ЖЭС уполномочен пригрозить
Почему коммунальный диалог иногда напоминает шантаж?
Как ни переименовывай ЖЭС в ЖЭУ, какие РСЦ ни создавай — если там будет царить формализм, в итоге останется равнодушная аббревиатура. За которой нередко скрывается безразличие к человеку. Иногда коммунальники и вовсе перегибают палку...
На днях в редакцию позвонила жительница одного из домов на минской улице Матусевича. Представилась пенсионеркой Аллой Ивановной и пожаловалась: проблема со счетчиками воды.
Честно скажу, даже зевнул от скуки — старая и порядком поднадоевшая тема. Рано или поздно водомеры придется поставить всем, потому что это реальная экономия. Но Алла Ивановна голосила в трубку: «Жэсовцы угрожают. Помогите». Я отправился на Матусевича...
Вполне обычный минский район: серые коробки домов, типовые подъезды. А вот действия коммунальников действительно оказались «нестандартными». На каждом подъезде, в том месте, где расположена доска объявлений, вместе с «рекламками» о продаже мебели и установке стеклопакетов приклеили «памятки». С текстом примерно такого содержания: мол, к тому, кто до начала июня не поставит счетчик воды, по решению администрации будут применяться меры административного воздействия. Внизу подпись: ЖЭУ–103.
Загадочное объявление! Во–первых, что это за всесильная администрация? И, во–вторых, о каких мерах идет речь? Штраф, выселение, отключение воды и электричества? Решил побеседовать с жильцами. Может, они знают?
Две женщины копошились в мини–садике под окном — разбивали грядку под цветы. О «мерах» они не знали, счетчики уже поставили и этому рады. А вот дедушка, который спешил с котомкой в магазин, разговорился и выразил свое негодование к коммунальному ноу–хау: «Кто им право давал угрожать?»
Еще одна дама призналась, что живет пока без счетчика — приценивается. По ее словам, коммунальники уже намекали, что в июне придется платить огромные деньги за воду. Предупреждали: будем подгонять рублем, выписывать штрафы. Все в контексте того, что лучше поставить по–доброму...
Одним словом, людей здорово напугали. Эффективный метод, если использовать его против пенсионеров и не очень разбирающихся в юридических тонкостях жильцов. Но насколько он законный?
— Конечно, так писать было нельзя, — развеял мои сомнения начальник технического отдела государственного производственного объединения «Минское городское жилищное хозяйство» Александр Королев. — Этот вопрос мы решим. Но то, что меры по наведению порядка со счетчиками станут жестче, это факт. Ведь сегодня мы не покрываем расходы по подготовке воды.
Монолог директора ЖЭУ № 103 Владимира Титовца и вовсе был очень красноречивым:
— Слава Богу, я их не вешал, эти объявления. Вешали мои подчиненные. Они за это получили. Мы и сняли уже бумажки. Дело в том, что это было просто предупреждение. Процентов 60 жильцов счетчики уже установили. А есть злостные неплательщики, для них это и была «напоминаловка». И всплеск был, люди приходили, мы им объясняли. А объявления сделал оператор, который отвечает за установку приборов. Как с ним поступить? Не увольнять же, в самом деле. Я его депремировал.
Что тут добавить?
Однако повод задуматься о безобидности таких «напоминаловок» все же есть. Стиль общения коммунальных служб иногда просто не выдерживает никакой критики. Добропорядочным жильцам ни с того ни с сего начинают угрожать. Коллега недавно получила предупреждение: «В случае недопуска в лоджию для выполнения утеплительных работ к вам будут применены меры административного воздействия». Один знакомый пожаловался, что их ЖЭС буквально навязывал услуги организации, которая ставит счетчики воды. Что будет дальше?
Некоторые сотрудники городских служб, с которыми пообщался, попросили тему не раздувать. Мол, ну поторопились в ЖЭУ № 103, сделали ошибку, с кем не бывает. Зачем будоражить народ?
Но давайте представим, что в следующий раз в одном из районов какой–нибудь оператор «поторопится» и состряпает такую «напоминаловку»: «Уважаемые жильцы, если вы не соберете деньги на новую кабину лифта, к вам применят меры». А другой таким же образом решит подстегнуть людей к установке стеклопакетов. А третий удумает еще чего похлеще... Угрозами и воинственным стилем иные жэсовцы формируют крайне негативный образ коммунальной сферы в целом. Это уже не деловые отношения, а, скорее, шантаж, который уместен в фильмах про лихие 90–е, но никак не сегодня — в тихом городском дворе, в котором живут простые и добропорядочные люди.
Фото автора.
Автор публикации: Николай КОЗЛОВИЧ
Беларусь сегодня
Дата публикации: 13.05.2008
22:56:11 12.05.2008 Геннадий, Минск
Только один из эпизодов длинной истории, краткое название которой "ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ". То есть собственники квартир не управляют своей собственностью, а управляет некая организация "КУП ЖЭУ №...", которая к этой собстенности ни хвостом ни рылом... Я считаю, что подобные (в принципе очень правильные) статьи будут появляться хронически, пока не будет решён самый главный вопрос - о "ВНУТРЕННЕМ УПРАВЛЕНИИ". Тарифы, счётчики и пр. - это вопрос второстепенный. Ну вот, например, управляло бы Беларусью НАТО (не дай Бог, конечно) - эффект? Исключительно отрицательный, т.к. внешнее управление всегда на порядок хуже внутреннего (Президент, правительство). Так почему ЖЭСы ведут себя как НАТО, иногда превращая жилые дома в руины, а жителей беря в заложники?!! Внешнее управление. Убрать эту проблему, останутся технические - т.е. решаемые.
реплика »
15:50:02 13.05.2008 Сергей УЛАДЫС
Подобные «напоминаловки», наверняка можно встретить в любом районе Минска. В письменной или в устной форме, неважно, но они есть! В течения месяца не выполняется план по установке счетчиков, вот и начинается давление на жильцов. Конечно, есть и абсолютно противоположные случаи, когда работник ЖЭСа все объяснит, расскажет, убедит, что счетчики действительно выгодно поставить, тогда жильцы и без всякого давления будут их устанавливать. Нужно правильно, грамотно организовать работу работников ЖЭСов, чтобы те не грубили жильцам и не подходили к решению любого вопроса спустя рукава, а с полной ответственностью выполняли свои обязанности. Зачастую фонарь во дворе по месяцам не горит, никто из ЖЭСа не заменит лапочку, зато угрожающие «напоминаловки» ловко умеют писать.
реплика »
13:27:55 14.05.2008 саша
Если у человека один прописан,а живут восемь,и он потому не хочет ставить счётчики,то от него не убудет,если эти восемь будут каждый месяц скидываться,что бы оплатить воду по нормативам пропускной способности труб.А как иначе?
реплика »
13:26:24 15.05.2008 Женя
Согласная с Сашей. Хоть и идеализирует ситуацию. Скидываться никто не будет. Если в квартире один человек прописан, а живут восемь, то конечно хозяин не захочет ставить счетчик – не выгодно. А с другой стороны, я живу в "хрущевке" втроем с мужем и сыном. Не раз вставал вопрос об установке счетчика. Друзья из новостроек давно платят по счетчику и довольны - экономят. Но мы именно из-за экономии от установки счетчика отказываемся. Дело в том, что живет в старом доме. Капремонт обещают последних лет 7, а может и больше. Трубы текут, краны тоже. Сантехников вызываем чуть ли не ежемесячно. Вот такая арифметика. И поставили бы, да не выгодно. Ждем капремонта дальше...
реплика »
22:40:44 14.05.2008 Чернявская Светлана, Витебская область
Давно не дает покоя вопрос, касающийся счетчиков учета воды. Скажите, вправе ли коммунальники требовать установки счетчиков, если горячая вода не подается ежедневно, а только 2 раза в неделю, и то не всегда ее температура соответствует нормативу, согласно которому температура воды должна быть 50 0С. Порой бывает половина от этой нормы, а счетчик накручивает кубометры и по нему не видно, какой температуры была использованная вода. А в те дни, когда не осуществляется подача горячей воды, то и вовсе идет холодная, а счетчик-то этого не знает и продолжает себе крутить кубы. Мне в горкомхозе говорят: «Не включай в эти дни кран теплой воды». Но согласитесь, что вода из теплого крана будет не такая ледяная, как из холодного, несмотря на то, что не подогревается. Объясню почему. Потому, что из теплого крана вода идет из бойлера, она немного отстаивается и кажется менее холодной, чем из холодного крана, которая идет сразу же из скважины из-под земли. Руки мерзнут от такой воды еще больше, тем боле, что я живу на первом этаже пятиэтажного дома. Через мою трубу проходит вся вода, которая идет наверх, поэтому у меня на первом этаже будет вода холоднее, чем, например, на пятом. И если я, по состоянию здоровья, не могу пользоваться этой холодной водой, от которой не только мерзнут руки, но и, в прямом смысле, «отваливаются», включу воду из теплого крана, которую никто не грел, а соответственно не затратил на ее подогрев ни одной копейки, должна платить за нее, как за горячую. Разве это справедливо? Я считаю, что если требовать от людей установки счетчиков, то нужно или каждый день давать горячую воду и соответствующей температуры, или счетчики должны быть для горячей воды такие, как теперь ввели новые электрические с тремя тарифами: 1). t – 50 0С, 2). ниже 50 0С и 3). t – соответствующая температуре воды из холодного крана. Вы со мной согласны? Хотелось бы узнать мнения специалистов и читателей по этому вопросу?
реплика »
15:32:46 16.05.2008 Кирилл, Витебская область
Вот ответьте мне на такой вопрос. Я живу в 56-ти квартирном доме, в котором стоит водомер и меня, в приказном порядке, заставляют ставить счетчики на воду в квартире. Правомерно ли это? Я учусь заочно в г. Горки, Могилевской область и живу на квартире. В этом доме стоит водомер, и их никто не заставляет ставить счетчики. Если кто хочет обособиться, то могут в добровольном порядке их поставить. Вправе ли ЖЭСы, ЖКХ и прочие коммунальные структуры заставлять? Или бюрократия будет продолжаться?