Проблемы долевого строительства - ситуация и перспективы

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Долевое строительство в Беларуси

Сообщение Toto (Admin) » Ср окт 03, 2007 3:17 pm

Широко закрытые глаза

Стройрынок Минска ждут заметные изменения

Минские городские власти взялись за создание привлекательных условий для инвесторов. При этом на интересы граждан, официально не нуждающихся в улучшении жилищных условий, просто закроют глаза.

Минск хронически не выполняет доведенные прогнозные показатели по вводу жилья, при этом демонстрируя фантастический рост цен на квартиры. Власти справедливо полагают, что этот рост обусловлен принятием 396-го указа о долевом строительстве и уходом с рынка большей части коммерческих застройщиков - с одной стороны, а также переходом на новую систему налогообложения тех, кто остался. «Издание этого документа не было согласовано с застройщиками, они потеряли экономический интерес, так как не были учтены их пожелания и прибыль», - сказал министр архитектуры и строительства Александр Селезнев на пресс-конференции в начале августа. Использование банковских кредитов для ведения строительства другими застройщиками резко увеличило их затраты. Как известно, в течение нескольких месяцев ведомство ведет консультации с крупнейшими коммерческими застройщиками по поиску путей выхода из создавшегося положения. Так, был подготовлен проект госрешения, ограничивающего рентабельность жилищного строительства в пределах 5-10% для нуждающихся и до 20% при строительстве коммерческого жилья. Однако до принятия дело не дошло. «Инвесторы высказали сомнения в эффективности этой меры. После этого мы решили просить об отмене указа», - сказал Селезнев. При этом он подчеркнул, что если указ будет отменен, в ранее действовавшие нормативные акты о долевом строительстве должны быть внесены коррективы. По его словам, возможные варианты таких изменений предполагают выделение на конкурсной основе инвесторам участков под застройку и определения доли жилья, которое будет построено для нуждающихся с невысоким уровнем рентабельности. «Мы обсуждали этот вопрос с Мингорисполкомом. Возможно принятие решения на уровне города. Наработки у нас есть, и мы должны отдавать приоритет нуждающимся в жилье гражданам и фиксировать цены на жилье», - сказал Селезнев.

Впрочем, как стало известно «БелГазете», обсуждается вариант, при котором инвесторам будут созданы прозрачные условия для строительства коммерческого жилья, но половину квартир предлагается передавать для нужд нуждающихся с нулевой рентабельностью - по себестоимости. Разумеется, далеко не все застройщики согласятся на такой вариант, однако сильным организациям это позволит продолжить строительный бизнес и получить прибыль на объемах ввода.

При этом проблему нехватки средств в условиях затруднений с использованием денег дольщиков (указ еще не отменен) и дороговизны банковских кредитов можно будет решить лишь путем привлечения внешних инвесторов. Соответственно, потребуется сделать условия ведения строительного бизнеса более простыми и прозрачными. С учетом того, что свободных стройплощадок в Минске совсем немного, речь пойдет об освоении земель частного сектора и уплотнении существующих районов застройки.

Ни для кого не секрет, что отселение семей с участков, подлежащих сносу, становится большой проблемой для застройщиков. Люди желают таким образом улучшить свои жилищные условия, получить за небольшие по площади частные дома отдельные квартиры для всех членов семьи. К примеру, БТИ оценивает компенсацию за подлежащее сносу имущество в $1 млн., а будущие переселенцы требуют предоставить им жилья на $3 млн. Несмотря на существенное увеличение затрат, застройщики часто идут на такой шаг. Однако, согласно законодательству, организация может претендовать в этом случае на компенсацию затрат, понесенных свыше оценки БТИ, со стороны государства - скажем, в виде налоговых вычетов. По информации «БелГазеты», минские власти решили заняться отселением самостоятельно, строго следуя букве закона, и таким образом убить сразу двух зайцев: расчистить площадки под застройку и не выплачивать будущему застройщику никаких компенсаций.

Ст.104 Жилищного кодекса говорит о том, что при сносе частного дома собственнику и членам его семьи предоставляется аналогичное по площади жилое помещение в пределах населенного пункта. Если городские власти станут переселять людей строго по этой статье, на деле это будет означать, что за частный дом площадью 30 кв. м при переселении владелец получит квартиру такой же площади, куда и должен будет переехать со всеми прописанными домочадцами.

Другая проблема при освоении площадок в рамках существующей застройки возникла с принятием решения об общественном обсуждении проектов будущего строительства. Жители получили возможность высказать свое мнение, согласие или отказ, по поводу планов уплотнения районов. Разумеется, мало кто захочет, чтобы во дворе его дома появилась новая высотка. Однако принятые 24 августа изменения (постановление N1094) в постановление Совмина N1736 от 28.12.2006г. позволяют сделать это, невзирая на отсутствие письменного согласия землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов на «размещение земельного участка на их землях и изъятие у них данного участка (его части)».

После этого городские власти фактически получили возможность готовить привлекательные участки под застройку в Минске для выставления их на аукционах с целью определения застройщика. Согласно планам, до конца года предполагается провести более двадцати таких аукционов.

Ольга МИКША
БелГазета
3 сентября 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Долевое строительство в Беларуси

Сообщение Toto (Admin) » Ср окт 03, 2007 3:18 pm

Долевое строительство пытаются оживить

Очередная кампания по снижению цен на квадратный метр привела к тому, что долевое строительство жилья с лета прошлого года приостановилось. Это оказало заметное и негативное влияние на состояние рынка недвижимости. В Минске, например, рыночная стоимость квадратного метра жилья за год выросла в 2 раза и достигла $2 тыс.

ГОД назад, после вступления в силу указа № 396, многие застройщики, которые ранее осуществляли долевое строительство, правдами и неправдами стали уходить от такого строительства. Документ оговаривал, что цена квартиры при долевом строительстве должна складываться из затрат на ее строительство плюс оплата услуг застройщика на его организацию. Никакой прибыли застройщика такой вид строительства, как долевое, не предусматривал.

«В этом указе больший акцент был сделан на защите прав дольщиков, но когда готовился данный документ, он не был согласован с организациями-застройщиками», — признался «АиФ» министр архитектуры и строительства Александр Селезнев.

Потеря экономического интереса и введение очень жестких правил строительства привели к тому, что застройщики, чтобы уйти от проблем и заработать прибыль, начали заимствовать средства на строительство в банках или у инвесторов, то есть строить жилье на продажу. У такого жилья другое налогообложение, нужно уплачивать налог с продаж, процентные ставки. Если раньше в течение года цена коммерческого жилья росла на 12–15% в год, то за это полугодие цена подскочила на 55%.
Исправление ошибок?

В ЭТОМ году Минстройархитектуры подготовило проект указа о внесении изменений и дополнений в указ о долевом строительстве. В нем решили ограничить рентабельность застройщиков при строительстве домов: для жилья с господдержкой 5–10%, а для коммерческого — около 20%. Однако при его проработке и согласовании с заинтересованными сторонами застройщики и инвесторы высказали сомнение, что при помощи этого документа можно будет оживить рынок долевого строительства.

Минстройархитектуры обратилось к главе государства с просьбой об отмене указа о долевом строительстве жилья. Окончательное решение еще не принято. В настоящее время готовятся документы, обосновывающие отмену.

Как оживить долевое строительство? «В Казахстане, а именно Астане, строят таким образом: на уровне местных властей принимается решение о выделении участка земли и при этом инвестору доводится, что он должен построить не менее 70% квартир по фиксированной цене для нуждающихся, оставшиеся 30% — коммерческое жилье, для того, чтобы поправить финансовое положение», — говорит Александр Селезнев.

Председатель совета Белорусской ассоциации «Недвижимость» Николай Простолупов считает: норму о том, что цена при оформлении договора долевого строительства не должна превышать сметной стоимости, нужно отменить, а указ оставить в силе. Именно эта норма вымела с рынка всех застройщиков. Важно то, что застройщикам не дают площадок для строительства. Число компаний, занимающихся долевым строительством, ограничено количеством площадок, которые им выделяют для строительства.
ЯЗЫКОМ ЦИФР

По $ 900–1,500 за м2 предлагались квартиры без отделки в коммерческих новостройках в Минске весной прошлого года. По $600–850 за м2 — в Гродно, Бресте и других областных центрах. Минимум в $1600 обходится дольщикам сегодня квадратный метр на стадии строительства в столице.


Наталья МУХА
Аргументы и факты в Белоруссии
15 августа 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Долевое строительство в Беларуси

Сообщение Toto (Admin) » Ср окт 03, 2007 3:19 pm

Как заинтересовать застройщика

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь инициирует изменение условий долевого строительства

В Беларуси на рынке долевого строительства жилья вскоре, возможно, произойдут перемены. Минстройархитектуры предлагает отменить указ № 396 от 15 июня 2006 года «О долевом строительстве многоквартирных и жилых домов», сообщил министр архитектуры и строительства Александр Селезнев. «Мы обратились к главе государства с просьбой об отмене указа о долевом строительстве жилья, - сказал Александр Селезнев. - Окончательное решение еще не принято. В настоящее время Минстройархитектуры готовит обосновывающие отмену документы». После вступления в силу указа № 396 на рынке долевого строительства жилья в Беларуси возникли некоторые проблемы, отметил министр. Многие застройщики стали отказываться от долевого строительства, поскольку потеряли экономический интерес. Причина в том, что при разработке указа интересы застройщиков были учтены в меньшей степени, чем граждан-дольщиков. «Потеря экономической заинтересованности и желание уйти от решения многих проблем привели к тому, что организации-застройщики стали заимствовать средства, искать их в банках, - рассказал Александр Селезнев. - Это, в свою очередь, привело к изменению налогообложения в строительстве и, как следствие, взвинтило цены на вторичном рынке жилья. Если раньше цены на вторичном рынке росли на 12-15 процентов в год, то в первом полугодии этого года они поднялись на 55 процентов».

Минский курьер
11 августа 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Долевое строительство в Беларуси

Сообщение Toto (Admin) » Ср окт 03, 2007 3:24 pm

"Долевку" решено оживить

Активизировать рынок долевого строительства и довести объемы ежегодного ввода жилья в Минске до 1,5 млн. кв. м — такое поручение 30 июля дал президент Беларуси, принимая с докладом министра архитектуры и строительства Александра Селезнева.

Как сообщила пресс-служба главы государства, Александру Лукашенко было доложено об итогах работы строительного комплекса страны в первом полугодии 2007 года. В частности, за указанный период за счет всех источников финансирования обеспечен ввод 2 млн. 363 тыс. кв. м жилья, что составляет 100,6% к заданию первого полугодия (план на год — 4,2-4,7 млн. кв. м). На эти цели использовано 2,1 трлн. BYR, или 20,5% от общего объема направленных в экономику инвестиций. В том числе 494 млрд. BYR — льготные кредиты Беларусбанка, предоставленные населению на строительство жилья. Кстати, из общего объема ввода 1 млн. 381,2 тыс. кв. метров жилья построено для граждан-очередников.

Отставание по вводу жилья в первом полугодии допущено только в Минске, где выполнено 72% полугодового плана, и в Витебской области — 96,8%. Поэтому во время доклада обсуждались дальнейшие перспективы увеличения строительства жилья в целом по стране и особенно в столице. Президент поставил задачу довести годовой объем ввода жилья в Минске до 1,5 млн. кв. м (план на 2007 г. — чуть больше 1 млн. кв. м).

В ходе обсуждения также отмечалось, что в последнее время практически прекратилось долевое строительство жилья, а это, как полагают власти, привело к ажиотажному спросу и росту цен на квартиры. Например, в Минске цена квадратного метра достигла 2.000 USD. Вторичное жилье за полгода подорожало на 50-60%.

По информации пресс-службы президента, глава государства поручил срочно внести предложения по корректировке сложившейся ситуации, с тем чтобы оживить долевое строительство. Правда, какие меры для этого будут приняты, пресс-служба не сообщает. Но можно предположить, что поручение главы государства способно ускорить внесение дополнений и изменений в прошлогодний указ о долевом строительстве многоквартирных жилых домов. Проект нового документа, который якобы должен упростить работу частных фирм на рынке долевого строительства жилья, подготовлен и его принятия ждут уже давно. Но сами фирмы не испытывают энтузиазма по поводу ожидаемых нововведений, поскольку проектом, судя по официальным комментариям, предусматривается ограничение рентабельности в долевом жилищном строительстве.

Говоря о росте цен на жилье, строящееся с господдержкой, А. Селезнев отметил, что подорожание квадратного метра произошло в пределах индекса строительно-монтажных работ — 10-11% за год. Однако удержаться на таком уровне будет архисложно. Ведь за полгода индекс уже увеличился на 6,44%. Плюс с 1 июля произошло второе с начала года повышение тарифов на энергоресурсы: на электроэнергию для юридических лиц и предпринимателей — на 12,1%, для бюджетных организаций — на 42,7%, для производителей сельхозпродукции — на 20%, на тепловую энергию для реального сектора — на 12,1%.

Надо сказать, что это не первое обсуждение жилищной программы, не первый отчет о выполнении поручений президента, не первая команда разобраться с ценами на жилье и, уж безусловно, не первое и не последнее обещание выполнить поставленное задание. Но цены как росли, так и продолжают расти, то замедляя, то ускоряя свое движение. Причем не только на вторичном рынке и в секторе долевого строительства коммерческого жилья — игнорируя предпринимаемые меры, дорожают также квадратные метры, строящиеся для очередников.

Как отмечается в сообщении пресс-службы президента, средняя по стране стоимость квадратного метра жилья, возводимого с господдержкой, составляет сейчас 424 USD. Напомним, что по итогам 2005 года, согласно информации Минстройархитектуры, этот показатель равнялся 350 (320-370) USD/кв. м. То есть за каких-то полтора года рост составил 21%.

Что касается квартир без отделки в коммерческих новостройках, то весной прошлого года они предлагались в Минске по 900-1.500 USD/кв. м, в Гродно, Бресте и других областных центрах — по 600-850 USD/кв. м. Сегодня же столичные квартиры на стадии строительства обходятся дольщикам минимум в 1.600 USD/кв. м. Примерно в такой же степени выросла цена вторичных квартир, но им для этого хватило 7 последних месяцев.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Белорусы и рынок
6 августа 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Долевое строительство

Сообщение Toto (Admin) » Ср окт 03, 2007 6:17 pm

Долевое строительство возвращается?

Срочно разработать механизм стимулирования долевого строительства распорядился А.ЛУКАШЕНКО. Об этом сообщила пресс-служба главы государства, рассказывая об итогах встречи Президента с министром архитектуры и строительства Александром СЕЛЕЗНЕВЫМ.

Прекращение долевого строительства с лета прошлого года оказало заметное и, к сожалению, негативное влияние на состояние рынка недвижимости. Объем предложения заветных метров уменьшился, что привело к ажиотажному спросу на жилье и росту цен, пояснил министр в ходе доклада Президенту. В Минске, например, рыночная стоимость метра за год выросла в 2 раза и достигла 2 тыс. USD.

Напомним, что год назад, 15 июня Президент подписал Указ № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов», который фактически вывел этой вид строительства из сферы бизнеса. Документ оговаривал, что цена квартиры при долевом строительстве должна складываться из затрат на ее строительство плюс оплата услуг застройщика на его организацию. Никакой прибыли застройщика такой вид строительства, как долевое, не предусматривает, пояснял год назад «ЭГ» тогдашний начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры Владимир Подволоцкий. «Нас не волнует прибыль застройщика», — отвечал он на настойчивые расспросы «ЭГ» о влиянии нового документа на поведение застройщика и соответственно объемы строительства. Чиновник уверял, что принятие указа позволит уже в следующем году увеличить объемы строительства для нуждающихся в 2 раза, а соотношение коммерческого (80%) и некоммерческого (20%) жилья изменить с точностью до наоборот.

Пока, по информации «ЭГ», экономические стратеги сами не знают, во что именно выльется распоряжение Президента и как они будут не просто возрождать свернутое долевое строительство, но и стимулировать его. По информации «ЭГ», Минстройархитектуры, уже давно проанализировало действующее законодательство в этой сфере (и в частности, Указ № 396) и определило, что стоило бы изменить для исправления ситуации. Насколько нам известно, «тормозом» для развития долевого строительства в министерстве считают не только нежелание застройщика работать без прибыли. Требования, регулирующие отношения застройщика и дольщика, настолько жесткие, что отбивают всякое желание заниматься долевым строительством. В то же время до появления распоряжения Президента предложения Минстройархитектуры не носили радикального характера, и речь об отмене Указа Президента № 396 не шла. Да и норму о прибыли застройщика предлагалось подправить чуть-чуть. В частности, разрешить ему иметь хотя бы 5% прибыли при строительстве жилья для нуждающихся и 20% — для всех остальных. Может быть, распоряжение Президента «стимулировать… срочно» подтолкнет разработчиков к более радикальным шагам.

Год назад «ЭГ» со ссылкой на экспертов (№ 48 за 23 июня) прогнозировала заметное уменьшение объемов жилищного строительства вплоть до его полного прекращения. Застройщики тогда говорили о том, что вынуждены будут привлекать кредиты, а это дополнительные затраты времени и денег (как минимум, стоимость кредитных ресурсов), и прогнозировали рост цен. О готовности работать без прибыли никто даже не подумывал. Рынок он на то и рынок, чтобы получать прибыль. Застройщики и сегодня говорят о том, что косметическая правка документа ничего не даст.

В течение нескольких последних лет эксперты настойчиво говорят о том, что главный фактор стремительного роста стоимости квадратного метра — низкое предложение квартир при высоком спросе на них. Остановить его можно, если разрешить строить всем, у кого есть желание и деньги, убрать все бюрократические барьеры для застройщика и дольщика, снять любые запреты на отчуждение жилья. К сожалению, те меры, которые принимались до сих пор, имели обратное направление и соответственно совсем не тот результат, который бы хотелось.

Валентина ВЕШТОРТ

Экономическая газета
3 августа 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Изменение порядка долевого строительства в Беларуси

Сообщение Toto (Admin) » Пт фев 01, 2008 2:12 pm

Доля в квадрате

Что мешает больше строить?

Условия организации долевого строительства будут более мягкими. Таков итог состоявшегося вчера совещания у Президента. Эта новость, уверен, вызовет большой интерес, прежде всего у тех, кто нуждается в жилье. Таковых в стране, по самым свежим данным, 623 тысячи семей...

Предыстория вчерашнего разговора вкратце такова. В 1998 году приказом Минстройархитектуры утверждается типовой договор о долевом строительстве. Новый механизм улучшения жилищных условий заработал. Однако принес он гражданам не только розы, но и шипы. Серьезные претензии возникли к ценообразованию. В некоторых случаях застройщики, осваивающие сбережения граждан, выставляли прейскурант «от фонаря», корректировали сметы по ходу строительства. Судя по корреспонденции, поступающей в Администрацию Президента, случаи эти были далеко нередки.

Жалобы граждан на необоснованное завышение расценок возымели эффект. Минстройархитектуры, Правительством и Администрацией был подготовлен проект указа № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов». С июля 2006 года аппетиты застройщиков резко ограничили. Фактически «долевка» для них стала убыточной. Паритет интересов гражданина и застройщика снова оказался нарушен, но теперь страдали застройщики. Поэтому они стали отдавать предпочтение иному способу финансирования строительства: возводить дома за счет банковских кредитов. Затраты на обслуживание займов включаются в цену метра. Это послужило одной из причин рекордного роста цен на жилищном рынке в прошлом году (плюс 68 процентов).

За недальновидность при подготовке Указа № 396 Президент подверг жесткой критике Правительство и Администрацию. «Так отрегулировали, что долевое строительство было свернуто и граждане были лишены возможности участия в нем», — резюмировал Александр Лукашенко последствия нормативного акта.

Для того чтобы исправить ситуацию, Правительство подготовило проект нового указа. Он должен установить золотую середину: учитывать одновременно интересы и населения, и застройщиков. А чтобы вступление документа в силу не обернулось новыми казусами, его вчера подвергли детальному обсуждению. Оживленная дискуссия завязалась вокруг вопросов, связанных с ценообразованием. Может ли застройщик изменять цену дома по ходу строительства или она не должна отклоняться от заявленной первоначально? Черту под прениями подвел Президент: строительные организации должны четко оговаривать, в какие сроки, какого качества и по какой цене покупатель получит товар, то есть квартиру. В вопросах цены «творчеству» не место. Корректироваться итоговая сумма может только по объективным причинам макроуровня. Таковыми могут быть значительное изменение индекса цен на строительно–монтажные работы (утверждается Правительством), а также изменения налоговой нагрузки. В остальных случаях, по мнению Президента, непредвиденные расходы должен брать на себя застройщик: «Нужно меньше давать лазеек строителям, чтобы они не могли накручивать цену».

На совещании много говорилось и о строительстве в целом. Председатель Правления Нацбанка Петр Прокопович высказал мнение, что сегодня главная задача для стройорганизации — «расчистить» жилищные очереди. Сократить сроки пребывания на учете нуждающихся с 15 — 20 лет до максимум 5.

«Необходимо возводить как можно больше жилья. Это позволит сбить цены, облегчить для граждан решение жилищной проблемы. Ведь сегодня основная составляющая в цене на рынке коммерческой недвижимости — не затраты строительных организаций, а дисбаланс спроса и предложения», — высказал мысль Петр Прокопович. Как нарастить объемы нового жилья?

По мнению участников совещания, надо первым делом избавиться от бюрократических препон, мешающих строителям. Сегодня, перед тем как закладывать фундамент, организации по 3 — 4 года тратят на всевозможные разрешения и согласования. Серьезным барьером для развития жилищного строительства является и излишнее административное вмешательство в экономику стройорганизаций, в том числе и архаичное нормирование заработной платы строителей (что подталкивает квалифицированные кадры отправляться на более доходные стройки в соседние государства).

Подводя итоги, Президент высказал убеждение в том, что организации, строящие жилье, необходимо загружать объемами, но не надо их «душить» всевозможными регламентациями.

Серьезное внимание необходимо уделить качеству работ и порядку на стройках. «Сегодня на многих объектах — откровенный бардак, а это отражается и на зарплатах строителей, и на цене дома», — резюмировал Александр Лукашенко.

Ваше мнение:

Доброжелатель без квартиры. (2008-01-22 18:46:05)
Это еще не все. Наконец наш чиновник отойдет и воспрянет душой. 2% жилой площади (то есть около 2-х процентов реальных квартир в доме), оплаченной дольщиками, должно передаваться эксплуатирующим дом организациям, но не передается. Тихо без шума и пыли остается в распоряжении застройщика. На них оформляются документы и на продажу, на вторичный рынок недвижимости по его ценам. Почувствуйте разницу в ценах и наваре. Очень выгодно быть Застройщиком. Ну а если передали то и там они могут не дойти до нуждающихся. Много начальников желает и имеет возможность поучаствовать в распределении и приватизации этих квартир.

Дмитрий (2008-01-22 11:40:10)
В статье сказано.что главная задача--сократить очередь с двадцати до пяти лет.К сожалению рост объёмов строительства,который и так последние годы наблюдается,никоим образом эту очередь не уменьшает.Проблема не в объёмах строительства,а в учёте нуждающихся.Сегодня можно жить вдвоём с мамой в стометровой квартире и быть таким же нуждающимся,как и те кто имеет метров пять на человека и десятилетиями в таких условиях ждут возможности построиться за свои деньги,поскольку формально достаточно просто не иметь в собственности жилья. Коммерческое жильё,которое сегодня вчетверо дороже "мапидовского" вообще никакого отношения к очереди не имеет,поскольку цена на него всегда будет диктоваться ценами на рынке вторичного жилья.И такие цены совершенно неподъёмны для тех ,кто стоит в очереди,иначе они бы и в очереди не стояли.Кроме того,льготные категории граждан(без учёта многодетных семей) так же вносят полную сумятицу в очерёдность.Скажем зарплата и пенсия в силовых структурах в разы превышающая зарплаты врачей и учителей уже достаточная "льгота" по жизни.А тут ещё жильё без очереди и во многих случаях за счёт субсидий ведомства.Может у нас силовые структуры в бюджет своих ведомств сами деньги зарабатывают?Это же деньги тех самых простых очередников,которые налоги платят.В общем как бы часто не обсуждалась эта тема,путей решения у нынешнего правительства нет,и скачкообразное нарастание очереди тому яркое подтверждение.

Елена (2008-01-22 00:47:54)
А не приведёт ли это к кражам застройщиками стройматериалов, что резко отразится на качестве будущего дома?

ВОЛЯНЮК Виталий
Беларусь сегодня
22 января 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Реанимация долевого строительства

Сообщение Toto (Admin) » Пт фев 01, 2008 4:28 pm

«Долёвка» глубокой заморозки

Власти принимают срочные меры по реанимации долевого строительства

На прошедшем на минувшей неделе совещании президент Беларуси выразил недоумение действиями правительства, которые «так отрегулировали долевое строительство, что оно было свернуто», и потребовал до 1 февраля разморозить «долевку».

«Долевое строительство должно быть возрождено в ближайшее время. То, что новый документ будет подписан только в этом году, - большой недостаток. Безусловно, строителям нужно меньше давать лазеек для повышения стоимости жилья. И там, где мы можем помочь населению, - помочь нужно. Но если мы где-то «зажимаем» экономику, необходимо принять срочные меры», - заявил Александр Лукашенко.

Злополучный указ N396, принятый летом 2006г., требовал от застройщиков привлечения дольщиков на этапе собственно строительства и фиксированных цен, чем, по сути, лишил их прибыли. В результате подавляющее большинство организаций коммерческого строительства приостановили свою деятельность на неопределенное время. Лишь некоторые продолжили работать в новых условиях, воспользовавшись вместо накоплений граждан банковскими кредитами. Резкое сокращение предложения на первичном рынке заставило покупателей обратиться к квартирам вторичного рынка, отчего возник ажиотаж и цены резко пошли вверх. К лету 2007г. цена 1 кв. м на квартиры в Минске выросла почти вдвое, достигнув нового пика в $2 тыс.

Лукашенко отметил, что прежняя нормативная база долевого строительства не соответствовала требованиям времени - дольщики жаловались на плохую организацию и постоянный рост цен во все инстанции: «Люди жаловались на несоблюдение сроков строительства жилья и низкое качество, значительное увеличение его стоимости, в результате чего оно становилось «неподъемным». Поэтому надо было регулировать законодательство». В то же время, очевидно, до главы государства доходили и резоны строителей, которые указывали на бюрократизм при согласовании проектно-сметной документации, рост цен на стройматериалы и услуги, что не позволяло застройщикам сохранять без изменений заявленную в начале строительства цену кв. м. Но президент остался непреклонным: «Строители говорят, что они при заключении договоров якобы не могут определить сроки и цену. Тогда не нужны нам такие строители - мы можем определить и сроки, и цену».

В ходе совещания участники выработали соответствующие предложения. Так, норму прибыли при строительстве квартир для нуждающихся рекомендовано зафиксировать на уровне 5% от сметной стоимости объекта. А замглавы президентской администрации Леонид Анфимов, видимо, понимая необходимость дать заработать застройщикам, высказался против установления ограничений уровня рентабельности при строительстве жилья для граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признавая наличие инфляции в стране, Лукашенко позволил строителям индексировать цену кв. м. Но чтобы у них не было соблазна «заняться разбоем» - в пределах индекса СМР. «Если, например, инфляция за время строительства составила 3%, то и цену нужно корректировать на эти 3%, - пояснил президент. - Необходимо поддерживать и строителей, чтобы они имели какой-то зазор в ценообразовании».

И даже позволил себе немного самокритики: «Если эти жесткие меры в прошлом указе привели к тому, что долевое строительство было свернуто, т.е. строители не были заинтересованы в таком порядке, то виноваты в этом мы, что не организовали строителей».

В своем стремлении загладить вину перед людьми, оставшимися без квартир, члены правительства стали выдвигать другие предложения по оптимизации жилищного строительства. К примеру, замглавы президентской администрации Наталья Петкевич предложила сократить количество технических условий, позволяющих поднимать цену в процессе строительства. По мнению председателя правления Нацбанка Петра Прокоповича, чтобы сократить предпосылки для возможного удорожания жилья в процессе строительства, договоры с дольщиками должны заключаться только после того, как будут решены все проектно-сметные вопросы. Кроме того, главный банкир озаботился материальными стимулами для рабочих-строителей: он предложил отменить нормирование зарплаты в сфере строительства, что «позволит стройорганизациям увеличивать зарплаты своим сотрудникам в зависимости от полученной прибыли и повысить у специалистов заинтересованность работать в своей стране, а не выезжать куда-то на заработки».

* * *

Наилучшим способом сделать жилье более доступным является значительное расширение предложения. Нельзя не согласиться с Прокоповичем, который считает, что объемы жилищного строительства надо нарастить в 2-3 раза. И членам правительства стоило бы обдумать способы быстрого увеличения предложения квартир на рынке. С одной стороны, для этого необходимо предложить больший объем финансовых ресурсов - и гражданам, и строительным организациям (объем льготного кредитования граждан, запланированный на 2008г., составит Br2,6 трлн., банки выдадут Br172,4 млрд. кредитов на общих основаниях).

Застройщикам также нужны дополнительные оборотные средства для наращивания мощностей и первичных инвестиций в проекты, однако в свете дороговизны заемных денег кредитами юрлица пользуются в крайних случаях. Но, самое главное, для наращивания объемов строительства городские власти должны в экстренном порядке подготовить земельные участки под застройку и предложить их рынку. В Минске сложилась парадоксальная ситуация, когда в течение нескольких лет город не осваивал новые стройплощадки. В результате сейчас освоены даже самые неудобные участки, и дальше строителям двигаться некуда. Это вторая объективная причина свертывания коммерческого долевого строительства, а также того, что столица второй год подряд не выполняет доведенное задание по вводу жилья.

СПРАВКА «БелГазеты». По данным Минстата, в 2007г. в РБ построено 4,685 млн. кв. м жилья - на 584 тыс. (14,2%) больше по сравнению с 2006г. При этом не выполнено задание по вводу жилья для очередников. Удельный вес такого жилья составил 60,4% от общего ввода по стране при задании 71%. В 2008г. планируется построить 5,2 млн. кв. м жилья, в т.ч. для очередников - 3,943 млн. кв. м, что составит 76% от общего ввода жилья в стране. В Минске планируется построить 1,229 млн. кв. м жилья.

Ольга МИКША
БелГазета,
28 января 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Что мешает долевому строительству в Беларуси

Сообщение Toto (Admin) » Пт фев 01, 2008 4:37 pm

Сначала земля, а деньги найдутся

После вступления в действие летом 2006г. указа N396 крупные девелоперы нашли возможность строить жилье без привлечения средств дольщиков. Однако, по их мнению, ключ к возобновлению масштабного долевого строительства лежит не столько в финансовой плоскости, сколько в сфере земельных отношений. Об этом корреспондент «БелГазеты» беседовала с руководителем одной из строительных компаний, пожелавшим остаться неназванным.

- Когда президент потребовал от правительства найти пути возобновления долевого строительства, застройщики вздохнули с облегчением?

- На самом деле в тех ограничениях, которые были приняты полтора года назад, я не вижу большой угрозы для инвестиционного климата. В первую очередь указ создал барьеры для входа на этот рынок. При строительстве жилья у нас нужно иметь в виду два аспекта - где взять деньги и где найти землю.

С одной стороны, мелкие фирмы, которым нечем обеспечить исполнение своих обязательств, оказались не у дел. И это очевидный положительный результат действия указа. А компании с хорошим балансом и репутацией в состоянии наладить работу с банками, чтобы строить объекты.

- Но ведь собственные деньги или деньги банков дороже, чем деньги дольщиков. Это автоматически означает увеличение затрат при строительстве.

- Цену реализации жилья все равно определяет рынок. Увеличение себестоимости ведет к тому, что инвестор меньше заработает, но крупные девелоперы к этому готовы. Хотя, безусловно, это определяется стратегией компании. Если фирма, что называется, рванула на перегретый рынок в надежде быстро и много заработать, а потом уйти, такую компанию нынешнее состояние дел вряд ли удовлетворит. Но если компания приходит на этот рынок надолго, она готова зарабатывать ту же прибыль на больших объемах.

- Как вам предложенная норма, по которой половину от построенного жилья застройщик должен продавать нуждающимся с 5-процентной прибылью?

- Из очевидного: мы опять получим жилье, где живут люди разных социальных слоев. Сейчас мы наблюдаем естественную сепарацию рынка, когда люди с более высоким социальным и культурным уровнем выбирают себе в соседи людей такого же уровня. А тут у нас в одном доме будут жить, образно говоря, олигарх и уборщица.

Также неясно, как будет распределяться социальное жилье. Но больше всего нас как застройщиков интересует вопрос: как люди, которые получат жилье по социальным программам, будут финансировать его строительство?

- Через льготные кредиты банков…

- Предоставление кредита всегда предусматривает внесение гражданами части собственных средств. И как быть, если у такого дольщика возникнут проблемы с собственными средствами? Ведь застройщик несет ответственность по срокам ввода объекта, по своевременному финансированию.

Думаю, что стоило бы предложить соответствующие механизмы обеспечения бесперебойного финансирования со стороны всех дольщиков, причем можно не изобретать собственные, а перенять имеющийся опыт. Например, правительство Москвы выкупает социальное жилье у застройщиков по договорной цене, а потом продает нуждающимся по льготной цене.

- Несмотря на сложности, очевидно, что долевое строительство необходимо реанимировать, ведь после выхода указа этот рынок был практически заморожен, что сразу сказалось на ценах на квартиры.

- Здесь сошлось несколько факторов, которые в совокупности повлияли на то, что долевое строительство временно остановилось. С одной стороны, инвесторам перекрыли возможность получать бесплатные деньги дольщиков, но к этому времени в городе закончились подготовленные под застройку участки. Если бы указ был принят несколько раньше, когда участки еще выделялись, он прошел бы менее болезненно.

Основная проблема не в том, что инвесторам запретили привлекать дольщиков, а в том, что инвесторам негде строить, им просто стало тесно. Даже если сейчас государство еще больше «зажмет гайки» по долевому строительству, но решит проблему по предоставлению земельных участков, через год мы увидим, как рынок начнет наполняться объектами.

- Но ведь и эта проблема уже решена: в конце прошлого года принят указ по предоставлению участков под коммерческую застройку через аукционы?

- Эти документы во многом расставили точки над «i», но еще возникают проблемы с их применением на практике.

Проблема гораздо более важная и глубокая, поскольку затрагивает вопросы с собственностью на землю, режимом предоставления земельных участков, со стоимостью земли.

На аукционах, которые проходили, были представлены градостроительные паспорта участков. Но для инвесторов этого недостаточно. Девелоперский процесс в городе требует глубокой проработки. Даже в странах с частной собственностью на землю, где правила продажи и покупки земли давно и четко определены, этот процесс очень непрост. Там, если инвестор желает купить землю под строительство, сначала происходит общественное обсуждение: власти собирают мнения «за» и «против», анализируют их и принимают решения. Если решение положительное, проводится аукцион по продаже земли. Не права аренды, как сейчас в Беларуси, а земли в собственность. Но при этом инвестор облагается множеством ограничений по использованию земли: нельзя купить участок в центре Нью-Йорка и запросто построить там теннисный корт.

- Разве у нас не так?

- Подготовка участков к аукционам в Беларуси еще не проработана. По-хорошему, кто-то (инвестор или местные власти) должен выступить инициатором застройки конкретного участка. Если это будет инвестор, то, прежде чем участок будет выставлен на аукцион, он должен провести проработку участка, затратить на это время, деньги, сформировать идею и составить бизнес-план. А потом подать прошение в горисполком с разрешением на строительство. Горисполком рассмотрит это прошение и выдвинет участок на аукцион. Получается, остальные участники аукциона получают возможность поглотить чужую идею.

Но даже если инвестор благополучно приобретет на аукционе право на аренду «своего» участка, сложности не заканчиваются. В Беларуси приобретенное на аукционе право аренды земли предусматривает начало строительства в течение 6 месяцев после предоставления участка. А сам участок предоставляется после прохождения огромного числа согласований с различными службами, на что уходит несколько лет. Эти согласования необходимы, ведь объект вписывается в существующую среду, но по окончании может получиться так, что он там объективно не может быть построен. В результате инвестор может оказаться с кучей макулатуры на руках и невозможностью построить запланированный объект на арендованном участке.

Все зарубежные инвесторы, приезжающие в Беларусь, первым делом интересуются статусом земли. Аренда на 30-50 лет? А если вам не продлят договор аренды? Земельный участок сопровождает объект недвижимости, ресурс которого больше 50 лет. В течение полувека объект может быть перепродан несколько раз, и каждый раз его ликвидность снижается именно потому, что срок аренды сокращается.

- Выходит, не с того конца решается вопрос с долевым строительством?

- Разработка простой и прозрачной процедуры предоставления инвестору участка для строительства - отправная точка решения проблемы обеспечения населения жильем. Если документ будет принят в том виде, в каком он анонсирован, - жилье для очередников с 5-процентной прибылью, то инвестор все равно должен начинать свою деятельность с получения земельного участка. Но даже если у инвестора есть деньги и он может строить жилье без привлечения средств дольщиков и продавать готовое, изначально ему нужна земля.

Ольга МИКША
БелГазета
14 января 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Подготовка Указа О некоторых вопросах долевого строительства

Сообщение Toto (Admin) » Вт фев 05, 2008 5:48 pm

Правительству показали желтую карточку

При возведении квартир для очередников прибыль может быть ограничена 5 процентами

Чтобы вернуть к жизни долевое строительство жилья, власти решили издать еще один указ. Правда, пока нет никакой уверенности в том, что он поможет выполнить эту задачу.

На совещании 21 января президент Беларуси заявил что если Указ № 396 "О долевом строительстве многоквартирных жилых домов" не учел реальной ситуации на рынке жилья, то его нужно срочно исправлять.

Напомним, что, защитив права потребителей, этот документ сделал совершенно невыигрышной позицию застройщиков. Как следствие — с середины 2006 года, когда указ вступил в силу, застройщики просто ушли с рынка долевого строительства жилья. Кто-то вообще прекратил этот вид деятельности, кто-то затормозил строительство уже запроектированных многоэтажек, а кто-то решил строить на продажу (типа взял кредит, построил и продал).

К концу 2006 года в указ были внесены изменения, но и они не оживили желания частных фирм заниматься долевым строительством жилья. После этого данная проблема неоднократно обсуждалась на совещаниях и заседаниях разных уровней. Примерно с весны до середины лета 2007 года застройщики жили ожиданием, что вот-вот появится еще один указ, который разрешит возникшие проблемы. А осенью того же года была озвучена информация, что Минстройархитектуры предлагает и вовсе отменить указ. Но это предложение не было поддержано вышестоящими госорганами. Отменить означало признать свою некомпетентность, и поэтому было решено, что нужно просто внести изменения в действующий порядок.

Соответствующий проект был подготовлен, но на стадии согласования возникли разногласия. Причем похоже на то, что разработчики не смогли найти компромиссное решение самостоятельно, раз пришлось проводить специальное совещание с участием президента. Глава государства, как всегда, внес определенность в неопределенную ситуацию. Он потребовал, чтобы до 1 февраля проект Указа "О некоторых вопросах долевого строительства" был доработан и внесен ему на подпись.

Во-вторых, президент назвал виновных в сложившейся ситуации. Ими оказались "правительство и Администрация президента, которые не предусмотрели все последствия ранее предложенных мер". Говоря об этом, А. Лукашенко задал резонный, как передает пресс-служба президента, вопрос: "Почему так отрегулировали, что долевое строительство было свернуто и граждане были лишены возможности участия в нем?".

И третье, что сделал президент на совещании, — это еще раз попытался убедить своих подчиненных в важности жилищного строительства и в том, что нельзя закручивать гайки до бесконечности.

По словам А. Лукашенко, в Беларуси необходимо наращивать объемы строительства жилья, в том числе за счет сбережений граждан. В связи с этим очень важно предоставить строительным организациям возможность укреплять материально-техническую базу. Строители должны иметь определенный зазор в ценообразовании, право корректировать цену в рамках инфляции, считает президент. Соответствующие корректировки необходимо внести в действующие нормативно-правовые документы, отметил А. Лукашенко.

Однако в основу белорусского законодательства о долевом строительстве жилья необходимо заложить интересы граждан, убежден президент. "Важно найти золотую середину, которая бы удовлетворила и строителей, и граждан, участвующих в долевом строительстве. Они платят деньги, а поэтому должны знать, какого качества будет товар, в какие сроки и по какой стоимости", — заявил А. Лукашенко.

Неизвестно, каким будет окончательный вариант указа и сможет ли он своим появлением оживить желание частных фирм заниматься долевым строительством. Пресс-служба президента сообщает лишь о том, какие нововведения предлагали включить в проект участники совещания. Например, "размер прибыли застройщика не должен превышать 5% от сметной стоимости объекта долевого строительства в отношении жилья, строящегося для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. На тех, кто таковыми не является, эта норма не распространяется". А также, что "корректировка цены в ходе строительства возможна только в случае изменения в соответствии с законодательством статистических индексов в связи с удорожанием строительно-монтажных работ либо изменения законодательства об уплате косвенных налогов".

По убеждению председателя правления Национального банка Петра Прокоповича, "чтобы сократить предпосылки для возможного удорожания стоимости жилья в процессе строительства, договоры с дольщиками должны заключаться только после того, как будут решены все проектно-сметные вопросы. Таким образом, строители не смогут перекладывать на плечи дольщиков оплату недоработок и недочетов проектировщиков или геодезистов".

А. Лукашенко поддержал мнение заместителя главы Администрации президента Натальи Петкевич, выступившей за сокращение количества технических условий, позволяющих поднимать цену в процессе строительства. А. Лукашенко подчеркнул, что указ вообще должен предусматривать минимум обстоятельств, возникновение которых будет считаться основанием для удорожания долевого строительства.

Состоялась также дискуссия по общим вопросам жилищного строительства. Этой тематике будет посвящено отдельное совещание у президента. Как было отмечено, сегодня довольно остро стоит проблема оттока за рубеж специалистов, занятых в сфере строительства. В связи с этим в качестве одного из вариантов П. Прокопович предложил отменить нормирование заработной платы в строительстве. Это позволит стройорганизациям увеличивать зарплаты своим сотрудникам в зависимости от полученной прибыли и повышать у специалистов заинтересованность работать в своей стране, а не выезжать куда-то на заработки. Заметим, что предложение П. Прокоповича сделать заработную плату строителей более свободной, не останется неуслышанным, что подтверждается информацией, прозвучавшей на итоговой коллегии Минстройархитектуры 25 января.

Подводя итоги обсуждения, А. Лукашенко подчеркнул: "Долевое строительство должно быть возрождено в ближайшее время. То, что новый документ будет подписан только в этом году, — большой недостаток. Безусловно, строителям нужно меньше давать лазеек для повышения стоимости жилья. И там, где мы можем помочь населению, — помочь нужно. Но если мы где-то "зажимаем" экономику, необходимо принять срочные меры".

Глава государства поручил Н. Петкевич и П. Прокоповичу в течение года осуществлять тщательный мониторинг реализации будущего указа и доложить о результатах по итогам 2008 года. Так что рынок долевого строительства больше не будет страдать от недостатка внимания властей.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Белорусы и рынок
28 января 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Как вернуть на рынок долевое строительство жилья

Сообщение Toto (Admin) » Чт фев 07, 2008 12:34 pm

Нужно найти золотую середину

В Беларуси в основу законодательства о долевом строительстве жилья необходимо поставить интересы граждан. Об этом заявил Президент страны Александр Лукашенко на совещании по проекту указа, касающегося некоторых вопросов долевого строительства.

“Нет необходимости говорить, что строительство жилья в Беларуси еще долго будет приоритетом. Мало того, что это решение главной проблемы для граждан, так это и хороший локомотив для развития экономики”, — сказал глава государства.

По его словам, прежняя нормативная база долевого строительства не соответствовала требованиям времени. Об этом свидетельствовали многочисленные обращения граждан в органы госуправления различных уровней. “Да и при встрече в индивидуальном порядке от населения поступали сигналы о плохой организации дела в долевом строительстве. Люди жаловались на несоблюдение сроков строительства жилья и низкое качество, значительное увеличение его стоимости, в результате чего оно становилось “неподъемным”. Поэтому надо было регулировать законодательство”, — подчеркнул Президент.

В июне 2006 года был принят Указ №396 “О долевом строительстве многоквартирных жилых домов”. Этим указом введены жесткие нормы госрегулирования, однако он не учел реальной ситуации на рынке жилья, не предусмотрел возможностей для сохранения долевого строительства, отметил Александр Лукашенко. “Почему так отрегулировали, что долевое строительство было свернуто и граждане были лишены возможности участия в нем?” — поинтересовался глава государства.

Сегодня в Беларуси необходимо наращивать объемы строительства жилья, в том числе за счет сбережений граждан. Необходимо дать возможность строительным организациям укреплять материально-техническую базу. Поэтому надо откорректировать соответствующие нормативно-правовые документы, чтобы люди могли участвовать в долевом строительстве, подчеркнул Президент.

“Строители говорят, что они якобы не могут при заключении договоров определить сроки и цену. Тогда не нужны нам такие строители — мы можем определить и сроки, и цену”, — сказал Александр Лукашенко.

Необходимо найти золотую середину, которая бы удовлетворила граждан, участвующих в долевом строительстве. Они платят деньги, а поэтому должны знать, какого качества будет товар, в какие сроки и по какой стоимости.

В то же время, по словам Президента, необходимо “поддерживать и строителей, чтобы они имели какой-то зазор в ценообразовании”, надо дать им право корректировать цену в рамках инфляции. Однако нельзя заниматься разбоем. “Если, например, инфляция за время строительства составила 3%, то и цену нужно корректировать на эти 3%”, — пояснил Президент.

“Если эти жесткие меры в прошлом указе привели к тому, что долевое строительство было свернуто, то есть строители не были заинтересованы в таком порядке, то виноваты в этом мы, что не организовали строителей”, — считает глава государства.

БЕЛТА.
Вечерний Минск
22 января 2008


Вернуться в «Cтроительство жилья»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by