Стратегический ресурс должен работать на экономику
В конце августа правительство постановлением №1249 утвердило Программу развития логистической системы в Беларуси на период до 2015 г.
Напомним, что в предыдущие годы некоторые министерства и ведомства - Минтранс, Минторг, гособъединение "Белресурсы", "Белкоопсоюз", РУП "Белтаможсервис" и другие - пытались разработать свои программы развития логистики. В начале нынешнего года правительство поручило Национальной академии наук объединить все ведомственные программы и на их базе разработать общую концепцию развития логистики в стране.
Согласно постановлению №1249 координировать реализацию национальной программы будет созданная в правительстве Межведомственная комиссия во главе с вице-премьером Андреем Кобяковым, основной задачей которой станет обеспечение взаимодействия госорганов в области строительства логистических объектов. Комиссии поручено также рассматривать предложения юридических лиц, подавших заявки на участие в строительстве логистических центров, бизнес-планы инвестиционных проектов и т. д.
В перспективе в стране планируется создать Национальное агентство по развитию логистической системы. Этот орган будет призван, с одной стороны, объединить интересы различных министерств, а с другой, - организовать своего рода "одно окно" для инвесторов.
В зависимости от отраслевой направленности в Беларуси будут создаваться транспортно-логистические, оптово-логистические (торговые) и многофункциональные логистические центры.
Транспортно-логистические центры предназначены для обработки в первую очередь транзитного грузопотока, а также разработки, организации и реализации рациональных схем движения товаров по территории Беларуси и других государств на основе организации единого технологического и информационного процесса.
Оптово-логистические (торговые) центры будут заниматься поставкой оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства потребителям или организациям розничной торговли.
Предусмотрено строительство многофункциональных логистических комплексов (они включают торгово-деловой, административно-деловой, выставочные центры и т.д.). Следует отметить, что логистические центры предназначены для обработки прежде всего мелкопорционных грузов. Практика показывает, что к терминальной обработке тяготеют около 15% общего объема транспортируемых по железной дороге грузов и около 30% грузов, которые перевозятся автомобильным транспортом.
Специалисты понимают, что для привлечения транзита необходимо выстраивать логистическую цепочку, предусматривающую наличие терминалов с возможностью обслуживать комбинированные перевозки, осуществлять консолидацию партий грузов. Сам по себе логистический центр включает не только склад как таковой, но и целый инфраструктурный комплекс, позволяющий оказывать как транспортно-логистические, так и сопутствующие услуги: банковские, услуги связи, таможни, страховых компаний, сервисного обслуживания автомобилей и т.д.
В Беларуси создавать логистические центры правительство рекомендует с использованием двух основных подходов: с нуля, что означает поиск и покупку на рынке земельного участка и дальнейшее строительство комплекса, и путем модернизации действующей промышленной или складской недвижимости.
В программе говорится, что размещать оптово-логистические центры разумнее в тех же регионах, где будут расположены транспортно-логистические центры, а также в городах, находящихся на пересечении автомобильных магистралей республиканского значения.
Программой предусмотрено создать территориальные и региональные транспортно-логистические центры на 19 участках земли площадью свыше 30 га каждый, которые будут располагаться вблизи 13 городов (это областные и районные центры, где имеются крупные предприятия).
В ближайшее время запланировано организовать также транспортно-логистический центр на базе госпредприятия "Брестгрузавтосервис", ОАО "КМК "Интурист", ТЛЦ "Гомель-Авто", "Могилев-Белтаможсервис" и др. Правительство также считает необходимым создать в стране Ассоциацию логистических центров, целью которой станет оказание комплексных услуг по логистике, поставке внешнеторговых и транзитных грузов, товаров на внутренний рынок.
Согласно программе реализация проектов по строительству логистических центров будет осуществляться за счет средств инновационных фондов органов госуправления и других госорганизаций, а также инвесторов, республиканского бюджета, собственных средств предприятий. Документом предусмотрено также совместное финансирование государством и частным инвестором особо значимых проектов транспортной инфраструктуры.
Правительство поручило облисполкомам и Минскому горисполкому оформить до 10 декабря этого года земельные участки для проведения конкурсов на право строительства логистических центров.
Эксперты предполагают, что при реализации проектов проблемы возникнут, прежде всего, с землей. Отвод земельных участков - прерогатива области и районов. Однако, как показывает практика, чиновники нередко тормозят продвижение инвестиционных проектов, опасаясь проверок Комитета госконтроля, в ходе которых местным органам власти нередко предъявляются претензии в разбазаривании земли.
Помимо этого, чтобы в Беларуси можно было заниматься логистическим бизнесом, предстоит принять ряд законодательных актов, в их ряду Указ главы государства "О логистической деятельности в Республике Беларусь".
Этот нормативный правовой акт прежде всего должен урегулировать вопросы, связанные с упрощенной процедурой оформления земельных участков, на которых будут строиться логистические центры, в том числе перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. В соответствии с концепцией Указа предусмотрено льготное налогообложение инвесторов, реализующих проекты по строительству логистических центров, освобождение их от арендной платы за земельный участок на период строительства, а также оказание определенных мер господдержки, отметил в беседе с корреспондентом журнала начальник управления Министерства транспорта Сергей Кучинский. Межведомственная комиссия по координации работ по выполнению программы развития логистики планирует подготовить проект документа к началу 2009 г. Параллельно планируется подготовить нормативный акт, который позволит расширить перечень услуг, оказываемых резидентами СЭЗ, за счет включения в него транспортно-логистических услуг. При этом транспортно-логистические центры, географически отдаленные от территории СЭЗ, предполагается включить в них на принципах экстерриториальности. Предстоит также разработать стандарт транспортно-логистического центра.
Исключительно остро в республике стоит проблема подготовки кадров логистов. Эксперты отмечают, что новая отрасль, какой для Беларуси является логистика, востребует кадры высокой квалификации, соответствующей международной классификации логистических операторов уровня 3PL и 4PL. Возможно, для работы в первых центрах и подготовки национальных кадров потребуется привлечь логистических операторов-практиков из зарубежных стран.
По оценкам инициаторов программы, суммарный грузооборот транспортно-логистических центров общего пользования к 2015 г. может составить 25-30 млн. т в год. Они также утверждают, что если удастся реализовать все, что предусмотрено программой, Беларусь к 2015 г. за счет оказания логистических услуг сможет обеспечивать около 20% ВВП. Но это возможно лишь в том случае, если страна грамотно использует преимущества своего месторасположения, т.е. создаст эффективную сеть транспортного логистического сервиса международного уровня и интегрируется в логистическую систему Европы.
Находясь на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с двумя мощными региональными рынками - Россией и странами Юго-Восточной Азии, а страны Черноморского побережья со странами Балтийского моря, Беларусь могла бы стать ключевым звеном в реализации планов целого ряда экономических сообществ и стран по построению глобальных трансевропейских магистралей Север-Юг и Восток-Запад.
Пока же Беларусь в плане логистической инфраструктуры и технических возможностей значительно отстает от стран-соседей. Достаточно сказать, что лишь десятая часть складских помещений, расположенных в Минске и Минском районе, - это отремонтированные или новые склады, примерно соответствующие требованиям, предъявляемым к современной складской инфраструктуре.
Татьяна МАНЕНОК
Журнал "Директор".
Ноябрь 2008 г.