Переселение из ветхого жилья

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Переселение из ветхого жилья

Сообщение Toto (Admin) » Вт июн 26, 2007 12:34 pm

Отселение граждан из ветхого жилья

В редакционной почте встречаются письма, связанные с необходимостью переселения из ветхого или аварийного жилья. Читатели спрашивают, какими нормативными правовыми актами регулируется этот процесс, в частности, как определяется непригодность жилых помещений для проживания, оказывает ли государство поддержку при переселении по данным основаниям.

Ответить на эти вопросы «ЭГ» попросила Виктора САВИЦКОГО, действительного члена МОО «Академия жилищно-коммунального хозяйства».


Напомним, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3.09.1999 № 1371 «О порядке обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания» Министерство жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Минстройархитектуры и Минздравом утвердило условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания (постановление от 2.05.2000 № 4).

Согласно указанному документу Минжилкомхоза к жилым помещениям, непригодным для проживания, отнесены каменные жилые дома с фактическим износом свыше 70% и деревянные жилые дома (и со стенами из прочих материалов) с износом свыше 65%, а также жилые помещения в аварийном состоянии, устранение которого невозможно.

Действующее законодательство содержит ряд норм, регламентирующих порядок переселения граждан из домов, находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом, подлежащих сносу, непригодных для проживания и подлежащих переоборудованию в нежилые.

В соответствии со ст. 67 Жилищного кодекса, если дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу или дом (квартира) непригоден для проживания и подлежит переоборудованию в нежилой либо если дом (квартира) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, граждане выселяются из таких жилых помещений с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств. Причем жилье предоставляется на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.

Пунктом 52 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений госжилфонда (утв. Указом Президента от 29.11.2005 № 565) предусмотрено: если жилое помещение госжилфонда находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит сносу, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и террористических акций перестало соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признано непригодным для проживания, то выселяемым гражданам по решению местного исполнительного и распорядительного органа за счет собственника жилищного фонда предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств общей площадью не менее занимаемого на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.

По пункту 53 указанного Положения, если жилой дом, в котором находится жилое помещение госжилфонда, подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных и (или) общественных нужд либо жилое помещение госжилфонда признано в установленном законодательством порядке не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и подлежит переводу в нежилое, то лицо, которому предоставляется этот земельный участок либо предназначается помещение, подлежащее переводу в нежилое, предоставляет выселяемым гражданам жилье типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям п.п. 44-46 данного Положения, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения госжилфонда.

Согласно ст. 104 ЖК в случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежавших или принадлежащих на момент сноса гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд указанному гражданину совместно с членами его семьи предоставляется за счет соответствующих предприятий, учреждений, организаций, которым отводится земельный участок, по выбору гражданина право на:

- получение в собственность благоустроенной квартиры, соответствующей требованиям Жилищного кодекса (в пределах от 15 до 20 кв. м общей площади на одного человека; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний по списку Минздрава, сверх 15 кв. м на одного человека предоставляется дополнительная площадь в виде комнаты или в размере 15 кв. м общей площади);
- строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади;
- перенос и восстановление при наличии технической возможности сносимого дома, строений, сооружений и насаждений при нем;
- получение денежной компенсации за сносимый жилой дом, строения, сооружения и насаждения при нем, определяемой на основании заключения экспертизы об их стоимости.

Статьей 105 ЖК предусмотрено также, что если гражданину на праве собственности принадлежит жилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, и этот дом (жилое помещение) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит переоборудованию в нежилой или сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, то предприятие, учреждение или организация, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию жилой дом (жилое помещение), предоставляет этому гражданину совместно с членами его семьи в собственность жилое помещение, равноценное по благоустройству, по общей площади — не менее ранее занимаемой, либо по его желанию выплачивает денежную компенсацию за принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение. Причем сумма компенсации определяется на основании заключения экспертизы.

Кроме того, для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, предусмотрены льготы на получение государственной поддержки в том случае, если они изъявили желание построить или приобрести в собственность благоустроенное жилье. Так, в соответствии с подпунктом 1.10 Указа главы государства от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» указанные граждане вне очереди включаются в списки на получение льготных кредитов. Согласно подп. 1.11 этого Указа им предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Местные исполнительные и распорядительные органы также имеют право предоставлять гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, вне очереди субсидии на строительство и приобретение жилья. При этом базовая доля субсидии указанным гражданам начисляется независимо от времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом всех остальных установленных критериев для определения величины субсидии.

Виктор СМОЛЯК
Экономическая газета
15 июня 2007
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Пн дек 01, 2008 5:32 pm, всего редактировалось 1 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Куда переселять жильцов из ветхих домов?

Сообщение Toto (Admin) » Вт июн 26, 2007 12:36 pm

Куда переселять жильцов из ветхих домов?

Для сокращения количества ветхого и аварийного жилья в Беларуси ежегодно вводятся в строй новые «квадратные метры», куда и переезжают жильцы. Однако задача усложняется постоянным (и значительным) «недоремонтом» жилищного фонда, невыполнением в установленные сроки плановых профилактических и ремонтных работ. Это приводит к ускоренному износу жилья.

Кроме того, ветхое и аварийное жилье неравномерно распределено по городам и сельским районам. Еще более неравномерно распределяется новое жилищное строительство. Поэтому может оказаться, что там, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из непригодных для проживания помещений, как раз жилья строится недостаточно или такое строительство вообще не запланировано.

Если проанализировать статданные, то общая площадь ветхого и аварийного жилья в республике постоянно снижается и на конец 2006 г. составляла 366,7 тыс. кв. м, или 0,16% от всего жилищного фонда (в 1995 г. — 883,3 тыс. кв. м и 0,4%, 2000 г. — 884,2 тыс. и 0,4%, 2004 г. — 703,1 тыс. кв. м и 0,3%, 2005 г. — 450 тыс. кв. м и 0,2%).

В прошлом году для отселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, построено и введено в эксплуатацию 37,7 тыс. кв. м нового жилья (713 квартир). Годовое задание по этому показателю в целом по республике недовыполнено (выполнение составило: по количеству квартир — 92,8%, по общей площади — 98,5%).

В Минской области в 2006 г. жилье для отселения граждан из таких домов в эксплуатацию вообще не вводилось. В столице это задание выполнено по квартирам на 42,1% и по общей площади на 48,8%. Другие же регионы успешно справились с заданием. По объемам введенной в эксплуатацию общей площади квартир впереди Гомельская, Могилевская и Гродненская области (соответственно 140,2%, 137,2% и 134,4%), за ними идут Брестская и Витебская — 103,4 и 103,3% соответственно.

Для ускорения ликвидации ветхого жилья постановлением Совета Министров и Национального банка от 31.12.2006 № 1807/23 «О мерах по выполнению заданий на 2007 год по строительству жилых домов» определены расчетные показатели по финансированию и строительству в текущем году жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье.

Всего намечается ввести в эксплуатацию 30,7 тыс. кв. м общей площади для отселения в течение года 546 семей (в т.ч. в Брестской и Витебской областях — по 50 семей, Гомельской — 103, Гродненской — 64, Минской — 60, Могилевской — 85 и в г. Минске — 134 семьи).

Выполнение же за январь-март 2007 г. годового задания в 546 квартир характеризуется следующими данными. Сдана в эксплуатацию 31 квартира общей площадью 1,8 тыс. кв. м, что составляет лишь 5,7% годового задания. Выполнен этот показатель только в Витебской области — 22% годового задания. В Гродненской и Минской областях и г. Минске такое жилье в I квартале текущего года вообще в эксплуатацию не вводилось.

Думается, что переселение граждан из ветхих и аварийных жилых помещений должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений работы местной власти. Их роль здесь очень значительна. После утверждения на республиканском уровне заданий по строительству жилья на очередной год местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают конкретные графики строительства с учетом всех местных особенностей.

Для этих целей могут быть использованы и пустующие дома. Так, в 2006 г. в республике насчитывалось 116,1 тыс. жилых домов (квартир), в которых не проживают (не прописаны) собственники и члены их семей, из них 99,7% находилось в сельских населенных пунктах. Значительная часть этого жилья имеет не очень большой износ и после проведения необходимых ремонтных работ может быть заселена. Покупка таких домов может осуществляться по ценам значительно ниже стоимости нового строительства. Таким образом, вовлечение в оборот пустующих домов является резервом решения данной жилищной проблемы, тем более что разрешено направлять для выкупа их у собственников часть выделяемых на жилищное строительство в сельской местности льготных кредитных ресурсов.

Активизация на всех уровнях работы по ликвидации ветхих и аварийных домов и переселение проживающих там семей в благоустроенное жилье — конкретное проявление заботы государства о реализации предусмотренного Конституцией страны права всех граждан на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия.

СПРАВКА «ЭГ»

В 2006 г. жилищный фонд республики составил 222,37 млн. кв. м общей площади и увеличился (в основном за счет нового строительства) по сравнению с 2000 г. на 10,3 млн. кв. м, или на 4,8%. На города и поселки городского типа в настоящее время приходится 66% общей площади жилищного фонда, сельские населенные пункты — 34%.

Показателями качества жилищного фонда являются степень его инженерного обустройства и фактический износ. В 2006 г. уровень оснащенности жилищного фонда (без жилищного фонда физических лиц) составил: водопроводом — 90,2% (город — 96,6; село — 71,3), канализацией — 88,4% (город — 96,1; село — 66,1), центральным отоплением — 85,5% (город — 95,8; село — 55,3), горячим водоснабжением — 78,9% (город — 91,8; село — 40,9), газом — 79,2% (город — 75,1; село — 91,4), ваннами (душем) — 84,1% (город — 93,4; село — 57), напольными электрическими плитами — 18,6%. По-прежнему остаются существенные различия в уровне благоустройства городского и сельского жилфонда.


Виктор СМОЛЯК
Экономическая газета
15 июня 2007
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Пн дек 01, 2008 5:35 pm, всего редактировалось 1 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Переселение из ветхого жилья

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 01, 2008 5:29 pm

Переселение из ветхого жилья

Общая площадь ветхого и аварийного жилья в республике постоянно снижается, и на начало 2008 года составляла 340,2 тыс. кв. метров, или 0,15 процента от всего жилищного фонда (в 2000 году - 884,2 и 0,4 процента, в 2006 году – 450 тыс. кв. метров и 0,2 процента). Однако проблема наличия ветхого и аварийного жилья осложняется постоянным значительным «недоремонтом» жилищного фонда, невыполнением в установленные сроки плановых профилактических и ремонтных работ. Недостаток средств, направляемых на ремонт, реконструкцию и модернизацию жилья, приводит к его ускоренному износу.

Напомним, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 1999 г. № 1371 «О порядке обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания» Министерство жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Минстройархитектуры и Минздравом утвердило условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания (постановление от 2 мая 2000 года № 4).

Согласно указанному нормативному документу Минжилкомхоза к жилым помещениям, непригодным для проживания, отнесены каменные жилые дома с фактическим износом свыше 70 процентов и деревянные жилые дома (и со стенами из прочих материалов) с износом свыше 65 процентов, а также жилые помещения в аварийном состоянии, устранение которого невозможно.

По данным Минстата, в 2007 году сданы в эксплуатацию 769 квартир общей площадью 42,5 тыс. кв. метров (140,8 процента годового задания) для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах. Этот показатель значительно перевыполнен в Брестской, Гомельской, Гродненской областях и г.Минске (150 квартир – 174 процента). Успешно справились с данным заданием в Витебской области (114 процентов), Минской (106,7 процента) и Могилевской области (100 процентов).

В целях ускорения ликвидации имеющегося ветхого жилья постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 1838/18 «О мерах по выполнению заданий на 2008 год по строительству жилых домов» определены расчетные показатели по финансированию и строительству в 2008 году жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

Всего запланировано ввести в эксплуатацию 33,24 тыс. кв. метров общей площади для отселения в течение года из ветхого жилья 582 семей (в том числе в Гомельской области – 127 семей, в г.Минске – 120 семей, в Могилевской области – 80, в Брестской и Гродненской – по 70, в Минской – 60 и Витебской области – 55 семей). За первое полугодие текущего года для отселения семей построено 290 квартир и принимаются необходимые меры по обеспечению выполнения этого задания в полном объеме.

Необходимо отметить, что действующее законодательство содержит ряд норм, регламентирующих порядок переселения граждан из домов, находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом, подлежащих сносу, непригодных для проживания и подлежащих переоборудованию в нежилые.

В соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса Республики Беларусь если дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу или дом (квартира) непригоден для проживания и подлежит переоборудованию в нежилой либо если дом (квартира) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом граждане выселяются из таких жилых помещений с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств. Предоставление жилого помещения типовых потребительских качеств осуществляется на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.

Пунктом 52 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565) предусмотрено, что если жилое помещение государственного жилищного фонда находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит сносу, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и террористических акций перестало соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признано непригодным для проживания, выселяемым гражданам по решению местного исполнительного и распорядительного органа за счет собственника жилищного фонда предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств общей площадью не менее занимаемого на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

По пункту 53 указанного Положения, если жилой дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных и (или) общественных нужд либо жилое помещение государственного жилищного фонда признано в установленном законодательством порядке не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и подлежит переводу в нежилое, лицо, которому предоставляется этот земельный участок либо предназначается подлежащее переводу в нежилое помещение, предоставляет выселяемым гражданам жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям пунктов 44–46 данного Положения, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Необходимо также отметить, что Указом Главы Государства от 3 июня 2008 г. № 292 (вступает в силу через четыре месяца после его официального опубликования - «Советская Белоруссия», 6 июня 2008 г.) конкретизирован порядок предоставления жилых помещений выселяемым гражданам при сносе жилого дома государственного жилищного фонда в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд или при переводе жилого помещения в нежилое для случаев, когда земельный участок предоставляется организации негосударственной формы собственности либо ей предназначается жилое помещение, подлежащее переводу в нежилое (часть вторая пункта 53 Положения). В этих случаях выселяемым гражданам предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям пунктов 44 – 46 Положения, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами и другими государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение, подлежащее сносу (переводу в нежилое), за счет средств указанной организации негосударственной формы собственности, перечисляемых на эти цели, либо путем безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося у нее в собственности, в республиканскую или коммунальную собственность.

Согласно статье 104 ЖК в случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежавших или принадлежащих на момент сноса гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд указанному гражданину совместно с членами его семьи предоставляется за счет соответствующих предприятий, учреждений, организаций, которым отводится земельный участок, по выбору гражданина право на:получение в собственность благоустроенной квартиры, соответствующей требованиям Жилищного кодекса (в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади на одного человека; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний по списку Минздрава, сверх 15 кв. метров на одного человека предоставляется дополнительная площадь в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади); строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади; перенос и восстановление при наличии технической возможности сносимого дома, строений, сооружений и насаждений при нем; получение денежной компенсации за сносимый жилой дом, строения, сооружения и насаждения при нем, определяемой на основании заключения экспертизы о стоимости жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

Статьей 105 ЖК предусмотрено также, что если гражданину на праве собственности принадлежит жилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, и этот дом (жилое помещение) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит переоборудованию в нежилой или подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, то предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию жилой дом (жилое помещение), предоставляется этому гражданину совместно с членами его семьи в собственность жилое помещение, равноценное по благоустройству, по общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения, либо по его желанию выплачивается денежная компенсация за принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение, определенная на основании заключения экспертизы о стоимости жилого помещения.

Кроме того, для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, установлены льготы на получение государственной поддержки в случае изъявлении ими желания построить или приобрести в собственность благоустроенное жилье. Так, в соответствии с подпунктом 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» указанные граждане вне очереди включаются в списки на получение льготных кредитов. Согласно подпункту 1.11 этого Указа им предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Местные исполнительные и распорядительные органы имеют также право предоставлять гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, вне очереди субсидии на строительство и приобретение жилых помещений. При этом базовая доля субсидии указанным гражданам начисляется независимо от времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом всех остальных установленных критериев для определения величины субсидии.

В решении освещаемой проблемы есть и определенные организационные особенности. Дело в том, что ветхое и аварийное жилье неравномерно распределено по городам и сельским районам. Еще более неравномерно распределяется новое жилищное строительство. Поэтому может оказаться так, что там, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из непригодных для проживания помещений, как раз и недостаточно строится жилья или вообще не запланировано жилищное строительство.

Здесь очень велика роль местных исполнительных и распорядительных органов. После утверждения на республиканском уровне заданий по строительству жилья на очередной год ими разрабатываются конкретные графики строительства жилых домов с учетом всех местных особенностей, и переселение граждан из ветхих и аварийных жилых помещений должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений.

Для этих целей могут быть использованы и пустующие дома. По данным статистики, на 1 января 2008 г. в республике насчитывалось более 120 тыс. жилых домов (квартир), в которых не проживают (не прописаны) собственники и члены их семей, из них 99,7 процента находилось в сельских населенных пунктах. Значительная часть этого жилья имеет не очень большой износ и может быть заселена после проведения необходимых ремонтных работ. Покупка таких домов может осуществляться по ценам значительно ниже стоимости нового строительства. Таким образом, вовлечение в оборот пустующих домов является резервом решения данной жилищной проблемы, тем более что разрешено направлять для выкупа их у собственников часть выделяемых на жилищное строительство в сельской местности льготных кредитных ресурсов.

Активизация на всех уровнях работы по ликвидации ветхих и аварийных жилых домов и переселению проживающих там семей в благоустроенные жилые помещения явится конкретным проявлением заботы государства о реализации предусмотренного ст. 21 Конституции Республики Беларусь права всех граждан на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия.

Ольга Зинкевич.
Недвижимость Белоруссии
28 июля 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Снос ветхих домов

Сообщение Toto (Admin) » Вт сен 08, 2009 2:30 pm

Если жилой дом ветхий.

В целях ускорения ликвидации имеющегося ветхого жилья постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2008 года № 1982/19 «О мерах по выполнению заданий на 2009 год по строительству жилых домов» увеличены на 12,5 % (по сравнению с 2008 годом) расчетные показатели по финансированию и строительству в 2009 году жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 1999 года № 1392 «О порядке обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания» Министерство жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Минстройархитектуры и Минздравом утвердило условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания (постановление от 2 мая 2000 г. № 4).

Согласно указанному нормативному документу Минжилкомхоза к жилым помещениям, непригодным для проживания, отнесены каменные жилые дома с фактическим износом свыше 70 % и деревянные жилые дома (и со стенами из прочих материалов) с износом свыше 65 %, а также жилые помещения в аварийном состоянии, устранение которого невозможно.

Общая площадь ветхого и аварийного жилья в республике постоянно снижается и на начало 2009 года составляла 328,3 тыс.кв.метров, или 0,14 % от всего жилищного фонда (в 2000 году - 884,2 и 0,4 %, в 2006 году – 450 и 0,2 %, в 2008 году - 340,2 тыс.кв.метров и 0,15 %). Однако проблема наличия ветхого и аварийного жилья осложняется все еще имеющим место «недоремонтом» жилищного фонда, невыполнением в установленные сроки плановых профилактических и ремонтных работ. Недостаток средств, направляемых на ремонт, реконструкцию и модернизацию жилья, приводит к его ускоренному износу.

Больше чем у других ветхого и аварийного жилья зарегистрировано в Витебской области – 79,7 тыс.кв.метров (24,3 % к общему объему такого жилья в республике), а также в Могилевской – 56,7 тыс.кв.метров (17,3 %), Брестской – 54,2 тыс.кв.метров (16,5 %), Гомельской области– 52,9 тыс.кв.метров (16,1 %). Несколько меньше такого жилья в Минской области – 30,9 тыс.кв.метров (9,4 %), в Гродненской области – 30,1 тыс.кв.метров (9,2 %) и г.Минске – 23,6 тыс.кв.метров (7,2 %).

По данным Белстата, в 2008 году сданы в эксплуатацию 836 квартир (общей площадью 48,8 тыс.кв.метров), или 143,6 % к годовому заданию, для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах. Этот показатель выполнен в Витебской области и значительно перевыполнен в других регионах (в Гродненской области в 2,3 раза). В Минске выполнение этого задания составило только 85,8 %.

В текущем году всего запланировано ввести в эксплуатацию 37,4 тыс. кв.метров общей площади для отселения из ветхого жилья 631 семьи (в том числе в Гродненской области – 120 семей, в г.Минске – 106 семей, в Могилевской области – 100, в Брестской – 95, в Гомельской – 80, в Минской – 70 и Витебской области – 60 семей).

Необходимо отметить, что действующее законодательство содержит ряд норм, регламентирующих порядок переселения граждан из домов, находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом, подлежащих сносу, непригодных для проживания и подлежащих переоборудованию в нежилые.

В соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса Республики Беларусь если дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу или дом (квартира) непригоден для проживания и подлежит переоборудованию в нежилой либо если дом (квартира) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом граждане выселяются из таких жилых помещений с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств. Причем, граждане, проживающие в домах, грозящих обвалом, выселяются в административном порядке по постановлению прокурора (статья 38 ЖК). Предоставление в указанных случаях жилого помещения типовых потребительских качеств осуществляется на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.

Пунктом 52 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565) предусмотрено, что если жилое помещение государственного жилищного фонда находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит сносу, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и террористических акций перестало соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признано непригодным для проживания, выселяемым гражданам по решению местного исполнительного и распорядительного органа за счет собственника жилищного фонда предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств общей площадью не менее занимаемого на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

По пункту 53 указанного Положения, если жилой дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных и (или) общественных нужд либо жилое помещение государственного жилищного фонда признано в установленном законодательством порядке не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и подлежит переводу в нежилое, лицо, которому предоставляется этот земельный участок либо предназначается подлежащее переводу в нежилое помещение, предоставляет выселяемым гражданам жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям пунктов 44–46 данного Положения, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Согласно подпункту 62.1 указанного Положения граждане, жилые помещения которых (в том числе принадлежащие на праве собственности) вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и террористических акций стали непригодными для проживания, имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Необходимо также отметить, что в соответствии с подпунктом 3.1.3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда проживание граждан в жилых помещениях, признанных не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является основанием для принятия их в установленном порядке на квартирный учет независимо от уровня обеспеченности общей площадью.

Указом Главы Государства от 3 июня 2008 года № 292 конкретизирован порядок предоставления жилых помещений выселяемым гражданам при сносе жилого дома государственного жилищного фонда в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд или при переводе жилого помещения в нежилое для случаев, когда земельный участок предоставляется организации негосударственной формы собственности либо ей предназначается жилое помещение, подлежащее переводу в нежилое (часть вторая пункта 53 Положения). В этих случаях выселяемым гражданам предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям пунктов 44 – 46 Положения, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами и другими государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение, подлежащее сносу (переводу в нежилое), за счет средств указанной организации негосударственной формы собственности, перечисляемых на эти цели, либо путем безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося у нее в собственности, в республиканскую или коммунальную собственность.

Согласно статье 104 ЖК в случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежавших или принадлежащих на момент сноса гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд указанному гражданину совместно с членами его семьи предоставляется за счет соответствующих предприятий, учреждений, организаций, которым отводится земельный участок, по выбору гражданина право на:

- получение в собственность благоустроенной квартиры, соответствующей требованиям Жилищного кодекса (в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади на одного человека; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний по списку Минздрава, сверх 15 кв. метров на одного человека предоставляется дополнительная площадь в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади);
- строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади;
- перенос и восстановление при наличии технической возможности сносимого дома, строений, сооружений и насаждений при нем;
- получение денежной компенсации за сносимый жилой дом, строения, сооружения и насаждения при нем, определяемой на основании заключения экспертизы о стоимости жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

Статьей 105 ЖК предусмотрено также, что если гражданину на праве собственности принадлежит жилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, и этот дом (жилое помещение) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит переоборудованию в нежилой или подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, то предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок, либо предназначается подлежащий переоборудованию жилой дом (жилое помещение), предоставляется этому гражданину совместно с членами его семьи в собственность жилое помещение, равноценное по благоустройству, по общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения, либо по его желанию выплачивается денежная компенсация за принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение, определенная на основании заключения экспертизы о стоимости жилого помещения.

Кроме того, для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, установлены льготы на получение государственной поддержки в случае изъявлении ими желания построить или приобрести в собственность благоустроенное жилье. Так, в соответствии с подпунктом 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» указанные граждане вне очереди включаются в списки на получение льготных кредитов. Согласно подпункту 1.11 этого Указа им предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Местные исполнительные и распорядительные органы имеют также право предоставлять гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, вне очереди субсидии на строительство и приобретение жилых помещений. При этом базовая доля субсидии указанным гражданам начисляется независимо от времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом всех остальных установленных критериев для определения величины субсидии.

Нередко ветхие дома имеют недостаточный уровень инженерного обустройства. В таких случаях, в соответствии с подпунктами 1.4 и 1.4-1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 размер платы за техническое обслуживание в домах, в которых отсутствуют горячее, холодное водоснабжение, центральное отопление может по решению облисполкомов, Минского горисполкома уменьшаться на 10 % за каждый отсутствующий вид инженерного обустройства. В жилых домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды, плата за подогрев воды, услуги централизованного водоснабжения и канализации в пределах фактического потребления объемов горячей воды, определенных по показаниям приборов индивидуального учета расхода воды, но не выше норм водопотребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, осуществляется с 10-процентной скидкой с тарифов на эти услуги, установленных законодательством Республики Беларусь.

В решении освещаемой проблемы есть и определенные организационные особенности. Дело в том, что ветхое и аварийное жилье неравномерно распределено по городам и сельским районам. Еще более неравномерно распределяется новое жилищное строительство. Поэтому может оказаться так, что там, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из непригодных для проживания помещений, как раз и недостаточно строится жилья или вообще не запланировано жилищное строительство.

Здесь очень велика роль местных исполнительных и распорядительных органов. После утверждения на республиканском уровне заданий по строительству жилья на очередной год ими разрабатываются конкретные графики строительства жилых домов с учетом всех местных особенностей, и переселение граждан из ветхих и аварийных жилых помещений должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений.

Для этих целей частично могут быть использованы и пустующие дома. По данным статистики, на 1 января 2009 г. в республике насчитывалось около 125 тыс. жилых домов (квартир) общей площадью 6,2 млн. кв. м, в которых не проживают (не прописаны) собственники и члены их семей, из них 99,7 % находилось в сельских населенных пунктах. Значительная часть этого жилья имеет не очень большой износ и может быть заселена после проведения необходимых ремонтных работ. Покупка таких домов может осуществляться по ценам значительно ниже стоимости нового строительства. Таким образом, вовлечение в оборот пустующих домов является резервом решения данной жилищной проблемы, тем более что разрешено направлять для выкупа их у собственников часть выделяемых на жилищное строительство в сельской местности льготных кредитных ресурсов.

Ликвидация ветхих и аварийных жилых домов и переселение проживающих там семей в благоустроенные жилые помещения явится конкретным проявлением заботы государства о реализации предусмотренного ст. 21 Конституции Республики Беларусь права всех граждан на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия.

Указом Главы Государства от 3 июня 2008 года № 292 конкретизирован порядок предоставления жилых помещений выселяемым гражданам при сносе жилого дома государственного жилищного фонда в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд или при переводе жилого помещения в нежилое для случаев, когда земельный участок предоставляется организации негосударственной формы собственности либо ей предназначается жилое помещение, подлежащее переводу в нежилое (часть вторая пункта 53 Положения). В этих случаях выселяемым гражданам предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям пунктов 44 – 46 Положения, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами и другими государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение, подлежащее сносу (переводу в нежилое), за счет средств указанной организации негосударственной формы собственности, перечисляемых на эти цели, либо путем безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося у нее в собственности, в республиканскую или коммунальную собственность.



Согласно статье 104 ЖК в случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежавших или принадлежащих на момент сноса гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд указанному гражданину совместно с членами его семьи предоставляется за счет соответствующих предприятий, учреждений, организаций, которым отводится земельный участок, по выбору гражданина право на:

- получение в собственность благоустроенной квартиры, соответствующей требованиям Жилищного кодекса (в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади на одного человека; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний по списку Минздрава, сверх 15 кв. метров на одного человека предоставляется дополнительная площадь в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади);
- строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади;
- перенос и восстановление при наличии технической возможности сносимого дома, строений, сооружений и насаждений при нем;
- получение денежной компенсации за сносимый жилой дом, строения, сооружения и насаждения при нем, определяемой на основании заключения экспертизы о стоимости жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

Статьей 105 ЖК предусмотрено также, что если гражданину на праве собственности принадлежит жилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, и этот дом (жилое помещение) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит переоборудованию в нежилой или подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, то предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок, либо предназначается подлежащий переоборудованию жилой дом (жилое помещение), предоставляется этому гражданину совместно с членами его семьи в собственность жилое помещение, равноценное по благоустройству, по общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения, либо по его желанию выплачивается денежная компенсация за принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение, определенная на основании заключения экспертизы о стоимости жилого помещения.

Кроме того, для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, установлены льготы на получение государственной поддержки в случае изъявлении ими желания построить или приобрести в собственность благоустроенное жилье. Так, в соответствии с подпунктом 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» указанные граждане вне очереди включаются в списки на получение льготных кредитов. Согласно подпункту 1.11 этого Указа им предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Местные исполнительные и распорядительные органы имеют также право предоставлять гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, вне очереди субсидии на строительство и приобретение жилых помещений. При этом базовая доля субсидии указанным гражданам начисляется независимо от времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом всех остальных установленных критериев для определения величины субсидии.

Нередко ветхие дома имеют недостаточный уровень инженерного обустройства. В таких случаях, в соответствии с подпунктами 1.4 и 1.4-1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 размер платы за техническое обслуживание в домах, в которых отсутствуют горячее, холодное водоснабжение, центральное отопление может по решению облисполкомов, Минского горисполкома уменьшаться на 10 % за каждый отсутствующий вид инженерного обустройства. В жилых домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды, плата за подогрев воды, услуги централизованного водоснабжения и канализации в пределах фактического потребления объемов горячей воды, определенных по показаниям приборов индивидуального учета расхода воды, но не выше норм водопотребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, осуществляется с 10-процентной скидкой с тарифов на эти услуги, установленных законодательством Республики Беларусь.

В решении освещаемой проблемы есть и определенные организационные особенности. Дело в том, что ветхое и аварийное жилье неравномерно распределено по городам и сельским районам. Еще более неравномерно распределяется новое жилищное строительство. Поэтому может оказаться так, что там, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из непригодных для проживания помещений, как раз и недостаточно строится жилья или вообще не запланировано жилищное строительство.

Здесь очень велика роль местных исполнительных и распорядительных органов. После утверждения на республиканском уровне заданий по строительству жилья на очередной год ими разрабатываются конкретные графики строительства жилых домов с учетом всех местных особенностей, и переселение граждан из ветхих и аварийных жилых помещений должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений.

Для этих целей частично могут быть использованы и пустующие дома. По данным статистики, на 1 января 2009 г. в республике насчитывалось около 125 тыс. жилых домов (квартир) общей площадью 6,2 млн. кв. м, в которых не проживают (не прописаны) собственники и члены их семей, из них 99,7 % находилось в сельских населенных пунктах. Значительная часть этого жилья имеет не очень большой износ и может быть заселена после проведения необходимых ремонтных работ. Покупка таких домов может осуществляться по ценам значительно ниже стоимости нового строительства. Таким образом, вовлечение в оборот пустующих домов является резервом решения данной жилищной проблемы, тем более что разрешено направлять для выкупа их у собственников часть выделяемых на жилищное строительство в сельской местности льготных кредитных ресурсов.

Ликвидация ветхих и аварийных жилых домов и переселение проживающих там семей в благоустроенные жилые помещения явится конкретным проявлением заботы государства о реализации предусмотренного ст. 21 Конституции Республики Беларусь права всех граждан на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия.

Ольга ЗИНКЕВИЧ
Недвижимость Белоруссии
29 июня и 6 июля 2009


Вернуться в «Снос частного сектора и ветхих домов»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостей

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by