможно, либо повторного оказания жилищно-коммунальной услуги, если это возможно.
Срок принятия решения по требованию потребителя об уменьшении размера платы за жилищно-коммунальные услуги, оказанные с недостатками, не может превышать семи календарных дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения проверки качества жилищно-коммунальной услуги – четырнадцати дней. Недостатки оказанной жилищно-коммунальной услуги должны быть устранены исполнителем в максимально короткий срок, технологический необходимый для устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, но не превышающий месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон. Оказание жилищно-коммунальной услуги, неоказанной потребителю, либо повторное оказание жилищно-коммунальной услуги, оказанной с недостатками, должно быть произведено в первоочередном порядке в срок, установленный для срочного оказания жилищно-коммунальной услуги, а в случае, если этот срок не установлен, - в срок, предусмотренный договором с потребителем, который был исполнен ненадлежащим образом.
В случае, если потребитель потребовал уменьшения размера платы в связи оказанием жилищно-коммунальных услуг с недостатками, а также в случае неоказания жилищно-коммунальных услуг, перерасчет платы в отношении основных жилищно-коммунальных услуг осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, а в отношении дополнительных жилищно-коммунальных услуг – в порядке, определяемом договором с потребителем.
Если исполнитель отказал в удовлетворении требований потребителя, связанных с неоказанием жилищно-коммунальной услуги либо оказанием жилищно-коммунальной услуги с недостатками, потребитель вправе при наличии технической возможности привлечь к оказанию жилищно-коммунальной услуги третьих лиц либо выполнить работы своими силами, проинформировав об этом исполнителя, и потребовать от исполнителя возмещения стоимости произведенных работ и дополнительных расходов.
Под дополнительными расходами понимаются расходы потребителя на привлечение другого исполнителя, которые в случае оказания исполнителем жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества не были бы необходимы потребителю, в том числе затраты на получение кредита для оплаты услуг третьих лиц, приобретение альтернативных источников энергии, наем другого жилого помещения на время оказания жилищно-коммунальных услуг или устранения недостатков жилищно-коммунальных услуг.
Статья 21. Проведение проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг
Исполнитель обязан по устному или письменному обращению потребителя проводить проверку качества жилищно-коммунальных услуг (соответствия фактических параметров жилищно-коммунальных услуг требованиям законодательства и (или) договора) за свой счет. По результатам проверки качества жилищно-коммунальной услуги составляется акт проверки качества.
Потребитель вправе за счет собственных средств организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги. Недостатки, указанные в акте независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги, подлежат устранению исполнителем в обязательном порядке. Исполнитель вправе оспорить результаты независимой проверки (экспертизы) в судебном порядке. В случае, если в результате независимой проверки (экспертизы) будет установлен факт недостатков жилищно-коммунальной услуги, исполнитель обязан возместить потребителю расходы на проведение такой проверки (экспертизы).
Порядок проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 22. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
В случае нарушения прав потребителя жилищно-коммунальных услуг исполнитель возмещает причиненные убытки и уплачивает неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей и (или) договором, если не докажет, что нарушение прав потребителя произошло не по его вине.
Возмещение убытков, причиненных потребителю по вине исполнителя, производится исполнителем в полном объеме, включая дополнительные расходы, если иное не установлено законодательными актами.
В случае нарушения установленных сроков оказания жилищно-коммунальной услуги исполнитель несет ответственность перед потребителем в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Потребитель вправе требовать от исполнителя возмещения морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя жилищно-коммунальных услуг. Размер компенсации морального вреда определяется судом.
ГЛАВА 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 23. Полномочия Министерства торговли Республики Беларусь в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
Министерство торговли Республики Беларусь обеспечивает проведение государственной политики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг путем:
- рассмотрения обращений потребителей в связи с нарушеним их прав и, при необходимости, привлечения к рассмотрению таких обращений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, иных компетентных государственных органов, организаций;
- организации и (или) проведения контрольных мероприятий (проверок) по фактам обращений потребителей с привлечением, при необходимости, к таким мероприятиям (проверкам) Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, иных компетентных государственных органов, организаций;
- направления предписаний исполнителям о прекращении нарушений прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- направления предложений в компетентные государственные органы о привлечении исполнителей, нарушивших права потребителей, к ответственности в соответствии с законодательством, признании утратившими силу или об изменении принятых ими правовых актов, противоречащих законодательству о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- осуществления иных полномочий в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет координацию деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Государственные органы, иные организации обязаны по требованию Министерства торговли Республики Беларусь рассматривать обращения потребителей в связи с нарушением их прав, предоставлять информацию, необходимую для осуществления этим министерством полномочий, предусмотренных настоящим Законом.
Решения о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, принятые в пределах своей компетенции Министерством торговли Республики Беларусь, являются обязательными для всех государственных органов, физических и юридических лиц.
Статья 24. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции:
- информируют потребителей о государственной политике, проводимой в области жилищно-коммунального хозяйства;
- осуществляют мониторинг деятельности исполнителей по оказанию жилищно-коммунальных услуг;
- рассматривают обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан;
- при выявлении жилищно-коммунальных услуг, оказанных с недостатками, а также опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя и окружающей среды, незамедлительно извещают об этом государственные органы и иные организации, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью жилищно-коммунальных услуг;
- обращаются в суд с исками о защите прав неопределенного круга потребителей в случае нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- осуществляют иные полномочия в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.
В случае несогласия с решениями местных исполнительных и распорядительных органов, связанными с применением настоящего Закона, исполнители и потребители могут обжаловать их в судебном порядке.
ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
- определить перечень основных жилищно-коммунальных услуг и перечень жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе;
- утвердить положение о порядке проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг и положение о порядке перерасчета платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в оказании коммунальных услуг;
- привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
- обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
- принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Статья 26. Переходные положения
До приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникающим после вступления его в силу. К правоотношениям, возникшим до вступления настоящего Закона в силу, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.
Договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, действуют в течение указанного в них срока и не подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего Закона.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 25, которые вступают со дня официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь
По материалам портала pravo.by