Сообщение Toto (Admin) » Ср сен 26, 2007 12:40 pm
ГЛАВА 7 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. ЗАЩИТА ПРАВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Статья 69. Права землепользователей
Землепользователи в соответствии с целями и условиями предоставления земельных участков имеют право:
- самостоятельно осуществлять землепользование;
- собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений древесных, кустарниковых или травянистых многолетних растений, предназначенных для получения урожая плодов, продовольственного, технического и лекарственного сырья, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;
- использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением прибыли, имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, а также полезные свойства земель;
- возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;
- в установленном законодательством порядке проводить оросительные, осушительные и иные мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы;
- на компенсацию и возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или общественных нужд, ухудшения его качества, вызванного деятельностью юридических лиц и граждан на этом земельном участке, ограничения (обременения) прав на земельный участок;
- добровольно отказаться от земельного участка;
- требовать установления или прекращения земельного сервитута.
Собственники земельных участков, кроме прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право совершать сделки с земельными участками (купли-продажи, мены, дарения, залога (ипотеки), аренды) и передавать земельные участки по наследству.
Арендаторы земельных участков, надлежащим образом исполнявшие свои обязанности по договору аренды, кроме прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеют по истечении срока договора преимущественное перед иными лицами право при прочих равных условиях на заключение договора аренды на новый срок.
Арендаторы земельных участков, за право аренды которых взималась плата, вправе с согласия арендодателя, если иное не установлено законодательными актами:
- предоставлять арендованный, земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды;
- передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другому лицу;
- предоставлять право аренды в залог и вносить его в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ в пределах срока договора аренды.
Владельцы, пользователи земельных участков имеют преимущественное перед другими лицами право при прочих равных условиях приобрести в установленном законодательством об охране и использовании земель порядке используемые ими земельные участки в частную собственность, за исключением земельных участков, предусмотренных статьей 13 настоящего Кодекса, или получить их в аренду.
Арендаторы земельных участков, за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, международных организаций, иностранных юридических лиц, надлежащим образом исполняющие условия договора аренды земельного участка, имеют преимущественное перед иными лицами право при прочих равных условиях приобрести в установленном законодательными актами об охране и использовании земель порядке используемые ими земельные участки в частную собственность, за исключением земельных участков, предусмотренных статьей 13 настоящего Кодекса.
Субарендаторы земельных участков, надлежащим образом исполнявшие условия договора субаренды земельного участка, имеют право в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка на заключение договора аренды на этот земельный участок в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.
На предоставленных во временное пользование земельных участках для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных культур при необходимости землепользователями могут возводиться с учетом условий отвода временные строения индивидуального или общего пользования для хранения огородного инвентаря и иных хозяйственных целей.
Землепользователи неделимого земельного участка, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в их общей долевой собственности, осуществляют права, предусмотренные настоящей статьей, пропорционально своим долям в праве собственности на капитальные строения (здания, сооружения).
Землепользователи имеют иные права, предусмотренные законодательством.
Статья 70. Обязанности землепользователей
Землепользователи обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их отвода;
- осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные статьей 89 настоящего Кодекса;
- своевременно вносить плату за использование земельных участков;
осуществлять благоустройство земельных участков;
- соблюдать установленные настоящим Кодексом и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков и строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений);
не нарушать права иных землепользователей;
- возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;
- соблюдать условия земельного сервитута, ограничений (обременений) прав на земельный участок.
Собственники земельных участков при совершении сделок с земельными участками, арендаторы земельных участков при предоставлении арендованных земельных участков в субаренду, передаче своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков другим лицам, предоставлении права аренды земельных участков в залог и внесении права аренды земельных участков в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ обязаны предоставить заинтересованным лицам имеющуюся информацию об установленных на земельном участке сервитутах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок.
Собственники земельных участков при утрате гражданства Республики Беларусь, за исключением случаев наследования земельных участков, обязаны произвести отчуждение земельных участков в течение одного года со дня утраты гражданства Республики Беларусь.
Владельцы, пользователи земельных участков обязаны до совершения сделок с капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями, расположенными на этих земельных участках, за исключением передачи капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений по наследству, по договору дарения близким родственникам – гражданам Республики Беларусь, а также лицам, имеющим в соответствии с настоящим Кодексом право на предоставление земельных участков в пользование, по своему выбору в установленном законодательством об охране и использовании земель порядке приобрести земельные участки в собственность или получить в аренду, внеся плату за право заключения договора аренды земельного участка.
Арендаторы земельных участков, находящихся в государственной собственности, за право аренды которых в соответствии с частью третьей статьи 31 настоящего Кодекса плата не взималась, обязаны до совершения сделок с капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями, расположенными на этих земельных участках, за исключением передачи капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений по наследству и договору дарения близким родственникам, сделок по предоставлению арендованных земельных участков в субаренду, передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков другим лицам, сделок по предоставлению права аренды земельных участков в залог и внесению права аренды земельных участков в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ, в установленном законодательными актами об охране и использовании земель порядке приобрести земельные участки в собственность или внести плату за право заключения договора аренды земельных участков.
Члены садоводческих товариществ, дачных кооперативов при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива обязаны произвести отчуждение земельных участков в течение одного года со дня выбытия или исключения из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива.
Пользователи земельных участков к моменту прекращения права временного пользования земельными участками, предоставленными для огородничества, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей для хранения транспортных средств, обязаны снести за свой счет возведенные на них временные строения.
На землях запаса и землях общего пользования обязанности землепользователей, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами или уполномоченными ими юридическими лицами.
Землепользователи неделимого земельного участка, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в их общей долевой собственности, осуществляют обязанности, предусмотренные настоящей статьей, пропорционально своим долям в праве собственности на капитальные строения (здания, сооружения).
Землепользователи выполняют иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.
Статья 71. Защита прав землепользователей
Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и законодательством об охране и использовании земель.
Убытки, причиненные нарушением прав землепользователей либо ограничением (обременением) их прав на земельные участки, временным занятием, изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, установленном гражданским законодательством. Споры, связанные с возмещением убытков и определением их размеров, разрешаются судом. Кроме возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных или общественных нужд собственникам выплачивается компенсация за изымаемые земельные участки.
Решение государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, об отказе в предоставлении земельного участка, а также иные действия (бездействие) этих органов (должностных лиц) могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган (должностному лицу) или в суд.
Статья 72. Возврат самовольно занятого земельного участка
Самовольно занятый земельный участок возвращается по его принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного использования. Приведение земельного участка в пригодное для использования состояние, включая снос возведенных на нем строений, производится за счет лиц, самовольно занявших земельные участки.
Возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании постановления суда или решения Минского городского исполнительного комитета, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого по представлению соответствующего территориального органа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, в срок, указанный в этом решении.
Статья 73. Гарантии, предоставляемые при изъятии земельных участков для государственных или общественных нужд
Изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков производится после предоставления по выбору землепользователей соответствующим государственным органом в пределах компетенции, предусмотренной статьями 24, 27 – 30 настоящего Кодекса, равноценного земельного участка либо получения собственником этого земельного участка денежной компенсации в размере его кадастровой стоимости, а также возмещения в полном объеме убытков лицами, которым предоставляется изымаемый земельный участок.
Статья 74. Гарантии, предоставляемые при включении земельных участков в границу города
Включение земельных участков в границу города не влечет прекращения прав землепользователей на земельные участки и не является основанием для изменения их размеров.
Статья 75. Возмещение землепользователям убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением (обременением) прав на земельные участки
Убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением (обременением) прав на земельные участки, подлежат возмещению в полном объеме землепользователям, понесшим эти убытки.
В решениях государственных органов об изъятии земельных участков, принятых в пределах компетенции, предусмотренной статьями 24, 27 – 30 настоящего Кодекса, разрешении строительства либо реконструкции подземных линий электропередачи и связи, трубопроводов и иных линейных сооружений, осуществляемого в срок до одного года без права вырубки древесно-кустарниковой растительности, указываются размеры убытков, сроки их возмещения, а также лица, возмещающие убытки, и иные условия возмещения убытков.
Возмещение убытков производится юридическими лицами, гражданами или индивидуальными предпринимателями, которым предоставляются изымаемые земельные участки, разрешается строительство либо реконструкция подземных линий электропередачи и связи, трубопроводов и иных линейных сооружений, осуществляемая в срок до одного года без права вырубки древесно-кустарниковой растительности, а также юридическими лицами, гражданами или индивидуальными предпринимателями, деятельность которых влечет ограничение (обременение) прав на земельные участки, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 76. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства
Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда, для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, ограничением (обременением) прав на земельные участки или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, возмещаются в доход республиканского бюджета.
Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства возмещаются помимо возмещения убытков, предусмотренных статьей 75 настоящего Кодекса.
Указанные потери возмещаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которым предоставляются изымаемые земельные участки из сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, разрешается строительство либо реконструкция подземных линий электропередачи и связи, трубопроводов и иных линейных сооружений, осуществляемая в срок до одного года, без права вырубки древесно-кустарниковой растительности, а также юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны, с исключением из оборота сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда.
Средства, поступающие от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, используются для освоения земель сельскохозяйственного назначения, не используемых в сельском хозяйстве, сохранения и повышения плодородия почв и иных полезных свойств земель, для землеустройства и оснащения землеустроительной и геодезической службы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, для осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Порядок определения размеров и возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Случаи, когда юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождаются от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
ГЛАВА 8. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Статья 77. Объекты землеустройства
Объектами землеустройства являются земли Республики Беларусь, административно-территориальные и территориальные единицы, а также земельные участки.
Статья 78. Содержание и порядок проведения землеустройства
Землеустройство включает следующее:
- разработку проектов государственных программ в области охраны и использования земель, разработку схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства объектов, указанных в статье 77 настоящего Кодекса;
- разработку проектов отвода земельных участков, оформление технической документации и установление (восстановление) на местности границ объектов землеустройства;
- разработку проектов межхозяйственного землеустройства, отвод земельных участков;
- разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов землеустройства территории населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;
- разработку рабочих проектов по рекультивации земель, защите земель от эрозии и иных вредных воздействий, улучшению сельскохозяйственных земель, сохранению и повышению плодородия почв и иных полезных свойств земель, а также иных проектов, связанных с использованием и охраной земель;
- проведение инвентаризации земель, систематическое выявление неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земель;
- проведение геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, осуществляемых для целей землеустройства, составление кадастровых и иных тематических карт (планов) и атласов состояния и использования земельных ресурсов;
- авторский надзор за реализацией схем и проектов землеустройства;
осуществление землеустроительных мероприятий при проведении мониторинга земель, ведении государственного земельного кадастра, проведении кадастровой оценки земель, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель;
подготовку землеустроительных материалов по разрешению земельных споров.
Законодательством об охране и использовании земель в содержание землеустройства могут быть включены и иные землеустроительные мероприятия, связанные с регулированием земельных отношений, использованием и охраной земель.
Порядок проведения землеустройства устанавливается Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Статья 79. Организация землеустройства
Организация землеустройства осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Информационное обеспечение и автоматизация землеустройства на территории Республики Беларусь осуществляется средствами государственной земельно-информационной системы в порядке, установленном Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Землеустроительные мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области использования и охраны земель и имеющие общегосударственное значение, а также создание и ведение государственной земельно-информационной системы, осуществляются за счет республиканского бюджета.
Статья 80. Проведение землеустроительных мероприятий
Землеустроительные мероприятия проводятся в обязательном порядке в случае:
- изменения границ объектов землеустройства, а также отсутствия данных об этих границах;
- изъятия и предоставления земельных участков;
- изменения целевого назначения земельного участка;
- перевода земель из одной категории в другую;
- перевода земель из одного вида в другой;
- установления земельных сервитутов, ограничений (обременений) прав на земельные участки;
- выявления нарушенных и неиспользуемых земель.
Землеустроительные мероприятия могут проводиться и в иных случаях, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.
Статья 81. Инвентаризация земель
Инвентаризация земель проводится в порядке землеустройства территориальными органами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь для уточнения или установления местоположения общих границ земельных участков, их размеров, прав на земельные участки, ограничений (обременений) прав на земельные участки, выявления нарушенных, неиспользуемых, неэффективно используемых или используемых не по целевому назначению земель, иных сведений о состоянии земель, отражаемых в государственном земельном кадастре.
Статья 82. Землеустроительная документация
К землеустроительной документации относится следующее:
- государственные программы в области охраны и использования земель;
- генеральная схема использования и охраны земельных ресурсов Республики Беларусь;
- схемы землеустройства административно-территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования;
- проекты межхозяйственного землеустройства;
- проекты внутрихозяйственного землеустройства;
- рабочие проекты рекультивации земель, защиты почв от эрозии и иных вредных воздействий, сохранения и повышения плодородия почв и иных полезных свойств земель;
- материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, осуществляемых для целей землеустройства;
- тематические карты (планы) и атласы состояния и использования земельных ресурсов;
- планы земельных участков;
- материалы кадастровой оценки земельных участков;
решения (их копии или выписки из них) об изъятии, о предоставлении земельного участка, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок;
- копии договоров аренды (субаренды) земельного участка, договоров о земельном сервитуте;
- решения (их копии или выписки из них) и иные материалы по земельным спорам;
- копии свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации;
иная землеустроительная документация, предусмотренная законодательством об охране и использовании земель.
Землеустроительная документация разрабатывается по каждому объекту землеустройства и виду землеустроительных мероприятий и формируется в землеустроительное дело.
Содержание, порядок ведения и хранения землеустроительной документации устанавливаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
ГЛАВА 9. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР
Статья 83. Мониторинг земель
Мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды.
Объектом мониторинга земель являются земли Республики Беларусь.
Мониторинг земель проводится Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь и его территориальными органами за счет средств республиканского бюджета.
Порядок проведения мониторинга земель и использования его данных устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 84. Содержание и ведение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр состоит:
- из единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;
- из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
- из реестра цен на земельные участки;
- из регистра стоимости земельных участков;
- из реестра земельных ресурсов Республики Беларусь.
Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь содержит сведения о наименовании, размерах и границах административно-территориальных и территориальных единиц, их центров.
Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним содержит сведения и документы в отношении зарегистрированных земельных участков и расположенных на них других объектов недвижимого имущества, в том числе сведения о местоположении земельных участков, их размерах, границах, целевом назначении, правах на эти участки, сервитутах, ограничениях (обременениях) прав на земельные участки, а также сведения о сделках с ними.
Реестр цен на земельные участки содержит сведения о ценах на земельные участки и объекты недвижимого имущества, расположенные на этих участках, зафиксированных на момент совершения сделок с этими участками.
Регистр стоимости земельных участков содержит сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученной при проведении их кадастровой оценки.
Реестр земельных ресурсов Республики Беларусь содержит сведения о распределении земель по категориям, видам и землепользователям, составе, структуре, состоянии, качестве и хозяйственном использовании земель, иные сведения о землях.
Сведения государственного земельного кадастра могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде.
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризацией и оценкой земель, осуществлением государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним и иными землеустроительными мероприятиями.
Государственный земельный кадастр ведется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь и его территориальными органами за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 85. Земельно-кадастровая документация
К земельно-кадастровой документации относятся:
- регистрационные книги;
- регистрационные дела;
- кадастровые карты;
- журналы регистрации заявлений;
- электронные базы данных регистров (реестров) государственного земельного кадастра;
- каталоги геодезических координат поворотных точек границ земельных участков;
- статистические отчеты;
- аналитические обзоры;
- иные документы, содержащие сведения о состоянии и использовании земельных ресурсов.
Состав, содержание, порядок ведения и хранения земельно-кадастровой документации устанавливаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Статья 86. Сведения государственного земельного кадастра
Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством к государственным секретам и информации, распространение которой ограничено в целях защиты прав и защищаемых законом интересов граждан.
Исчерпывающие перечни документов, необходимых для получения гражданами сведений государственного земельного кадастра, определяются законами, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь.
Перечни документов, необходимых для получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений государственного земельного кадастра, определяются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Формы документов, которые гражданину, юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю необходимо представить для получения сведений государственного земельного кадастра (если такие формы документов не утверждены иными актами законодательства), правила их заполнения утверждаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Перечни документов, которые необходимо представить для получения сведений государственного земельного кадастра, а также формы и правила их заполнения вывешиваются в помещениях организаций, предоставляющих эти сведения.
Сведения государственного земельного кадастра предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, копий земельно-кадастровой документации и иных предусмотренных законодательством формах за плату или бесплатно. Сведения государственного земельного кадастра предоставляются бесплатно в случаях, предусмотренных законодательными актами. Формы документов, содержащих сведения государственного земельного кадастра, порядок учета выданных сведений утверждаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Статья 87. Исправление ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра
Исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, в случае, если такие исправления не влекут возникновения, перехода или прекращения прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, не причиняют убытков заинтересованным лицам, осуществляется лицами, допустившими эти ошибки, в течение трех рабочих дней после их обнаружения.
Исправление ошибок нетехнического характера, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, исправление которых влечет возникновение, переход или прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также причинение убытков заинтересованным лицам, осуществляется на основании постановления суда. В случае, если отсутствуют основания полагать, что исправление ошибки нетехнического характера может причинить вред или нарушить интересы заинтересованных лиц, которые полагались на соответствующие записи, такое исправление производится на основании заявлений всех заинтересованных лиц.
Информация об исправлении технических ошибок либо об отказе в их исправлении в течение трех рабочих дней направляется в письменной форме землепользователям, лицам, претендующим на приобретение прав на земельные участки, а также иным лицам, чьи интересы затронуты исправлением ошибок.
Статья 88. Кадастровая оценка земель
Кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Кадастровой оценке подлежат земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, коллективного садоводства, дачного строительства, земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, а также земли иных категорий в случаях, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.
ГЛАВА 10. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
Статья 89. Охрана земель
Землепользователи должны осуществлять следующие мероприятия по охране земель:
- рационально использовать и благоустраивать землю;
сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;
защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
- предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью и сорняками;
- сохранять торфяные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;
- проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их плодородие;
- восстанавливать деградированные и рекультивировать нарушенные земли;
- снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Мероприятия по охране земель должны включаться:
- в государственные программы в области охраны и использования земель, генеральную схему использования и охраны земельных ресурсов Республики Беларусь, схемы землеустройства административно-территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования, проекты внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства и иную землеустроительную документацию;
- в проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального, лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю;
- в технические нормативные правовые акты, устанавливающие технические требования к технологическим процессам, непосредственно связанным с использованием земель в хозяйственной и иной деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на нее, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с составленными ими планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объемах и источниках финансирования мероприятий по охране земель.
Финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
Для оценки состояния земель устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве в соответствии с законодательством о техническом нормировании и стандартизации.
Особенности охраны земель отдельных категорий и видов определяются актами законодательства, указанного в части третьей статьи 2 настоящего Кодекса.
Статья 90. Осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель
Государственный контроль за использованием и охраной земель является составной частью государственного контроля в области охраны окружающей среды.
Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, их территориальными органами и должностными лицами, областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами в пределах их компетенции.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 91. Полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель
Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в пределах своей компетенции имеют право:
- беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения земельные участки и знакомиться с землеустроительной документацией и иными документами по использованию и охране земель;
- получать от землепользователей объяснения по фактам нарушения законодательства об охране и использовании земель;
- вносить предложения о приостановлении проведения проектно-изыскательских, строительных, мелиоративных и иных работ, осуществляемых без оформления прав на соответствующие земельные участки или с иными нарушениями законодательства об охране и использовании земель, об установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, о прекращении прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;
- составлять по результатам проверок соблюдения землепользователями законодательства об охране и использовании земель акты, протоколы об административных правонарушениях в области охраны и использования земель, выдавать в пределах компетенции обязательные для выполнения предписания по устранению допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель;
- предоставлять в установленном порядке материалы о проведенных проверках, другие документы в соответствующие государственные органы и иные юридические лица для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законодательство об охране и использовании земель;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу этого органа) и (или) в суд.
ГЛАВА 11. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ
Статья 92. Органы, разрешающие земельные споры
Земельные споры, кроме споров, связанных с правом собственности на земельные участки, споров между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности и споров, связанных с возмещением землепользователям убытков, разрешаются областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами в пределах их компетенции, предусмотренной статьями 27–30 настоящего Кодекса, или судом.
Земельные споры, связанные с правом собственности на земельные участки, в том числе с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением землепользователям убытков, разрешаются судом.
Статья 93. Порядок рассмотрения земельных споров областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами
Земельные споры рассматриваются областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами по заявлению одной из заинтересованных сторон.
Земельные споры рассматриваются в присутствии заинтересованных сторон (их представителей), а также лиц, в интересах которых установлены земельный сервитут, ограничения (обременения) прав на земельные участки, и иных заинтересованных лиц. Заинтересованные стороны и лица должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения земельного спора не позднее чем за три дня до его рассмотрения.
Земельные споры должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов областной, Минский городской исполнительный комитет, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя.
В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявление о рассмотрении земельного спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается. Неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения земельного спора.
Необходимые для рассмотрения земельного спора материалы подготавливаются соответствующим областным исполнительным комитетом, Минским городским исполнительным комитетом, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом, территориальным органом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.
Для подготовки материалов по рассмотрению земельных споров областной исполнительный комитет, Минский городской исполнительный комитет, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет может образовывать комиссии.
Областной исполнительный комитет, Минский городской исполнительный комитет, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет, рассматривающий земельный спор, принимает решение, в котором предусматриваются порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей.
Статья 94. Права сторон, участвующих в земельном споре, рассматриваемом областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами
Стороны, участвующие в земельном споре, рассматриваемом областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами, имеют право знакомиться с материалами по предмету земельного спора, делать из них выписки или снимать копии, представлять документы и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доводов другой стороны, получить копию решения по земельному спору и при необходимости обжаловать его в суд в течение десяти дней со дня принятия решения по земельному спору.
Обжалование решения по земельному спору приостанавливает его исполнение.
Статья 95. Исполнение решения по земельному спору, рассматриваемому областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами
Исполнение решения по земельному спору, рассматриваемому областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами, обеспечивается соответствующими исполнительными комитетами, территориальными органами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь или иными государственными органами в соответствии с их компетенцией.
Статья 96. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель
Лица, нарушившие законодательство об охране и использовании земель, несут гражданско-правовую, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 12 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 97. Вступление в силу настоящего Кодекса
Настоящий Кодекс вступает в силу через один год после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 100, вступающих в силу после официального опубликования настоящего Кодекса.
Статья 98. Переходные положения
До приведения законодательства в соответствие с настоящим Кодексом оно применяется в части, не противоречащей настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
Юридические лица, за исключением указанных в статье 15 настоящего Кодекса, обязаны переоформить право постоянного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с законодательными актами об охране и использовании земель в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Кодекса, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь, которым до 1 января 1999 года были предоставлены земельные участки для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и (или) эксплуатации индивидуальных гаражей для хранения транспортных средств, должны осуществить государственную регистрацию земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки до совершения сделок с этими земельными участками или правами на них.
Выданные до принятия настоящего Кодекса государственные акты и иные документы, удостоверяющие права на земельные участки, сохраняют свою юридическую силу до совершения сделок с этими земельными участками или правами на них.
Действие статьи 44 настоящего Кодекса распространяется на земельные отношения, возникшие до вступления настоящего Кодекса в силу и продолжающиеся после вступления его в силу.
По земельным отношениям, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.
Статья 99. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов
Со дня вступления в силу настоящего Кодекса признать утратившими силу:
- Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 2–3, 2/1);
- Закон Республики Беларусь от 8 мая 2002 года ”О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 55, 2/848).
Статья 100. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Кодексом
Совету Министров Республики Беларусь в течение одного года после официального опубликования настоящего Кодекса:
- привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Кодексом;
- обеспечить пересмотр и признание утратившими силу республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Кодексу;
- принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Кодекса.
Президент Республики Беларусь