Конституционный Суд рассмотрел вопросы правового регулирования деятельности жилишно-строительных кооперативов, порядка избрания и функционирования органов управления ЖСК. В частности, одной из проблемных является ситуация, когда длительное время не собираются общие собрания (собрания уполномоченных) в правомочном составе из-за неявки членов ЖСК. Конституционный Суд проанализировал соответствующие положения Конституции, Жилищного кодекса, Примерного устава ЖСК и других нормативных правовых актов.
Так, согласно Примерному уставу ЖСК, утвержденному постановлением Совета Министров от 15.11.1984, общее собрание членов кооператива правомочно, если в нем участвует 2/3 общего состава, а по некоторым вопросам - не менее 3/4 членов кооператива. На практике некоторые члены ЖСК отказываются принимать участие в проведении общих собраний (собраний уполномоченных), что делает практически невозможными избрание органов управления и осуществление полномочий, относящихся к ведению кооператива. Избрание органов управления ЖСК иным путем, в т.ч. и путём письменного опроса его членов, не допускается.
Конституционный Суд отметил, что положения Примерного устава во многом устарели, не соответствуют нормам Жилищного кодекса 1999 г. и другим актам жилищного законодательства. Несовершенство норм жилищного законодательства, касающегося ЖСК, не позволяет обеспечить в полной мере защиту жилищных прав и законных интересов членов ЖСК, собственников жилых помещений в домах ЖСК, а также государственных интересов.
В своем решении Конституционный Суд предложил Правительству с учетом норм действующего законодательства, в частности Закона РБ "О совместном домовладении", внести необходимые изменения в Примерный устав ЖСК, в т.ч. и те, которые позволят при необходимости принимать решения не только на общем собрании членов ЖСК, но и путем письменного опроса его членов, как это установлено вышеназванным Законом применительно к совместному домовладению.
Журнал «Главный бухгалтер» №1 2007г