Лифты страдают от старости
Едва ли не каждый горожанин хоть один раз в жизни имел "удовольствие" застрять в лифте. Плен, как правило, длится недолго, но неприятных воспоминаний хватает на годы. Хотелось бы, однако, заметить, что все могло быть гораздо хуже: даже в Минске до трети лифтов эксплуатируется сверх установленного срока, в провинции же процент "старичков" еще выше. Удерживать число поломок и серьезных аварий на приемлемом уровне удается благодаря четко налаженной службе сервиса. Около половины Минска и значительная часть Минской области входит в зону обслуживания ОАО "Лифтсервис". Директор предприятия М.М. БОТЯН ответил на вопросы редакции.
- Михаил Матвеевич, если в эксплуатации остается большое число старых лифтов, то, может, жильцам многоэтажных домов, лучше вообще не рисковать, а ходить по лестницам пешком?
- Для здоровья, конечно, лучше. Что касается безопасности, то лифт - система исключительно высокой надежности. Даже если оборвутся тросы, он все равно не упадет. Трагедии чаще всего случаются, когда начинается несанкционированное движение кабины, т.е. кто-то поднимается в машинное помещение и принудительно включает лифт. И вот здесь действительно есть проблема. Прежде доступ к лифтовому оборудованию имели только два человека - электромеханик и лицо, ответственное за техническое состояние лифта. Это наши работники, люди профессионально подготовленные и ответственные, да и контроль за ними был самый жесткий: ведь речь идет о жизни и здоровье людей. Сейчас же монтажом и диспетчерским контролем за работой лифтов занимается множество организаций, в том числе неспециализированных. Их работники получают доступ в машинное отделение и к схеме лифта. В этих условиях персональная ответственность, без чего немыслимо обеспечить приемлемую безопасность лифтового хозяйства, фактически исчезает. Случается, даже двери, ведущие в машинное отделение, остаются незапертыми! И виновного найти невозможно.
В прошлом году мы направили письма в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и Проматомнадзор, предупредив эти ведомства о нетерпимости сложившегося положения с обеспечением безопасности эксплуатации лифтов. Их руководство согласилось с нашими доводами и в свою очередь потребовало от УЖКХ впредь заключать договора на монтаж и обслуживание диспетчерской связи со специализированными организациями, осуществляющими техническое обслуживание лифтов. Хотя в принципе руководство жилищно-ремонтных организаций с такими подходами согласно, но подвижек в решении данного вопроса нет.
В то же время хочу еще раз повторить: если не допускать грубых нарушений, то лифт практически не представляет опасности для пассажиров. Старая техника - беда для тех, кто занят ее ремонтом и обслуживанием. Регулировки, которые по регламенту надо проводить раз в месяц, в лифтах 60-70-х гг. выпуска приходится выполнять значительно чаще. Плюс, конечно, высокий расход запасных частей.
- И плюс, разумеется, рост стоимости обслуживания, вряд ли компенсируемый увеличением расценок?
- Плата за лифт составляет сегодня немногим более 1100 руб. на человека и не менялась около 2 лет. И если в 2003 г. за счет жильцов покрывалось 80% расходов на эксплуатацию лифтов, то теперь - 40%. Остальные затраты компенсирует государство. Средства из бюджета выделяются, но они перечисляются не нам, а ЖРЭО, которые зачастую вынуждены закрывать самые срочные платежи, используя для этого любые ресурсы. Дебиторская задолженность на начало года у нас составляла 1,940 млрд. руб., теперь же увеличилась до 3 млрд. и продолжает нарастать.
Очевидно, назрело решение о переходе к более гибкому ценообразованию, ибо запас прочности нашей системы не бесконечен, хроническое недофинансирование будут вызывать в ней все более серьезные проблемы. К тому же я не думаю, что жильцы предпочтут из рук вон плохо работающий, а в недалекой перспективе и вообще остановившийся лифт, повышению за него оплаты. Длительное время совмещать качество и дешевизну невозможно.
- Даже если снижать издержки?
- Этим мы занимаемся уже не один год и, поверьте, исчерпали не только резервы, лежащие на поверхности, но и минимальные возможности экономии. В себестоимости наших услуг около 33 % приходится на налоги и 47% - на зарплату. В среднем по организации она сегодня составляет 290 долл. и повышается в соответствии с бизнес-планом в среднем на 0,9 % в месяц (правда, из-за неплатежей нам постоянно приходится брать "зарплатные" кредиты). Все, вроде, нормально, но не совсем. Средняя зарплата в промышленности по Минску в октябре достигла 362 долл., в строительстве она еще выше - около 450 долл. Кадры строительных специальностей сегодня нужны любой организации, у нас же трудятся специалисты высочайшей квалификации. Естественно, люди идут туда, где они могут больше заработать. Текучесть кадров за последнее время на предприятии резко возросла, так что на зарплате нам надо не экономить, а всеми способами ее повышать. Исчерпан и резерв сокращения штата. Зона обслуживания электромехаников расширена на треть против нормы. Управленческий аппарат должен составлять до 10% общего числа работающих, фактически же этот показатель в ОАО "Лифтсервис" не превышает 5 %.
Еще одна значимая статья расходов (примерно 120 млн. руб.) - запчасти и детали для лифтов. Самые распространенные из них (на 80-90 млн. руб.) мы изготавливаем самостоятельно, при этом стоимость получается в 2-3 раза ниже, чем если бы они закупались у сторонних организаций. У нас имеются мощные, прекрасно оснащенные производственные участки в Минске и Солигорске. Создан, к слову, и полный комплекс измерительных лабораторий.
Остаются некоторые наиболее сложные в изготовлении, в основном требующее чугунного литья, детали. Тут действительно есть некоторый, хотя и очень небольшой, резерв экономии, связанный, на мой взгляд, опять же с излишней зарегулированностью системы закупок.
По общему правилу нам рекомендуют заключать договора с поставщиком продукции, в нашем случае - с Могилевским лифтостроительным заводом. В начале года мы направили в адрес предприятия предложения с перечнем необходимых деталей и заключили договор об их изготовлении по мере поступления заявок. Но на каких условиях! Во-первых, требуется осуществить предоплату, что при нашем нынешнем финансовом состоянии сделать зачастую довольно сложно. Во-вторых, после поступления средств заказ выполняется в течение 80 дней. Хорошо, если какой-то запас нужных деталей есть на складе. Но так бывает далеко не всегда (для создания резерва опять же нужны средства), в этом случае лифт может ждать ремонта неделями.
С учетом всех факторов у могилевских лифтостроителей мы сегодня заказываем только ту номенклатуру - около десятка наименований, - которую невозможно приобрести на свободном рынке.
- Михаил Матвеевич, как известно, в республике разрабатывается программа замены лифтов. ОАО "Лифтсервис" будет участвовать в ее выполнении?
- По данным на 1 августа в жилом фонде, обслуживаемом нашей организацией, находится 7321 лифт, из них 1498 - со сроком эксплуатации более 25 лет, еще 488 - эксплуатируются более 30 лет. Теперь программы по обновлению лифтов разрабатываются и принимаются гор- и облисполкомами, финансироваться же они должны из местных бюджетов. Очень хотелось бы надеяться, что средства на замену лифтов удастся изыскать. Иначе всем нам действительно придется осваивать новый вид спорта: пеший подъем на верхние этажи.
Дмитрий СЕМЕНОВ
Журнал "Директор". Октябрь 2006 г.