Задолженность по коммунальным платежам и борьба с ней

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Заплатите долг - простят пеню

Сообщение Toto (Admin) » Чт дек 11, 2008 4:14 pm

Заплатите долг - простят пеню

У должников коммунальным службам появится возможность рассчитаться за неоплаченные услуги по “удешевленной” схеме. Правительство Беларуси определило порядок списания пени гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Согласно этому документу списание пени гражданам может быть произведено по решениям городских, районных исполнительных комитетов, администраций районов Минска, согласованным с облисполкомами и Минским горисполкомом. Но при одном условии — если должник выплатит основной долг.

Для списания пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг должник должен подать заявление в свою жилищно-эксплуатационную организацию и обязательно указать причину, по которой возник долг. После этой процедуры жилищно-эксплуатационная организация в течение трех дней должна будет обследовать жилищные условия должника, определить имущественное положение семьи, проживающей в “долговой” квартире.

Как нам объяснили в управлении экономики Министерства жилищно-коммунального хозяйства, такие проверки нужны для того, чтобы определить, насколько финансово обоснована невозможность должника погасить долг. Бывают случаи, когда материально обеспеченные люди не оплачивают услуги ЖКХ без видимых на то причин. За что, спрашивается, таким “прощать” пеню? А сумма пени, как правило, маленькой не бывает. Например, в ситуации, когда семья из трех человек, проживающая в стандартной “двушке”, в течение года не платила за услуги ЖКХ (за это время набежит долг почти в 800 тысяч рублей), сумма пени составит больше 400 тысяч рублей — почти половина долга.

Кстати, постановление Совмина разрешает при необходимости запрашивать у соответствующих государственных органов справки либо другие документы о доходах и имущественном положении заявителя и членов его семьи, совместно с ним проживающих, — все, что необходимо для решения вопроса о списании пени. Впрочем, эти справки граждане могут и самостоятельно представить в организацию, оказывающую коммунальные услуги.

В соответствии с положением организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, в течение 10 дней со дня подачи заявления о списании пени обязаны представить в городские, районные исполнительные комитеты, администрации районов Минска проект решения о списании этой пени или об отказе в ее списании. Окончательное же решение по этому вопросу должно быть принято в течение 15 дней со дня представления проекта указанного решения. При этом в решении о списании пени указывается период, за который производится списание пени, и ее сумма. В решении об отказе о списании пени — основания для отказа. И, наконец, когда “приговор” вынесен, жилищно-эксплуатационная организация должна в течение 5 дней письменно проинформировать должника о принятом решении.

Предпринятая мера, выражают уверенность в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, должна существенно помочь в нелегкой борьбе с неплательщиками, просроченная задолженность которых коммунальным службам сейчас составляет около 40 млрд. рублей.

Наталия ЛАПИНА
Народная газета
10 января 2007

В тему:

Пеню могут простить

Правительство определило порядок списания пени гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Соответствующее положение утверждено постановлением Совета Министров от 4.01.2007 № 2 (рег. № 5/24512 от 9.01.2007).

Положение разработано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6.10.2006 № 604 «О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства».

Списание пени гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, производится по решениям городских, районных исполнительных комитетов, администраций районов Минска, согласованным с облисполкомами и Мингорисполкомом, при условии выплаты этими гражданами основного долга.

Для списания пени граждане должны подать заявление в произвольной форме в организацию, осуществляющую эксплуатацию жилфонда и оказывающую коммунальные услуги, с указанием причин возникновения задолженности.

Эта организация в течение трех дней со дня поступления заявления должна произвести обследование жилищных условий и определить имущественное положение гражданина и членов его семьи, совместно с ним проживающих. При этом в случае необходимости у соответствующих госорганов могут быть запрошены справки либо документы о доходах и имущественном положении заявителя и членов его семьи, совместно с ним проживающих, необходимые для решения вопроса о списании пени. Данные справки либо документы граждане также могут самостоятельно представить в организацию, оказывающую коммунальные услуги.

В течение 10 календарных дней со дня подачи гражданином заявления организации, осуществляющие эксплуатацию жилфонда, обязаны представить в городские, районные исполнительные комитеты, администрации районов Минска проект решения о списании пени или об отказе в этом. Этими организациями принимается окончательное решение в течение 15 календарных дней со дня представления проекта.

В решении указывается период, за который производится списание пени, и ее сумма. В решении об отказе — основания для отказа. О любом варианте в 5-дневный срок оказывающая коммунальные услуги организация должна письменно проинформировать гражданина. Соответственно решение об отказе в списании пени может быть обжаловано в судебном порядке.

Татьяна АБРАМОВИЧ
Национальная экономическая газета
№4(1023) от 16.01.2007
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Чт дек 11, 2008 4:25 pm, всего редактировалось 1 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Борьба с неплательщиками за услуги ЖКХ

Сообщение Toto (Admin) » Чт дек 11, 2008 4:16 pm

Коммунальный долг платежом страшен

Белорусские коммунальники по-прежнему ищут эффективные способы борьбы с неплательщиками

Любопытная новость появилась на днях для жителей Литвы. Председатель Сейма Виктор Мунтянас предложил строить бараки и переселять туда жителей литовских городов, которые когда-то приватизировали квартиры, а теперь не оплачивают услуги ЖКХ и ведут асоциальный образ жизни. Возможно, кто-то сейчас спросит: а при чем тут мы? Еще как при чем! Проблема горе-соседей, которые не только отравляют жизнь всем окружающим, но и стали головной болью для коммунальников из-за долгов по жировкам, знакома многим обитателям белорусских многоэтажек и частных секторов. Сегодня долг населения за неоплаченные услуги ЖКХ подтянулся к 40 млрд. рублей. При этом львиную долю этих денег задолжали эти самые “асоциальные личности”. А назвать лишними 40 млрд. рублей нельзя - их можно направить на улучшение качества питьевой воды, например... Неужели нет эффективного способа раз и навсегда расправиться с этой растущей проблемой?

Спроецировать литовскую ситуацию на наши реалии не представляет труда: у нас также есть большое количество людей, которые когда-то за бесценок оформили государственное жилье в собственность, а сегодня его запустили, не придерживаются элементарных правил эксплуатации и банально игнорируют приходящие жировки. Из-за заложенных в законодательстве прав на частную собственность жилищные организации не имеют возможности эффективно контролировать состояние таких квартир и требовать от нерадивых собственников соблюдения общих правил. В Литве сейчас проходят активные дискуссии как раз по этому поводу: там считают необходимым поменять слишком либеральные законы, а не способных жить цивилизованно — просто выселять из многоквартирных домов.

Типичная история

— Скоро не за что будет купить хлеба, — сетует пришедшему полюбоваться на запущенные “хоромы” корреспонденту “НГ” “злостная” должница за коммунальные услуги из Минска. Очевидно, стесняясь, она попросила сохранить свое инкогнито, разрешив только полюбоваться на неоплаченные жировки. Ее долг растет уже больше двух лет, и сумма его перевалила за три миллиона рублей. — Ну а как я его оплачу, если мы с мужем — инвалиды, а нам еще маленькую дочь кормить надо...

Женщина сказала полу-правду. В ЖЭСе №14 города Минска пояснили, что семья давно стоит на учете, хронические неоплаты вызваны не только низким доходом, но и быстрым расходом средств: и муж, и жена сильно выпивают. Давно бы работники ЖЭСа подготовили иск на выселение нерадивых минчан в квартиру поменьше (как-никак трехкомнатное жилье им сейчас содержать не удается), да не могут. У супругов — несовершеннолетняя дочь, и суд в любом случае примет решение, которое никак не нарушит права ребенка. Вот и ждут коммунальники, когда же долг будет погашен хотя бы частично, напоминают о себе звонками и повестками в суд, куда в положенный срок ни муж, ни жена не являются.

Подобные случаи не редкость. “Классификация” не-плательщиков, которой оперируют в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Беларуси, весьма широка: здесь есть и пенсионеры, и малоимущие граждане. Но самые злостные должники — это люди, ведущие чуждый нам образ жизни. И самое ужасное то, что у таких родителей есть дети, которые выступают в роли “прикрытия” от справедливых нападок жилищных служб.

Есть предложения?

Работники ЖЭСа, вовлеченные в нашу историю, давно подметили и поняли, что стандартные санкции (предупреждения, судебные иски и временное отключение неоплаченных услуг) действуют лишь на адекватных людей.

— С теми же, кто “выходить в люди” не желает, мы предлагаем бороться с помощью более жестких действий, — говорит заместитель начальника расчетно-справочного центра ЖЭСов № 14 и № 15 Сергей Прокопов.

Напомним, что в Гражданско-процессуальном кодексе прописано, что удерживать можно не более 20 процентов от получаемого дохода по всем видам взысканий. Предложение же заключается в том, чтобы увеличить процент взысканий до 50.

Не совсем согласны коммунальники и с ныне действующими схемами выселения. Например, после переселения должника в квартиру с меньшей площадью долг по старому адресу чаще всего остается и продолжает “висеть” годами. А стоило бы продолжать вычитать из доходов, потому что коммунальная служба остается без заслуженных средств.

Обладатели приватизированных квартир и вовсе не могут быть выселены: их защищает право неприкосновенности частной собственности, которая не может быть описана за долги. При принудительном отчуждении приватизированное помещение можно было бы продавать, из полученных средств покупать квартиру меньшей площади, из разницы же высчитывать сумму долга, а остаток (если он есть) возвращать нерадивому потребителю коммунальных услуг.

В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства все эти проблемы давно знают, сами ищут способы борьбы с неплательщиками. Сейчас в ведомстве даже разрабатывается документ, предусматривающий различные меры “устрашения” и наказания неплательщиков, однако специалисты считают, что по-настоящему действенным оружием против должников может стать видоизмененный Жилищный кодекс. Коммунальники уже давно предложили внести в него поправки, которые упрощали бы схемы выселения-переселения должников, а также дали бы возможность воздействовать на обладателей приватизированных квартир. Однако пока новый кодекс не принят, разговора о кардинальном решении проблемы не получится.

Должник должнику рознь

С остальными должниками немного проще. По крайней мере, многие из них пытаются самостоятельно решить проблему, в частности, обращаются за субсидией. По информации начальника управления экономики Минжилкомхоза Владимира Киселева, в прошлом году такие субсидии получили более 113 тысяч семей на сумму около 3,1 млрд. рублей. За первые два месяца текущего года такой помощью уже воспользовались 23 тысячи семей. Общая сумма полученных ими субсидий составила 724 млн. рублей.

Кстати, жилищно-коммунальным службам Минской области удалось снизить задолженность населения за услуги ЖКХ. На Минщине просроченная задолженность населения за коммунальные услуги в 2006 году снизилась почти на 563 млн. рублей: накопившиеся долги по квартплате погасили свыше 9,2 тысячи владельцев лицевых счетов. Подобное уменьшение долгов и числа должников стало результатом планомерной работы, говорят специалисты областного управления ЖКХ. Упор делался на предупреждение, разъяснение гражданам отрицательных последствий неуплаты, а отключение водоснабжения, иски в суд о выселении применялись как крайние меры воздействия. Вместе с тем, по приблизительным подсчетам коммунальников, 30—40 процентов неплательщиков на Минщине — вполне состоятельные граждане, которым по карману регулярно оплачивать полученные жилищно-коммунальные услуги.

Как мы убедились, жилищно-коммунальная тематика очень интересует наших читателей. Об этом свидетельствуют ваши письма, а также вопросы и отзывы, которые приходят после каждого выпуска нашего жилищно-коммунального приложения к газете “Народный управдом”. В следующем квартале мы по-прежнему будем уделять на страницах “НГ” много внимания проблемам оплаты жировок, капитальных ремонтов, взаимоотношений работников коммунальных служб и потребителей услуг ЖКХ.

Ирина САНКЕВИЧ, Наталия ЛАПИНА
Народная газета
24 марта 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Исполнительные надписи нотариусов - взыскание задолженностей

Сообщение Toto (Admin) » Сб дек 20, 2008 12:22 pm

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАДПИСИ НОТАРИУСОВ ПО ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В случаях, определенных законодательством, альтернативой обращения в суд с иском к должнику является обращение к нотариусу за совершением исполнительной надписи. Получив исполнительную надпись, взыскатель имеет право требовать от соответствующих органов (служб судебных исполнителей общих или хозяйственных судов) принятия в отношении должника мер аналогичных тем, которые принимаются и для приведения в исполнение судебного решения.

Исполнительные надписи являются одним из видов нотариальных действий, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности». Совершение исполнительных надписей признается сложным нотариальным действием, требующим от нотариусов большого объема знаний в различных отраслях права, в том числе напрямую не связанных с деятельностью нотариусов.

Исполнительная надпись - распоряжение нотариуса или должностного лица, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия о принудительном взыскании с должника в пользу кредитора определенной суммы денег или имущества.

Совершение исполнительной надписи не является разрешением спора о праве. Должник не вызывается и не опрашивается по поводу возможных возражений против требований кредитора, а также не извещается о совершении исполнительной надписи. Взыскание задолженности на основании исполнительных надписей позволяет взыскателю экономить время и средства для привлечения к ответственности недобросовестных должников, а следовательно, способствует укреплению договорной и финансовой дисциплины.

Вместе с тем организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, не в полном объеме используют право на бесспорное взыскание задолженности по оплате за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт жилых домов (далее - задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг), а решают данные вопросы в судебном порядке. Это приводит к необоснованному увеличению нагрузки на судей районных (городских) судов, а также влечет дополнительные затраты государственных средств на организацию судебных процессов. В связи с этим организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, должны использовать свое первоочередное право на взыскание задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в бесспорном порядке в нотариальных органах.

Основной причиной, по которой данные организации не часто обращаются к нотариусам, является необходимость оплаты государственной пошлины. В то же время, в судебном порядке задолженность взыскивается без оплаты государственной пошлины при подаче искового заявления истцом. При удовлетворении судебного иска государственная пошлина и судебные издержки взыскиваются судом с ответчика. Следует отметить, что и при взыскании задолженности на основании исполнительной надписи нотариуса понесенные расходы возмещаются взыскателю в порядке исполнительного производства. Видится, что указанная проблема была бы решена внесением изменений и дополнений в действующее законодательство путем принятия нормативного правового акта, предусматривающего освобождение организаций жилищно-коммунального хозяйства от уплаты государственной пошлины за совершение нотариусами исполнительных надписей по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В конце 2006 года и в течение 2007 года в Республике Беларусь принят ряд новых нормативных правовых актов, регулирующих порядок совершения исполнительных надписей. Была установлена форма исполнительной надписи, а также определен перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов и должностных лиц, которым в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия.

В период 2006-2007 годов при совершении указанного вида нотариальных действий нотариусы руководствовались такими нормативными правовыми актами, как:

• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);
• Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее - ЖК);
• Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности»;
• Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 года «О государственной пошлине» в редакции Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года;
• Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2006 г. №153 «Об изменении сроков внесения платы за жилищно-коммунальные услуги» (далее - Указ №153);
• Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. №574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины»;
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. №1737 «Об утверждении перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов и должностных лиц, которым в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия» (далее - Перечень);
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г. №52 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных и исполнительной надписей, протестов векселей и распоряжения о возмещении расходов за счет наследства»;
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. №63 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий» (далее - Инструкция о порядке совершения нотариальных действий).

Кроме нормативных правовых актов, нотариусами используется в работе совместное письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 апреля 2007 г. №03-35/156 «О взыскании задолженности по коммунальным платежам», а также постановление коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. №7/119 «О принимаемых мерах по взысканию просроченной задолженности с населения за жилищно-коммунальные услуги».

Исполнительные надписи совершаются нотариусами при наличии двух условий: если имеются документы, подтверждающие бесспорность задолженности, и если со дня возникновения права на иск прошло не более трех лет. Три года - это общий срок исковой давности, установленный ст. 197 ГК. В том случае, если для отдельных видов требований законодательными актами установлены иные сроки исковой давности, исполнительные надписи совершаются в пределах таких сроков. Действующим законодательством Республики Беларусь специальный срок исковой давности для взысканий задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не установлен.

Пеня за просрочку, допущенную по оплате жилищно-коммунальных услуг, может быть взыскана в течение общего срока исковой давности, то есть в течение трех лет с момента возникновения просрочки.

Течение срока, с момента которого может быть совершена исполнительная надпись, начинается с момента возникновения у кредитора права на принудительное взыскание долга. Так, согласно ст. 65 ЖК при просрочке платежей за пользование жилым помещением и коммунальные услуги за истекший месяц право принудительного взыскания возникает после 15 числа следующего за ним месяца. В целях усиления социальной защиты населения Указом №153 данный срок продлен до 25 числа каждого следующего за ним месяца. Если взыскатель обращается за совершением исполнительной надписи о взыскании задолженности за период, включающий истекший месяц, нотариусы разъясняют, что право на принудительное взыскание возникает после 25 числа следующего за ним месяца.

При обращении в государственную нотариальную контору либо к частному нотариусу за совершением исполнительных надписей по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, при отсутствии судебного спора о размере указанной платы (оплаты), предоставляются следующие документы.

1) Заверенная взыскателем копия лицевого счета, направленного нанимателю, собственнику жилого помещения, члену жилищно-строительного кооператива-должнику, с отметками взыскателя о непогашении задолженности после вручения письменного предупреждения и об отсутствии судебного спора.

В копии лицевого счета указываются: код счета, фамилия, имя, отчество должника, его место жительства, основание открытия лицевого счета, общая и жилая площади помещения, количество человек, проживающих в жилом помещении, количество комнат, период задолженности, сумма задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, период и сумма задолженности по пене.

Указание места работы гражданина не является обязательным. Однако некоторые взыскатели отражают его в копии лицевого счета для ускорения процесса исполнения.

Копия лицевого счета подписывается руководителем и главным бухгалтером взыскателя и заверяется печатью.

Расчетно-кассовым центром коммунального унитарного предприятия «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление города Бреста» для совершенствования взаимодействия жилищно-эксплуатационных служб города и нотариальных контор была разработана компьютерная программа, с помощью которой оперативно создаются и распечатываются копии лицевых счетов со сведениями о задолженности на основании имеющейся в ЖЭСе информации.

Ранее действовавшей Инструкцией о порядке совершения исполнительных надписей, утвержденной приказом Министра юстиции Республики Беларусь от 14 ноября 1996 г. №71, предусматривалось предоставление взыскателем подробного списка должников. Вследствие этого в делах государственной нотариальной конторы либо частного нотариуса оставалась одна копия документа, устанавливающего задолженность (как правило, на первого по списку должника). В связи с принятием 23 октября 2006 года Инструкции о порядке совершения нотариальных действий вышеуказанная Инструкция утратила силу и представление списка должников не предусмотрено.

Согласно п. 248 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий один экземпляр копии лицевого счета с совершенной исполнительной надписью выдается взыскателю, а другой экземпляр хранится в делах государственной нотариальной конторы (частного нотариуса). Поэтому, хотя в соответствии с Перечнем предусмотрено представление одной копии лицевого счета, истребование рядом государственных нотариальных контор копии (выписки) лицевого счета в двух экземплярах на каждого из должников является верной практикой.

2) При взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг право на принудительное взыскание возникает у взыскателя только после письменного предупреждения должника о необходимости погасить задолженность. При отказе должника от получения уведомления нотариусы не должны совершать исполнительную надпись, поскольку в такой ситуации не может вестись речь о бесспорности задолженности.

Отметка взыскателя о непогашении задолженности после вручения письменного предупреждения и об отсутствии судебного спора производится на копии лицевого счета, предоставляемой взыскателем.

В практике некоторых государственных нотариальных контор Брестской области для совершения исполнительных надписей по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг взыскателем представлялось письменное предупреждение должника, предписание о погашении задолженности с подписью должника о получении, корешок к указанному предупреждению либо уведомление о вручении почтового отправления, ксерокопии которых были приобщены к исполнительным надписям. Наличие таких документов позволяет не только установить факт предупреждения должника, но и проверить, надлежащее ли лицо расписалось на предупреждении: нотариусы сверяли подпись на предупреждении и на договоре найма жилого помещения или договоре на участие собственника жилого помещения в расходах по содержанию, эксплуатации и ремонту жилого дома.

Обозрение письменного предупреждения не является нарушением законодательства. Однако требовать предоставления копии данного документа для приобщения ее к наряду нотариусы не вправе: отметка о непогашении задолженности после вручения письменного предупреждения имеется на копии лицевого счета. Некоторые взыскатели, делая отметку о вручении предупреждения на копии лицевых счетов, указывают дату вручения предупреждения. Такая практика представляется правильной, так как позволяет определить срок, истекший с момента предупреждения, а также предотвращает возможность взыскания задолженности, возникшей за период времени после предупреждения.

3) Документами, предоставление которых необходимо для совершения исполнительной надписи по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, являются также:

• договор найма жилого помещения - в случае, если должником является наниматель жилого помещения;
• договор на участие собственника жилого помещения в доме государственного жилищного фонда, в доме жилищно-строительного кооператива в расходах по содержанию, эксплуатации и ремонту жилого дома - в случае, если должником является собственник жилого помещения (член жилищно-строительного кооператива).

В большинстве указанные договоры обозреваются нотариусами, а затем возвращаются взыскателю. Требовать от взыскателя предоставления копий таких договоров в обязательном порядке нотариусы не вправе.

Дату заключения договора найма или договора на участие собственника жилого помещения в расходах по содержанию, эксплуатации и ремонту жилого дома и дату вручения предупреждения некоторые взыскатели проставляют на обоих экземплярах копии лицевого счета. Видится правильной нотариальная практика, когда при отсутствии указанных реквизитов на копии лицевого счета сведения о проверке даты заключения договора с должником, даты вручения ему предупреждения нотариус производит за своей подписью в рабочем порядке.

При отсутствии заключенного сторонами договора найма или договора на участие собственника жилого помещения в расходах по содержанию, эксплуатации и ремонту жилого дома совершение исполнительной надписи невозможно. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании исполнительной надписи может взыскиваться только со дня заключения таких договоров.

В практике нотариальных контор Брестской области имели место обращения взыскателей при взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в пользу жилищно-строительных кооперативов. В отдельных случаях с должниками - членами ЖСК не были заключены соответствующие договоры либо указанные должники - члены ЖСК сознательно отказывались подписывать договор. При отсутствии заключенных с должниками договоров исполнительные надписи не могут быть совершены.

4) Для получения исполнительной надписи по взысканию задолженности физических лиц по оплате ими расходов, связанных с коммунальным обслуживанием и эксплуатацией предоставленных в аренду нежилых помещений в домах, находящихся в коммунальной собственности либо собственности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), нотариусу представляются:

• заверенная взыскателем копия договора аренды нежилого помещения;
• документы (за подписями руководителя, главного (старшего) бухгалтера), удостоверяющие наличие задолженности, включая оговоренные в договоре суммы неустойки за несвоевременность платы (оплаты).

5) Для совершения исполнительной надписи по взысканию задолженности организациям за пользование водой из водопровода, центральным отоплением, услугами по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов собственниками одноквартирных, блокированных жилых домов, имеющими договорные отношения непосредственно с водоснабжающими, теплоснабжающими организациями и организациями, оказывающими услуги по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов, а также нанимателями, собственниками жилых помещений, членами организаций граждан-застройщиков, имеющими договорные отношения непосредственно с водоснабжающими организациями, нотариусу представляются:

• заверенные взыскателем копии договоров на водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов;
• выписка из оборотной ведомости;
• копия неоплаченного (или частично оплаченного) счета, направленного должнику, с отметкой взыскателя о непогашенной задолженности после вручения письменного предупреждения собственникам одноквартирных, блокированных жилых домов, имеющим договорные отношения непосредственно с водоснабжающими, теплоснабжающими организациями и организациями, оказывающими услуги по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов, а также нанимателям, собственникам жилых помещений, членам организаций граждан-застройщиков, имеющим договорные отношения непосредственно с водоснабжающими организациями.

б) При совершении исполнительных надписей по всем видам задолженностей нотариусами истребуется письменное заявление взыскателя с просьбой о совершении исполнительной надписи, которое регистрируется в журнале регистрации входящей корреспонденции.

С учетом того, что задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг взыскивается в пользу юридических лиц, нотариус производит на заявлении отметку о проверке правоспособности юридического лица и полномочий представителя.

В большинстве случаев заявление оформлялось на фирменном бланке взыскателя и было зарегистрировано в книге исходящих документов организации. Полагаем, что при поступлении такого заявления нотариус помимо проверки правоспособности юридического лица и полномочий представителя должен установить личность лица, его подписавшего.

При обращении к нотариусам представителей взыскателя на заявлении с просьбой о совершении исполнительной надписи подлинность их подписи свидетельствуется нотариусом в рабочем порядке, устанавливается личность представителя, проверяется его дееспособность, а также полномочия представителя. В этих случаях также проверяется правоспособность юридического лица-взыскателя.

В случае, когда за совершением исполнительных надписей обращаются ЖЭСы, являющиеся обособленными структурными подразделениями юридического лица (ЖРЭУ) и не обладающие правами юридического лица, к заявлению с просьбой совершить исполнительную надпись, подписанному от имени юридического лица руководителем ЖЭСа либо иным уполномоченным на то лицом, дополнительно прилагается доверенность, подтверждающая полномочия руководителя ЖЭСа либо иного подписавшего заявление представителя.

Законодательством Республики Беларусь не ограничивается возможность выбора места совершения исполнительной надписи по взысканию задолженности. Взыскатели, желающие получить исполнительную надпись на взыскание задолженности с должника, вправе обратиться в любую государственную нотариальную контору Республики Беларусь либо к частному нотариусу.
Исключение составляют исполнительные надписи о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, с родителей (единственного родителя), обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей.

Исполнительная надпись совершается при соблюдении предусмотренных законодательством условий, а также наличии необходимых документов и уплаты взыскателем государственной пошлины.

В настоящее время в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной пошлины» государственная пошлина уплачивается в соответствующий бюджет по месту совершения нотариального действия.

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г. №52 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных и исполнительной надписей, протестов векселей и распоряжения о возмещении расходов за счет наследства», вступившим в силу с 1 января 2007 года, была утверждена форма исполнительной надписи, которую нотариусы используют при совершении данного нотариального действия.

Для повышения эффективности и результативности мер, направленных на взыскание просроченной задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в государственных нотариальных конторах Брестской области организовано оперативное обслуживание организаций жилищно-коммунального хозяйства, обращающихся за совершением исполнительных надписей по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Во всех государственных нотариальных конторах Брестской области осуществляется предварительная запись на совершение исполнительных надписей, консультирование при личном обращении и по телефону.

Государственными и частными нотариусами проводится разъяснительная работа среди представителей организаций жилищно-коммунального хозяйства по вопросам, связанным с совершением исполнительных надписей, оказывается юридическая помощь в подготовке необходимых документов.

В ряде государственных нотариальных контор были проведены семинары с участием представителей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, по разъяснению законодательства и вопросам взаимодействия при совершении исполнительных надписей по
взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Представители указанных организаций ознакомлены с требованиями, которые предъявляются к документам, представляемым для совершения исполнительных надписей, о недопустимости подчисток, приписок, зачеркнутых слов, неоговоренных исправлений, о соблюдении правил делопроизводства.

Заведующими государственными нотариальными конторами путем издания соответствующих приказов обеспечено закрепление за определенными нотариусами обслуживания конкретных организаций жилищно-коммунального хозяйства по совершению исполнительных надписей по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги. В указанные организации направлены сообщения с указанием фамилии, имени, отчества, номера кабинета и контактного телефона курирующего нотариуса.

В большинстве государственных нотариальных контор информация о порядке обслуживания организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, обращающихся за совершением исполнительных надписей по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, размещена на информационных стендах.

В целях упрощения процедуры оформления исполнительных надписей и сокращения числа документов, предоставляемых для их совершения, в нотариальных конторах заведены личные дела взыскателей. Как правило, в личных делах содержатся: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица - взыскателя, копия его устава, приказ о приеме на работу представителя взыскателя, доверенность на представителя (ежегодное обновление).

Некоторые государственные нотариальные конторы Брестской области направляли в организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, письменные предложения о формировании личных дел и разъяснения о порядке обращения за совершением исполнительных надписей.

Ирина САВЧУК,
заведующий первой Брестской государственной нотариальной конторой

Юстиция Беларуси
№9 2008


Вернуться в «Коммунальные услуги; капитальный ремонт»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by