Сообщение Toto (Admin) » Ср апр 09, 2008 12:48 pm
ЖИЛЬЕ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года № 1838/18 «О мерах по выполнению заданий на 2008 год по строительству жилых домов» поручено республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, а также другим организациям (с их согласия) обеспечить выполнение заданий по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов для их работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Всего в 2008 году планируется ввести в действие за счет средств организаций, в том числе с учетом их долевого участия в строительстве, выдачи займов работникам организаций 72,39 тыс.кв.метров общей площади жилья. По конкретным исполнителям задание распределено следующим образом: Министерство транспорта и коммуникаций – 33,2 тыс.кв.метров (в том числе Белорусская железная дорога – 32,8 тыс.кв.метров), Министерство энергетики – 18,21 тыс.кв.метров (в том числе: ГПО «Белэнерго» - 17.4, ОАО «Белтрансгаз» - 0,46 и ГПО «Белтопгаз» - 0,35 тыс.кв.метров), Белорусский государственный концерн по нефти и химии – 6,91 тыс.кв.метров, Министерство архитектуры и строительства – 4,6 тыс.кв.метров, Министерство сельского хозяйства и продовольствия – 2,0 тыс.кв.метров, Министерство связи и информатизации – 1,8 тыс.кв.метров, Министерство лесного хозяйства – 1,4 тыс.кв.метров, Министерство промышленности – 1,0 тыс.кв.метров, Белорусский республиканский союз потребительских обществ – 0,3 тыс.кв.метров и Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 0,28 тыс.кв.метров. Запланирован ввод в эксплуатацию жилья и отдельными банками: ОАО «АСБ Беларусбанк» - 2,0 тыс.кв.метров, ОАО «Белинвестбанк» - 0,45 тыс.кв.метров и ОАО «Белагропромбанк» -0,24 тыс.кв.метров.
Строительство жилых домов за счет средств предприятий и организаций является одной из основных форм внебюджетного финансирования жилищного строительства. Направление предприятиями и организациями инвестиций в жилищный сектор экономики стимулируется соответствующими нормативными документами, определяющими как порядок использования средств на эти цели, так и льготы по налогообложению.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2000 года № 82 «О мерах по обеспечению широкого привлечения средств граждан и юридических лиц на финансирование жилищного строительства» выполнение предприятиями и организациями заданий по вводу в эксплуатацию жилья должно обеспечиваться путем использования внебюджетных источников финансирования, в частности, при строительстве жилых домов:
- за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе для продажи;
- на долевых началах за счет средств граждан и организаций, выплачиваемых единовременно или поэтапно с окончательным расчетом после сдачи дома в эксплуатацию.
При этом облисполкомам и Минскому горисполкому предписывалось обеспечивать приоритетное выделение площадок для размещения жилых домов, строительство которых финансируется за счет внебюджетных источников.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 428 «О дополнительном привлечении средств организаций для финансирования жилищного строительства» рекомендовано руководителям организаций всех форм собственности обеспечивать выделение состоящим в штатах этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Эти займы могут выдаваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после осуществления налоговых и других платежей в бюджет.
Предоставление работникам займов осуществляется в порядке очередности, определяемой исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также при условии вложения ими собственных средств в строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.
В отдельных случаях займы могут выдаваться по решению трудового коллектива организации в порядке, определенном в коллективном договоре, а при отсутствии договора – в порядке, установленном совместным решением администрации и профсоюзного комитета организации, независимо от времени нахождения ее работника на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в качестве поощрения при выполнении конкретных условий – активное участие в модернизации производства, освоение новой техники, технологии, победа в конкурсах на разработку перспективных планов развития производства и т.п.
Организации, предоставившие своим работникам займы на указанные цели, а также работники, получившие такие займы, вправе использовать налоговые льготы в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством.
Правомочия предприятий и организаций в решении вопросов улучшения жилищных условий своих работников также определены законодательными актами Республики Беларусь.
Статьей 54 Жилищного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что государственные предприятия, учреждения, организации, имеющие жилищный фонд и осуществляющие жилищное строительство, предоставляют своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с Кодексом и коллективными договорами.
Пунктом 40 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565) определено, что государственные органы и другие государственные организации, имеющие жилые помещения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставляют своим работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с данным Положением, а также коллективными договорами.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы в порядке, установленном законодательством, участвуют в распределении жилья, а также средств, предназначенных для жилищного строительства, осуществляют в организациях общественный контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, использованием ведомственного и служебного жилья, общежитий, других жилых помещений. Кроме того, согласно статье 12 указанного Закона профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства по вопросам приватизации государственной собственности (в частности, жилых помещений) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Соответствующие рекомендации по созданию условий для обеспечения работников предприятий жильем даны в Методических материалах Федерации профсоюзов Беларуси по разработке коллективных договоров. В соответствии с этими рекомендациями каждое предприятие вправе разработать отдельное положение по обеспечению своих работников жильем, где закрепляются соответствующие льготы по предоставлению жилых помещений своим работникам.
В частности, макетом коллективного договора предусмотрены обязательства нанимателя по строительству жилья для работников, в том числе через УКС исполкома, хозяйственным способом, в составе ЖСК, КИЗ и в порядке долевого участия с другими организациями. Предусмотрены и обязательства по выдаче беспроцентных ссуд индивидуальным застройщикам, членам ЖСК, КИЗ и работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность, а также по предоставлению работникам одноразовых безвозмездных субсидий, займов на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений и оказанию индивидуальным застройщикам помощи строительными материалами, машинами, механизмами.
Учет по месту работы (службы) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется в государственных органах, других организациях, имеющих во владении, пользовании жилые помещения и (или) осуществляющих жилищное строительство либо принимающих в нем долевое участие (пункт 8 указанного Положения). На квартирном учете по месту работы могут находиться работники (с членами своих семей), состоящие в штате соответствующей организации. По желанию работников они могут находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий также и по их постоянному месту жительства. Установлено также, что семья вправе состоять на таком учете по постоянному месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена (пункт 9 Положения).
По ранее действовавшим Правилам (утверждены постановлением Совета Министров от 22 сентября 1999 года № 1468, в редакции постановления от 30 июня 2000 года № 988) все организации независимо от форм собственности обязаны были вести учет своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Выполнение этой обязанности не связывалось с наличием у организаций жилищного фонда или осуществлением ими жилищного строительства. Поэтому есть немало организаций, которые на законных основаниях осуществляли ведение квартирного учета по месту работы до вступления в силу Указа № 565, а потом утратили это право. Работники таких организаций, принятые на учет до изменения законодательства, должны иметь возможность реализовать в установленном порядке свое право на улучшение жилищных условий.
Необходимо отметить, что наличие у организаций жилых помещений (что по новому порядку дает основание вести квартирный учет) должно рассматриваться в широком плане, то есть не только когда у организации на балансе находятся жилые дома, но и в случаях, когда организации, не имея на своем балансе домов, имеют право распоряжаться соответствующими жилыми помещениями, заселять их. Например, в соответствии с пунктом 3 упомянутого Указа Главы государства государственные органы, другие государственные организации имеют право повторного заселения высвобождаемых жилых помещений, ранее предоставленных их работникам в домах, переданных этими органами и организациями местным исполнительным и распорядительным органам, независимо от времени передачи таких помещений.
Граждане принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их работы (службы) в установленном порядке при наличии законных оснований (пункты 3,4 и 6 Положения) по совместному решению администрации государственного органа, другой организации и профсоюзного комитета, а при его отсутствии – иного представительного органа работников.
Организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.
По действующему жилищному законодательству решение вопросов о приеме граждан на квартирный учет по месту работы не связывается с продолжительностью работы в данной организации и продолжительностью проживания в данном населенном пункте. Более того, трудовое законодательство республики не предусматривает зависимость приема на работу от наличия либо отсутствия прописки в населенном пункте, где находится данная организация. Действовавшие же ранее нормы статьи 182 Кодекса об административных правонарушениях, по которым руководитель организации мог быть оштрафован, в частности, за прием на работу иногородних граждан, не имеющих прописки в данном населенном пункте, признаны Конституционным Судом Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь и не имеющими юридической силы с 14 апреля 1999 года.
При заключении коллективных договоров могут быть, в частности, предусмотрены как льготные основания принятия работников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и порядок предоставления им жилых помещений (включая внеочередность, первоочередность, установление и перенос очередности и др.). Традиционно такие льготы предоставляются рабочим и служащим, имеющим соответствующие права при получении жилья или государственной поддержки по месту жительства, а также ветеранам, новаторам и передовикам производства, добившимся высоких показателей в труде и активно участвующим в общественной жизни.
Вопросы, связанные с определением очередности предоставления жилых помещений, могут возникать и при заключении контрактов с работниками. Пунктом 11 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками (утверждено постановлением Совета Министров от 25 сентября 1999 года № 1476) определено, что стороны могут предусмотреть в контракте дополнительные по сравнению с законодательством социально-бытовые льготы и гарантии для работника. Они могут касаться сроков предоставления жилья или оказания материальной помощи для приобретения его в собственность и т.д. Вместе с тем, наличие записи в контракте о предоставлении такой льготы не освобождает администрацию предприятия и профсоюзный комитет от включения соответствующих мер, обеспечивающих реализацию льгот, в коллективный договор.
Нормы, регулирующие наем жилых помещений в домах частного жилищного фонда (в том числе и жилищного фонда юридических лиц негосударственной формы собственности), содержатся в общей части (статьи 27, 28, 30, 31, 36, 37 и другие), а также в статье 101 Жилищного кодекса, главе 18 и статье 642 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
На практике нередко возникают вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений работникам акционерных обществ и других юридических лиц негосударственной формы собственности. В связи с этим необходимо отметить, в частности, что в соответствии со статьей 13 Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» жилищный фонд (построенные или приобретенные жилые помещения на рынке жилья, либо приобретенные по другим основаниям, допускаемым законодательством, за счет полученных обществом доходов) является собственностью общества. И в соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Республики Беларусь, поскольку акционерное общество является юридическим лицом негосударственной формы собственности, принадлежащий ему жилищный фонд относится к частному жилищному фонду.
Если у государства находится контрольный пакет акций в обществе, то оно является собственником только этих акций, но не жилищного фонда и иного имущества, приобретенного обществом за счет своих фондов. Согласно статье 16 Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» хозяйственная и социальная деятельность акционерных обществ должна осуществляться, в частности, в соответствии с порядком, определенном законодательством. Решения по социальным вопросам должны вырабатываться и приниматься органами управления акционерного общества с участием трудового коллектива.
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что жилые помещения, принадлежащие акционерному обществу, могут предоставляться работникам этого общества как на условиях договора купли продажи, так и на условиях договора найма в порядке, определенном действующим законодательством и коллективным договором.
Жилищным законодательством республики традиционно всегда предусматривалось, что вопросы учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений, как по месту жительства граждан, так и по месту работы рассматриваются с участием специальных общественных комиссий. Такие комиссии в разное время носили различные названия (в 1959 году – общественные комиссии по учету и распределению жилой площади, в 1976 году – общественные комиссии по жилищным вопросам и жилищно-бытовые комиссии ФЗМК, в 1984 году – жилищно-бытовые комиссии профсоюзных комитетов, в 1990 году – комиссии по жилищно-бытовой работе профкомов), но основная цель их создания оставалась неизменной - общественный контроль за обеспечением граждан жилыми помещениями.
Если раньше функции указанных комиссий заключались в осуществлении контроля за учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилой площади, а также ее распределением в домах государственного и общественного жилищного фонда, то с 1 июля 1999 года в соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Республики Беларусь комиссии осуществляют еще и контроль за соблюдением порядка приобретения гражданами в собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, правильностью отнесения граждан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетрудоспособных граждан.
В соответствии с Жилищным кодексом изменены и некоторые другие полномочия общественных комиссий. В связи с тем, что статьей 11 Кодекса предусмотрено право граждан самостоятельно в установленном законодательством порядке учреждать организации по строительству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, управлению и приобретению жилых помещений из Примерного положения об общественной комиссии по жилищным вопросам исключены указания об осуществлении контроля по вопросам принятия граждан на учет желающих вступить в ЖСК, включения в списки на первоочередное или внеочередное получение жилых помещений в домах ЖСК, перенесения очередности на вступление в ЖСК.
Ранее действовавшее Примерное положение об общественной комиссии распространялось только на комиссии, создаваемые при исполнительных комитетах Советов депутатов. Сейчас в соответствии со статьей 25 ЖК в действующем Примерном положении об общественной комиссии по жилищным вопросам (утверждено постановлением Совета Министров от 30 марта 2000 года № 429) определено, что такие общественные комиссии создаются не только при исполнительных и распорядительных органах, но и в организациях.
Изменение функций и расширение полномочий общественных комиссий свидетельствует о дальнейшем развитии демократических начал при решении жилищных вопросов. Вопросы осуществления общественного контроля за учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установления очередности на получение жилых помещений, их предоставления, а также другие жилищные вопросы решаются общественной комиссией на основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех материалов по каждому отдельному случаю в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением гласности. Жилищным кодексом также предусмотрено, что общественный контроль и соблюдение гласности в жилищных отношениях обеспечивается участием в работе комиссий депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.
Местные исполнительные и распорядительные органы, администрации предприятий, учреждений, организаций и соответствующие профсоюзные комитеты не вправе принимать решения по жилищным вопросам, входящим в компетенцию общественных комиссий, без заключения этих комиссий. Согласно пункту 11 Примерного положения об общественной комиссии предложения комиссии по вопросам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений рассматриваются и учитываются соответствующим исполнительным и распорядительным органом, администрацией и профсоюзным комитетом (при его наличии) организации.
В соответствии с пунктом 38 Указа Главы государства от 29 ноября 2005 года № 565 контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений в государственных органах, других организациях осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, профсоюзным комитетом, а также уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством.
Ольга ЗИНКЕВИЧ.
Недвижимость Белоруссии
4 и 25 февраля 2008
Последний раз редактировалось
Toto (Admin) Ср апр 09, 2008 5:56 pm, всего редактировалось 1 раз.