Юридический адрес в жилом доме. Когда это возможно
В Министерство юстиции обращаются представители общественных объединений с вопросами, касающимися создания и деятельности этих организаций, и одним из самых распространенных является вопрос о возможности использования жилого дома в качестве юридического адреса ОО.
Учитывая актуальность данного вопроса для ОО, особенно в связи с изменением размера арендной платы за помещения, находящиеся в госсобственности, Министерство юстиции отмечает, что законодательством предусмотрена возможность использования одноквартирных, блокированных жилых домов или их части юрлицами, в т.ч. ОО и фондами, для размещения юрадреса при соблюдении определенных условий.
Так, на основании ст. 8 Жилищного кодекса использование не по назначению одноквартирных, блокированных жилых домов или их части производится по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами с соблюдением правил градостроительства, норм санитарной гигиены и противопожарной безопасности. При этом ст.3 Жилищного кодекса установлено, что гражданское законодательство Республики Беларусь применяется к жилищным отношениям постольку, поскольку эти отношения не урегулированы жилищным законодательством Республики Беларусь.
Порядок согласования использования вышеуказанных жилых помещений не по назначению определен Перечнем административных процедур, осуществляемых госорганами и иными госорганизациями по заявлениям граждан, утв. Указом Президента от 16.03.2006 № 152. Так, в соответствии с п.18 данного Перечня для принятия решения о согласовании использования не по назначению одноквартирных, блокированных жилых домов или их части гражданин обязан представить в местный исполнительный и распорядительный орган следующие документы и (или) сведения:
заявление;
техпаспорт и документ, подтверждающий право собственности на одноквартирный, блокированный жилой дом или его часть;
домовую книгу (при ее наличии);
письменное согласие совершеннолетних членов семьи собственника одноквартирного, блокированного жилого дома или его части на использование жилого дома или его части не по назначению.
Предоставление гражданами иных документов, помимо перечисленных, Указом № 152 не предусмотрено, что предполагает обязанность исполнительных и распорядительных органов самостоятельно проверять соблюдение правил градостроительства, норм сангигиены и противопожарной безопасности, направляя при этом необходимые запросы.
Максимальный срок выполнения этой бесплатной административной процедуры составляет 15 дней, а в случаях запроса документов и сведений от других госорганов, иных организаций — 1 месяц.
Экономическая газета
9 декабря 2008