Новый порядок учета нуждающихся в жилье

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Новый порядок учета нуждающихся в жилье

Сообщение Toto (Admin) » Чт июн 05, 2008 12:11 pm

В Беларуси изменен порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан

В Беларуси вносятся изменения и дополнения в положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Соответствующий указ №292 президент Беларуси подписал 3 июня, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

Документом определены особенности государственного учета жилых помещений государственного жилищного фонда, предназначенных для проживания работников дипломатических представительств и консульских учреждений Беларуси, организаций, подчиненных Управлению делами президента Беларуси, а также военнослужащих органов пограничной службы, проходящих военную службу в подразделениях, непосредственно охраняющих Государственную границу Республики Беларусь, расположенных вне закрытых территорий (пограничных комендатур, застав, постов, отделений пограничного контроля).

Указом предусматривается регистрация договоров найма жилых помещений как государственного, так и частного жилищных фондов, уточняется процедура государственной регистрации и технической инвентаризации жилых помещений, финансирования выполняемых при этом работ. Устанавливается также месячный срок заселения жилых помещений независимо от формы собственности (за исключением жилых помещений специального служебного жилищного фонда и специальных жилых помещений). При этом заселение будет происходить не после приемки дома в эксплуатацию, а после его государственной регистрации.

Кроме того, конкретизирован перечень документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, уточнены основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и вопросы предоставления жилых помещений при сносе, а также вопросы принятия на отдельный учет совершеннолетнего члена семьи, переоформление, разделение, объединение очереди.

Семьям, имеющим детей, страдающих заболеваниями, указанными в перечне Минздрава, а также неработающим одиноким инвалидам I и II группы, неработающим одиноким пенсионерам, лицам, достигшим пенсионного возраста, будут предоставляться жилые помещения социального пользования.

Работникам социально-культурной сферы, обслуживающим сельскохозяйственные организации и нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлено право постановки на учет по месту работы.

Указом также предлагается включать в состав и исключать из состава служебных незаселенные жилые помещения республиканского жилищного фонда государственных органов, иных государственных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, по решению местного исполнительного и распорядительного органа.

Вносимые указом дополнения и изменения регулируют порядок предоставления специальных жилых помещений, а также исключения из числа служебных заселенных служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, построенных сельскохозяйственными организациями государственной формы собственности за счет льготных кредитов, в случае перевода долга по льготному кредиту на гражданина, которому предоставлено служебное жилое помещение.

Документ вступает в силу через 4 месяца после его официального опубликования, за исключением некоторых пунктов, и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу, а к отношениям, возникшим до вступления его в силу, - к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления в силу указа.

По материалам сайта tut.by
4 июня 2008 » Экономика и бизнес

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Новые правила постановки на учет иногородних семей

Сообщение Toto (Admin) » Пн июл 14, 2008 5:01 pm

Новоселье после регистрации

С иногородних супругов снято 5-летнее ограничение на включение в квартирную очередь

Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений государственного жилфонда будут изменены в Беларуси с октября текущего года.

Соответствующий Указ № 292 президент Беларуси подписал 3 июня. Документом предусматривается обязательная регистрация договоров найма жилых помещений как государственного, так и частного жилищных фондов. Типовые договоры найма жилых помещений государственного и частного жилищных фондов должны утверждаться Советом министров Республики Беларусь.

В документе уточняется процедура государственной регистрации и технической инвентаризации жилых помещений, финансирования выполняемых при этом работ.

Указом сохранен месячный срок заселения свободных (освободившихся) жилых помещений государственного жилищного фонда. Однако заселение теперь будет происходить не после приемки дома в эксплуатацию, как было раньше, а после его государственной регистрации (регистрации земельного участка и здания на нем). Иной порядок заселения предусмотрен при освобождении жилых помещений специального служебного жилищного фонда, служебных жилых помещений, специальных жилых помещений.

Кроме того, в указе приводится конкретный перечень документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Подкорректированы основания принятия на квартирный учет иногородних в городе Минске. В частности, из списка прибывших в Минск из других населенных пунктов, которые в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в столице не могут быть приняты на квартирный учет, исключены супруги, нетрудоспособные и несовершеннолетние дети и нетрудоспособные родители не только нанимателя или собственника жилого помещения, но и членов семьи нанимателя (собственника). Тогда как по еще действующему положению иногородний супруг, вселенный в жилплощадь супруга-минчанина, не может быть принят на учет нуждающихся. На учет может быть принят только супруг-минчанин.

Кроме того, 5-летнее ограничение не распространяется на иногородних, прибывших в Минск на госслужбу, по распределению после окончания образования (среднего специального или высшего) за счет бюджета. Правом сразу быть принятыми на квартирный учет в Минске наделены иногородние и иных категорий, если у них в Минске постоянно проживают близкие родственники (отец, мать, дети, сестры, братья, дед, бабка, внуки.

В указе детализируются вопросы предоставления жилых помещений при сносе жилых объектов, а также вопросы принятия на отдельный учет совершеннолетних членов семьи, переоформления, разделения, объединения очереди.

По новым правилам "каждый из членов семьи (бывших членов семьи) имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от его возраста на дату постановки на учет в составе семьи названного гражданина, но не ранее даты рождения, если у него имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом член семьи (бывший член семьи) гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации по месту работы (службы), имеет право на разделение очереди в случае, если он работает (проходит службу) в данном государственном органе, другой организации".

Указ устанавливает, что жилые помещения социального пользования будут предоставляться семьям, имеющим детей, страдающих заболеваниями, указанными в перечне Минздрава, а также неработающим одиноким инвалидам I и II групп, неработающим одиноким пенсионерам и лицам, достигшим пенсионного возраста. "Под неработающими одинокими понимаются граждане, не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых договоров, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, и предпринимательскую деятельность, не имеющие трудоспособных членов семей, обязанных по закону их содержать, проживающих совместно либо в одном населенном пункте".

Работникам социально-культурной сферы, обслуживающим сельскохозяйственные организации и нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлено право постановки на учет по месту работы.

Указом также предлагается включать в состав и исключать из состава служебных незаселенные жилые помещения республиканского жилищного фонда государственных органов, иных государственных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, по решению местного исполнительного и распорядительного органа.

Вносимые указом дополнения и изменения, как отмечает пресс-служба президента, регулируют порядок предоставления специальных жилых помещений, а также исключения из числа служебных заселенных служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, построенных сельскохозяйственными организациями государственной формы собственности за счет льготных кредитов, в случае перевода долга по льготному кредиту на гражданина, которому предоставлено служебное жилое помещение.

Документом определены также особенности госучета жилых помещений государственного жилфонда, предназначенных для проживания работников дипломатических представительств и консульских учреждений Беларуси, организаций, подчиненных Управлению делами президента Беларуси, а также военнослужащих органов пограничной службы, проходящих военную службу в подразделениях, непосредственно охраняющих государственную границу Республики Беларусь, расположенных вне закрытых территорий (пограничных комендатур, застав, постов, отделений пограничного контроля).

Указ вступает в силу через 4 месяца после его официального опубликования, за исключением некоторых пунктов, и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу, а к отношениям, возникшим до вступления его в силу, — к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления в силу указа.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Белорусы и рынок
9 июня 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Новые правила учета нуждающихся в жилье

Сообщение Toto (Admin) » Вт июл 15, 2008 2:22 pm

Квартирный учет – по новым правилам

Через четыре месяца вступят в силу поправки в Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, а также еще целый ряд изменений, касающихся регулирования жилищных отношений. Все эти нововведения предусмотрены Указом главы государства от 3.06.2008 № 292, которым вносятся изменения в Указ от 29.11.2005 № 565.

Новым Указом определены особенности государственного учета жилых помещений госжилфонда, предназначенных для проживания работников дипломатических представительств и консульских учреждений Беларуси, организаций, подчиненных Управлению делами Президента, а также военнослужащих органов пограничной службы, проходящих военную службу в подразделениях, непосредственно охраняющих Государственную границу, расположенных вне закрытых территорий (пограничных комендатур, застав, постов, отделений пограничного контроля).

Документом предусматривается регистрация договоров найма жилых помещений как государственного, так и частного жилфондов, уточняется процедура госрегистрации и техинвентаризации жилых помещений, финансирования выполняемых при этом работ.

Устанавливается месячный срок заселения свободных (освободившихся) жилых помещений независимо от формы собственности (по Указу № 565 такое требование распространялось только на государственный жилфонд). При этом заселение будет происходить не после приемки дома в эксплуатацию, как это требуется сейчас, а после госрегистрации права на земельный участок и жилой дом, расположенный на данном участке (за исключением жилых помещений специального служебного жилфонда, служебных и специальных жилых помещений).

Уточнены перечень документов, необходимых для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, основания снятия с такого учета, вопросы принятия на отдельный учет совершеннолетнего члена семьи и предоставления жилых помещений при сносе, а также переоформление, разделение, объединение очереди.

Гражданам, имеющим заболевания, и гражданам, в составе семей которых имеются дети с заболеваниями, указанными в перечне, определяемом Минздравом, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с ними других лиц в одной комнате (однокомнатной квартире), а также неработающим одиноким инвалидам I и II группы, неработающим одиноким пенсионерам, лицам, достигшим пенсионного возраста, будут предоставляться жилые помещения социального пользования.

Учителям, библиотекарям, врачам и другим представителям социально-культурной сферы, постоянно проживающим на селе и обслуживающим работников сельскохозяйственных организаций, предоставлено право постановки на квартирный учет в этих сельхозорганизациях (естественно, только в том случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий).

Указом также предлагается включать в состав и исключать из состава служебных незаселенные жилые помещения республиканского жилищного фонда госорганов, иных госорганизаций, расположенных в сельских населенных пунктах, по решению местного исполнительного и распорядительного органа.

Вносимые Указом дополнения и изменения регулируют порядок предоставления специальных жилых помещений, а также исключения из числа служебных заселенных служебных жилых помещений госжилфонда, построенных сельхозорганизациями государственной формы собственности за счет льготных кредитов, в случае перевода долга по льготному кредиту на гражданина, которому предоставлено служебное жилое помещение.

Документ вступает в силу через 4 месяца после его официального опубликования и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в действие, а к отношениям, возникшим до вступления его в силу, — к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления в силу Указа.

Татьяна АБРАМОВИЧ
Экономическая газета
13 июня 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Новый порядок учета нуждающихся в жилье

Сообщение Toto (Admin) » Ср авг 27, 2008 10:14 am

Квартирный учет — по новым правилам

Указом главы государства от 3.06.2008 № 292 внесены существенные изменения и дополнения в Указ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» и в утвержденное этим Указом Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (далее — Положение). О наиболее значительных изменениях «ЭГ» попросила рассказать действительного члена МОО «Академия жилищно-коммунального хозяйства» Виктора САВИЦКОГО.

Существенная часть поправок касается порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Так, уточнена неоднозначно поднимавшаяся на практике норма о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, не имеющих в собственности или в пользовании жилых помещений в данном населенном пункте (подп. 3.1.1 Положения). В подстрочном примечании к этому подпункту пояснено, что «под отсутствием у граждан в пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, предоставленных для проживания гражданину и (или) членам его семьи по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда». Конкретизировано и понятие «в данном населенном пункте», которое заменено словами «в населенном пункте по месту принятия на учет».

Как известно, все критерии для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий в принципе подразделяются на два вида. Первый — в зависимости от уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения (менее 15 м2 на одного человека) и второй — по другим основаниям без учета уровня обеспеченности общей площадью.

В ЧАСТНОСТИ, основанием для принятия на квартирный учет по второму виду традиционно является проживание граждан в общежитиях, в служебном жилье и в качестве «квартирантов» (т. е. по договорам поднайма или найма жилых помещений соответственно в домах государственного или частного жилфонда). Сейчас такое право на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрено (подп. 3.1.6 Положения) и для тех, кто проживает в жилых помещениях социального пользования (которые так же, как и служебные, не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору поднайма). Причем из новой редакции этой нормы следует, что на квартирный учет могут быть приняты граждане, проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях социального пользования, которые не имеют в собственности другого жилого помещения (в населенном пункте по месту принятия на учет) общей площадью 15 м2 и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям

Конкретизировано и предусмотренное подп. 3.1.8 Положения основание нуждаемости в улучшении жилищных условий в случае «коммунального» заселения одной квартиры (одноквартирного жилого дома), находящихся в собственности нескольких граждан. На квартирный учет такие граждане могут быть приняты, если их собственность будет выделена в установленном порядке, т. е. произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в пользование изолированных жилых комнат.

Уточнены также нормы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, впервые вступивших в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет отдельной квартиры, а также родивших (усыновивших) и воспитывающих детей без вступления в брак, после расторжения брака или овдовевшие (и не вступившие в новый брак) и не имеющие отдельной квартиры (подп. 3.1.11 и 3.1.12 Положения). Вышеперечисленные граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они не имеют в собственности отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома и (или) не являются нанимателями отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения госжилфонда в населенном пункте по месту принятия на учет.

УКАЗОМ внесены отдельные изменения и в порядок принятия (снятия) граждан на квартирный учет. Так, наряду с другими ранее действовавшими основаниями впервые нормативно определено (п. 6 Положения), что на квартирный учет не будут приниматься граждане, ухудшившие свои жилищные условия путем переселения из благоустроенного жилых помещений (в которых они были обеспечены общей площадью более 15 м2 на одного человека) в общежития и в качестве «квартирантов» в другие жилые помещения (при заключении договора найма жилья в домах частного жилфонда или договора поднайма в домах госжилфонда). Эти граждане не принимаются на квартирный учет в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий.

Из общего правила о том, что в г. Минске не принимаются в течение 5 лет на квартирный учет граждане, прибывшие из других населенных пунктов, сделано исключение. Запрет не будет распространяться на вселенных в установленном порядке и проживающих в жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи гражданина, имеющего постоянное место жительства в г. Минске, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, получивших образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, граждан, приглашенных (назначенных на должности), в т.ч. в порядке перевода в г. Минск, на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию из других населенных пунктов, а также уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и проживавших в столице до призыва (поступления) на военную службу либо в случае проживания в г. Минске их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков.

НОВОВВЕДЕНИЕМ является и установление пятилетнего срока работы для граждан, прибывших в г. Минск из других населенных пунктов, для получения права быть принятым на квартирный учет по месту работы (службы) в организациях, расположенных в г. Минске. Это требование не распространяется на вышеперечисленных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, а также граждан, приглашенных (назначенных на должности) на работу в госорган либо иную организацию.

С ПРИНЯТИЕМ Указа № 292 устранен пробел в законодательстве в части принятия на квартирный учет работников организаций социально-культурной сферы, которые постоянно проживают и работают в сельской местности и обслуживают работников сельхозорганизаций, имеющих жилищный фонд и (или) осуществляющих строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию объектов под жилые помещения.

Строительство жилья для указанных работников наряду с работниками сельхозорганизаций было предусмотрено Указом от 30.08.2005 № 405, а постановлением Совета Министров от 19.01.2006 № 59 предписывалось сельскохозяйственным организациям с учетом потребности в трудовых ресурсах и перспективы развития организации предоставлять работникам организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений образования, обеспечивающих получение начального и общего среднего образования, участковым инспекторам милиции, состоящим в сельхозорганизациях на квартирном учете, служебные жилые дома (квартиры). В то же время на уровне Закона или Указа порядок принятия таких работников на квартирный учет в сельхозорганизациях не был урегулирован.

Поэтому п. 10 Положения дополнен частью второй, предусматривающей, что работники организаций социально-культурной сферы, обслуживающие работников сельхозорганизаций, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствующей сельскохозяйственной организации по совместному решению ее администрации и профсоюзного комитета, на основании ходатайства организации социально-культурной сферы.

Особое правило для принятия на квартирный учет установлено для граждан, уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов (п. 92 Положения). Они будут иметь право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в любом населенном пункте Беларуси (за исключением г. Минска) в течение 6 месяцев со дня увольнения. Ограничения не распространяются на уволенных с военной службы граждан, проживавших в г. Минске до призыва (поступления) на военную службу, либо в случае проживания здесь их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков).

Внесены также некоторые поправки в перечень и порядок представления документов, необходимых для принятия граждан на квартирный учет (подп. 12.1-12.7 Положения), запрашиваемых местными исполнительными и распорядительными органами у соответствующих организаций.

Дополнены нормы Положения (пп. 23-25), дающие право совершеннолетним членам семьи граждан, состоящих на квартирном учете, на разделение или объединение квартирной очереди. Если раньше такое право было предусмотрено только для граждан, состоящих на учете по постоянному месту жительства, то по новому Указу это право будут иметь и работники госорганов, других организаций, состоящие на квартирном учете по месту работы (службы).

В соответствии с внесенными изменениями уточнение данных, подтверждающих право граждан находиться на квартирном учете, будет осуществляться не только перед принятием решения о предоставлении жилого помещения, но и при включении граждан в состав организации застройщиков, члены которой осуществляют строительство (реконструкцию), приобретение жилых помещений с господдержкой, создаваемой по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов, госорганов, иных госорганизаций, либо перед заключением договора о создании объекта долевого строительства гражданином, который будет осуществлять строительство жилого помещения с господдержкой, в порядке, предусмотренном для получения документов при постановке на учет.

СУЩЕСТВЕННЫЕ дополнения внесены в нормы, определяющие случаи, когда граждане снимаются с квартирного учета (п. 31 Положения).

Во-первых, конкретизирована норма о снятии с учета граждан, когда в результате улучшения жилищных условий отпадают основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, в т.ч. в случае улучшения жилищных условий по месту работы (службы) в госоргане, другой организации, путем строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений с использованием господдержки не по месту нахождения госоргана, другой организации, в которых граждане состоят на квартирном учете, если в результате этого отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Во-вторых, предусмотрены два новых основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

добровольного волеизъявления граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 м2 на одного человека с использованием льготного кредита. При этом снятие с квартирного учета производится после госрегистрации права собственности на жилое помещение;

получения жилого помещения социального пользования госжилфонда.

Причем после снятия с квартирного учета по указанным основаниям эти граждане опять могут быть в установленном порядке приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для осуществления строительства (приобретения) жилого помещения, но уже с даты подачи заявления о принятии на такой учет.

Новые нормы, регулирующие порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вступают в силу через четыре месяца после официального опубликования Указа № 292, то есть с 7 октября 2008 г.

Экономическая газета
15 августа 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Новый порядок учета нуждающихся в жилье

Сообщение Toto (Admin) » Чт ноя 20, 2008 4:45 pm

ЗАСЕЛЕНИЕ КВАРТИР ТОЛЬКО ПОСЛЕ ГОСРЕГИСТРАЦИИ

В Беларуси изменяются правила учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Соответствующий указ № 292 Президент Беларуси подписал 3 июня.

Согласно комментариям пресс-службы Президента, документом определены особенности госучета жилых помещений государственного жилфонда, предназначенных для проживания работников дипломатических представительств и консульских учреждений Беларуси, организаций, подчиненных Управлению делами Президента Беларуси, а также военнослужащих органов пограничной службы, проходящих военную службу в подразделениях, непосредственно охраняющих Государственную границу Республики Беларусь, расположенных вне закрытых территорий (пограничных комендатур, застав, постов, отделений пограничного контроля).

Указом предусматривается регистрация договоров найма жилых помещений как государственного, так и частного жилищных фондов, уточняется процедура государственной регистрации и технической инвентаризации жилых помещений, финансирования выполняемых при этом работ. Устанавливается также месячный срок заселения жилых помещений независимо от формы собственности (за исключением жилых помещений специального служебного жилищного фонда и специальных жилых помещений). При этом заселение будет происходить не после приемки дома в эксплуатацию, а после его государственной регистрации.

Кроме того, в Указе приводится конкретный перечень документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Уточнены основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Детализируются вопросы предоставления жилых помещений при сносе, а также вопросы принятия на отдельный учет совершеннолетнего члена семьи, переоформление, разделение, объединение очереди.

Указ устанавливает, что семьям, имеющим детей, страдающих заболеваниями, указанными в перечне Минздрава, а также неработающим одиноким инвалидам I и II группы, неработающим одиноким пенсионерам, лицам, достигшим пенсионного возраста, будут предоставляться жилые помещения социального пользования.

Работникам социально-культурной сферы, обслуживающим сельскохозяйственные организации и нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлено право постановки на учет по месту работы.

Указом также предлагается включать в состав и исключать из состава служебных незаселенные жилые помещения республиканского жилищного фонда государственных органов, иных государственных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, по решению местного исполнительного и распорядительного органа.

Вносимые Указом дополнения и изменения, как отмечает пресс-служба Президента, регулируют порядок предоставления специальных жилых помещений, а также исключения из числа служебных заселенных служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, построенных сельскохозяйственными организациями государственной формы собственности за счет льготных кредитов, в случае перевода долга по льготному кредиту на гражданина, которому предоставлено служебное жилое помещение.

Документ вступает в силу через 4 месяца после его официального опубликования, за исключением некоторых пунктов, и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу, а к отношениям, возникшим до вступления его в силу, - к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления в силу указа.

Владимир ВОЛКОВ.
Недвижимость Белоруссии
2 июня 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Указ Президента №565 о регулировании жилищных отношений

Сообщение Toto (Admin) » Чт ноя 20, 2008 4:55 pm

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 ноября 2005 г. N 565

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 19.03.2007 N 128,
от 20.09.2007 N 439, от 03.06.2008 N 292, от 26.08.2008 N 445, с изм., внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 N 116)

В целях совершенствования правового регулирования учета, предоставления и использования жилых помещений государственного и частного жилищных фондов:

1. Установить, что:

1.1. по решению Президента Республики Беларусь:

- предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда в определенных им случаях;
- определяются категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, условия предоставления таких жилых помещений и пользования ими;
- определяются основания и порядок предоставления служебных жилых помещений государственного жилищного фонда;
- передаются в порядке исключения в собственность граждан служебные жилые помещения государственного жилищного фонда;
определяется порядок предоставления жилых помещений специального служебного жилищного фонда и пользования ими;
- регулируются иные жилищные отношения в соответствии с законодательными актами;

1.2. государственный учет жилых помещений государственного и частного жилищных фондов, находящихся в Республике Беларусь (далее - государственный учет), осуществляется по единой системе учета в соответствии с законодательством и включает их технический учет и ведение государственной статистики.

Государственный учет жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенных на территории иностранных государств и предназначенных для проживания работников:

- дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за границей, осуществляется Министерством иностранных дел в соответствии с законодательством;
- организаций, подчиненных Управлению делами Президента Республики Беларусь, осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый путем проведения технической инвентаризации и государственной регистрации всех видов жилых помещений государственного и частного жилищных фондов.

Порядок проведения технического учета всех видов жилых помещений государственного и частного жилищных фондов устанавливается (в части, не урегулированной законодательными актами о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним) и методическое руководство этим учетом осуществляется специально уполномоченным органом государственного управления в области государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, ведения государственной статистики - органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями в соответствии с их компетенцией;

1.3. объектами государственного учета являются жилые дома, изолированные жилые помещения <*> (далее - жилые помещения, если иное не предусмотрено настоящим Указом) государственного и частного жилищных фондов.
--------------------------------
<*> Для целей настоящего Указа под изолированным жилым помещением понимается жилое помещение, расположенное внутри жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), отделенное от других помещений дома (строения) перекрытиями, стенами, перегородками, имеющее самостоятельный вход из вспомогательного либо подсобного помещения (вестибюля, коридора, прихожей, галереи, лестничного марша или площадки, лифтового холла и т.п.) либо с придомовой территории непосредственно или через другие помещения.

Государственный жилищный фонд включает жилые помещения местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и других государственных организаций (в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда), в том числе жилые помещения социального пользования, служебные жилые помещения, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, специальные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях.

Частный жилищный фонд включает жилые помещения, находящиеся в собственности граждан или организаций негосударственной формы собственности.

Жилые помещения входят в состав государственного и частного жилищных фондов после приемки их в эксплуатацию и государственной регистрации в установленном законодательством порядке;

1.4. основной задачей государственного учета является получение достоверных данных о местонахождении, количественном и качественном составе, характеристике, виде жилых помещений (социального пользования, служебные, специальные и другие), уровне благоустройства, стоимости, собственнике или ином законном владельце, количестве проживающих в жилых помещениях, а также об изменении этих сведений;

1.5. государственный учет сведений, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта, осуществляется в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, ведение которого осуществляется республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

1.6. технический учет всех видов жилых помещений государственного и частного жилищных фондов осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, которые в установленные сроки представляют сведения о названных зарегистрированных жилых помещениях, указанные в подпункте 1.4 настоящего пункта, в республиканскую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для включения в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также в территориальные органы государственной статистики;

1.7. местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и другие государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда, организации негосударственной формы собственности, в собственности которых находятся жилые помещения:

1.7.1. осуществляют сбор первичных статистических данных об этих жилых помещениях и в установленные сроки представляют полученные данные в территориальные органы государственной статистики, ежегодно проводят инвентаризацию и обеспечивают учет жилых помещений с указанием сведений, предусмотренных подпунктом 1.4 настоящего пункта;

1.7.2. указывают в обязательном порядке в лицевых счетах, являющихся унифицированными формами первичного учета жилых помещений, вид жилого помещения, а также наименование органа или организации, которые приняли решение о предоставлении этого помещения;

1.7-1. государственная регистрация и техническая инвентаризация жилых помещений государственного жилищного фонда осуществляются за счет средств местных бюджетов, государственных организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся данные жилые помещения, а жилых помещений частного жилищного фонда - за счет средств организаций негосударственной формы собственности или граждан, в собственности которых находятся эти жилые помещения;

1.8. наймодатели жилых помещений частного жилищного фонда не могут устанавливать в договорах найма условия худшие, чем предусмотренные договорами найма жилых помещений государственного жилищного фонда;

1.9. при сносе одноквартирного (блокированного) жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежавших или принадлежащих на момент сноса гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд этому гражданину, в случае выбора им права на получение в собственность благоустроенной квартиры в соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь, предоставляется квартира, которая по общей площади должна соответствовать требованиям пунктов 44 - 46 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного настоящим Указом, с учетом самого собственника и каждого гражданина, постоянно проживающего в жилом доме, подлежащем сносу. При этом при определении размера общей площади предоставляемого жилого помещения не учитываются наниматели, а также граждане, вселившиеся в жилой дом после принятия решения о его сносе (кроме собственника, а также вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как собственника, так и членов его семьи).

2. Местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и другие государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда, обеспечивают заселение свободных (освободившихся) жилых помещений в месячный срок после государственной регистрации права на земельный участок и жилой дом, расположенный на данном участке, либо их освобождения (за исключением жилых помещений специального служебного жилищного фонда, служебных жилых помещений, специальных жилых помещений).

3. Государственные органы, другие государственные организации имеют право повторного заселения высвобождаемых жилых помещений, ранее предоставленных их работникам в домах, переданных этими органами и организациями местным исполнительным и распорядительным органам, независимо от времени передачи таких помещений.

4. Сельские, поселковые, районные в городах, городские, районные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают регистрацию договоров найма жилых помещений государственного и частного жилищных фондов (независимо от ведомственной принадлежности) в книге регистрации названных договоров.

Форма указанной книги, а также порядок ее ведения и хранения устанавливаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
Типовые договоры найма жилых помещений государственного и частного жилищных фондов утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

5. Утвердить прилагаемое Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.

(пп. 6-8 исключены)

9. Совету Министров Республики Беларусь в четырехмесячный срок:

- обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом;
- принять иные меры по реализации данного Указа.

10. Облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить:

- постоянный контроль за проведением инвентаризации, полного и достоверного государственного учета жилых помещений, а также за соблюдением порядка предоставления и использования данных помещений;
- в четырехмесячный срок приведение своих решений в соответствие с настоящим Указом.

11. Настоящий Указ вступает в силу через четыре месяца после его официального опубликования, за исключением пунктов 9, 10 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования этого Указа.

Настоящий Указ применяется к отношениям, возникшим после его принятия, а по жилищным отношениям, возникшим до его принятия, применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления в силу этого Указа.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Уточнен порядок квартирного учета

Сообщение Toto (Admin) » Чт ноя 27, 2008 1:45 pm

УТОЧНЕН ПОРЯДОК КВАРТИРНОГО УЧЕТА

Указом Главы Государства от 3 июня 2008 года № 292 внесены существенные изменения и дополнения в Указ от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» и в утвержденное этим Указом Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Значительная часть внесенных изменений и дополнений касается порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Зафиксированная нуждаемость в улучшении жилищных условий имеет весьма важное значение и является общей предпосылкой для реализации в установленном порядке права граждан на получение в пользование жилого помещения в домах государственного жилищного фонда или на получение государственной поддержки (льготные кредиты, одноразовые безвозмездные субсидии и др.) для строительства, реконструкции или приобретения жилых помещений в частную собственность. Поэтому и основания по которым признается эта нуждаемость должны иметь четкие и однозначные определения (критерии), что будет способствовать соблюдению принципа социальной справедливости в этом деле.

В этих целях с учетом анализа правоприменительной практики и внесены следующие изменения и дополнения норм, регулирующих отношения по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Уточнена, в частности, неоднозначно понимавшаяся на практике норма о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, не имеющих в собственности или в пользовании жилых помещений в данном населенном пункте (подпункт 3.1.1 Положения). В подстрочном примечании к этому подпункту пояснено, что под отсутствием у граждан в пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, предоставленных для проживания гражданину и (или) членам его семьи по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда. Конкретизировано и понятие «в данном населенном пункте», которое заменено словами «в населенном пункте по месту принятия на учет».

Как известно, все критерии для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий в принципе подразделяются на два вида. Первый – в зависимости от уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения (менее 15 кв. метров на одного человека) и второй – по другим основаниям без учета уровня обеспеченности общей площадью.

В частности, основанием для принятия на квартирный учет по второму виду традиционно является проживание граждан в общежитиях, в служебных жилых помещениях и в качестве «квартирантов» (т.е. по договорам поднайма или найма жилых помещений соответственно в домах государственного или частного жилищного фонда граждан). Сейчас такое право на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрено (подпункт 3.1.6 Положения) и для граждан, проживающих в жилых помещениях социального пользования (которые, также как и служебные жилые помещения, не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору поднайма). Причем, из новой редакции этой нормы следует, что на квартирный учет проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях социального пользования могут быть приняты граждане, не имеющие в собственности другого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общей площадью 15 кв.метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

Конкретизировано и предусмотренное подпунктом 3.1.8 Положения основание нуждаемости в улучшении жилищных условий в случае «коммунального» заселения одной квартиры (одноквартирного жилого дома), находящихся в собственности нескольких граждан. На квартирный учет такие граждане могут быть приняты если их собственность будет выделена в установленном порядке, т.е. произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в пользование изолированных жилых комнат.

Уточнены также нормы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, впервые вступивших в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет отдельной квартиры, и родивших (усыновивших) и воспитывающих детей без вступления в брак, после расторжения брака или овдовевшие (и не вступившие в новый брак) и не имеющих отдельной квартиры (подпункты 3.1.11 и 3.1.12 Положения). Указанные граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий если они не имеют в собственности отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома и (или) не являются нанимателями отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда в населенном пункте по месту принятия на учет.

Указом внесены отдельные изменения и в порядок принятия (снятия) граждан на квартирный учет. Так, наряду с другими, ранее действовавшими основаниями, впервые нормативно определено (пункт 6 Положения), что на квартирный учет не будут приниматься граждане, ухудшившие свои жилищные условия путем переселения из благоустроенных жилых помещений (в которых они были обеспечены общей площадью более 15 кв. метров на одного человека) в общежития и в качестве «квартирантов» в другие жилые помещения (при заключении договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда). При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий.

Из общего правила о том, что в г.Минске не принимаются в течение 5 лет на квартирный учет граждане, прибывшие из других населенных пунктов, сделано исключение. Этот запрет не будет распространяться на вселенных в установленном порядке и проживающих в жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи гражданина, имеющего постоянное место жительства в г.Минске, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, получивших образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, граждан, приглашенных (назначенных на должности), в том числе в порядке перевода в г.Минск, на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию из других населенных пунктов, а также уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и проживавших в г.Минске до призыва (поступления) на военную службу либо в случае проживания в г.Минске их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков.

Нововведением является и установление 5-летнего срока работы граждан, прибывших в г. Минск из других населенных пунктов, для получения права быть принятым на квартирный учет по месту работы (службы) в организациях, расположенных в г.Минске. Это требование не распространяется на вышеуказанных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, а также граждан, приглашенных (назначенных на должности) на работу в государственный орган либо иную организацию.

С принятием Указа № 292 устранен пробел в законодательстве в части принятия на квартирный учет работников организаций социально-культурной сферы, постоянно проживающих и работающих в сельской местности, обслуживающих работников сельскохозяйственных организаций, имеющих жилищный фонд и (или) осуществляющих строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию объектов под жилые помещения.

Строительство жилья для указанных работников наряду с работниками сельскохозяйственных организаций было предусмотрено Указом от 30 августа 2005 г. № 405, а постановлением Совета Министров от 19 января 2006 г. № 59 предписывалось сельскохозяйственным организациям с учетом потребности в трудовых ресурсах и перспективы развития организации предоставлять работникам организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений образования, обеспечивающих получение начального и общего среднего образования, участковым инспекторам милиции, состоящим в сельскохозяйственных организациях на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, служебные жилые дома (квартиры). В то же время на уровне Закона или Указа не был урегулирован порядок принятия таких работников на квартирный учет в сельскохозяйственных организациях.

Поэтому пункт 10 Положения дополнен частью второй, предусматривающей, что работники организаций социально-культурной сферы, обслуживающие работников сельскохозяйственных организаций, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствующей сельскохозяйственной организации по совместному решению администрации и профсоюзного комитета этой организации, на основании ходатайства организации социально-культурной сферы.

Особое правило для принятия на квартирный учет установлено для граждан, уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов (пункт 9-2 Положения). Они будут иметь право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в любом населенном пункте Республики Беларусь (за исключением г.Минска) в течение шести месяцев со дня увольнения. Ограничения в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске не распространяются на граждан, уволенных с военной службы, проживавших в г.Минске до призыва (поступления) на военную службу, либо в случае проживания в г.Минске их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков).

Внесены также некоторые изменения и дополнения в перечень и порядок представления документов, запрашиваемых местными исполнительными и распорядительными органами у соответствующих организаций, необходимых для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (подпункты 12.1-12.7 Положения).

Дополнены нормы Положения (пункты 23-25), дающие право совершеннолетним членам семьи граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на разделение или объединение квартирной очереди. Если раньше такое право было предусмотрено только для граждан, состоящих на учете по постоянному месту жительства, то по новому Указу это право будут иметь и работники государственных органов, других организаций, состоящие на квартирном учете по месту работы (службы).

В соответствии с внесенными изменениями уточнение данных, подтверждающих право граждан находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет осуществляться не только перед принятием решения о предоставлении жилого помещения, но и при включении граждан в состав организации застройщиков, члены которой осуществляют строительство (реконструкцию), приобретение жилых помещений с государственной поддержкой, создаваемой по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов, государственных органов, иных государственных организаций, либо перед заключением договора о создании объекта долевого строительства гражданином, который будет осуществлять строительство жилого помещения с государственной поддержкой, в порядке, предусмотренном для получения документов при постановке граждан на учет.

Существенные дополнения внесены в нормы, определяющие случаи, когда граждане снимаются с квартирного учета (пункт 31 Положения).

Во-первых, конкретизирована норма о снятии с учета граждан, когда в результате улучшения жилищных условий отпадают основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе в случае улучшения жилищных условий по месту работы (службы) в государственном органе, другой организации, путем строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений с использованием государственной поддержки не по месту нахождения государственного органа, другой организации, в которых граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, если в результате этого отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Во-вторых, предусмотрены два новых основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

- добровольного волеизъявления граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв.метров на одного человека с использованием льготного кредита. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение;
- получения жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Причем, после снятия с квартирного учета по указанным основаниям эти граждане опять могут быть в установленном порядке приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для осуществления строительства (приобретения) жилого помещения, но уже с даты подачи заявления о принятии на такой учет.

Все предусмотренные Указом № 292 новые нормы, регулирующие порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вступают в силу через четыре месяца после его официального опубликования («Советская Белоруссия», 6 июня 2008 г.).

Внесение очередных изменений и дополнений в порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлено в целях совершенствования жилищного законодательства и будет способствовать соблюдению принципа социальной справедливости при реализации гражданами конституционного права на жилище.

Ольга ЗИНКЕВИЧ.
Недвижимость Белоруссии
23 июня 2008
Последний раз редактировалось Toto (Admin) Чт дек 18, 2008 3:33 pm, всего редактировалось 1 раз.

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Предоставление жилых помещений

Сообщение Toto (Admin) » Пт ноя 28, 2008 5:15 pm

Комментарий к Указу Президента №565

Новое в порядке предоставления гражданам жилых помещений. Наряду с корректировкой порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (см. комментарий в НБ за 30.06.2008), Указом Главы Государства от 3 июня 2008 г. № 292 внесены существенные изменения и дополнения в порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Уточнены, в частности, отдельные нормы общего порядка предоставления гражданам жилых помещений, а также предоставления жилых помещений социального пользования, служебных жилых помещений и специальных жилых помещений (главы 2-4 и 6 Положения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565).

Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда

Положение дополнено нормой (часть вторая пункта 40), закрепляющей право государственных сельскохозяйственные организаций, имеющих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения и (или) осуществляющих строительство (реконструкцию) жилых помещений, реконструкцию объектов под жилые помещения, предоставлять жилье не только своим работникам, но и работникам организаций социально-культурной сферы. Таким работникам, постоянно проживающим и работающим в сельской местности и состоящим в соответствующей (сельскохозяйственной) организации на квартирном учете, жилые помещения должны предоставляться в соответствии с указанным Положением, коллективными договорами и иными законодательными актами.

Исключение из общего правила о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда во владение и пользование по норме в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 44 Положения) распространено на служебные жилые помещения и при выселении граждан, если жилое помещение государственного жилищного фонда находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит сносу, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и террористических акций перестало соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признано непригодным для проживания. В этих случаях выселяемым гражданам по решению местного исполнительного и распорядительного органа за счет собственника жилищного фонда должно предоставляться жилое помещение типовых потребительских качеств общей площадью не менее занимаемого на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Изначально указанное исключение из общего правила применялось только при предоставлении жилых помещений в общежитии, специальных жилых помещений, жилых помещений, предоставляемых при выселении граждан, уклоняющихся от внесения платы за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда, платы за техническое обслуживание, отчислений на капитальный ремонт жилого дома и платы за коммунальные услуги, жилых помещений, предоставляемых при выселении граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, установленных законодательными актами.

Конкретизирован порядок предоставления жилых помещений выселяемым гражданам при сносе жилого дома государственного жилищного фонда в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд или при переводе жилого помещения в нежилое для случаев, когда земельный участок предоставляется организации негосударственной формы собственности либо ей предназначается жилое помещение, подлежащее переводу в нежилое (часть вторая пункта 53 Положения). В этих случаях выселяемым гражданам предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям пунктов 44 – 46 Положения, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами и другими государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение, подлежащее сносу (переводу в нежилое), за счет средств указанной организации негосударственной формы собственности, перечисляемых на эти цели, либо путем безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося у нее в собственности, в республиканскую или коммунальную собственность.

Предоставление жилых помещений социального пользования

Как известно, право на получение в установленном порядке жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда (глава 3 Положения) имеют как отдельные категории граждан независимо от дохода в их семьях и имущественного положения (например, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, дети-сироты и некоторые другие), так и категории граждан, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и которые располагают заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования на одного члена семьи (15 кв.метров).

По первой категории уточнения коснулись нормы для граждан, имеющих заболевания (подпункт 62.2). Эта норма дополнена гражданами, в составе семей которых имеются дети, имеющие заболевания. Указанные в данном подпункте лица могут претендовать на получение в установленном порядке жилых помещений социального пользования, только если они имеют заболевания, перечисленные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с ними других лиц в одной комнате (однокомнатной квартире).

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования независимо от дохода в их семьях и имущественного положения, дополнен (подпункт 62.81) неработающими одинокими инвалидами I и II группы, кроме указанных в подпунктах 62.8 и 62.9.1 Положения. В данном случае под неработающими одинокими понимаются граждане, не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых договоров, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, и предпринимательскую деятельность, не имеющие трудоспособных членов семей, обязанных по закону их содержать, проживающих совместно либо в одном населенном пункте.

К указанной категории граждан отнесены (подпункт 62.82) и неработающие одинокие пенсионеры, лица, достигшие пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет).

По второй категории (граждане, имеющие право на получение жилых помещений социального пользования в зависимости от дохода в их семьях и имущественного положения) внесены соответствующие корректировки в нормы, содержащиеся в подпунктах 62.9.1 и 62.9.2 Положения. Речь идет об инвалидах I и II группы, пенсионерах, лицах, достигших пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет). Из их числа по данной категории лиц исключены вышеуказанные неработающие одинокие инвалиды и пенсионеры, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС, которым предоставлено право на получение жилых помещений социального пользования независимо от дохода в их семьях и имущественного положения.

Указом № 292 уточнены также нормы, регламентирующие порядок использования жилого помещения социального пользования в случае выезда его нанимателя на постоянное проживание в другое жилое помещение либо его смерти (пункт 67 Положения).

По общему правилу в таких случаях, если проживающие совместно с нанимателем трудоспособные совершеннолетние члены его семьи не имели в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, с одним из них заключался договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда сроком на 3 года. В течение указанного срока гражданам, проживающим в данном жилом помещении, предоставлено внеочередное право в улучшении жилищных условий путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с государственной поддержкой. По истечении трехлетнего срока проживающие в этом жилом помещении граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Из указанного правила сделано исключение для трудоспособных совершеннолетних членов семьи, вселившихся в жилое помещение социального пользования вместе с нанимателем, которому данное жилое помещение было предоставлено до вступления в силу Указа от 29 ноября 2005 г. № 565 (8 апреля 2006 г.), и при получении которого он сдал местным исполнительным и распорядительным органам или другим государственным организациям занимаемое ранее жилое помещение. В случае смерти такого нанимателя с одним из трудоспособных совершеннолетних членов его семьи заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда (часть седьмая пункта 67 Положения).

Предоставление служебных жилых помещений.

Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 292 внесен ряд изменений и дополнений в порядок предоставления и использования служебных жилых помещений (глава 4 Положения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565).

Установлено особое правило включения и исключения из числа служебных жилых помещений для незаселенных жилых помещений республиканского жилищного фонда, находящихся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного органа, иной государственной организации, расположенных в сельских населенных пунктах. В отличие от общего правила, когда незаселенные жилые помещения республиканского жилищного фонда включаются в состав служебных жилых помещений и исключаются из состава служебных жилых помещений по решению Президента Республики Беларусь, вышеназванные незаселенные жилые помещения будут включаться в состав и исключаться из состава служебных жилых помещений по решению местного исполнительного и распорядительного органа на основании ходатайства государственного органа, иной государственной организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда (часть четвертая пункта 73 Положения).

По общему правилу заселенные служебные жилые помещения не подлежат исключению из числа служебных (кроме особых случаев, установленных законодательными актами). В дополнение к этому правилу предусмотрено, что заселенные служебные жилые помещения государственного жилищного фонда, построенные сельскохозяйственными организациями государственной формы собственности за счет льготных кредитов, в случае перевода в соответствии с законодательными актами долга по таким кредитам на граждан, которым предоставлены эти служебные жилые помещения, подлежат исключению из состава служебных жилых помещений по решению соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа до заключения договора перевода долга (часть вторая пункта 73 Положения).

Напомним, что возможность перевода долга по такому кредиту предусмотрена подпунктом 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2005 г. № 405 "О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях".

В разработанном ОАО «Белагропромбанк» Порядке перевода долга по льготному кредиту, полученному сельскохозяйственными организациями, предусмотрено, что сельскохозяйственная организация, а также юридическое лицо, имеющее филиал или иное обособленное подразделение, осуществляющее предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, получившие в отделениях ОАО «Белагропромбанк» кредит на строительство жилого дома (квартиры), может осуществлять перевод задолженности, возникшей из кредитных договоров, заключенных с банком в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1996 г. № 346 "О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе" и от 1 марта 2004 г. № 123 "О дополнительных мерах по жилищному строительству на селе и об источниках его финансирования", на граждан, проживающих в этих жилых помещениях.

Перевод долга допускается на гражданина (с учетом его платежеспособности), которому данный дом (квартира) предоставлен для проживания, и производится по заявлению гражданина с согласия банка на срок до 40 лет с уплатой 3 процентов годовых за пользование этим кредитом. Погашение задолженности по данному кредиту и выплата процентов за пользование им осуществляется равными долями в течение периода погашения кредита. Проценты, начисленные за пользование льготным кредитом сельхозорганизацией до заключения договора перевода долга, уплачиваются этой сельхозорганизацией. Максимальный срок, на который осуществляется перевод долга на гражданина, исчисляется с момента получения сельхозорганизацией кредита на строительство жилого помещения. Обеспечением своевременного возврата льготного кредита по договору перевода долга и выплаты процентов за пользование им являются: поручительства сельхозорганизации, иного юридического лица и платежеспособных физических лиц (не менее двух), а также залог жилого помещения в порядке, установленном законодательством.

Указом № 292 уточнена и норма о том, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору поднайма (пункт 75 Положения). В новой редакции она дополнена условием – «если иное не установлено Президентом Республики Беларусь».

Например, пунктом 8 Указа от 19 марта 2007 г. № 128 было установлено, что служебные жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные в установленном порядке до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (с 8 апреля 2006 г.), до 1 января 2008 г. передаются по письменным заявлениям в собственность на возмездной основе (с учетом установленных Указом № 128 особенностей) судьям и прокурорским работникам, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, в том числе уволенным в запас (отставку), гражданам, не подлежащим выселению из служебных жилых помещений государственного жилищного фонда без предоставления им других жилых помещений в случаях, предусмотренных законодательными актами.

По аналогии с жилыми помещениями государственного жилищного фонда, занимаемыми гражданами на условиях обычного договора найма, установлен порядок заселения освобождающихся комнат в служебной квартире при ее «коммунальном» заселении (пункт 76 1 Положения). В то же время, в отличие от порядка, предусмотренного для «коммунального» заселения квартир по обычному договору найма (пункт 55 Положения) если в служебном жилом помещении в виде квартиры, заселенном двумя и более нанимателями по договору найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда, освободилась жилая комната, занимаемая одним из этих нанимателей, данная жилая комната может быть предоставлена в установленном порядке нанимателю другой жилой комнаты (комнат) по его заявлению (одному из нанимателей с учетом даты подачи ими заявлений) в пользование. То есть, освободившаяся комната, как служебное жилое помещение сохраняет свой статус (она не может быть исключена из состава служебных жилых помещений и предоставлена на условиях обычного договора найма, либо по договору купли-продажи).

Важным является и то, что среди новых норм в Положении содержится и дополнительное регулирование отношений, связанных с сохранением права пользования служебным жилым помещением и выселением из него.

Конкретизировано, в частности, содержащееся в части второй пункта 77 Положения, требование о том, что в случае получения (приобретения) нанимателем служебного жилого помещения в данном населенном пункте иного жилого помещения договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда расторгается, а проживающие в этом жилом помещении граждане подлежат выселению в судебном порядке. В новой редакции этого пункта указано, что выселение из служебного жилого помещения может иметь место, если общая площадь полученного нанимателем служебного жилого помещения в данном населенном пункте иного жилого помещения (отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям) будет более 15 кв.метров на одного человека.

Расширены и дополнены права нанимателей служебных жилых помещений в случае их перевода на работу в другую местность (часть шестая пункта 77 Положения). По ранее действовавшему правилу при переводе таких нанимателей с предоставлением служебного жилого помещения в другой местности служебное жилое помещение по основному месту проживания сохранялось за ними на срок не более 3 лет.

Новой редакцией части шестой пункта 77 Положения предусмотрено, что при переводе нанимателя жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда на работу в другую местность (при избрании на выборную должность в государственный орган) с предоставлением ему служебного жилого помещения служебное жилое помещение по постоянному месту проживания может быть сохранено за ним по заявлению нанимателя на срок не более 3 лет (в случае выезда нанимателя служебного жилого помещения на временное проживание в другой населенный пункт в связи с избранием на выборную должность в государственный орган – на срок не более 4 лет). При этом наниматель служебного жилого помещения, которое за ним сохранено и в котором не остались проживать члены его семьи, производит плату за пользование жилым помещением, его техническое обслуживание, тепловую энергию и отчисления на капитальный ремонт по установленным законодательством ставкам (тарифам).

Ольга ЗИНКЕВИЧ.
Недвижимость Белоруссии
14 и 21 июля 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Учет имеющейся жилплощади для постановки на учет

Сообщение Toto (Admin) » Пн дек 01, 2008 5:15 pm

Мы проживаем в двухкомнатной неприватизированной квартире. Обеспеченность жильем семьи (4 чел.) составляет менее 15 кв. метров на одного человека. Но на квартирный учет нас не ставят, так как мужу достался от родителей старый, ветхий дом в нашем городе. Правильно ли поступает исполком, отказывая нашей семье в постановке на квартирный учет? (А.Шаталина, Минская обл.)

Порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий регламентирован Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 г. № 565.

По общему правилу на квартирный учет принимаются граждане, обеспеченность которых общей площадью жилого помещения, где они проживают, на одного члена семьи составляет менее 15 кв. метров.

При этом в соответствии с подпунктом 3.1.2 Положения обеспеченность общей площадью определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений‚ находящихся в данном населенном пункте в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, пунктом 4 Положения установлено, что граждане, имеющие в собственности в данном населенном пункте жилые помещения, в которых они не проживают, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, за исключением случаев, если при вселении в эти жилые помещения они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий. Поэтому, если в сумме общая площадь у семьи превышает 60 кв. метров, то исполком вправе отказать в постановке данной семьи на квартирный учет.

Вместе с тем при рассмотрении данного вопроса необходимо иметь в виду, что одним из оснований для принятия на учет (независимо от уровня обеспеченности общей площадью) является проживание в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (подпункт 3.1.3 Положения). Поэтому, если (как это указано в письме) дом, полученный по наследству, является ветхим, то он может быть в установленном порядке признан не соответствующим установленным санитарным и техническим требованиям, и семья будет иметь законное основание для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. В этом случае соответствующее решение исполкома должно прилагаться к заявлению о принятии семьи на квартирный учет.

Ольга Зинкевич
Недвижимость Беларуси
28 июля 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Постановка на квартирный учет иногородних

Сообщение Toto (Admin) » Пт дек 05, 2008 10:45 am

Как известно, г.Минск имеет свои особенности учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нас интересует, коснулись ли внесенные в последнее время изменения в правила постановки на квартирный учет иногородних граждан, работающих на столичных предприятиях и в организациях? (Г.Соловьев, г.Минск)

Действительно, такие особенности имеются. В частности, согласно пункту 6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565, в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20 сентября .2007 г. N 439) не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, прибывшие в г.Минск из других населенных пунктов, в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в г.Минске.

Указом Главы государства от 3 июня 2008 г. № 292 из общего правила о том, что в г.Минске не принимаются в течение 5 лет на квартирный учет граждане, прибывшие из других населенных пунктов, сделано исключение.

При сохранении общего правила о 5-летнем сроке постоянного проживания, это ограничение не будет распространяться на вселенных в установленном порядке и проживающих в жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи гражданина, имеющего постоянное место жительства в г.Минске, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, получивших образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, граждан, приглашенных (назначенных на должности), в том числе в порядке перевода в г.Минск, на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию из других населенных пунктов, а также уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и проживавших в г.Минске до призыва (поступления) на военную службу либо в случае проживания в г.Минске их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков.

Нововведением является и установление 5-летнего срока работы граждан, прибывших в г. Минск из других населенных пунктов, для получения права быть принятым на квартирный учет по месту работы (службы) в организациях, расположенных в г.Минске. Это требование не распространяется на вышеуказанных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, а также граждан, приглашенных (назначенных на должности) на работу в государственный орган либо иную организацию.

Новые нормы, регулирующие порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вступают в силу через четыре месяца после официального опубликования Указа № 292 («Советская Белоруссия», 6 июня 2008 г.).

Ольга ЗИНКЕВИЧ
Недвижимость Белоруссии
6 октября 2008


Вернуться в «Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; очередь на жилье»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by