Предоставление и изъятие земельных участков

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Выкуп земельных участков для государственных нужд

Сообщение Toto (Admin) » Чт ноя 20, 2008 12:23 pm

ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ДЛЯ ГОСНУЖД ВЫКУПЯТ ПО КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

Совет Министров своим постановлением от 26 марта 2008 года № 462 утвердил Положение о порядке выкупа находящихся в частной собственности земельных участков для государственных нужд.

Положением устанавливается порядок выкупа нахо дящихся в частной собственности земельных участков при необходимости их использования для государственных нужд. В документе говорится, что в случае необходимости использования земельного участка для государственных нужд право частной собственности на него может быть прекращено. Но на это необходимо решение местного исполнительного комитета и письменное согласие собственника земельного участка. Если же собственник не даст своего согласия на отчуждение и изъятие земельного участка, такое решение будет принято на основании решения суда.

В решении указываются стоимость выкупаемого земельного участка, размер убытков, причиняемых собственнику его изъятием, а также расходов, связанных с улучшением качества земель. Выкупаться земельный участок будет по его кадастровой стоимости на дату выкупа.

Передача земельного участка в собственность РБ осуществляется после его выкупа, возмещения в полном объеме убытков и после государственной регистрации прекращения права частной собственности на него, за исключением некоторых случаев.

Выкупать земельный участок и возмещать убытки собственнику будет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому предоставляется изымаемый земельный участок. Срок выкупа устанавливается местным исполнительным комитетом либо судом, но не более трех месяцев со дня изъятия земельного участка.

При выкупе земельного участка собственнику также возмещаются расходы, связанные с улучшением качества земель. Однако в случае использования земельного участка не по целевому назначению, систематического невыполнения мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли, использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, и т.д., эти расходы собственнику предоставляться не будут.

Рассчитывать стоимость выкупаемого земельного участка, размер убытков и др. будет оценочная комиссия местного исполнительного комитета с участием собственников земельных участков. В состав комиссии включаются представители областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службы Госкомимущества, территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства), органов по экономическому развитию, жилищно-коммунальному хозяйству местного исполнительного комитета и др.

При возникновении спора о стоимости выкупаемого земельного участка выкуп будет производиться по решению суда.
Земельный участок может и не выкупаться, но это в случае если собственнику по его желанию взамен изымаемого будет предоставлен в собственность равноценный земельный участок.

Елена МАСЛОВСКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
12 мая 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

О выкупе земельных участков для государственных нужд

Сообщение Toto (Admin) » Чт ноя 20, 2008 1:40 pm

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
26.03.2008 N 462

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ВЫКУПА НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

1. Настоящим Положением устанавливается порядок выкупа находящихся в частной собственности земельных участков (далее - земельный участок) при необходимости их использования для государственных нужд.

2. В случае необходимости использования земельного участка для государственных нужд право частной собственности на него может быть прекращено на основании решения местного исполнительного комитета при наличии письменного согласия собственника земельного участка на его изъятие, а при отсутствии такого согласия - на основании решения суда.

В названном решении указываются стоимость выкупаемого земельного участка, размер убытков, причиняемых собственнику его изъятием, расходов, связанных с улучшением качества земель, а также срок их возмещения.

3. Выкуп земельного участка для государственных нужд производится по его кадастровой стоимости на дату выкупа.

4. Передача земельного участка в собственность Республики Беларусь осуществляется после его выкупа, возмещения в полном объеме убытков в соответствии с законодательством и после государственной регистрации прекращения права частной собственности на него, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Выкуп земельного участка, а также возмещение убытков производятся за счет средств юридического лица или индивидуального предпринимателя, которому предоставляется изымаемый земельный участок, в срок, установленный местным исполнительным комитетом либо судом, но не более трех месяцев со дня изъятия земельного участка.

При выкупе земельного участка его собственнику возмещаются расходы, связанные с улучшением качества земель, за исключением случаев изъятия земельного участка за:

- его использование не по целевому назначению;
- систематическое невыполнение мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли;
- использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки.

5. Расчет стоимости выкупаемого земельного участка, размера убытков, определение размера расходов, связанных с улучшением качества земель, производятся оценочной комиссией местного исполнительного комитета с участием собственников земельных участков.

В состав оценочной комиссии включаются представители областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службы Государственного комитета по имуществу, территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства), органов по экономическому развитию, жилищно-коммунальному хозяйству местного исполнительного комитета, а также могут включаться представители других органов и организаций.

По результатам работы оценочной комиссии составляется акт с указанием стоимости выкупаемого земельного участка, размера убытков, расходов, связанных с улучшением качества земель, который подписывается членами этой комиссии.

6. При возникновении спора о стоимости выкупаемого земельного участка, размерах убытков, расходов, связанных с улучшением качества земель, а также в иных случаях, установленных законодательными актами, выкуп земельного участка производится по решению суда.

7. Выкуп земельного участка не производится в случае, если по желанию собственника взамен изымаемого земельного участка ему предоставляется в собственность равноценный земельный участок.

по материалам портала pravo.by

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Инструкция по предоставлению земельных участков в Минске

Сообщение Toto (Admin) » Пт ноя 21, 2008 11:33 am

Предоставление земельных участков в Минске регламентируют инструкцией

Порядок предоставления гражданам земельных участков в Минске будет регламентировать разработанная Мингорисполкомом инструкция.

Мингорисполком в ближайшее время утвердит инструкцию по предоставлению гражданам земельных участков. Об этом сообщила начальник отдела регулирования землепользования Минской городской землеустроительной геодезической службы Ирина Германович на пресс-конференции 11 июня.

По ее словам, документ сейчас проходит согласование в Министерстве юстиции. Инструкция регламентирует порядок подачи документов на оформление земельных участков, на которых расположены частные дома. Ранее согласованием документов занимался владелец дома, теперь эта функция передана в землеустроительную службу.

Владелец дома подает заявление в администрацию района по месту жительства, архитектурный отдел рассматривает заявление и направляет его в землеустроительную службу, которая разрабатывает проект отвода участка и согласует его. Этот и другие документы утверждаются на заседании Мингориспокома и затем вместе с выпиской из решения регистрируются в агентствах по госрегистрации и земельному кадастру.

"Вне зависимости от того, идет ли дом под снос, участок вокруг дома регистрируется. В случае если он оформлен в частную собственность, при сносе дома положена компенсация и за земельный участок с учетом кадастровой цены", - отметила специалист. В случае долевого владения домом земельные участки регистрируется в зависимости от доли.

И.Германович сообщала, что в Минске находится порядка 20 тыс. домовладений с учетом присоединенных к территории города деревень, сообщает БелаПАН.

Недвижимость Белоруссии
9 июня 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Готовятся изменения в Указ об предоставлении земли

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 22, 2008 1:52 pm

Ставка на коттедж

Аукционный механизм предоставления земельных участков для граждан сдерживает темпы индивидуального строительства жилья. В этой связи готовятся изменения в Указ Президента от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Правительством предпринимаются и другие меры по активизации возведения усадебного жилья.

В Минстройархитектуры отмечают стремление граждан к строительству одноквартирных домов, в т.ч. жителей больших городов обзавестись дополнительно загородной усадьбой, как устойчивую тенденцию. Так, в 2007 г. в Беларуси построено 1,7 млн. м2 индивидуального жилья, за январь-сентябрь с.г. — около 1,5 млн. м2, т. е. треть в общем объеме возводимого в нашей стране жилья.

Такая тенденция поощряется государством. Во-первых, вместо многолетнего стояния в очередях люди самостоятельно решают свою жилищную проблему. Во-вторых, покупая стройматериалы, они стимулируют развитие национальной экономики. А, кроме того, личные сбережения граждан, инвестированные в индивидуальное строительство, помогают экономить бюджетные средства.

Вот почему государство проводит, по словам начальника управления жилищного строительства Минстройархитектуры Александра Горваля, линию активной поддержки индивидуальных застройщиков. И здесь главное внимание обращено на развитие инфраструктуры в этих районах. Например, в 2008 г. в целом по стране на инфраструктуру из бюджетов всех уровней выделено 750 млрд. Br.

Между тем сегодня дефицит финансирования строительных организаций грозит остановкой их работ и затягиванием сроков ввода объектов в действие. «Особенно сложна ситуация в тех районах, которые застраивались ранее и своевременно не были обустроены этими сетями, — уточнил А.Горваль на встрече с журналистами. — Поэтому сейчас на уровне правительства рассматриваются механизмы изыскания дополнительных ресурсов для того, чтобы не только в районах новой застройки решались эти проблемы, но и было больше средств, которые можно было бы использовать для обустройства уже существующих районов индивидуальной жилой застройки».

Одновременно Минстройархитектуры считает необходимым упростить процедуру предоставления земельных участков физическим лицам для возведения собственных домов.

Так, в прошлом году гражданам было выделено 7,2 тыс. участков, в т.ч. нуждающимся в улучшении жилищных условий — 5 тыс. Сейчас в стране имеется 22 тыс. участков. «В текущем году темп их выделения замедлился, — сообщил А.Горваль. — Это объясняется тем, что для лиц, не состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, участки предлагаются на аукционной основе».

Напомним, аукционный механизм был введен Указом № 667. Согласно ему (п.6), без аукциона земля может быть предоставлена лишь «гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в населенных пунктах и работающим в этих населенных пунктах или на территории районов, в которых находятся такие населенные пункты». Так вот, численность этой категории лиц, которые состоят на учетах в исполкомах, ограничивается 2 тыс. Получается, что остальные 20 тыс. участков могут быть реализованы лишь посредством аукционов. Между тем привлекательность многих из них, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

«Сократилось количество предложений участков в приемлемых местах: в городах, близких пригородах, там, где есть транспортные коммуникации, обеспечивающие удобства доставки к этим участкам», — охарактеризовал положение на сей счет А.Горваль. То есть сегодня участки предлагаются в районах не обустроенных, отдаленных и поэтому желающие строить жилье не спешат их приобретать.

Как известно, введение этой нормы в Указе № 667 обосновывалось, прежде всего, желанием государства обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет повышенного спроса на земельные участки и покончить с коррупцией на земельном рынке. Но оказалось, что спрос этот на сегодняшний день ограничивается территориями крупных городов и близких пригородов. Например, в столице желающих отхватить «ломоть» земли для возведения на них «царских дворцов» предостаточно. «Земельный участок в Минске сегодня стоит больше, чем хороший коттедж в пригороде, — сообщил на «круглом столе» начальник управления регулирования застройки Мингорисполкома Алексей Вага. — Как показывают аукционы, рыночная цена земельного участка площадью 8 соток в столице составляет порядка 925 млн. Br».

За участки, расположенные рядом с Минской кольцевой автодорогой, граждане также готовы выкладывать десятки тысяч долларов. Но с удалением от МКАД конкуренция на земельном рынке снижается, а за Червенем, Марьиной Горкой или под Любанью ажиотажа вокруг участков и вовсе нет. Та же самая тенденция наблюдается и в спросе на них за пару десятков километров, скажем, от Могилева или Витебска. В общем, заявок на участие в аукционах, где выставляются участки, расположенные в глубинке, раз-два и обчелся. К тому же отпугивают граждан и расценки за услуги по организации аукционов — 600-700 тыс. Br.

В результате застопорился процесс индивидуального строительства. Поэтому на днях в Минске прошло заседание межведомственного совета по жилищной реформе, где были рассмотрены меры по недопущению срыва плановых заданий в этой сфере. «Во-первых, это демократизация подхода к выделению земельных участков, — сообщил об итогах заседания начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры. — С нашей точки зрения, аукционная продажа затормозила это выделение и поэтому мы внесли предложение, чтобы уйти от аукционов для всех категорий граждан, оставив их только, скажем, для остродефицитных, экономически важных территорий как в столице, в центрах городов, там, где предполагается перспективная, крупная застройка. Все остальные земельные участки предлагается распределять по принципу, который будет оговорен в новом предложении по доработке Указа № 667».

В настоящее время это предложение оформляется в проект нормативного акта. По словам А.Горваля, «подход таков: чтобы для нуждающихся земельные участки выделять бесплатно, для не нуждающихся — по кадастровой стоимости».

Михал СТЕЛЬМАК
Экономическая газета
5 декабря 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Изъятие земельного участка для государственных нужд

Сообщение Toto (Admin) » Ср май 20, 2009 10:17 am

Квартира в обмен на территории

Положение о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков утверждено Указом Президента от 2.02.2009 № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд» (рег. № 1/10444 от 3.02.2009).

Документом детально регламентирован порядок реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков, определена процедура и последовательность принятия госорганами решений, а также условия оценки подлежащих сносу строений.

До издания этого Указа вопросы изъятия земельных участков для госнужд и отселения граждан, проживающих в жилых домах, подлежащих сносу, регулировались рядом нормативных правовых актов различной юридической силы. Поэтому надлежащая защита жилищных прав граждан обеспечивалась не в полной мере, что влекло за собой их многочисленные и обоснованные жалобы, пояснили в пресс-службе главы государства.

Теперь четко урегулированы вопросы, касающиеся реализации имущественных прав граждан, проживающих в одноквартирных, блокированных жилых домах или квартирах в многоквартирных жилых домах, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при сносе принадлежащих им жилых помещений.

Местный исполком или по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, будут обязаны начиная с 1 мая до принятия решения об изъятии участка для госнужд предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры реализацию одного из предлагаемых на выбор прав. Первое — получить в собственность квартиру типовых потребительских качеств, при этом общая площадь такой квартиры должна определяться исходя из расчета не менее 15 м2 на самого собственника и каждого члена его семьи. Второе — выплата денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них, в размере их рыночной стоимости, но не меньше чем затраты, необходимые для строительства равноценного жилья и построек.

При наличии объективной возможности в рамках планов застройки населенных пунктов, а также при технической возможности собственнику сносимого жилого дома должно быть предложено право на строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, или перенос и восстановление сносимого дома и построек при нем.

Местные исполкомы в обязательном порядке должны своевременно информировать граждан о предстоящем изъятии земельного участка для госнужд, чтобы те успели выбрать форму компенсации утрачиваемого имущества. При этом срок между принятием решения об изъятии и предоставлении земельного участка не может быть менее 3 месяцев.

Во всех случаях планируемого изъятия земельных участков для госнужд будет проводиться оценка подлежащих сносу строений на основе их рыночной стоимости, равной стоимости аналогичных объектов, не подлежащих сносу. Это позволит исключить практику «заниженных» компенсаций за сносимое имущество и будет способствовать защите конституционного права граждан на собственность и жилище, пояснили в пресс-службе Президента.

Указом предусмотрено возмещение расходов, связанных с переездом, временным пользованием другими жилыми помещениями, оформлением права собственности на предоставляемые объекты недвижимости, возмещением убытков.

Нормы Указа не распространяется на отношения, регулируемые Указом от 3.02.2006 № 70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности». Не касаются они и отношений, связанных со сносом жилых домов, строений, сооружений и насаждений при них, если решения об изъятии и предоставлении земельных участков, влекущие снос объектов недвижимого имущества, приняты в установленном законодательством порядке до вступления в силу Указа — 1 мая 2009 г.

Татьяна АБРАМОВИЧ
Экономическая газета
6 февраля 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Указ Президента РБ №58 от 02.02.2009 об изъятии земли

Сообщение Toto (Admin) » Ср май 20, 2009 10:34 am

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 февраля 2009 г. N 58

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

В целях совершенствования правового регулирования в области защиты имущественных прав собственников и иных лиц в связи с изъятием у них земельных участков для государственных нужд <*> и сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества <**> ПОСТАНОВЛЯЮ:
--------------------------------
<*> Для целей настоящего Указа термин "государственные нужды" имеет значение, определенное в пункте 10 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 6, 1/9264).

<**> Для целей настоящего Указа термин "объекты недвижимого имущества" означает находящиеся в собственности граждан или организаций жилые дома, квартиры в блокированных или многоквартирных жилых домах, строения, сооружения и насаждения при них, в том числе находящиеся в долевой или совместной собственности.

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков.

2. Установить, что земельный участок может быть предоставлен уполномоченным местным исполнительным комитетом для государственных нужд только после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора в соответствии с законодательством об охране и использовании земель с учетом требований настоящего Указа.

Необоснованное изъятие земельных участков для государственных нужд не допускается.

3. Граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины при рассмотрении судами и органами прокуратуры вопросов, связанных с защитой прав собственности либо иных вещных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе объектов недвижимого имущества.

4. Местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, обязаны до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры в блокированном или многоквартирном жилом доме (далее, если не установлено иное, - квартира) (доли в праве собственности на одноквартирный, блокированный жилой дом или квартиру) реализацию одного из его прав на получение:

- в собственность квартиры типовых потребительских качеств, а также в случае, если рыночная стоимость предоставляемой квартиры меньше рыночной стоимости подлежащих сносу жилого дома или квартиры, строений, сооружений и насаждений при них (долей в праве собственности на соответствующее недвижимое имущество), - денежной компенсации в размере данной разницы;
- денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них (за прекращение права в общей собственности) в размере их рыночной стоимости, но не меньше, чем затраты, необходимые для строительства равноценных жилого дома или квартиры, строений, сооружений.

5. Местный исполнительный комитет при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, обязан предложить собственнику жилого дома (доли в праве собственности на одноквартирный или блокированный жилой дом) дополнительно к правам, предусмотренным в настоящего Указа, реализацию одного из его прав на:

- строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем (долей в праве собственности на соответствующее имущество), равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;
- перенос и восстановление сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

При этом в установленном порядке решаются вопросы о предоставлении землепользователю, землевладельцу, собственнику или арендатору нового земельного участка взамен изымаемого.

6. Реализация прав, перечисленных в пунктах 4 и 5 настоящего Указа, осуществляется в порядке и с учетом требований Положения о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков, утверждаемого настоящим Указом.

Собственником может быть реализовано по выбору только одно из прав, перечисленных в пункте 4 или 5 настоящего Указа.

7. При сносе жилого дома, квартиры, строений, сооружений и насаждений при них местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, в порядке, предусмотренном законодательством, также обеспечивает возмещение лицам, чьи права ущемляются решением об изъятии земельного участка для государственных нужд, расходов, связанных:

- с переездом, в том числе с изменением места жительства в пределах Республики Беларусь;
- с временным пользованием другими жилыми помещениями, до предоставления жилого дома, квартиры в соответствии с настоящим Указом;
- с оформлением права собственности на предоставляемые жилой дом, квартиру;
- с оформлением документов в отношении земельного участка, предоставляемого взамен изымаемого, и прав на него;
- с возмещением убытков.

В случае, если сносу подлежат не завершенные строительством либо завершенные строительством и не зарегистрированные в установленном порядке жилой дом, квартира в блокированном жилом доме, их собственнику предоставляется право на возмещение убытков, размер которых определяется в порядке, установленном законодательством. При этом собственник изымаемого земельного участка имеет право на предоставление по его желанию и при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, равноценного земельного участка взамен изымаемого.

Договоры обязательного страхования соответствующего имущества прекращаются со дня реализации прав, предусмотренных в пунктах 4 и 5 настоящего Указа. Возмещение гражданам и организациям страховых взносов по договорам обязательного страхования осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о страховой деятельности.

8. Подпункт 1.9 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. N 565 "О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 190, 1/6977; 2007 г., N 235, 1/8920; 2008 г., N 135, 1/9738) исключить.

9. Настоящий Указ не распространяет свое действие на отношения:

- регулируемые Указом Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. N 70 "О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 22, 1/7227);
- связанные со сносом жилых домов, строений, сооружений и насаждений при них, если решения об изъятии и предоставлении земельных участков, влекущие снос объектов недвижимого имущества, приняты в установленном законодательством порядке до вступления в силу настоящего Указа.

10. Возложить персональную ответственность за обоснованность изъятия земельных участков для государственных нужд и выполнение иных требований настоящего Указа на председателей местных исполнительных комитетов.

------------------------------------------------------------------
Пункт 11 вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 13 данного документа).
------------------------------------------------------------------

11. Совету Министров Республики Беларусь в четырехмесячный срок принять меры по реализации настоящего Указа.

12. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Комитет государственного контроля.

------------------------------------------------------------------
Пункт 13 вступил в силу со дня официального опубликования.
------------------------------------------------------------------

13. Настоящий Указ вступает в силу с 1 мая 2009 г., за исключением пункта 11 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования этого Указа.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

по материалам портала pravo.by

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Положении о реализации прав граждан при изъятии у них земли

Сообщение Toto (Admin) » Ср май 20, 2009 10:40 am

УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
02.02.2009 N 58

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ИЗЪЯТИИ У НИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

1. Настоящим Положением устанавливается порядок реализации предусмотренных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, имущественных прав граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - граждане), и организаций при изъятии у них земельных участков для государственных нужд, которое связано со сносом или иным уничтожением (далее - снос) принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимого имущества.

2. При необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд, на котором расположены объекты недвижимого имущества граждан или организаций, местный исполнительный комитет принимает решение о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества (далее - решение о предстоящем изъятии земельного участка).

Решение о предстоящем изъятии земельного участка принимается местным исполнительным комитетом:

- в течение пяти рабочих дней после утверждения (согласования) акта выбора места размещения земельного участка, если при изъятии и предоставлении земельного участка в соответствии с законодательством проводится предварительное согласование места его размещения;
- после обращения лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, и до выдачи организациям по землеустройству, находящимся в подчинении Государственного комитета по имуществу, разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, если в соответствии с законодательством предварительное согласование места его размещения не проводится;
- для формирования земельных участков и размещения объектов недвижимости, в том числе возводимых в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь и программами, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь;
- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Срок между принятием местным исполнительным комитетом решения о предстоящем изъятии земельного участка и решения об изъятии и предоставлении земельного участка не может быть менее трех месяцев.

3. В решении о предстоящем изъятии земельного участка должны быть указаны:

- основания такого изъятия;
- объекты недвижимого имущества, подлежащие сносу;
- собственники данных объектов;
- варианты реализации прав собственников объектов недвижимого имущества, предусмотренные в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение;
- поручение о проведении оценки объектов недвижимого имущества;
лица, уполномоченные местным исполнительным комитетом на обеспечение реализации предусмотренных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, прав граждан и организаций, а также на подписание при необходимости протокола разногласий, названного в пункте 8 настоящего Положения;
- права и обязанности лица, которому предоставляется земельный участок (при необходимости);
- иные вопросы, связанные с предстоящим изъятием земельного участка и сносом расположенных на нем объектов недвижимого имущества.

Местный исполнительный комитет при подготовке решения о предстоящем изъятии земельного участка оценивает возможность реализации прав собственников жилых домов (долей в праве собственности на одноквартирный или блокированный жилой дом) в соответствии с пунктом 5 Указа, утверждающего настоящее Положение. При этом местным исполнительным комитетом определяются место возможного размещения земельного участка для возведения на нем жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем, равноценных сносимым, условия переноса и восстановления соответствующих объектов недвижимого имущества, варианты предоставления в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем взамен сносимых. В решении о предстоящем изъятии земельного участка должны содержаться конкретные предложения о реализации соответствующих прав или причины невозможности их предоставления собственнику объектов недвижимого имущества.

Решение о предстоящем изъятии земельного участка может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в двухмесячный срок со дня его вынесения.

4. Местный исполнительный комитет обязан принять меры по реализации прав, предусмотренных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, в срок, определенный в решении о предстоящем изъятии земельного участка, который не может превышать двух лет со дня его принятия.

5. Местный исполнительный комитет в течение трех рабочих дней после принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка направляет гражданину или организации, являющимся собственниками подлежащих сносу объектов недвижимого имущества, заказным письмом по месту жительства гражданина или месту нахождения организации копию названного решения (выписку из него) с указанием оснований такого изъятия и иных сведений, определенных в пункте 3 настоящего Положения. Одновременно местный исполнительный комитет уведомляет государственные нотариальные конторы, нотариальные бюро, соответствующую территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка о предстоящем изъятии земельного участка и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества и об ограничении прав собственника по распоряжению им. При этом собственник вправе в соответствии с законодательством осуществить государственную регистрацию ранее незарегистрированных объектов недвижимого имущества, находящихся на изымаемом земельном участке.

В случае, если гражданин, являющийся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, не уполномочивший никого из дееспособных лиц решить вопрос о судьбе этого имущества, неизвестен или неизвестно его место жительства (для организации - место нахождения), местный исполнительный комитет принимает меры по его розыску в соответствии с законодательством через органы внутренних дел.

6. После получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка собственник сносимого объекта недвижимого имущества не вправе без согласия местного исполнительного комитета, принявшего решение о предстоящем изъятии земельного участка, производить продажу, мену, дарение, передавать в ренту или залог подлежащий сносу объект недвижимого имущества.

Расходы на проведение мероприятий, повышающих стоимость земельного участка или расположенных на нем объектов недвижимого имущества, понесенные их собственником после получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка без согласия местного исполнительного комитета, принявшего данное решение, возмещению не подлежат.

7. В случае выбора собственником сносимого объекта недвижимого имущества одного из прав, предусмотренных в пункте 4 или 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, он подает соответствующее заявление в местный исполнительный комитет, принявший решение о предстоящем изъятии земельного участка. Данное заявление должно быть подано собственником в течение месяца со дня получения предложений по реализации его прав, предусмотренных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение.

8. В случае, если заявление не подано в установленный срок или между собственником сносимого объекта недвижимого имущества и местным исполнительным комитетом, принявшим решение о предстоящем изъятии земельного участка, либо по его решению лицом, которому предоставляется земельный участок, не достигнуто согласие в выборе права, определенного в пункте 4 или 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, или его реализации, а также если собственник не согласен с размером, способом и (или) условиями возмещения понесенных им убытков, местным исполнительным комитетом составляется протокол разногласий, который подписывается этим собственником, должностным лицом, уполномоченным соответствующим местным исполнительным комитетом, и лицом, которому предоставляется земельный участок (при его наличии).

Если собственник сносимого объекта недвижимого имущества откажется подписать протокол разногласий, в протоколе делается соответствующая отметка, заверяемая подписью лица, его составившего. Собственник, отказавшийся подписать протокол разногласий, вправе дать объяснение причин отказа, которое заносится в протокол или прикладывается к нему (о чем делается отметка в протоколе).

Местный исполнительный комитет в двухнедельный срок со дня подписания протокола разногласий обращается в суд с иском о выкупе объекта недвижимого имущества либо о выселении собственника и членов его семьи с предоставлением им других объектов недвижимого имущества, отвечающих требованиям настоящего Положения и Указа, его утверждающего. При этом решение об изъятии и предоставлении земельного участка может быть принято местным исполнительным комитетом только после вступления в силу постановления суда.

9. Оценка подлежащих сносу объектов недвижимого имущества с определением их рыночной стоимости, равной стоимости аналогичных объектов, не подлежащих сносу, а также оценка предоставляемых объектов недвижимого имущества осуществляются по рыночной стоимости в соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. N 615 "Об оценочной деятельности в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 168, 1/7999). Данные оценки выполняются за счет средств местного исполнительного комитета либо лица, которому по решению этого местного исполнительного комитета предоставляется земельный участок.

10. В случае, если при реализации прав, предусмотренных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, рыночная стоимость предоставляемых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем или квартиры типовых потребительских качеств превышает рыночную стоимость подлежащих сносу объектов недвижимого имущества, разница в их стоимости с собственника не взыскивается.

11. В случае выбора гражданином, являющимся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, права на получение денежной компенсации, это право может быть реализовано с согласия совершеннолетних членов его семьи, зарегистрированных по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), и органов опеки и попечительства, если в подлежащем сносу жилом доме (квартире) зарегистрированы несовершеннолетние члены семьи собственника.

12. При выборе лицами, являющимися участниками общей собственности, одного из прав, предусмотренных в пункте 4 или 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, их доли в этом праве должны соответствовать долям в праве каждого из них на подлежащие сносу объекты недвижимого имущества.

13. В случае выбора гражданином, являющимся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, права на получение в собственность квартиры типовых потребительских качеств взамен подлежащих сносу объектов недвижимого имущества ему предоставляется квартира типовых потребительских качеств, общая площадь которой должна определяться исходя из расчета не менее 15 кв. метров на самого собственника и каждого члена его семьи, зарегистрированного по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире).

Общая площадь получаемой в собственность квартиры типовых потребительских качеств должна быть не менее общей площади подлежащего сносу жилого дома (квартиры) либо с согласия собственника может быть менее общей площади подлежащего сносу жилого дома (квартиры), но не менее общей площади, определяемой исходя из расчета 15 кв. метров на каждого члена семьи этого собственника с учетом самого собственника.

При определении размера общей площади не учитываются наниматели и граждане, вселившиеся в жилой дом (квартиру) после получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка (кроме собственника, а также вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как собственника, так и членов его семьи).

В случае невозможности предоставления в собственность одной квартиры типовых потребительских качеств в соответствии с нормой общей площади, определенной в части первой настоящего пункта, в собственность может быть предоставлено несколько квартир типовых потребительских качеств.

Гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на дополнительную площадь сверх установленной минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения, предоставляется дополнительная площадь в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади.

14. В случае выбора организацией, являющейся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, права, предусмотренного в абзаце втором пункта 4 Указа, утверждающего настоящее Положение, данной организации предоставляется квартира (квартиры) типовых потребительских качеств, равноценная по площади подлежащему сносу жилому дому (квартире).

15. В случае выбора гражданином, являющимся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, права на получение в собственность жилого дома или квартиры типовых потребительских качеств вместо подлежащего сносу объекта недвижимого имущества члены его семьи, зарегистрированные по месту жительства в сносимом жилом доме (квартире), и иные граждане, имеющие право пользования этим объектом недвижимого имущества, приобретают право пользования передаваемым собственнику жилым домом (квартирой) на тех же условиях, на которых они занимали прежний жилой дом (квартиру).

16. Выселение в судебном порядке гражданина, являющегося собственником сносимого объекта недвижимого имущества, и членов его семьи из жилого дома (квартиры), расположенного на земельном участке, подлежащем изъятию, а также снос жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при нем могут быть осуществлены только после государственной регистрации права собственности гражданина на объект недвижимого имущества, предоставленный ему вместо подлежащего сносу, либо получения этим гражданином денежной компенсации за сносимые объекты недвижимого имущества.

17. Если гражданин, являющийся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, не уполномочивший никого из дееспособных лиц решить вопрос о судьбе его имущества, не будет найден, вопрос о реализации одного из прав, предусмотренных в пункте 4 или 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, решается в суде на основании соответствующего искового заявления местного исполнительного комитета исходя из волеизъявления совершеннолетних членов семьи собственника, а также интересов несовершеннолетних членов его семьи (с согласия органов опеки и попечительства), зарегистрированных по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире). При отсутствии единства в волеизъявлении совершеннолетних членов семьи собственника по данному вопросу подлежит реализации право на получение в собственность квартиры типовых потребительских качеств на тех же условиях, на которых они занимали сносимый жилой дом (квартиру).

Если собственник и совершеннолетние члены его семьи, зарегистрированные по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), либо иное уполномоченное собственником лицо отсутствуют, судом выносится предписание местному исполнительному комитету обеспечить предоставление собственнику либо его наследникам (в случае их объявления) соответствующих прав в порядке, установленном настоящим Положением и Указом, его утверждающим. При этом в случае объявления собственника после сноса соответствующего объекта недвижимого имущества местный исполнительный комитет обязан по первому требованию данного лица обеспечить возмещение убытков, связанных с утратой движимого имущества, и реализацию одного из прав, предусмотренных в пункте 4 или 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, кроме переноса и восстановления снесенных жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

18. Для определения состава имущества, находящегося в объектах недвижимого имущества, подлежащих сносу в случаях, указанных в части второй пункта 17 настоящего Положения, и решения иных вопросов, связанных с данным имуществом, местным исполнительным комитетом создается комиссия по обследованию пустующего недвижимого имущества, в состав которой входят представители местного исполнительного комитета, органов внутренних дел, а также территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В случае обнаружения движимого имущества в названных объектах недвижимого имущества комиссией по обследованию пустующего недвижимого имущества составляется опись обнаруженного имущества (наименование, основные отличительные признаки, степень износа и другие сведения), которая направляется в местный исполнительный комитет, создавший данную комиссию.

При наличии в таких объектах недвижимого имущества иного имущества, которое не имеет собственника или его собственник неизвестен, либо имущества, от права собственности на которое собственник отказался, местным исполнительным комитетом подается в суд заявление о признании этого имущества бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы.

В случае проживания нанимателей в зарегистрированном по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), собственник которого не обнаружен в результате проведенных в соответствии с законодательством мероприятий, эти наниматели выселяются до окончания сроков договоров найма соответствующих жилых помещений в жилые помещения в домах маневренного фонда местного исполнительного комитета.

19. Организация или гражданин, являющиеся собственниками сносимого объекта недвижимого имущества, заселенного на основании договора найма жилого помещения, обязаны передать полученный жилой дом (квартиру) в пользование гражданам, проживавшим в сносимых жилых помещениях, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.

При выборе организацией или гражданином, являвшимися собственниками сносимого объекта недвижимого имущества, права на получение денежной компенсации это право может быть реализовано при предоставлении ими гражданам, зарегистрированным по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), жилого дома или квартиры типовых потребительских качеств на тех же условиях, на которых они занимали подлежащий сносу жилой дом (квартиру).

20. Государственная регистрация в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем жилого дома либо квартиры типовых потребительских качеств, передаваемых взамен изымаемого земельного участка и сносимых объектов недвижимого имущества, и прав, ограничений (обременений) прав на них осуществляется по заявлению кандидата в правообладатели (одного из них при государственной регистрации общего долевого права). Если кандидат в правообладатели уклоняется от подачи заявления о государственной регистрации в отношении переданных ему объектов недвижимого имущества, суд вправе по требованию местного исполнительного комитета, лица, которому предоставляется земельный участок, либо прокурора вынести решение о государственной регистрации переданного кандидату в правообладатели земельного участка и (или) расположенных на нем жилого дома либо квартиры типовых потребительских качеств, прав, ограничений (обременений) прав на них. В этом случае государственная регистрация производится в соответствии с судебным постановлением.

21. Подлежащие сносу объекты недвижимости (их части) не могут использоваться прежним собственником или иными лицами со дня реализации прав, определенных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, в том числе реализации этих прав по решению суда в соответствии с пунктами 8, 17 и 20 настоящего Положения. Реализация названных прав, подтвержденная документально в установленном законодательством порядке, влечет прекращение права собственности и иных вещных прав на сносимый объект недвижимого имущества.

Местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, со дня реализации прав, определенных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, несут права и обязанности, связанные с содержанием и охраной данного имущества.

22. Государственная регистрация прекращения существования сносимого объекта недвижимого имущества производится после его сноса.

по материалам портала pravo.by

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Новый порядок изъятия земельных участков

Сообщение Toto (Admin) » Чт май 21, 2009 10:27 am

На обжалование - 2 месяца

Принят новый порядок реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков.

Указ № 58 "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд" президент Беларуси подписал 2 февраля текущего года. Этим же указом утверждено Положение о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков.

Согласно комментариям пресс-службы президента, указ принят в целях совершенствования правового регулирования в области защиты прав собственников и иных лиц в связи с изъятием у них земельных участков для государственных нужд и сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества.

В комментарии говорится, что до издания этого указа вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд и отселения граждан, проживающих в жилых домах, подлежащих сносу, регулировались рядом нормативных правовых актов различной юридической силы, что не в полной мере обеспечивало надлежащую защиту жилищных прав граждан и влекло за собой их многочисленные и обоснованные жалобы.

В принятом указе, как комментирует пресс-служба, четко урегулированы вопросы, касающиеся реализации имущественных прав граждан, проживающих в одноквартирных, блокированных жилых домах или квартирах в многоквартирных жилых домах, а также юридических лиц при сносе принадлежащих им жилых помещений.

Указ, в частности, устанавливает, что местный исполком либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, обязаны до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры реализацию одного из следующих его прав.

Первый вариант предусматривает предоставление в собственность квартиры типовых потребительских качеств. При этом общая площадь такой квартиры должна определяться исходя из расчета не менее 15 кв. м на самого собственника и каждого члена его семьи.

Если первый вариант собственника сносимого объекта не устраивает, он может претендовать на получение денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них в размере их рыночной стоимости, но не меньше, чем затраты, необходимые для строительства равноценного жилого дома или квартиры, строений, сооружений.

При наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, а также при технической возможности переноса и восстановления жилого дома собственнику сносимого жилого дома (доли в праве собственности на одноквартирный или блокированный жилой дом) должно быть предложено право на строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, либо перенос и восстановление сносимого имущества.

Если сносу подлежат недостроенные либо достроенные, но не зарегистрированные как объект недвижимости дом, квартира в блокированном жилом доме, их собственнику предоставляется право на возмещение убытков, размер которых определяется в порядке, установленном законодательством. При этом собственник изымаемого участка имеет право на предоставление по его желанию и при наличии объективной возможности равноценного земельного надела взамен изымаемого.

Указ обязывает местные власти принимать решения о предстоящем изъятии земельного участка. При этом срок между принятием такого решения и решением об изъятии и предоставлении земельного участка не может быть менее трех месяцев. То есть на то, чтобы собственник узнал о том, что его дом собираются сносить, и выбрал форму компенсации за снос, отводится как минимум 3 месяца. Кроме того, согласно положению, решение о предстоящем изъятии земельного участка может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в двухмесячный срок со дня его вынесения.

Во всех случаях планируемого изъятия земельных участков для государственных нужд будет проводиться оценка подлежащих сносу строений, в основе которой должна лежать рыночная стоимость, равная стоимости аналогичных объектов, не подлежащих сносу. Это, как отмечается в комментариях пресс-службы президента, позволит исключить практику "заниженных" компенсаций за сносимое имущество и будет способствовать защите конституционного права граждан на собственность и жилище.

Указом также установлено, что лицам, чьи права ущемляются решением об изъятии земельного участка для государственных нужд, должны возмещаться расходы, связанные с переездом, временным пользованием другими жилыми помещениями, оформлением права собственности на предоставляемые объекты недвижимости, возмещением убытков.

Новые правила начнут действовать с 1 мая 2009 года. Указ не распространяет свое действие на отношения, связанные со сносом, если решение об изъятии и предоставлении участка, влекущее снос объекта, принято до указанной даты или если снос осуществляется в соответствии с Указом от 3.02.2006 г. № 70 "О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности".

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Белорусы и рынок
№6 (841), 9-15 февраля 2009 г.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Выделение минчанам участков под Минском

Сообщение Toto (Admin) » Чт май 28, 2009 3:13 pm

Под Минском — участки по спискам

Миноблисполком решениями от 24.04.2009 г. № 417 и № 418 установил новый порядок предоставления земельных участков гражданам в окрестностях столицы. Он позволит многим желающим заполучить в частную собственность заветные «сотки» для строительства индивидуального жилья без участия в аукционах.

Данными решениями утверждены Инструкция о порядке очередности предоставления участков, а также перечень населенных пунктов, на территории которых земля для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов предоставляется по результатам аукционов, а гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, без их проведения. Документы областного уровня разработаны на основании Указа Президента от 6.02.2009 № 64, установившем, в частности, новые подходы государства к изъятию и предоставлению земельных участков для индивидуального строительства. Данным нормативным актом, напомним, было сокращено обязательное применение аукционов в качестве способа продажи участков в частную собственность. Дело в том, что из-за них во многих регионах земля оказалась невостребованной, что повлияло на темпы индивидуального строительства в стране.

Облисполкомам разрешили с учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности определять населенные пункты, на территории которых земля под одноквартирные дома может выделяться как по результатам аукционов, так и без их проведения.

Согласно решению № 417, местными властями (районными, городскими, поселковыми и сельскими исполкомами) формируются 4 списка очередности граждан, желающих возвести собственные дома на территории Минской области. В список № 1 включаются нуждающиеся в улучшении жилищных условий из числа местного населения. А именно те, кто состоит на учете по месту жительства в местном исполкоме, при котором формируются списки, а кроме того, очередники по месту работы (службы), постоянно проживающие и работающие в этих населенных пунктах. Право быть зачисленными в список № 2 получили нуждающиеся в жилье, но состоящие на учете в других населенных пунктах этого же района. Список № 3 будет формироваться из очередников, которые состоят на учете в других районах Минщины, а также иных областях Беларуси. А вот в список № 4, согласно Инструкции, будут включаться как очередники, имеющие «сотки», но без построек, либо совершившие их отчуждение в течение 5 лет, так и граждане, не состоящие на учете нуждающихся. Это позволяет рассчитывать на место в данном списке фактически всем желающим заиметь индивидуальное жилье вместо квартиры в многоэтажном доме.

Инструкцией установлена очередность предоставления земельных участков в зависимости от нахождения в том или ином списке. Приоритет имеют граждане, зачисленные в список № 1, а вот находящиеся в списке № 4 получат землю под индивидуальное строительство в последнюю очередь.

Включение в списки осуществляется по решению местных исполкомов исходя из даты и времени подачи гражданами заявлений.

Решением № 418 определен перечень населенных пунктов Минщины, где облисполком сохранил продажу земли посредством аукционов, что, однако, не касается нуждающихся в улучшении жилищных условий. В него вошли города, поселки, деревни, где участки пользуются большим спросом. Разумеется, такой спрос имеет место прежде всего рядом со столицей, поэтому в данный перечень включены все населенные пункты Минского района. Аукционы сохранили и для некоторых поселений других районов области, которые, например, связаны с Минском хорошим транспортным сообщением. Отнесены к этому перечню также населенные пункты, расположенные в зонах рек, озер, либо перспективны с точки зрения трудоустройства.

Данный порядок вступил в силу с 1 мая.

Иван МИХАЛЕВИЧ
Экономическая газета
22 мая 2009

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Очередность предоставления земельных участков в Минской обл.

Сообщение Toto (Admin) » Чт май 28, 2009 3:18 pm

РЕШЕНИЕ МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
24 апреля 2009 г. N 417

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Во исполнение пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. N 64 "О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков" Минский областной исполнительный комитет РЕШИЛ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке очередности предоставления земельных участков гражданам Республики Беларусь в Минской области.

2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Минского областного исполнительного комитета Мирчука А.В., начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства облисполкома Шилака А.А., руководителя Минской областной землеустроительной и геодезической службы Плисковского Г.М., председателей районных и Жодинского городского исполнительных комитетов.

3. Настоящее решение опубликовать в газете "Мiнская праўда".

4. Настоящее решение вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Председатель Л.Ф.КРУПЕЦ
Управляющий делами И.С.МАРКЕВИЧ



УТВЕРЖДЕНО
Решение
Минского областного
исполнительного комитета
24.04.2009 N 417

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Настоящая Инструкция разработана на основании пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. N 64 "О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 41, 1/10450) и определяет порядок очередности предоставления земельных участков гражданам Республики Беларусь в населенных пунктах Минской области.

2. Районными, Жодинским, Заславским и Фанипольским городскими, сельскими и поселковыми исполнительными комитетами (далее - местные исполкомы) по месту нахождения земельных участков, предназначенных для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (далее - строительство домов), формируются списки очередности граждан, желающих получить земельные участки для строительства домов на соответствующей территории (далее - списки).

3. Местными исполкомами формируются четыре списка на основании заявлений граждан о включении в списки:

3.1. список 1.

В данный список включаются граждане:

- состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в местном исполкоме, при котором формируются списки;
- состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), которые постоянно проживают и работают в населенных пунктах по месту формирования списков местными исполкомами;

3.2. список 2.

В данный список включаются граждане:

- не состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту нахождения испрашиваемых земельных участков, но состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в местном исполкоме в пределах одного района;
- состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), которые в пределах одного района постоянно проживают, работают и желают получить земельные участки;

3.3. список 3.

В данный список включаются граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от места принятия их на такой учет, за исключением граждан, подлежащих включению в списки 1, 2, 4;

3.4. список 4.

В данный список включаются граждане:

- состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от места принятия на такой учет, которые (или члены их семей, совместно состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий) имеют на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды земельные участки, предоставленные для строительства домов (за исключением участков, на которых расположены жилые дома, принадлежащие гражданам на праве частной собственности, в которых они проживают (зарегистрированы по месту жительства);
- состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от места принятия на такой учет, которые (или члены их семей, совместно состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий) произвели в течение 5 лет отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности, либо отчуждение одноквартирных, блокированных жилых домов, в том числе законсервированных незавершенных строительством, расположенных на земельных участках, предоставленных в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду;
- не состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. Включение в списки осуществляется по решению местных исполкомов исходя из даты и времени подачи гражданами заявлений.
Списки и информация об условиях включения граждан в списки размещаются местными исполкомами в доступных для ознакомления местах.

5. В списки не включаются граждане, не состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые желают приобрести земельные участки для строительства домов в населенных пунктах, на территории которых земельные участки для указанных целей предоставляются по результатам аукционов, а гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, без их проведения.

6. Предоставление земельных участков для строительства домов по спискам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, устанавливается с соблюдением следующего порядка очередности:

6.1. в первую очередь - гражданам, включенным в список 1 <*>;
6.2. во вторую очередь - гражданам, включенным в список 2 <**>;
6.3. в третью очередь - гражданам, включенным в список 3;
6.4. в четвертую очередь - гражданам, включенным в список 4.
--------------------------------
<*> В данном случае в первую очередь земельные участки предоставляются гражданам, указанным в абзаце втором части второй подпункта 3.1 пункта 3 Инструкции, во вторую очередь - гражданам, указанным в абзаце третьем части второй подпункта 3.1 пункта 3 Инструкции.
<**> В данном случае в первую очередь земельные участки предоставляются гражданам, указанным в абзаце втором части второй подпункта 3.2 пункта 3 Инструкции, во вторую очередь - гражданам, указанным в абзаце третьем части второй подпункта 3.2 пункта 3 Инструкции.

7. Гражданам, включенным в список 1 и список 2, имеющим в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. N 185 "О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 38, 1/1172) право на внеочередное включение в списки на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, земельные участки для строительства домов предоставляются вне очереди.

8. Земельные участки гражданам, включенным в список 1 и список 2, предоставляются исходя из даты и времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

9. Земельные участки гражданам, включенным в список 3 и список 4, предоставляются исходя из даты и времени подачи заявлений о включении в списки.

10. Гражданам, желающим получить земельные участки для строительства домов, предоставляется на выбор любой из земельных участков, включенных в перечень свободных (незанятых) земельных участков, сформированный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 6, 1/9264), в населенных пунктах, на территории которых они изъявили желание осуществлять строительство домов.

11. Граждане, желающие получить земельные участки для строительства домов, извещаются о наличии свободных (незанятых) земельных участков местными исполкомами заказными письмами с уведомлениями об их вручении либо в устной форме под роспись.

В случае, если граждане в течение 10 календарных дней после направления заказных писем с уведомлениями об их вручении или уведомления в устной форме под роспись не изъявляют желание на получение земельных участков или не явились в указанный срок в местный исполком, то земельные участки предоставляются в соответствии с установленной настоящей Инструкцией очередностью.

Если впоследствии граждане, указанные в части второй настоящего пункта, изъявили желание на получение земельных участков для строительства домов, то такие граждане обеспечиваются земельными участками в соответствии с установленной настоящей Инструкцией очередностью.

12. Граждане исключаются из списков:

12.1. в случае предоставления земельного участка для строительства дома;

12.2. по их заявлениям.

13. В случаях приобретения гражданами, включенными в списки 1, 2, 3, земельных участков на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды для строительства домов по иным основаниям или снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий указанные граждане подлежат включению в список 4. При этом включение их в список 4 осуществляется по заявлениям исходя из даты и времени подачи таких заявлений.

по материалам программы КонсультантПлюс


Вернуться в «Земельный вопрос»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by