КАФЕ У ДОРОГИ ПОСТРОИТЬ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ БИЗНЕС-ЦЕНТР В СТОЛИЦЕ
Рынок объектов придорожного сервиса, получивший активное развитие в начале нынешнего десятилетия, в последние два года ко всеобщему удивлению и огорчению существенно сократил набранные темпы. А те объекты, которые сегодня функционируют, не отвечают международным требованиям ни по количеству, ни по качеству работы. Таковы выводы сделанные специалистами Комитета госконтроля.
Эти выводы выглядят весьма странно, учитывая какие грандиозные долгосрочные госпрограммы по развитию придорожного сервисы были приняты и озвучены несколькими годами ранее. Например, в начале 2004 года концерн "Белнефтехим" разработал программу развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь, согласно которой до 2010 года будет построено 346 автозаправочных станций. Согласно этой программе, которая затем была утверждена правительством, предусматривалось до 2010 года построить 202 АЗС в городах и на основных автомобильных дорогах, 144 - в сельской местности. Общий объем инвестиций, необходимых для реализации предусмотренных программой мероприятий, ориентировочно составляет 179,5 млн.долл.США. За период реализации программы предполагалось создать разветвленную сеть современных автозаправочных комплексов, предоставляющих полный спектр услуг для потребителя. Речь шла о магазинах, кафе, станциях технического обслуживания, автомойках, постах диагностики, гостиницах.
Любопытна и другая информация. Только за один 2003 год доходы бюджета от функционирования объектов придорожного сервиса возросли на 25,6% по сравнению с 2002 годом. Как сообщало в феврале 2004 года БелаПАН со ссылкой на Министерстве транспорта и коммуникаций, всего за 2003 год создано 297 объектов придорожного сервиса, в том числе построено 16 автозаправочных станций; открыто 23 пункта питания на магистральных дорогах, 65 реконструировано; установлено 156 телефонов-автоматов; построено и реконструировано 25 площадок отдыха. Всего же на дорогах Беларуси, по данным министерства, на начало 2004 года функционировало 1085 платных объектов придорожного сервиса (488 пунктов питания, 335 АЗС, 91 пункт постоя, 108 станций технического обслуживания, 63 охраняемые стоянки).
А в сентябре-октябре 2006 года все те же источники сообщали, что в Беларуси в 2006-2007 годах будет построено 54 объекта придорожного сервиса. Отмечалось также, что по состоянию на середину 2006 года на автомобильных дорогах Беларуси функционировало более 1,1 тыс. платных объектов придорожного сервиса. В том числе 350 АЗС, 508 пунктов питания, 95 пунктов постоя, 105 станций технического обслуживания, 63 охраняемые стоянки. При этом в государственной собственности находится чуть более 30% объектов, в частной - 66%, в иностранной - почти 3%. Согласно прошлогодним оценкам Минтранса наиболее обеспеченной объектами придорожного сервиса является дорога М-1/Е 30 (Брест - Минск - граница России). В среднем за сутки по этой трассе проезжало в прошлом году около 6 тыс. машин. Вдоль автомагистрали размещалось 187 платных объектов придорожного сервиса, то есть на каждые 10-15 км приходился один объект с двумя-четырьмя видами услуг.
Теперь же Комитет госконтроля, проверив на автомобильных дорогах республики состояние придорожного сервиса, отмечает, что несмотря на принятые правительством комплексные меры по развитию и совершенствованию придорожного сервиса, его инфраструктура развивается медленно и хаотично, количество объектов этой сферы услуг не соответствует международным нормативам, а в работе действующих объектов выявлены многочисленные недостатки и нарушения.
В сообщении пресс-службы Комитета говорится, что по состоянию на 1 июля 2007 года в республике функционировало 907 объектов торговли придорожного сервиса, в том числе: 372 автозаправочные станции, 229 магазинов, 351 объект общественного питания. Платные услуги (бытового, гостиничного, ремонтного характера и др.) оказывались на 122 объектах.
В 2006 году облисполкомы, Минторг, Белкоопсоюз и концерн «Белнефтехим» не обеспечили выполнение задания по строительству объектов придорожного сервиса, предусмотренного Программой «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы. Так, задание по строительству моек выполнено на 50 %, пунктов постоя - на 22%, охраняемых стоянок - на 6% и т.д. Аналогичная ситуация сложилась и в 2007 году: за январь–июнь задание по вводу в эксплуатацию объектов придорожного сервиса выполнено всего на 35%.
Несмотря на то что еще Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001–2005 годы создание сети объектов придорожного сервиса предусматривалось осуществлять преимущественно за счет негосударственных инвестиций, до сих пор так и не созданы необходимые условия для привлечения не только иностранных, но и отечественных инвесторов в этот сектор экономики. Сеть придорожной инфраструктуры по-прежнему формируется в основном за счет объектов государственной формы собственности и потребкооперации, отмечается в отчете Комитета госконтроля.
Еще одна выявленная проблема заключается в том, что на согласование в различных инстанциях места размещения объекта сервиса, его архитектурно-дизайнерского оформления и выдачу технических условий на разработку проектно-сметной документации иногда уходят годы. Например, на три года затянулось согласование с УКП «Белдорпроект» проектно–сметной документации на реконструкцию автостоянки у кафе «Минутка» Кобринского РайПО на автомобильной дороге Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской Федерации (Редьки) (дорога М–1/Е–30). В результате, как справедливо отмечает Комитет госконтроля, многие субъекты хозяйствования не выдерживают многочисленных хождений в согласующие органы и отказываются заниматься этим бизнесом.
Размещение объектов придорожного сервиса вдоль автомагистралей крайне неравномерно, зачастую хаотично и сосредоточено в основном вблизи городов. Например, на отдельных участках автодороги М–1/Е–30 магазины, пункты питания, автозаправочные станции расположены подряд через расстояние в 20–30 км, в то же время на протяжении 100 км и более нет стоянок, пунктов постоя, туалетов.
Не развита инфраструктура придорожного сервиса на ряде местных автомобильных дорог. Отмечается также, что за 2006 год по сравнению с 2005 годом поступления в бюджет доходов от функционирования объектов придорожного сервиса в Витебской области снизились на 44 %, в Брестской - на 2,1%. Проверка показала, что субъекты хозяйствования, занятые в этой сфере деятельности, не обеспечивают надлежащее торговое обслуживание и иные сервисные услуги участникам дорожного движения. Нарушения законодательства выявлены в каждом из 220 проверенных магазинов и объектов общественного питания. На ряде объектов отсутствуют элементарные бытовые условия. Очень низкое качество обслуживания. Зато цены в некоторых придорожных кафе и барах, как в минских ресторанах.
По результатам проверок Комитетом госконтроля привлечено к административной ответственности 136 человек, оштрафованных на общую сумму 5,2 млн.руб., к 15 юридическим лицам применены санкции на сумму 93 млн.руб., к дисциплинарной ответственности привлечено 28 работников, вынесено 6 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов. В отношении 10 субъектов предпринимательской деятельности местным органам исполнительной власти направлены материалы для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии на право осуществления розничной торговли и общественного питания.
Материалы проверки направлены в Совет Министров для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. При этом заинтересованным госорганам рекомендовано проинспектировать объекты придорожного сервиса и утвердить план мероприятий по приведению сети данных объектов до норматива Европейского соглашения о международных автомагистралях (как по наличию объектов, так и по их технической оснащенности и уровню обслуживания).
Так что может статься, что благодаря оперативным действиям работников Комитета госконтроля, сектор объектов придорожного сервиса в Беларуси станет более доступным для частных инвесторов и более цивилизованным для клиентов.
Марина СИРОТКО.
Недвижимость Белоруссии
29 октября 2007