«Объект сдал! — Объект принял!» — такой нормальный диалог между заказчиками и подрядчиками на строительных площадках, особенно в секторе жилья, скорее исключение, чем правило. Сроки, объемы, качество, оплата — вокруг этих позиций в момент приемки работ чаще всего разгораются конфликты, точку в которых нередко ставит лишь судья.
Можно ли избежать разногласий? Как оценить договорные позиции и действия сторон? На каких условиях участники договора вправе отказаться от приемки некачественных работ? Ответить на эти и другие вопросы читателей «Экономической газеты» мы попросили опытного юриста-хозяйственника, директора юридической фирмы ООО «Степановский, Папакуль и партнеры» Александра СТЕПАНОВСКОГО.
ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ заказчик обязан не только принять результаты работ, но и оплатить подрядчику их стоимость. Поэтому первый и главный совет заказчику — принимать активное участие в приемке выполненных строительных работ и надлежащим образом оформлять результаты приемки работ.
Надо прежде всего выяснить, что и насколько качественно сделано подрядчиком по договору. Указание в акте приемки на несоответствие принимаемых работ условиям договора является основанием для полного или частичного освобождения заказчика от их оплаты, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 709 ГК подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от объемов строительства и требований, предусмотренных в проектно-сметной документации и обязательных для сторон строительных нормах и правилах. А согласно п. 44 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила № 1450), некачественно выполненные строительные работы оплате не подлежат, не оплачиваются до устранения дефектов и последующие технологически связанные с ними работы.
Таким образом, заказчик поступит правильно, если в акте приемки подробно укажет на все недостатки принимаемых работ. Специально обращаем внимание на этот момент, т.к. известны неоднократные случаи, когда хозяйственные суды признавали отказ заказчика от подписания акта, составленного подрядчиком, немотивированным по той причине, что в отказе не были подробно изложены выявленные недостатки строительных работ. Акт приемки обязательно должен быть направлен подрядчику для подписания.
Вместе с тем отказ подрядчика от подписания акта приемки не влияет на его юридическую силу. Наличие акта, подписанного заказчиком, свидетельствует о том, что он исполнил свои обязанности по приемке работ. И в случае судебного разбирательства уже подрядчику придется доказывать факт надлежащего качества выполненных работ.
Рассмотрев общие вопросы приемки, перейдем к частным.
НОРМАТИВНЫМИ актами в области строительства установлена обязанность сторон договора подряда по освидетельствованию скрытых работ. В частности, о необходимости освидетельствования указывается в п. 36 Правил № 1450. Кроме этого, СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» устанавливают, что акт освидетельствования скрытых работ должен составляться на завершенный процесс, выполненный самостоятельным подразделением исполнителей. Акты освидетельствования принимаются комиссией в составе подрядчика и заказчика. Без этих актов выполнение последующих работ запрещается.
Главная проблема возникает тогда, когда обнаруживается, что заказчик не привлекался подрядчиком для освидетельствования скрытых работ, соответствующие акты не составлялись. Имеет ли заказчик право в этом случае отказаться от приемки результата работ в целом? Это зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся в ходе приемки, поскольку такое основание для отказа законодательством прямо не предусмотрено. Вместе с тем отсутствие названных актов само по себе не говорит о том, что скрытые работы подрядчиком не производились либо качество их не соответствует договору.
Следовательно, если при приемке объекта обнаруживается, что освидетельствование скрытых работ в установленном порядке не проводилось, то заказчик, будучи по законодательству обязанным осуществить приемку результата работ, вправе потребовать от подрядчика иные доказательства факта выполнения скрытых работ и их надлежащего качества. Речь идет в первую очередь о журнале производства работ, в котором фиксируются результаты операционного контроля, а также о журналах входного контроля продукции и авторского надзора, технологических картах и другой исполнительной документации, ведение которой обязательно для подрядчика.
В случае, когда подрядчик не представляет документацию на скрытые работы, заказчик, на наш взгляд, вправе отказаться от их приемки, а также технологически связанных с ними результатов работ. Основанием для отказа от приемки будет ненадлежащее исполнение подрядчиком обязанности по передаче результата работ. Очевидно, что подрядчик в этом случае обратится в суд с иском о взыскании стоимости работ по договору. При этом ему, разумеется, придется документально подтверждать факт выполнения работ и их надлежащее качество. Вероятно, будет назначена экспертиза. И если суд придет к выводу о надлежащем качестве работ, то заказчику нужно быть готовым к их оплате. Зато правомерный отказ от приемки во всех случаях освобождает заказчика от ответственности перед подрядчиком, в т. ч. от ответственности за пользование чужими денежными средствами.
Следует обратить внимание и на положения п. 5 ст. 708 ГК, согласно которым приемка работ, требующих по своему характеру либо в соответствии с законодательством или договором проведения предварительных испытаний, может осуществляться только при их положительном результате. В противном случае заказчик вправе отказаться от приемки результата работ.
Промежуточная приемка необходима для подтверждения факта готовности принимаемых строительных работ и соответствия их требованиям по качеству. Перечень видов строительных работ, подлежащих промежуточной приемке, указывается в проектной документации. Порядок проведения промежуточной приемки установлен Правилами приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утв. приказом Минстройархитектуры от 30.08.1999 № 255.
ПРАВИЛАМИ предусматривается, что заказчик, получивший сообщение о дате готовности к сдаче вида, этапа или комплекса строительных работ, обязан в согласованный с генподрядчиком срок приступить к их приемке. При этом приемочная комиссия назначается приказом заказчика, в нее включаются представители заказчика (председатель), генподрядчика, подрядчика (субподрядчика), выполнившего сдаваемый вид работы, и представителя авторского надзора проектной организации. В приказе должны быть определены даты начала и окончания работы комиссии.
По результатам проведенных комиссией проверок составляется:
- акт приемки выполненного вида, этапа или комплекса строительных работ установленной формы — в случае положительных результатов; в случае выявления недоделок и дефектов, не препятствующих выполнению последующих работ, комиссия может принять положительное решение с указанием всех отклонений в акте и сроков их устранения;
- если работы не могут быть приняты из-за обнаружения отклонения от проекта или нормативно-технической документации — перечень недоделок и дефектов, требующих устранения, с указанием сроков.
После устранения недоделок и дефектов генподрядчиком составляется об этом справка произвольной формы, после чего заказчик может подписать акт приемки либо повторно назначить для этих целей комиссию.
Следует отметить, что если промежуточная приемка сторонами по каким-либо причинам не осуществлялась, заказчик не вправе отказаться от приемки работ в целом. Во-первых, потому что отсутствие акта промежуточной приемки само по себе не означает, что работы были выполнены некачественно. Кроме того, такой отказ противоречит смыслу и конечной цели договора подряда — передачи заказчику результата выполненных работ.
Экономическая газета, 5 июня 2007