Широко закрытые глаза
Стройрынок Минска ждут заметные изменения
Минские городские власти взялись за создание привлекательных условий для инвесторов. При этом на интересы граждан, официально не нуждающихся в улучшении жилищных условий, просто закроют глаза.
Минск хронически не выполняет доведенные прогнозные показатели по вводу жилья, при этом демонстрируя фантастический рост цен на квартиры. Власти справедливо полагают, что этот рост обусловлен принятием 396-го указа о долевом строительстве и уходом с рынка большей части коммерческих застройщиков - с одной стороны, а также переходом на новую систему налогообложения тех, кто остался. «Издание этого документа не было согласовано с застройщиками, они потеряли экономический интерес, так как не были учтены их пожелания и прибыль», - сказал министр архитектуры и строительства Александр Селезнев на пресс-конференции в начале августа. Использование банковских кредитов для ведения строительства другими застройщиками резко увеличило их затраты. Как известно, в течение нескольких месяцев ведомство ведет консультации с крупнейшими коммерческими застройщиками по поиску путей выхода из создавшегося положения. Так, был подготовлен проект госрешения, ограничивающего рентабельность жилищного строительства в пределах 5-10% для нуждающихся и до 20% при строительстве коммерческого жилья. Однако до принятия дело не дошло. «Инвесторы высказали сомнения в эффективности этой меры. После этого мы решили просить об отмене указа», - сказал Селезнев. При этом он подчеркнул, что если указ будет отменен, в ранее действовавшие нормативные акты о долевом строительстве должны быть внесены коррективы. По его словам, возможные варианты таких изменений предполагают выделение на конкурсной основе инвесторам участков под застройку и определения доли жилья, которое будет построено для нуждающихся с невысоким уровнем рентабельности. «Мы обсуждали этот вопрос с Мингорисполкомом. Возможно принятие решения на уровне города. Наработки у нас есть, и мы должны отдавать приоритет нуждающимся в жилье гражданам и фиксировать цены на жилье», - сказал Селезнев.
Впрочем, как стало известно «БелГазете», обсуждается вариант, при котором инвесторам будут созданы прозрачные условия для строительства коммерческого жилья, но половину квартир предлагается передавать для нужд нуждающихся с нулевой рентабельностью - по себестоимости. Разумеется, далеко не все застройщики согласятся на такой вариант, однако сильным организациям это позволит продолжить строительный бизнес и получить прибыль на объемах ввода.
При этом проблему нехватки средств в условиях затруднений с использованием денег дольщиков (указ еще не отменен) и дороговизны банковских кредитов можно будет решить лишь путем привлечения внешних инвесторов. Соответственно, потребуется сделать условия ведения строительного бизнеса более простыми и прозрачными. С учетом того, что свободных стройплощадок в Минске совсем немного, речь пойдет об освоении земель частного сектора и уплотнении существующих районов застройки.
Ни для кого не секрет, что отселение семей с участков, подлежащих сносу, становится большой проблемой для застройщиков. Люди желают таким образом улучшить свои жилищные условия, получить за небольшие по площади частные дома отдельные квартиры для всех членов семьи. К примеру, БТИ оценивает компенсацию за подлежащее сносу имущество в $1 млн., а будущие переселенцы требуют предоставить им жилья на $3 млн. Несмотря на существенное увеличение затрат, застройщики часто идут на такой шаг. Однако, согласно законодательству, организация может претендовать в этом случае на компенсацию затрат, понесенных свыше оценки БТИ, со стороны государства - скажем, в виде налоговых вычетов. По информации «БелГазеты», минские власти решили заняться отселением самостоятельно, строго следуя букве закона, и таким образом убить сразу двух зайцев: расчистить площадки под застройку и не выплачивать будущему застройщику никаких компенсаций.
Ст.104 Жилищного кодекса говорит о том, что при сносе частного дома собственнику и членам его семьи предоставляется аналогичное по площади жилое помещение в пределах населенного пункта. Если городские власти станут переселять людей строго по этой статье, на деле это будет означать, что за частный дом площадью 30 кв. м при переселении владелец получит квартиру такой же площади, куда и должен будет переехать со всеми прописанными домочадцами.
Другая проблема при освоении площадок в рамках существующей застройки возникла с принятием решения об общественном обсуждении проектов будущего строительства. Жители получили возможность высказать свое мнение, согласие или отказ, по поводу планов уплотнения районов. Разумеется, мало кто захочет, чтобы во дворе его дома появилась новая высотка. Однако принятые 24 августа изменения (постановление N1094) в постановление Совмина N1736 от 28.12.2006г. позволяют сделать это, невзирая на отсутствие письменного согласия землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов на «размещение земельного участка на их землях и изъятие у них данного участка (его части)».
После этого городские власти фактически получили возможность готовить привлекательные участки под застройку в Минске для выставления их на аукционах с целью определения застройщика. Согласно планам, до конца года предполагается провести более двадцати таких аукционов.
Ольга МИКША
БелГазета
3 сентября 2007