Сообщение Toto (Admin) » Пн янв 14, 2008 6:49 pm
УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
27.12.2007 № 667
Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок изъятия и предоставления земельных участков, в том числе для государственных нужд, из всех категорий земель, независимо от цели использования земельных участков и вида вещного права на них, формирования земельных участков для проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков (далее – аукцион аренды) и аукционов по продаже земельных участков в частную собственность (далее – аукцион продажи), продления срока пользования земельными участками, предоставленными во временное пользование.
2. Изъятие и предоставление земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) осуществляется в соответствии с настоящим Положением, если иное не определено Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений).
Формирование земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества в Республике Беларусь, за исключением г. Минска и областных центров, строительство которых предусмотрено решением Президента Республики Беларусь либо государственной программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, а также при продаже в установленном порядке на аукционе недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности.
3. Земельные участки для строительства и обслуживания линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений) в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений из земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда, не предусмотренных по условиям их эксплуатации для лесовыращивания, предоставляются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в постоянное пользование либо аренду.
4. Изъятие и предоставление земельных участков (за исключением земельных участков из земель лесного фонда, указанных в пункте 3 настоящего Положения) не требуется для строительства (реконструкции, капитального ремонта) линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений), осуществляемого в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности. Строительство таких сооружений осуществляется на основании земельно-кадастровой документации, указанной в пункте 18 настоящего Положения, акта выбора места размещения земельного участка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией с возмещением убытков и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (если они имеют место).
5. Земельные участки предоставляются в аренду или в частную собственность по результатам аукционов аренды и аукционов продажи, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 6 Указа, утверждающего настоящее Положение.
6. Договор аренды земельного участка, заключаемый при его предоставлении, в том числе по результатам аукциона аренды, подготавливается местным исполнительным комитетом, принявшим решение о предоставлении этого участка, в соответствии с типовой формой, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
7. Средства, полученные от проведения аукционов, направляются в соответствующие местные бюджеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, и используются на строительство (реконструкцию, ремонт) объектов инфраструктуры; финансирование работ (услуг), связанных с изъятием земельных участков для проведения аукционов, в том числе по государственной регистрации этих участков; проведение аукционов аренды и аукционов продажи.
Средства, полученные от проведения аукционов аренды для строительства автозаправочных станций, направляются в республиканский бюджет и используются для финансирования строительства и реконструкции автозаправочных станций на территории районов и проведения таких аукционов для строительства автозаправочных станций.
8. Земельный участок предоставляется после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора (далее – землепользователь).
При необходимости использования земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных нужд, указанных в пункте 10 настоящего Положения, право частной собственности на этот участок может быть прекращено с одновременным выкупом такого участка и передачей его в собственность Республики Беларусь по решению местного исполнительного комитета при наличии письменного согласия собственника земельного участка на его изъятие для государственных нужд, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.
Выкуп земельного участка для государственных нужд производится по его кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
9. Размеры убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, устанавливаются организациями по перечню и в порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь. Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства возмещаются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
При изъятии земельного участка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений при нем местный исполнительный комитет обеспечивает в соответствии с жилищным законодательством по выбору собственника реализацию его права на предоставление благоустроенной квартиры в собственность или строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, перенос и восстановление жилого дома в ином месте, получение денежной компенсации вместо изымаемого земельного участка с расположенными на нем жилым домом, иными строениями, сооружениями, насаждениями.
В случае объективной невозможности (в том числе обусловленной градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством) предоставления собственнику сносимых одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений при нем права на строительство и (или) получение в собственность иного жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, либо на перенос и восстановление жилого дома в ином месте, местный исполнительный комитет обязан по выбору собственника обеспечить реализацию его иных прав, предусмотренных в части второй настоящего пункта.
Решение местного исполнительного комитета об изъятии земельного участка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений может быть обжаловано в суд. В этом случае выполнение решения местного исполнительного комитета приостанавливается до вынесения судом соответствующего решения.
10. Изъятие и предоставление земельных участков для государственных нужд осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством, а также для размещения объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь либо государственными программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.
11. Для изъятия и предоставления земельного участка требуются:
11.1. предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта (далее – предварительное согласование, если настоящим Положением не предусмотрено иное).
Без предварительного согласования предоставляются земельные участки:
- гражданам Республики Беларусь – для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, обслуживания принадлежащих на праве собственности или ином законном основании капитальных строений (зданий, сооружений) в границах сельского населенного пункта и поселка городского типа (при наличии утвержденного генерального плана населенного пункта), города (при наличии градостроительного проекта детального планирования), для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а также свободные (незанятые) земельные участки, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу (далее – свободные (незанятые) земельные участки), которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания таких домов в населенных пунктах, либо свободные (незанятые) в дачном кооперативе, садоводческом товариществе;
- гражданам Республики Беларусь, проживающим в населенном пункте и имеющим земельные участки во владении, пользовании для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства, предоставленные им до 1 января 1999 г., при условии, что сведения о данных участках внесены в земельно-кадастровую документацию соответствующего местного исполнительного комитета до указанной даты;
- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах сельского населенного пункта и поселка городского типа (при наличии утвержденного генерального плана), города (при наличии градостроительного проекта детального планирования) либо незанятые и предназначенные для жилищного строительства в сельском населенном пункте, а также для ведения лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, реконструкции (капитального ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и строительства объектов (за исключением мест добычи общераспространенных полезных ископаемых открытым способом), необходимых для такой реконструкции (капитального ремонта);
- резидентам свободных экономических зон – для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах свободных экономических зон (при наличии утвержденных в установленном порядке генеральных планов этих зон);
11.2. разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка;
11.3. установление границ предоставленного земельного участка на местности, государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него.
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
12. Предварительное согласование проводится с учетом градостроительной документации:
- районными исполнительными комитетами – при предоставлении земельного участка из земель в границах районов, городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ;
- Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами – соответственно при предоставлении земельного участка из земель г. Минска и земель городов областного подчинения.
Выбор места размещения земельного участка для строительства объектов, решение о размещении которых принято Президентом Республики Беларусь, может осуществляться в ином порядке, предусмотренном Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
13. Для выбора места размещения земельного участка местный исполнительный комитет своим решением создает комиссию по выбору места размещения земельного участка (далее – комиссия), действующую на постоянной основе, определяет ее персональный состав, назначает председателя комиссии из числа заместителей председателя местного исполнительного комитета и утверждает регламент ее работы.
В состав комиссии включаются уполномоченные должностные лица областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службы Государственного комитета по имуществу (далее – землеустроительная и геодезическая служба), территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, территориального органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, государственного органа (учреждения), осуществляющего государственный санитарный надзор, территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства) местного исполнительного комитета, сельского, поселкового исполнительного комитета, организации по землеустройству*, представители проектных организаций, которые будут осуществлять работы по проектированию объекта. В состав комиссии могут включаться представители других заинтересованных организаций (по решению местного исполнительного комитета).
______________________________
*Для целей настоящего Положения под организацией по землеустройству понимается организация по землеустройству, находящаяся в подчинении Государственного комитета по имуществу, и проектно-изыскательское коммунальное унитарное предприятие «Земпроект» – при выборе земельного участка в границах г. Минска.
14. Гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении им земельного участка (далее – заинтересованное лицо), обращаются в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении этого участка.
В заявлении указываются:
- цель, для которой испрашивается земельный участок;
- вещное право на испрашиваемый земельный участок;
- характеристика объекта строительства, включающая его функциональное назначение и ориентировочные размеры;
- намечаемое место размещения земельного участка и его примерная площадь.
В заявлении юридического лица, индивидуального предпринимателя дополнительно указываются объем планируемых инвестиций и источники финансирования строительства объекта (за исключением культовых строений, строительство которых осуществляется религиозными организациями).
В случае, если земельный участок испрашивается для государственных нужд, в заявлении указываются основания (одно или несколько), предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения, и к заявлению прилагаются копии документов (либо выписки из них), подтверждающих эти основания.
К заявлению прилагаются без нотариального засвидетельствования копии устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, документ с указанием его банковских реквизитов, или копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, или копии документов, содержащие идентификационные сведения о гражданине*, испрашивающем земельный участок.
______________________________
*Для целей настоящего Положения под идентификационными сведениями о гражданине понимаются его фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения, личный или иной идентификационный номер, гражданство, адрес места жительства.
15. Местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица рассматривает это заявление и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обусловленных градостроительными регламентами, природоохранными (с учетом требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий) и другими требованиями законодательства поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии, и одновременно сообщает заинтересованному лицу о результатах рассмотрения его заявления. К поручению местный исполнительный комитет прилагает заявление заинтересованного лица и документы, поданные им в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения. Поручение местного исполнительного комитета, направленное с нарушениями требований данного пункта, возвращается организацией по землеустройству в день его рассмотрения для внесения его не позднее 1 рабочего дня в соответствии с установленными требованиями.
При принятии решения об отказе заинтересованному лицу в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом заявителю с указанием оснований отказа, соответствующих законодательству.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.
16. Подготовка земельно-кадастровой документации, необходимой для работы комиссии, осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с заинтересованным лицом, за счет средств этого лица.
Договор подряда заключается в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной организацией поручения местного исполнительного комитета о подготовке земельно-кадастровой документации. Этот срок продлевается организацией по землеустройству на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему заключить договор подряда (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина). При неподписании договора подряда заинтересованным лицом в течение 7 рабочих дней или неоплате им предусмотренных в договоре работ (услуг) в срок, установленный таким договором, организация по землеустройству возвращает местному исполнительному комитету его поручение без исполнения с пояснением причин неисполнения и письменно информирует заинтересованное лицо об отсутствии оснований для подготовки земельно-кадастровой документации.
17. Место размещения земельного участка намечается организацией по землеустройству с участием заинтересованного лица с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 Указа, утверждающего настоящее Положение.
При определении места размещения земельного участка для реконструкции и (или) расширения действующего объекта, требующего предоставления земельного участка большего размера, организация по землеустройству с участием заинтересованного лица проводит детальное обследование земельных участков, ранее предоставленных для строительства данного объекта (проверяются использование их по целевому назначению, состояние работ по рекультивации земель, выполнение других условий предоставления земельных участков).
На основании землеустроительной документации осуществляется сбор информации о предполагаемом месте размещения земельного участка: состав и качество его земель, ориентировочный размер убытков, которые могут быть причинены землепользователю, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанных с изъятием данного участка, условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины, восстановления нарушенных мелиоративных систем, наличие ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка.
Земельно-кадастровая документация, необходимая для работы комиссии и рассмотрения предложений о месте размещения земельного участка на ее заседании, должна быть представлена председателю этой комиссии организацией по землеустройству в течение 25 рабочих дней со дня заключения договора подряда на подготовку такой документации с заинтересованным лицом. В случае выполнения большого объема работ, необходимых для разработки земельно-кадастровой документации (предполагается изъятие земельных участков из земель пяти и более землепользователей), этот срок может быть продлен руководителем организации по землеустройству по согласованию с председателем комиссии, но не более чем до двух месяцев.
18. Земельно-кадастровая документация, необходимая для работы комиссии, включает:
18.1. заявление заинтересованного лица и прилагаемые к нему документы в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения;
18.2. письменное согласие (отказ) землепользователя на размещение земельного участка на его землях и изъятие у него данного участка;
18.3. документы о составе и качестве земель этого участка, ориентировочный размер убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства;
18.4. заключения:
- Департамента по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о наличии (об отсутствии) в границах испрашиваемого земельного участка разведанного месторождения полезных ископаемых – в случае согласования места размещения земельного участка вне границ территорий перспективного развития населенных пунктов, установленных утвержденной градостроительной документацией. При наличии в границах испрашиваемого земельного участка такого месторождения в заключении также отражаются возможность и условия застройки этого участка;
- Белорусского государственного концерна по нефти и химии – в случае согласования места размещения земельного участка для строительства автомобильной заправочной станции и склада нефтепродуктов;
- Уполномоченного по делам религий и национальностей – в случае согласования места размещения земельного участка для строительства культовых строений;
- владельца автомобильной дороги – в случае согласования места размещения земельного участка в придорожной полосе (контролируемой зоне) автомобильной дороги общего пользования;
- местного исполнительного комитета – в случае согласования места размещения земельного участка в пределах территории перспективного развития населенного пункта;
- государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз» – в случае согласования места размещения земельного участка для строительства объекта хранения сжиженного углеводородного газа;
- других организаций – в случае необходимости (по решению местного исполнительного комитета).
Организация по землеустройству в течение срока, указанного в части четвертой пункта 17 настоящего Положения, согласовывает земельно-кадастровую документацию по предполагаемому месту размещения земельного участка с названными в настоящем подпункте органами и организациями, которые представляют свои заключения в течение 3 рабочих дней со дня поступления к ним документов на согласование.
В случае, если заинтересованное лицо изъявит желание самостоятельно согласовать место размещения земельного участка с органами и организациями, указанными в настоящем подпункте, земельно-кадастровая документация передается этому лицу;
18.5. копию земельно-кадастрового плана (части плана) с нанесенными границами земельного участка, а также границами водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, особо охраняемых природных территорий (при их наличии).
19. Комиссия не позднее 5 рабочих дней со дня получения от организации по землеустройству земельно-кадастровой документации рассматривает эту документацию. Лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка, должно быть уведомлено о месте и времени заседания комиссии и может принять в нем участие.
Результаты работы комиссии оформляются актом выбора места размещения земельного участка по форме, установленной Государственным комитетом по имуществу, который составляется в трех экземплярах (в случае, если изъятие и предоставление испрашиваемого земельного участка входит в компетенцию областного исполнительного комитета – в четырех экземплярах), подписывается всеми членами комиссии и ее председателем в день выбора места размещения этого участка и в течение 5 рабочих дней утверждается председателем местного исполнительного комитета.
При наличии обоснованных возражений у членов или председателя комиссии председатель местного исполнительного комитета вправе принять решение об утверждении акта выбора места размещения земельного участка, если за такое решение высказались не менее 2/3 членов комиссии. С указанным актом ознакамливается под роспись заинтересованное лицо.
Если решение об изъятии и предоставлении земельного участка входит в компетенцию областного исполнительного комитета, этот комитет вправе определить случаи, при которых акт выбора места размещения земельного участка, утвержденный в установленном порядке председателем районного исполнительного комитета, представляется на согласование председателю областного исполнительного комитета. При этом акт выбора направляется на согласование в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения председателем районного исполнительного комитета и согласовывается председателем областного исполнительного комитета в течение 5 рабочих дней со дня его поступления.
20. В акте выбора места размещения земельного участка должны указываться условия предоставления земельного участка с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 Указа, утверждающего настоящее Положение, обоснование наиболее целесообразного места размещения земельного участка, состав и качество земель, наличие сервитута, ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка, условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины, ориентировочные размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (если они имеют место), необходимость проведения почвенных и агрохимических обследований для определения фактического размера потерь сельскохозяйственного производства, оценки воздействия намечаемого к строительству объекта на окружающую среду или окружающей среды на объект, обоснование необходимости размещения объекта, срок подготовки проектной документации на строительство объекта с учетом ее государственной экспертизы, срок направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, разработанного в составе проектной документации – архитектурного проекта или утверждаемой части строительного проекта (далее – генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями), проектов организации и застройки территорий садоводческого товарищества, дачного кооператива, который не может превысить двух лет со дня утверждения акта выбора места размещения земельного участка, условия проведения общественного обсуждения размещения объекта строительства (при необходимости), иные условия выполнения проектно-изыскательских работ.
К акту выбора места размещения земельного участка прилагается копия земельно-кадастрового плана (части плана) с границами выбранного земельного участка, а также земельного участка, который будет улучшаться снимаемым плодородным слоем почвы. Указанная копия в день заседания комиссии должна быть согласована организацией по землеустройству с руководителем (его заместителем) землеустроительной и геодезической службы, руководителем (его заместителем) территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства) местного исполнительного комитета и заинтересованным лицом.
Землепользователь, из земель которого намечается изъятие земельного участка, при согласовании места размещения этого участка одновременно согласовывает изъятие у него данного участка. В случае строительства линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений), лица, согласовавшие изъятие у них земельных участков, дают согласие как на размещение таких сооружений, так и на проведение работ, связанных с их строительством, в согласованные с ними сроки.
Отказ землепользователя в согласовании места размещения испрашиваемого земельного участка и изъятии у него этого участка не приостанавливает предварительного согласования, а также разработку проекта отвода данного участка в соответствии с настоящим Положением.
Местный исполнительный комитет не вправе изменить отраженные в акте выбора места размещения земельного участка сведения (условия) при принятии решения об изъятии и предоставлении земельного участка, а также отказать в вынесении данного решения на основании таких сведений (условий).
После утверждения акта выбора места размещения земельного участка и до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет не имеет права предоставить либо согласовать предоставление этого участка другому лицу.
Один экземпляр акта выбора места размещения земельного участка остается в комиссии, которая в течение 3 рабочих дней после утверждения данного акта (согласования при необходимости с председателем областного исполнительного комитета) направляет его второй экземпляр заинтересованному лицу для выполнения в установленном порядке проектно-изыскательских работ (подготовки проектной документации), третий экземпляр вместе с земельно-кадастровой документацией – в организацию по землеустройству для использования при разработке проекта отвода земельного участка, четвертый экземпляр – в областной исполнительный комитет в случае, если изъятие и предоставление испрашиваемого земельного участка входит в компетенцию областного исполнительного комитета.
Утвержденный в установленном порядке акт выбора места размещения земельного участка является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и выдачи архитектурно-планировочного задания, получения заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта.
21. Земельно-кадастровая документация с утвержденным актом выбора места размещения земельного участка (далее в главе 3 настоящего Положения – материалы предварительного согласования) находятся в организации по землеустройству для использования их при разработке проекта отвода земельного участка в соответствии с настоящим Положением.
22. Заинтересованное лицо на основании утвержденного акта выбора места размещения земельного участка осуществляет проектно-изыскательские работы в соответствии с законодательством о строительстве, архитектуре и градостроительстве, об охране окружающей среды.
23. В случае, если в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера, заинтересованное лицо обращается с заявлением в соответствующий местный исполнительный комитет за согласованием места размещения дополнительного земельного участка.
Такое согласование осуществляется в установленном порядке организацией по землеустройству по поручению местного исполнительного комитета.
24. После проведения проектно-изыскательских работ, согласования в установленном порядке с территориальным органом архитектуры и строительства (градостроительства) генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, проектов организации и застройки территорий садоводческого товарищества, дачного кооператива заинтересованное лицо обращается в организацию по землеустройству для разработки проекта отвода земельного участка в порядке, установленном настоящим Положением.
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СЛУЧАЕ, КОГДА ПРОВОДИТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ МЕСТА ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ
25. Проект отвода земельного участка разрабатывается организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключенного с заинтересованным лицом. В договоре подряда, помимо разработки проекта отвода земельного участка, предусматривается выполнение таких видов работ, как установление границ земельного участка на местности и оказание услуг организацией по землеустройству по обращению за государственной регистрацией в отношении изымаемого земельного участка и прав на него, создания земельного участка и возникновения права на него.
Заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться за государственной регистрацией в отношении изымаемого земельного участка и прав на него, создания земельного участка и возникновения права на него.
Договор подряда заключается в течение 3 рабочих дней со дня получения организацией по землеустройству заявления лица, заинтересованного в разработке проекта отвода земельного участка. Указанный срок продлевается этой организацией на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая заключению договора подряда (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина).
Проект отвода земельного участка разрабатывается в срок до одного месяца со дня оплаты этих работ заинтересованным лицом. В случае выполнения большого объема работ по разработке проекта отвода земельного участка (изъятие земельных участков предполагается из земель пяти и более землепользователей), этот срок может быть продлен, но не более чем до двух месяцев.
26. Проект отвода земельного участка разрабатывается на объект в целом, включая объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимые для функционирования этого объекта.
Данный проект может разрабатываться на часть объекта, если в генеральном плане объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями предусмотрена очередность строительства этого объекта (отдельно стоящих зданий, сооружений).
При размещении объекта в границах нескольких районов проект отвода земельного участка разрабатывается по каждому району. Координация работ по разработке такого проекта осуществляется организацией по землеустройству по месту подачи заявления о предоставлении земельного участка.
27. Для разработки проекта отвода земельного участка необходимы:
27.1. материалы предварительного согласования;
27.2. копии согласованных в установленном порядке генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, проектов организации и застройки территорий садоводческого товарищества, дачного кооператива, а также заключений государственной экспертизы. При предоставлении земельного участка в постоянное и временное пользование для строительства линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений) дополнительно представляется график его занятия;
27.3. документы, подтверждающие источники финансирования или заявленных инвестиций для строительства, реконструкции, расширения объекта, под который испрашивается земельный участок, на момент подачи соответствующего заявления (если земельный участок испрашивается юридическим лицом (за исключением религиозных организаций для строительства культовых строений), индивидуальным предпринимателем);
27.4. заявления садоводческого товарищества, дачного кооператива о предоставлении им земельных участков для ведения коллективного садоводства, дачного строительства и список учредителей данного товарищества, кооператива;
27.5. копии устава и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, или копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования, или копии документов, содержащих идентификационные сведения о гражданине, – в случае их изменения за время, прошедшее со дня утверждения председателем местного исполнительного комитета акта выбора места размещения земельного участка.
Материалы, указанные в подпунктах 27.2–27.5 настоящего пункта, представляются в организацию по землеустройству заинтересованным лицом.
28. В проекте отвода земельного участка обосновываются размер и границы предоставляемого земельного участка с учетом требований рационального использования смежных земельных участков, определяются состав и качество земель этого участка, наличие сервитута, ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка, срок и условия пользования им, в том числе срок возврата (при предоставлении его во временное пользование, аренду), фактические размеры убытков, причиняемых землепользователю земельного участка, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, условия использования снимаемого с этого участка плодородного слоя почвы, право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины, восстановления нарушенных мелиоративных систем.
29. Организация по землеустройству, осуществляющая разработку проекта отвода земельного участка, согласовывает этот проект с территориальным органом архитектуры и строительства (градостроительства) соответствующего местного исполнительного комитета. Проект отвода земельного участка согласовывается руководителем (его заместителем) территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства) местного исполнительного комитета в течение 3 рабочих дней со дня его получения из организации по землеустройству.
При смене землепользователя, на землях которого согласовывалось место размещения испрашиваемого земельного участка, проект его отвода согласовывается организацией по землеустройству с новым землепользователем, который представляет письменное согласование этого проекта отвода в течение 3 рабочих дней со дня его получения из организации по землеустройству.
При размещении объекта на земельных участках нескольких землепользователей или в пригородных зонах городов организацией по землеустройству изготавливается обзорная схема земельных участков, на которых размещается этот объект, приобщаемая к проекту отвода земельного участка.
30. Согласованный проект отвода земельного участка с документами, указанными в пункте 27 настоящего Положения (далее в настоящей главе – материалы об изъятии и предоставлении земельного участка), и проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении этого участка в течение 3 рабочих дней со дня его оформления направляются организацией по землеустройству в соответствующую землеустроительную и геодезическую службу.
31. Землеустроительная и геодезическая служба в течение 5 рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка рассматривает проект его отвода, при необходимости уточняет проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка и вносит данный проект с такими материалами в местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельного участка для принятия необходимого решения.
В решении об изъятии и предоставлении земельного участка должны быть указаны:
- землепользователи, из земель которых изымается земельный участок;
- площадь земельного участка и виды изымаемых земель;
- лица, которым предоставляется земельный участок;
- вещное право на земельный участок (с учетом полномочий местного исполнительного комитета, определенных Указом, утверждающим настоящее Положение);
- цель предоставления земельного участка;
- размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, порядок и условия их возмещения, транзитный счет инспекции Министерства по налогам и сборам для перечисления суммы потерь;
- наличие сервитута, ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка;
- условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, а также порядок возврата и (или) рекультивации земель, предоставленных во временное пользование;
- иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществления государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и условия занятия (строительства, иного освоения) земельного участка).
В случае, если земельный участок изымается для государственных нужд, в решении о его изъятии и предоставлении должно быть указано, что этот участок изымается для государственных нужд с указанием оснований (одного или нескольких), предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, с приложением копий документов (либо выписок из них), подтверждающих эти основания.
Решение об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается местным исполнительным комитетом в течение 5 рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка от землеустроительной и геодезической службы.
Местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка передает указанные материалы и копию решения соответствующей землеустроительной и геодезической службе для установления границ этого участка на местности и государственной регистрации создания земельного участка и права на него в порядке, установленном настоящим Положением, заинтересованному лицу и лицу, из земель которого изымается земельный участок.
ГЛАВА 4 ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ГРАЖДАНИНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ МЕСТА ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ
32. Гражданин Республики Беларусь (далее – гражданин), заинтересованный в предоставлении земельного участка, обращается в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении ему такого участка:
- для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, обслуживания принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании капитального строения (здания, сооружения) – в сельский, поселковый, районный (городов районного подчинения), городской (городов областного подчинения и г. Минска) исполнительный комитет;
- для ведения личного подсобного хозяйства – в сельский, поселковый исполнительный комитет;
- для огородничества – в сельский, поселковый, районный, городской исполнительный комитет;
- для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных – в сельский, поселковый, районный исполнительный комитет;
- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, а также при наличии свободного (незанятого) земельного участка в дачном кооперативе, садоводческом товариществе – в районный исполнительный комитет.
В заявлении указываются:
- данные, содержащие идентификационные сведения о гражданине;
- цель, для которой испрашивается земельный участок;
- вещное право на испрашиваемый земельный участок;
- намечаемое местоположение земельного участка и его размер;
- источники возмещения убытков, если это связано с предполагаемым изъятием земельного участка у землепользователя;
- площадь всех земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности гражданина либо арендуемых им (в случае, когда земельный участок испрашивается для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных);
- количество и виды сельскохозяйственных животных, находящихся в собственности гражданина, испрашивающего земельный участок для сенокошения и выпаса этих животных.
Если земельный участок испрашивается для строительства и обслуживания или обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, соответствующий местный исполнительный комитет, принявший заявление гражданина о предоставлении земельного участка, в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления гражданина запрашивает у соответствующих организаций следующие документы:
- справку организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, организации, предоставившей жилое помещение, о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;
- справку территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организация по государственной регистрации) о жилых помещениях, находящихся в собственности гражданина в населенном пункте, в котором испрашивается земельный участок.
Соответствующие организации представляют документы, указанные в части третьей настоящего пункта, в срок до 5 рабочих дней со дня поступления запроса от местного исполнительного комитета.
К заявлению гражданина о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства прилагается программа ведения этого хозяйства.
33. Местный исполнительный комитет в течение 7 рабочих дней со дня поступления документов, перечисленных в пункте 32 настоящего Положения, рассматривает заявление гражданина о предоставлении земельного участка, дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода этого участка, а также сообщает гражданину о результатах рассмотрения его заявления. При принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом гражданину с указанием оснований отказа, соответствующих законодательству.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.
К разрешению местного исполнительного комитета, направляемому организации по землеустройству, прилагаются документы, названные в пункте 32 настоящего Положения.
Заявление гражданина о предоставлении земельного участка для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома рассматривается на основании перечней свободных (незанятых) земельных участков, сформированных местными исполнительными комитетами в соответствии с пунктом 4 Указа, утверждающего настоящее Положение, с учетом утвержденного генерального плана сельского населенного пункта, поселка городского типа, градостроительного проекта детального планирования, а также установленных законодательством ограничений по размещению объектов в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов.
Разработка проекта отвода земельного участка осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с гражданином, заинтересованным в предоставлении ему земельного участка, за счет его средств. Договор подряда заключается с учетом требований, изложенных в частях первой и второй пункта 25 настоящего Положения, в течение 3 рабочих дней со дня получения организацией по землеустройству разрешения соответствующего местного исполнительного комитета на разработку проекта отвода земельного участка. Указанный срок продлевается этой организацией на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему заключить договор подряда (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина).
Проект отвода земельного участка разрабатывается в срок не более 15 рабочих дней со дня оплаты гражданином работ по подготовке такого проекта.
34. В проекте отвода земельного участка должны быть указаны размер и границы испрашиваемого земельного участка с учетом требований рационального использования смежных земельных участков, определены состав и качество земель предоставляемого участка, срок и условия пользования им, в том числе условия возврата (при предоставлении его во временное пользование, аренду), фактический размер убытков, причиненных землепользователю, у которого изымается земельный участок (если они имеют место).
В течение срока, установленного в части шестой пункта 33 настоящего Положения, проект отвода земельного участка согласовывается организацией по землеустройству:
- с руководителем (его заместителем) территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства) соответствующего местного исполнительного комитета, территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, территориального органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, государственного органа (учреждения), осуществляющего государственный санитарный надзор (путем визирования);
- с землепользователем, земельный участок которого намечается к изъятию. Землепользователь осуществляет письменное согласование этого проекта отвода в течение 3 рабочих дней со дня его получения из организации по землеустройству.
Согласованный проект отвода земельного участка с документами, указанными в пункте 32 настоящего Положения (далее в настоящей главе – материалы об изъятии и предоставлении земельного участка), и проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка передаются организацией по землеустройству землеустроительной и геодезической службе.
Землеустроительная и геодезическая служба в течение 5 рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка рассматривает проект его отвода, при необходимости уточняет проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка и вносит данный проект с такими материалами в местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельного участка для принятия необходимого решения.
В решении об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка должны быть указаны виды изымаемых земель, цель, для которой предоставляется земельный участок, его размер, вещное право, условия отвода (в том числе срок и условия занятия земельного участка, размер убытков, срок, способы и иные условия их возмещения), срок и условия занятия земельного участка.
Решение об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается местным исполнительным комитетом в течение 5 рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка от землеустроительной и геодезической службы.
Местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка передает копию этого решения вместе с материалами об изъятии и предоставлении земельного участка землеустроительной и геодезической службе для установления границ земельного участка на местности, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него в порядке, установленном настоящим Положением, заинтересованному лицу и лицу, из земель которого произведено изъятие земельного участка.
ГЛАВА 5 ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ, ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ЭТОГО УЧАСТКА
35. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах сельского населенного пункта, поселка городского типа (при наличии утвержденного генерального плана), города (при наличии градостроительного проекта детального планирования) либо свободного (незанятого) и предназначенного для жилищного строительства земельного участка в сельском населенном пункте, а также земельного участка для обслуживания принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании капитальных строений (зданий, сооружений), ведения лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, для реконструкции (капитального ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и строительства объектов (за исключением мест добычи общераспространенных полезных ископаемых открытым способом), необходимых для такой реконструкции (капитального ремонта), обращаются в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении этого участка.
Резидент свободной экономической зоны обращается с заявлением о предоставлении ему земельного участка для строительства и обслуживания объекта недвижимого имущества в границах созданной в установленном порядке свободной экономической зоны (при наличии утвержденного генерального плана этой зоны) в администрацию свободной экономической зоны.
В заявлении указываются:
- цель, для которой испрашивается земельный участок;
- вещное право на испрашиваемый земельный участок;
- намечаемое местоположение земельного участка и его размер;
- источники финансирования строительства жилого дома и социальной инфраструктуры, а также возмещения убытков (при их наличии), если это связано с предполагаемым изъятием земельного участка у землепользователя.
К заявлению прилагаются без нотариального засвидетельствования копии устава и свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, испрашивающих земельный участок, в том числе резидента свободной экономической зоны.
36. Местный исполнительный комитет (администрация свободной экономической зоны) рассматривает заявление юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении земельного участка в течение 5 рабочих дней со дня его внесения, дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода этого участка и сообщает юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю о результатах рассмотрения его заявления.
При принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет (администрация свободной экономической зоны) в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с указанием оснований отказа, соответствующих законодательству.
Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.
К разрешению местного исполнительного комитета (администрации свободной экономической зоны) прилагаются документы, указанные в частях третьей и четвертой пункта 35 настоящего Положения.
Заявление юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении земельного участка рассматривается с учетом утвержденного генерального плана сельского населенного пункта, поселка городского типа, градостроительного проекта детального планирования, утвержденного генерального плана свободной экономической зоны, а также с учетом наличия не освоенных для жилищного строительства земельных участков в сельских населенных пунктах.
Разработка проекта отвода земельного участка осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заинтересованными в предоставлении им земельного участка, за счет средств этих лиц, а в случае ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – за счет средств республиканского бюджета. Договор подряда заключается с учетом требований, изложенных в частях первой и второй пункта 25 настоящего Положения, в течение 3 рабочих дней со дня получения названной организацией разрешения соответствующего местного исполнительного комитета (администрации свободной экономической зоны) на разработку проекта отвода земельного участка. Проект отвода земельного участка разрабатывается в срок не более одного месяца со дня оплаты работ по разработке этого проекта.
37. Разработка проекта отвода земельного участка для целей, указанных в части первой пункта 35 настоящего Положения, и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении земельного участка осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 28–31 настоящего Положения.
Продолжение следует