Новый Кодекс о земле - проект, текст и обсуждение

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 12:43 pm

Эволюция на земле

Проект Кодекса о земле ориентирован на устранение скрытого рынка земли

Второй раз за месяц мы заводим разговор о кодексе. Не успели все объяснить читателям о новой редакции Административного, как на передний план уже выходит проект нового кодекса о земле. Если первый прослужил 23 года, то действующий "земельный" намного моложе - 1 января 1999 года рождения.Но необходимость внести в него изменения, уже возникла.

Государство заинтересовано в максимально эффективном использовании основного своего ресурса - земли, но ведь и граждане, пользующиеся земельными участками,не должны пострадать в результате всех преобразований. Проект,например,предполагает перейти к предоставлению земельных участков, как правило, на двух правах: собственности и аренды.Причем больший акцент будет сделан на аренду,поскольку отношения, связанные с собственностью, ограничены, в частности, Конституцией, которая говорит, что "недра, леса, воды и земли сельскохозяйственного назначения"могут быть только в государственной собственности.

А что будет с другими "земельными" правами, которыми сегодня пользуется население?

Что послужило причиной написания нового проекта и что изменится в кодексе (в случае принятия проекта), “НГ” рассказал заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Андрей ГАЕВ.

— Андрей Анатольевич, почему через шесть лет появилась необходимость в изменении земельного законодательства?

— Цена земельного вопроса очень быстро растет, значит, земельные отношения надо совершенствовать. Одной из главных причин появления проекта стала необходимость борьбы со скрытым земельным рынком и вовлечением участков в гражданский оборот.

— В чем сегодня проявляется скрытый земельный рынок?

— Представьте, что одно юридическое лицо получило участок в столице в постоянное пользование и построило на нем любое капитальное строение, например магазин. В это время другое юрлицо получило участок таких же размеров в райцентре и построило точно такой же магазин. Через два года магазины решили продать. Но при этом магазин в Минске будет стоить намного дороже, чем в райцентре. И разница в цене будет не чем иным, как скрытой стоимостью земельного участка.

— И как все же новый кодекс “откроет” скрытый рынок?
— Теперь, как прописано в проекте, при передаче участка в аренду будет взиматься плата за право заключения договора аренды. Если плата за земельный участок изначально не взималась, то юридическое или физическое лицо, желающее продать построенное там здание, должно будет либо оформить участок в собственность (купить), либо получить землю в аренду и оплатить это право. И только после того совершить возмездное отчуждение.

В то же время у этого правила будут социальные исключения: если земельные участки берутся на праве аренды не для коммерческого использования, то плата за заключение договора взиматься не будет. Это касается, например, ведения фермерского хозяйства.

— Вы хотите сказать, что останется лишь два вида прав на землю?

— Я уточню, а то люди побегут переоформляться: сохранятся случаи предоставления, например, права пользования. В частности, для госорганов, для сельхозорганизаций, для товариществ собственников, жилищно-строительных кооперативов и других случаев, когда непосредственное использование земельного участка не связано с его вовлечением в дальнейший гражданский оборот.

Никто не станет лишать и права пожизненного землевладения, которое получено до принятия нового кодекса, — оно будет бессрочно переходить по наследству. Поэтому если родители построили на пожизненно владеемом участке жилой дом и ушли из жизни, то их наследники смогут оформить такое же право пожизненного владения на себя и через 10 лет. Также право на пожизненное владение может быть оформлено на близких родственников через дарение объектов недвижимости на таких участках. И на этом же праве будут предоставляться земельные участки гражданам, проживающим в сельских населенных пунктах.

А юридические лица, которые не смогут получить участки в постоянное пользование, на самом деле должны будут в течение пяти лет приобрести участки в собственность или оформить право аренды.

— Но аренда есть аренда — сегодня такое право существует, а завтра его могут лишить...

— Нет. Проектом кодекса минимальный срок аренды земельных участков для ведения сельского хозяйства увеличивается с пяти до десяти лет.

Да и в целом проект предоставляет больше социальных гарантий землепользователям. Мы, например, неоднократно сталкивались с проблемой оформления прав на земельный участок жителей дома, в котором несколько квартир. Напомню, что по действующему законодательству право на участок таким жителям предоставляется общее, на долевой основе. Получается, что если один хочет оформить свое право (без которого нельзя, например, продать квартиру), а второй не желает или ему лень, то первый остается не у дел. Проект позволяет регистрировать земельный участок для обслуживания квартиры в блокированном жилом доме.

Или еще один пример. Умер человек. Что говорит гражданское законодательство? Наследник должен в течение шести месяцев подать заявление в нотариальную контору, чтобы получить наследство. А дальше никакие сроки не установлены. И получается, что один наследник хочет оформить наследство, а другой не торопится. В проекте написано, что в течение 18 месяцев со дня смерти все наследники должны обратиться за оформлением прав. Это, кстати, выгодно и государству, потому что не будет брошенных и никому не принадлежащих участков.

— Проектом также вводится право собственности на землю для иностранцев. Значит ли это, что рынок земли в Беларуси становится доступным для жителей других государств?

— Не значит. Необходимость новой нормы тоже продиктовала жизнь. Что было делать, когда одним наследником имущества становился гражданин другого государства, а другим — гражданин Беларуси? Это не фантастический сценарий, а типичная ситуация для приграничных районов, например, с Украиной или Россией. По действующим правилам, иностранцы могут получить землю только на праве аренды до 99 лет (чем, кстати, активно пользуются). Из-за этого белорусский наследник тоже не мог получить наследство отца в собственность и должен был, как иностранец, получать участок на праве аренды. Были претензии по этому поводу и со стороны россиян, которые ссылались на равные права по законодательству (по российским законам иностранцы могут получить землю в собственность). В проекте заложено право иностранного гражданина или лица без гражданства получить наследуемый участок в собственность.

— То есть вопрос о продаже земли иностранцам, как в той же России, по-прежнему не рассматривается? И как такая практика соотносится с мировой?

— Мировая практика идет по разному пути. У нас небольшая территория, и мы по-прежнему считаем, что земля наш основной ресурс, поэтому наследство будет единственным основанием получения в Беларуси земельных участков для иностранцев. Продать же эти участки иностранцы могут только белорусам либо оставить по наследству.

— В начале разговора вы сказали, что надо выявлять скрытый рынок — цена земли растет. Дает ли проект повод для роста стоимости участков для населения?

— По действующему кодексу из государственной собственности в частную земельные участки предоставляются по нормативной или льготной цене (кроме того, можно купить участок по договорной цене на вторичном рынке или по результатам аукциона). И плохая особенность нормативной цены наблюдалась в том, что цена была актуальна только на момент ее установления. На деле получалось, что даже в пределах одного района стоимость и качество земельных участков очень сильно отличались: к одному участку подвели газ или воду, а к другому — нет. А по нормативной цене получается, что все платят почти одинаково. Поэтому проектом предусмотрен переход к передаче земельных участков по кадастровой стоимости, что позволяет более объективно учитывать всю ценность земельных участков.

— В результате стоимость земли вырастет или нет?

— В некоторых населенных пунктах земля подешевеет, а в других подорожает. Но цена будет все равно более объективной и приближена к рыночной.

— ...но все равно от нее отставая?

— Да. Кадастровая стоимость утверждается местными исполкомами исходя из оценки организациями нашего комитета. Теоретически она должна оцениваться не реже чем раз в пять лет, но, например, Минский горисполком заинтересован в том, чтобы проводить оценку чаще, потому что стоимость земли растет очень быстро.

— А что касается льгот... Они останутся?

— Да. Предусматривается и сохраняется право нуждающихся в улучшении жилищных условий получать земельные участки по льготной цене (равной пятикратной ставке земельного налога).

Более того, возвращается право, утраченное с 2000 года, приобретать в собственность по льготной цене земельные участки, которые были получены до 1993 года. Действующим кодексом, напомню, было предусмотрено, что те, кто получил участки до 1993 года, могли до 1 января 2000 года подать заявление в исполком, и тогда участок продавался по льготной цене. Но не все, конечно, успели. Были вопросы по этому поводу, и право мы вернули.

— Проект нового кодекса решает все земельные трудности и противоречия?

— По крайней мере, все актуальные вопросы из существующих мы учли. В том числе и международный опыт. “Всплывут” еще дополнительные проблемы — будем решать их по мере поступления. Но если все пойдет по плану, то с 1 января 2008 года мы будем работать и жить по новому кодексу.

Александр ВЛАДЫКО, “НГ”
14 марта 2007г., среда, № 57 (4472)

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проект нового Кодекса о земле Республики Беларусь

Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 12:44 pm

Эволюция на земле

Проект Кодекса о земле ориентирован на устранение скрытого рынка земли

Второй раз за месяц мы заводим разговор о кодексе. Не успели все объяснить читателям о новой редакции Административного, как на передний план уже выходит проект нового кодекса о земле. Если первый прослужил 23 года, то действующий "земельный" намного моложе - 1 января 1999 года рождения.Но необходимость внести в него изменения, уже возникла.

Государство заинтересовано в максимально эффективном использовании основного своего ресурса - земли, но ведь и граждане, пользующиеся земельными участками,не должны пострадать в результате всех преобразований. Проект,например,предполагает перейти к предоставлению земельных участков, как правило, на двух правах: собственности и аренды.Причем больший акцент будет сделан на аренду,поскольку отношения, связанные с собственностью, ограничены, в частности, Конституцией, которая говорит, что "недра, леса, воды и земли сельскохозяйственного назначения"могут быть только в государственной собственности.

А что будет с другими "земельными" правами, которыми сегодня пользуется население?

Что послужило причиной написания нового проекта и что изменится в кодексе (в случае принятия проекта), “НГ” рассказал заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Андрей ГАЕВ.

— Андрей Анатольевич, почему через шесть лет появилась необходимость в изменении земельного законодательства?

— Цена земельного вопроса очень быстро растет, значит, земельные отношения надо совершенствовать. Одной из главных причин появления проекта стала необходимость борьбы со скрытым земельным рынком и вовлечением участков в гражданский оборот.

— В чем сегодня проявляется скрытый земельный рынок?

— Представьте, что одно юридическое лицо получило участок в столице в постоянное пользование и построило на нем любое капитальное строение, например магазин. В это время другое юрлицо получило участок таких же размеров в райцентре и построило точно такой же магазин. Через два года магазины решили продать. Но при этом магазин в Минске будет стоить намного дороже, чем в райцентре. И разница в цене будет не чем иным, как скрытой стоимостью земельного участка.

— И как все же новый кодекс “откроет” скрытый рынок?
— Теперь, как прописано в проекте, при передаче участка в аренду будет взиматься плата за право заключения договора аренды. Если плата за земельный участок изначально не взималась, то юридическое или физическое лицо, желающее продать построенное там здание, должно будет либо оформить участок в собственность (купить), либо получить землю в аренду и оплатить это право. И только после того совершить возмездное отчуждение.

В то же время у этого правила будут социальные исключения: если земельные участки берутся на праве аренды не для коммерческого использования, то плата за заключение договора взиматься не будет. Это касается, например, ведения фермерского хозяйства.

— Вы хотите сказать, что останется лишь два вида прав на землю?

— Я уточню, а то люди побегут переоформляться: сохранятся случаи предоставления, например, права пользования. В частности, для госорганов, для сельхозорганизаций, для товариществ собственников, жилищно-строительных кооперативов и других случаев, когда непосредственное использование земельного участка не связано с его вовлечением в дальнейший гражданский оборот.

Никто не станет лишать и права пожизненного землевладения, которое получено до принятия нового кодекса, — оно будет бессрочно переходить по наследству. Поэтому если родители построили на пожизненно владеемом участке жилой дом и ушли из жизни, то их наследники смогут оформить такое же право пожизненного владения на себя и через 10 лет. Также право на пожизненное владение может быть оформлено на близких родственников через дарение объектов недвижимости на таких участках. И на этом же праве будут предоставляться земельные участки гражданам, проживающим в сельских населенных пунктах.

А юридические лица, которые не смогут получить участки в постоянное пользование, на самом деле должны будут в течение пяти лет приобрести участки в собственность или оформить право аренды.

— Но аренда есть аренда — сегодня такое право существует, а завтра его могут лишить...

— Нет. Проектом кодекса минимальный срок аренды земельных участков для ведения сельского хозяйства увеличивается с пяти до десяти лет.

Да и в целом проект предоставляет больше социальных гарантий землепользователям. Мы, например, неоднократно сталкивались с проблемой оформления прав на земельный участок жителей дома, в котором несколько квартир. Напомню, что по действующему законодательству право на участок таким жителям предоставляется общее, на долевой основе. Получается, что если один хочет оформить свое право (без которого нельзя, например, продать квартиру), а второй не желает или ему лень, то первый остается не у дел. Проект позволяет регистрировать земельный участок для обслуживания квартиры в блокированном жилом доме.

Или еще один пример. Умер человек. Что говорит гражданское законодательство? Наследник должен в течение шести месяцев подать заявление в нотариальную контору, чтобы получить наследство. А дальше никакие сроки не установлены. И получается, что один наследник хочет оформить наследство, а другой не торопится. В проекте написано, что в течение 18 месяцев со дня смерти все наследники должны обратиться за оформлением прав. Это, кстати, выгодно и государству, потому что не будет брошенных и никому не принадлежащих участков.

— Проектом также вводится право собственности на землю для иностранцев. Значит ли это, что рынок земли в Беларуси становится доступным для жителей других государств?

— Не значит. Необходимость новой нормы тоже продиктовала жизнь. Что было делать, когда одним наследником имущества становился гражданин другого государства, а другим — гражданин Беларуси? Это не фантастический сценарий, а типичная ситуация для приграничных районов, например, с Украиной или Россией. По действующим правилам, иностранцы могут получить землю только на праве аренды до 99 лет (чем, кстати, активно пользуются). Из-за этого белорусский наследник тоже не мог получить наследство отца в собственность и должен был, как иностранец, получать участок на праве аренды. Были претензии по этому поводу и со стороны россиян, которые ссылались на равные права по законодательству (по российским законам иностранцы могут получить землю в собственность). В проекте заложено право иностранного гражданина или лица без гражданства получить наследуемый участок в собственность.

— То есть вопрос о продаже земли иностранцам, как в той же России, по-прежнему не рассматривается? И как такая практика соотносится с мировой?

— Мировая практика идет по разному пути. У нас небольшая территория, и мы по-прежнему считаем, что земля наш основной ресурс, поэтому наследство будет единственным основанием получения в Беларуси земельных участков для иностранцев. Продать же эти участки иностранцы могут только белорусам либо оставить по наследству.

— В начале разговора вы сказали, что надо выявлять скрытый рынок — цена земли растет. Дает ли проект повод для роста стоимости участков для населения?

— По действующему кодексу из государственной собственности в частную земельные участки предоставляются по нормативной или льготной цене (кроме того, можно купить участок по договорной цене на вторичном рынке или по результатам аукциона). И плохая особенность нормативной цены наблюдалась в том, что цена была актуальна только на момент ее установления. На деле получалось, что даже в пределах одного района стоимость и качество земельных участков очень сильно отличались: к одному участку подвели газ или воду, а к другому — нет. А по нормативной цене получается, что все платят почти одинаково. Поэтому проектом предусмотрен переход к передаче земельных участков по кадастровой стоимости, что позволяет более объективно учитывать всю ценность земельных участков.

— В результате стоимость земли вырастет или нет?

— В некоторых населенных пунктах земля подешевеет, а в других подорожает. Но цена будет все равно более объективной и приближена к рыночной.

— ...но все равно от нее отставая?

— Да. Кадастровая стоимость утверждается местными исполкомами исходя из оценки организациями нашего комитета. Теоретически она должна оцениваться не реже чем раз в пять лет, но, например, Минский горисполком заинтересован в том, чтобы проводить оценку чаще, потому что стоимость земли растет очень быстро.

— А что касается льгот... Они останутся?

— Да. Предусматривается и сохраняется право нуждающихся в улучшении жилищных условий получать земельные участки по льготной цене (равной пятикратной ставке земельного налога).

Более того, возвращается право, утраченное с 2000 года, приобретать в собственность по льготной цене земельные участки, которые были получены до 1993 года. Действующим кодексом, напомню, было предусмотрено, что те, кто получил участки до 1993 года, могли до 1 января 2000 года подать заявление в исполком, и тогда участок продавался по льготной цене. Но не все, конечно, успели. Были вопросы по этому поводу, и право мы вернули.

— Проект нового кодекса решает все земельные трудности и противоречия?

— По крайней мере, все актуальные вопросы из существующих мы учли. В том числе и международный опыт. “Всплывут” еще дополнительные проблемы — будем решать их по мере поступления. Но если все пойдет по плану, то с 1 января 2008 года мы будем работать и жить по новому кодексу.

Александр ВЛАДЫКО, “НГ”
14 марта 2007г., среда, № 57 (4472)

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проект Кодекса Республики Беларусь о земле

Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 12:45 pm

Андрэй ГАЕЎ: «Новы Кодэкс павiнен лiквiдаваць дзеянне ўтоенага зямельнага рынку»

Зараз парламентам краiны рыхтуецца да разгляду ў другiм чытаннi праект новай рэдакцыi Кодэкса аб зямлi.

Як паведамiў журналiстам намеснiк старшынi Дзяржаўнага камiтэта па маёмасцi Рэспублiкi Беларусь Андрэй Гаеў, дадзены праект найперш накiраваны на далучэнне зямельных участкаў i маёмасных правоў на iх у грамадзянскi абарот, каб такiм чынам лiквiдаваць з’явы ўтоенага зямельнага рынку, а з iншага боку — захаваць сацыяльную накiраванасць развiцця зямельных адносiнаў у краiне.

Што ўяўляе сабой утоены зямельны рынак? Так, калi параўноўваць будынак, якi знаходзiцца ў сталiцы на пэўным зямельным участку, што быў дадзены для абслугоўвання будынка ў пастаяннае карыстанне, i падобны будынак у любым раённым цэнтры, то... Пры продажы такога аб’екта ў Мiнску сталiчны будынак будзе каштаваць значна даражэй, чым аналагiчная пабудова з перыферыйнай прапiскай. Атрымлiваецца, што ў цану будынкаў, якiя разглядаюцца, уваходзiць у невыяўнай форме таксама i кошт яго месцазнаходжання, што рэальна адпавядае кошту зямельнага ўчастка.

Таму, каб лiквiдаваць з’явы ўтоенага зямельнага рынку, у праекце новай рэдакцыi Кодэкса аб зямлi прапаноўваецца перайсцi да прадастаўлення зямельных участкаў толькi, як правiла, на двух правах — на праве ўласнасцi i праве арэнды. Аднак зямельныя ўчасткi будуць прадастаўляцца i па iншаму механiзму. Пажыццёвае валоданне зямельнымi ўчасткамi з правам перадачы ў спадчыну захаваецца за ўсiмi асобамi, якiя атрымалi гэта права да прыняцця Кодэкса, i будзе пераходзiць у спадчыну, а таксама пры дарэннi жылых дамоў, дач i садовых домiкаў. Паводле новай рэдакцыi, плануецца захаваць права на атрыманне зямельных участкаў у пастаяннае карыстанне грамадзянамi краiны для вядзення сялянскай (фермерскай) гаспадаркi, а таксама жыхарам сельскай мясцовасцi для будаўнiцтва i абслугоўвання жылых дамоў.

Праектам прадугледжваецца прадастаўляць у часовае карыстанне зямельныя ўчасткi для мэтаў агароднiцтва, касьбы i выпасу сельскагаспадарчых жывёл, асобным катэгорыям грамадзян — для будаўнiцтва i абслугоўвання часовых iндывiдуальных гаражоў.

Андрэй Гаеў заўважыў, што з пачатку гэтага года нарматыўныя цэны на зямельныя ўчасткi пры набыццi фiзiчнымi асобамi зямлi ва ўласнасць ужо не дзейнiчаюць. Згодна з праектам новага Кодэкса аб зямлi, зямельныя ўчасткi прапаноўваецца выкупляць ва ўласнасць толькi па кадастравай цане, якая галоўным чынам звязана з месцазнаходжаннем i наяўнасцю развiтай iнфраструктуры. Такая кадастравая цана больш наблiжаецца да рынкавага кошту. Разам з тым трэба адзначыць, што ў праекце прапаноўваецца захаваць iльготную цану зямельных участкаў для грамадзян, якiя маюць патрэбу ў паляпшэннi жыллёвых умоў, i грамадзянам, якiя атрымалi зямельныя ўчасткi ў карыстанне да 16 чэрвеня 1993 года. Iльготная цана зямельных участкаў у гэтых выпадках адпавядае пяцiразовай стаўцы зямельнага падатку.

Трэба заўважыць, што стаўкi зямельнага падатку ў гарадах з цягам часу будуць залежыць ад рэальнага кошту зямельных участкаў. Начальнiк упраўлення ўлiку зямель i ацэнкi нерухомасцi Дзяржаўнага камiтэта па маёмасцi Беларусi Аляксандр Далжанкоў паведамiў журналiстам, што стаўкi зямельнага падатку ў населеных пунктах Беларусi будуць «прывязаны» да кадастравага кошту зямельных участкаў ужо з 2011 года. Паводле слоў спецыялiста, такое рашэнне было прынята працоўнай групай па ўдасканаленню падатковага заканадаўства пры Савеце Мiнiстраў краiны, якую ўзначалiў вiцэ-прэм’ер урада Андрэй Кабякоў.

Аляксандр Далжанкоў адзначыў, што сёння Нацыянальнае кадастравае агенцтва ажыццяўляе пераацэнку кадастравага кошту зямлi ў сталiцы. Ацэнку кадастравага кошту зямлi ў Мiнску спецыялiсты ажыццяўлялi ў пачатку 2003 года, а за апошнi час зямля ў сталiцы iстотна падаражэла. Дадзеную пераацэнку зямель плануецца завяршыць ужо ў сярэдзiне гэтага года.


Сяргей КУРКАЧ

Звязда ад 05.04.2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проект Кодекса Республики Беларусь о земле

Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 12:50 pm

Земля до востребования

В Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь идет подготовка к рассмотрению во втором чтении нового земельного кодекса. В чем его особенность? Кто лучший собственник: частник или государство? Какая связь между выкупом арендного права и ипотекой? На эти и другие вопросы “НГ” отвечает председатель Постоянной комиссии по аграрным вопросам Палаты представителей Михаил Русый.

Изображение


— Михаил Иванович, почему, на ваш взгляд, бытует мнение, что частная собственность чуть ли не панацея от всех бед?

— Проедьте по нашим деревням и посмотрите: почти у всех приусадебные участки в собственности, а ухожены они по-разному. У одного заборчик, сад, грядки — загляденье, а у других все быльем поросло.

— Это личностный уровень проблемы. Но есть и другая сложность. Земля в целом в Беларуси не очень плодородная. И нужны серьезные финансовые вложения, чтобы получить от нее отдачу. Под силу ли это частнику?[b]

— В Орловской области, где чернозем, крупные агропредприятия не спешат становиться собственниками земли. Я спросил там у руководителей: “Почему?” И услышал: “А зачем? Выгоднее взять на 100 лет в аренду”.

[b]— А у нас на сколько лет дают?


— На 99.

— Что будет, если раздать всем, к примеру, по гектару сельхозугодий?

— Будет крах производства. Какую технологию можно применить на этой площади? Лошадь, примитивную сеялку. А дальше — как собрать урожай, как его продать?.. Некоторые страны уже пытались идти таким путем. Но этот путь тупиковый. Зачем нам повторять чужие ошибки? Даже в ходе столыпинской реформы общинные земли оставались неприкосновенными. Раздавались же наделы незанятые, так называемые отруба. И если человек брался за их возделывание, ему оказывалась поддержка. То есть во все времена и всюду свято блюлось то ядро, которое составляет основу продовольственной безопасности любого государства. У нас это — крупные рентабельные хозяйства.

— Но есть и убыточные?

— Да, в прошлом году в некоторых из них урожайность была менее 10 центнеров с гектара. Есть там хозяин? Нет. Но он нужен. И нужен с частными инвестициями. Глава государства принял очень хорошее решение о передаче в собственность убыточных имущественных комплексов за 20 процентов балансовой стоимости. Более 400 хозяйств уже переданы. И еще 200—300 можно передавать.

— Сколько у нас фермеров?

— Около трех тысяч.

— Сложно ли им получить земельные наделы?

— Указом главы государства весь процесс — от подачи заявления до принятия окончательного решения — расписан по дням. Если будут нарушены эти сроки, чиновник понесет ответственность. Здесь все преграды сняты. Но есть проблема с людьми, которые хотели бы на этих гектарах и сотках работать.

— Много ли у нас ничейной, запущенной пашни?

— Такой нет. Другое дело — эффективность ее использования. Поэтому в госпрограмме возрождения села предусмотрен комплекс мер по выводу всех хозяйств на самоокупаемость. Земли в Беларуси детально проинвентаризованы. Там, где они имеют низкий балл, разумнее, конечно, садить лес. Лет через 40 это будет ценнейший капитал.

— На каком уровне находится наша агроотрасль в сравнении с другими странами?

— В Европе мы крепкий середняк и одни из лидеров в СНГ. Мы обеспечиваем полностью свою продовольственную безопасность. А в прошлом году экспортировали сельхозпродукции на один миллиард 300 миллионов долларов. Мы уже столкнулись с перепроизводством. И надо искать новые рынки сбыта.

— Но есть ли в глобальном пространстве место для Беларуси?

— Есть, но надо работать и бороться. Если бы была чистая конкуренция, то мы бы чувствовали себя спокойнее. Однако большинство государств вводит квоты на ввозимую продукцию. Все защищают и поддерживают своих производителей. Потому что это рабочие места и налоги. Впрочем, квоты квотами, но нам надо учиться торговать.

— Кому у нас оказывается господдержка?

— В Конституции прописаны равные права для субъектов хозяйствования всех форм собственности. Если принято решение дотировать производство говядины, то оно распространяется на всех сдатчиков. Если на это выделяется льготный кредит, то он выделяется для всех производителей.

— Велики ли в Беларуси госдотации?

— Они самые большие в СНГ. 120—130 долларов на гектар.

— В нынешнем году они останутся такими же?

— Как и прежде, в достаточном объеме будут выделены финансы на удешевление минеральных удобрений, техники, на перевооружение молочно-товарных ферм, модернизацию сушильных комплексов.

— Стратегическое направление на развитие крупных хозяйств сохранится?

— Да.

— Массовой передачи сельхозугодий в частные руки не намечается?

— Нет. Более 10 лет у нас действует закон о частной собственности на землю, в котором все детально расписано. Для дачного строительства гражданин имеет право приобрести до 10 соток, для строительства и обслуживания жилого дома на селе — до 25 соток, в городе — до 15 соток. Дано право приобрести в собственность гектар земли для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, в соответствии с международными нормами у нас принято решение о продаже земельных участков для дипломатических миссий, представительств. И третье направление — у нас по решению Президента могут продаваться в собственность участки под отдельные инвестиционные проекты. Я считаю, что мы к нашему главному природному достоянию подходим взвешенно и разумно.

— Но теневой-то рынок существует. Что здесь можно сделать?

— Сейчас ситуация выглядит так. Землепользователь юридически не может производить переуступку своего права на земельный участок, сдавать его в аренду, осуществлять залог права на него. Тем не менее это сплошь и рядом делается. Например, при продаже здания или сооружения в его цену скрыто входит и цена за сотки, на которых оно расположено. То же самое происходит и при сдаче в аренду капитальных строений. Государство при этом ни налогов, ни другой выгоды не получает. В готовящемся кодексе предлагается ввести принцип взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков, как это делается, например, в Китае, Польше. Вместе с тем предусматриваются случаи предоставления участков в аренду без взимания платы: государственным органам, юридическим лицам для строительства и обслуживания госнедвижимости, сельхозорганизациям, в том числе фермерским для ведения сельского хозяйства, научным и государственным лесохозяйственным учреждениям. Кстати, в законопроекте устанавливается минимальный срок аренды — 10 лет (вместо нынешних 5 лет).

— Сколько форм собственности останется?

— У нас много было споров по такой форме, как пожизненно наследуемое владение. Земля государственная, но гражданин ее может передавать по наследству. Есть стимул содержать ее в надлежащем виде. В ходе обсуждения нового кодекса был предложен вариант перехода на два вида собственности: частную и государственную, предусмотрев передачу земель в постоянное пользование и право выкупа аренды. Но, изучив все мнения, мы пришли к выводу, что, по-видимому, надо оставлять нынешние пять видов пользования, включая и пожизненное наследование, которое, однако, будет распространяться только на земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и обслуживания дома для жителей сельской местности. Впрочем, напомню, все это пока находится в стадии обсуждения.

— А что значит “выкуп арендного права”?

— Это абсолютно новое положение. Суть его в том, что если человек взял участок в аренду, начал строительство, хозяйствование и ему необходим кредит, законодательство позволяет ему использовать его право аренды в качестве залога. Эта норма является шагом к развитию ипотеки.
— Как будет устанавливаться цена на землю?

— Предусматривается возможность, а в ряде случаев и необходимость проведения аукционов. Кто-то, например, хочет построить заправку. На торги выставляется участок. Кто его берет, тот и выкупает право аренды. Другой случай. Человек нуждается в улучшении жилищных условий и полон энергии построить дом сам — ему сотки выделяются по льготной цене. А кто не нуждается, но горит желанием иметь коттедж, тот заплатит по итогам аукциона. Первоначальная цена — кадастровая стоимость. Подобные меры позволят получить дополнительные средства в бюджет.

— Смогут ли иностранцы стать у нас частными землевладельцами?

— Проектом кодекса разрешается наследовать земельные участки, предоставленные в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, гражданам Беларуси и иностранцам. Это будет единственным основанием получения у нас земучастков в собственность, пожизненное наследуемое владение иностранными гражданами и лицами без гражданства. Правда, они смогут передавать свою собственность только по наследству, отчуждать ее будет возможно лишь гражданам Республики Беларусь либо местным исполнительным и распорядительным органам.

— Из-за наследства нынче много споров и гражданских исков. Порой это случается, когда один из новых хозяев желает в законном порядке оформить все документы, а другой это сделать не спешит. Можно ли разрешить эту коллизию более простыми способами?

— Да, в законопроекте установлен предельный срок для оформления документов — не позднее 18 месяцев со дня открытия наследства. Если гражданин не оформит все за это время, то может запускаться процедура изъятия земли в пользу государства.

— Когда будет принят новый кодекс?

— Сейчас он готовится ко второму чтению. Проект Кодекса о земле — это эволюционное развитие земельных отношений в Беларуси. Они должны быть прозрачными и регулироваться рыночными механизмами и строгими правилами. Земля — это богатство, которое дано людям от Бога. И это богатство должно приносить пользу всему обществу.


Виктор ЛЕЩЕНКО
Народная газета
13 февраля 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проект Кодекса Республики Беларусь о земле

Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 12:51 pm

Только собственность или аренда. Третьего не предусмотрено

21 мая Постоянная комиссия по аграрным вопросам Палаты представителей рассмотрела проект Кодекса о земле. 7 июня проект будет рассмотрен нижней палатой парламента. Пока проект проходит довольно гладко, поэтому ожидается, что в силу новый кодекс вступит уже 1 января 2008 года. Еще раз напомним об основных изменениях, которые содержит проект.

В целях устранения скрытого земельного рынка предусматривается переход от пяти типов прав к двум — праву собственности и праву аренды. Право пожизненного наследуемого владения будет сохранено для тех, кому оно было предоставлено до принятия кодекса, а также еще в некоторых случаях (в случае наследования участка, ведения фермерского хозяйства...).

В проекте предусматривается возможность проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность.

Появляется возможность предоставления земельных участков для обслуживания каждой квартиры в блокированном жилом доме.

Устанавливает 18-месячный срок со дня открытия наследства для обращения в соответствующие организации за оформлением прав.
Единственное основание для иностранцев получить земельный участок в собственность — получить его по наследству.

Проект конкретизирует, что земельный участок предоставляется для строительства только одноквартирных или блокированных домов, но не многоэтажек.

Предоставление участков в частную собственность будет производиться по кадастровой оценке (нуждающиеся в улучшении жилищных условий и получившие участок до 16.06.1993г. смогут купить землю по льготной цене).


Александр ВЛАДЫКО
Независимая газета
22 мая 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проект Кодекса Республики Беларусь о земле

Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 12:54 pm

В пользу легального рынка

В Палате представителей Национального собрания находится проект Кодекса Беларуси о земле, который депутаты готовят к рассмотрению во втором чтении на весенней сессии. Акцент сделан на внедрении экономических методов регулирования земельных отношений. О новых подходах в совершенствовании земельного законодательства корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии нижней палаты белорусского парламента по аграрным вопросам Михаил Русый.

Нормы законопроекта должны позволить вывести земельный рынок из теневого оборота. Дело в том, что Республика Беларусь стала сегодня неэффективным земельным собственником, который не знает стоимости своего основного актива. Получается, что при переходе права собственности на строение переносится право пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором оно находится. Таким образом, каждая продажа здания сопровождается передачей права пользования или пожизненного наследуемого владения на землю. При этом в цену сооружения скрыто входит и стоимость участка.

Для устранения скрытого земельного рынка планируется перейти в основном к двум типам прав на землю: собственности и аренды. Сейчас их пять — пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование, аренда, частная собственность.

В то же время в проекте Кодекса предусмотрено предоставление земель в постоянное пользование для строительства и обслуживания объектов недвижимости, находящейся в госсобственности, юридическим лицам для ведения сельского хозяйства, жилищно-строительным кооперативам.

Участки на праве пожизненного наследуемого владения будут предоставляться только гражданам Беларуси, проживающим в сельской местности, для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, а также в случае перехода участка по наследству. Для тех, кто получил право пожизненного наследуемого владения ранее, до момента вступления проекта в силу, оно будет сохранено.

Предлагается ввести принцип взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков. Аналогичный подход закреплен в законодательствах многих зарубежных стран — Китая, Польши, в некоторых регионах России. Вместе с тем определены случаи передачи участков в аренду без взимания такой платы: госорганам, юридическим лицам для строительства и обслуживания государственной недвижимости, сельхозорганизациям, в том числе фермерским, для ведения сельского хозяйства, научным и государственным лесохозяйственным учреждениям.

Кроме того, в проекте Кодекса предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам для строительства только одноквартирных жилых домов, что позволит исключить имеющие место случаи возведения вместо них многоэтажек, изначально строящихся для перепродажи квартир.

Усиливаются гарантии защиты прав арендатора. Например, устанавливается, что минимальный срок аренды земельных участков для ведения сельского хозяйства — 10 лет, сегодня он составляет 5 лет. Уменьшить этот срок можно только с согласия арендатора.
Разработанный проект земельного кодекса позволяет осуществлять выкуп арендного права. Это абсолютно новая норма. Выкупив арендное право, можно закладывать земельный участок при получении кредита в банке. По мнению Михаила Русого, данная мера является шагом к развитию ипотеки.

Согласно новой редакции документа иностранцам разрешается наследовать участки, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан Беларуси. Это будет единственным основанием получения ими в Республике Беларусь земельных участков в собственность. Они смогут передавать такие участки по наследству, однако отчуждать их будет возможно только гражданам Беларуси, либо местным исполнительным и распорядительным органам.

В законопроекте также установлен предельный срок для оформления документов на земельный участок при его наследовании — не позднее 18 месяцев со дня открытия наследства. Если гражданин не оформит документы за это время, то может запускаться процедура изъятия земли в пользу государства.

Наталья ИЛЬИЧЕВА, БЕЛТА
Народная газета
5 января 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проект Кодекса Республики Беларусь о земле

Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 12:57 pm

На земельном рынке грядут перемены

Завершается работа над проектом нового Кодекса о земле, который депутаты планируют рассмотреть во втором чтении в ходе весенней сессии. Предполагается, что документ вступит в силу через год после официального опубликования. «ЭГ» попросила председателя постоянной комиссии Палаты представителей по аграрным вопросам Михаила РУСОГО рассказать, каких новшеств в связи с этим следует ожидать белорусам в 2008 г.

— Прежде всего отмечу, что нормы этого документа направлены в первую очередь на обеспечение эффективного использования и охраны земель, на вывод земельного рынка из «тени» и вовлечения участков в легальный оборот.

Что касается вопросов владения и пользования землей, то здесь кардинальных изменений не произойдет. Согласно проекту Кодекса собственность на землю и земельные участки может быть государственной и частной. Не подлежат переходу в частную собственность земли сельскохозяйственного назначения, лесного и государственного водного фондов, природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения, земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями, местами общего пользования. В частную собственность не могут перейти земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого государственного имущества.

Те, кто ранее получил земельные участки в собственность или на праве пожизненного наследуемого владения, будут ими пользоваться на прежних основаниях. А после вступления в силу нового Кодекса участки на праве пожизненного наследуемого владения будут предоставляться гражданам РБ, проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной квартиры в блокированном доме, ведения подсобного хозяйства, а также в случае перехода участка по наследству.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств, которые по ныне действующему законодательству получают землю в аренду или пожизненное наследуемое владение, то теперь они смогут брать ее еще и в постоянное пользование. Согласно законопроекту земельные участки в постоянное пользование выделяются также для строительства или обслуживания объектов недвижимости, находящихся в госсобственности; сельскохозяйственным организациям, иным юридическим лицам — для ведения сельского хозяйства; а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников, дачным кооперативам…

Усиливаются гарантии защиты прав арендатора. Например, минимальный срок аренды земельных участков для ведения сельского хозяйства увеличивается до 10 лет (сегодня — до 5 лет). Причем уменьшить его можно только с согласия арендатора. Срок аренды участков для строительства и обслуживания капитальных сооружений согласно проекту должен быть не меньше срока эксплуатации этих сооружений и не более 99 лет.

Предлагается ввести принцип взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков. Такая практика существует, например, в Китае, Польше, в некоторых регионах России. Вместе с тем дается перечень случаев предоставления земли в аренду бесплатно: госорганизациям и юрлицам — для строительства и обслуживания объектов недвижимого госимущества, для строительства социального жилья; сельхозорганизациям, в том числе фермерским хозяйствам, — для ведения сельского хозяйства; научным и учебным организациям — для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства и т. п.

Со вступлением Кодекса в силу появится возможность осуществлять выкуп арендного права, после чего земельный участок можно будет использовать в качестве залога при получении банковского кредита. Введение такой нормы — это шаг к развитию ипотеки.

В проекте документа также закрепляется аукцион как способ определения цены участков в столице, крупных городах и прилегающей к ним местности. В связи с чем стоимость пользующихся высоким спросом участков может увеличиться в десятки раз. Практика проведения аукционов уже нарабатывается с мая 2006 г.

Гражданам республики участки в частную собственность будут предоставляться по кадастровой стоимости, что позволит более объективно учитывать качество земель по сравнению с нормативной ценой, которая предусмотрена действующим сегодня законодательством. Вместе с тем сохраняется возможность приобретения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, участков в частную собственность по льготной цене.

Еще одно новшество: четко оговорено право на собственность в том случае, если наследники земельных участков имеют гражданство другого государства. Согласно проекту Кодекса иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешается наследовать участки, которые находятся в частной собственности и пожизненном наследуемом владении граждан Беларуси. Кроме того, они сами смогут завещать такие участки своим наследникам, но продать или подарить их смогут только гражданам Беларуси либо местным исполнительным и распорядительным органам.

Как показала практика, сегодня нередко возникают проблемы с оформлением по наследству прав на землю, когда один из наследников не желает, причем иногда умышленно, получать документ на участок. Поэтому в проекте нового Кодекса устанавливается предельный срок для оформления документов в таких случаях — не позднее 18 месяцев со дня открытия наследства. Если гражданин за это время не оформит документы, то может запускаться процедура изъятия земли в пользу государства.

Строго регламентируются сроки рассмотрения заявлений о выделении земельных участков: райисполком или сельский совет обязаны дать ответ в течение месяца.

Для строительства и обслуживания жилого дома будет выделяться до 25 соток, для ведения личного подсобного хозяйства — до 3 га (сегодня — до 1 га), для дачного строительства — до 15 соток. Иностранным представительствам и гражданам участки могут предоставляться только по решению главы государства.

Все эти нормы начнут действовать лишь со вступлением нового Кодекса в силу. А пока что все вопросы должны решаться в соответствии с ныне действующим законодательством.

Анна РАДЮК
Национальная экономическая газета
Выпуск газеты №24(1043) от 30.03.2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проект Кодекса Республики Беларусь о земле

Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 12:59 pm

НОВШЕСТВА В ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

После принятия нового проекта Кодекса о земле землепользователям, за исключением некоторых категорий, предстоит оформить участки в аренду или собственность. Об этих и других предстоящих нововведениях рассказал журналистам 4 апреля в Общественном пресс-центре Дома прессы заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев.

В последнее время Президент Беларуси и Правительство акцентируют внимание на внедрении экономических методов регулирования земельных отношений. Эта же проблема неоднократно поднималась Комитетом государственного контроля и постоянным комитетом при Консультационном совете по иностранным инвестициям при Совете Министров РБ. И все это не случайно.

Как отмечается в обосновании необходимости принятия проекта новой редакции Кодекса о земле, формирование рыночных земельных отношений обусловлено многими причинами. Основная заключается в том, что Беларусь стала неэффективным земельным собственником, который не знает стоимости своего основного актива - земельных участков, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Инвестируя огромные средства в улучшение земель и, следовательно, повышая их реальную стоимость, государство не может их вернуть.
Кроме того, действующая в стране структура прав на земельные участки дает предпосылки к существованию скрытого рынка земельных участков. Землепользователь, землевладелец, получивший право на земельный участок путем административного предоставления, не может производить переуступку этого права, сдавать земельный участок в аренду, осуществлять залог права на участок. Тем не менее, он делает это в скрытой форме и вполне законно - на основании статьи 55 действующего Кодекса о земле, статьи 267 Гражданского кодекса (ГК). Эти статьи предусматривают при переходе права собственности на строение или сооружение переход права пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Таким образом, каждая продажа здания, сооружения сопровождается автоматической передачей права пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком как принадлежности здания или сооружения. При этом в цену здания или сооружения скрыто входит цена права на земельный участок. Точно также в скрытой форме происходит и аренда земельного участка при сдаче в аренду капитальных строений. Элементами этого рынка являются скрытая продажа прав на земельные участки и скрытый залог земельных участков государственной формы собственности.

Для решения этой проблемы предлагается расширить возможности для вовлечения в гражданский оборот права собственности и права аренды земельных участков.

Отмечается также, что право пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками, согласно действующему земельному законодательству, являются неотчуждаемыми и необоротоспособными (нельзя производить переуступку этих прав, за исключением перехода права пожизненного наследуемого владения по наследству), поэтому ввести их в гражданский оборот нельзя. В этой связи разработчики законопроекта полагают, что стратегией государства должна стать эволюция структуры прав на земельные участки от пяти типов (собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное пользование, временное пользование, аренда) к двум - праву собственности и праву аренды.

Еще один недостаток действующего законодательства стоит в том, что вовлечение в гражданский оборот права собственности ограничивается конституционными нормами. Так, согласно части шестой статьи 13 Конституции РБ земли сельскохозяйственного назначения (45% земельного фонда) в собственность не передаются. Еще 41% земельного фонда - это земли лесного и водного фонда, земли, предоставленные для нужд обороны, земли иного назначения, которые также не подлежат передаче в собственность. Таким образом, существующее законодательство позволяет участвовать в гражданском обороте лишь 14% земель. Поэтому в отношении земель выше перечисленных категорий, которые могут находиться только в государственной собственности, на современном этапе возможен лишь один путь, не противоречащий конституционным основам, - введение в гражданский оборот права аренды.

В то же время, как отмечается в обосновании, согласно белорусскому законодательству право аренды земельных участков носит двойственную природу. С одной стороны, в соответствии с разделом IV ГК оно является обязательственным, а с другой стороны, вещным правом, поскольку отнесено Кодексом о земле и ГК (статья 262) к одному из видов прав на земельные участки.

Имущественные права, согласно статье 128 ГК, отнесены к объектам гражданских прав, которые, как установлено статьей 129 ГК, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Оборотоспособность права аренды земельных участков установлена некоторыми статьями ГК. Так, пунктом 3 статьи 321 закреплена обязательность одновременной ипотеки здания или сооружения и принадлежащего залогодателю права аренды земельного участка, на котором они находятся, или соответствующей части этого участка. А пункт 2 статьи 586 разрешает арендатору с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено законодательством. Подобная норма содержится, например, в Земельном кодексе РФ (пункт 5 статьи 22), однако на совершение таких действий требуется не согласие арендодателя, а его уведомление.

Кроме того, пункт 2 статьи 588 ГК разрешает переход прав и обязанностей по договору аренды к наследнику в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, если законодательством или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случаев, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора. Возможность совершения юридически значимых действий с правом аренды допускается и некоторыми подзаконными актами. По данному вопросу имеется и положительное заключение Главного государственно-правового управления Администрации Президента РБ.

Что касается устранения скрытого земельного рынка, то для этого, по мнению разработчиков законопроекта, необходимо не просто перейти к предоставлению земельных участков, как правило, на праве собственности и праве аренды. Следует ввести принцип взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков, как это сделано в законодательстве зарубежных государств, например таких, как Китай, Польша, а с 1992 года – и в Москве, регионах РФ, а также предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 года № 58 «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков».

Вместе с тем, как сообщил Андрей Гаев, в проекте Кодекса о земле предлагается установить случаи предоставления земельных участков в аренду без взимания такой платы. На таких условиях, в частности, предусматривается предоставлять участки государственным органам и иным госорганизациям; юридическим лицам - для строительства и (или) обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в госсобственности; сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным юридическим лицам - для ведения сельского хозяйства; научным организациям, учреждениям образования - для исследовательских и учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям городских исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, - для ведения лесного хозяйства; юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - для строительства культовых строений и мест погребения. Такой же порядок предлагается установить для юридических лиц, граждан или индивидуальных предпринимателей, если по условиям отвода земельного участка требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого, а также для юридических и физических лиц, получивших разрешение на проведение проектно-изыскательских работ до 2 мая 2006 года, если проведение аукционов на право предоставления участков в аренду не предусмотрено иными актами законодательства).

Кроме того, в проекте Кодекса о земле, по словам А. Гаева, усиливаются гарантии защиты прав арендатора по сравнению с действующим законодательством. Так, например, устанавливается, что срок аренды земельных участков для ведения сельского хозяйства не может быть менее 10 лет (согласно действующему Кодексу о земле - 5 лет), если иное не установлено договорами аренды земельных участков. Срок аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых для целей, связанных со строительством и обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не установлено законодательством или договорами аренды земельных участков.

В то же время осуществление сделок с правом аренды земельного участка, за право заключения договора аренды которого плата не взималась, сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на таких земельных участках, а также на земельных участках, предоставленных на праве пользования, пожизненного наследуемого владения, за исключением передачи таких объектов недвижимого имущества по наследству и договорам дарения близким родственникам, должно осуществляться только после внесения платы за право заключения договора аренды или приобретения земельного участка в собственность в установленном порядке.

В целом, по мнению разработчиков законопроекта, принятие нового кодекса позволит усовершенствовать земельные отношения в Беларуси, сохранив социальную направленность их развития, обеспечить эффективное использование и охрану земель, защиту прав землепользователей, устранить скрытый рынок земельных участков, образовать новый источник поступления средств в бюджет и увеличить потенциал инвестиций за счет возможности заключения договоров аренды земельных участков на аукционах, а также за счет возможности совершения сделок с правом аренды земельных участков.

Марина СИРОТКО.
Недвижимость Белоруссии,
9 апреля 2007
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Сб дек 20, 2008 12:28 pm, всего редактировалось 1 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Проект Кодекса Республики Беларусь о земле

Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 1:01 pm

СДЕЛКИ С ЗЕМЛЕЙ И ПРАВАМИ НА ЗЕМЛЮ ПО НОВЫМИ ПРАВИЛАМ

Согласно проекту новой редакции Кодекса о земле, который планируется принять в первом чтении на весенней парламентской сессии, при продаже дома (другого здания) не нужно будет согласовывать с местными властями переход права на земельный участок, если этот участок находится не в частной собственности домовладельца-землепользователя.

По словам заместителя председателя Государственного комитета по имуществу Андрея Гаева, некоторые действующие нормы земельного законодательства, которые частично ограничивают права землевладельца по распоряжению земельным участками, перенесены в проект нового Кодекса о земле, а некоторые исключены.

Так, например, никаких изменений не предусматривается в части отчуждения земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц. Напомним, что сегодняшнее законодательство позволяет юридическим лицам получать в собственность земельные участки в двух случаях – при приватизации объектов государственной собственности и при осуществлении инвестиционных проектов. Эта же норма сохраняется и в новой редакции Кодекса о земле. При этом, как заметил А. Гаев, «ни одно юридическое лицо в собственности земельных участков, расположенных на территории Беларусь, не имеет».

Специалисты проанализировали, почему такое происходит, и вот какой сделали вывод. По действующему законодательству юридическим лицам, чтобы получить участок в пользование, достаточно приобрести готовое здание, которое на этом участке находится, либо построить на участке новый объект. Соответственно, при передаче строения новому хозяину последнему автоматически переходит право пользования (аренды) и земельным участком. Это, по мнению А. Гаева, для юридических лиц выгоднее, чем приобретать участок в собственность.

При этом, на реплику журналиста, что возможно нежелание связываться с собственностью обусловлено необходимостью согласовывать перепродажу участка с местными органами власти, А. Гаев ответил, что по законодательству согласие госорганов на отчуждение участка не требуется. И проектом земельного кодекса такое требование не предусматривается. По словам А. Гаева, сегодня собственник земельного участка, независимо от того, гражданин он или юридическое лицо, по своему усмотрению будет распоряжаться земельным участком без получения согласия каких-либо госорганов. Единственное требование - при продаже не должно меняться целевое назначение участка. Если же есть необходимость изменить целевое назначение участка, то тогда потребуется согласие госоргана, которым участок выделялся изначально.

Еще одно ограничение касается круга лиц, которым собственник участка может его продать. В частности, юридическое лицо может продать участок другому юридическому лицу или гражданину Республики Беларусь. Гражданин может продать только гражданину РБ либо местному исполкому. Однако если исходить из того, что по законодательству земельный участок в собственность юридическому лицу может предоставляться (продаваться) только при двух условиях – при приватизации объекта госсобственности и для реализации инвестиционного проекта, то можно сделать вывод, что все не так однозначно. Простой пример. Допустим, юридическое лицо приобрело в собственность земельный участок для реализации инвестиционного проекта – к примеру, бизнес-центра. Построив его, то есть завершив реализацию инвестпроекта, юрлицо решило продать здание и земельный участок. Приватизация в данном случае исключается, потому что объект уже находится в частной собственности, а инвестиционный проект уже реализован. Следовательно, сделка купли-продажи бизнес-центра вместе с земельным участком юридическому лицу, которое будет просто эксплуатировать объект, созданный предыдущим хозяином (инвестором) по законодательству, невозможна. Спрашивается: зачем нужно приобретать в собственность землю для строительства здания, если ее нельзя будет продать по завершении проекта? Возможно, как раз в этом кроется причина того, что пока в Беларуси ни одно юридическое лицо не стало собственником земельного участка.

В частности, согласно статье 12 Кодекса о земле юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, «земельные участки могут передаваться в собственность при приватизации объектов государственной собственности. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь. Земельные участки также могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь при осуществлении инвестиционных проектов». При этом решение о передаче земельных участков в собственность юридическим лицам Республики Беларусь в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, принимается Президентом Республики Беларусь. А в статье 36 говорится, что «передача земельных участков в собственность юридических лиц Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь». И, наконец, статья 94 гласит: «Юридические лица Республики Беларусь могут отчуждать земельные участки, находящиеся у них в собственности, только тем юридическим лицам, которые имеют право на получение в собственность такого земельного участка, и при сохранении его целевого назначения».

То есть получается, что, с одной стороны, законодательство разрешает отчуждать юрлицам земельные участки, но с другой, ограничивает это отчуждение двумя целями – для приватизации и для реализации инвестиционного проекта. И, похоже, эти нормы перейдут без изменений в новый Кодекс о земле.

Несколько слов об аренде. По словам А. Гаева, при совершении сделок с правом аренды необходимость получения согласия арендодателя вытекает из положения Гражданского кодекса. Поэтому в проекте Кодекса о земле говорится, что все сделки с правом аренды - по передаче в субаренду, по внесению в качестве вклада в уставной фонд и т.д. – осуществляются по согласованию с арендодателем. «Это сделано потому, что такая норма предусмотрена гражданским законодательством», - еще раз отметил зампредседателя Госкомимущества.

Но кое-какие моменты, касающиеся аренды земельного участка, в проекте нового кодекса упрощены. «Сегодня, чтобы передать право на земельный участок, который не находится в частной собственности (то есть если участок в пользовании, пожизненном наследуемом владении, аренде) и на нем расположен какой-то жилой дом или иное капитальное строение и оно отчуждается в установленном порядке, то для перехода права на земельный участок необходимо решение исполкома. В проекте кодекса это требование исключается, и на основании зарегистрированной сделки здания (строения) регистратор будет сразу регистрировать переход права на земельный участок, минуя получение разрешения исполкома. Это сократит сроки совершения таких сделок и исключит возникающие иногда на практике негативные моменты, связанные с принятием этих решений», - подытожил Андрей Гаев.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.
Недвижимость Белоруссии.
9 апреля 2007
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Сб дек 20, 2008 12:29 pm, всего редактировалось 1 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Эра теневого оборота земли завершается

Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 1:04 pm

Эра ценявога абароту зямлi завяршаецца

Дэпутатам трэба будзе разгледзець у другiм чытаннi праект Кодэкса Беларусi аб зямлi. Як лiчаць парламентарыi, новы закон дасць магчымасць зрабiць аперацыi з зямлёй празрыстымi, стане перашкодай на шляху яе ценявога абароту. Такой думкi прытрымлiваецца i старшыня Пастаяннай камiсii Палаты прадстаўнiкоў па аграрных пытаннях Мiхаiл РУСЫ. Аб дэталях новаўвядзенняў ён расказаў у эксклюзiўным iнтэрв’ю.

— Мiхаiл Iванавiч, што ж такое гэты скрыты зямельны рынак i як яго ўстаранiць?

— Сёння, паводле дзеючага кодэкса, з правам пераходу ўласнасцi на будынак пераходзiць такое ж права i на зямельны ўчастак. Напрыклад, у Мiнску, дзе вельмi дарагая зямля, стаiць невялiкая халупа i прадаецца па неймавернай цане. Участак аформлены ў пажыццёвае спадчыннае валоданне, гэта значыць з’яўляецца дзяржаўным. А чалавек быццам бы дом прадае, але на самай справе скрыта гандлюе гэтым зямельным участкам, за якi яму грошы i даюць. Адсюль i пачынаецца тэндэнцыя — ценявы рынак зямлi. Таму плануецца перайсцi ў асноўным да двух тыпаў правоў — уласнасцi i арэнды. Цяпер iх пяць: пажыццёвае спадчыннае валоданне, пастаяннае i часовае карыстанне, арэнда, прыватная ўласнасць.

— Значыць, пажыццёвае спадчыннае валоданне адмяняецца?

— Не зусiм. Хоць першапачаткова так i планавалася. Пасля працяглай прапрацоўкi законапраекта вырашана пакiнуць прадастаўленне права пажыццёвага спадчыннага валодання жыхарам сельскай мясцовасцi для будаўнiцтва i абслугоўвання дома, вядзення асабiстай падсобнай гаспадаркi, а таксама ў выпадку пераходу ўчастка ў спадчыну. Для тых, хто атрымаў такое права раней, да ўступлення кодэкса ў сiлу, яно будзе захавана. Гэтыя грамадзяне змогуць перадаваць яго ў спадчыну. Нагадаю, пажыццёвае спадчыннае валоданне цяпер прадастаўляецца для абслугоўвання жылога дома ў вёсцы — да 25 сотак, у горадзе — да 15 сотак, для дач — 10, для вядзення фермерскай гаспадаркi — 100 га.

Па новаму кодэксу, калi ўладальнiк права пажыццёвага спадчыннага валодання надумаў прадаваць дом, то ён павiнен спачатку прыватызаваць зямельны ўчастак, а потым ужо прадаваць як маёмасны комплекс. Гэта ў любым выпадку будзе з выгадай, таму што прыватызацыя iдзе па кадастравай ацэнцы. Што датычыцца вёскi, прыватызацыя абыдзецца нядорага — напрыклад, у вёсках Дзяржынскага раёна квадратны метр — два цэнты. У Фанiпалi кошт вышэйшы — $6. Участкi, размешчаныя ў зоне дзеяння гарадоў, з улiкам газiфiкацыi, транспартнага забеспячэння, водазабеспячэння — увогуле там, дзе створана iнфраструктура, ацэньваюцца даражэй.

— Цi не закрануць гэтыя нормы продаж кватэр?

— Не, уласнiк проста плацiць арэндную плату за той зямельны ўчастак, якi адведзены ЖЭС. Шматкватэрныя дамы гэта палажэнне не закранае.

— Якiя яшчэ новаўвядзеннi змешчаны ў праекце кодэкса?

— Уводзiцца права выкупу арэнды. Гэта абсалютна новая норма, якая з’яўляецца крокам на шляху развiцця iпатэкi. Арэнднае права на зямельны ўчастак можна будзе закладваць пры атрыманнi крэдыту ў банку. Вось будуе чалавек заправачную станцыю, выкупiўшы арэнднае права, i ў яго не хапае сродкаў. Тады ён прыходзiць у банк i атрымлiвае крэдыт. Яшчэ адна навацыя — узмацняюцца гарантыi абароны правоў арандатара. Устанаўлiваецца, што мiнiмальны тэрмiн арэнды зямельных участкаў для вядзення сельскай гаспадаркi — 10 гадоў. Сёння ён складае 5 гадоў. У праекце закона зроблена агаворка, што яго можна зменшыць, але са згоды арандатара. Такi перыяд — як мiнiмум 10 гадоў — неабходны, каб быў нармальны севазварот, каб чалавек на перспектыву мог пралiчыць, што яму пасадзiць.

У праекце таксама прадугледжваецца магчымасць, а ў шэрагу выпадкаў i неабходнасць правядзення аўкцыёнаў па продажы зямельных участкаў у прыватную ўласнасць грамадзянам Беларусi для iндывiдуальнага жыллёвага будаўнiцтва або аўкцыёнаў на права заключэння дагавораў арэнды.

Зямельныя ўчасткi будуць прадастаўляцца грамадзянам для будаўнiцтва толькi аднакватэрных жылых дамоў, што дасць магчымасць выключыць выпадкi ўзвядзення замест iх шматпавярховых дамоў, якiя з самага пачатку будуюцца для перапродажу кватэр.

— Як рэгулююцца пытаннi пры афармленнi спадчыны?

— Сёння ўзнiкае такая сiтуацыя: многiя наўмысна не хочуць рэгiстраваць права на спадчыну, гэта значыць домам карыстаюцца, але не афармляюць яго на сябе — не плацяць падатак на нерухомую маёмасць, на зямлю. Таму мы прапiсваем дакладную норму — гранiчны тэрмiн для афармлення дакументаў на зямельны ўчастак — 18 месяцаў. Пры наяўнасцi ўважлiвай прычыны, калi, напрыклад, пайшоў у армiю, даецца права звярнуцца ў суд, каб яшчэ на 6 месяцаў прадоўжыць гэты тэрмiн. Пасля яго завяршэння мясцовыя органы ўлады праз суд прымаюць рашэнне аб адабраннi зямельнага ўчастка ва ўласнасць дзяржавы.

Часта з’яўляюцца праблемы, калi дзецi i бацькi з-за развалу Саюза апынулiся ў розных дзяржавах. Як перадаць права на спадчыну? Новы закон прадастаўляе магчымасць у такiм выпадку аформiць замежнаму грамадзянiну права на спадчыну на зямельны ўчастак у Рэспублiцы Беларусь. Агаворваецца толькi адно «але»: ён iм можа карыстацца, а калi вырашыць прадаць сваю нерухомую маёмасць, то толькi грамадзянiну Беларусi або мясцоваму органу ўлады. З аднаго боку, мы як дзяржава сябе абаранiлi ад таго, каб зямлю не разбазарыць, а з другога — не парушылi нiякiх правоў таго грамадзянiна, якi ўступiў ва ўласнасць. Дарэчы, атрыманне ў спадчыну будзе адзiнай падставай атрымання замежнымi грамадзянамi ў Рэспублiцы Беларусь зямельных участкаў ва ўласнасць.

— Як вы ў цэлым ацэньваеце якасць падрыхтоўкi новага нарматыўнага акта?

— Артыкулы кодэкса даступныя, чытабельныя. Дакумент узгоднены i гатовы да прыняцця ў Авальнай зале. Ён можа быць разгледжаны дэпутацкiм корпусам на блiжэйшых пленарных пасяджэннях. Як мяркуецца, кодэкс пачне дзейнiчаць з 1 студзеня 2008 года.

Праўда, была адна недапрацоўка, якая ўжо выпраўлена. Растлумачу, ёсць такi тэрмiн «адабранне зямель для грамадскiх i дзяржаўных патрэб». Па дзеючаму механiзму, спектр тых органаў, якiя прымаюць рашэнне аб гэтым, залiшне шырокi — аж да сельскага Савета. Уявiце, вы прыватнiк, а тут сельскi Савет адбiрае ваш участак. Цяпер у новым законе будзе прапiсана: калi ўзнiкае спрэчнае пытанне, то рашэнне аб адабраннi прымаецца на больш высокiм узроўнi — або кiраўнiком дзяржавы, або аблвыканкамам. Гэтыя абмежаваннi неабходны, каб абаранiць правы грамадзян.

Наталля IЛЬIЧОВА, БЕЛТА
Звязда
6 июня 2007


Вернуться в «Земельный вопрос»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей

cron

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by