Защита прав потребителей услуг ЖКХ

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Защита прав потребителей ЖКХ

Сообщение Toto (Admin) » Чт ноя 20, 2008 2:17 pm

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖКХ ЗАЩИТЯТ

Депутаты Палаты представителей Национального собрания приняли в первом чтении законопроект о защите прав потребителей ЖКХ. Они выступили и инициаторами документа. При подготовке законопроекта принимались во внимание обращения граждан, а также нормы зарубежных гос ударств.

В проекте закона дается определение таким терминам, как «жилищно-коммунальная услуга», «качество жилищно-коммунальной услуги», «недостаток жилищно-коммунальной услуги». Так, под жилищно-коммунальной услугой понимается деятельность, направленная на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности и комфортных условий для проживания граждан. В свою очередь качество жилищно-коммунальной услуги – это совокупность характеристик жилищно-коммунальной услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности потребителя (функциональная пригодность, надежность, безопасность условий проживания и др.). Под недостатком жилищно-коммунальной услуги понимается несоответствие жилищно-коммунальной услуги требованиям качества, предусмотренным законодательством или договором с потребителем, или целям, для которых услуга такого рода обычно оказывается, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора, а также несвоевременное оказание жилищно-коммунальной услуги.

Согласно документу жилищно-коммунальные услуги классифицируются на основные жилищно-коммунальные услуги, которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилого помещения, и дополнительные жилищно-коммунальные услуги, которые могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по соглашению между исполнителем и потребителем.

В зависимости от особенностей содержания и целевого назначения жилищно-коммунальные услуги подразделяются на следующие виды: коммунальные услуги, включая горячее и холодное водоснабжение, услуги водоотведения (канализации), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов; техническое облуживание, включая эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями; капитальный ремонт жилого дома; услуги по управлению жилым домом или группой жилых домов.

Участниками отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг являются потребитель и исполнитель, общественные объединения потребителей, государственные органы и иные организации в соответствии с их компетенцией. Отношения между потребителем и исполнителем строятся на основе договора.

В законопроекте прописаны права потребителей жилищно-коммунальных услуг. Так, в частности, потребитель имеет право на безопасность жилищно-коммунальных услуг, включая запрет на применение в процессе оказания таких услуг изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды, с учетом как повседневных, так и долгосрочных интересов потребителей.

Одной из задач документа является обеспечение широкого информирования населения о правах и обязанностях исполнителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг. При подготовке законопроекта учитывалось, что жилищно-коммунальные услуги имеют особое социально значение в виду охвата подавляющего большинства населения страны.

Согласно нормам разработанного законопроекта, местные исполнительные и распорядительные органы обязываются ежегодно не позднее второго квартала опубликовать в СМИ сведения о сумме средств, поступивших от потребителя на капремонт жилых домов, об их фактическом использовании.

Законопроектом стимулируется развитие конкуренции в области услуг ЖКХ. Предполагается участие в деятельности по их оказанию организаций различной формы собственности, индивидуальных предпринимателей.

Документ содержит принципиально новые правовые нормы прямого действия, включая нормативные предписания по информированию граждан о жилищно-коммунальных услугах, порядке рассмотрения претензий потребителей.

В законопроекте зафиксировано, что потребитель имеет право на выбор исполнителя, на безопасность жилищно-коммунальных услуг, надлежащее их качество, возмещение убытков, причиненных исполнителем.

Законопроект предусматривает, что оказание жилищно-коммунальных услуг может быть предусмотрено как одним, так и несколькими договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг.

Так, в частности, существенными условиями договора на оказание жилищно-коммунальных услуг являются: предмет договора, перечень всех оказываемых по договору жилищно-коммунальных услуг (основных и (или) дополнительных); тариф (тарифы), стоимость жилищно-коммунальных услуг; порядок оплаты за оказываемые жилищно-коммунальные услуги; порядок пересчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками за исключением случаев, когда такой порядок установлен законодательством; права и обязанности сторон; ответственность сторон за невыполнение условий договора, основания освобождения от ответственности; порядок разрешения споров; срок действия договора и др.

Елена МАСЛОВСКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
26 мая 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Что делать, если залило квартиру

Сообщение Toto (Admin) » Чт дек 04, 2008 2:36 pm

Если капает с потолка

В связи с тем, что новые дома сдаются, как правило, без отделки, а также в связи увеличением ремонтных работ в квартирах существующего жилищного фонда, выросло число случаев залития жилых и нежилых помещений. Причем, как правило, даже в юридических фирмах, которые оказываются жертвами ремонтов квартир на вышележащих жилых этажах в новых многоэтажках, не знают, как в таких случаях себя вести. Поэтому мы решили провести маленький ликбез на тему, что нужно делать в случае залития. В частности, для г. Минска принят специальный документ – Приказ ГП УЖХ Мингорисполкома от 25.09.2003 №206, которым установлен общий порядок действий жилищных организаций при бытовых и иных залитиях жилых и нежилых помещений.

Порядок утвержден для определения участия ЖРЭО, ЖЭС в разрешении конфликтных ситуаций в случаях залитий, в целях обеспечения содержания жилищного фонда в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии и в целях обеспечения единого подхода жилищных организаций к решению вопросов залитий. Указанный порядок действует в отношении всех жилых и нежилых помещений независимо от форм собственности и функционального назначения

Из документа следует, что в случае залития пострадавшая сторона, не откладывая в долгий ящик, сразу должна обратиться в ЖЭС или частную фирму, с которой заключен договор на обслуживание, и сообщить о проблеме. Лучше, если это будет письменное заявление, но можно ограничиться и телефонным звонком в диспетчерскую службу обслуживающей организации. Потому что действующие правила обязывают обслуживающую организацию обращения жильцов по фактам залития, включая звонок в диспетчерскую службу, оформлять, регистрировать и рассматривать в установленном порядке как заявления граждан. По каждому факту залития в тот же день производится комиссионное обследование с составлением акта по установленной форме. В акте указываются причины залития и его последствия.

Обследование и определение причин залития производится главным инженером, мастером участка, слесарем-сантехником обслуживающей организации, представителями общественности, потерпевшей и виновной сторон. Акт утверждается руководителем обслуживающей организации.

Если залитие произошло в выходные, праздничные дни или в ночное время, то факт залития и его причины подтверждаются справкой работников ЖЭС или ГАС (Государственной аварийно службой), производивших обследование и устранение причин залития.

В день обследования (в зависимости от степени залития, но не позднее 20-ти дней) назначается дата и время повторного обследования в целях составления дефектного акта.

Дефектный акт составляется по установленной форме с точным указанием объемов, качества отделки пострадавших поверхностей и конструктивных элементов залитых помещений. Обследование производится специалистами ЖРЭО, главным инженером и мастером обслуживающей организации с участием представителей общественности, пострадавшей и виновной сторон. Акт утверждается заместителем директора ЖРЭО по производству. С актом обследования и дефектным актом под роспись знакомятся виновная и потерпевшая стороны. В случае несогласия с актами или отказа от подписи одной из сторон в актах делается соответствующая запись. Акты выдаются потерпевшей и виновной сторонам в день обследования.

В случае залития одновременно нескольких квартир или арендованных помещений акты составляются по каждой квартире или помещению отдельно.

Все споры по вопросам возмещения ущерба, возникшего в результате залития по вине жильцов, решаются либо по обоюдному согласию сторон, либо в судебном порядке по иску одной из сторон. То есть если жилец сверху не согласен выдать потерпевшей стороне деньги на ремонт квартиры в размере, который запросила потерпевший, то последний обращается с соответствующим иском в суд.

Следует обратить внимание, что при разрешении конфликтной ситуации о возмещении стоимости восстановительных работ в судебном порядке, по требованию одной из сторон за оплату в размере 2 % от сметной стоимости, специалистами ЖРЭО или обслуживающей организации (того же ЖЭСа) составляется смета на ремонтно-строительные работы. Смета, как того требует установленный Мингорисполкомом порядок, составляется на основании сборников ресурсо-сметных норм производства ремонтно-строительных работ и дефектного акта с учетом качества отделочных материалов и конструктивных элементов, пострадавших при залитии. Стоимости материалов определяется в ценах розничной торговли. При составлении сметы применяются цены, действующие на момент ее составления.

Смета может быть составлена любой организацией, имеющей право на осуществление указанной деятельности. В течение трех дней со дня ее предоставления смета согласовывается балансодержателем дома независимо от того, кем она составлена.

Работы по ликвидации последствий залития могут быть выполнены любой ремонтно-строительной организацией либо собственными силами пострадавшей или виновной сторонами по взаимной договоренности.

Если стороны договорятся, то ремонтные работы могут быть выполнены ремонтно-строительным подразделением местного ЖЭСа или ЖРЭО, но при наличии производственной возможности и поступлении оплаты за предстоящую работу. И еще нужно знать, что в данном случае смета составляется на основании цен по оказанию платных бытовых услуг населению.

Бытовыми залитиями считаются залития, произошедшие из вышерасположенной или рядом расположенной квартир, других помещений по трем основным причинам: нарушение правил пользования жилыми помещениями; небрежное пользование водой и другими жидкостями; несвоевременное принятие мер по устранению неисправностей на системах центрального отопления, водоснабжения и канализации в квартирах и помещениях владельцами или нанимателями или оформлению ими заявок в ЖЭС на выполнение необходимых работ. Но могут быть и другие причины залития, которые должны отражаться в актах обследования.

Кстати, по тем же правилам, в случае залитий помещений по причине невозможности своевременного перекрытия воды из-за неисправности вентилей на вводных или общедомовых трубопроводах, все издержки по устранению последствий залития несет эксплуатирующая организация. К таким организациям относятся, например, Минские тепловые сети или Минскводоканал.

При залитиях квартир, помещений и мест общего пользования, произошедших по вине конкретных работников жилищных организаций либо подрядных организаций - издержки по устранению последствий залития несут непосредственно виновные.

При залитиях через кровлю и стыки, в связи с авариями на общедомовых системах и трубопроводах, по вине работников жилищных и подрядных организаций, в случаях неисправностей конструктивных элементов дома либо в иных случаях, не зависящих от жильцов или нанимателей помещений - устранение последствий залития производится в месячный срок или сроки, согласованные с пострадавшей стороной. Факты залитий оформляются аналогично бытовыми залитиями.

Думается, что установленный для Минска порядок действий при залитиях применим для обслуживающих организаций и собственников помещений в многоквартирных жилых домах и в других городах.

Марина СИРОТКО
Недвижимость Белоруссии
29 сентября 2008


Вернуться в «Коммунальные услуги; капитальный ремонт»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by