Ухудшение жилищных условий

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Ухудшение жилищных условий

Сообщение Toto (Admin) » Пт сен 11, 2009 11:09 am

Последствия намеренного ухудшения жилищных условий.

Ухудшение в определенных случаях жилищных условий граждан, обеспеченных жильем по установленным нормам, является основанием для принятия их на квартирный учет как по месту постоянного жительства, так и по месту работы (если там ведется такой учет).

К таким случаям можно отнести, в частности, увеличение состава семьи, если в результате этого обеспеченность общей площадью жилого помещения окажется менее 15 кв.метров на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в населенном пункте по месту принятия на учет.

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в их пользовании или в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.

В случае признания в установленном порядке занимаемого гражданами жилого помещения не соответствующим предъявляемым к жилым помещениям санитарным и техническим требованиям они также признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, согласно пункту 6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565), не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности, граждане в случае ухудшения ими своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров на одного человека, либо вселения в него других граждан (кроме вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей), вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью более 15 кв. метров на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте. При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет со дня ухудшения их жилищных условий.

Подобная норма содержится и в статье 46 Жилищного кодекса Республики Беларусь, где определено, что граждане, ухудшившие свои жилищные условия путем разрушения, порчи, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, отчуждения пригодного и достаточного для проживания жилого помещения, принадлежащего (принадлежавшего) им на праве собственности, вселения других лиц (кроме супруга (супруги), несовершеннолетних, нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей), не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет с момента ухудшения своих жилищных условий.

Для сравнения отметим, что в Жилищном кодексе Российской Федерации также имеется норма, устанавливающая последствия ухудшения жилищных условий. Статьей 53 кодекса определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В указанной статье не приводится конкретный перечень намеренных действий (как это сделано, например, в ст. 46 ЖК РБ), да и, по мнению специалистов-жилищников, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

В комментариях к Жилищному кодексу Российской Федерации указывается, в частности, что с учетом положений ч. 8 ст. 57 речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например, в связи с обменом. Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий.

Кроме того, ст. 81 ЖК РФ дает нанимателю жилого помещения по договору социального найма право получить жилье меньшего размера взамен занимаемого. Примечательно, что названная статья не содержит такого ограничения, как невозможность предоставить ему жилье в размере, позволяющем признать семью нуждающейся.

Статья 72 ЖК РФ предусматривает необходимость соблюдения при обмене требований ст. 70 ЖК РФ, а та, в свою очередь, не исключает ситуации, когда жилищные условия были сознательно ухудшены (согласно ч. 1 ст. 70 наймодатель может запретить, следовательно, может и разрешить вселение граждан в качестве членов семьи нанимателя, хотя после этого общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы).

Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Украинской ССР, утвержденными в декабре 1984 г. было предусмотрено (п.17), что граждане, искусственно ухудшившие жилищные условия путем обмена занимаемого жилого помещения, его порчи или разрушения, отчуждения пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома (части дома), а также граждане, у которых нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла вследствие изъятия жилого помещения, используемого для извлечения нетрудовых доходов, не принимаются на квартирный учет в течение пяти лет с момента ухудшения жилищных условий. Здесь причиной отказа в принятии на квартирный учет является неправомерное поведение указанных граждан. Причем не всякое неправомерное поведение влечет такие последствия, а лишь то, какое конкретно названо в данных Правилах.

Указанные выше последствия наступают только в тех случаях, когда в результате совершенных действий наступило ухудшение жилищных условий. Например, сам по себе факт отчуждения дома (его части), как и сам по себе факт обмена жилья или его порчи, которые не повлекли соответствующего ухудшения жилищных условий, не дают основания для применения последствий.

В действующем жилищном законодательстве Республики Беларусь последствия ухудшения жилищных условий не связываются с преднамеренностью таких действий, однако в правоприменительной практике нередко вопросы по этому поводу возникают.

В частности, это может иметь место в случаях, когда нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий возникает не в результате его действий, а была налицо до их совершения, но гражданин по каким-либо причинам не заявлял о намерении стать на квартирный учет. Например, собственник, проживающий в принадлежащем ему жилом помещении в условиях, которые давали основания для принятия его на учет (допустим при наличии определенного заболевания у члена семьи), может иметь право быть принятым на такой учет и в случае продажи или мены занимаемого ранее жилого помещения.

Отмечаются и случаи, когда нуждаемость в улучшении жилищных условий хотя и возникла после совершения намеренных действий (например, обмен жилого помещения), но не вследствие этого, а в результате более поздних событий (вступление в брак и поселение супруга, рождение ребенка и т.п.). Поскольку указанные действия (обмен и т.п.) непосредственно не вызвали нуждаемости в улучшении жилищных условий, можно сделать вывод, что не должны наступать и последствия о непринятии данной семьи на квартирный учет в течение пяти лет со дня совершения этих действий.

В соответствующей статье Жилищного кодекса Российской Федерации не случайно говорится о преднамеренности действий по ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на квартирном учете. Таким образом, отказ в постановке на учет связывается с наличием вины соответствующих лиц. Поэтому и говорится не просто об ухудшении жилищных условий, а о преднамеренном характере такого ухудшения. То есть имеется в виду умысел, сознательные действия, специально направленные на создание в обход закона права на получение жилья. Указанные обстоятельства обычно видны из самого характера таких действий и из того, что нуждаемость в улучшении жилищных условий возникает сразу же вслед за ними как непосредственный результат их совершения.

На практике имеют место и более сложные случаи, когда соответствующие действия, вызванные уважительными причинами, расцениваются как ухудшающие жилищные условия. В этих случаях только путем тщательного анализа конкретных обстоятельств можно сделать вывод о наличии или отсутствии искусственного ухудшения жилищных условий.

Ухудшение жилищных условий гражданами учитывается также при решении вопроса о предоставлении им жилых помещений. Например, в соответствии с пунктом 65 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, если в течение пяти лет до получения жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда жилищные условия гражданина ухудшились путем вселения супруги (супруга), несовершеннолетних, совершеннолетних нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей, не имеющих в собственности жилых помещений в данном населенном пункте, жилое помещение социального пользования предоставляется в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Если же в течение пяти лет до получения жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда гражданин, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения или совершил действия, приведшие к ухудшению жилищных условий путем разрушения, порчи, обмена, раздела, изменения порядка пользования жилым помещением или вселения в жилое помещение иных не указанных выше лиц, ему предоставляется жилое помещение в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи за вычетом размера жилого помещения, находившегося у него до отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Если в результате вычета размера жилого помещения, находившегося у гражданина до отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, жилое помещение социального пользования государственного жилищного фонда исходя из его размера не может быть предоставлено на весь состав семьи, то оно предоставляется гражданину, имеющему право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Факт отчуждения жилого помещения учитывается и при оказании гражданам, состоящим на квартирном учете, государственной поддержки (льготные кредиты, субсидии и др.) для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения.

Так, в соответствии с подпунктом 1.7 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений», принимаемые в расчет нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются с учетом общей площади жилого помещения, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи в населенном пункте по месту их проживания (за исключением молодых и многодетных семей, проживающих совместно с родителями в жилом помещении, находящемся в собственности родителей), а также жилого помещения, находившегося в собственности и отчужденного кредитополучателем или членами его семьи в течение трех лет до заключения кредитного договора.

В случае отчуждения кредитополучателем и (или) членами его семьи находившегося в их собственности жилого помещения в течение трех лет до заключения кредитного договора и приобретения в собственность другого жилого помещения из указанных жилых помещений учитывается жилое помещение большей площадью.

Согласно пункту 16 Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2002 г. № 555, с последующими изменениями и дополнениями) принимаемый в расчет при начислении суммы базовой доли субсидии норматив общей площади жилого помещения уменьшается на величину, представляющую собой разность между общей площадью жилого помещения, находящегося в собственности претендента на получение субсидии и членов его семьи в населенном пункте по месту их проживания или занимаемого ими по договору найма, и установленной законодательством максимальной нормой предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, причитающейся остающимся проживать в этом жилом помещении членам семьи.

Уменьшение норматива общей площади жилого помещения при начислении субсидии в указанном выше порядке производится и в случаях отчуждения претендентом на получение субсидии и членами его семьи в течение трех лет до подачи заявления на предоставление субсидии находившегося у них в собственности жилого помещения проживающим в нем членам семьи. В случае отчуждения жилого помещения другим гражданам в течение пяти лет до подачи заявления на предоставление субсидии уменьшение производится на всю площадь этого помещения.

Вместе с тем, не вычитается при начислении суммы базовой доли субсидии занимаемая общая площадь жилых помещений, не подлежащих приватизации, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, а также занимаемых по договору найма, при условии освобождения и передачи этих жилых помещений местному исполнительному и распорядительному органу по нотариально удостоверенному обязательству, а также общая площадь однокомнатных квартир, где остаются проживать члены семьи претендента на получение субсидии.

В приведенных нормах, определяющих последствия отчуждения жилых помещений при оказании гражданам, состоящим на квартирном учете, государственной поддержки (льготные кредиты, субсидии и др.) для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения, также не говорится о преднамеренности отчуждения жилья, то есть учитывается сам по себе факт отчуждения жилого помещения.

Более того, в норме об определении величины льготного кредита с учетом общей площади жилого помещения, находившегося в собственности и отчужденного кредитополучателем или членами его семьи в течение трех лет до заключения кредитного договора, не оговаривается (как это сделано в Положении, утвержденном Указом № 565 для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), что отчужденное жилое помещение должно было отвечать установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте, и что обеспеченность общей площадью в этом жилом помещении превышала 15 кв. метров на одного человека.

Ясно, что при определении величины льготного кредита и возможности его предоставления учитывается, прежде всего, наличие фактора малообеспеченности граждан, оценивается финансовое положение семьи претендента на получение кредита и возможность улучшения им жилищных условий без использования (или с минимальным использованием) льготного кредита. Но тогда логично предположить, что в таком случае должны учитываться не только отчуждаемое жилое помещение, но и другие объекты недвижимости, которые также могли быть отчуждены кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение трех лет до заключения кредитного договора.

Кстати, Положение об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2000 г. № 1955) содержит перечень учитываемого имущества (стоимость которого подлежит определению). Причем, общая стоимость заявленного учитываемого имущества для получения льготного кредита не может превышать величины двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи.

В перечень учитываемого имущества входят, в частности, жилые дома с надворными постройками, дачи и садовые домики, гаражи, хозяйственные и складские помещения, иные строения и не завершенные строительством объекты, квартиры, в том числе находящиеся в других населенных пунктах, а также их части (доли). Однако нормы о том, что должно учитываться и такое имущество, отчужденное в течение трех лет до заключения кредитного договора, в указанном Положении не содержится.

В целом же представляется, что рассмотрение изложенных вопросов и принятие по ним соответствующих решений в виде корректировки правовых норм, либо учет их при отработке новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь способствовало бы обеспечению социальной справедливости при реализации гражданами конституционного права на жилище.

Ольга ЗИНКЕВИЧ
Недвижимость Белоруссии
20 и 27 июля 2009

Аватар пользователя
zzporr
Сообщений: 2
Зарегистрирован: Пт янв 21, 2011 1:50 am
Откуда: Россия

ýòî õîðîøî

Сообщение zzporr » Пт янв 21, 2011 7:36 pm

äóìàåòñÿ ÷òî ýòî ê ëó÷øåìó ;)

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Кто же стоит в очереди на жилье?

Сообщение Toto (Admin) » Ср июн 20, 2012 9:45 am

Удивительная статистика: 70% белорусов довольны своими жилищными условиями

Любопытные данные озвучил Национальный статистический комитет. Он в мае провел выборочное обследование домашних хозяйств (семей и одиноких людей) и обнаружил: большинство (70,6%) удовлетворены своими жилищными условиями (кстати, в прошлом году таких было на 4% меньше). Еще 22% скорее не удовлетворены, и только 7,4% - совершенно не удовлетворены своим жильем.
Причем среди недовольных в городах большинство жаловалось на отсутствие отдельного жилья или на недостаток квадратных метров, а на селе - на отсутствие коммунальных удобств.
Статистика - удивительная штука. В Беларуси около 3 миллионов 870 тысяч домашних хозяйств. Значит, совсем недовольных жильем - меньше 290 тысяч, не слишком довольных - еще около 850 тысяч. А в очереди на жилье стоит больше 800 тысяч семей и отдельных граждан…
Выходит, народ стремится к собственному просторному жилью с удобствами. Но и тем, что есть, по большому счету доволен?
Источник: kp.by


Вернуться в «Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; очередь на жилье»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостей

cron

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by