Приватизация коммунальной и государственной собственности

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Продажа государственной недвижимости за 1 базовую величину

Сообщение Toto (Admin) » Пн май 25, 2009 4:36 pm

БРОСИЛИСЬ НА ДЕШЕВИЗНУ

С 1 мая 2008г. по настоящее время в Беларуси за одну базовую величину продано 20 объектов, из них 16 - в текущем году.

Как сообщает БелТА, в ближайшее время Госкомитет по имуществу намеревается объявить новые аукционы по продаже еще 65 объектов недвижимости, ожидается активизация реализации объектов республиканской собственности с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине (Br35 тыс.).

Кроме проданных 20 объектов, еще четыре переданы в безвозмездное пользование: инвесторы согласились использовать имущество на условиях, предложенных продавцом этого имущества.

На основании письменного документа от органов госуправлений оставшиеся с прошлого года непроданные объекты внесут в новый перечень, который будет действовать в 2009-10гг. Все это время Госкомимущество отслеживает процесс вовлечения этих объектов в хозоборот. Если они так и не будут проданы, тогда на законных основаниях их можно будет списать за счет добавочного фонда, пояснили специалисты комитета.

Предлагаемые за одну базовую величину объекты республиканской собственности располагаются в основном в малых городах, поселках, деревнях, среди них есть незавершенные строительства с низкой степенью готовности. Все они требуют инвестиций.

Особенностью проведения аукционов с установлением начальной цены продажи в одну базовую величину является наличие обязательных условий для покупателя: осуществление предпринимательской деятельности на данном объекте, создание им дополнительных рабочих мест, запрещение продажи, иного отчуждения объектов до выполнения им условий договора купли-продажи.

По данным Госкомимущества, в 2009г. в Беларуси запланировано вовлечь в хозоборот 1206 неиспользуемых объектов республиканской собственности, в том числе путем продажи - 571 объект.

Ольга Микша
БелГазета
20 апреля 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Продажа госимущества без госрегистрации

Сообщение Toto (Admin) » Ср май 27, 2009 2:58 pm

Госимущество будут продавать без документов

В целях совершенствования порядка распоряжения государственным имуществом 7 мая 2009 года Президент Беларуси подписал указ № 238.

Указом № 238 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом» утверждена возможность принятия решений о продаже госимущества без документов, удостоверяющих госрегистрацию прав на недвижимое имущество.

В документе также предусмотрена возможность распоряжения имуществом в виде оборотных активов госпредприятий.

В части мер по вовлечению в оборот неиспользуемого имущества предусмотрена возможность его продажи на аукционе с начальной ценой 1 базовая величина (Br35 тыс.) и передачи неиспользуемого госимущества в безвозмездное пользование негосударственных юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Данная мера распространяется на все населенные пункты Беларуси, кроме Минска и областных центров.

Кроме того, указом предоставлена возможность продажи на аукционе со стартовой ценой 1 базовая величина не завершенных строительством законсервированных и незаконсервированных объектов независимо от степени их готовности.

Произошли изменения и в сфере арендных отношений. Так, документом предусмотрена сдача в аренду отдельных зданий, изолированных помещений путем проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды. При этом госорганы, госпредприятия и хозобщества с превалирующей госдолей, управляющие недвижимостью, должны перечислять в республиканский бюджет плату за право заключения договоров аренды этого имущества и 50 процентов средств, полученных от сдачи в аренду данного имущества.

В документе также установлен порядок определения размеров арендной платы при сдаче в аренду госимущества, расположенного за пределами Беларуси.

Елена МАСЛОВСКАЯ
Недвижимость Белоруссии
11 мая 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Продажа госсобственности на Могилевщине

Сообщение Toto (Admin) » Чт июл 02, 2009 2:59 pm

Могилевщина для инвесторов

Могилевская область, благодаря активной позиции местных властей, представляет собой благоприятное поле для инвестирования в покупку неэффективно используемых объектов недвижимости и создание на их базе объектов любого функционального назначения.

Подробно об этих возможностях рассказала в интервью нашему корреспонденту Анна Цумерова, заместитель директора фонда «Могилевоблимущество».

Своя программа вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого либо неэффективно используемого государственного имущества есть сегодня в каждом регионе. Есть такая программа и в Могилевской области. На объектах, которые включены в данную программу, можно реализовывать все, что захочет инвестор, заметила А. Цумерова.

По словам собеседницы, в списке зданий и сооружений, подлежащих отчуждению, в том числе и за одну базовую величину, есть базы бывших заводов железобетонных изделий, на которых можно создать любое производство. Есть «громадные объекты незавершенного строительства», которые когда-то планировались под какие-то конкретные производственные функции. Сегодня их можно переориентировать под другие цели.

Например, ранее строящийся как завод ЖБИ объект незавершенного строительства сегодня инвестор берет для того, чтобы производить в нем металлоконструкции. Такой комплекс также можно переделать под завод по производству силикатных изделий. Можно организовать несколько небольших производств разного профиля. «Мы готовы рассмотреть любые предложения инвесторов и поддержать их во всем. Но есть обязательные условия, которые инвестор должен выполнить: это создание рабочих мест, открытие производства или расширение своего действующего. Так или иначе, но вы работаете на нашей территории и объект, который вы приобрели или приобретете, должен работать. И мы готовы помогать инвестору во всем. Вплоть до того, что выдаем ссуды под создание новых рабочих мест», - сообщила А. Цумерова.

При этом собеседница уточнила, что в течение 2 последних лет объем средств, запланированных на эти цели, полностью не расходуется. «Деньги зарезервированы, и мы готовы их дать на создание дополнительных рабочих мест», - сказала заместитель директора фонда «Могилевоблимущество».

Система на сегодня построена таким образом (за исключением города Могилева, где несколько иные условия), что в сельской местности, на территории малых и средних городов инвестор может приобрести неиспользуемые объекты за одну базовую величину и даже безвозмездно. А тому, кто забирает объект с условиями, власти области готовы предоставить ссуду.

На просьбу журналиста назвать конкретные объекты, которые могут заинтересовать потенциальных инвесторов, собеседница ответила, что таких объектов 251 и все они интересы.

В то же время среди них есть «болевые проекты». Например, власти заинтересованы в создании транспортно-логистического центра на площадке, которая фактически примыкает к городу Могилеву. «Второй объект, который мне нравится – мясокомбинат в Кричеве. Сегодня он находится в процедуре банкротства. Неоднократного его выставляли на торги, но продать не можем. Хотя объект очень хороший. Очень много основных фондов, и они находятся в хорошем состоянии. Возможности для инвестора большие. Можно сделать все, что угодно - вплоть до того, что объект можно разделить на несколько функциональных объектов», - сообщила А. Цумерова.

Кроме того, в Славгороде есть бывший завод ЖБИ. Объект – интересный, находится в довольно неплохом состоянии. «Правда, пока все, что предлагают инвесторы, не интересно. Одни предлагают разобрать здания на стройматерилы. Кто-то предлагает вывезти емкости. Мы не хотим погубить завод. Он хороший и цельный, но не работает. И там нужны вложения», - рассказала собеседница.

«В Кричеве есть база - незавершенное строительство. 95% готовности, даже стекла стоят. Состоит из 8-ми крупных корпусов, выполненных из железобетона. Учитывая близость к России, мы хотели бы, чтобы инвестор организовал на этом объекте производство. Учитывая, что потолки в корпусах очень высокие, больше всего подойдет организация производства силикатных блоков», - считает А. Цумерова.

В Осиповичах планируется на продажу «незавершенка» – больница на 300 койко-мест. Готовность сетей - 90%. Предположительная стоимость - не меньше 4 млрд. руб., пояснила заместитель директора фонда «Могилевоблимущество».

Вся помощь, которая оказывается инвестору со стороны местных администраций, фонда «Могилевоблимущество», проходит под эгидой облисполкома. Если что–то не получается с объектами, приобретенными в предыдущих годах, то есть инвестор не укладывается в сроки реализации проекта, ему идут навстречу и пересматривают сроки ввода объекта. Именно благодаря системному подходу к реализации неиспользованного имущества Могилевская область оказалась далеко впереди других областей по количеству проданных объектов.

«В Беларуси очень большой административный ресурс. И не использовать его по максимуму просто недопустимо. В Могилевской области этот ресурс используется на 200 %», - уточнила А. Цумерова.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Недвижимость Белоруссии
1 июня 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

К приватизации предлагаются новые предприятия

Сообщение Toto (Admin) » Вт сен 08, 2009 10:24 am

Приватизационная рокировка.

Правительство постановлением от 6.07.2009 № 897 сократило перечень республиканских унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008-2010 гг., а также несколько увеличило список ОАО, госакции которых планируются к продаже.

Из перечня, утвержденного ранее постановлением Совмина от 14.07.2008 № 1021, выбыли 32 РУП, которые планировалось реорганизовать в ОАО в 2009 г., и 5 — в 2010 г. Причем наибольшее число пришлось на Министерство промышленности (14), в числе которых Гомсельмаш, Гомельский завод литья и нормалей, Светлогорсккорммаш и другие.

По одному предприятию «потеряли» министерства жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства, культуры, связи, Белгоспищепром. На 2 меньше у Беллегпрома, на 3 — Минсельхозпрода и Минтранса, на 6 — у Минэнерго.

Взамен список пополнили 5 РУП, которым теперь предстоит стать ОАО. Это дочерние предприятия Гомельского, Гродненского и Минского облавтотрансов, Минский промышленно-торговый комбинат «Верас» и Ветковская хлопкопрядильная фабрика.

Также претерпел изменения перечень ОАО, акции которых, находящиеся в госсобственности, подлежат продаже. Из него исключены столичные фарфоровый и приборостроительный заводы, а также гомельская «Полеспечать». Взамен включены сразу 16 организаций (3 — Минторга и 13 — Минтранса), а также Белинвестбанк и Белпромстройбанк.

Обращает на себя внимание перенос сроков акционирования с 2009 г. на 2010 г. трех предприятий Белнефтехима, в числе которых новополоцкая «Дружба» и «Гомельтранснефть Дружба». Напомним, Россия в этом году приступила к строительству нефтепровода БТС-2, по которому нефть пойдет к Балтийскому морю в обход Беларуси. Если этот проект будет завершен, как и планируется, к лету 2012 г., то встает закономерный вопрос: кому и за сколько государство планирует продать активы нефтетранспортной системы? Ведь перенос сроков акционирования, а следовательно, и продажи акций может существенно снизить их стоимость. Впрочем, если правительство параллельно вынашивает идею продать «Дружбу» единым имущественным комплексом, скажем, уже в ближайшее время, то шанс получить максимальную выручку все еще остается.

Несколько неожиданным стало и исключение из приватизационного списка лидера отечественного комбайностроения РУП «Гомсельмаш», хотя еще в мае министр экономики Николай Зайченко в интервью французской газете La Tribune сообщил, что это предприятие будет приватизировано в течение ближайших трех лет.

Между тем от белорусского правительства ждут более активных действий в деле разгосударствления активов. Напомним, это было одним из основных условий выделения Беларуси второго транша кредита МВФ в размере 679,2 млн. USD и увеличения общей возможной поддержки на 1 млрд. USD, до 3,5 млрд. USD.

Пока в Госкомимуществе, как и в других органах госуправления, не делают каких-либо заявлений относительно планируемой активизации приватизационного процесса. Так, в текущем году преобразованы в открытые акционерные общества пока только два республиканских унитарных предприятия — Новоельнянский комбинат хлебопродуктов и РУП «Гипросвязь». Правда, работа по подготовке к акционированию идет еще на нескольких десятках предприятий. Но до конца года, даже с учетом нынешнего сокращения списка, их должно быть более 170 — если, конечно, не появятся новые коррективы.

Алесь ПОЛЕССКИЙ
Экономическая газета
17 июля 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Создание Национального агентства по приватизации

Сообщение Toto (Admin) » Вт сен 08, 2009 1:19 pm

Агентство создадут в нужный срок.

Какие полномочия оно получит - неизвестно Проект указа по созданию Агентства по приватизации правительство планирует внести на рассмотрение президента к 30 сентября.

Об этом говорится в письме за подписью премьер-министра Сергея Сидорского и главы Нацбанка Петра Прокоповича в адрес руководства МВФ.

"Агентство будет отвечать за подготовку предприятий к приватизации, будет иметь право по мере необходимости для содействия данному процессу нанимать советников из банков, бухгалтерских агентств и других частных компаний", - отмечается в письме.

Планируется, что к 30 ноября в процессе консультаций со Всемирным банком Агентство по приватизации определит 5 крупных госпредприятий для приватизации.

На агентство также будет возложена функция выбора финансового советника. Планируется, что к 28 февраля 2010 года оно предложит контрольные пакеты акций госпредприятий для продажи "через открытые, международные, прозрачные и конкурентные тендеры".

По данным "БР", в течение минувшей недели правительство активно работало над проектом указа о создании Национального агентства по приватизации. Президиум Совета министров обсуждал этот вопрос 25 августа. Была поставлена задача до конца недели внести данный документ с учетом всех замечаний и предложений ведущих госструктур в Администрацию президента.

Однако полной ясности по поводу того, как будет создаваться новая структура, какие полномочия она получит и кому будет подчиняться, на минувшей неделе не было. По данным "БР", обсуждалась возможность подчинения агентства Администрации президента или же Совету министров.

"Пока окончательного решения по этому вопросу нет. Возможно, оно останется за президентом", - сказал чиновник, близкий к правительству.

Он не стал драматизировать вопрос, который может стать камнем преткновения в ходе создания новой структуры: будут ли переданы агентству полномочия по распоряжению собственностью.

Как известно, сейчас все приватизационные сделки в Беларуси стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин контролируются президентом страны. Несмотря на ранее предпринимаемые правительством попытки расширить свои полномочия в сфере распоряжения собственностью, сделать это не удалось.

МВФ, который инициирует создание в Беларуси агентства по приватизации с целью организовать этот процесс в соответствии с международными стандартами, на прозрачных и конкурентных условиях, считает, что оно должно обладать правом по распоряжению госимуществом.

"Думаю, мы сможем найти приемлемый вариант и создать агентство в нужный срок", - заверил чиновник, избегая комментариев по принципиальному вопросу.

При этом он обратил внимание, что в соответствии с белорусским законодательством новая организация не может иметь статуса агентства, поскольку это не определено правовым полем. "Возможно, оно будет зарегистрировано как учреждение", - сказал собеседник.

Предполагается, что на первом этапе агентство должно подготовить к продаже контрольные пакеты акций 5 крупных открытых акционерных обществ. По данным "БР", перечень претендентов формируется по предложению отраслевых министерств, но еще не определен. Не получила предложений белорусская сторона пока и от МВФ.

Справка "БР"

В июне 2009 года МВФ принял решение увеличить сумму выделяемого Беларуси кредита stand-by на 1 млрд. USD - до 3,52 млрд. USD. Дополнительное финансирование возможно при условии, что в стране начнется реальная приватизация.

Татьяна МАНЕНОК
Белорусы и рынок
31 августа 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

О приватизации госимущества

Сообщение Toto (Admin) » Вт сен 08, 2009 4:16 pm

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь подготовил законопроекты "О приватизации государственного имущества" и "Об объектах, находящихся только в собственности государства".

Проекты эти документов, пишет БелТА, рассмотрены и одобрены межведомственной рабочей группой по оперативному рассмотрению вопросов распоряжения госимуществом. Законопроекты призваны совершенствовать законодательную базу по приватизации в Беларуси.

Рабочая группа, созданная в феврале 2009 года распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь, провела 9 заседаний. На них, кроме предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, детально обсуждается ход акционирования и приватизации предприятий в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2008 года № 1021 "Об утверждении плана приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008–2010 годы и перечня открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже, на 2008–2010 годы".

Госкомимущество отмечает, что процесс подготовки предприятий, которые должны быть акционированы в 2009 году, в целом идет нормально. На предприятиях проведены собрания трудовых коллективов, проводится инвентаризация имущества.

В Беларуси в 2009 году планируется акционировать 213 предприятий.

Недвижимость Белоруссии
29 июня 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

О разгосударствлении и приватизации госсобственности

Сообщение Toto (Admin) » Чт сен 10, 2009 12:25 pm

О разгосударствлении и приватизации госсобственности

Президент Республики Беларусь 26 июня издал Декрет № 8, которым внесены дополнения и изменения в Декрет от 20 марта 1998 года № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

Декретом устанавливается преимущественное право открытых акционерных обществ на приобретение собственных акций, на которые не распространяются ограничения по распоряжению этими акциями.

Документом также предусмотрено, что преимущественное право на приобретение собственных акций возникает у акционерного общества только после принятия общим собранием акционеров решения о выкупе собственных акций и размещения извещения об их покупке в информационной Белорусской котировочной автоматизированной системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа». Как пишет пресс-служба Президента, комментируя данный Декрет, это будет способствовать формированию более реальной цены на акции, так как информация в этой системе доступна всем участникам рынка ценных бумаг.

В целях оперативного реагирования акционерного общества на предложения граждан о продаже ими акций по иной цене, чем было решено собранием акционеров, общему собранию акционеров предоставлено право делегирования вопроса определения цены приобретения акций совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества.

В соответствии с Декретом гражданин вправе направить извещение о продаже принадлежащих ему акций самому обществу или разместить заявку на продажу акций в торговой системе биржи. При этом общество может воспользоваться своим преимущественным правом только в течение пяти дней после получения им извещения о продаже акций или размещения заявки в торговой системе биржи.

Декрет вступает в силу через месяц после его официального опубликования, является временным и представляется на рассмотрение Национального собрания Беларуси.

Светлана ПЛЕТНЕВА.
Недвижимость Белоруссии

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

О разгосударствлении и приватизации госсобственности

Сообщение Toto (Admin) » Чт сен 10, 2009 12:38 pm

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
20 марта 1998 г. № 3.

О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь

Изменения и дополнения:

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 июня 1998 г. № 10 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 18, ст.466);
Декрет Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 37, 1/1161);
Декрет Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2002 г. № 10 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 43, 1/3611);
Декрет Президента Республики Беларусь от 30 августа 2002 г. № 22 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 100, 1/4003);
Декрет Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2003 г. № 12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 41, 1/4501);
Декрет Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7666);
Декрет Президента Республики Беларусь от 28 марта 2007 г. № 1 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 80, 1/8452);
Декрет Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 7 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 94, 1/9625);
Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. № 8 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 159, 1/10806)

Распространение действия:

Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 54, 1/9509)

—————————————————————————

Действие Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 не распространяется на продажу предприятий как имущественных комплексов с наличием до 100 рабочих мест, имеющих задолженность по финансовым обязательствам, равную активной части баланса или превышающую ее, которая осуществляется на аукционе с условиями и (или) по конкурсу в соответствии в Декретом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3.
__________________________________________________

В целях совершенствования процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности в интересах граждан Республики Беларусь с учетом Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:

1. Установить, что:

1.1. преобразование государственных унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения (далее – государственные унитарные), и арендных предприятий в открытые акционерные общества осуществляется на основании предложений коллективов работников этих предприятий, согласованных:

- по объектам, находящимся в республиканской собственности, – с соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, Администрацией Президента Республики Беларусь, Управлением делами Президента Республики Беларусь, другими государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси (далее – органы государственного управления и иные государственные организации), а также с областными (Минским городским) исполнительными комитетами;

- по объектам, находящимся в коммунальной собственности, – с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Решения о подаче предложений по преобразованию предприятий, указанных в абзаце первом части первой настоящего подпункта, в открытые акционерные общества и об образовании юридического лица принимаются на общих собраниях или конференциях работников данных предприятий простым большинством голосов.

Организация проведения собрания (конференции) возлагается на руководителя предприятия и на орган, уполномоченный представлять интересы работников предприятия;

1.1 1 . приватизация государственной собственности осуществляется в соответствии с планами приватизации государственной собственности, утверждаемыми по объектам, находящимся:

- в республиканской собственности, – Советом Министров Республики Беларусь;
- в коммунальной собственности, – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

План приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, формируется на трехлетний период Государственным комитетом по имуществу по предложениям органов государственного управления и иных государственных организаций, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, – в порядке, установленном местными Советами депутатов;

1.2. при отсутствии предложений коллективов работников предприятий инициатором разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в республиканской собственности, в целях их финансового оздоровления может выступать Совет Министров Республики Беларусь, а предприятий, находящихся в коммунальной собственности, – соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган;

1.3. в случае разногласий между коллективами работников предприятий, находящихся в республиканской собственности или субъектами приватизации, органами государственного управления и иными государственными организациями, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов решения принимаются:

- по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тыс. человек – Президентом Республики Беларусь;
- по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек – Советом Министров Республики Беларусь;
- по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек – Государственным комитетом по имуществу;

1.4. в случае разногласий между коллективами работников предприятий, находящихся в коммунальной собственности или субъектами приватизации, и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов;

1.5. учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, от имени государства выступают Государственный комитет по имуществу или областные, Минский городской территориальные фонды государственного имущества, объектов, находящихся в коммунальной собственности, – местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, определенном местными Советами депутатов.

Кроме указанных органов учредителями таких акционерных обществ могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или имущество в уставные фонды данных обществ. Выбор других, кроме государства, учредителей открытых акционерных обществ осуществляется на этапе проведения подготовительных работ по объектам республиканской собственности Государственным комитетом по имуществу совместно с органами государственного управления и иными государственными организациями, а по объектам коммунальной собственности – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами;

1.6. государственные предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в состав которых входят структурные подразделения, в процессе приватизации могут быть реструктуризированы по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами;

1.7. Государственный комитет по имуществу осуществляет владение и распоряжение акциями, принадлежащими Республике Беларусь, передает указанные акции в управление других органов государственного управления и иных государственных организаций, которые назначают прошедших специальную подготовку лиц представителями государства в органах управления созданных открытых акционерных обществ в соответствии с законодательством.

Государственный комитет по имуществу имеет право передавать на конкурсной основе в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, в управление юридических и физических лиц принадлежащие Республике Беларусь акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют владение и распоряжение акциями открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации объектов коммунальной собственности, в порядке, определяемом соответствующими Советами депутатов;

1.8. продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах осуществляется только за денежные средства;

1.9. в период безвозмездной приватизации до 50 процентов принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных унитарных и арендных предприятий, обмениваются в установленном порядке на именные приватизационные чеки «Имущество»:

- работникам предприятий и приравненным к ним лицам – в первоочередном порядке в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций на основании списков, составленных комиссией по преобразованию предприятия в открытое акционерное общество;
- гражданам Республики Беларусь – через структурные подразделения открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» в установленном порядке;
- иным субъектам приватизации – на специализированных чековых аукционах.

Окончательное решение о количестве акций, выделяемых для обмена на именные приватизационные чеки «Имущество», принимается Государственным комитетом по имуществу по объектам республиканской собственности и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами – по объектам коммунальной собственности исходя из необходимости создания условий для реализации каждым гражданином Республики Беларусь права на безвозмездное получение части государственного имущества;

1.10. при обмене именных приватизационных чеков «Имущество» на акции открытых акционерных обществ работники предприятий и приравненные к ним лица имеют право использовать чеки, выданные им лично, а также полученные по договорам дарения и (или) по наследству от близких родственников (родителей, детей, супругов, родных братьев и сестер, внуков, бабушек, дедушек, свекрови, свекра, тестя и тещи), при условии, что дарятся (наследуются) только чеки, выданные близким родственникам. Остальные чеки используются указанными лицами наряду с другими субъектами приватизации в соответствии с абзацем четвертым пункта 1.9 настоящего Декрета;

1.11. продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, осуществляется Государственным комитетом по имуществу, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определяемом соответствующими Советами депутатов:

- работникам предприятия и приравненным к ним лицам – в течение пяти месяцев с даты государственной регистрации акций первой эмиссии, но не более восьми месяцев со дня принятия решения о создании открытого акционерного общества, по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости и на сумму, не превышающую 100 базовых величин на одного покупателя. Количество акций первой эмиссии, выделенных для этой цели, определяется на основании заявлений членов коллектива работников и приравненных к ним лиц;
- юридическим и физическим лицам – на аукционах;
- юридическим и физическим лицам, представившим инвестиционные проекты по развитию открытого акционерного общества, – на конкурсах;
- иными способами, предусмотренными законодательством.

Продажа принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, за денежные средства на конкурсах и аукционах осуществляется Государственным комитетом по имуществу в соответствии с утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь перечнем таких акционерных обществ, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже.

Решение о продаже принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, включенных в перечень, указанный в части второй настоящего подпункта, принимается Президентом Республики Беларусь.

При поступлении заявления на участие в конкурсе от одного лица и соответствии его предложений условиям конкурса продажа акций этому лицу может производиться:

- по решению Государственного комитета по имуществу – в отношении акций, находящихся в республиканской собственности;
- в порядке, определяемом соответствующими Советами депутатов, – в отношении акций, находящихся в коммунальной собственности;

1.11 1 . порядок определения начальной цены долей (акций), реализуемых на конкурсе, аукционе, а также стоимости акций, обмениваемых на именные приватизационные чеки «Имущество», устанавливается:

- Советом Министров Республики Беларусь – в отношении долей (акций), находящихся в республиканской собственности;
- соответствующими Советами депутатов – в отношении долей (акций), находящихся в коммунальной собственности;

1.12. доли в уставных фондах коммерческих организаций, созданных в процессе преобразования арендных и коллективных (народных) предприятий, и доли в имуществе указанных предприятий, принадлежащие гражданам Республики Беларусь, акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки «Имущество», а также полученные взамен их долей в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при преобразовании их в акционерные общества, не могут быть отчуждены, за исключением:

- дарения таких долей (акций) близким родственникам (родителям, детям, супругу(е), родным братьям и сестрам, внукам, бабке и деду), а также родителям супруга(и);
- перехода права собственности на эти доли (акции) в связи со смертью участника соответствующего юридического лица. При этом доли (акции) подлежат переоформлению на наследников, унаследовавших их в установленном порядке, а в случае отсутствия таковых – переходят в собственность Республики Беларусь;
- отчуждения таких долей (акций) Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), в том числе в связи с выездом участника соответствующего юридического лица на постоянное местожительство за пределы Республики Беларусь;
- отчуждения данных долей (акций) в уставных фондах юридических лиц этим юридическим лицам, в том числе для уменьшения их уставных фондов, если иное не установлено Главой государства;
- обмена долей (акций) в уставных фондах юридических лиц при реорганизации;
- обращения взыскания на эти доли (акции) по решению суда;
- отчуждения долей (акций) в уставных фондах юридических лиц (кроме открытых акционерных обществ) участникам этих юридических лиц;
- иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь.

Указанные в абзаце первом части первой данного подпункта доли (акции) могут передаваться в доверительное управление в случаях, предусмотренных Президентом Республики Беларусь.

Новый собственник долей (акций), приобретенных в соответствии с абзацами вторым–девятым части первой настоящего подпункта, вправе отчуждать эти доли (акции) по основаниям, предусмотренным частью первой настоящего подпункта. Данные ограничения не распространяются на Республику Беларусь и ее административно-территориальные единицы.

Права, удостоверенные акциями, приобретенными гражданами Республики Беларусь у государства на условиях, указанных в абзаце первом части первой данного подпункта, могут быть переданы по доверенности. Такие доверенности подлежат регистрации в республиканском органе государственного управления рынком ценных бумаг в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. До этой регистрации право лица, которому выдана доверенность, на участие в управлении акционерным обществом не может быть реализовано.

Объем (количество) и стоимость долей (акций), приобретаемых в случаях, предусмотренных в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта:

- в собственность Республики Беларусь, определяются Президентом Республики Беларусь по представлению Правительства Республики Беларусь, если иное не установлено Главой государства;
- в собственность административно-территориальных единиц, определяются местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном в соответствии с законодательством местными Советами депутатов.

Доли (акции), полученные в результате обмена в соответствии с абзацем шестым части первой настоящего подпункта, могут быть отчуждены по основаниям, установленным в части первой этого подпункта.

Ограничения по распоряжению акциями, установленные в абзаце первом части первой, частях второй–четвертой настоящего подпункта, не распространяются на акции открытых акционерных обществ (за исключением открытых акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь), в которых доля государства в уставном фонде на 31 марта 2008 г.:

- отсутствует или составляет 75 и более процентов, – с 1 июня 2008 г.;
- составляет более 50 процентов, – с 1 января 2009 г.

Открытые акционерные общества имеют преимущественное право на приобретение акций, в отношении которых в соответствии с частью седьмой настоящего подпункта не распространяются ограничения по распоряжению этими акциями. Для реализации данного права общим собранием акционеров принимается решение о приобретении открытым акционерным обществом его акций, отчуждаемых акционерами в период по 31 декабря 2010 г., с определением цены их приобретения и размещается соответствующая информация в Белорусской котировочной автоматизированной системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее – фондовая биржа). Решением общего собрания акционеров определение цены приобретения указанных акций может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. Если в течение пяти рабочих дней со дня получения акционерным обществом извещения акционера о намерении продать принадлежащие ему акции либо со дня размещения заявки о продаже акций на фондовой бирже акции не приобретены данным обществом, они могут быть проданы акционером любому третьему лицу.

Ограничения по распоряжению долями (акциями), установленные в частях первой–восьмой настоящего подпункта, действуют по 31 декабря 2010 г.

1.12 1 . исключен;

1.12 2 . исключен;

1.13. вторая и последующие эмиссии акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, ранее находившихся в республиканской собственности, допускаются с согласия Государственного комитета по имуществу до реализации акций первой эмиссии, а объектов, находившихся в коммунальной собственности, – с согласия соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов, за исключением случаев, когда вторая и последующие эмиссии акций осуществляются в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;

1.14. исключен;

1.15. по истечении срока действия договора аренды имущества государственного предприятия, сданного в аренду, арендное предприятие преобразуется в соответствии с законодательством о разгосударствлении и приватизации в открытое акционерное общество или в установленном порядке возвращает это имущество арендодателю.

Продление (возобновление) договоров аренды, сроки действия которых истекли, производится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

1.16. при продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной базовой величины. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта;

1.17. не допускается использование заемных средств, в том числе кредитов, для приобретения принадлежащих государству акций работниками предприятий, приравненными к ним лицами и юридическими лицами, образованными работниками предприятий;

1.18. в случае несвоевременного перечисления в соответствующий бюджет средств, полученных от продажи акций на льготных условиях работникам предприятия и приравненным к ним лицам, средств, полученных от продажи государственного имущества на конкурсах и (или) аукционах и направленных в установленном порядке на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства, освоение технологий и выпуска новых видов продукции, а также дивидендов, начисленных на принадлежащие государству акции, с плательщика налоговыми органами в бесспорном порядке на основании информации органов приватизации взыскиваются в бюджет основная сумма платежа, штраф в размере 10 процентов от причитающейся основной суммы платежа и пеня в размере, предусмотренном налоговым законодательством;

1.19. уставные фонды открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации, формируются в соответствии с законодательством о разгосударствлении и приватизации. Открытое акционерное общество, уставный фонд которого меньше определенной законодательством минимальной величины, обязано в течение пяти лет с даты его государственной регистрации довести этот фонд до установленного размера;

1.20. при выходе или исключении юридического лица государственной формы собственности либо с долей государства в его уставном фонде из состава участников хозяйственного товарищества или общества стоимость причитающейся ему доли в имуществе определяется в порядке, установленном для оценки стоимости государственного имущества при его отчуждении (продаже), а причитающаяся часть прибыли по балансу, составленному на дату выхода (исключения);

1.21. субсидиарная ответственность учредителей (участников), собственников имущества юридического лица по его обязательствам не распространяется на акционеров открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

2. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:

- принять меры по приведению законодательства в соответствие с настоящим Декретом;
- утвердить порядок передачи на конкурсной основе в управление юридических и физических лиц принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности.

3. Местным Советам депутатов и исполнительным и распорядительным органам в трехмесячный срок привести решения органов местного управления и самоуправления в соответствие с настоящим Декретом.

4. До внесения в законодательные акты Республики Беларусь изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Декрета, приостановить действие:

статьи 8, абзацев второго и третьего части второй статьи 9, частей первой и четвертой статьи 14, части первой статьи 19 1 и части второй статьи 23 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 7, ст. 41; 1995 г., № 19, ст. 234; 1996 г., № 23, ст. 417);

абзацев второго и третьего части пятой раздела «Общие положения», части второй раздела «Льготы при проведении приватизации», раздела «Задачи центральных органов управления Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов» Государственной программы разгосударствления и приватизации, утвержденной Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О Государственной программе приватизации» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 26, ст. 329; 1996 г., № 23, ст. 417);

пункта 3 раздела «Б. Заключительные положения» Закона Республики Беларусь от 21 июня 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам разгосударствления и приватизации государственной собственности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 23, ст. 417).

5. Настоящий Декрет вступает в силу со дня его опубликования, является временным и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

по материалам проекта pravo.by

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Расширение круга приватизируемых объектов

Сообщение Toto (Admin) » Пт сен 10, 2010 1:54 pm

ИСКУШЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИЕЙ ПО ПРАВИЛАМ И ИСКЛЮЧЕНИЯМ.

Принятие законопроектов «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» и «О приватизации госимущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» ожидалось еще в прошлом году. Однако процесс потребовал большего времени. Оба документа прошли второе чтение в Палате представителей Национального собрания только на прошлой неделе.

Среди самых заметных новшеств — исключение из перечня объектов, находящихся только в собственности государства, предприятий по добыче и переработке калийных руд и магистральных нефтепроводов. Исключительное право государства сохраняется на такие виды деятельности, как лесо- и землеустройство, ведение госрегистров, кадастров, реестров, геодезическую и картографическую деятельность, распределение радиочастотного спектра, добычу и переработку драгметаллов, проведение лотерей, импорт табачных изделий, пресноводной рыбы и морепродуктов. Впрочем, передача эксклюзивных прав частникам допускается — по решению и на условиях, определяемых Президентом.

К объектам, не подлежащим приватизации, в частности, причислены земли природных фондов, объекты животного мира, земельные участки с государственной недвижимостью и разведанными месторождениями полезных ископаемых, радиочастотный спектр, объекты использования атомной энергии, электромагнитные приборы, имеющие военное значение, режимные объекты, наркотики, оружие, сети электросвязи спецназначения, госсекреты, гидрометеорологические объекты, аэропорты, инженерные коммуникации различного назначения и дороги, капитальные строения, которые используются для социального обслуживания, радиотелевизионных станций или закреплены за МЧС, МВД, НАН РБ, метрополитен и железнодорожный транспорт, газораспределительные системы, жилищный фонд.

Частные компании, иностранные государства, физические лица смогут в случаях, предусмотренных законами или Президентом, приобретать право собственности на находящиеся только в собственности государства объекты. Проект закона допускает, что такие объекты могут передаваться в аренду без права выкупа, в безвозмездное пользование и концессию, а с разрешения главы государства — в залог и доверительное управление.

Практически законопроект создает правовые основы уже начавшейся приватизации «Беларуськалия». Заявления о продаже миноритарного пакета акций «Беларуськалия» недавно сделаны главой государства и повторены высшими чиновниками. Предположительно покупателем станут китайские инвесторы — Интерфакс называет холдинг Sinofert и компанию China Blue Chemical. Подготовка к преобразованию «Беларуськалия» в открытое акционерное общество идет полным ходом. Кроме того, в рамках предпродажной подготовки придется составить финансовую отчетность предприятия по МСФО, провести due diligence, рыночную оценку.

Но, дав «зеленый свет» приватизации стратегической отрасли и ее лидера, законодатели сохранили возможность контролировать их. Если добывающий актив будет приватизирован, то экспорт его продукции останется в руках государства — законопроект предусматривает сохранение его исключительного права на внешнюю торговлю калийными удобрениями.

Законопроект «О приватизации госимущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» заменит нынешний Закон от 19.01.1993 № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации госсобственности».

В нем закрепляется возмездность как основной принцип приватизации. Продажа акций ОАО, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, их работникам по цене на 20% ниже номинальной стоимости прекращается с 1.01.2014 г.

Приватизация будет проводиться в основном путем продажи акций (долей в уставных фондах) или предприятий как имущественных комплексов на аукционе (по конкурсу), а также через продажу акций убыточных предприятий по результатам доверительного управления. Другие способы приватизации, ее порядок и условия может устанавливать глава государства. При этом полномочия Президента в отношении распоряжения госсобственностью практически не ограничены. Это может насторожить потенциальных инвесторов из некоторых стран. Остается надеяться, что внешние консультанты — иностранные юридические и физические лица, наличие которых предусматривает законопроект, смогут объяснить особенности национальной приватизации всем желающим.

Местные советы наделяются правом формировать и утверждать планы преобразования и приватизации коммунальных предприятий, принимать решения относительно приватизации объектов, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, определять начальную цену продажи акций и объектов. Определены также полномочия органов приватизации. В частности, они смогут подавать исковые заявления по спорам, возникающим по договорам приватизации, в т.ч. об установлении фактов ничтожности сделок и применении последствий недействительности к ним.

В решениях о приватизации, принимаемых главой государства, правительством, местными советами депутатов, всегда должны быть определены: способ, начальная цена и условия продажи объекта, в т.ч. — количество акций, подлежащих продаже по результатам доверительного управления, а при наличии в хозяйственном ведении предприятия объектов социального назначения и находящихся только в собственности государства — условия дальнейшего их использования.

Продажа акций по результатам доверительного управления возможна в убыточных обществах, в которых на протяжении последних 2-х лет долги равны балансовой стоимости активов или превышают ее. В таких случаях принадлежащие государству акции могут быть переданы в доверительное управление с правом выкупа их части (не более 10% уставного фонда) профучастникам рынка ценных бумаг или (по распоряжению главы государства) — другим лицам. Передача будет проходить на конкурсной основе, а в случаях несостоявшегося конкурса – по результатам прямых переговоров с единственным участником. Субъект, заключивший договор доверительного управления акциями с правом выкупа, может рассчитывать на их приобретение по номинальной стоимости на дату заключения договора.

При продаже предприятия как имущественного комплекса по конкурсу с начальной ценой в 1 базовую величину, новый собственник обязан погасить его долги, сохранить определенное количество рабочих мест, выполнить все условия договора купли-продажи.

Законопроект устанавливает, что предприятие как имущественный комплекс передается покупателю после госрегистрации договора купли-продажи по передаточному акту. При этом госрегистрация перехода прав собственности происходит после полной оплаты покупателем (в течение 30 дней) объекта приватизации. В случаях несвоевременного внесения оплаты предусмотрены штраф (10% цены продажи) и пеня.

В процессе преобразования ГУПов в ОАО учредителями создаваемых обществ выступают органы приватизации. Другими учредителями, выбираемыми на конкурсной основе, могут быть субъекты, внесшие денежные и неденежные вклады в уставные фонды. В состав передаваемого ОАО имущества входят все его виды, предназначенные для деятельности. При этом объекты социального назначения могут быть включены в его уставный фонд, переданы в пределах собственности РБ или административно-территориальных единиц, либо переданы в безвозмездное пользование предприятию. Не включаются в уставный фонд ОАО объекты, составляющие исключительную собственность государства и жилые помещения государственного жилфонда.

Отдельная статья законопроекта посвящена механизму реорганизации ОАО путем присоединения к нему государственного унитарного предприятия.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА
Экономическая газета
15.06.2010

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Новые правила передачи объектов госсобственности

Сообщение Toto (Admin) » Пт сен 10, 2010 2:52 pm

РАЗБОР ОБЪЕКТОВ.

Новые правила передачи объектов государственной собственности устанавливаются Указом № 367 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом», который глава государства Александр Лукашенко подписал 21 июля.

Большая часть изменений касается Указа от 14.09.2006 № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом». Так, уточняются случаи, когда производится отчуждение находящихся в собственности Республики Беларусь объектов и их состав. В частности, может быть принято решение об отчуждении не только объектов недвижимого имущества, но и долей в праве общей собственности на них.

Совмин получает право передавать без изменения формы собственности акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ), находящиеся в собственности Республики Беларусь и закрепленные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за республиканскими юридическими лицами, подчиненными республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству РБ, либо за этими органами и организациями, администрациями СЭЗ.

Расширяются полномочия Нацбанка, Администрации и Управления делами Президента РБ, других госорганов и иных госорганизаций, подчиненных Президенту РБ, Национальной академии наук Беларуси, Генеральной прокуратуре. Они вправе передавать в аренду (согласовывать передачу в субаренду), а также в соответствии с законодательными актами — в безвозмездное пользование здания, сооружения, помещения, устройства, машины, оборудование, транспортные средства, находящиеся в собственности РБ и закрепленные за этими органами и организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Кроме того, они вправе передавать без изменения формы собственности акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ), находящиеся в собственности РБ и закрепленные за подчиненными им республиканскими юрлицами на праве оперативного управления или хозяйственного ведения либо за этими органами и организациями.

Указанные органы также вправе отчуждать здания, сооружения, помещения, незавершенные строения, устройства стоимостью от 5 тыс. базовых величин до 10 тыс. БВ включительно (т.е. от 57,8 до 115,5 тыс. USD) по согласованию с Совмином, а стоимостью до 5 тыс. БВ — с Госкомитетом по имуществу. По мнению авторов документа, делегирование таких полномочий Госкомимуществу позволит более оперативно принимать решения по отчуждению неиспользуемого государством имущества.

Республиканские органы госуправления (их департаменты с правами юридического лица) и иные госорганизации, подчиненные Правительству РБ, а также администрации СЭЗ получают право передавать в аренду (согласовывать передачу в субаренду), а также в соответствии с законодательными актами в безвозмездное пользование зданий, сооружений, помещений, устройств, машин, оборудования, транспортных средств, находящихся в собственности РБ и закрепленных за этими органами и организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Соответствующие изменения внесены при этом и в Указ от 9.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь».

Уточняется, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере производства товаров, выполнения работ и (или) оказания услуг, могут без проведения аукциона либо конкурса приобрести на возмездной основе находящиеся в собственности Республики Беларусь капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, если они арендуют данное имущество не менее 5 лет. Ранее список госимущества, которое можно отчуждать подобным образом, не конкретизировался. Заметим, что иной порядок отчуждения названных объектов может быть установлен Президентом.

Устанавливается также порядок рассрочки платежей при отчуждении объектов государственного недвижимого имущества. Указом № 367 предусматривается предоставление рассрочки платежей на срок не более одного года при продаже зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, устройств, стоимость которых превышает 10 тыс. БВ, со дня заключения договора купли-продажи с ежемесячной индексацией платежей.

При этом право собственности на имущество при оплате его в рассрочку переходит к покупателю с момента передачи ему незавершенного незаконсервированного капитального строения после госрегистрации права собственности на капитальное строение, изолированное помещение.

С момента возникновения права собственности у покупателя и до полного исполнения им обязательств по оплате имущества, проданного с рассрочкой оплаты, это имущество находится в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем обязанности по оплате его стоимости.

Таким образом, возможности передачи государственной собственности в частные руки несколько упрощаются. Процесс разгосударствления медленно, но неуклонно продолжается — слишком явное доминирование государства в экономике мешает ее дальнейшему развитию.

Вадим ЛЕБЕДЕВ
Экономическая газета
23 июля 2010


Вернуться в «Коммерческая недвижимость»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостей

cron

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by