Новое в проведении аукционов по аренде госсобственности

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Новое в проведении аукционов по аренде госсобственности

Сообщение Toto (Admin) » Чт июл 02, 2009 11:30 am

Сомнительный эффект

С 7 июля начинают действовать новые правила проведения аукционов по продаже и сдаче в аренду объектов госсобственности.

Выступая 17 июня на онлайн-конференции, организованной на сайте БЕЛТА, генпрокурор Беларуси Григорий Василевич заявил об ответственности, которую должны нести лица, готовящие законопроекты. Они, по мнению генпрокурора, должны отвечать за качество документов и последствия от их принятия. "Ответственность должна быть не только председателя сельсовета за то, что он по ошибке неправильно выделил земельный участок, но и ответственность тех, кто неправильно подготовил законопроект", - считает Г. Василевич.

"Та чехарда, с которой мы иногда сталкиваемся, когда акты законодательства меняются, трансформируются, пересматриваются, действуют какое-то непродолжительное время, приводит к тому, что на уровне исполнения существует очень много нарушений. Исполнитель даже не успевает ознакомиться с содержанием документа, выработать нормальную практику, как вносятся новые изменения, в итоге мы имеем дело с нарушениями", - сказал Г. Василевич.

Примером того, как, наверное, не следует готовить законопроекты, может служить Указ президента № 232 от 5 мая 2009 года. Ценность того позитива, который несет в себе этот документ и который успели разрекламировать чиновники в многочисленных интервью СМИ, теряется и блекнет на фоне тех проблем, которые появятся после 7 июля, когда указ вступит в силу.

По старым правилам участник аукциона задолго до начала торгов знал, сколько ему придется заплатить сверх стоимости приобретаемого лота. Потому что плата за организацию аукциона, которую уплачивал его победитель, устанавливалась в процентном отношении (3-10%) от цены продажи объекта. Если на аукцион выставлялся объект коммунальной собственности, то каждый участник платил за участие в аукционе несколько базовых величин. Правила были понятные. И каждый потенциальный участник мог заранее рассчитать свои финансовые возможности.

Указ № 232 отменил плату за участие в торгах в тех случаях, когда обязательность проведения аукциона (конкурса) по реализации госимущества предусмотрена законодательством. Речь идет об аукционах по продаже ряда объектов, в том числе обращенных в доход государства, объектов государственной собственности, права на заключение договоров аренды земельных участков, а также права на заключение договора аренды нежилого помещения.

Что же касается затрат на проведение аукциона, которые должен возместить победитель, то здесь появилось много неясностей. Они могут существенным образом усложнить жизнь как участников аукционов, так и организаторов, и одновременно создать почву для нарушений и широкое поле деятельности для проверяющих.

Указ требует, чтобы о затратах на подготовку и проведение аукциона организаторы сообщали участникам по каждому лоту до начала торгов. И размер возмещения не должен превышать, как сказано в указе, фактических затрат. Но точно подсчитать такие затраты, распределить их справедливо между лотами да еще сделать это все до начала торгов на практике будет довольно проблематично. Впрочем, проблема даже не в этом.

На практике у каждого лота своя цена. Один объект может быть продан за 500 млн. BYR, другой - за 3 млн. По прежним правилам покупатель первого объекта заплатил бы организаторам аукциона 25 млн. BYR, второй - 150 тыс. BYR (в обоих случаях это 5% от цены продажи). И размеры этих сумм на практике никогда не становились причиной отказов победителей от выбранного объекта. По новым правилам, как утверждают организаторы аукционов, обоим победителям придется заплатить одинаковые суммы.

То есть на практике сумма возмещения затрат может оказаться в некоторых случаях выше, чем стоимость самого объекта. Захочет ли победитель аукциона платить двойную сумму за купленный лот? Скорее всего, он просто откажется от такого приобретения.

Второй момент касается нормы указа, которая запрещает получение всякой прибыли от проведения обязательных аукционов.

С самого начала, когда проведение аукционов только начиналось, некоторые облисполкомы и Мингорисполком учредили хозрасчетные государственные организации по проведению аукционов (центры недвижимости).

С начала своего создания эти хозрасчетные организации осуществляют аукционную деятельность в соответствии с законодательством и правилами, установленными облисполкомами и Мингорисполкомом, и существуют за счет заработанных денег. И на проведение этими организациями аукционов деньги из бюджета не тратились.

Эти центры занимаются позиционированием выставляемых на продажу объектов, рекламированием своей деятельности, и их прибыль напрямую зависит от результативности проводимых аукционов. А расходы на проведение неудачных аукционов компенсируются удачными торгами.

Но проведение аукционов и конкурсов на условиях возмещения фактических затрат практически исключает из числа организаторов аукционов и конкурсов хозрасчетные государственные организации. Поскольку в фактические затраты не может закладываться прибыль, деятельность по организации аукционов и конкурсов становится убыточной.

Теперь аукционы и конкурсы по продаже государственного имущества, имущества, обращенного в доход государства, прав на заключение договора аренды земельных участков, а также на право заключения договора аренды нежилого помещения смогут проводить только организации, финансируемые из бюджета, за счет бюджетных средств.

То есть раньше все эти аукционы проводились без привлечения бюджетных средств. Теперь - исключительно за счет бюджета.

И если разработчики указа думали, что своим документом они поспособствуют тому, что сейчас процент непродаваемых объектов резко увеличится, то они глубоко ошибались. Это могло бы быть в условиях растущего рынка. А сегодня платежеспособность потенциальных покупателей госсобственности падает. Банки кредитов не выдают, а если выдают, то под очень невыгодные проценты. Следовательно, возрастает вероятность того, что бюджетные деньги, которые будут затрачены на подготовку и проведение аукционов, а многие объекты и раньше приходилось выставлять на торги по два, три и более раз, не будут окупаться.

Хотя, конечно, в связи с тем, что указ разрешает продавать объект участнику аукциона, который оказался единственным претендентом, можно будет несколько компенсировать издержки.

В условиях жесточайшей экономии, как часто говорит глава государства, бюджетных средств придется сокращать и расходы на позиционирование объектов, что еще более негативно скажется на результативности аукционов и конкурсов.

В чьих же интересах был принят Указ № 232? И почему разработчики не учли те замечания и предложения, которые были высказаны при согласовании его проекта? Например, предлагалось установить оплату для победителей аукциона в процентах от стоимости продаваемых на торгах объектов по аналогии с указом о риэлтерской деятельности в Республике Беларусь.

На этот счет есть две версии. Одна состоит в том, что разработчики просто не учли возможные последствия от принятия указа, - это часто встречается в практике подготовки законопроектов и об этом говорил генпрокурор Беларуси.

По второй версии, при подготовке указа учитывались в первую очередь ведомственные интересы.

Обе версии существенно расходятся с теми официальными комментариями, которые звучали в СМИ сразу после принятия указа. В комментариях упор делался на то, что указ принят в целях повышения результативности аукционов и что с его принятием участие в них станет более доступным и менее затратным. Но с первым и со вторым можно согласиться лишь частично по перечисленным выше причинам.

К тому же если разработчики указа сильно радели за то, чтобы упростить жизнь участникам аукционов, то почему же они не упростили порядок подачи документов на участие в торгах, не сократили перечень представляемых организатору аукциона документов и не отменили обязательное нотариальное удостоверение копий подаваемых документов?

Что касается хозрасчетных организаций, то они, конечно же, не прекратят свою деятельность, хотя это будет довольно сложно, учитывая, что организация и проведение "обязательных аукционов" приносят им около 25-30% выручки.

Но зато увеличится нагрузка на бюджет.

Белорусы и рынок
№ 25(860) 22 — 28 июня 2009 г.
Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

Вернуться в «Коммерческая недвижимость»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by