ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖКХ ЗАЩИТЯТ
Депутаты Палаты представителей Национального собрания приняли в первом чтении законопроект о защите прав потребителей ЖКХ. Они выступили и инициаторами документа. При подготовке законопроекта принимались во внимание обращения граждан, а также нормы зарубежных гос ударств.
В проекте закона дается определение таким терминам, как «жилищно-коммунальная услуга», «качество жилищно-коммунальной услуги», «недостаток жилищно-коммунальной услуги». Так, под жилищно-коммунальной услугой понимается деятельность, направленная на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности и комфортных условий для проживания граждан. В свою очередь качество жилищно-коммунальной услуги – это совокупность характеристик жилищно-коммунальной услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности потребителя (функциональная пригодность, надежность, безопасность условий проживания и др.). Под недостатком жилищно-коммунальной услуги понимается несоответствие жилищно-коммунальной услуги требованиям качества, предусмотренным законодательством или договором с потребителем, или целям, для которых услуга такого рода обычно оказывается, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора, а также несвоевременное оказание жилищно-коммунальной услуги.
Согласно документу жилищно-коммунальные услуги классифицируются на основные жилищно-коммунальные услуги, которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилого помещения, и дополнительные жилищно-коммунальные услуги, которые могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по соглашению между исполнителем и потребителем.
В зависимости от особенностей содержания и целевого назначения жилищно-коммунальные услуги подразделяются на следующие виды: коммунальные услуги, включая горячее и холодное водоснабжение, услуги водоотведения (канализации), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов; техническое облуживание, включая эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями; капитальный ремонт жилого дома; услуги по управлению жилым домом или группой жилых домов.
Участниками отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг являются потребитель и исполнитель, общественные объединения потребителей, государственные органы и иные организации в соответствии с их компетенцией. Отношения между потребителем и исполнителем строятся на основе договора.
В законопроекте прописаны права потребителей жилищно-коммунальных услуг. Так, в частности, потребитель имеет право на безопасность жилищно-коммунальных услуг, включая запрет на применение в процессе оказания таких услуг изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды, с учетом как повседневных, так и долгосрочных интересов потребителей.
Одной из задач документа является обеспечение широкого информирования населения о правах и обязанностях исполнителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг. При подготовке законопроекта учитывалось, что жилищно-коммунальные услуги имеют особое социально значение в виду охвата подавляющего большинства населения страны.
Согласно нормам разработанного законопроекта, местные исполнительные и распорядительные органы обязываются ежегодно не позднее второго квартала опубликовать в СМИ сведения о сумме средств, поступивших от потребителя на капремонт жилых домов, об их фактическом использовании.
Законопроектом стимулируется развитие конкуренции в области услуг ЖКХ. Предполагается участие в деятельности по их оказанию организаций различной формы собственности, индивидуальных предпринимателей.
Документ содержит принципиально новые правовые нормы прямого действия, включая нормативные предписания по информированию граждан о жилищно-коммунальных услугах, порядке рассмотрения претензий потребителей.
В законопроекте зафиксировано, что потребитель имеет право на выбор исполнителя, на безопасность жилищно-коммунальных услуг, надлежащее их качество, возмещение убытков, причиненных исполнителем.
Законопроект предусматривает, что оказание жилищно-коммунальных услуг может быть предусмотрено как одним, так и несколькими договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг.
Так, в частности, существенными условиями договора на оказание жилищно-коммунальных услуг являются: предмет договора, перечень всех оказываемых по договору жилищно-коммунальных услуг (основных и (или) дополнительных); тариф (тарифы), стоимость жилищно-коммунальных услуг; порядок оплаты за оказываемые жилищно-коммунальные услуги; порядок пересчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками за исключением случаев, когда такой порядок установлен законодательством; права и обязанности сторон; ответственность сторон за невыполнение условий договора, основания освобождения от ответственности; порядок разрешения споров; срок действия договора и др.
Елена МАСЛОВСКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
26 мая 2008